Болгарская православная церковь: история и 140 лет независимости от Вселенского патриархата. Восстановлена турками, обвинена греками (схизма и филетизм)
Предлагаем вашему вниманию материал из архива Portalostranah.ru об истории Болгарской православной церкви.
Этот материал был передан иновещанием «Радио Болгария» (вещание на русском языке) в феврале 2005 года к отмечавшемуся тогда 135-летнему юбилею учреждения впервые в новейшей истории независимой болгарской церкви.
В феврале 2010 года, когда нами публикуется эта статья, Болгария отмечает уже 140-летие обретения независимости своей церкви.
На иллюстрации с официального сайта bg-patriarshia.bg: Здание синода Болгарской православной церкви, который вместе с нынешним патриархом Максимом управляет болгарской церковью. Это здание синода, построенное в начале XX века, расположено в Софии, неподалеку от самого начала улицы Шипка (точный адрес: ул. Оборище, 4). На фотографии (под крышей здания) видно изображение болгарских церковных деятелей Иллариона Макариопольского, Авксентия Велешского и Паисия Пловдивского, держащих в руках храм, символизирующий самостоятельную Болгарскую церковь. Отметим, что официальное название учреждения в оригинале звучит как «Българска Православна Църква - Българска Патриаршия»).
А теперь к болгарскому первоисточнику с нашими отмеченными примечаниями в скобках.
«Учреждение в 1870 году Болгарского экзархата - верховной национальной организации Болгарской православной церкви - имеет исключительное значение в общем контексте национально-освободительной борьбы болгарского народа как против пяти-векового турецкого ига, так и против греческого духовного верховенства.
Но вернемся к предыстории провозглашения болгарского экзархата.
В 865 году болгарский владетель князь Борис І окрестил свой народ, а 5-ю годами позже на Константинопольском соборе он сумел добиться создания независимой национальной церковной иерархии.
Так, 4 марта 870 года, начался исторический путь Болгарской церкви - 8-ой по счету в тогдашней православной общности. Сын князя Бориса - Симеон Великий - после битвы на реке Ахелой в 917 году провозгласил себя “царем болгар и ромеев”, возведя Болгарскую церковь в ранг патриархии. (Ромеи т.е. римляне - так называли себя византийцы, фактически являвшиеся большей частью этническими греками. Прим. Portalostranah.ru).
После того, как в 1018 году Болгария попала под византийское иго, болгарская патриархия была ликвидирована и преобразована в архиепископат, известный как Охридский болгарский архиепископат с центром в городе Охрид. (Охрид ныне в составе независимой и бывшей югославской республики Македонии. Греция не признает это название, т.к. существует греческая одноименная провинция, но признает суверенитет македонского гос. образования. А Болгария считает македонцев этническими болгарами. Прим. Portalostranah.ru).
Спустя два века на болгарский престол взошел царь Иван Асень ІІ, который в 1235 году восстановил болгарскую патриархию в тогдашней столице Болгарии - Тырново.
В конце ХІV болгарское государство вновь потеряло свою независимость и было завоевано Османской империей.
С 1416 по 1438 год Тырновская патриархия находилась под юрисдикцией Вселенской Константинопольской патриархии. (Вселенская Константинопольская патриархия, по сути, являлась и является церковью греков, которые были правящем классом и в Византии. Прим. Portalostranah.ru). В течение немногим больше трех столетий существовали Охридский и Ипекский (сербский) архиепископаты, которые в 1767 году также были присоединены к Константинопольской патриархии.
Так болгары в Османской империи в течение веков считались частью греческого народа (рум милет), при чем их духовным предводителем (милет баши) турецкая власть признавала лишь Константинопольского патриарха. В конце ХVІІІ и начале ХІХ века руководство патриархии и церковная иерархия были охвачены идеей восстановления Византийской империи за счет культурно-исторического наследия южных славян (прежде всего болгар) и занялись эллинизацией иноязычного православного населения.
Возрождающийся болгарский народ начал в начале 20-ых годов ХІХ века церковно-народную борьбу, которая по своей сути была общественно-политическим движением за признание болгарской нации. В этой борьбе приняли участие все социальные слои болгарского общества. До 1870 года она прошла два ярких этапа: первый - за прекращение использования греческого языка в богослужениях и введение болгарского языка, второй этап - более трудный и продолжительный - изгнание греческих патриарших митрополитов из болгарских епархий.
В дни Святого Воскресения 1860 года болгарский народ отверг верховенство греческой патриархии и признал своим духовным главой болгарина Иллариона Макариопольского. 10 лет спустя турецкое правительство издало указ, согласно которому был создан болгарский экзархат.
Спустя много лет борьбы, в 1870 году болгарский церковный вопрос был разрешен положительно. Болгарский историк Константин Сыбчев отметил по этому поводу в интервью этой передачи «Радио Болгария»:
«В 1870 году, за 8 лет до Освобождения Болгарии от османской власти, султанским ферманом (т.е. указ, также пишется и как «фирман» Прим. Portalostranah.ru) турецкое правительство восстановило уничтоженную когда-то османским управлением Болгарскую патриархию. Она была восстановлена под названием «Болгарский экзархат» (т.е. округ Прим. Portalostranah.ru). Согласно статье 10 фермана, в экзархат были включены все области, христианское население которых пожелало перейти в ее духовную власть. Таким образом, Османская империя официально признала существование болгарской нации и определила ее этнические границы. Посредством Болгарской церкви было достигнуто международно-правовое признание болгарской нации. Это сделало возможным консолидацию народа в этническом, духовном, культурно-историческом, территориальном плане, а также, в определенной степени, и в политическом отношении. В 1871 году был созван Первый церковно-народный собор представителей епархий из северной Болгарии, Фракии и Македонии. Был выработан Устав Болгарского экзархата. 18 февраля 1872 года собор избрал митрополита Видинского Антима первым болгарским экзархом».
Султанский ферман был издан спустя 1000 лет после получения Болгарией независимой церковной иерархии, благодаря этому указу стало возможно восстановление потерянной в начале ХV века болгарской церковной независимости. Создание болгарского экзархата было одним из наиболее крупных событий в новой болгарской истории, итогом всенародной борьбы, первой большой победой болгарского народа. В экзархат были включены почти все болгарские земли в Мезии, Фракии и Македонии. Спустя почти 500 лет ига были признаны равные права болгар со всеми другими народами в Османской империи. Оковы духовного ига были сломлены и народная энергия уже могла быть направлена в другом направлении – к достижению политического освобождения. Болгарский экзархат стал фактически первой международно признанной национально-политической организацией, способствующей в высшей степени сохранению и дальнейшему развитию болгарской нации.
Но Вселенская патриархия не желала примириться с таким развитием событий. В Стамбуле был созван православный собор, который принял решение объявить новосозданный Болгарский экзархат схизматичным (т.е. раскольническим Прим. Portalostranah.ru), то есть отделить его. Это произошло 16 сентября 1872 года. Этот собор в Стамбуле был очень представительным – в нем участвовали четыре патриарха восточной православной церкви – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Решения, однако, не было единогласным. Трое патриархов подписались под решением собора, четвертый патриарх – Иерусалимский Кирилл ІІ – был не согласен и покинул Стамбул.
Причина негативной реакции Вселенской патриархии против провозглашения Болгарского экзархата была чисто политической. Для греческих националистов церковь в то время была, прежде всего, инструментом утверждения идеи «Великой Греции». То есть филетизм – введение этнического начала в церкви, в чем тогда греки обвиняли болгар, был традицией в православии, установленной самими греками еще в эпоху средневековой Византии». Как писал Владимир Соловьев, болгары были осуждены за их филетизм, то есть за их стремление подчинить Церковь расовым и национальным разделениям. Обвинение было справедливо; но этот филетизм, бывший ересью у болгар, оказывался у греков самым настоящим православием».
Но, так или иначе, Болгарская православная церковь находилась в положении схизмы в течение более чем 70 лет. Дважды – в 1897 и в 1925 году предпринимались шаги, при вмешательстве и советской власти, для отмены схизмы. Но эти попытки не имели успеха:
«Сколь бы парадоксально это ни прозвучало, проблема была решена уже в условиях установленной в Болгарии коммунистической диктатуры в конце Второй мировой войны, - отметил историк Константин Сыбчев. – С одной стороны, подчиненная Сталину Русская православная церковь получила указания Кремля содействовать нормализации межцерковной ситуации Болгарской православной церкви, поскольку сама Болгария уже попала в сферу советского влияния. С другой стороны, Вселенская патриархия, озабоченная оформляющимся разделением Европы и угрозой полного прекращения своих связей с другими православными государствами, находящимися в зоне советского влияния, быстро пошла на пересмотр своих позиций. Переговоры об отмене схизмы начались еще осенью 1944 года при активном посредничестве Русской православной церкви. Единственным условием со стороны Вселенской патриархии было, чтобы Болгарская православная церковь формально отказалась от суверенитета в епархиях, оставшихся в Греции и Югославии после Первой мировой войны. Особо был урегулирован и статус болгарской церковной общины в Стамбуле”.
Таким образом, 22 февраля 1945 года Вселенская патриархия официально признала Болгарскую православную церковь полноправным членом православной общности. Затем последовало избрание Софийского митрополита Стефана экзархом, а в 1953 году была восстановлена и болгарская патриархия».
Этот материал об истории Болгарской православной церкви был передан 28 февраля 2005 года русской программой болгарского иновещания «Радио Болгария». Несколько позднее программа будет доступна на этой странице также в аудиофайле в записи Portalostranah.ru из нашего архива.
Составление, примечания Portalostranah.ru
Опубликовано 25/12/2010
Вы можете также подробнее прочитать о Константинопольской патриархии вчера и сегодня в публикации "Византийские тени Стамбула", а о крещении болгар смотрите в еще одном нашем материале по указанной ссылке.