Общение с читателями и новое на сайте:


 
- A +

Как ханы объединяли болгарский народ. Христианизация Болгарии


Три главных этноса создали современную Болгарию: тюркоязычные кочевники, а также протоболгары - славянские племена и индоевропейский народ фракийцев, издревле жившие здесь.

Правили всеми тюркские ханы, завоевавшие территорию нынешней Болгарии и покорившие остальные этносы. Перед болгарскими ханами, которые позднее по примеру византийских правителей стали назваться царями стояла задача объединить три обособленных группы подданных в один народ.

Христианство стало одним из объединительных факторов.

Об этом в программе «Радио Болгария». Кроме текста вам доступен также и аудиофайл записи данной передачи из Софии из архива Portalostranah.ru.

Кроме того мы включили в наш обзор и дополнительный материал от болгарского иновещания о первом болгарском святом.

Как болгарские ханы объединяли болгарский народ. Христианизация Болгарии

 

Передача русской редакции иновещания «Радио Болгария» от 02/05/2007 о христианизации Болгарии доступна в аудиофайле в записи Portalostranah.ru:

 



а ниже также в тексте.

 

Христианизатор Болгарии Борис Первый. С сайта болгарского иновещания.

Христианизатор Болгарии Борис Первый.

С сайта болгарского иновещания.

Но сначала посмотрим на архивную иллюстрацию с сайта русской программы «Радио Болгария». На ней изображен христианизатор Болгарии Святой Борис І — стенопись в Часовне Богословского факультета при Софийском Университета Святого Климента Охридского. Интересно заметить, что Борис многие годы своего правления титуловался ханом, и изображение этой фрески очень забавно сочетается с титулом изображаемого. В общем, хан Святой Борис.

 

А сейчас к передаче русской редакции иновещания «Радио Болгария» от 02/05/2007 о христианизации Болгарии:

 

«2 мая (2007 года) отмечалось 1100 лет со дня кончины болгарского венценосца Бориса Первого, осуществившего крещение болгарского народа. По этому поводу в первой столице государства Плиске состоялась большая церковная служба в его память. Там же был открыт памятник Борису Первому. Он представляет собой монумент из известняка высотой 11 м, созданный скульптором Бориславом Бондовым. В качестве модели была использована икона владетеля из Кичевского монастыря (ныне в Македонии). По случаю годовщины в Национальном историческом музее г. Шумен, рядом с которым расположены первая и вторая болгарские столицы Плиска и Великий Преслав, а также культовый центр Мадара, открыта крупная выставка христианского искусства с показом наиболее ценных экспонатов. Среди них корона с 60 рубинами, которую носили епископы культурного и духовного центра Болгарии в средние века в г. Охрид (ныне в Македонии), церковная одежда и утварь, рукописи и др.

 

 

ІХ век был самым переломным в истории Болгарии. В то время сформировалась болгарская нация и была введена славянская письменность в качестве официальной для государства. В 864 году христианство стало единственной религией в Болгарии. Для всех этих процессов огромную роль сыграла дальновидная политика хана, впоследствии царя Святого Бориса І — Михаила, Крестителя. В основе его гибкой государственной политики было формирование единой болгарской нации при толерантности ко всем национальностям.

 

Христианство распространилось на болгарских землях еще с середины І века. Поселившиеся в этих местах с V по VІІ век славяне и протоболгары имели свои языческие религии. В середине ІХ века перед болгарским владетелем, ханом Борисом І, встал вопрос ориентации болгарского государства — оставаться ли ему языческим и тем обречь себя на изоляцию со стороны христианской Европы, или принять христианство, современную и самую распространенную для тех времен религию в Европе.

 

Среди причин судьбоносного решения царя-Крестителя выделяется геополитический фактор: Болгария была расположена между двумя великими христианскими силами той эпохи — Византией и королевством восточных франков (ныне Германия) — а это, независимо от ее воли, делало страну сопричастной глобальным политическим интересам.

 

Во-вторых, существовавший почти два века этнический и религиозный дуализм между болгарами и славянами препятствовал консолидации страны. Все это обусловило желание Бориса І присоединить свой народ к христианскому сообществу. Затруднение было связано лишь с тем, от кого принять христианство, так как противоречия между двумя церковными центрами — Константинополем и Римом, очевидно, имели в своей основе и политические мотивы контроля и господства над новокрещеными народами. По оценке профессора Георги Бакалова из Софийского университета Святого Климента Охридского, Борис І подготавливал крещение болгар немецкими духовниками. В то же время Византия следила очень внимательно за этими событиями и не желала уступать другому роль крестителя болгар.

 

В 863 году голод и природные бедствия поставили Болгарию в критическую ситуацию и в этот момент византийские войска вступили на территорию страны. Князь Борис І не был готов к войне и запросил мира. Византия выразила согласие, но при категорическом условии, чтобы болгарские посланники были крещены в Константинополе, а в Болгарию были допущены византийские духовники, которые окрестили бы князя и весь народ. Поздней осенью 863 года Борис І и его семья приняли святое крещение без церемоний из-за основательных опасений, что народ все еще не готов принять радикальную перемену. Лишь весной и летом 864 года началось массовое крещение болгар, которое завершилось к середине 865 года. Непосредственно после крещения Болгарии вспыхнул бунт болгарской аристократии — боляр — протоболгарского происхождения, с которым Борис расправился жестоко и бескомпромиссно, наказав смертью 52 болярских рода, чтобы искоренить корень зла. Убежденный в значении христианства для болгарского народа и государства Святой царь Борис І, названный также Креститель, остался в истории и с убийством своего сына Владимира-Расате, дерзнувшего выступить против введенного нового вероисповедания.

 

Бесспорно, хан Борис І — величайший болгарский владетель времен Средневековья, не потому, что он прославился великими завоеваниями, а потому, что он приобщил Болгарию к христианству, ввел славянскую письменность и так связал Болгарию с тенденциями развития средневековой Европы, — таково мнение академика Васила Гюзелева. — До принятия христианства Болгария хотя и была сильным государством, занимавшим обширные территории на юго-востоке Европы, в международных отношениях воспринималась не как равная, болгарского владетеля и болгарский народ считали «языческими и варварскими». Разумеется, общей религией могла бы стать и религия протоболгар, которую разделяла господствующая этническая прослойка, но это привело бы к значительным внутренним сотрясениям в государстве, по причине чего хан Борис предпочел христианство. Необходимо было ввести единое для всех подданных государства законодательство, к тому же, оно должно было быть выдержано в духе законодательств соседних, могущественных государств, таких как Византийская империя и империя франков, а они уже были христианскими».

 

Чем была христианизация Болгарии — насильственным актом или узакониванием существующего положения в державе?

 

«Исторические источники показывают, что в языческой Болгарии существовала относительная религиозная толерантность, — цитируем мнение академика Васила Гюзелева. — Признавались разные конфессии в рамках болгарского ханства и преследования христиан были редким явлением и были связаны, прежде всего, с конфликтными ситуациями с Византийской империей. С правом можно говорить о том, что как славянское, так и часть протоболгарского населения, постепенно приобщались к христианству. Сильная оппозиция христианству, особенно в кругах протоболгарской аристократии, существовала потому, что оно считалась религией, наложенной византийской империей. В определенной степени акт крещения был насильственным актом в отношении части аристократии, которая потеряла свои привилегии и свое господствующее положение, так как христианизация привела к выравниванию славянского этнического элемента и протоболгарского, славянской и протоболгарской аристократии».

 

После крещения перед князем встала проблема создания самостоятельной болгарской государственной Церкви, которая бы препятствовала распространению других конфессий в стране и ограничивала расширение византийского политического влияния. Первоначально князь предпочел римское духовенство. Папа, однако, оказался несговорчивым и несколько раз не рукоположил болгарским архиепископом назначенное ему владетелем лицо. Тогда Борис І снова обратился к Константинополю, и в 870 году Болгария уже обрела свою государственную Церковь. В краткие сроки были воздвигнуты 9 соборных церквей, многие старинные языческие святилища были перестроены в христианские храмы, началось строительство монастырей.

 

Другим важнейшим делом Бориса І было введение славянской письменности в Болгарии. В 886 году в Болгарии были приняты ученики создателей славянской азбуки святых братьев Кирилла и Мефодия, гонимых немецким духовенством. Царь Борис І встретил учеников с почестями и оказал им поддержку в славянизации богослужений в строящихся в то время многих церквях и монастырях. Самые известные из учеников — Святые Климент, Наум и Ангеларий — сохранили и развили историческое дело славянских просветителей, чтобы передавалось оно в веках другим славянским народам. В созданных книжных центрах по всей Болгарии закипела переводческая и просветительская деятельность. Богослужебные книги переводились на живой народный язык — староболгарский, считаемый до тех пор варварским.

 

Греческий клир был заменен болгарскими духовниками, в 893 году на Соборе в столице Преславе было принято решение о том, чтобы на староболгарском языке говорилось и писалось в Церкви и княжеской канцелярии. Первым епископом, проповедующим на болгарском языке, был избран Святой Климент Охридский, распространяющий слово Божье в то время в Македонии. Так, менее чем за 30 лет, Болгария полностью приняла христианство и создала свою национальную государственную церковь в ІХ веке.

 

Совершенное царем Борисом І крещение болгар наложило отпечаток не только на историческом развитии Болгарии, но и всей Европы, считает академик Гюзелев: «Необходимо подчеркнуть, что благодаря своей большой политической проницательности, хан Борис І далеко опередил свое время. Его свершения отразились как на будущем славянства, так и на всей истории Европы. По сути, введя христианство и славянскую письменность в Болгарии, Борис І создал новую модель исторического развития. Идея независимой церкви, которая тогда назревала в Европе, впервые была реализована в «варварской» стране именно болгарским ханом. Культурно-историческое значение этого было в том, что в конце ІХ-начале Х века, возникла новая модель культурного развития, примеру которой последовал ряд государств славяно-византийского мира — Сербия, Россия и другие страны. Введение христианства и славянской письменности в Болгарии возвысило Болгарию в Европе, приобщило страну к основным тенденциям развития. Если говорить об истинном приобщении Болгарии к Европе, оно было совершено именно во вторую половину ІХ века ханом Борисом І».

 

Утвердив христианство в Болгарии, Борис І предался благочестию. По свидетельству летописцев, днем он являлся народу в царских одеждах, а ночи проводил во власянице в церкви, молясь со слезами на глазах Богу. Ревностная преданность Господу увенчалась отказом Бориса І от царского престола в 889 году. Царь Борис принял монашеский сан, завершив 2 мая 907 года свой земной путь в монастыре. Вскоре после этого царь Борис І был канонизирован Болгарской православной церковью.

 

В эпоху национального болгарского Возрождения — в ХVІІІ-ХІХ веках — болгарские изографы почли Святого Бориса І, изобразив его на стенописях, иконах и гравюрах. Его изображения присутствуют и в главной церкви Святого Георгия Изографа в болгарском монастыре на Афоне, в Греции, а также в монастыре Святого Наума в городе Охрид и в церкви в Тетово, в Македонии, в Араповском монастыре у Асеновграда, на юге Болгарии. Самое раннее изображение Святого царя Бориса І — на печати, найденной у города Варна, на северном черноморском побережье. Другое его изображение — на известной миниатюре Х века в «Учительском Евангелии» Константина Преславского, которое хранится в Московском историческом музее. Характерно, что лик Святого Бориса І присутствует в композициях наряду с образами Святых братьев Кирилла и Мефодия, а также на стенописях, изображающих крещение его семьи в ІХ веке», передавало русское вещание «Радио Болгария» от 02/05/2007.

Информация по теме: Святой князь Боян-Энравота — первый болгарский мученик

 

В информации по теме рассказывается о том, как среди болгарских владетелей стали появляется первые христиане. Вот что передавало русское вещание «Радио Болгария» в своем цикле по истории в трансляции от 05/04/2010:

 

«Христианство очень рано проникло среди болгарских владетелей. Существуют сведения, что еще хан Кубрат, основатель Старой Великой Болгарии на землях к северу от Черного моря и Кавказа, правивший в первой половине VІІ века, был христианином. Христианскую веру он принял в Константинополе, где пробыл несколько лет до своего возвращения на родину и вступления на престол. Свидетельства о вероятном крещении болгарского владетеля есть среди артефактов в большом кладе, обнаруженном близ с. Малая Перещепина в сегодняшней Украине.

 

Христианином был и его внук, хан Тервел (начало VІІІ века), сын основателя Дунайской Болгарии хана Аспаруха. На обнаруженных объектах хан Тервел изображен христианскими символами. О его христианской принадлежности свидетельствует и его медальон с надписью на греческом языке «Богородице, храни кесаря Тервела». Византийский титул «кесарь», второй по значению после императорского, Тервел получил в знак признательности от Юстиниана ІІ, которому хан помог возвратиться на престол после его свержения. Паисий Хилендарски, автор «Истории славяноболгарской», и другие авторы даже причисляют хана Тервела к болгарским святым под именем «Святой царь Тривелий».

 

Вопреки этому, христианская вера не успела получить широкое распространение в молодом болгарском государстве. Владетели-христиане в этот период не делали попытки распространить ее. Официальной религией продолжал быть культ верховного бога Тангра. Так, вероятно после смерти Тервела, воспоминания об этих христианских владетелей были забыты, а некоторые из их наследников остались в истории со своим негативным отношением к христианству. В этой новой и незнакомой для них религии они видели — не без основания — источник влияния со стороны враждебной к ним Византийской империи.

 

Во время одного из своих набегов на Византию болгарский хан Крум (803-814 г.) захватил в плен византийского епископа Кинама. Известное время Кинам провел в ханском дворце. Его ученость, а вероятно и надежда получить хороший откуп за него, стали причиной хорошего отношения хана Крума, а затем и его сына Омуртага (814-831) к епископу Кинаму. Во время одного пиршества, однако, Омуртаг попытался заставить Кинама отречься от христианства и принести жертву языческим богам. После своего категорического отказа Кинам был брошен в темницу. Старший сын Омуртага, Энравота, попал под влияние Кинама и даже принял от него христианское крещение под именем Боян. Из-за этого хан Омуртаг лишил Энравоту от прав престолонаследника. После смерти Омуртага на трон взошел его третий сын — Маламир, чья лояльность к языческим богам не вызывала сомнений. Известный ученый д-р Иван Венедиков предполагает, что второй сын Омуртага, Звиница, тоже попал под подозрение со стороны своего отца, что симпатизирует христианству, и из-за этого им пренебрегли в качестве престолонаследника.

 

Согласно сведениям византийского писателя Теофилакта Охридского (XI —начало XII века) Энравота попросил своего брата дать ему пленника Кинама, который все еще находился в темнице. Не зная причины о просьбе Энравоты, Маламир удовлетворил ее. Когда, однако, узнал, что Энравота стал христианином под влиянием Кинама, хан воспринял это как предательство в отношении родовых традиций и симпатию к Византии. Маламир вызвал своего брата, и в начале увещаниями, а затем угрозами попытался заставить его отказаться от своей новой веры. После своего категорического отказа Боян-Энравота был посечен мечом по заповеди хана. Согласно его житию, до этого мученик изрек слова, которые приблизительно три десятилетия позже оказались пророческими: «Вера, за которую я умираю, распространится по всей болгарской земле. Будут воздвигаться храмы Истинному Богу, и служения Ему не прекратятся, а идолы и жертвенники исчезнут».

 

Затем князь Боян-Энравота склонил голову под меч и принял мученическую смерть — это произошло около 833 г. Вероятно, незадолго после этого он был канонизирован. Таким образом, он стал первым известным в истории болгарским святым. Его память чествуется 28 марта.

 

Скоро после этого умер Маламир и, так как у него не было наследников, на престол взошел Пресиян, сын князя Звиницы. А сын Пресияна, князь Борис І (852-889 г.) принял в 865 г. христианство и крестил весь болгарский народ. Таким образом, сбылось пророчество Святого мученика Бояна-Энравоты, князя Болгарского», отмечала станция 05/04/2010.

 

Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по передачам болгарского иновещания.

 

Вы можете также подробнее прочитать об истории Болгарской православной церкви в другом нашем материале, а по близкой теме истории Константинопольской патриархии в публикации «Византийские тени Стамбула».

 

Опубликовано
25
04
2009
Обновлено
18
04
2010
Portalostranah



Также по теме

Избранное с сайта на неделю: тексты, аудио, видео:
Империя зла. Текст знаменитой речи президента США Рональда Рейгана 1983 года. И справка по данному выступлению
 
В нашей рубрике «Документы» текст знаменитой речи 1983 года тогдашнего президента США Рональда Рейгана (Ronald Wilson Reagan, годы жизни 1911-2004, годы президентства 1981-1989), в которой Рейган дал ставшую знаменитой характеристику СССР как «империи зла».
Подробнее...
Услышать Северный Кипр на русском
 
В очередном выпуске рубрики «Вещая поверх границ» записи экзотического вещания на русском и других языках из Турецкой Республики Северного Кипра и рассказ об этом иновещании.
Подробнее...



 

География посетителей