Переселение славян на Балканы. Начало. Сербский взгляд
Отрывок о переселении славян на Балканы из книги современного сербского историка Симы Чирковича.
На этой карте Балкан показаны первые годы (ок. 530-550 гг. н.э.) после переселения славян на Балканы.
На карте на розовом фоне курсивом подписаны славянские племенные образования: сербы, дукляне (будущие черногорцы), хорваты, карантанцы (будущие словенцы), другувиты (или драговичи), конавляне, неретляне, захумляне, северцы (или северяне), стримонцы, ободриты, дулебы и ряд других;
На красном фоне курсивом подписана совместная территория славян и авар (авары – племя с сильным тюркским влиянием);
Синим - обозначена территория Византийской империи.
Также заглавными буквами подписаны провинции Византийской империи: Далмация, Дакия, Мезия, Паннония, Македония, Ахейя, Фракия, над которыми после прихода славян в союзе с аварцами Византия стала терять контроль, хотя некоторые из провинций позднее Византийская империя смогла вернуть;
Зеленым обозначена территория тюрок-протоболгар;
Также на территории Италии посреди византийских владений обозначены два лангобардских (германских) княжества – Сполетское и Беневето.
ПРОЧИТАНО В...
Сима Чиркович пишет:
«Переселения славян стали завершающим этапом в процессе названном в истории Великим переселением народов. Славяне начали свое мощное движение, когда большинство других народов и племен уже нашли новое пристанище в разных областях Римской империи. Направления миграций славян известны еще меньше, чем волны перемещений большинства германских племен и других участников Великого переселения.
Распространяясь за пределы своей загадочной, недостоверно известной «прародины», находившейся, по разным предположениям, где-то между Вислой и припятскими болотами, славяне заполняли пространства, которые покидали германские племена, продвигавшиеся на запад устремленные вглубь Римской империи. На юг, к дунайскому лимесу (лимес — укрепленная граница Римской империи. Прим. Portalostranah.ru), шли два потока славян: один, проходя восточнее Карпат, спускался через Средиземноморскую и Паннонскую низменности. Поражение гипид(ов) (также германского племени, но находящегося в союзе с Византией) в войне с лангобардами (также одним из германских племенами) (567) и уход лангобардов в Италию помогли славянам в Среднем Подунавье достичь границ Римской империи...
На границах Восточной Римской империи славяне сталкивались другими племенами, также стремившимися продвинуться на ее территорию. Самым крупным среди них были (тюркский племенной союз) авары: они достигли Подунавья в 558 г. и подчинили себе славян, оказавшихся к ним ближе всех остальных. Нередко отряды славян под предводительством аваров совершали набеги на византийские территории. (Одновременно славяне на Балканах сталкивались с пришедшими туда тюрками- протоболгарами. Прим. Portalostranah.ru).
В VI в., в период тяжелых кризисов в Византии, начинают появляться упоминания о славянах в сочинениях византийских ученых и писателей. Редкие свидетели тех событий главным образом описывают то, что больше всего их волновало: страдания людей в провинциях, увод их в рабство, опустошение и разорение.
На основе рассеянных по их сочинениям свидетельств можно составить неполную хронику нападений варваров на территорию Империи. В то время, согласно этим источникам, у варваров не было завоевательных целей: они довольствовались захватом имущества и увозили добычу обратно через границу. Лишь немногие из таких набегов отличались глубиной проникновения на территорию Империи или массовым характером. Например в 550 г. славяне достигли реки Места (Места — река в современной Болгарии и Греции, впадающая в Эгейское море. Прим.Portalostranah.ru), а в 550-551 гг. они впервые перезимовали на византийской территории «как на своей земле»
В последнее десятилетие VI века войскам Византийской империи, благодаря тому, что она заключила краткосрочный мир с Персией, удалось перейти в наступление и не только вернуть занятые к тому времени аварами важные приграничные города Сирмий и Сингидунум, но и перенести военные действия на другой берег Дуная. Таким образом империя ослабила натиск на свои границы, разбив самые близкие к ним отряды варваров. Однако случилось так, что именно это наступление в 602 году привело к нежелательному повороту событий: солдаты, которых заставляли зимовать на вражеских территориях, подняли восстание и сбросили воинственного императора Маврикия (582-602), а главное — армия покинула область лимеса (напомним, от лат. Limes — «дорога», «граничная тропа», позже «граница», здесь в значении приграничная область Прим. Portalostranah.ru), отправившись в Константинополь с целью обеспечить власть вновь провозглашенному императору Фоке (602-610).
Именно после волнений на границе славяне, словно бурный поток, хлынули на территорию Византии и за несколько лет дошли до самых дальних уголков Балканского полуострова.
Около 614 г. под их натиском прекратил свое существование город Салона (Солин близ современного города Сплит) — столица одной из провинций; около 617 г. они осаждали Салоники; около 625 г. напали на острова в Эгейском море, а в 626 г. вообще поставили под угрозу существование Византии, осадив, под предводительством аваров, одновременно с пришедшими из Малой Азии персами, Константинополь.
Начало переселения славян: под предводительством аваров
Славяне, находившиеся тогда в основном в подчинении у аваров из Подунавья, сопровождали их в набегах, а в серьезных военных операциях обеспечивали армии аваров массовость. Славяне хорошо владели искусством ведения боя на воде и нападали на крепостные стены византийских городов с моря, в то время как на суше в бой вступала ударная сила — отличавшаяся прекрасной маневренностью аварская конница. После победы авары обычно возвращались с добычей в паннонские степи, а славяне оставались на завоеванной территории и обосновывались там. (Паннония — одна из исторических римских провинций, ныне в Хорватии. Прим. Portalostranah.ru).
Византийская империя в те годы потеряла все территории в континентальной части Балканского полуострова; ей подчинялись лишь прибрежные города на всех четырех морях (Эгейском, Средиземном, Адриатическом, Черном) и острова, с которыми Константинополь поддерживал связь благодаря своему мощному флоту и преимуществу на море.
Пережив в 626 г. один из самых серьезных кризисов, Византия во время правления императора Ираклия (610-641) постепенно пришла в себя и, благодаря сохранившемуся преимуществу в Малой Азии и внутренним реформам, консолидировала оставшиеся земли, а затем начала упорную, длившуюся столетиями борьбу за возвращение утраченных провинций.
Переселение славян: поселенцы среди оставшегося населения Римской империи
Славяне не могли полностью и равномерно заселить обширные и многообразные пространства Балканского полуострова. По всей видимости, они двигались по древним римским дорогам и селились в тех областях, которые уже были некогда освоены и оказались пригодны для жизни.
За спиной славян или среди них оставались небольшие анклавы с остатками древнего населения провинций. Количество этих туземных «островков» и их местонахождение в окружавшем их славянском море по позднейшим данным установить уже невозможно.
Очень вероятно, что в самый ранний период заселения славянами Балкан большая часть автохтонного населения оставалась в горах и других труднодоступных местах. Известно, что немалое их число проживало на территории современной Северной Албании, в соседних с ней областях Македонии и в Фессалии, которая в эпоху раннего Средневековья называлась «Великая Валахия» (walh - с древненемецкого «чужой» или «иностранец». Прим. Portalostranah.ru).
Скорее всего, некоторые группы автохтонного населения еще в раннем Средневековье жили на всем протяжении Динарского массива (ныне в Словении. Прим. Portalostranah.ru) до Истрии. Они встречались там и в эпоху позднего Средневековья.
На своей новой родине сербы как и большинство других славянских племен, встретились со многими народами и племенами.
Прежде всего, это были ромеи, подданные византийских императоров, затем романы, жители приморских адриатических городов и островов, сохранившие в византийскую эпоху свой язык, происшедший от вульгарной латыни. Это были также влахи, или мавровлахи, которые жили небольшими группами внутри полуострова и не имели связи с византийскими центрами, и, наконец, арбанасы (албанцы), жившие в горной местности за городом Драч. Они были близки к влахам по образу жизни и по экономическому устройству, но отличались от них тем, что сохранили свой архаичный язык, романизированный лишь частично.
Нет данных о самых ранних контактах славян с остатками старого балканского населения. Предания гораздо более поздних времен говорят о вражде между местными христианами и пришельцами-язычниками. Некоторые представления об этих контактах можно получить по языковым данным — по следам взаимовлияний и заимствованиям. Было, например, выявлено, что названия больших рек славяне заимствовали из автохтонных языков, а маленькие притоки получили славянские названия. Названия значительного количества гор и городов также романского происхождения. Даже славянский этноним для эллинов — грек, греки — происходит от латинского graecus. Некоторые романские и албанские элементы в сербской скотоводческой терминологии и славянские элементы в аграрной терминологии влахов и албанцев тоже обязаны своим происхождением эпохе заселения Балкан славянами.
Племена первых славян на Балканах
О составе праславянской общности и о том, что она из себя представляла как социальная структура до ее разделения в результате переселений на восточную, западную и южную ветви, известно так же мало, как и о прародине славян.
С помощью исследования древнейших языковых пластов удалось достоверно установить только то, что изначально различались восточная и западная славянские общности. Этот вывод соответствует данным, полученным в результате попыток реконструкции древнейших пластов славянской религии.
Современники переселений славян называют их тремя общими именами: венеды, склавины и анты. Первое название употреблялось у западных соседей славян, другие два использовались их южными соседями.
Последнее название — анты — было впоследствии быстро забыто, так что самым распространенным этнонимом, несомненно, предшествовавшим по времени именам отдельных славянских племен, оказался этноним славянского происхождения — склавины.
Славяне стали известны другим народам под своим общим именем, и оно веками служило арбанасам, влахам и романам для обозначения ближайших к ним славянских соседей.
Название скье у влахов и арбанасов, производное от слова «склавины», служило обозначением сербов.
У романов как в сочинениях писателей, так и в древнейших правовых документах соседи назывались славяне (sclavi, slavi), и лишь намного позже появятся хорваты на севере и сербы на юге.
Итальянцы и западные авторы называли именем Sciavonia всю западную часть Балканского полуострова, а для венецианцев и дубровчан (жителей Дубровника) Sciavonia являлась территорией сербского государства и в XIV и в XV вв. (царь Душан — Imperator Sclavonie, а правители XV в. — despoti Sclavonie).
В настоящее время память об общеславянском названии удержалась только в этнониме Славония (regnum Slavonie, Slovinje) — так называется территория между реками Драва и Сава.
Внутри восточной и западной групп праславянской общности еще до эпохи Великого переселения существовали племенные союзы, названия которых позднее встречаются в разных частях заселенных славянами территорий. Названия хорваты, северцы (или северяне) и дулебы засвидетельствованы у восточных, западных и южных славян; названия сербы и ободриты — у западных и южных; название другувиты (или драговичи) — у восточных и южных.
Современная наука не дает никаких достоверных данных о различиях между ними. Вероятно, это действительно были племенные союзы, существовавшие длительное время и осознавшие, что именно делает их одной общностью и отделяет от других. Важную роль в этом осознании, вероятно, играли легенды о происхождении, верования и символы культуры.
О том, насколько велико было участие в процессе переселений того или иного племенного союза, можно судить по территории, которую он в результате занял. Распространенность самоназвания племени на обширной территории говорит о том, что здесь селилась значительная его часть. Но и на таких территориях остались свидетельства о присутствии также других племен. Так, части древнего племени хорватов оставили следы в топонимике Эпира и Косова поля; следы сербской топонимики сохранились на хорватских землях (жупа, т.е. область, Срб в Средние века), а также в Фессалии близ местечка Србица и по соседству с другувитами, заселившими территории Македонии и Фракии.
У нас нет никаких сведений, относящихся к эпохе переселений, и мы не можем сказать, как именно протекал этот процесс. Сохранились только записанные много позднее предания о том, как пришли на Балканы племена сербов и хорватов. В сочинении византийского императора Константина VII Багрянородного (Порфирогенета) (913-959) рассказывается о том, что хорваты и сербы пришли на Балканы во время правления императора Ираклия (610-641), то есть в период, когда первая волна славян уже прокатилась по всему полуострову. В данном сочинении говорится, что сербы откликнулись на приглашение императора и пришли в качестве его союзников и помощников в защите Византийской империи. Они переселились на полуостров из так называемой «Белой Сербии», находившейся по соседству с «Франачкой» (землями, которые впоследствии заселят венгры) и с «Белой», или «Великой», Хорватией.
Однажды сын вождя «взял половину народа» и пришел к императору Ираклию, который его принял и дал ему для заселения край, прозванный Сервия (Србица) близ Салоник. Но здесь сербы долго не задержались: спустя некоторое время они захотели вернуться и уже перешли Дунай, но внезапно передумали и вновь потребовали от императора дать им землю.
Тогда император предоставил сербам опустевшие пространства между Савой и Динарским массивом, выходившие к морю, по соседству с хорватами, которые также переселились на полуостров (из «Белой Хорватии») под предводительством троих братьев и двух сестер и несколько лет воевали с аварами.
У славянских племен, обосновавшихся на пространствах Балканского полуострова, не было единой политической организации. На территории их поселений вскоре возникло достаточно много больших и маленьких княжеств, что дало византийцам повод называть все эти земли характерным словом во множественном числе — склавинии. Известно, что первоначально словом «склавинии» византийцы называли славянские территории на другом берегу Дуная. Из всех тогдашних славянских поселений только об этом сохранились некоторые сведения благодаря одному византийскому руководству по военному искусству, предназначенному для воевавших против славян византийцев.
Это сочинение носило чисто практический характер и потому содержало информацию только о конкретных врагах — славянах, а не о варварах вообще. В нем помимо прочего говорится, что славяне селились вблизи рек и лесов; что их поселения были расположены так, чтобы они могли поддерживать связь друг с другом; при этом они были хорошо защищены естественными препятствиями. Упоминается также, что славяне были земледельцами и хранили в своих жилищах запасы продовольствия и что помимо земледелия они занимались разведением скота. Как воины, славяне обладали упрямством и хитростью и владели особой тактикой. У них было легкое вооружение и легкие доспехи (разумеется, с точки зрения византийцев).
Пространства по другую сторону Дуная были испещрены большим количеством рек, территория между которыми была заселена множеством мелких племенных союзов. Ими управляли местные князья (архонты, reges). Одних византийцы покоряли, а других склоняли на свою сторону, опасаясь, что эти племена могут объединиться в своего рода «монархию» — сильную политическую структуру с единоличной властью.
После того как славяне расселились по всему Балканскому полуострову, в византийских источниках появляются упоминания о множестве «склавинии» на пространстве от Салоник до Константинополя, а позднее также в районах, расположенных выше далматинских городов.
Сведения о славянах в период «темных веков» (после заселения ими Балкан) остаются скудными и соответствуют тому, что о них было известно, когда они еще проживали вне границ Византийской империи. Тем не менее уже около 670 г. появляются сведения об отдельных славянских племенах, населявших Салоникский регион. Некоторые вожди славян воюют с византийцами, другие ведут с ними переговоры. В то время как одни славянские племена держат Салоники в осаде, другие снабжают город продовольствием.
У нас нет сведений о количестве балканских «склавиний». Весьма приблизительную и неполную карту можно лишь отчасти реконструировать на основании скудных данных того времени,а также благодаря возникшим позднее названиям административных единиц, епископств и географических областей. На пространстве от Венского леса до Черного моря сохранилось около двадцати названий когда-то существовавших славянских княжеств и племенных союзов. У некоторых из них были названия общеславянского происхождения, например хорваты, сербы, северцы, драговичи, дулебы; у других названия возникли уже на новом месте обитания. Иногда они образовывались от древних названий рек (стримонцы, неретляне), иногда от древних названий населенных пунктов (карантанцы — от названия civitas Carantana, дукляне — от названия античного города Доклея (ныне черногорцы. Прим. Portalostranah.ru).
На пригодных для земледелия пространствах в карстовых полях между Динарским массивом и побережьем Адриатики, заселенных сербами, возникли княжества неретлян (от реки Цетина до реки Неретва), захумлян (от Неретвы до окрестностей Дубровника) и травунян (от Дубровника до Боки Которской).
С ними непосредственно соседствовало княжество дуклян (в долинах рек Зета и Морач его граница тянулась от Боки до реки Бояна), В глубине полуострова все эти княжества граничили с обширной территорией, сохранившей племенное название Сербия.
Преемственность сербам обеспечивала династия правителей, состоявшая из потомков того самого «сына вождя», который привел их на Балканский полуостров. Это весьма обширное сербское княжество Константин VII Багрянородный (Порфирогенет) называет «Крещеная Сербия», в отличие от некрещеной «Белой Сербии» на севере. На западе «Крещеная Сербия» граничила с Хорватией, прежде всего с ее наиболее продвинутыми на восток жупаниями (областями) Плива, Хлевена (Ливно) и Имота. Восточной приграничной областью «Крещеной Сербии» был Рас (близ современного города Нови-Пазар), за которым начиналась Болгария.
Но долго в таких протяженных границах княжество сербов не просуществовало. К середине Х в. внутри него уже наметились контуры области Босния, находившейся у истоков реки с тем же названием. Впоследствии Босния начнет самостоятельное развитие и расширит свою территорию.
Еще позднее (XII-XIII вв.) на севере «Крещеной Сербии» появится земля Усора, простиравшаяся от Врбаса до Дрины. А когда-то приграничный город Рас станет центром восточносербских земель.
Первые славяне и их противники на Балканах
Славянским племенным союзам (склавиниям) угрожала опасность со стороны трех главных противников.
С одной стороны, это были уже упоминавшиеся авары, под частым предводительством которых славяне осваивали Балканы. С конца VII в. мощь аваров ослабевает, а в следующем столетии их государство уничтожают франки, которые таким образом становятся непосредственными и весьма опасными соседями славян, прежде всего хорватов.
А сербы подвергаются еще более сильной угрозе со стороны двух других центров — Болгарии и Византии. Болгария возникла в 680 г., когда (тюрки)-протоболгары завоевали семь славянских племен (одним из них было племя северцев), живших между Дунаем и Балканскими горами. Они не вмешивались во внутреннее устройство покоренных славянских племен, но использовали их в качестве военной силы при завоевании славян-соседей.
Земли «склавиний» с юга поглощала Византия, постепенно расширяясь за пределы своих опорных пунктов — приморских городов. Византийские императоры обычно превращали завоеванные славянские княжества в военно-административные единицы — фемы. Фемами управлял стратег, которого назначал император. В названиях отдельных фем сохранились славянские этнонимы; например, фема Вагепетия (напротив острова Корфу) получила название от славянского племени ваюнитов, а фема Стримон — от княжества струмлян.
Завоевание «склавиний» шло постепенно. Триумфом стал прорыв армии императора Юстиниана II (685-695) по суше от Константинополя к Салоникам в 689 г.
Государство протоболгар, покоряя славян с севера, столкнулось с Византийской империей, которая расширялась с юга. Бывало, что нападения протоболгар приводили к массовым миграциям славян (например, в 762 г. более 200 тысяч человек, по оценкам источников того времени, перешли на византийскую территорию и поселились в Малой Азии); но чаще они наступали осторожно и постепенно, назначали правителями покоренных славянских земель своих людей, а племенных князей превращали сначала в своих вассалов, а затем в местных управляющих. Постепенно протоболгары, изначально имевшие другую веру, другой образ жизни и говорившие на другом языке, все более растворялись в славянской массе и в результате переняли ее язык, оставив ей свое название.
Восточная часть Балканского полуострова была поделена на болгарскую и византийскую части в результате византийско-болгарских договоров о мире. Протоболгары, встретив сопротивление византийцев на юге, повернули на запад; некоторое время они были в Паннонии, назначали славянских вождей на реке Драва (827-829), а во второй половине IX в. проникли на Ионическое побережье современной Албании.
Поскольку пространства, заселенные сербами, оказались на пути экспансии болгар, нет ничего удивительного в том, что первые сведения о сербских правителях относятся к периоду войн с болгарами.
Согласно преданиям самих сербов, которые нашли отражение в уже упомянутом сочинении Константина VII Багрянородного, «Крещеной Сербией» правили потомки того самого «сына вождя», который привел сербов на Балканы. Этот «сын вождя» был еще жив, когда в 680 г. болгары перешли Дунай и покорили славян. О первых наследниках сербского вождя ничего не известно, даже имена их не сохранились. За ними пришли трое, их звали Вышеслав (Вишеслав), Радослав и Просигой, но более ничего конкретного сказать нельзя.
Вероятно, один из них княжил в Сербии, когда в 822 г. хорватский князь Людевит Посавский после трехлетнего сопротивления франкам покинул Сисцию (нынешний город Сисак) и попросил убежища у сербов. Он обманул и убил местного сербского жупана-правителя и завладел его областью, а затем вернулся в Хорватию, где был предательски убит.
В середине IX в. в Сербии княжил Властимир, который был вынужден постоянно защищаться от болгар. Целых три года (в период приблизительно между 836 и 852 гг.) он успешно держал оборону. Наследниками Властимира стали трое его сыновей: Мутимир, Строимир и Гойник, которые, как нередко случалось в династиях того времени, разделили страну. Вовремя совместного правления (безусловно, под предводительством Мутимира) сербские князья отбили еще одно нападение болгар: тогдашний болгарский правитель (хан) Борис (852-889), впоследствии принявший христианство и получивший имя Михаил, направил против Сербии большую армию, которая потерпела поражение, а сын хана Владимир вместе с двенадцатью самыми знатными боярами попал в плен. После заключения мира состоялись, согласно обычаю, обмен дарами и освобождение пленников, которых проводили до границы — до города Рас. Эта деталь свидетельствует о том, где проходила восточная граница Сербии во второй половине IX в.
Время совместного правления братьев Мутимира, Строимира и Гойника закончилось междоусобным конфликтом, из которого победителем вышел Мутимир. Своих братьев он сдал болгарскому правителю, оставив у себя только племянника — Петра Гойниковича, который вскоре сбежал в Хорватию. С тех пор междоусобицы внутри сербской правящей династии переплетаются с борьбой Византии и Болгарии за господствующее влияние на сербское княжество. Константинополь у сербов пользовался наибольшим авторитетом, но у Византии не было непосредственных границ с Сербией, так что Империя вынуждена была поддерживать с нею контакт через свои города-крепости на Адриатическом побережье, составлявшие фему Далмацию. Таким образом, более сильное влияние Византии ощущали соседние с Далмацией славянские княжества Захумле, Травуния и Дукля.
Христианизация славян и болгар на Балканах и в Великой Моравии (Центральная Европа)
Сложилось так, что крещение пришлых варваров и язычников стало частью политической борьбы за господство на Балканском полуострове. Под видом христианизации ромейские (византийские) императоры возвращали себе власть над территориями Балкан. Политический подтекст крещения был очевиден и тем, на кого этот процесс был направлен, — болгарами славянам.
Когда хан Борис был готов ввести в Болгарии христианство, он обратился к священникам из далекого государства франков, а когда в 864 г. Болгария все же была крещена усилиями византийских миссионеров, Борис-Михаил апеллировал к Риму, чтобы пресечь вмешательство враждебной Византии в дела Болгарии. Этим он спровоцировал первый серьезный кризис в отношениях Рима и Константинополя.
С другой стороны, в 862 г. византийский император отозвался на просьбу великоморавского князя Ростислава, который просил прислать миссионеров для укрепления веры и церкви в его стране, ранее уже принявшей крещение от франков. Император поручил эту миссию братьям Мефодию и Константину, сыновьям своего влиятельного чиновника Льва, знавшим язык славян. Братья подготовились к миссии чрезвычайно основательно: они создали особую азбуку, приспособленную к передаче звукового строя славянского языка, и перевели на него важнейшие богослужебные тексты.
Церковные власти Великой Моравии, находившиеся под юрисдикцией Рима, прервали успешно начавшуюся миссионерскую деятельность братьев: чтобы прояснить ситуацию, Мефодий и Константин отправились в Рим. По пути они посетили князя Нижней Паннониии (ныне Хорватия) Коцеля, который, как и Ростислав, хотел, чтобы братья проповедовали на его земле. Папа римский одобрил миссионерскую деятельность Мефодия и Константина. В Риме Константин постригся в монахи с именем Кирилл и вскоре умер, а Мефодий с учениками продолжил миссионерскую деятельность. Он стал архиепископом возрожденного архидиоцеза в городе Сирмий. Но и здесь ему всячески препятствовали. Поэтому реальные плоды деятельности братьев станут очевидны лишь при жизни поколения их учеников, которые найдут приют в уже принявшей в 885 г. крещение Болгарии.
Сербия в IX в. также приняла крещение: об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что внуков Властимира, родившихся около 870 г., называют христианскими именами Петр и Стефан. В Византии тогда правил император Василий I, которому и приписывают христианизацию южных славян, поскольку первое крещение сербов и хорватов, происшедшее во времена их переселения на Балканы, не имело серьезных и долгосрочных последствий. В биографии Василия I связываются воедино успешное крещение славян, установление над ними императорской власти и узаконение правящих династий в славянских княжествах. Как говорится далее в биографии, император стремился дать власть не тем, кто приносил бы ему большие доходы, обирая своих подданных, а тем, «которых они (славяне) выберут сами и возведут на престол по своим обычаям». Таким образом, власть византийского императора над славянскими переселенцами осуществлялась опосредованно, через их князей.
Подобный тип верховной власти весьма устраивал славян — в их среде не появлялись правители-чужеземцы, никто не покушался на их обычаи и образ жизни. Покорность славян византийскому императору подтверждается и сведениями о том, что, когда в 870 г. франкский король Людвиг воевал с арабами, ему (византийским императором) на помощь в Южную Италию были отправлены корабли, на борту которых находились хорваты, сербы, захумляне, травуняне, конавляне, дукляне и неретляне...»
Из книги современного сербского историка Симы Чирковича «Сербия между европейскими народами» (2004) (в русском варианте «История Сербии»), которая позднее вышла в Москве (Издательство «Весь Мир», 2009) при содействии сербского посольства. (Примечания и подзаголовки Portalostranah.ru; Благодарим Посольство Сербии в России за предоставленные страноведческие материалы);
Мониторинг Portalostranah.ru
Опубликовано 12/05/2012
Когда албанцы, которых ныне считают на Балканах соперниками сербов, пришли в этот регион: История албанцев и история Косово из архивов рубрики «Страны говорят»