Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Хазарейцы. Потерянные монголы Афганистана, Пакистана и Ирана, о которых помнят в Монголии


Подготовленный нами очерк о хазарейцах, включает аудиофайл русского вещания «Голоса Монголии» с ностальгической песней и кратким комментарием о хазарейском народе, а также высказывания хазарейцев и монголов о связи этих этносов.

Кадр из современного хазарейского юмористического фильма «Hazaragi Drama Telefone Jebi». (Кадр Portalostranah.ru).
Кадр из современного хазарейского юмористического фильма «Hazaragi Drama Telefone Jebi». (Кадр Portalostranah.ru).

Хазарейцы, как гласит общепринятая теория происхождения этого народа, являются потомками монгольских воинов Чингисхана, оставленных монголами ок. 800 лет назад, в период монгольского завоевания на этих земель.

 

Англоязычное наименование хазарейцев hazara people, от hazār с персидского слова, означающего «тысяча», которое, по мнению исследователей, может отсылать к наименованию монгольских частей.

 

В войсках Монгольской империи «тысяча» являлась боевой единицей, по количеству уступавшей только наиболее крупной из единиц, называемой «тумэн» (Түмэн, в русской версии также известен как «тьма» (темник, и город Тюмень в России производные от слова «тумэн»).

 

Хазарейцы / численность

 

Всего около 6 миллионов:

В Афганистане ок. 2 млн. 500 тыс. чел.

В Пакистане ок. 1 млн. чел.

В Иране ок. 1 млн. чел.

Также новые крупные диаспоры хазарейцев присутствуют на Западе: в Европе, США, Канаде, Австралии;

Несмотря на то, что ряд исследователей рассматривают версию о происхождении хазарейцев от местного индоевропейского народа кушан, большинство все-таки придерживаются «монгольской версии» происхождения хазарейцев.

 

В Монголии не забывают хазарейцев. В нашем аудиофайле № 1 (ниже) вы можете послушать фрагмент передачи русского вещания радиостанции «Голос Монголии» от 08/04/2012 в записи Мониторинга Portalostranah.ru с песней монгольского певца Жавхлана «Мой дорогой край...».



Радио «Голос Монголии» так представило эту песню:

 

«Хазарейцы — народ, живущий в Афганистане и Иране.

 

Говорят на языке, близком к дари, имеющем много заимствований из монгольских языков.

 

Это потомки военных поселенцев, оставленных Чингисханом и его преемниками.

 

Продолжает нашу передачу заслуженный артист Монголии Жавхлан. Он поет о хазарейцах, об их печальной судьбе полной горечи и страданий». Конец цитаты по передаче монгольского иновещания.

 

А так звучит хазарейский язык. Звуковой фрагмент из современного хазарейского юмористического фильма «Hazaragi Drama Telefone Jebi» в нашем аудиофайле № 2:

 



О хазарейском языке мы поговорим чуть ниже, а пока об области Хазараджат.

Область Хазараджат

 

Итак, хазарейцы — народ, живущий в Афганистане и Иране, но также и в Пакистане. Но исторической родиной хазарейцев является географическая область Хазараджат (Hazarajat, Hazaristan) в горном районе западной оконечности Гиндукуша, в центральной части нынешнего Афганистана.

 

Часть территории Хазараджат занимает провинция Бамиан (Bamyan), где большинство населения (около 60%) также составляют хазарейцы (Название Бамиан ведет свое происхождение от санскритского varmayana — «цветной», в честь одного из когда-то существовавших здесь буддийских монастырей).

 

Родина хазарейцев - географическая область Хазараджат в центре Афганистана. Красным на карте выделены еще два ключевых для хазарейцев места - афганская провинция Бамиан (в Хазараджате) и город Кветта в Пакистане.
Родина хазарейцев - географическая область Хазараджат в центре Афганистана. Красным на карте выделены еще два ключевых для хазарейцев места - афганская провинция Бамиан (в Хазараджате) и город Кветта в Пакистане.

Дискуссии

хазарейцев и вокруг хазарейцев

 

«Хазареец в Монголии»

 

Интересные замечания о хазарейцах и монголах можно встретить на англоязычном блоге hazarainmongolia.wordpress.com молодого студента-хазарейца в Монголии, который приехал туда на пять лет на учебу по курсу антропологии и истории культуры из афганского Хазараджата. А частности этот студент пишет в разделе о себе:

 

«Я хазарейский студент по имени Аббас, ныне живу и учусь Монголии.

Хазарейцы являются этнической группой, проживающей, в основном, в Хазараджате, сегодняшнем регионе Афганистана.

 

В западных учебниках истории и в сообщениях СМИ о хазарейцах приводится основная антропологическая теория о том, что свое происхождение хазарейцы ведут от монголов. Но нет еще определенных выводов и надежных научных трудов о происхождении хазарейцев. Существуют разногласия между и учеными-хазарейцами и интеллигенцией по этому вопросу. Некоторые отрицают свое происхождение от монголов, в то время как многие ученые подтверждают его. Но большинство хазарейцев считают, что хазарейский народ является (смешанным) тюрко-монгольским народом».

 

Сходство некоторых блюд

 

Аббас пишет (в 2009 году) о похожих блюдах в Хазараджате, и в Монголии:

 

«Есть много такой же пищи, которую готовят в сельской местности Монголии, как и у нас — в Хазараджате. Например, здесь Qadid (вяленое мясо) и Quroot (твердый творог) являются также очень распространенным явлением».

 

Высказывания пользователей в комментариях  к блогу hazarainmongolia.wordpress.com:

 

О сходных словах в персидском (фарси), на разновидности которого (дари) говорят хазарейцы, и в монгольском:

 

blackmamba (в 2009 году):

 

«tavlay (кролик на фарси) и tuulai (кролик в современном монгольском) (в старомонгольском это было tovlai)».

 

И еще множество примеров схожих слов двух языков приводят пользователи...

 

О родимых пятнах у хазарейцев и монголов:

 

Абдулла (в 2009 году):

 

«Когда мой сын родился в больнице в Австралии, то врач поинтересовалась: «Ты монгол?»

 

Ответил: «Я монгольской крови, но хазареец из Афганистана».

 

Тогда доктор сказала: «Ваш сын несет знак монголов на спине, в виде синего участка в нижней ее части». (Отмечу, что позднее синева исчезла, когда ребенку было между двумя и тремя годами).

 

В том разговоре я спросил врача: «Этот знак является своеобразной «монгольской маркой?»

 

Она ответила, что только монголы и еще иногда корейцы имеют такую ​​родинку, и она исчезает, когда ребенку от 2 до 3 лет. Есть такая вещь в Монголии?»

 

bilgoon (в 2009 году) в ответ Абдулле:

 

«Абдулла, да, все монгольские дети рождаются с синими пятнами, которые исчезают, когда детям исполняется около 2-3 лет. Некоторые другие этнические группы, как некоторые индейские племена в Северной Америке, а также венгры и т.д. имеют при рождении «монгольский знак».

 

О дискриминации хазарейцев и их связи с Монголией

 

blackmamba ( в 2009 году):

 

«Мы, монголы, должны понимать, что идея происхождения хазарейцев от монголов, которая популяризуется сейчас среди хазарейцев, станет еще одним основанием для дискриминации афганских хазарейцев в Афганистане.

 

Уже сейчас они сталкиваются с дискриминацией со стороны талибов, пуштунов и других. Кажется, они не нуждаются в этой идее в данный неопределенный момент их истории, когда они борются за свою легитимность и равноправие. Сами хазарейцы должны решать вопрос о своем происхождении.

 

Что касается монголов, то не всем монголам нравится идея об общем происхождении с хазарейцами. Есть люди, которые имеют противоположные взгляды, или просто люди, которых совсем не интересуют хазарейцы.

 

Монголы, как и хазарейцы, узнали о наших связях по крови только в последние несколько лет. Несколько документальных фильмов на эту тему было показано по телевидению здесь (в Монголии).

 

С помощью этих и других документальных источников информации, многие монголы, как и другие люди по всему миру, узнали больше о хазарейцах, и были расстроены обращением с хазарейцами в Афганистане и трудностями, с которыми они сталкиваются, в большой степени, из-за их возможных связей с монголами. Ввиду этого (в Монголии) проявляется все больше и больше симпатий к хазарейцам, и многие хотят помочь им настолько, насколько только могут, хотя Монголия имеет много собственных проблем, и находится не в лучшей форме, чтобы быть способной помочь другим...»

 

alkhana (в 2009 году):

 

«Будучи монголом из Монголии, я хочу сказать следующее: в случае, когда хазарейцы, подвергаются дискриминации на основе их возможного происхождения от монголов, Монголия, как член ООН, должна выразить свое беспокойство! Дискриминация хазарейцев не должна допускаться больше».

 

Али (в 2009 году) в ответ blackmamba:

 

«Ваши люди не знали о связи хазарейцев с Монголией по незнанию и из-за провалов в образовании...»

 

 (С hazarainmongolia.wordpress.com);

 

Из обсуждения о хазарейцах на youtube.com в коментариях

к хазарейскому юмористическому фильму «Hazaragi Drama Telefone Jebi»:

 

Xzaxx (в 2012 г):

 

«Хазарейцы принадлежат Монголии!»

 

Shopiajaan (в 2012 г) в ответ xzaxx:

 

«Только пуштуны настоящие афганцы, а хазарейцы не афганцы?»

 

Xzaxx в ответ Shopiajaan:

 

«Да, я знаю их (пуштун). Все они поддерживают талибов и Аль-Каиду.»

 

Shopiajaan (в 2012 г) в ответ xzaxx:

 

«Ты знаешь всех пуштун? Хазарейцы не ангелы тоже...»

 

Alowdaninahoor 2011 (в 2012 г):

 

«Zindabad (Да здравствуют) великие хазарейцы... Нация известна своей культурой и наследием... Мы гордимся великой культурой и наследием. Да здравствует сладкий язык Hazaragi!»

 

(Из обсуждения «Hazaragi Drama Telefone Jebi»);

 

Подобрано, переведено Мониторингом Portalostranah.ru

Именно в Бамиане до недавнего времени находились взорванные талибами в 2001 году две гигантские статуи Будды, вырезанные прямо в скале еще в эпоху древнеиндийского царя Ашоки.

 

Лица этих статуй уже были повреждены ранними исламскими завоевателями, но ультраконсервативное в вопросах религии движение талибов довело процесс уничтожения этих еретических для ислама статуй, расположенных на ортодоксальной исламской территории, до логического завершения.

 

Бамианские Будды были поставлены в свое время, чтобы символизировать торжество буддизма на единственном в этих краях проходе через горы Гиндукуш.

 

В долине, по которой в древности двигались караваны т.н. «Шелкового пути», расположилась столица провинции город Бамиан. При том, что горы занимают 90% территории провинции Бамиан.

 

Климат провинции характеризуется долгой холодной зимой и коротким летом.

 

Провинция Бамиан является родиной крупнейшего хазарейского клана Дайзанги (Daizangi, «страна племени с колокольчиками», утверждается, что название возникло в в период покорения хазарейцев пуштунами в XIX веке в знак обозначения их рабских колокольчиков).

 

Также другими кланами хазарейцев являются Тулай Хан (Tulai Khaan Hazara, в честь Толуя, младшего сына Чингисхана), Туркмани (Turkmani Hazara), Кара-Батор (Qara Baator) и еще около пятидесяти кланов.

 

Кроме широко известной провинции Бамиан в состав географический области Хазараджат входит недавно образованная правительством Карзая провинция Дайкунди, где также большинство населения (86%) составляют хазарейцы.

 

Остальные части исторического Хазараджата поделены между афганскими провинциями Вардак (Wardak), Гильменд (Helmand), Газни (Ghazni), Урузган (Orūzgān), Сари-Пуль (Sar-e Pol), Саманган (Samangan), Гор (Ghowr) и Парван (Parvan).

 

При древних персах и древних греках область Хазараджат была частью региона Паропамисады (название с иранских диалектов «выше орлиного полета»). Также областью управляли Александр Великий, затем эллинистические правительства — Селевкидов и Греко-бактрийское царство.

 

Позднее областью правили, принесшие сюда ислам арабы, а затем исламизированные ираноязычные, а также тюркские династии, вроде Хорезмшахов, с последними и начали воевать монголы, проникая в Центральную Азию.

 

Монгольские войны, ставшие предками современных хазарейцев, пришли в исторический регион Паропамисады к 1220 году.

 

К тому времени регион управлялся правителями из тюрок-узбеков Хорезма — Хорезмшахов, основавшими в Центральной Азии огромное государство. Монгольские завоеватели довольно сурово расправились с местным населением будущего Хазараджата, при этом самого Чингисхана в Афганистане не было, он не выдвигался дальше Самарканда (в современном Узбекистане). Территорию будущего Хазараджата завоевал для монголов бывший при отце в этом походе на Среднюю Азию один из сыновей Чингисхана Толуй (его имя носит, как уже упоминалось один из кланов хазарейцев).

 

Новые поселенцы, ставшие со временем известны как хазарейцы в области, получившей наименование Хазараджат Hazarajat (Hazaristan), смогли и с падением власти монголов многие столетия сохранять относительную независимость от сопредельных стран и областей.

 

При этом, хотя монгольская армия, пришедшая в Афганистан была еще шаманистской и говорящей на монгольском и кипчапском (половецком) языках, оставленные ею в Афганистане монголы, названные хазарейцами, со временем приняли ислам, а их языком стал диалект персидского.

Язык хазарейцев

 

Как уже отмечалось хазарейцы говорят на языке, близком к дари — одном из двух (наряду с пушту) государственных языков Афганистана. Дари, как известно, это разновидность персидского (фарси) языка.

 

Поэтому, обычно говорят, что хазарейцы говорят на особом диалекте персидского, а именно на хазараги (hazaragi). Это восточный диалект персидского языка с большой долей монгольских и тюркских слов.

 

Относительно вольная жизнь хазарейцев продолжалась до 1880 года, когда усилившиеся пуштуны (народность, которая говорит на западном диалекте перидского) под предводительством тогдашнего афганского владетеля Абдуррахман-хана присоединили область Хазараджат к Афганистану.

 

Начались преследования хазарейцев, чье положение усугублялось тем, что они являются не просто мусульманами, а мусульманами-шиитами, в то время как пуштуны, как и большинство населения Афганистана, и образовавшегося позднее соседнего Пакистана, являются суннитами. Хазарейцы-шииты принимают участие, в том числе, и в экстравагантных шиитских религиозных церемониях самобичевания.

 

После завоевания Хазараджата, и в недавний период правления в Афганистане талибов, положение хазарейцев, которых считали в Афганистане еретиками, было очень тяжелым. В 1880-х годах их даже объявляли вне закона, либо убивали или продавали в рабство. Именно все это имеет ввиду радиостанция «Голос Монголии», когда говорит в упомянутой выше передаче «о печальной судьбе (хазарейцев), полной горечи и страданий».

 

В тоже время в современном Пакистане хазарейцы периодически подвергается нападениям экстремистов из суннитского большинства, а в Афганистане за ними сохраняется роль общины, которая занята, в основном, на самой грязной и тяжелой работе. При этом отметим, то небольшое число хазарейцев исповедует суннитскую ветвь ислама, в частности часть хазарейского клана нойманов в Афганистане.

 

Традиционно хазарейцы занимаются земледелием, включая орошаемое, скотоводством и ткачеством. Но в последние десятилетия многие из них ушли на заработки в города.

 

Несмотря на интеграцию в крупные города Афганистана и Пакистана, общественные нравы хазарейцев остаются довольно архаичными, по сравнению с их прародителями — монголами, которые в независимой Монголии давно усвоили все европейские ценности и создали вполне современное общество. Приведем два примера хазарейской архаики. В хазарейских школах в Кветте (Пакистан) школы для молодых людей и девушек организованы по раздельному принципу. В Афганистане в семейных отношениях хазарейцы руководствуются очень жестким семейным кодексом, который провозглашает верховный статус в качестве главы семейства для мужчины. В Монголии об этом нет и речи. Такая разница, несомненно, определяется влиянием на хазарейцев ислама и обшей отсталостью общественного развития в Афганистане и Пакистане.

Из международных медиа о хазарейцах

 

«Лидеры хазарейцев Пакистана утверждают, что около 600 членов общины были убиты с 1999 года. Лашкар-и Джангви (Lashkar-e Jhangvi), запрещенная экстремистская суннитская организация, которая в настоящее время рассматривается как союзник Аль-Каиды, взяла на себя ответственность за большинство нападений» (англ.сайт объединенной службы информации, американская станция «Радио Свобода — Радио «Свободная Европа», октябрь 2011);

 

Молодой хазареец занимается паркуром в пакистанском городе Кветта.
Молодой хазареец занимается паркуром в пакистанском городе Кветта.

«Считается, что треть населения пятимиллионного Кабула, очень сильно выросшего в последние годы из-за притока в столицу жителей из деревень, составляют таджики, их язык дари — официальный язык Кабула; но традиционно тяжелой городской работой здесь занимаются хазарейцы, — народ, который исповедует ислам шиитского толка и ведет свое начало от воинов Чингисхана. В городе много и пуштунов, которые вообще-то составляют большинство населения этой страны«, (рос. ТВ, 2010);

 

В Афганистане долгое время ущемлялись права этнических меньшинств, — говорит один из основателей нового афганского университета Ибн-Сины Аль Арими. И продолжает: «Например, хазарейцы не могли служить в армии или учиться на юридическом и медицинском факультетах. Сегодня этих ограничений больше не существует. Вот молодые люди и наверстывают упущенное» (русская служба, иновещание ФРГ «Немецкая волна», август 2011);

 

«Президент Афганистана Карзай подписал законопроект, легализирующий применение традиционного семейного права хазарейцев, — закон, который должен применяться только к этому меньшинству. Шиитские парламентарии утверждают, что это стало юридическим признанием культуры хазарейцев, но многие внутри и за пределами Афганистана осудили закон, как ущемляющий права женщин. Под давлением Карзай пообещал тогда пересмотреть данный закон. Позже он подписал отдельный закон, который делает насилие в отношении женщин незаконным. В июле, однако, Карзай утвердил пересмотренный вариант закона о семье для хазарейцев, который, наряду с другими положениями, запретил женщине работать вне дома без разрешения мужа, а также позволил мужчине лишать свою жену средств на пропитание, если та отказывается вступать с ним в интимную связь» (Afghanistan-Year-In-Review-2009 Encyclopædia Britannica Online 2010);

Хазарейцы в Пакистане

 

На территории будущего Пакистана хазарейцы появились в начале XIX в., когда там усилились местные князья, а власть Великих Моголов ослабла, иначе говоря переселение хазарейских работников на будущую пакистанскую территорию произошло за несколько десятилетий до включения этих территорий в состав Британской Индии. В современней период полумиллионная община хазарейцев проживает в пакистанской провинции Белуджистан и ее центре — городе Кветта (Отметим, что белуджи родственны по языку хазарейцам, но в отличии от хаарейцев, белуджи — сунниты). В Пакистане хазарейцы являются религиозным шиитским меньшинством, в отличие от преимущественно шиитского Ирана, куда многие хазарейцы также эмигрировали в поисках лучшей жизни.

 

Опубликовано
19
04
2012
Обновлено
10
07
2017
Portalostranah
Иллюстрации размещены 16.04.2012



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...