Румынский взгляд на символ Бухареста - Дворец Парламента (при коммунистах именуемый «Дом Республики», или же, в просторечье, «Дворец Чаушеску»); и о разрушении традиционной архитектуры городов и сёл в Румынии при Николае Чаушеску
Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah.ru, о неофициальном и противоречивом символе Бухареста – Дворце Парламента (Palatul Parlamentului), при коммунистах официально именуемом «Дом Республики» (Casa Republicii), а в просторечье - «Дворец Чаушеску»; и о разрушении традиционной архитектуры городов и сёл в Румынии при Николае Чаушеску.
Но прежде чем перейти к румынским первоисточникам, напомним, что циклопическое сооружение — «Дом Республики», затем «Дом Народа», а ныне Дворец Парламента, стало сооружаться по указанию тогдашнего румынского коммунистического диктатора Николае Чаушеску в 1984 году как резиденция президента, правительства и парламента.
Здание было отмечено Книгой Рекордов Гиннеса как одно из крупнейших и дорогостоящих административных зданий в мире. В ходе расчистки места для этого сооружения были разрушены элегантные кварталы центра Бухареста, что стоило городу потери неофициального титула «Парижа Балкан». На момент свержения Чаушеску в декабре 1989 года, дворец был не вполне готов (шли внутренние отделочные работы в ряде помещений). Кстати, согласно ряду румынских публикаций, за исключением санталового дерева, из которого были сделаны орнаменты в одном из залов для конференций, весь использованный для строительства здания материал — румынского происхождения. Дворец Парламента все еще остается символом современного Бухареста, несмотря на реконструкцию и восстановление в последние годы некоторых исторических зданий и кварталов города. Пока Бухаресту не удается вернуть свой шарм довоенных времен.
А теперь предлагаем вашему вниманию первый румынский материал обзора — текст передачи из рубрики «Страницы истории» русской службы румынского иновещания Radio Romania International — «Интеррадио Румынии» от 13/12/2004 о здании, являющемся неофициальным символом Бухареста — Дворце Парламента, рубрики «Страницы истории»:
«Дворец Парламента в Бухаресте — второе по величине и третье по объему здание в мире. До 1989 г. оно называлось «Домом Республики» (Casa Republicii), после 1989 г. «Домом Народа» (Casa Poporului), а с середины 1990 гг., после перевода туда Палаты Депутатов и Сената, оно получило название «Дворец Парламента» (Palatul Parlamentului).
Здание возвышается над столицей и является настоящим магнитом для иностранных туристов, прозвавших его «Дворцом Чаушеску».
С одной стороны, такое прозвище оправдано, так как идея его возведения и выбор архитектурного и художественного стиля принадлежат бывшему лидеру коммунистической Румынии.
Но с другой стороны, оно отнюдь не оправдывается теми страданиями и лишениями, той слишком дорогой ценой, которую заплатил за него румынский народ.
Дворец Парламента был задуман как ядро нового урбанистического центра Бухареста, который в середине 1980 годов начал строить Чаушеску. Коммунистическая пропаганда называла его «Гражданским центром», так как в будущий дворец и близлежащие здания должны были переехать все центральные учреждения, от штаб-квартиры президента до Академии наук (Район «Гражданский центр» прославился на весь мир в декабре 1989 году в ходе прямых телетрансляций, после того как на одной из его площадей, ныне носящей имя «площадь Революции» — Piața Revoluției, у здания ЦК румынской коммунистической партии — это, построенное в 1912 г. для королевского Министерства внутренних дел здание Palatul Ministerului de Interne, теперь снова занимает МВД, и началась румынская революция. Тогда Чаушеску пытался выступить на митинге с балкона ЦК Румынской компартии, но был вынужден покинуть здание на вертолете. А здание нынешнего парламента оставалось в стороне от этих событий, т.к. оно находится в некотором отдалении от бывшей главной площади Бухареста, и тогда еще строилось. Что же касается Piața Revoluției, то в королевский период она называлась Дворцовая площадь — Piața Palatului, а в коммунистический период — пл. первого коммунистического вождя Румынии, в 1947-1965 гг., Георге Георгиу-Дежа — Piața Gheorghe Gheorghiu-Dej, а затем — пл. Республики, Piața Republicii. На площади располагается бывший Королевский дворец, и в части бывшего дворца с 1953 г., и до сих пор, располагается Национальный художественный музей Румынии. В остальной части дворца в коммунистический период находились представительские помещения правительства, а во времена Чаушеску — и госсовет, при этом Королевский дворец в коммунистический период также именовался «Дворцом Республики» — до строительства нового одноименного дворца, о котором речь идет в нашем обзоре Прим. Portalostranah.ru).
Осью нового городского центра (т.е. «Гражданского центра») был широкий бульвар с характерным названием «Победа социализма» (Victoria Socialismului). Сегодня он носит название «Булевардул Унирий» (Bulevardul Unirii, Бульвар Объединения). Он начинается на площади, над которой, на холме в центре
Сам «Гражданский центр» (иначе «Административный центр» Прим. Portalostranah.ru) был частью обширной программы систематизации городов и сел, начатой в 1976-1980 гг.
Основой для новой экономической и идеологической политики Чаушеску послужили документы IX Съезда Румынской Коммунистической партии 1974 г., в т.ч. принятая на нем Программа РКП. В 1974 г. был издан Закон о систематизации населенных пунктов, а в ноябре 1977 г. было упразднено Управление исторических памятников, которое занималось охраной и сохранением исторических мест и памятников. Разрушительное землетрясение 1977 г., от которого пострадали многие бухарестские здания, также послужило предлогом для начала массового сноса построек в старых, исторических кварталах столицы».
Здесь мы ненадолго прервем цитирование из передачи русской службы румынского иновещания Radio Romania International — «Интеррадио Румынии» от 13/12/2004, чтобы обратиться к нескольким страницам из румынского гос. журнала для заграницы «Румыния» (сдвоенный № 2-3 за февраль-март
Страницы из румынского гос. журнала для заграницы «Румыния» (сдвоенный № 2-3 за февраль-март 1989 г., русское издание), т.е. номер, вышедший спустя месяц с небольшим после падения режима Чаушеску и отказа Румынии от коммунизма.
На этих страницах журнала - в тексте и фото показано к чему приводила т.н. «систематизация» и коммунизация населенных пунктов в Румынии в последние 10-15 лет правления Чаушеску.
Страницы из румынского гос. журнала для заграницы «Румыния» (сдвоенный № 2-3 за февраль-март 1989 г., русское издание), т.е. номер, вышедший спустя месяц с небольшим после падения режима Чаушеску и отказа Румынии от коммунизма.
На этих страницах журнала - в тексте и фото показано к чему приводила т.н. «систематизация» и коммунизация населенных пунктов в Румынии в последние 10-15 лет правления Чаушеску.
Страницы из румынского гос. журнала для заграницы «Румыния» (сдвоенный № 2-3 за февраль-март 1989 г., русское издание), т.е. номер, вышедший спустя месяц с небольшим после падения режима Чаушеску и отказа Румынии от коммунизма.
На этих страницах журнала - в тексте и фото показано к чему приводила т.н. «систематизация» и коммунизация населенных пунктов в Румынии в последние 10-15 лет правления Чаушеску.
«Диктатор Николае Чаушеску задумал «Гражданский центр» как символ своей власти, решив оставить след не только в истории Румынии, но и в архитектуре столицы. «Гражданский центр» характеризовался необычной для Бухареста шириной бульвара «Победа социализма», большими открытыми пространствами и огромными размерами зданий. Не только дворец, стоящий на искусственном холме, впечатляет величиной, но и окружающие его административные и жилые здания. По стилю Дворец Парламента — классический пример архитектуры коммунистического тоталитаризма, считает историк Адриан Мажуру (Adrian Majuru) — специалист по истории города Бухареста:
Он поясняет:
«Дом Народа» — не только один из символических монументов эпохи Николае Чаушеску. Это типичный пример коммунистического мировоззрения. Марксистско-ленинское учение говорило о преобразовании мира. Сам Маркс в «Тезисах о Фейербахе» писал: «философы ограничивались объяснением мира. Однако важнее его изменить». Николае Чаушеску, коммунист-догматик, неуклонно следовал учениям отцов коммунизма, провозглашавших неограниченную власть человека над природой. Он был не только их верным последователем, но и пленником мира, в котором жили идеологи коммунизма. Отпечаток, оставленный им на архитектуре нынешнего Бухареста, отсылает нас к утопическим началам коммунизма и дает безжалостное представление о том, каким могло бы быть будущее при коммунизме».
Строительство дворца началось 25 июня 1984 г. и только до 1989 г. стоило румынам около трех миллиардов лей (лей — валюта в Румынии Прим. Portalostranah.ru) и несколько сотен жизней. На гигантской стройке работали военные строители и солдаты-срочники. Было использовано 480 тысяч кубометров бетона и 42 тысячи тонн стального проката. Здание разместили на бывшем Арсенальском холме, в квартале Уранус. Ради этого живописный уголок старого Бухареста и расположенные здесь исторические и архитектурные памятники сравняли с землей.
Вот еще несколько цифр, характеризующих этот дворец, внесенный в «Книгу рекордов Гинесса», в раздел «административные здания». Его высота от основания фундамента до вершины — 178 м., из которых 92 м. — под землей и 86 м. — на поверхности. Площадь, занимаемая зданием — 330 тыс. кв.м. (второе место после Пентагона). Объем — 2,5 млн. кубометров (третье место в мире после американского космического центра на мысе Канаверал во Флориде и пирамиды Кетцалькоатля в Мексике, но перед самой большой египетской пирамидой Хеопса). Главный фасад дворца имеет длину 270 метров, боковая сторона — 245 метров. У дворца есть два внутренних двора. Одиннадцатиэтажное здание имеет форму трехступенчатой пирамиды с плоским верхом. В здании расположены десятки залов для приёмов, заседаний, переговоров, кабинетов, большой зал заседаний Палаты Депутатов, служебные помещения, рестораны. С 1990-х годов во Дворце Парламента работает самый большой в Румынии Центр международных конференций, где каждый месяц проходят многочисленные конгрессы, конференции, семинары. Недавно во Дворце Парламента открылся Музей современного искусства.
Строительство и внутренняя отделка дворца были завершены в целом в 1990 годах, уже после свержения Чаушеску, хотя работы не окончены на 100% даже сейчас. Тех, кто впервые видит дворец, удивляют не только его огромные размеры, но и странный эклектичный стиль. О символистике здания рассказывает Адриан Мажуру:
«Планы Чаушеску по созданию новой столицы относятся к середине 1970-х годов. Тогда была разработана стратегия новой Румынии, новой столицы, в которой «Гражданский центр» должен был стать центральной осью власти Чаушеску. Дворец впечатляет не столько огромными размерами, сколько удивительным воздействием на сознание зрителя. Хотя оно должным образом выделяется на фоне огромной площади, здание дворца угнетает окружающий пейзаж, подавляет его. По нему легко установить психологический облик режима, при котором возникла подобная идея: построение доминирующей власти, угнетение гражданина вместо того, чтобы придать ему чувство безопасности, символизировать волю народа».
В начале 1980-х годов Бухарест был постоянно окутан облаком пыли, возникшем из-за разрушения старых кварталов и строительства «Гражданского центра». Ныне, когда пыль рассеялась, в памяти остается странное здание в центре города и фотографии, напоминающие о навсегда утерянных памятниках и домах», меланхолично отмечала русская служба румынского иновещания Radio Romania International — «Интеррадио Румынии» в свое передаче от 13/12/2004, в рубрике «Страницы истории».
А теперь второй румынский материал о строительстве «Дома Народа». Вскоре после революции 1989 года, свергнувшей инициатора создания «Дома Республики», коммунистического диктатора Николае Чаушеску, румынский журнал для заграницы «Румыния» (сдвоенный № 2-3 за февраль-март
Мы уже упоминали этот журнал и даже данный номер. Здесь же напомним, что журнал «Румыния», выпускался редакцией печатных изданий для заграницы «Румыния» (Redactia Publicatiilor pentru Strainatate «Romania») и в тот период выходил ежемесячно в изданиях на русском, английском, испанском, китайском, немецком и французском языках (как было указано в выходным данных вышеупомянутого номера; в них также отмечалось по поводу сдвоенного выпуска номеров в
И далее переходим к тексту заявленной нами статьи о «Доме Республики», он же «Дом Народа», из журнала «Румыния» (сдвоенный № 2-3 за февраль-март
Итак, румынский гос. журнал для заграницы «Румыния» (сдвоенный № 2-3 за февраль-март
«Древнегреческая мифология гласит, что Дедал построил для критского царя Миноса лабиринт, здание с многочисленными помещениями и запутанными ходами для содержания в нем Минотавра, чудовища с туловищем человека и головой быка, исчадие жены Миноса Пасифеи со священным быком бога-олимпийца Посейдона. Чудовище было затем убито Тесеем, которому дочь царя Миноса Ариадна помогла выйти из лабиринта при помощи клубка ниток (по легенде, Дедал — Daedalus — афинский архитектор, за убийство осужденный на изгнание из Афин; перебрался на Крит, где стал придворным архитектором местного царя Миноса; построил тому лабиринт, где содержался Минотавр — получеловек-полубык, с головой и нижними конечностями быка, и торсом и руками человека. Минотавр был рожден от противоестественной связи жены Миноса Пасифеи — Pasiphaë с быком; которая занималась с быком любовью, находясь внутри полой модели обшитой шкурой деревянной коровы, с отверстием в виде влагалища, модели коровы также изготовленной Дедалом; Минотавру на пожирание сбрасывали преступников и пленников царя Миноса Прим. Portalostranah.ru).
И вот в Румынии, страшнее чем в древнегреческом предании, некое чудовище потребовало построить огромный лабиринт, который служил бы ему командным пунктом в окончательном завершении собственного капитального «творения»: материальное, моральное и духовное обескровливание всего народа. И нужно с горечью и возмущением признать, что этот карлик с туловищем человека и головой быка, карпатский минотавр, в лице Николае Чаушеску, едва-едва не преуспел. Его лабиринт приближался к моменту открытия. А что было бы с нами, если бы преуспел, говорят сегодня те, кто способствует созданию всеобъемлющей картины о чудовище и его порождении. Ниспосланной провидением Ариадны, которая дала бы нам клубок ниток, (чудовища) больше нет. Вся «правда» была заключена только в голове минотавра, взгромоздившегося у кормила страны. Тысячи миллиардов лей из казначейства страны, а также и другие похищенные на основе аберрантных (аберрантный — отклоняющийся от нормы, ошибочный Прим. Portalostranah.ru) законов из карманов народа, сгинули в сооружениях, требовавших уникальных украшений.
Одна румынская пословица гласит, что чем глупее человек, тем он спесивее. В карпатском минотавре спесь была синонимом мегаломании. Среди всех «эмблематичных (знаковых) сооружений» — крупные комбинаты, железные дороги и мостовые ансамбли, каналы и плотины; некоторые, правда, необходимые, чтобы «держать марку», нужно было идти на некоторые уступки.
Однако первое место должно принадлежать синтезу всех «свершений» — лабиринту, с макиавеллевским коварством названному минотавром «Дом Народа» или «Дом Республики». В своем безумстве он хотел, чтобы сооружение было уникальным в мире, выражением нового румынского стиля в архитектуре. Для блеска и утверждения «чаушесковского стиля» по приказу минотавра многие светские и культовые здания, возведенные в прошлом в стилях, завоевавших всеобщее признание гармонией и оригинальностью, сносились или оставались заброшенными, чтобы время превратило их в развалины.
Непосредственно к проработке проекта приступили в 1981–1982 гг. «Великий архитектор и конструктор», лишенный каких-либо познаний в этом деле, прибег, как и его супружница «академик, доктор наук» (в последнем случае подразумевается жена Чаушеску — Елена Чаушеску, Elena Ceaușescu; годы жизни: 1916-1989; второй человек режима, с формальными должностями: с
Для отвода глаз Николае Чаушеску объявил национальный конкурс на лучший проект, под эгидой Центрального экономического управления «Карпаць» (ОЕСС, т.е. управления партийного хозяйства). Архитекторы доверчиво полагали, что конкурс на строительство уникального сооружения явится шансом для их карьеры. Организовалось множество коллективов во главе с престижными личностями, среди которых и акад., архитектор Октав Дойческу, проф., архитектор Чезар Лэзэреску, архитектор Александру Иотцу и др. Были отобраны на конкурс шесть проектов. Казалось, в итоге одержит победу проект Чевара Лэзэреску. Но оказалось совсем не так. «Всплыла» некая Анка Петреску, которая до тех пор ничего не спроектировала, и возглавила «молодежный коллектив». Пролезшая еще не совсем ясными путями, архитектор без прошлого выигрывает партию. С самого начала, а затем и в ходе работ, она будто телепатически общается с минотавром. Разгадав его психологию, не противоречит ему, напротив, постоянно попустительствует ему. «Сделаем по вашему желанию», «Можно и так, как вы говорите», «Можем создать стиль «чаушеску» (!) и т.д. Этого и хотел параноик-ворюга. Проект, которым он играл бы на свое усмотрение (Анка Петреску — Anca Petrescu; в
Работы по строительству «Дома Республики» начались в июне
«Эмблематичное (знаковое) сооружение» начинается с неслыханных разрушений в сарабанде бульдозеров, зачастую совершающиеся под покровом ночи (Сарабанд, исп. zarabanda — старинный испанский танец Прим. Portalostranah.ru). Под деспотическими ударами рушатся церкви Изворул Тэмэдуирий (
Что не удалось войнам и крупным природным катастрофам на протяжении веков, сделал минотавр всего лишь за несколько лет. На месте исторических зданий в сердце «Старого Бухареста» возведен новый «Административный центр», где господствует лабиринт, носящий печать «стиля чаушеску».
Средства массовой информации (во времена Чаушеску) не имели права вымолвить ни одного слова. Особенно о лабиринте. Он должен быть окутан тайной, сокрыт от «нескромных взглядов». Ну и что, если в (тогдашнем) Бухаресте нет достаточного количества классных помещений, а дети должны учиться в тесноте по 40–50 учеников в одном классе, в две, три и даже четыре смены? Ну и что, если не хватает больниц и жилья? Не имеет никакого значения, что в жилых районах, где проживают сотни тысяч человек, нет ни одного кинотеатра и театра, нет памятников, площадок для игр и многого другого. Грядущее тысячелетие должно быть встречено в «Административном центре» (другое название, напомним, «Гражданский центр», — проект, в центре которого был рассматриваемый здесь «Дом Республики» Прим. Portalostranah.ru). Это было главное. Остальное не имело значения.
В голове диктатора постоянно вертелась навязчивая идея, что история румынского народа началась с его «восшествием на престол» в 1965 году (В 1965 году Чаушеску стал первым секретарем ЦК Румынской рабочей партии, как называлась тогда правящая в Румынии в 1948-1989 гг. Румынская коммунистическая партия. Тогда Чаушеску являлся компромиссной фигурой, выбранной с одобрения СССР высшими функционерами партии, боровшимися за власть, после смерти румынского коммунистического вождя Георге Георгиу-Дежа. Но вскоре Чаушеску смог стать единоличным правителем, заняв и посты председателя госсовета, а в
Оснащенный новейшими электронными аудиовизуальными средствами управления, связанный туннелями с различными стратегическими пунктами города, бункер минотавра в «Доме Народа» должен был обеспечить ему, президенту и верховному главнокомандующему, верное место для выживания в любых условиях. Сведения еще не полные, трудно все проверить. Хорошо, что свершилась Революция молодежи в декабре 1989 года, хорошо, что не закончились работы, хорошо, что не пришлось ему войти сюда — говорят те, кому кое-что известно. Репрессии (против восставших) могли бы превратиться в большое кровопролитие, национальную кровавую бойню (Здесь подразумевается, что сторонники Чаушеску в лице так называемых отрядов «крыс» — специальных отрядов Секуритате, службы госбезопасности коммунистической Румынии, и так оказали ожесточенное сопротивление армии и восставшему населению в
После Революции (
Вначале «Дом Народа» (или «Республики») предусматривал застроенную площадь в
При этом пользующиеся признанием архитекторы подвергают уже одобренный Чаушеску проект тщательному анализу, завершающемуся информативным рефератом с экспертизой. Приведем лишь один из выводов этой экспертизы, сделанной по заказу управления партийного строительства ОЕСС и представленный этим учреждением в апреле
Далее: «Общий силуэт (сооружение) кажется лишенным стройности и гармоничности из-за способа вертикальной суперпозиции различных составляющих здание корпусов. Если до высоты
Следовательно, тревогу забили своевременно, за год до начала необратимых работ на местности. Но напрасно... Изъяв проект, диктатор включился в игру по строительству «Дома Народа» посредством своих «рабочих визитов», и отдачи «ценных указаний» (только в
Но мегаломания минотавра, его неутолимая, болезненная жажда огромности, стяжательства и тяга ко всему дорогостоящему не сводилась только к объемности и числу комнат. Столь же непомерной она была в его претензиях по украшению фасадов, и прежде всего интерьеров, в первую очередь этажей, где находились главные помещения (до высоты
Далеко не увидев все, мы покидаем лабиринт карпатского минотавра с разламывающейся от мигрени головой, глубоко вдыхая свежий январский воздух. Мы совершенно дезориентированы в некогда таком привычном ныне превращенном в огромное мертвое, частично обрамленное забором домов пространство (
Факты о «Доме Республики»:
Несущая структура сооружения состоит из железобетона с включенной гибкой арматурой, называемой «BAR», которая придает ему надежность в эксплуатации, включая и сейсмостойкость.
За время строительства было залито
Для фасадов использовано
В интерьере сооружение насчитывает около 2200 окон; декоративные элементы из мрамора —
Главные залы предусмотрены с люминаторами, площадь которых составляет
Связь с верхними этажами осуществляется по главным служебным лестницам, а также 47 лифтами.
Наружные балконы-платформы, их три, насчитывают соответственно 20 100, 32 700 и
Этот обзор был подготовлен Portalostranah.ru по следующим основным источникам: румынским материалам для заграницы, из нашего архива, а именно: тексту передачи из рубрики «Страницы истории» русской службы румынского иновещания Radio Romania International — «Интеррадио Румынии» от 13/12/2004 о Дворце Парламента; публикации «Досье Магаломании. Лабиринт на холме» из румынского гос. журнала для заграницы на иностранных языках «Румыния» (сдвоенный № 2-3 за февраль-март