Общение с читателями и новое на сайте:

 
- A +
МОНИТОР Заметки на разные темы

Нидерланды


22.02.2023 08:36:30

НИДЕРЛАНДЫ. Символика картины «Молочница». К открывшейся в Государственном музее Rijksmuseum, в Амстердаме, самой масштабной выставке Иоганна Вермеера

 

Репродукция картины Иоганна Вермеера «Молочница». И о символизме этой картины мы поговорим, в частности, в нашей заметке.
Репродукция картины Иоганна Вермеера «Молочница». И о символизме этой картины мы поговорим, в частности, в нашей заметке.

Картина голландского художника Иоганна Вермеера (Johannes Vermeer, годы жизни: 1632-1675) «Молочница» (голландск. De Melkmeid; написана в пр. 1658-1660 гг.) является одним из четырех главных сокровищ нидерландского Государственного музея (голландск. Рейксмюсеум, Rijksmuseum) в Амстердаме, согласно сайту самого музея. Наряду с работами еще трех голландских художников — «Автопортретом» Ван Гога, «Веселой компанией» Яна Стена и «Ночного дозора» Рембрандта, Можно даже сказать, что упомянутая картина — это теперь одно из самых главных сокровищ голландской живописи всех времён.

 

Фрагмент картины Вермеера «Молочница». На сайте Государственного Rijksmuseum в Амстердаме (2023 г.) говорится об этом фрагменте картины:

«Падающий из окна дневной свет освещает комнату, но сильнее всего он падает на предметы на столе и кувшин в руках служанки, из которого она и наливает молоко. Поток молока из кувшина изображен так мастерски, что молоко действительно кажется льющимся».

Фрагмент картины Вермеера «Молочница». На сайте Государственного Rijksmuseum в Амстердаме (2023 г.) говорится об этом фрагменте картины:

«Падающий из окна дневной свет освещает комнату, но сильнее всего он падает на предметы на столе и кувшин в руках служанки, из которого она и наливает молоко. Поток молока из кувшина изображен так мастерски, что молоко действительно кажется льющимся».

«Картина Вермеера «Молочница» (Также известная под наименованиями «Доярка», или «Служанка», «Горничная», из-за того, что в Голландии времен Вермеера женщины, работающие на ферме, также могли прислуживать и в доме Прим Portalostranah.ru) изображает служанку, которая наливает молоко, полностью поглощенная своей работой, и не смотрит на нас. За исключением струйки молока, все остальное на картине неподвижно. Падающий из окна дневной свет освещает комнату, но сильнее всего он падает на предметы на столе и кувшин в руках служанки, из которого она и наливает молоко. Поток молока из кувшина изображен так мастерски, что молоко действительно кажется льющимся. Веемер был перфекционистом, для которого была важна самая маленькая деталь на его картинах. Однако такие детали должны были отражать реальную жизнь. Поэтому, если мы присмотримся, то обнаружим, что среди изображенных предметов на картине царит беспорядок. Разбросанные ломти хлеба на столе, испещренная гвоздями и дырами от гвоздей голая стена, беспорядок на полу, а одно из стекол в окне разбито. Но сначала мы этого не замечаем, ведь в главном фокусе картины служанка, которая в своем красочном платье привлекает внимание в первую очередь, как яркий маяк на фоне приглушенных тонов». Так описывается картина «Молочница» на сайте Rijksmuseum.

 

Но на картине, помимо не представляющих большого интереса плетеной корзины с квадратным основанием и ведра из латуни или меди — висящих в углу за правым плечом молочницы, изображено еще кое-что. Поговорим об этом «кое-что», полном символизма.

 

Фрагмент картины Вермеера «Молочница». И здесь мы видим изображение грелки для ног.

В старые времена в Нидерландах такие грелки для ног, наполненные горячими углями, помещались под юбки женщин.

Здесь грелка для ног находится перед выкрашенными в синий цвет изразцами. И на этих изразцах среди других рисунков, помещено изображение (древнеримского) бога любви Купидона с его луком и стрелами желания (изразец с Купидоном слева от грелки).

Британская вещательная корпорации BBC в своей цитируемом нами в этой заметке сообщении отмечала:

«Изображение грелки для ног гениально изменяет смысл картины «Молочница», делая его чем-то большим, чем просто документом повседневной жизни. Такая комбинация символов – грелка для ног и изображение Купидона имела особое значение для голландской публики XVII века.

В жанровых картинах того времени грелки для ног символизировали похоть, потому что воспламеняли нижние части тела. Их часто показывали в сочетании с другими эвфемистическими объектами, такими как пустые кувшины, что символизировало сексуальную доступность служанок, молочниц и доярок.

В то же время, на рассматриваемой здесь картине Вермеера, хотя упомянутые символы страсти, а именно грелка и Купидон, и присутствуют, всё остальное говорит о респектабельности и целомудренности изображенной на картине женщины… Она отворачивается от символов похоти, занятая своими повседневными домашними делами».

Фрагмент картины Вермеера «Молочница». И здесь мы видим изображение грелки для ног.

В старые времена в Нидерландах такие грелки для ног, наполненные горячими углями, помещались под юбки женщин.

Здесь грелка для ног находится перед выкрашенными в синий цвет изразцами. И на этих изразцах среди других рисунков, помещено изображение (древнеримского) бога любви Купидона с его луком и стрелами желания (изразец с Купидоном слева от грелки).

Британская вещательная корпорации BBC в своей цитируемом нами в этой заметке сообщении отмечала:

«Изображение грелки для ног гениально изменяет смысл картины «Молочница», делая его чем-то большим, чем просто документом повседневной жизни. Такая комбинация символов – грелка для ног и изображение Купидона имела особое значение для голландской публики XVII века.

В жанровых картинах того времени грелки для ног символизировали похоть, потому что воспламеняли нижние части тела. Их часто показывали в сочетании с другими эвфемистическими объектами, такими как пустые кувшины, что символизировало сексуальную доступность служанок, молочниц и доярок.

В то же время, на рассматриваемой здесь картине Вермеера, хотя упомянутые символы страсти, а именно грелка и Купидон, и присутствуют, всё остальное говорит о респектабельности и целомудренности изображенной на картине женщины… Она отворачивается от символов похоти, занятая своими повседневными домашними делами».

Так, центральная англоязычная служба новостей Британской вещательной корпорации в своем сообщении от 20/02/2023, приуроченном к проходящей сейчас в Государственном Rijksmuseum, в Амстердаме, крупнейшей в истории ретроспективе Иоганна Вермеера, на которой представлено 28 из 37 дошедших до нас картин художника (данная выставка продлится с 10 февраля по 4 июня 2023 г.), следующим образом пишет о скрытых смыслах картины «Молочница». Процитируем:

 

«Комната (показанная на картине) холодная и скромная, с пятнами влаги на стене и треснувшим оконным стеклом. Горничная занимается одним из самых непритязательных занятий, какие только можно себе представить: готовит гренки из черствого хлеба и молока.

 

Однако изображение грелки для ног в правом нижнем углу гениально изменяет смысл картины, делая его чем-то большим, чем просто документом повседневной жизни.

 

В старые времена в Нидерландах такие грелки для ног, наполненные горячими углями, помещались под юбки женщин, чтобы они могли согреться, когда работали дома в зимние месяцы. На картине Вермеера грелка для ног находится перед выкрашенными в синий цвет изразцами (а если говорить определеннее, т. н. делфтской керамической плиткой, происходящей из нидерландского города Делфт. Прим. Portalostranah.ru), которой выложен низ стены. И на этих изразцах, среди других рисунков, помещено изображение (древнеримского) бога любви Купидона с его луком и стрелами желания.

 

Такая комбинация символов — грелка для ног и изображение Купидона имела особое значение для голландской публики XVII века. В жанровых картинах того времени грелки для ног символизировали похоть, потому что воспламеняли нижние части тела. Их часто показывали в сочетании с другими эвфемистическими объектами, такими как пустые кувшины, что символизировало сексуальную доступность служанок, молочниц и доярок.

 

В то же время, на рассматриваемой здесь картине Вермеера, хотя упомянутые символы страсти, а именно грелка и Купидон, и присутствуют, всё остальное говорит о респектабельности и целомудренности изображенной на картине женщины: она смотрит в сторону от нас, её тело покрыто тяжелой одеждой, и она отворачивается от символов похоти, занятая своими повседневными домашними делами», отмечает BBC. В цитируемом сообщении BBC приводятся слова Питера Рулофса (Pieter Roelofs), одного из кураторов проходящей сейчас в Государственном Rijksmuseum, в Амстердаме, упомянутой выше, ретроспективе Вермеера, «Вермеер был ревностным католиком. У него было, по крайней мере, семь дочерей, и картины, которые он создал, могли служить своего рода примером для его собственных детей в его собственном доме».

 

BBC подчеркивает в своем сообщении, говоря о творчестве Вермеера в целом: «Несмотря на то, что и на упомянутой ретроспективе в Государственном Rijksmuseum, в Амстердаме, в первую очередь зрителей поражает реалистичная техника живописи Вермеера, особенно его мастерство в изображении света, искусство Вермеера похоже на покрытое льдом озеро, где скрытая жизнь таится под обманчиво спокойной поверхностью. За прекрасно отображаемой художником визуальной реальностью, у Вермеера имеется еще одно измерение: невидимая реальность идей, выраженных на языке символов. «Для Вермеера символизм имел решающее значение», — замечает BBC Питер Рулофс». Конец цитаты.

 

Здесь уместно кратко упомянуть об обстоятельствах жизни художника. В цитировавшемся выше сообщении BBC по отношению к Вермееру также используются, в контексте пристрастия художника к символизму, такие термины как «новообращенный католик» и «пораженный католицизмом». При этом, напомним, художник жил в протестантских, по преимуществу, Нидерландах (тогда Республики Соединенных провинций). Вермеер перешел в католицизм из протестантизма, женившись на католичке. У художника было семь дочерей (всего у Вермеера было пятнадцать детей). Вермеер прожил всю свою жизнь в городе Делфт (Delft), никогда не выезжая за границу. Происходил художник из среднего зажиточного класса, его отец был владельцем постоялого двора, трактира, а также торговал предметами искусства. Сам Вермеер, помимо рисования картин, которые успешно продавал, также торговал произведениями искусства и коллекционировал их. Вермеер скончался в возрасте 43-х лет. К концу жизни его финансовое положение ухудшилось, из-за войны, которую вели Нидерланды и королевство Франция, и это ухудшение финансового положения вызвало, как считала его жена, моральный упадок, спровоцировавший истощение организма, от которого художник ослаб и, в конечном итоге, умер.

 

Картина Вермеера «Молочница» при специальном сканировании.

В ходе такого сканирования в 2022 году было выявлено, что первоначально на белой пустой стене, какой она выглядит на картине сейчас, Вермеер изобразил полку для подвешивания за ручку кувшинов (видна на данном изображении), а на полу у стены – большую корзину, куда помещалась чаша с тлеющими углями (также см. на данном изображении).

Иллюстрация из публикации Государственного Rijksmuseum в Амстердаме (2022 г.).

Картина Вермеера «Молочница» при специальном сканировании.

В ходе такого сканирования в 2022 году было выявлено, что первоначально на белой пустой стене, какой она выглядит на картине сейчас, Вермеер изобразил полку для подвешивания за ручку кувшинов (видна на данном изображении), а на полу у стены – большую корзину, куда помещалась чаша с тлеющими углями (также см. на данном изображении).

Иллюстрация из публикации Государственного Rijksmuseum в Амстердаме (2022 г.).

Вернемся снова к картине «Молочница». В прошлом (2022) году, в рамках подготовки к упомянутой ретроспективе, картина «Молочница» была исследована при помощи сканирования, позволившего увидеть как бы сквозь слои краски. Выяснилось, что первоначально на белой пустой стене Вермеер изобразил полку для подвешивания за ручку кувшинов (такие полки были в ходу во времена художника, см. изображение ниже), а на полу у стены — большую корзину, куда помещалась чаша с тлеющими углями (также см. изображение ниже). Что касается второго элемента, то отметим, что такие корзины использовались в качестве обогревателя. Однако затем Вермеер закрасил эти предметы, решив, вероятно, они будут отвлекать зрителей о главного персонажа картины — молочницы, и заменил большую корзину для обогрева маленькой переносной ножной грелкой на углях, о которой мы говорили выше.

 

На иллюстрации с видео Государственного Rijksmuseum в Амстердаме (2023 г.): Так выглядела во времена Вермеера полка для подвешивания за ручку кувшинов. Здесь старинный экземпляр из коллекции Rijksmuseum. Первоначально аналогичную полку Вермеер изобразил на картине «Молочница», но затем закрасил.

На иллюстрации с видео Государственного Rijksmuseum в Амстердаме (2023 г.): Так выглядела во времена Вермеера полка для подвешивания за ручку кувшинов. Здесь старинный экземпляр из коллекции Rijksmuseum.

Первоначально аналогичную полку Вермеер изобразил на картине «Молочница», но затем закрасил.

На иллюстрации с видео Государственного Rijksmuseum в Амстердаме (2023 г.): Так выглядела во времена Вермеера корзина для обогрева, куда помещалась чаша с тлеющими углями.  Слева помещено современное фото такой корзины из коллекции Rijksmuseum, а справа - репродукция с картины голландского художника Герарда Терборха (Gerard ter Borch, годы жизни: 1617-1681), на которой изображена женщина за шитьем, греющаяся у такой корзины.  Большую корзину для обогрева первоначально Вермеер хотел разместить на своей картине «Молочница», но затем заменил корзину для обогрева маленькой переносной ножной грелкой на углях, благодаря чему картина получила скрытый смысл, о котором мы писали выше.

На иллюстрации с видео Государственного Rijksmuseum в Амстердаме (2023 г.): Так выглядела во времена Вермеера корзина для обогрева, куда помещалась чаша с тлеющими углями.

Слева помещено современное фото такой корзины из коллекции Rijksmuseum, а справа - репродукция с картины голландского художника Герарда Терборха (Gerard ter Borch, годы жизни: 1617-1681), на которой изображена женщина за шитьем, греющаяся у такой корзины.

Большую корзину для обогрева первоначально Вермеер хотел разместить на своей картине «Молочница», но затем заменил корзину для обогрева маленькой переносной ножной грелкой на углях, благодаря чему картина получила скрытый смысл, о котором мы писали выше.

И в заключение напомним, что Государственный музей Rijksmuseum располагается на амстердамской Музейной площади (Музеумплейн, Museumplein), и это национальный музей Нидерландов, посвященный голландскому искусству и истории. Он был основан в 1798 году на основе коллекции штатгальтеров (правителей) нидерландской Республики Соединенных провинций. Картину Вермеера «Молочница» музей приобрел в 1908 году, при помощи государства, у частных владельцев. До того времени картина последовательно находилась у нескольких частных голландских коллекционеров, — с того самого момента, когда сам Вермеер продал её одному из почитателей своего таланта. Всё это время картина была довольно хорошо известна у ценителей. Вторую мировую войну картина находилась в США, куда еще до войны была отправлена Государственным Rijksmuseum на выставку.

 

В заметке использовались: следующие основные источники: сообщение центральной англоязычной службы новостей Британской вещательной корпорации (British Broadcasting Corporation — BBC) от 20/02/2023; публикации с сайта Государственного музея Rijksmuseum в Амстердаме (2022 и 2023 гг., англ. яз.); сообщение американского издания artnews.com (англ. яз.) от 08/09/2022; др. материалы.


Ссылка для цитирования нашей публикации:
https://portalostranah.ru/monitor.php?cid=32/#1677047790