Небоскребы Парижа
Вашему вниманию предлагается материал о высотных зданиях Парижа, хотя Париж – столица, отнюдь, не небоскребов.
Высотки футуристического делового квартала «Дефанс» (официально за чертой города), башня «Монпарнас» и, конечно, Эйфелева башня - вот то немногое, что приходит сразу на ум из высотных сооружений Парижа.
Но ситуация может измениться. Обо всем этом в передаче русского вещания «Международного Французского Радио».
Вокруг парижских небоскребов
На иллюстрации из архива: «Небоскребы Парижа». На заднем плане виднеется арка и квартал «Дефанс», ближе -Эйфелева башня и на первом месте – башня «Монпарнас».
Вы также можете послушать оригинал этой русской программы «Международного Французского Радио — RFI» в нашем аудиофайле в записи Portalostranah.ru в левом верхнем углу страницы.
В сентябре 2008 г. мэр Парижа Бертран Деланоэ представил проект сооружения новой высотки у Версальских ворот, которая уже получила прозвище «Треугольник», поскольку ее проект по форме напоминает «сплющенную пирамиду».
В Париже планируют построить новые небоскребы. Это уже происходит и еще будет происходить в ближайшее время, но строиться они будут пока не в самом сердце города, а на его периферии. В первую очередь в районе «Дефанс».
Всего 6 парижских «ворот» будут украшены новыми высотными зданиями. Это Порт де да Шапель, Порт де Монтрей, Порт де Берси, Иври, Вресаль, а также пригороды Исси-ле-Мулино и Левалуа-Перре и Клиши. В районе Батиньоль уже сносят старые склады и гаражи для грузовиков, — расчищается место под строительство небоскрёба, но всё это пока запланировано на ближайшие два-три, а то и четыре года.
Вместе с тем, осуществлению планов по строительству новых небоскребов в Париже препятствуют несколько обстоятельств. Первое из них — это финансовый кризис, который, правда, не столько заблокирует, сколько затормозим реализацию проектов. Второе обстоятельство — это решительные протесты экологистов и ревнителей старины, сторонников того, чтобы не изменят лицо города.
На архивной иллюстрации: изображена т.н. историческая перспектива Парижа (здесь снимок от сада Тюильри). Арка «Дефанс» (здесь на самом горизонте) замыкает историческую ось - (королевскую перспективу), идущую от Лувра, через Арку «Карусель», сады «Тюильри, площадь Согласия и его «Египетским обелиском»», улицу «Елисейские поля» и «Большую Триумфальную арку» к арке «Дефанс» – Прим. Portalostranah.ru
Со времен перестройки Парижа Бароном Османом, высота зданий была ограничена до 37 метров. С того времени исключение составили всего несколько зданий: квартал в районе Богренель, жилой массив в 13-ом районе, башня Монпарнас (210 метров) и деловой район «Дефанс», который, как известно, находится за городской чертой, и на который следовательно, османовское правило 37 метров не распространяется.
В этом районе строительство продолжается уже более 50 лет и будет, судя по всему, продолжаться. На 2013 год на Дефансе запланировано завершение строительства трёх новых небоскребов высотой по 300 метров каждый. (Высота Эйфелевой башни — 312 метров).
В июле этого года Совет Парижа принял решение отметить старое ограничение по высоте и установить новое: 50 метров (приблизительно 15 этажей) для жилых зданий. Выше этого «потолка» могут быть расположены только офисные помещения. Это решение было принято в июле, а в сентябре мэр Парижа Бертран Деланоэ представил проект сооружения новой высотки, которую планируется поместить в районе выставочного комплекса у Версальских ворот и которая уже получила прозвище «Треугольник», поскольку её проект по форме напоминает «сплющенную пирамиду». Завершение строительства планируется на 2012 год. Высота здания 200 метров, а полемика тут же разгорелась по той причине, что новая высотка будет расположена в черте города.
В первых рядах противников проекта находятся парижские «зеленые», которые уже написали петицию с протестом и призвали к проведению референдума по этому вопросу среди жителей Парижа. Опрос общественного мнения на эту тему уже показал, что 64% горожан выступают против строительства высотных зданий в черте Париже. Отметим, что не только «зеленые» и левые сразу же ополчились против планов мэра-социалиста. К ним присоединилась и часть правых политиков. Напомним, что граница города проходит по окружной дороге. Париж занимает площадь в 105 кв.км. (Для сравнения скажем, что Берлин занимает площадь в 891 кв. км., Лондон — 1 530 кв. км., Рим — 1 500 кв. км.)
Высота зданий всегда была символом благосостояния процветания и превосходства, как экономического, так и политического. Далеко не всегда и строительство, и существование «высоток» было безоблачным. Достаточно вспомнить, чем закончилось строительство Вавилонской башни.
В дальнейшем в истории также «столпотворенчество», как определяет это явление один философ, не доводило до добра. Кроме вавилонского примера есть и другие, менее яркие, но не менее показательные.
Хорошо известна история о том, как Людовик Святой приговорил могущественного сеньора Ангеррану де Куси к штрафу в 12 тысяч парижских ливров. Это произошло в 1259 году. Ангеррану де Куси, приказал повесить троих молодых дворян. Они были фламандцами и проживали в аббатстве Сен-Николя-о-Буа. Однажды они прогуливались в лесу аббатства и охотились на кроликов; в погоне за ними они забрели в леса Ангеррана де Куси. Они не знали, где находятся, и не поняли, почему стражники схватили их и бросили в темницу. В гневе де Куси приказал повесить пойманных молодых людей без суда. Людовик Святой вынес очень строгий приговор, и дело было не только в убийстве без суда трёх молодых дворян. Это обстоятельство скорее стало предлогом для расправы и примерного наказания Ангеррана де Куси, который по богатству и влиянию не только равнялся королю, но даже превосходил его. А одним из факторов демонстрации своего превосходства было то, что де Куси построил себе замок и донжон почти в два раза выше и мощнее, чем Лувр. Это была наглядная демонстрация мощи и богатства, которая никак не могла нравиться Людовику Святому.
В высоте построек соперничали между собой не только знатные сеньоры, но и города Франции. В каждом городе старались построить собор, который был бы и красивее, и лучше и , что немаловажно, выше соборов других городов.
Так, самым высоким средневековым готическим собором в Франции является не собор Парижской богоматери, а собор Сен-Пьер в городе Бове (регион Пикардия. Прим. Portalostranah.ru), строительство строительство собора в Бове началось в 1247, а завершилось в 1578 году. А поскольку он с самого начала задумывался как самый высокий, то получил название la Haute-Oeuvre, что можно рассматривать как прообраз современного слова «высотка».
Однако строительство его шло с большими трудностями по многим причинам, среди которых были и войны, и отсутствие денег, и слишком уж претенциозный архитектурный замысел, для осуществления которого не ещt было накоплено достаточно опыта и технических навыков. Несмотря на это высота внутреннего нефа собора равна 67,2 метрам. Для сравнения — высота башен собора Парижской богоматери 69 метров. Высота старой башни собора в Бове 151 метр.
На иллюстрации из архива: Квартал и арка «Дефанс». Район «Дефанс» назван так в память о французской обороне во время франко-прусской войны 1870 г. (И в честь небольшого памятника по аналогичному событию в этом квартале, неподалеку от арки). Внутри арки расположены конгресс-холл и выставочные и офисные помещения. Прим. Portalostranah.ru.
Вообще же любые перестройки в Париже наталкивались на протесты горожан, которых условно можно разделить на традиционалистов и новаторов. Очень большие протесты вызывала перестройка Парижа бароном Османом, которого парижане даже окрестили Аттилой за то, что он снес 60 % старых зданий города. В те времена многие писатели и поэты говорили об «американизации» Парижа и очень часто высказывались против строительства новых зданий.
Впрочем, в Париже почти каждое крупное строительство сопровождается ожесточенной полемикой. Достаточно вспомнить споры вокруг сохранения Эйфелевой башни, строительства центра имени Жоржа Помпиду, Пирамиды Лувра, и даже музея Бранли.
Квартал Дефанс этой участи избежал, так как находится за чертой города, однако теперь вопрос стоит иначе. Теперь высотки начинают подбираться к городской черте Парижа, и начинается период, который можно назвать «новой османизацией» столицы Франции, а, может быть, он останется в истории как период «делоноэзации», а, может быть, парижане придумают и что-нибудь более едкое и ехидное».
Материал из архива Portalostranah.ru; «Международное Французское радио — RFI», русское вещание от 31/10/2008. Аудиозапись программы сделана Portalostranah.ru
Мониторинг Portalostranah.ru
Опубликовано 10/06/2009