Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Дайджест о турецких нравах (Хиджаб, шаровары, гарем Топкапы, тюльпан, Синан, Барбароса, турецкий марш Моцарта,Святой Николай, Курбан-Байрам, кальян, Святая София при турках и др.)


Предлагаем вашему вниманию дайджест любопытных историй из жизни турецкого общества, или, иначе говоря, очерк о турецких нравах.

Вот темы заметок:

(1 стр.):

Как турчанки стали носить брюки, роль жены Ататюрка в эмансипации женщин;

Хиджаб в Турции;

Истории султанского гарема Топкапы;

Тюльпан – знаменитый турецкий цветок;

Верблюжьи бои;

Знаменитый архитектор Синан, или строить лучше, чем греки;

Знаменитый турецкий адмирал Барбаросса;

Турецкий марш Моцарта;

(2 стр.):

Турция — Родина Святого Николая и о том, как турки празднуют христианское Рождество;

Главный праздник для турецких мусульман – Курбан-Байрам;

Кальян в Турции;

Истикляль — главная улица Стамбула;

«Святая София» — ее турецкая судьба;

Турки и арабы;

Турки и армяне в Турции;

Эти истории в течение последних приблизительно пяти лет передавались по американскому «Радио Свобода» (вещание на русском языке).

Для этой станции турецкая тематика не является главной, и материалы из Турции часто просто служили экзотикой для разбавления программ, но заметки корреспондента «Радио Свобода» в Стамбуле Елены Солнцевой являются, на наш взгляд, наряду с программами национального турецкого иновещания на русском - «Голоса Турции», одними из немногих глубоких и интереснейших материалов о Турции среди международных вещателей на русском языке.

Мы приводим некоторые репортажи в одном дайджесте, чтобы лучше сохранить их для интересующихся турецкими нравами прошлого и настоящего.

Корреспонденции приведены во фрагментах. Сокращения обозначены значком «…». По окончанию каждого сообщения в скобках приведена дата выхода программы. Заголовки в дайджесте расставлены нашими редакторами. Вы также сможете позднее послушать некоторые из сообщений в нашем аудиофайле.



На илл.:

Изображение с одного из турецких сайтов поклонников османской истории, символизирующее великую османскую и турецкую цивилизацию.

На илл.:

Изображение с одного из турецких сайтов поклонников османской истории, символизирующее великую османскую и турецкую цивилизацию.

 

Турецкие нравы


 

Как турчанки стали носить брюки,

роль жены Ататюрка в эмансипации женщин, феминистское движение «Дочери Ататюрка»


 

История жизни Вирджинии Вульф — первой в мировой литературе женщине, которая решилась привлечь внимание к своеобразию женского внутреннего мира, помогая реализовать возможность психологической откровенности, доселе бывшую запретной, чрезвычайно популярен у турецких феминисток «...»

 

У истоков миссионерского движения в Турции стояли подобные Вирджинии Вульф женщины миссионерки, приехавшие из Европы посвятить себя просвещению турецких женщин. Бытует довольно расхожее мнение о том, что до реформ Ататюрка турецкие женщины жили в полном невежестве, — пишет одно феминистское издание, — Однако феминистское движение зародилось в период Османской империи. В последние десятилетия девятнадцатого века в крупных вилайетах Великой Порты стали возникать женские клубы с витиеватыми названиями «Продвижение женщин», «Защита женских прав».

 

Одна из феминисток, двадцати шестилетняя идеалистка Миллс Патрик приехала из Ирландии и получила известность как ярый борец против мусульманских платков. Она обучалась в Берлинском университете, говорила на шести языках, любила путешествовать, в свободное время разъезжала по стамбульским улицам в европейских одеждах на трехколесном велосипеде, вызывая настоящий шок у одетых в черные покрывала турчанок. Вокруг нее собрались турецкие девушки из богатых семей, получившие образование за границей.

 

Османские феминистки спорили о возможности «женской революции» в Турции, предлагали создать женские партии. Разговоры заканчивались театральными представлениями под звуки кемана — турецкой скрипки — и арабского уда. Правда, женские роли исполняли немусульманские женщины-армянки. Сама возможность собираться на фоне затворнической жизни женщин выглядела революционно. Но настоящий переворот в общественном сознании совершило аргентинское танго. Говорят, что первые граммофонные пластинки с записями чувственной музыки привезли с собой моряки. «...»

 

Вслед за европейскими женщинами турецкие феминистки обратили внимание на брюки. В конце девятнадцатого века в Лондоне феминистка и оригиналка мисс Дженкинс отрезала половину своего кринолина и, надев под него турецкие шаровары, отправилась на прогулку. О преимуществах этой одежды она поведала на страницах феминистского журнала. Давно забытые шелковые шальвары, которые в то время носили только отсталые анатолийские крестьянки, неожиданно вошли в моду. На стамбульских улицах появились довольно нелепо одетые дамы в широких ярких штанах. «Общества любительниц шальваров» устраивали публичные демонстрации в защиту этой старинной одежды. Преподаватель истории одной из стамбульских школ Мехмет Ичюз.

 

Мехмет Ичюз: «На страницах прессы развернулась настоящая компания против женщин в мужских шальварах. Дамы, рискнувшие появиться в обществе в таком виде, подвергались всяческим насмешкам. После образования республики в двадцатых годах женщины стали носить и брюки. Журналисты, однако, утверждали, что брюки — мужская одежда и носить их женщинам «харам», то есть грех. Ношение брюк до сих пор запрещено во многих турецких офисах и компаниях как одежда, которая отвлекает от работы сотрудников мужского пола».

 

Одной из первых женщин, рискнувшей надеть брюки в консервативной тогда еще Турции, стала жена основателя турецкой республики Кемаля Ататюрка Латифа. Дочь богатого купца, она изучала право в Париже, владела немецким, английским и греческим и слыла одной из самых образованных женщин своего времени. Подражая европейским модницам, Латифа коротко стригла волосы, что выгодно оттеняло ее глубокие выразительные глаза.

 

Будучи секретарем Ататюрка, слишком раскованная Латифа вмешивалась в политику, позволяла себе критику правительственного курса. Окружение турецкого президента поражало вызывающее, по их мнению, поведение этой независимой женщины, которая считала себя равной мужу. После двух лет совместной жизни они развелись, властному супругу были не по вкусу эти манеры. Возможно, поэтому Ататюрк принял решение закрыть все феминистские клубы, которые казались ему совершенно бесполезными игрушками. «Умами общества должно владеть государство, которое решит, что необходимо его гражданам» — не раз говорил основатель современной Турции. По этой же причине были запрещены и другие общественные организации: суфийские ордена, многочисленные масонские ложи, к одной из которых, как поговаривали, некогда принадлежал и сам Мустафа Кемаль.

 

На иллюстрации из архива:

Жена Ататюрка - Латифа и сам Ататюрк.

На иллюстрации из архива:

Жена Ататюрка - Латифа и сам Ататюрк.

Но вне феминистских клубов молодая, набирающая силу республика гордилась успехами женщин в общественной жизни. В тридцатых годах появились первые символы: женщина-врач, адвокат, судья и пилот. Сложную профессию летчика освоила одна из приемных дочерей Ататюрка Сабиха Гекчен. Преподаватель истории Мехмет Ичюз:

 

«Родных детей у основателя Турции не было, зато он взял семь приемных дочерей и одного сына, а, кроме того, воспитывал двух мальчиков-сирот. Одна из приемных дочерей стала известным историком, другая — первой турецкой женщиной-летчиком, третья — врачом. Их карьера стала служить примером эмансипации турецкой женщины. Кемализм демонстрировался как строй, при котором женщина может свободно развиваться».

 

Так возникло массовое движение «Дочери Ататюрка», куда примкнули тысячи молодых, прогрессивных женщин ( Тем не менее, в годы военного положения 1980-х в Турции это движение занимало консервативную позицию в поддержку властей — Прим. Portalostranah.ru). Женская организация пропагандировала завоевания республики, выступала за сохранение светских традиций и усиление роли армии в управлении государством. Особые опасения вызывал политический ислам, который насаждал законы шариата. Авторитетное движение получило поистине эпический смысл.

 

«Дочери Ататюрка» стали синонимом женщин с активной жизненной позицией. «Эй героические турецкие женщины, вы способны на подвиг во имя республики!» Под звучавшие в мегафон призывы «Дочери Ататюрка» выходили на митинги в защиту республики. Совсем недавно (в 2007- 2008 годах) представительницы движения стали инициаторами акций протеста по всей стране против принятия правящей исламистской партией закона о разрешении ношения тюрбана — исламской косынки в вузах и университетах страны (28.03.2008).

 

Хиджаб в Турции


 

Двадцатилетняя Айше просыпается с первыми звуками мусульманской молитвы. Совершив намаз, святую обязанность каждого верующего, девушка собирается в университет. Стамбульский район Умрания, где живет ее семья, недаром называют «платочным кварталом». В отличие от суперсовременного Бебека или Шишле, где татуированные турчанки разгуливают в миниюбках, светские одежды здесь — довольно большая редкость. Сама Айше, например, с тринадцати лет носит платок. Впрочем, это не мешает девушке жить той же самой жизнью, какой живут ее сверстницы. Правда, подходя к учебному заведению — она учится в одном из технических стамбульских ВУЗов — перед самым началом занятий, девушка снимает платок. Вот что говорит сама Айше:

 

«Дело в том, что во всех турецких ВУЗах запрещен исламский платок. ( Все последние годы вокруг запрета и разрешения хиджаба в университетах в Турции постоянно проходят юридические столкновения.

 

В 2007 году консервативные депутаты парламента смогли провести закон об отмене запрета на ношение хиджаба, но затем суд отменил это решение. По данным на май 2009 года, запрет на ношение хиджаба в университетах, государственных учреждения сохраняется — Прим. Portalostranah.ru ). Перед входом в университет стоят охранники, которые не пускают студенток-мусульманок в платках. У нас нет другого выхода. В хиджабе просто невозможно зайти внутрь. Чтобы соблюсти требования ислама, религиозные девушки приспособились ходить на занятия в париках, которые надевают в обычной раздевалке для женщин. Волосы остаются закрытыми, как того требуют религиозные правила, но голова имеет при этом светский вид. Когда выходят из здания после занятий, вновь покрывают головы платками».

 

В старейшем стамбульском кинотеатре «Сурия» обычно демонстрируются документальные фильмы. На кадрах почти столетней давности запечатлены гуляющие возле Босфора турчанки. В Османской Турции женщина одевала вуаль — по-турецки — пече — или закутывалась в чаршаф — длинное черное покрывало, закрывающее голову, часть лица и скрывающее очертания фигуры. Турчанка не имела права пойти в театр или в кино вместе с мужчинами. Половая сегрегация отводила женщинам особые места: ложи бенуара за решетками, специальные купе в поездах и каюты на пароходах. По словам историка Юсуфа Канлы, даже на катерах, перевозивших пассажиров через Босфор, женщин от мужчин отделяли перегородки.

 

Юсуф Канлы: «Мой дедушка рассказывал, как в Стамбуле ходили трамваи, где первые два ряда сидений за занавесом отводились женщинам. Моя бабушка провела всю свою молодость затворницей в женской половине дома. Девочкам было не принято участвовать в детских играх или встречаться во дворе с подружками. Запрет на ношение в официальных учреждениях мусульманских платков после создания светской республики полностью изменил жизнь женщин».

 

Уже во времена первой мировой войны в аудиториях Стамбульского университета прогуливались студентки в платьях с заниженной — по европейской моде — талией, женщины появились в коммерческих университетах. В новом обществе ввели запрет на религиозные атрибуты в одежде, а мусульманские наряды объявили угрозой светскому строю. Из Европы пароходами везли ботинки, брюки, пиджаки, рубашки и галстуки. Сам Ататюрк, создатель светского государства и образчик европейского вкуса, посвятил немало речей цивилизованной светской одежде. Выступая в Анкаре, объявил главным врагом светской Турции феску как символ невежества, небрежности, фанатизма, ненависти к прогрессу и цивилизации — на головах у всех турок. В одной из своих речей вождь обрушился на чадру.

 

Ататюрк 70 лет назад: «Чадра причиняет женщине большие страдания во время жары. Мужчины! Это происходит из-за нашего эгоизма. Не будем же забывать, что у женщин есть такие же моральные понятия, как и у нас. Матери и сестры цивилизованного народа должны вести себя подобающим образом. Обычай закрывать лицо женщинам делает нашу нацию посмешищем».

 

Хиджаб (От араб. — завеса. Прим. Portalostranah.ru), по-турецки хинджаб, мусульманский платок, превратился в политический символ. На сценах стамбульских театров шли агитационные пьесы, призывающие женщин расстаться с платком, символом старого образа жизни. В одной из них «Родина или платок» вокруг «черного-пречерного чаршафа» разгоралась настоящая война.

 

Отголоски той эпохи запечатлел турецкий писатель Орхан Памук в своем романе «Снег». Действие романа разворачивается в небольшом городке Карс на границе с Арменией. Несколько девушек заканчивают жизнь самоубийством из-за того, что их не пускают по постановлению государства в институт. В ответ исламисты убивают директора института, превращая кусок ткани в «знамя Аллаха», единственное доказательство веры. Одна из героинь романа — Кадифе — снимает платок со словами: «О мой Аллах, прости меня, потому что я теперь должна быть одна».

 

На иллюстрации из архива: Так носится хиджаб.
На иллюстрации из архива: Так носится хиджаб.

Рьяными противниками исламской косынки стали влиятельные в Турции военные.

 

В восьмидесятых годах прошлого века по рекомендации Генштаба был создан «Совет по высшему образованию» — карательный орган, строго следящий за соблюдением запрета на ношение исламской косынки.

 

Студенток и преподавателей в мусульманских одеждах не пускали в стены университетов, исключали из ВУЗов. Средства информации регулярно сообщали о так называемых «платочных скандалах», когда военные в знак протеста против мусульманских нарядов чиновничьих жен покидали торжественные официальные церемонии.

 

Так, во время празднования дня республики в Диярбакыре на юго-востоке Турции в знак протеста против жен местных чиновников в мусульманских косынках праздник покинули несколько генералов, военачальников города и военный оркестр, состоящий из ста музыкантов.

 

Говорит сотник, по-турецки юзбаши, Мехмет Корай:

 

«На официальные праздники военные присылают приглашение на одно лицо, если супруга чиновника носит исламскую одежду. Женщина в платке воспринимается как символ грозящей стране исламизации. Военные, хранители заветов Ататюрка, опасаются, что религиозные партии могут постепенно ликвидировать секуляризм. В Турции не раз возникали экстремистские группировки, которые пытались насильно навязать обществу религиозные символы и взгляды».

 

Тысячи женщин лишились возможности получения высшего образования в различных учебных заведениях страны, сотни преподавательниц были отстранены от педагогической деятельности.

 

Политика значительно ужесточилась в конце девяностых после того, как президент Ахмет Неджет Сезер — один из самых больших противников хиджаба — издал указ о запрете появления в хиджабе в учебных заведениях и государственных учреждениях страны. Исключения не сделали даже для женщин журналистов при исполнении профессиональных обязанностей. В ответ активисты движение отмены запрета на ношение хиджаба собрали более трехсот тысяч подписей и представили их парламенту.

 

Говорит Айше Ичюз, одна из участниц митингов протеста возле университетских стен:

 

«Многие девушки не могут поступать в университеты, вынуждены сидеть дома. Моя подруга так и не смогла пойти из-за этого учиться. Другая много лет так и не смогла найти правду в судах. запрет на косынку стал непреодолимым препятствием для желающих получить образование верующих женщин».

 

Первой в истории республики женщиной, нарушивший запрет на ношение платков в официальных учреждениях, стала жена нынешнего президента Абдуллы Гюля, Хайруниса Гюль. Ее появление на инаугурации супруга в мусульманском облачении в «святая святых» — президентском дворце Чанкая в Анкаре наделало много шума в турецком обществе. Оппозиция, выступавшая против кандидатуры Гюля, назвала подобную форму одежды неприемлемой для светской Турции.

 

Первой леди — сообщали независимые средства информации — придется представлять своего мужа на различных приемах, что отбросит тень на турецкую демократию в глазах мирового сообщества.

 

Главным защитником исламской косынки стал премьер-министр страны Реджеп Эрдоган, возглавляющий правящую исламистскую партию «Справедливости и развития». Он не раз заявлял, что будет добиваться отмены запрета, который лишает женщин права на получение высшего образования только за то, что они носят хиджаб.

 

Его не испугали угрозы ректоров ведущих университетов Турции, выступивших с протестами против намерения партии сделать свободным ношение женского головного убора в высших учебных заведениях. Эрдоган жестко раскритиковал их, заявив, что каждый должен заниматься своим делом: депутаты — законотворчеством, а педагоги — преподаванием. Эрдогана поддержали многие общественные деятели. Например, турецкий историк Кемал Карпат в интервью газете «Теркиш дейли ньюс» назвал проблему исламской косынки высосанной из пальца. Если разрешить носить платки, то проблема полностью потеряет привлекательность.

 

Вот что говорит Кемал Карпат: «После отмены запрета число носящих косынку женщин в университетах может увеличиться, однако со временем косынка потеряет привлекательность и особое значение. Образ косынки как символа угрозы светскому строю был сформулирован в далеком прошлом, во времена рождения республики. Сейчас не то время. Турция должна освободить себя от этой дискуссии. Понимание атеизма и религии должно быть ясным. Место религии должно быть определено в контексте демократических свобод».

 

Этот историк также считает опасения сторонников республики, что есть угроза создания на территории Турции исламского халифата, «полным бредом».

 

Кемал Карпат: «Теократическим государством правит духовенство. Оттоманы никогда бы не пошли на это. Империей управляли султаны не как халифы, но как государственные деятели. Даже при том, что существовало исламское церковное право, было много инструкций, которые не имели никакого отношения к религии. Были, например, взятые у Византии правила таможни. В империи проживало множество людей неисламской веры. В конце концов, Османская империя оставалась светским государством».

 

Отмену запрета на ношение косынки одобрили большинство турецких граждан. Об этом свидетельствуют опросы общественного мнения, проведенные программой новостей «32 Дня». Сегодня исламскую косынку носят более 60 процентов турецких женщин, на три процента больше, чем два года назад. (16.11.2007)                               

 

Истории

султанского гарема Топкапы


 

На иллюстрации:

Интерьер турецкого гарема. Вариация.

На иллюстрации:

Интерьер турецкого гарема. Вариация.

Лень и сладострастие. Обнаженные одалиски у бассейна, развлекающие танцем живота своего повелителя... Такое впечатление сложилось у европейцев на протяжении веков о гареме. Однако реальность выглядит иначе.

 

Название «гарем» происходит от арабского слова «харам» — «запретное». Это женское помещение, «женская половина», жизнь которой всегда подчинялась строгим правилам. Глава султанского гарема — мать падишаха, «валиде султан», отбирала для сына женщин. Будущее зависело от красоты и таланта. Самые умные становились женами султана, его вассалов. Остальные жили в гареме до глубокой старости, иногда достигая важных должностей.

 

Стамбульский гид Арзу Петек рассказывает о подробностях гаремной жизни:

 

«В любой момент султан мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, и тогда старых жен он приказывал казнить. Надоевшую жену, или наложницу, живой сажали в кожаный мешок, кидали туда же дикую кошку или ядовитую змею, завязывали мешок, и по специальному каменному желобу спускали с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся почитали за счастье, если знали заранее, что их просто быстро удавят шелковым шнурком».

 

(Тем не менее, в период смягчения нравов и с отменой рабства в Османской империи в XIX веке, в последний период существования Османской империи, подобные истории уже не происходили, а родители (в основном, из региона Кавказа) сами отдавали своих дочерей в султанский гарем, чтобы их дочери могли рассчитывать на обеспеченную жизнь и карьеру.

 

Также нужно отметить, что у первых османских султанов не было больших гаремов, как и шикарного двора, и они охотно заключали браки по расчету, женившись на дочерях соседних мусульманских и христианских владетелей (из Византии, Сербии и др.).

 

Напротив, с укреплением могущества империи, у османских правителей появляется большой гарем, при этом султаны перестают вступать в официальные браки, обходясь только наложницами. Роксолана была исключительным случаем в период расцвета империи, когда добилась от султана Сулеймана заключения брака с ней. Подробнее о гареме османских султанов смотрите в материале на нашем сайте по ссылке здесь. Прим.Portalostranah.ru).

 

Гарем. Смотрите в отдельном подробном материале

 

Дворец «Топкапы». См. в другом большом иллюстрированном материале 

Всемирно известный дворец Топ-Капы «...». (Сам дворец назывался «Топкапы» — «пушечные ворота», а гарем (от арабского «харам» — «запрещенный») имел также название «Дом радости».

 

Вы можете прочитать в нашем сайте большой иллюстрированный материал о «Топкапы ( или в другом произношении «Топкапи»), написанный специально для Portalostranah.ru. Материал «Султанский дворец Топкапи (Топкапы) в Стамбуле» смотрите здесь - Прим. Portalostranah.ru).

 

«Дом Радости», так высокопарно именовали в Блистательной Порте гарем султана. В разное время здесь жили от ста до нескольких тысяч женщин разного возраста. Жены и наложницы султана, повитухи, массажистки, лекарки и служанки. Руководил этим беспокойным хозяйством «начальник девушек» — главный евнух кызлярагассы. Кроме того, при гареме состоял целый штат евнухов, которых привозили из африканских стран.

 

Продолжает экскурсовод Арзу Петек: «Африканских юношей для гарема специально кастрировали в коптских монастырях в Северном Египте. Султан покупал в гарем только черных невольников. В этом был незатейливый расчет. Если, по мнению султана, от греховного поведения появятся дети, они будут чернокожими. Их сразу можно будет отличить».

 

В новой книге директора всемирно известного музея Топкапы Палас Ильбера Ортайлы описана реальная жизнь султанского гарема.

 

«Мусульманское жилище традиционно делится на мужскую и женскую половины, — пишет турецкий историк. Гаренлик, — женская половина богатого мусульманского дома, где женщины проводят всю свою жизнь: играют, поют, танцуют, встречаются с подругами.

 

Здесь есть больница, и тюрьма, и дверь для выноса покойников. Тесно и холодно. Зимы в Стамбуле промозглые. Ветер с Босфора продувает насквозь. Комнаты гаремных слуг почти не прогреваются. На зиму женщинам выдают по три комплекта теплого белья. Однако многие страдают от чахотки, то есть туберкулеза — самой страшной болезней тех лет. В свободное время воспитанницы гарема получают образование. По нескольку часов в день читают Коран, их обучают музыке, османской культуре, математике. Теоретический курс любовных наук преподают опытные старухи, искушенные во всех тонкостях секса».

 

Продолжает историк Ильбер Ортайлы:

 

«Вплоть до XVI века османские падишахи женятся на дочерях соседних христианских правителей. Представительницы мусульманских народов были в редкостью. В гареме можно было встретить русских, украинских, грузинских, хорватских девушек. Орхан-гази, правивший в пятнадцатом веке, женился на дочери императора Константина — принцессе Каролине, султан Баязит взял в жены одну из византийских принцесс. Самой известной женой падишаха стала Хюрем Султан — украинка Роксолана, которая сорок лет была женой Сулеймана Великолепного. Можно сказать, что в османской династии перемешалась турецкая и украинская кровь у османских правителей».

 

Дочь украинского священника Гаврилы Лисовского Настю крымские татары похитили во время одного из набегов, накануне ее собственной свадьбы. Пораженные ее красотой татары отправили девушку в Стамбул, на один из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока. Попав во дворец, Настя научилась говорить по-турецки, приняла ислам. Во дворце ей дали новое имя Роксолана. Падишах был молод, ценил женскую красоту. Хитрая украинка разожгла в султане бешеную страсть и поклялась, что станет законной женой падишаха. Путем интриг, умелого обольщения, взяток евнухам и клятвенных обещаний Роксолана добилась своего.

 

Став женой падишаха, стремясь упрочить свое положение, она родила султану Сулейману троих сыновей. Рассказывает учитель истории одной из стамбульских школ Аныл Четинкая: «По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети от первой жены становились наследниками престола.(Обычно в период расцвета Османской империи у султанов жен не было, как уже отмечалось выше, а были только наложницы, каждая из которых боролась за старшинство. Прим. Portalostranah.ru).

 

Занимал трон первенец, остальных претендентов на власть уничтожали. Дети падишаха от первой жены, естественно, стали смертельными врагами Роксоланы, которая по секрету сообщила повелителю о «страшном заговоре».

 

Сулейман отдал приказ умертвить своих детей от первой жены. Позже Роксолана отравила свою свекровь, которая была недовольна украинской невесткой, а также приказала отыскать по всей стране всех других сыновей Сулеймана, которых потом тайно лишили жизни» (В данном абзаце репортажа содержится преувеличенное художественное описание исторических событий. Более реальная история правления Сулеймана здесь. Прим. Portalostranah.ru).

 

Последний гарем был закрыт в 1909 году, после отречения от престола Абдул-Хамида Второго. Султана изгнали из дворца Топкапы, который превратили в музей.

 

В современной Турции гаремов нет. Однако, добавляют, улыбаясь, турки, только по официальным данным. В сельской местности на юго-востоке страны до сих про существует многоженство. Хозяева современных гаремов — богатые люди: владельцы ковровых мастерских, удачливые фермеры, хозяева фабрик, которые могут достойно содержать несколько жен: всех прокормить, одеть, обуть и дать крышу над головой. Девушек до сих пор выдают замуж насильно. Забросив куклы, наспех повязав национальный турецкий платок — символ замужней женщины, двенадцатилетние девочки отправляются в дом к престарелому мужу.

 

Айше Курназ, которая вышла замуж в 12 лет, вспоминает: «Меня отдали совсем ребенком. У мужа уже была одна жена, которая потом умерла. Он так и не женился больше. Мы остались вдвоем. Было очень трудно. Я была совсем маленькой, ничего не понимала. Однако у матери не было выбора. Отец умер. В доме было шестеро детей, она не могла всех прокормить».

 

Современный закон разрешает турецкому мужчине иметь только одну жену. Однако ислам допускает многоженство. Чтобы соблюсти видимость законности, хитрые мужчины с первой женой идут вступать в брак в муниципальную контору «Беледие» — подобие российского ЗАГСа, а со второй совершают «Никах» — обряд исламского бракосочетания.

 

Жители больших городов иногда заводят несколько жен. При этом, чтобы взять вторую жену, нужно представить нотариально заверенное согласие от первой, чтобы взять третью — согласия двух предыдущих. Айсу Йилдырым — адвокат, владелица частного юридического агентства говорит, что таких случаев в ее практике не было: «Однако, знаю подобные истории в Анатолии — центральной Турции, где мужчины часто приводят своих жен за руку — заверять нотариально согласие на следующий брак. Конечно, женщины неохотно идут на это».

 

Большинство городских жительниц Турции выступают против существования гаремов, считая их пережитком прошлого. Современные турчанки наравне с мужчинами работают в крупных торговых компаниях, в сфере торговли и туризма, где зарабатывают много больше мужчин. А не так давно одна из стамбульских предпринимательниц открыла собственное агентство, где каждая из женщин может познакомиться с мужчиной по собственному вкусу, и назвала его, в качестве мести за прошлое — «Гарем». ( 23.06.2006)

 

Знаменитый турецкий писатель Орхан Памук называет Стамбул городом — тайной, где каждая дверь, каждая труба, каждая улица, каждый мост, каждая арка, каждая чинара означают нечто иное, чем они на самом деле являются. Одно из самых загадочных, таинственных и знаменитых мест в Стамбуле, по мнению писателя и общему признанию  всемирно известный дворец султанов Топкапы.

 

Старинный ресторан «Султанские котлеты» на площади Султанахмет в Стамбуле — едва ли не ровесник дворца Топкапы, построенного в начале XV века на развалинах древнеримского квартала. Нынешний владелец заведения Толга уверяет, что приготовленные особым способом котлеты его предки отправляли во дворцовую кухню к султану.

 

Но однажды котлеты были отравлены: «Султанские котлеты готовили, смешивая несколько сортов отборного мяса, говядины и баранины. Их обжаривали до легкой корочки на мангале, затем подавали во дворцовые покои к «каин-валиде» — матери султана, которая лично снимала пробу. Зеленые фарфоровые тарелки, на которых котлеты приносили в покои султана, якобы изменяли окраску, если в блюде находилось ядовитое вещество. Однажды котлеты оказались отравлены! Как только это обнаружилось, многих моих предков казнили», — говорит Толга.

 

Стены дворца Топкапы хранят невероятные тайны, большей частью мрачные. Это был настоящий город с мечетями, оружейными палатами, зоопарком и баней, где жили более 50 тысяч человек. За несколько веков здесь родились 25 турецких султанов, многие из которых, вступив на трон и получив немыслимые почести и власть, были затем убиты, заколоты или отравлены, или брошены в темницы. Парча, роскошные изразцы, уникальная мебель, роспись разных эпох не скрывали атмосферу чудовищного страха... Встроенные в стены фонтаны и родники, шум которых заглушал звук голоса от прослушивания. Длинная труба, по которой в Босфор под покровом ночи в мешках сбрасывали из гарема неверных наложниц. Двойные потолки и решетки в банях, чтобы не допустить к купающимся убийц.

 

«Один из самых страшных — «Фонтан палача», рядом с главными воротами дворца. В его струях ополаскивали натруженные руки и затупившиеся секиры султанские палачи. В Османской империи эту работу выполняли специально обученные «бостанджи баши», которые по совместительству трудились... садовниками! Чтобы они не могли распространяться о происходящем при дворе, им с детства отрезали языки. А отрубленные головы для устрашения выставлялись рядом, на двух «Позорных камнях», — говорит историк, преподаватель одной из стамбульских школ Мехмед Карабчи.

 

Убийства происходили без лишних глаз, всегда ночью. Именно в это время, по приказу всемогущего правителя, обычно умертвляли претендующих на трон многочисленных султанских братьев. Орудием убийства многих вероятных наследников стал оправленный десятком крупных алмазов знаменитый «Кинжал Топкапы». Момент убийства фиксировали специальные небольшие часы, спрятанные в изумруде на рукоятке кинжала!

 

(Введенный при султане Мехмеде Завоевателе обычай убивать во имя единства империи всех братьев и племянников взошедшего на престол султана через некоторое время был заменен их содержанием в т.н. «Золотой клетке»— особо охраняемых комнатах в помещениях гарема. Убийства поэтому прекратились и стали возможными случаи возвращения из этой клетки на престол ее узников, если правящий султан умирал, не оставив прямых наследников. — Прим. Portalostranah.ru).

 

«Кинжал Топкапы». Этот таинственный предмет получил известность в знаменитом фильме Жюля Дассена «Дело Топкапы», снятом в конце 1960-х. Воры прокрались по крышам музея в центральный павильон, отключили сигнализацию и завладели ценным историческим экспонатом. Однако кинжал нашли, похитителей арестовали», — говорит Мехмед Карабчи.

 

В османских хрониках сохранилась легенда о бедном рыбаке, нашедшем в горе мусора огромный бриллиант, формой отдаленно напоминающий ложку, в 86 каратов весом. Воспользовавшись незнанием истинной цены сокровища, один из приближенных султана, как гласит легенда, обменял камень у бедняка на базаре на три деревянные ложки, откуда возникло его название «Кашикчи», означающее «ложка».

 

Но обман бедного человека не прошел даром. Бриллиант стал приносить большие несчастья и смерть всем владельцам. Султаны дарили камень полюбившимся наложницам, однако те потом бесследно исчезали, становились жертвами соперниц, были отравлены или убиты. По словам экскурсовода Саваша, за этим крупнейшим экспонатом сокровищницы султана также тянется длинный кровавый след.

 

«В начале XVIII века некий француз приобрел этот камень и привез его во Францию. Поменяв нескольких владельцев, бриллиант попал на аукцион. Султанский визирь Али-паша потратил целое состояние, чтобы вернуть сказочный камень. Поместив бриллиант в свою сокровищницу, он стал хвастаться покупкой, намекая, что подобного камня нет у самого султана. Как известно, у Стамбула «большие уши»... Всемогущего визиря вскоре казнили, обвинив в государственной измене, а бриллиант попал в казну Османской империи», — говорит Саваша.

 

Предметы из музейной коллекции, наверное, и вправду обладают магическими свойствами. Так пару лет назад музей Топкапы был ограблен бандой охотников за драгоценностями, были похищены девять экспонатов, в том числе печать султана, монограмма и веер, инкрустированный перламутром. Однако через пару месяцев предметы таинственным образом возвратились обратно. Их обнаружили утром у входа сотрудники музея. Рядом лежала записка с извинениями, в которой преступники сообщали, что ночью видели сон, в котором султан грозил им страшной карой в случае, если его печать в форме страусиного яйца, украшенного глазурью, золотом и бриллиантами, не вернется обратно... (08.08.2007)

 

Тюльпан

— знаменитый турецкий цветок


 

На иллюстрации:  Тюльпан является основным символом Турции для заграницы на эмблеме туристического ведомства.

На иллюстрации:

Тюльпан является основным символом Турции для заграницы на эмблеме туристического ведомства.

Тюльпан — священный цветок для турок. Тюльпан украшает одежду, рукоятки мечей, обложки книг.

 

Цветок можно увидеть на улицах городов, на изразцах мечетей и платьях турецких девушек. Особенно популярен ярко-красный островерхий тюльпан, который вывели в XVI веке. Он так и называется — стамбульский тюльпан.

 

Мехмет Карапчи занимается селекцией тюльпанов более сорока лет:

 

«Тюльпан — как женщина. Взглянешь на него один раз и влюбишься навсегда. Возможно, поэтому тюльпанам дают красивые женские имена: «розовые ланиты», «несравненный перл», «лик возлюбленной» или «тень райской птицы». Несколько лет я потратил на то, чтобы вывести новый сорт тюльпана. Я посвятил его своей первой жене, которая умерла после родов, и назвал тюльпан в ее честь — Макбуле».

 

Египетский базар в Стамбуле встречает волной экзотических запахов: пряности, чай, розовое масло... Рядом с лавками специй — магазины, торгующие тюльпанами. Стоимость каждого цветка — не более 2-3 долларов, а когда-то, несколько веков назад, цветок стоил дороже золота. Луковицы продавали на вес: на одну чашу весов клали золотой слиток, на другую сыпали луковицы тюльпанов.

 

Продавец тюльпанов Ахмет уверяет, что в прошлом цена одной луковицы иногда превышала стоимость человеческой жизни: «Если бы тюльпан заговорил, то поведал бы миру множество интересных и трагических историй. Начало XVIII века в нашей истории называют «эпохой тюльпанов». Во времена правления султана Ахмета Третьего за недолгие двенадцать лет в Османском государстве произошел настоящий переворот в мировоззрении и образе жизни. В ту пору веселья и счастья было выращено более тысячи видов тюльпанов. Цветок получил священный статус. Тюльпанам посвящали оды, за них отдавали жизнь».

 

Дикий тюльпан впервые обнаружили в Средней Азии тюркские племена. Вместе с кочевниками цветок начал путь на запад. В середине XVI века тюльпан из Турции вывезли в Голландию.

 

Учитель одной из стамбульских школ Айше Чичек утверждает, что история переселения цветка в Европу напоминает детективный сюжет:

 

«Страной тюльпанов считают Голландию, однако цветок попал туда из Турции. По версии европейцев, цветущие тюльпаны увидел посол австрийского эрцгерцога Фердинанда, который получил в подарок диковинку с Востока. Однако в нашей литературе бытует иное мнение: цветок попал в Европу вопреки желанию султана. Якобы европейские дипломаты, восхищенные красотой цветка, подкупили одного из садовников, который продал им луковицу. Они вывезли ее тайно. В те годы были жесткие запреты на вывоз цветка, который объявили государственной ценностью».

 

(Происхождение слова «тюльпан» выводят от персидского toliban — «тюрбан». Это название дано цветку за сходство его бутонов с этим восточным головным убором.

 

В последние годы изображение тюльпана является официальной эмблемой для заграницы туристического ведомства Турции. Это также связано не только с тем, что цветок популярен в Турции и широко известен за границей как «турецкий» — и фигурирует в ботанических справочниках под латинским названием «tulipa turcarum» , но и также и с тем, что в Турции был так называемый «период тюльпанов», характеризовавшийся утонченными нравами. Это отрезок турецкой истории — «тюльпановый период» не смог стать периодом больших реформ, хотя породил надежды и стал предвестником этих реформ. Последние годы называют временем возвращения тюльпанов в Стамбул. Власти проводят фестивали и другие мероприятия для популяризации этого красивого и «исторического» цветка. Прим. — Portalostranah.ru). 

 

В Турции тюльпан ассоциируется с чувством любви и эротикой. Местные женщины носят золотые украшения с изображением тюльпана, который по их мнению дает физическую силу, сексуальную привлекательность и сводит мужчин с ума. Каждый год старинный праздник тюльпанов проходит в знаменитом дворце султанов Топкапы Палас. Под музыку оперы Моцарта «Похищение из сераля» артисты устраивают концерты, танцы, читают стихи.

 

По мнению журналистки Айшеназ Китабчи, этот праздник напоминает сказку из «Тысячи и одной ночи»:

 

«В сералях ежегодно справляли волшебный праздник тюльпанов. Дворец принимал сказочный вид. Залы украшались фонариками-тюльпанами, дорожки сада устилали коврами. Играла прекрасная музыка, в воздухе плыл удивительный аромат духов. Гвоздем программы были, конечно, тюльпаны, выращенные женами и наложницами султана. Они выставлялись в самых разных местах, образуя красивые композиции. Султан оценивал таланты их создательниц и лучшей дарил свою ночь».

 

В Османской империи были очень строгие законы относительно посадок и продажи тюльпанов. К примеру, во времена господства султана Ахмеда III запрещалось покупать и продавать тюльпаны вне столицы империи. «...» (27.04.2006)

 

Верблюжьи

бои в Турции  


 

Верблюжьи бои проводятся в Турции более двухсот лет. Обычно они организуются в осенне-зимнее время, когда животные наиболее агрессивны. Перед началом боев министерство по делам спорта и туризма страны распространяет точное расписание, где указано, в какое время и в каком городе пройдут очередные битвы.

 

О начале верблюжьих боев возвещают громкие звуки барабанов-давулов и протяжной зурны. Красавцы верблюды шествуют, как манекенщицы на подиуме. Гардероб у животных — как у заправских модниц. Яркие плетеные украшения, бусы из поделочных камней, монеты, тканые ковры, которые ткут на заказ в Анатолии. За день до состязаний верблюда обвешивают украшениями, словно невесту. Вешают яркие талисманы-обереги, закрепляют на холке покрытое ткаными коврами седло, которое выполняет роль балансира и не дает животному упасть во время боя. На яркой материи «пеш» пишется имя верблюда, которое, для лучшего обозрения, прикрепляют на горб. Чтобы привлечь внимание зрителей, верблюдов называют в честь известных политиков и артистов. Так, пару лет назад в Измире боролись друг с другом Джордж Клуни и Джордж Буш. «...»

 

Перед началом боя для затравки на манеж выводят молоденькую самку, и за какие то двадцать минут состязания неторопливые флегматичные самцы превращаются в настоящих демонов. Чтобы выяснить, кто самый достойный, верблюды с пеной у пасти бросаются друг на друга, хватаются зубами за холку, передними ногами стараются сбить противника с ног, бодаются, роют землю, хрюкают и плюются. Зрители криками и шумом аплодисментов выражают поддержку — не беда, что некоторые могут быть оплеваны с головы до ног. Многие сознательно подставляют голову! По словам фармацевта Хасана, верблюжья слюна весьма целебна: «Турецкие ученые доказали, что самая обычная слюна верблюда благоприятно влияет на кожу. Производители косметики уже начали производство лосьонов и кремов на основе верблюжьей слюны, которые обладают замечательным увлажняющим и антимикробным эффектом».

 

В состязании участвуют только верблюды, рожденные от одногорбой самки, так называемые дромедары, которых в Турции называют смешно и нежно «тюлю». В отличие от бактрианов, своих двухгорбых собратьев, дромедары более легки и подвижны, у них маленький короткий хвост. К тому же самцы в обычной жизни обладают ласковым, доверчивым характером, что облегчает их разведение на фермах. Одна из таких ферм в окрестностях города Сельчук выпускает не менее трехсот литров пастеризованного верблюжьего молока в день, которое пользуется довольно большим спросом у местных жителей. ( 22.10.2008)

 

Знаменитый архитектор

Синан, или строить лучше, чем греки


 

На иллюстрации из архива:

Синан.

На иллюстрации из архива:

Синан.

(Самый знаменитый турецкий архитектор Синан. Он вывел турецкую архитектуру в разряд общепризнанной в мире. Купола построенных им шедевров мечетей — «Сулеймание» в Стамбуле и «Селемие» в Эдирне служат ему вечным памятником.

 

А скромный надгробный памятник Синану (в виде небольшого неприметного вертикального светлого цилиндра) установлен на углу улицы, примыкающей к мечети Сулеймание.

 

Один из самых великих турецких султанов — Сулейман Великолепный, по заказу которого Мимар Синан и построил эту знаменитую стамбульскую мечеть, сказал о Синане, что «это человек, который никогда меня не разочаровал».

 

Сам же Синан часто повторял другую фразу «строить лучше, чем греки» и стремился превзойти шедевр Святой Софии с ее знаменитым куполом. Синан прожил 99 лет и построил за свою жизнь множество мечетей и общественных учреждений, оставшись в мировой истории одним из самых знаменитых представителей Османской империи, наряду с султанами и полководцами — Прим. Portalostranah.ru).


Синана «...» турки называют великим архитектором эпохи «османского ренессанса». Он родился в самом конце XV века в Малой Азии, то есть в центральной Турции, в деревушке, где жили греческие каменщики. (В другом репортаже Елены Солнцевой говорилось, что Синан происходил из армянской семьи — Прим. Portalostranah.ru).

 

Потом христианский мальчик попал в янычары, где он, приняв ислам, прослужил двадцать лет и получил военное инженерное образование. Во время одной из войн на территории нынешней Молдавии, построив за пару дней мост через реку Прут, чтобы перебросить подразделения османских войск, Синан смог привлечь внимание султана Сулеймана Великолепного. Это был золотой век Османской империи, которая богатела и расширялась во все стороны. Синан был назначен главным архитектором империи. Правда, поговаривали, что свой пост он получил по протекции. Говорит выпускник академии имени Синана, архитектор Осман Караджи:


«Синана обычно у нас сравнивают с Микеланджело. Этот человек был талантлив во всем. Говорили, что он мыслил конструкциями, и частенько повторял, что обходится без архитектурных планов на бумаге. Жизнь его окутана легендами. Никто не знает точно, когда и при каких обстоятельствах он умер. Говорят, что он отравился угарным газом, когда разбирал сломавшуюся печь, а потом, после смерти, появлялся в облике дервишей в разных концах Турции! Он был чрезвычайно плодовит как архитектор. В течение своей долгой жизни построил сотни мечетей».

 

Действительно, Синан строил мечети, как садовник сажает цветы. Самые грандиозные — в честь султана, его родственников, сановников, адмиралов и визирей. Синан, хорошо ориентировавшийся при султанском дворе, был довольно хитер и тщательно скрывал свои замыслы. Например, никогда не показывал свои вычисления даже самым близким ученикам.

 

Архитектор мечтал превзойти античных греков и создать новое «чудо света» для всего исламского мира. Он часами просиживал у храма Святой Софии, который был превращен в мечеть после взятия Константинополя — Синан хотел построить что-то еще более грандиозное. «Небо удерживается волей Аллаха», — не раз повторял архитектор изречение из Корана. Купол его новой мечети Сулеймание должен был стать настоящим гимном исламскому миру.


В мечети Сулеймание в дни праздников собираются тысячи людей. Великолепная акустика позволяет слышать голос проповедника даже в самых дальних углах здания. Для лучшей слышимости Синан повелел замуровать в стены резонирующие кувшины. Строить начали в самой середине XVI века по велению султана Сулеймана Великолепного, который хотел увидеть мечеть, равной которой «нет во всем подлунном мире».

 

«Это не мечеть, а целый город!» — так говорили в ту эпоху об этом чуде зодчества, занимавшем целый квартал. Комплекс мечети включал в себя медресе, на базе которого потом был открыт первый в Стамбуле университет. В пристройке у входа находилась обсерватория, чтобы точно рассчитать время пяти ежедневных молитв. Архитектор Осман Караджи:

 

Осман Караджи: «Мечеть построили на холме в бухте Золотой рог, откуда турки штурмовали когда-то осажденный Константинополь. Синан придумал конструкции подземных опор, чтобы здание не сползало в море по склону вниз и простояло вечно. Однако мечеть стоит на холме, и из года в год все-таки медленно спускается в залив. Архитекторы озабочены этим фактом, думаю, вскоре мы будет спасать ее, как Пизанскую башню».

 

В середине XVI века Синану было около шестидесяти. В его мастерской работали около тридцати художников, в том числе европейских, которые называли его «коджа», что означает «учитель».

 

Он строил не только дворцы, мечети и фонтаны, но и простые здания для нужд города, проектировал склады, печи, бани, которые сохранились до сих пор, несмотря на века и пережитые землетрясения. Сохранился оттиск печати, которой архитектор метил свои шедевры, в центре которой надпись: «Глава архитекторов, презренный Синан».(11.03.2009)

 

Знаменитый

турецкий адмирал Барбаросса


 

 

На иллюстрации:

Старинный портрет Хайреддина Барбароссы.

На иллюстрации:

Старинный портрет Хайреддина Барбароссы.

(«Радио Свобода» сделало такую подводку к репортажу Елены Солнцевой о Барбароссе: «Не утихают споры о личности этого человека. Кто это — великий «комутан», адмирал турецкого флота или простой разбойник, пират и грабитель. В турецких средствах информации, кстати, можно встретить совсем интересные версии о том, как повлиял образ этого удивительного человека на историю.

 

Ряд турецких историков, например, уверяют, что план нападения Германии на Советский союз, получивший название «Барбаросса» был составлен под влиянием подвигов неустрашимого пирата, отвергая общепринятую версию о том, что название было дано в честь императора Фридрих по прозвищу Барбаросса. И дают такое объяснение: турецкий Барбаросса был намного удачливее на полях сражений, чем немецкий».)

 

Вдоль Босфора тянется длинный караван судов. Из Китая в Европу везут дорогие ткани, шелка, пряности, перламутровые украшения. Как только судно заходит в пролив, громко стреляют пушки. Эта традиция сохранилась до наших дней в честь «великого императора морей», знаменитого на всю Османскую империю средиземноморского пирата Барбароссы Рыжебородого, которого считают создателем Османского флота. Даже спустя столетия после его смерти именем Барбароссы называют турецкие военные и пассажирские суда, отели, школы, улицы.

 

Преподаватель стамбульского университета Айхан Катыджи:

 

«До сих пор точно не ясно, кто скрывался под этим именем. Христиане называли так целую семью турецких морских разбойников и турецких адмиралов XVI века — Аруджа , Хайреддина и Хасана, его сына. По всей видимости, прозвище дали итальянцы. «Ла барба» — борода, а «россо» означает красная».

 

Известно, однако, что он родился в 1466 году на острове Лесбос в семье бывшего офицера Османской империи и гречанки по имени Катерина. Семья, рано лишившись отца, жила в бедности. Младшие братья Арудж и Исхак поначалу выбрали мирные профессии. Исхак стал плотником, Арудж нанялся матросом на корабль.

 

По примеру братьев Хайреддин или Хизр, как называли его в семье, стал лепить горшки как отец, который завещал ему небольшую гончарную мастерскую. Промысел мог обеспечить надежный кусок хлеба и сытую жизнь. Говорят, он даже посватался к соседней девочке, молоденькой гречанке, однако после этого внезапно исчез. Преподаватель истории одной из стамбульских школ Джема Карада говорит, что Хайреддин не исчез, а просто пошел по стопам брата, средиземноморского пирата Аруджа.

 

Джема Карада:

 

«Арудж нанялся матросом. После того, как судно попало в плен, он около двух лет находился в рабстве, был прикован к скамье гребцов. Именно тогда он получил свое прозвище Барбаросса, что означает Рыжая Борода. Арудж сбежал и снова устроился на корабль, где поднял бунт. А завладев судном, отправился в море под пиратским флагом. Коварный, решительный, жестокий, абсолютно неуловимый, он стал грозой средиземноморских морей. Совершал набеги на испанское побережье, захватил Тунис и Алжир у испанцев. Арудж собственноручно задушил эмира Селима, сам стал владыкой Алжира, под именем — Барбаросса I. После смерти его место занял Хайреддин».

 

Великая Порта — Османская империя — с ее амбициями выходила на Средиземное море и нуждалась в могущественном флоте. Бороздившие Средиземное море мусульманские пираты казались неплохими союзниками в борьбе с христианами.

 

Султаны прикармливали пиратов, обещали им золотые горы. На верфях в Измире строили корабли, куда набирали авантюристов и бродяг по всему Средиземному морю. Это были итальянцы, греки, датчане, норвежцы. Не будучи последователями какой-то определенной веры, они охотно принимали Ислам. В разговоре называли себя мусульманами, однако пили вино и во время удачных походов набирали огромное количество невольниц, делали их своими женами.

 

Первый анатолийский турецкий военно-морской флот состоял из тридцати парусных судов, которые постепенно завоевывали все большие территории в Эгейском море. В 1533 году Хайреддин получил приглашение от турецкого султана. В Золотой Рог он прибыл с собственным флотом. Его корабли нагружены подарками для султана, включая рабов, за которые на Константинопольском рынке можно получить баснословные деньги. В ответ султан одарил морского разбойника почестями и наградами. Пирата назначили командующим всем турецким флотом в Северной Африке и одновременно бейлербеем Африки. С этого дня все беи африканских государств должны были неукоснительно подчиняться одному человеку — Хайреддину.

 

Говорит Историк Джема Карада:

 

«Получив от султана почетное звание Хайр-эд-Дин «Хранитель веры», он стал чрезвычайно религиозным человеком, начал соблюдать все мусульманские обряды и требовал того же от своих вассалов. Он был уверен, такая преданность Аллаху помогает ему в сражениях. То и дело на торговых судах вспыхивают бунты. Шанс разбогатеть прельщает уставших от мизерной зарплаты и нищеты моряков. Мятежники поднимали пиратский флаг и присоединялись к флотилии Барбароссы».

 

Для защиты восточной части Средиземноморья требовался новый большой флот. Чтобы доказать, насколько важно для него командование большим флотом, Барбаросса поклялся выходить в море полным составом эскадры из восьмидесяти четырех кораблей. Место пиратского занял зеленый флаг Османов. О флаге рассказывает преподаватель истории стамбульского университета Айхан Катыджи

 

Айхан Катыджи:

 

«На флаге Барбароссы была изображена Звезда Давида, еврейский символ, который использует сегодня Израиль. Однако — не надо путать эти символы. В средневековые времена, эта звезда была Исламским символом, известным как Печать Соломона и была чрезвычайно популярна среди турецких султанов-наместников в Анатолии. Символ также использовался в художественных оформлениях мечетей, на монетах и личных флагах пашей».

 

Адмирал получил разрешение на строительство новых кораблей в бухте Золотого рога и начал переоснащение флота. Он не только вводил в строй новые суда, но и учил турецких пастухов обращаться с морскими канатами и парусами. Новоиспеченный «комутан» установил жесткие правила поведения на кораблях. Отныне на борту было запрещено употреблять излишки спиртного и играть в карты и кости на деньги. Смутьяны жестко наказывались. Особое внимание уделялось оружию. Хайреддин требовал содержать его в чистоте и порядке, в противном случае грозил лишить награбленного богатства ослушавшихся моряков.

 

Любопытен портрет Хайреддина, который сохранится в османских архивах: лохматые брови, густая борода и толстый нос. Толстая нижняя губа пренебрежительно выступает вперед. Он был среднего роста, однако обладал богатырской силой. На вытянутой руке держал двухгодовалую овцу до тех пор, пока та не погибала, — так гласит легенда. Слава о бесстрашном пирате распространилась по всему Средиземному морю.

 

Ильбер Ортайлы, директор музея Дворца Топкапы:

 

«В средние века Средиземное море превратилось в поле битвы между Османской Портой и противостоящими ее экспансии европейскими государствами. Христиане один за другим теряли свои укрепления и форпосты. Турция овладела Кипром и Родосом. Командующий христианским флотом генуэзский адмирал Андреа Дориа пытался вызвать Барбароссу на открытый бой. Но всякий раз хитрый комутан уклонялся от сражений. Однажды, в районе Туниса, Барбаросса сбежал с поля боя через пустыню и спрятал свои лучшие галеры. А через 10 месяцев он совершил жестокий налет, разрушил христианский флот и увел в рабство около шести тысяч невольников».

 

Османы на море

 

О Морском музее в Бешикташе, в Стамбуле, связанном с именем Хайреддина Барбароссы, см. на нашем сайте здесь

 

О походах Барбароссы и начале превращения Средиземноморья в «Османское озеро» здесь

 

Османы в Индийском океане и Заливе здесь

 

Барбаросса обещает разделаться с врагами Османской империи, уничтожить христианский флот и захватить европейские порты.

 

Хайреддин отличается холодной небывалой жестокостью по отношению к «неверным». Устраивает показательные казни пленных христианских солдат. Выставляет на всеобщее обозрение отрубленные головы. Стремясь еще больше запугать противника, рубит на куски и бросает в море тела сопротивляющихся солдат и офицеров.

 

В одном из итальянских городов он увлекся молодой итальянской княгиней. Барбаросса никогда ее не видел, но слышал о ней от захваченных пленников. Слухи о красоте италийской аристократки настолько распалили воображение стареющего Барбароссы, что он поклялся завладеть красавицей любой ценой и прибыл в итальянский город Фонди с флотилией из шестидесяти пиратских галер. Чтобы предотвратить возможность бегства княгини, Барбаросса совершил атаку в полночь. Джулия Гонзага, так звали княгиню, успела покинуть город. Не найдя ее, пират пришел в неописуемую ярость и устроил погром «...»

 

Ильбер Ортайлы:

 

«Часто имя Хайреддина Барбароссы упоминают в ряду пиратов. Европейские историки отмечают его жестокость и тот ужас, который он наводил на весь христианский мир. Однако у мусульман он почитается героем. Думаю, он не был обычным разбойником. Талант военачальника и организатора выдающийся моряк продемонстрировал и как корсар, и как адмирал флота султана. Благодаря ему турецкое государство из маленького княжества превратилось в средиземноморскую державу. Турецкий флот получил власть в Средиземном, Черном, Красном морях, в Персидском заливе и Индийском океане. Изображения и фрески с изображением турецкого флота можно увидеть на стенах многих европейских дворцов: во флорентийском дворце Питти или дворце Дожей в Венеции».

 

Барбаросса был суеверен: носил на шее оберег в форме глаза — подарок султана — и никогда не брал на палубу женщин. «...»

 

(Он) удалился на покой в восьмидесятилетнем возрасте и поселился на берегу Босфора. Награбленные богатства позволили ему стать независимым даже от султана. Капудан-паша построил над морем роскошный дворец, а поблизости мечеть и мавзолей необычайной красоты и посвятил остаток жизни написанию мемуаров. Пять рукописных книг о приключениях великого пирата выставлены в музее Дворца Топкапы и в стамбульской университетской библиотеке. И до сих пор корабли турецкого флота салютуют, проходя мимо мавзолея знаменитого турецкого флотоводца. (26.06.2008)

 

Турецкий

марш Моцарта


 

«...» Рондо «А ля Турка», или «Турецкий марш» — одно из самых известных произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Любовь турок к этой мелодии воистину не знает границ. Простые люди не помнят автора, но все поют. Большинство уверены, что мелодия —народная.

 

По словам музыкального критика Артыла Ятакоглу, жанр военного марша Моцарт позаимствовал у Османского военного оркестра, который всегда сопровождал многотысячное войско султана:

 

«Военный марш, в сущности, был изобретен турками и, как и кофе, через Вену попал в Европу. «Турецкий марш»  стал первым европейским музыкальным произведением нового времени с использованием ударных инструментов. Дело в том, что мода на военных барабанщиков пошла именно из Турции: турецкие военачальники никогда не начинали битву без музыкального сопровождения. Предварительное устрашение противника было важнейшим элементом тактики османов. Сотни музыкантов с бубнами, арабскими удами, барабанами создавали какофонию звуков».

 

В Турции бытует мнение, что в конце восемнадцатого XVII века Моцарт тайно прибыл в Османскую империю из Европы на одном из торговых кораблей. В то время Восток вызывал повышенный интерес европейцев. Моцарт думал написать оперу «Похищение из сераля» — история о гаремной жизни наложниц была бы просто обречена на успех. Ненадолго задержавшись в Стамбуле, Моцарт посещает местные достопримечательности. Медная табличка на стенах старинного хамама повествует о том, что здесь Моцарт отведал прелести султанских бань.

 

Экскурсовод Амаль Айшегюн часто рассказывает об этом туристам: «Легенда утверждает, что в самой старинной бане Чемберлиташ когда-то парился сам Моцарт. Сохранилась история старого банщика, который утверждал, что разговаривал с Моцартом. Якобы композитор посетил баню, долго расспрашивал его о местной жизни. Не берусь судить, где правда, где вымысел, однако уверена, что Моцарт все же побывал в Турции. Иначе как же еще он смог бы так тонко передать атмосферу Востока в своей знаменитой опере «Похищение из сераля».

 

Опера Моцарта «Похищение из сераля» ежегодно исполняется в султанском дворце Топкапы. Рассказывает преподаватель стамбульской консерватории Джеем Шан: «Главный персонаж произведения — султан Селим. Мусульманин, то есть, с точки зрения европейцев, «дикарь», у Моцарта он дает христианам урок нравственности. Султан отпускает на волю сына своего кровного врага, говоря о радости платить благодеянием за причиненное зло «...» (20.09.2006)

 

Продолжение этого дайджеста о турецких нравах на следующей странице.




Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...