Общение с читателями и новое на сайте:

 
- A +

Монголия


Вы можете посмотреть расположение этой страны (территории) на нашей карте: Азия



Современный вид главной площади монгольской столицы Улан-Батора – площади Сухэ-Батора, названной в честь монгольского революционного деятеля Дамдина Сухэ-Батора (годы жизни: 1893-1923), основавшего на штыках пришедшей из Советской России Красной Армии в 1921 г. советский режим, впоследствии легетимизировавшийся в качестве Монгольской Народной Республики (существовала в 1924-1991 гг.).

Но теперь, кроме названия площади, на ней от памяти этого революционера остался только его конный памятник (виднеется слева). В 2005 г. находящийся раннее на площади мавзолей Сухэ-Батора был снесен, а останки Сухэ-Батора были перезахоронены. Вместо мавзолея тогда же была построена галерея с монументом Чингисхану (по центру снимка), к которой теперь сзади примыкает т.н. «Государственная резиденция», где принимают иностранных гостей и работают парламент – Великий государственный хурал и президент, а также премьер-министр Монголии (в советский период в здании Гос. Резиденции, тогда известной как «Дом правительства», построенном в 1951 г., тоже размещалось правительство и парламент - тогда Великий народный хурал).

Современный вид главной площади монгольской столицы Улан-Батора – площади Сухэ-Батора, названной в честь монгольского революционного деятеля Дамдина Сухэ-Батора (годы жизни: 1893-1923), основавшего на штыках пришедшей из Советской России Красной Армии в 1921 г. советский режим, впоследствии легетимизировавшийся в качестве Монгольской Народной Республики (существовала в 1924-1991 гг.).

Но теперь, кроме названия площади, на ней от памяти этого революционера остался только его конный памятник (виднеется слева). В 2005 г. находящийся раннее на площади мавзолей Сухэ-Батора был снесен, а останки Сухэ-Батора были перезахоронены. Вместо мавзолея тогда же была построена галерея с монументом Чингисхану (по центру снимка), к которой теперь сзади примыкает т.н. «Государственная резиденция», где принимают иностранных гостей и работают парламент – Великий государственный хурал и президент, а также премьер-министр Монголии (в советский период в здании Гос. Резиденции, тогда известной как «Дом правительства», построенном в 1951 г., тоже размещалось правительство и парламент - тогда Великий народный хурал).

На заметку визитерам:

 

Уровень преступности в столице Монголии Улан-Баторе находится на заметных значениях, в том числе уровень преступности против иностранцев. Аэропорт, рынки, государственные склады, торговые центры, остановки общественного транспорта и достопримечательности, посещаемые туристами — это места, где можно столкнуться с кражами и мошенниками. Следует проявлять осторожность, и брать, например, только официальное такси, и при этом не брать такси с двумя людьми в машине. Ориентировочная стоимость такси от 300 тугриков/километр (по состоянию 2016 г. ). Желательно избегать одиночных выходов в вечернее или ночное время. На Транссмонгольской магистрали, увеличивается количество краж и нападений, особенно в приграничных районах, где имеются группы контрабандистов.

 

Монголия является страной с высокой сейсмической активностью, особенно в западных регионах.

 

В течение зимнего сезона могут наблюдаться перебои в поставках электричества и даже центрального отопления, которые затрагивают и основные города, такие как Улан-Батор, Дархан и Эрдэнэт. Весной и летом в столице и др. крупных городах длительное время могут наблюдаться и перебои с горячей водой, хотя отели, как правило, имеют автономные системы подачи электричества и отопления, а также горячего водоснабжения.

Большое и малонаселенное государство, зажатое между гигантами

 

Официальное название страны Республика Монголия (монг. Монгол Улс). Монголия — государство без выхода к морю, зажатое между Россией и Китаем, является довольно большой страной (Площадь Монголии 1 564 116 км².), но на фоне гигантских соседей это мало заметно.

 

Страна с резко континентальным суровым климатом — короткое лето со средней температурой 18-20 Цельсия и холодная зима со средней температурой выше минус 20. Монголия является одной из самых высокогорных стран мира.

 

Русское вещание «Голос Монголии» от 22 /09/2009 г. так представляет географию Монголии:

 

«Территория Монголии в основном представляет собой горы и горные плато. Рельеф постепенно понижается от Монгольского Алтая на северо-западе к равнинам на юго-востоке. Высочайшая горная вершина Монголии гора Мунх-Хайрхан (4.374 м), которая находится в западной части страны, где сходятся границы 4 государств: России, Монголии, Казахстана и Китая. Самая низкая отметка в восточной части страны — 560 м. Средняя высота рельефа — 1580м.


(В Монголии) находится одно из самых больших озер Азии — Хубсугул, множество соленых озер, болот, песчаные дюны, степи, альпийские леса, ледники. Северная и западная часть Монголии сейсмически активна, с частыми землетрясениями, с большим количеством горячих источников и с заснувшими вулканами.


Три основных горных массива Монголии — это Монгольский Алтай, Хангай и Хэнтэй. На юге страны находится пустыня Гоби. Она состоит из многих разнородных участков, помимо песков есть и скалистые, каменистые участки. Большая часть восточной Монголии представляет собой равнину...

 

Монголия — страна контрастов. Например, здесь проходит самая южная граница вечной мерзлоты, но здесь же находится и самая северная зона пустыни, а в Гоби, при максимуме летних температур в плюс 58 градусов по Цельсию, зимняя может опуститься до минус 45», — указывает Радио «Голос Монголии».

 

«Население Монголии составляет 2,2 млн. человек при низкой плотности населения 1,4 человека на квадратный километр, что как практично замечают монгольские путеводители, очень важно, т.к. «у населения много скота». Последнее, в частности, отмечается в кратком описании Монголии в буклете монгольской национальной авиакомпании МИАТ (англ, 1999 г.). 

 

Государственные символы Монголии вчера и сегодня

 

К празднованию 800-летия со дня провозглашения Чингисханом единого Монгольского государства в Монголии был выпущен буклет авторства известного современного монгольского политика и публициста Б. Баабара «История Монголии» (2006 г., на нескольких языках, включая русский). В издании был помещен и раздел о символах Монголии прошлого и настоящего. Здесь страница данного раздела издания.

Подробнее о символах Монголии см. далее.

К празднованию 800-летия со дня провозглашения Чингисханом единого Монгольского государства в Монголии был выпущен буклет авторства известного современного монгольского политика и публициста Б. Баабара «История Монголии» (2006 г., на нескольких языках, включая русский). В издании был помещен и раздел о символах Монголии прошлого и настоящего. Здесь страница данного раздела издания.

Подробнее о символах Монголии см. далее.

К празднованию 800-летия со дня провозглашения Чингисханом единого Монгольского государства в Монголии был выпущен буклет авторства известного современного монгольского политика и публициста Б. Баабара «История Монголии» (2006 г., на нескольких яыках, включая русский). В издании был помещен и раздел о символах Монголии прошлого и настоящего. Здесь приводим изображение и информацию с этого раздела и наши комментарии на данную тему.

 

В крайнем левом ряду  приводимой здесь иллюстрации со страницы упомянутой монгольской публикации расположился соембо — традиционный монгольский символ. Как указано во множестве источников, соембо (от санскр. «swayambhu» — «самозародившийся», монголы пишут как «soyombu») — специальный многокомпонентный графический символ, принесенный в Монголию с буддийскими священниками. Широко распространился в стране с 17 века при участии первого богдогэгэна (главы ламаистской церкви Монголии) Дзанабадзара.

 

В самосознании монголов соембо символизирует монгольскую нацию. Соембо представлен на флаге и гербе Монголии. Элементы в символе соембо имеют следующие значения (сверху вниз на эмблеме):

 

На самом верху соембо изображение пламени с тремя языками. Огонь являются общим символом вечного роста, благосостояния и успеха. Три языка пламени символизируют собой прошлое, настоящее и будущее.

 

Солнце и луна являются символами для небесного отца в традиционной шаманской религии Тенгри, также олицетворяют родителей.

 

Два треугольника, обращенные вниз, похожи на наконечник стрелы или копья. Они символизируют предупреждение внутренним и внешним врагам об их поражении.

 

Два горизонтальных прямоугольника дают устойчивость круглой форме. Прямоугольники символизируют честность, а также справедливость для всех людей Монголии, находится ли эти люди на вершине или на дне общества.

 

Арга-Билиг (Инь-ян) Символ иллюстрирует взаимное дополнение мужчины и женщины. В социалистические времена возникло альтернативное толкование этого компонента как двух рыб, символизирующих бдительность, потому что рыба никогда не закрывает глаз.

 

Два вертикальных прямоугольника могут быть интерпретированы как стены крепости. Они представляют собой единство и силу, согласно монгольской пословице: «дружба двух сильнее, чем каменные стены».

 

По соседству с соенбо на рассматриваемой нами иллюстрации фотография центральной площади Улан-Батора — площади Сухэ-Батора с его мавзолеем. Но это уже раритетный снимок. Такой эта площадь была до 2005 года. В те годы Сухэ-Батора перезахоронили на одном из столичных кладбищ, а вместо снесенного тогда же мавзолея в 2006 году к зданию парламентско-правительственного комплекса пристроили в виде фасада т.н. галерею национальной истории с памятником Чингисхану в центре. Памятник Чингисхану был открыт в июле 2006 года рамках отмечавшегося тогда 800-летия основания единого монгольского государства и избрания Чингисхана ханом всех монгольских племен. Теперь монумент Чингисхана на центральной площади — стал одним из главных символов Улан-Батора и всей Монголии. Но конный памятник Сухэ-Батору на центральной площади остался. (Новый вид площади изображен на отдельной иллюстрации в самом начале нашего обзора).

 

Здесь же на иллюстрации мы видим современный монгольский герб и гербы социалистической Монголии. Вот символика современного монгольского герба, как его описывают различные ресурсы. Герб вписан в круг. Синий цвет его фона символизирует синеву неба, а коричнево-золотой узор «тумен нусан» с элементами индийского символа свастики, идущий по окружности — символизирует единство. В центре расположен золотой рисунок, изображающий драгоценного скачущего жеребца и над ним символ «соенбо». Эта центральная фигура герба символизирует независимость, суверенность и дух Монголии. В верхней части герба расположен талисман «чандмани», который в монгольской традиции служит исполнению желаний и символизирует прошлое, настоящее и будущее. В нижней части герба изображено буддийское колесо времени украшенной традиционным шарфом хадак в знак почтения. У подножья герба цветы лотоса. Современный герб был принят в 1992 году. Он заменил собой герб со скачущим всадником времен социализма, который присутствовал на гербе с коммунистической Монголии в различных вариациях, которые также показаны на иллюстрации.

 

Монгольский флаг красно-синего цвета (цвета флага символизируют соответственно силу и вечно голубое небо) с неизменным соенбо завершает на рассматриваемой иллюстрации панораму монгольских символов.

 

Но одного очень интересного символа современного монгольского государства на данной иллюстрации нет. Мы поместили его на отдельную иллюстрацию ниже. Мы говорим о бунчужном знамени. Бунчук — это древко с привязанным конским хвостом.

 

На иллюстрации из газеты «Новости Монголии» (№27-28; 565) от 07/06/2006): Девятиножное белое бунчужное знамя современной Монголии.  Здесь оно временно установлено на стадионе во время одного из ежегодных праздников Наадама.

На иллюстрации из газеты «Новости Монголии» (№27-28; 565) от 07/06/2006): Девятиножное белое бунчужное знамя современной Монголии.

Здесь оно временно установлено на стадионе во время одного из ежегодных праздников Наадама.

Девятиножное бунчужное знамя служило во времена империи Чингисхана государственным гербом. Бунчуки использовались по разным случаям и в разной комплектации в зависимости от статуса лица, чью власть они символизировали. От монголов позднее бунчужные знамена переняли турки. Власть Чингисхана символизировало белое девятиножное бунчужное знамя. Это знамя возродило недавно современное монгольское государство.

 

Современное девятиножное бунчужное знамя Монголии хранится в госрезиденции на площади Сухэ-Батора в Улан-Баторе. Оно торжественно выносится во время традиционных спортивных игр монгольского летнего праздника Наадам и осеняет своим присутствием различные торжественные случаи и приезд иностранных лидеров.

 

В июле 2006 года в рамках празднования 800-летия создания единого монгольского государства (в 1206 году на курултае Чингисхан был провозглашен ханом всех монгольских племен), девятиножное бунчужное знамя было выставлено на все той же площади Сухэ-Батора для всеобщего обозрения. А в предверии этого события издающаяся в Улан-Баторе на русском языке газета «Новости Монголии» (издание монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ) опубликовала статью об истории бунчужного знамени монголов в контексте общей истории государственных символов монгольской империи. Вот выдержки из этой статьи. (Написание имен собственных и названий первоисточника сохранено, «Новости Монголии», № 21-22 (558-559) от 26/05/2006):

 

«Монголы испокон веков почитали свою девятиножную бунчужную святыню, девять сокровенных пожеланий выражали данью из девяти белых животных, а также украшали свой быт и дом девятью драгоценностями. Девятиножное белое бунчужное знамя символизирует возвышение Монгольской империи, устойчивость и крепость государства.

 

Чингис хаан в ХIII веке оставил выдающийся след в мировой истории. В число государственных символик, выражающих величие созданной им монгольской империи, входили Девятиножное белое бунчужное знамя, Государственная яшмовая печать и Гэрэгэ или пайцзы Чингис хана (пайцза — специальный медальон позволявшие их обладателю перемещаться по всей империи. Страх и почтение перед волей хана, который гарантировал безопастность, защищал обладателя «пайзы» и от разбойников, и от чиновников на гигантской территории чингисидского государства от Дальнего Востока до Европы при всяческом содействии местных властей — Прим. Portalostranah.ru).

 

Из исторических анналов явствует, что осенью 1206 года Чингис хаан созвал в Великой орде Чингис хаана на берегу реки Онон первый Великий курултай, призванный провозгласить основание Монгольской империи, включающей более 30 монголоязычных народностей, кочевавших на обширной территории между Хинганами и Алтаем, от Байкала до Великой стены. Дворец Великих государственных съездов имел форму монгольской юрты и располагался в центре куреня Чингис хаана. Рядом, с одной стороны Великой орды была водружена «Девятиножная белая бунчужная святыня», а с другой Черная святыня с четырьмя бунчуками, освящающая ратные дела Чингис хаана. На площади перед дворцом проводилось торжественное шествие Великой когорты или праздничные действа. Как писал Ц. Дамдинсурэн в «Хрестоматии Монгольской литературы», по завершении аудиенции участников Курултая ухагана, хранитель печати двора знакомил их с Государственной печатью империи, зачитал тисненные на ней слова, гласящие: «Кому доведен Указ Чингис хаана Монгольской империи, покорись и подчинись» и яшмовая печать вручалась владыке для отправления Великого Курултая.

 

(Как рассказывает о девятиножном бунчужном знамени) преподаватель Института изобразительного искусства, докторант Д. Энхдаваа:

 

«Символику венчает пламенный трезубец из меди, окаймленный стальным наконечником стрелы, как святость очага государства, что как по содержанию, так и по форме вытекает из философии и бытия классической государственности номадов. Белая святыня состоит из основного бунчука, окруженного восемью меньшего размера посыльными святынями или знаменами. Подвенец каждого бунчука выполнен в виде позолоченного круга — мандала, украшенного орнаментом золотой династии, с 81-ими отверстиями, через которые свисают прядь конских волос белого цвета, что собственно является знаменем. Прядь волос крепится тонким кожаным шнурком, а все вместе обхватываются сеткой из кожаных шнурков, с которых свисают 9 язычков, окаймленных материей синего цвета. Этой каймой обхватываются малые знамена, расположенные вокруг главной святыни, а ее концы внахлест крепятся золотой заклепкой. Длина березового древа великой святыни составляет 9 локтей и ручка обматывается кожаным шнурком. Ее венчает трезубец, основной наконечник которого выполнен длиннее и без бахромы. Так Великая белая святыня имеет 9 бунчуков, 9 язычков и 9 белых знамен, символизирующих 9 всевышних небес. А пряди волос означают символический скакун удачи. Посыльные святыни как бы представляют Великую святыню в отправлении государственных дел в 4 сторонах и 8 азимутах обширной империи. Каждый волос, свисающий с изголовья святыни, представляет монгола, а пряди — монгольские племена и все вместе символизируют объединение монгольских племен. Знамя к знамени под святыней исходящей из центра вселенной, представляемого вечно синим небом.

 

Воинская четырехножная бунчужная черная святыня Монгольской империи почиталась со времен Есухэй багатура — отца Чингис хаана до царицы Мандухай-сэцэн и Батмунх даян хаана как символ воинской мощи. Этот герб называют также Грозная черная святыня из волос тысячи жеребцов. Венчает ее стальной наконечник пика с инкрустацией четырехзвездочного орнамента жийжуу, выражающего единодушие в борьбе за победу над врагом. С изголовья черной святыни свисают 4 подвески, символизирующие четыре стороны света, обертывает ее сетка из черных конских волос, означающая незыблемость суверенитета, а зеркало на перекрестке пояса, соединяющего бахрому и сетку, олицетворяет зоркость к злоумышленникам в четырех сторонах света.

 

Разноцветная государственная святыня применялась как в цивильных, так и в воинских обрядах. Здесь использованы наконечник и рог, украшенные медью, черно-белыми конскими волосами, что традиционно символизирует дружбу и солидарность. Как монголы дорожили святынями и знаменами видно из «Закона о военных делах и о войне» в уложении «Их засаг», где говорится: «нельзя оставлять раненых на поле брани, никто не должен удалиться из поля боя пока его не покинул воинский стяг». («Газета «Новости Монголии», № 21/22, 26/05/2006).

 

Возвращаясь к современности, упомянем еще один символ современной Монголии — ее гимн. Гимном Монголии является песня, которая еще в 1950-х годах служила в качестве государственного гимна, Она прославляла страну, Ленина, Сталина, Чойбалсана. Потом от нее отказались, а в 1990-х годах вернули, предварительно избавившись от упоминаний коммунистических вождей.

 

Также о тамге (гербе, эмблеме) Чингисхана см. здесь

Страна Халха. Та небольшая часть монголов, которые остались независимыми

 

Самые крупные этнические группы Монголии: халха-монголы (81,5%) и тюрки-казахи (4,3%). Кроме того в стране проживают представители других как монгольских народностей, так и тюрксих народностей (например, тувинцев) а также есть небоьшой процент русских и китайцев

 

Халха от могольского «щит» — название для северных районов большой исторической Монголии. У китайцев известна также под названием Внешняя Монголия, в отличие от внутренней Монголии, которая так и осталась в составе Китая. Халхасцы — ведущая группа монголоязычного населения. Халхасцы живут на месте, где обитали их далекие предки. Почти не смешиваясь с в прошлом с пришлыми, халхасцы лучше, чем их соплеменники, сохранили язык, быт и облик коренных монголов.

 

Этноним халха закрепился несколько столетий назад, когда монголы нападали на Китай, и теряя его, откатывались впоследствии на север. Территории, служившие базой для подготовки новых походов и отдыха, образно были названы одним из поэтов «халха минь» — «щит мой». Теперь под термином «халха» понимают независимую Республику Монголия, которая у китайцев известна также под названием Внешняя Монголия в отличие от Внутренней Монголии, которая так и осталась в составе Китая.

 

Вообще же, независимая двухмиллионная Монголия — это только капля в море довольно большого этноса монголов (около 10 млн.), живущих в других странах и являющихся там национальными меньшинствами.

Страна современных кочевников

 

Несмотря на годы коммунистических преобразований с 1921 по 1990-й и на растущую урбанизацию (в столице Монголии миллионном Улан-Баторе живет почти половина населения страны), остающаяся за пределами столицы часть населения большей часть ведет образ жизни кочевников-скотоводов. Их домом для по-прежнему часто служит юрта.

От громкого прошлого к тихому настоящему

 

Монгольская марка 2006 года, посвящення 800-летию со дня образования империи Чингисхана.  В Монголии от этой империи отсчитывают основание монгольского государства.

Монгольская марка 2006 года, посвящення 800-летию со дня образования империи Чингисхана.

В Монголии от этой империи отсчитывают основание монгольского государства.

И в социалистической Монголии выпускались марки, посвященные Чингисхану. Здесь марка 1962 года к 800-летию со дня рождения Чингисхана.
И в социалистической Монголии выпускались марки, посвященные Чингисхану. Здесь марка 1962 года к 800-летию со дня рождения Чингисхана.

Еще до появления монгольской империи Чингисхана с территории, которую ныне занимает независимое монгольское государство и китайская провинция Внутренняя Монголия и прилегающих территорий, на остальной мир, включая и Китайскую империю, постоянно обрушивались воинства завоевателей кочевников. Это были и протомонголы и тюрки, которые временами подчиняли протомонголов и выступали в походы вместе с ними.

 

Русская служба монгольского иновещания «Голос Монголии» в своей передаче от 09/07/2009 года так описывает древнюю историю монголов:

 

«Хунну были протомонголами. Также считается, что государства сельджуков, тюрков, киданей, аварцев, Золотой Орды, Османской империи, империи Тимура, а также нынешние государства, такие как Казахстан, Киргизия, Турция, Азербайджан, Туркмения являются прямыми преемниками первого кочевого государства Хунну. Около 400 лет хунну играли важную историческую роль в Центральной Азии. Позднее, после разделения на южных и северных хунну, они были разбиты китайцами...

 

В 156 году кочевники Центральной Азии также образовали сильное государство в Центральной Азии — Сяньби. В III веке от Сяньби отделились Тоба, которая в дальнейшем захватила Северный Китай. Позднее потомки Тоба были ассимилированы китайцами. Их потомки жужани обладали сильными войсками и в V веке они завоевали территорию от Харшара до Кореи. Они первыми стали использовать титул хана. Исследователи считают, что сянби, тоба и жужани были также монгольскими племенами».

 

На некоторое время протомонгольские племена в Монголии были подчинены тюркам.

 

Продолжим цитату: «Позднее жужани были завоеваны тюрками, а в дальнейшем они в ходе войн достигли европейских территорий. Они известны в истории как авары.

 

К VII веку тюрки стали самым могущественным государством в мире. Во время своих походов они достигли Малой Азии и стали предками современных турок. Тюркское государство пало после многочисленных нападений сильных государств, объединившихся против них. На территории поверженного тюркского государства возникло уйгурское. Столица уйгурского государства Карабалгас была обнаружена при раскопках в долине реки Орхон. В 840 году они были разбиты кыргызами, которые добрались до них по реке Енисей. Кыргызы недолго правили в Центральной Азии и были изгнаны монгольскими племенами киданей к Памиру. (Отметим, что первоначально одну из ветвей киданей монголы называли татарами. Затем и само монгольское воинство соседние народы стали расширительно называть монголо-татарами — Прим. Portalostranah.ru).

 

В 924 году территорию нынешней Монголии покинули тюркские племена, а монголы стали править сами. Однако до XIII века монголы не могли образовать единое государство. К XIII веку на территории Монголии существовало множество племен, таких как найманы, татары, хамаг-монголы, кераиты, олхунуды, меркиты и т.д.. После хамаг-монгольского хана Хабула монгольские племена были без предводителя до тех пор, пока в 1189 г. его потомок Тэмучин не был провозглашен ханом всех монголов и получил титул Чингисхан». Конец цитаты.

 

В 2006 г. Монголия отметила 800-летие со дня образования Монгольского государства. в 1206 году Темучин был провозглашен великим ханом над всеми племенами Монголии — Чингисханом. Как пишет современный монгольский автор Баабар в своей упомянутой выше «Истории Монголии», «полагают, что слово «чингис» имеет значение «море». В арабском и персидском языках нет звука «ч» и поэтому его называли Джингис».

 

Победная история империи Чингисхана прославила Монголию, но позднее оседлые цивилизации приноровились бороться с армиями кочевников и монголы опять вернулись в историческое небытие. При этом монгольской знати после смерти Чингисхана удалось создать династии в различных частях Азии, но эти государства в процессе феодального раздробления единой империи стали иметь лишь косвенное отношение к государству монголов в самой Монголии.

 

Тем не менее, пока в соседнем Китае правили монгольские правители из монгольской династии Юань (основанной ханом Хубилаем, внуком Чингисхана в 1271 г.), которые хотя и опекали, но совсем забыли родину — собственно Монголию, монголам в Монголии ничего не угрожало.

 

Но уже спустя сто лет, после унизительного изгнания этой династии в результате китайского национального восстания обратно в древнюю столицу монгольских ханов Каракорум (на историческую монгольскую территорию) даже независимость собственно Монголии оказалась под угрозой. Войска Минской династии этнических китайцев, пришедшей на смену монголам в Китае, через несколько лет после изгнания монгольских правителей устремились вслед за ними, и в ходе одного из завоевательных походов сожгли Каракорум, а сама Монголия попала постепенно под власть Китая, особенно эта зависимость усилилась при маньчжурской Цинской династии, правившей Китаем после уже упоминавшейся минской династии. Монголия попала в ситуацию, похожу на ту, в которой находились русские княжества и на похожий срок — почти на 300 лет. Маньчжуры также были кочевниками и чуждыми китайскому населению, как и монгольские правители, но тем не менее, гнет по отношению к монголам со стороны маньчжурского правительства был таким же как и в отношении китайцев.

 

После 1911 года Халха (Внешняя Монголия) попыталась стать независимой, воспользовавшись революционными потрясениями в Китае. Руководители ламаистской церкви и региональные монгольские князья, опирающиеся на ополчение тогдашних четырех монгольских аймаков, провозгласили главу местной ламаистской церкви — богдо-гэгэна светским правителем — богдыханом, в 1915 году Монголия смогла юридически оформить свою независимость от Китая по Кяхтинскому договору, но только как автономия.

 

В 1919 году страна опять была оккупирована Китаем, который воспользовался падением царской России, служившей гарантом автономии Монголии от Китая. Под давлением китайских военных властей в Монголии богдыхан на церемонии 1920 года официально отказался от автономии.

 

В 1921 году белогвардейская дивизия барона Унгерна освободила Монголию от китайцев, а Унгерн стал военным правителем страны при сохраняющемся соправлении богдыхана. Монгольские революционеры в ходе тайных переговоров с богдыханом требовали от него обратиться за помощью к Советской России, что он и сделал, написав такое письмо, переданное в Москву. Также Советская Россия не могла потерпеть существования режима российских белогвардейцев, и в итоге вторглась в Монголию вместе с немногочисленным отрядом монгольских революционеров Сухэ-Батора.

 

Унгерн был свергнут, к власти в Монголии пришли революционные реформаторы. После некоторого периода попыток проведения умеренной независимой политики в революционном руководстве страны победили (при поддержке из Москвы) «левые», полностью ориентировавшиеся на Советскую Россию. После смерти богдо-гэгэна в 1924 году Монголия стала республикой, находясь до начала 1990-х в орбите коммунистических властей СССР.

 

После беспорядков в Монголии, в 1990-м, коммунистическое руководство страны, представлявшее МНРП, поделилось властью, проведя многопартийные выборы. Пост премьер-министра страны занимал после введения многопартийности некоммунистический деятель, а оппозиция смогла провести политические и экономические реформы. Но отметим, что первый президент страны от оппозиции появился в Монголии только спустя двадцать лет, победив на выборах в 2009-м году.

 

Подробный очерк истории Монголии по монгольским источникам в материале на нашем сайте по ссылке

 

Монголия богата природными ископаемыми, которые еще мало разрабатываются. Уровень развития экономики и жизни населения низкий, тем не менее, согласно сообщению русского вещания «Голоса Монголии» от 12/08/2009, в 2009 году Монголия по классификации Всемирного банка впервые перешла из категории стран с низкими доходами на душу населения в категорию стран со средними доходами. В соответствии с официальными данными Всемирного Банка и Национального статистического комитета Монголии, объем ВВП на одного человека в Монголии достиг 1639 долларов.

Улаанбаатар

 

Столица Монголии — Улан-Батор или, в другой транскрипции, принятой в монгольских публикациях на русском — Улаанбаатар. Вот что пишет о трансформациях названий монгольской столице сайт монгольского посольства в Москве (2009 г.):

 

«Улаанбаатар был основан в 1639 как кочующая (с 1778 оседлая) резиденция главы ламаистской церкви в Монголии под названием Оргоо (с монгольского — ставка; отсюда до 1924 в европейской литературе назывался Урга).

 

С 1706 назывался Их-хурээ (Великий монастырь), а с 1911 — Нийслэл-хурээ (Столичный монастырь).

 

Находясь на торговом пути между Россией и Китаем, Их-хурээ вскоре стал крупным торговым пунктом. Со 2-й половины XVIII. Их-хурээ — резиденция маньчжурского амбаня (наместника) и административный центр Внешней Монголии. В 1860 здесь учреждено русское консульство. В 1911–15 Нийслэл-хурээ — столица монгольского феодально-теократического государства, с 1915 — главный город автономной Внешней Монголии». В результате победы монгольской... революции 1921 в Нийслэл-хурээ было создано (революционное) правительство Монголии.

 

В ноябре 1924 Нийслэл-хурээ был переименован в Улаанбаатар (с монгольского «красный богатырь» — Прим. Portalostranah.ru) и стал столицей Монголии». Конец цитаты.

Монгольская самобытность

 

Для внешнего мира самобытность Монголии связана, прежде всего, с кочевым образом жизни части населения и не ушедшими из повседневной жизни традициями, а также с историей империи Чингисхана и необычными природными феноменами.

 

Назовем некоторые из интересных особенностей Монголии, которые привлекают к ней внимание:

 

«Цагаан Сар» (в переводе «белый месяц») — монгольский новый год;

 

«Наадам» (в переводе «три игры мужей») — ежегодный летний праздник со скачками, стрельбой из лука и монгольской борьбой;

 

современные новые монументы Чингисхану в Улан-Баторе и окрестностях;

 

памятные места на родине Чингисхана в Хэнтэйском аймаке (место его рождения, возможное место захоронения);


Каракорум — руины древней столицы Чингизидов;

 

«Сокровенное сказание монголов» — эпос о чингизидах, написанный по «горячим следам»;

 

«морин хурр» (название происходит от двух слов «морин» — «лошадь» и «хуур» — «струна», «голос») — монгольский струнный национальный инструмент;

 

горловое пение монголов;

 

озеро Хубсугул;

 

пустыня Гоби;

 

скелеты гигантских динозавров, найденных в Монголии, выставленные в улан-баторском музее;

 

юрта, жизнь кочевников;

 

мясо-молочная монгольская кухня, чей рацион продуктов и блюд издревле определялся обстоятельствами жизни монголов как кочевников-скотоводов;

 

национальная одежда — халат «дээл», до сих пор использующийся в повседневной жизни;

 

ламаистская буддийская культура, сменившая шаманизм;

 

ламаистские монастыри;

 

дворец в Улан-Баторе бывшего главы ламаистской церкви богдо-гэгэна, ставшего последним монгольским светским монархом — богдыханом;


В данном обзоре использовались следующие источники: материалы программ по истории монгольского иновещания «Голоса Монголии» на русском языке за 2007−2009 гг.; издание «История Монголии» современного монгольского политика и публициста Б. Баабара (в Монголии вышли выпуски этой публикации на нескольких языках, также на русск. яз. — пр. 2006); советского издания «50 лет Народной революции Монголии» (Москва, 1971 год); материалы газеты «Новости Монголии» (издание монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ), ее спецвыпусков по случаю 800-летия Великой Монголии (создания единого монгольского государства) № 21-22 (558-558) от 26/05/2006 и № 27-28 (565) от 07/06/2006; описание Монголии в буклете монгольской национальной авиакомпании МИАТ (англ, 1999 г.); др. источники;

 

Максим Истомин / Portalostranah.ru

 


Просмотреть увеличенную карту




Опубликовано
01
10
2009
Обновлено
25
07
2016
Portalostranah

Подробнее о стране в наших статьях:



Чем буряты отличаются от монголов, и от якутов. И происхождение названия бурятского народа

Чем буряты отличаются от монголов, и от якутов. И происхождение названия бурятского народа

Обзор о происхождении и отличиях бурятского народа от др. близких этносов - по материалам русскоязычного вещания Бурятии, Монголии, изданиям и форумам Бурятии, и др. материалам.

Происхождение названия «Золотая Орда». При том, что сами монголы и тюрки «Золотой Ордой» ее не называли, именуя по-другому

Происхождение названия «Золотая Орда». При том, что сами монголы и тюрки «Золотой Ордой» ее не называли, именуя по-другому

Обзор о названии «Золотой Орды», государства, которое и осуществляло над русскими княжествами то самое «монголо-татарское иго».

Монголо-татарское, или Ордынское иго: Монгольский взгляд. И чем хорош налог ордынский выход, на взгляд монгольских историков

Монголо-татарское, или Ордынское иго: Монгольский взгляд. И чем хорош налог ордынский выход, на взгляд монгольских историков

Некоторое время назад мы опубликовали выдержки из архивной передачи Русской службы Британской вещательной корпорации с оценками о монгольском завоевании Руси. Теперь продолжаем эту тему.

Каждый монгол в своей стране может селиться (поставить юрту), где пожелает

Каждый монгол в своей стране может селиться (поставить юрту), где пожелает

Каждый монгол в своей стране может селиться (поставить юрту), где пожелает, если эти земли находятся в общенародном достоянии.

Герб Чингисхана

Герб Чингисхана

В нашем обзоре о гербе Чингисхана. В том, числе, что говорят на эту тему из Улан-Батора.

Хазарейцы. Потерянные монголы Афганистана, Пакистана и Ирана, о которых помнят в Монголии

Хазарейцы. Потерянные монголы Афганистана, Пакистана и Ирана, о которых помнят в Монголии

Подготовленный нами очерк о хазарейцах, включает аудиофайл русского вещания «Голоса Монголии» с ностальгической песней и кратким комментарием о хазарейском народе, а также высказывания хазарейцев и монголов о связи этих этносов.

Об истории Золотой Орды. Взгляд из Лондона

Об истории Золотой Орды. Взгляд из Лондона

Об истории Золотой Орды, ее поэзии и культуре по передаче Русской службы Британской вещательной корпорации.

Монгольская письменность: извилистый путь, или бремя кириллицы

Монгольская письменность: извилистый путь, или бремя кириллицы

Обзор о монгольской письменности, в том числе о той, которую Монголия пытается вернуть, в нашем обзоре.

История Монголии - взгляд из Улан-Батора, а также монументы  Чингисхана в современной Монголии и поиски его могилы, и как Золотая Орда  защищала православие

История Монголии - взгляд из Улан-Батора, а также монументы Чингисхана в современной Монголии и поиски его могилы, и как Золотая Орда защищала православие

В России мало знают о том, как сами монголы смотрят на свою историю. Иногда, правда, некоторые российские масс-медиа сообщают об охватившей монголов «чингисханомании», что жители этого государства ставят во главу угла своей истории и своего наследия Чингисхана, считая его самым великим представителем своей страны. Однако и в Монголии существуют разные точки зрения на собственную историю - более умеренные и более националистические.