Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Стамбульский Морской музей в Бешикташе и султанские лодки


Обзор по первоисточникам о стамбульском Морском музее в районе Бешикташ и султанских лодках.

На иллюстрации: Памятник знаменитому турецкому адмиралу Хайреттину Паши (Барбароссе) (в другом написании - Хайреддин Барбаросса) (изображен слева).  Монумент расположен по соседству с усыпальницей Барбароссы и Морским музеем в стамбульском районе Бешикташ.

На иллюстрации: Памятник знаменитому турецкому адмиралу Хайреттину Паши (Барбароссе) (в другом написании - Хайреддин Барбаросса) (изображен слева).

Монумент расположен по соседству с усыпальницей Барбароссы и Морским музеем в стамбульском районе Бешикташ.


 

«Морской музей в районе Бешикташ в Стамбуле, самый крупный в Турции музей в области мореходства.

 

Морской музей обладает одной из редких коллекций в мире и подчиняется командованию военно-морскими силами Турции. Коллекция музея включает примерно 20 тысяч экспонатов. Следует отметить, что это первый музей на военную тематику в Турции.

 

Османский флот с XVI по XIX вв. ежегодно весной отправлялся в поход из порта Бешикташ в Стамбуле.

 

Громадные галеоны и галеры до начала похода несколько дней стояли на якоре в порту, а затем с торжествами уходили в море. Такие торжественные церемонии проводов кораблей стали в османском мореходстве хорошей традицией, и поэтому Бешикташ занимает особое место в истории турецкого мореходства.

 

Иллюстрация с сайта иновещания «Голоса Турции»: Вид на Стамбул и Босфор.

Этот старинный снимок сделан на стыке XIX и XX вв.

Иллюстрация с сайта иновещания «Голоса Турции»: Вид на Стамбул и Босфор.

Этот старинный снимок сделан на стыке XIX и XX вв.

«Бешикташ, где с османских времен бьется пульс мореходства, в наши дни является хранителем истории мореходства»

 

(иновещание «Голос Турции»)

 

 

В XVI веке Хайреттин Паша (Барбаросса) построил в устье реки Бешикташ мечеть и медресе.

 

После смерти он был похоронен в усыпальнице, построенной архитектором Синаном на площади Бешикташ в традициях классической османской архитектуры.

 

(Также в русском языке принято написание имени как Хайреддин Барбаросса.

 

Подробнее об этом адмирале, которого в Европе считают пиратом, см. в материалах по ссылкам после этого очерка о султанских лодках. Прим. Portalostranah.ru).

 

Султанские лодки

 

Прогулочная гребная лодка эпохи султана Абдулмеджида (годы правления 1839 -1861). Эта лодка использовалась матерью этого султана Bezmi Alem Valide Sultan.
Прогулочная гребная лодка эпохи султана Абдулмеджида (годы правления 1839 -1861). Эта лодка использовалась матерью этого султана Bezmi Alem Valide Sultan.

 

Прогулочная гребная лодка эпохи султана Абдулмеджида (годы правления 1839 −1861) использовавшаяся матерью этого султана Bezmi Alem Valide Sultan, как и каждая из султанских лодок, выставленных в Морском музее в Бешикташе, неплохо иллюстрирует хронологию жизни османского двора с его колоритными персонажами.

 

Например, вышеупомянутая Bezmi Alem Valide Sultan (Ее имя Bezmi Alem, присвоенное в гареме, значит «Праздник мира») рабыней попала в гарем. По одним данным, Bezmi Alem (годы жизни 1807 — 1853 г) была черкешенкой. Но по другим, что звучит более пикантно для биографии женщины, ставшей позднее матерью повелителя правоверных, она происходила из еврейской семьи, жившей в Грузии, — территории, присоединенной незадолго до того к Российской империи.

 

Интересно, что после смерти злоупотреблявшего спиртным султана Махмуда II, повелителя Bezmi Alem, взявшего ее в гарем, и отца Абдулмеджида, султанша спустилась в винный подвал дворца и перебила там бутылки с вином. Также Bezmi Alem прославилась благотворительностью и политическим влиянием при правлении своего сына Абдулмеджида. Захоронена султанша в гробнице Махмуда II на улице Divanyolu в Стамбуле. Отметим, что формально Махмуд II не являлся мужем Bezmi Alem, т.к. султаны со времен взятия Константинополя не брали официальных жен. (Подробнее о жизни в султанском гареме смотрите на нашем сайте здесь).

 

Рассматриваемая нами лодка Bezmi Alem Valide Sultan предназначена для тринадцати весельных пар гребцов. На корме имеется пышно декорированный киоск, с четырьмя колонами, в оформлении которого используется мотив лотоса. На баке помещено изображение орла, держащего в когтях змею. Орел символизируют силу и власть, а змея — зло.

 

На иллюстрации с сайта Морского музея в Бешикташе: Носовая часть одной из прогулочных лодок на Босфоре, использовавшейся османским султанским двором.
На иллюстрации с сайта Морского музея в Бешикташе: Носовая часть одной из прогулочных лодок на Босфоре, использовавшейся османским султанским двором.

А вот как описывает султанские лодки в проливе Босфор в Стамбуле французский врач Ольвье, путешествовавший по Турции примерно в тоже время, что и правила Bezmi Alem Valide Sultan. Выдержки из книги его путевых очерков привело иновещание «Голоса Турции» в цикле «Турция глазами путешественников», переданном весной 2011 года:

Оливье пишет:

«Нельзя навсегда насладиться панорамой Стамбульского порта, Мраморного моря и Босфора, открывающейся из окон французского посольства и других зданий. Повсюду видны парусные суда, снующие в разных направлениях, лодки, ведомые двумя — тремя гребцами. Наблюдение за этими судами доставляет большое удовольствие».

 

Султанские лодки на параде в Стамбуле проплывают мимо бывшего султанского дворца Долмабахче (современное фото).
Султанские лодки на параде в Стамбуле проплывают мимо бывшего султанского дворца Долмабахче (современное фото).

 

Легкие лодки различных размеров были самыми популярными средствами передвижения по морю в Стамбуле в период, когда там находился Оливье. Ездил на таких лодках и сам султан. Несколько раз видел эти лодки и Оливье. Вот что он писал о них:

 

Так выглядели прогулочные османские лодки на Босфоре, которые использовал султанский двор в Стамбуле (снимок с сайта Морского музея в Бешикташе).
Так выглядели прогулочные османские лодки на Босфоре, которые использовал султанский двор в Стамбуле (снимок с сайта Морского музея в Бешикташе).

  «Султанские лодки можно различить издали благодаря их большим размерам, изяществу, позолоте, украшениям, числу гребцов и великолепию. Эти лодки имеют четырнадцать парных весел. Соответственно, на лодках находятся двадцать восемь гребцов.

 

Зимой султан редко выходит на прогулки в море. Однако летом эти прогулки становятся весьма частыми. Он предпочитает тогда добираться до своих прочих дворцов именно на лодках. Каждый раз выход и возвращение султана во дворец приветствуется залпом орудий. В силу этого увидеть султана не так уж и трудно. Лодку султана можно различить по темно — красному тенту с позолотой. За этой лодкой следуют другие. В них находятся приближенные султана»— отмечал французский путешественник.

 

Подготовлено: Мониторинг Portalostranah.ru

 

 

Уважение, проявленное к этому выдающемуся турецкому мореходу, стало причиной привязанности моряков к району Бешикташ.

 

С этой точки зрения нахождение первого и тогда единственного в Турции Морского музея с 1961 года в районе Бешикташ на площади Хайреттина Паши (Барбароссы) имеет символическое значение с точки зрения истории мореходства.

 

Морской музей был основан в 1897 году по указанию министра военно-морского флота адмирала Хасана Хюсню-паши капитаном Сулейманом Нутки на месте нынешней верфи Ташкызак — назывался он «Военно-морской музей и библиотека».

 

С 1934 года он стал называться Морским музеем и является первым в Турции военным музеем.

 

По причине войны подлинники музея были вывезены из Стамбула в разные уголки Анатолии.

 

А с 1948 были выставлены в мечети Долмабахче (расположенной к югу от одноименного бывшего султанского дворца Прим. Portalostranah.ru) и окружающих ее зданиях.

 

В последний раз музей переехал в 1961 году на площадь в районе Бешикташ, рядом с памятником и усыпальницей Хайреттина Паши (Барбароссы).

 

Галерея лодок Морского музея была открыта в 1970 году: в ней собраны уникальные образцы лодок из дворцов Долмабахче, Топкапы, Бейлербейи, Чираган и Ускюдар, а также из прибрежных павильонов.

 

Эта коллекция лодок полностью состоит из подлинных экспонатов. Здесь можно увидеть классическое судно, использовавшееся османскими султанами с периода правления Мехмета IV — с 24-мя двойными веслами, шириной 5 м 70 см и длиной 40 метров.

 

Жилая часть этой галеры богато украшена перламутром, вставками из панциря черепахи, слоновой кости, серебряными табличками и драгоценными камнями.

 

С самой древней галеры из музейной коллекции была сделана точная копия, которая используется в туристических целях под названием «султанская лодка».

 

Морской музей вызывает интерес не только местных жителей, но и иностранных туристов.

 

В музее, который рассказывает об истории морей и предметов, используемых в мореходстве, экспонируются модели кораблей, морские штандарты, картины таких известных художников, как Айвазовский и Хюсню Тенкюз, вещи с яхт Ататюрка «Саварона» и «Эртугрул», предметы с судна «Явуз», одного из наиболее выдающихся в республиканский период.

 

(Крейсер «Явуз» назывался в честь османского султана Селима Грозного (Yavuz Sultan Selim). "Явуз«(Yavuz) значит «грозный». Крейсер был построен в 1911 году в Германии и первоначально, в свою бытность в составе германского флота, носил имя Goeben (Гебен) в честь прусского генерала.

 

В 1914 году германское правительство передало корабль Турции, и он являлся до 1950 года флагманом турецкого флота. В ходе первой мировой войны Явуз" принимал участие в бомбардировке Крыма. В 1973 году он был разрезан на металлолом.

 

«Явуз» являлся последним оставшихся судов, построенных для Германского Императорского флота, и дольше всех прослужившим среди всех крейсеров или дредноутов в составе какого-либо военно-морского флота. Прим. Portalostranah.ru).

 

Помимо этого, в музее можно увидеть пушечное ядро, использованное в египетском походе султана Явуза Селима, часть поднятой с морского дна немецкой подводной лодки UB-46, а также бюсты великих мореплавателей (они выставлены в саду музея).

 

В саду также привлекает внимание посетителей стеклянная часть судна «Uzaklar», на котором чета Осман-Зухаль Атасой совершила кругосветное путешествие.

 

Супруги Атасой отправились в путь 24 августа 1992 года из порта Сыгаджик на Эгейском море, взяв курс на Запад. Во время путешествия у них родилась дочь Дениз (Дениз по-турецки означает «море» Прим. Portalostranah.ru). За 4 года 10 месяцев и 6 дней путешествия эта семья посетила более 30-ти стран.

 

Впечатляет то, что все экспонаты музея — подлинные вещи.

 

Работающие в музее на постоянной основе реставраторы поддерживают экспозицию музея в надлежащем виде, проводя необходимые реставрационные работы. Реставраторы восстанавливают пришедшие в негодность части старых карт, наносят краску на старые лодки, сохраняя их первоначальный вид.

 

Из-за постоянного поступления новых экспонатов в музей имеющиеся площади уже становятся тесны. Поэтому музей готовится к обновлению имеющихся залов и созданию дополнительных помещений.

 

До сих пор продолжается строительство объектов по проекту, признанному лучшим в ходе конкурса 2005 года. В рамках этого проекта будет создан действующий макет небесной сферы.

 

Также предполагается создать трехмерный симулятор корабля, который заинтересует в первую очередь юных посетителей музея — на нём можно будет совершать воображаемое путешествие.

 

Бешикташ, где с османских времен бьется пульс мореходства, в наши дни является хранителем ценных с точки зрения истории мореходства вещей в своем Морском музее, являющимся своеобразным наследием Хайреттина Паши (Барбароссы).

 

Морской музей в районе Бешикташ в Стамбуле ждет тех, кто любит море и морские путешествия».

 

Музей открыт ежедневно со среды по воскресенье с 09:00 до 17:00, кроме 1 января и первого дня религиозных праздников.

 

(Русское вещание Радио «Голос Турции», июль 2011 г).

 

Отметим, что на турецком название Морского музея в Стамбуле звучит как İstanbul Deniz Müzesi (по-английски как İstanbul Naval Museum Command). Его сайт: denizmuzeleri.tsk.tr (турецк, англ).

 

Османы на море


 

Больше об османах на море см. на нашем сайте:

 

О походах Барбароссы и борьбе за превращение Средиземноморья в «Османское озеро» здесь;

 

Османы в Индийском океане и Заливе здесь;

 

О биографии Барбароссы см. в «Очерке турецких нравов» здесь;

 

 

 

Информация на врезке, составление, примечания Portalostranah.ru

 

Дополнительно:

 

Лодочный (речной) транспорт в современном Стамбуле


 

Лодочный (или, иначе говоря, речной) транспорт в его современном варианте до сих пор играет в Стамбуле огромную роль. Он служит не только для прогулок, но и для более прозаических вещей — массовых внутригородских пассажирских перевозок.

 

Дело в том, что метро и т.н. скоростной трамвай пока есть только в отдельных частях города, поэтому неудивительно, что водным транспортом «по прямой» оказывается быстрее, чем автотранспортом по мостам.

Стоп-кадр нашего редактора:

Морской вокзал в Стамбуле в вечерний «час пик» (декабрь 2007).

Очень похоже на атмосферу в перегруженном метро, аналогичная суета, а для прохода также стоят турникеты.

Стоп-кадр нашего редактора:

Морской вокзал в Стамбуле в вечерний «час пик» (декабрь 2007).

Очень похоже на атмосферу в перегруженном метро, аналогичная суета, а для прохода также стоят турникеты.

Стоп-кадр нашего редактора: Морской вокзал в Стамбуле. В ожидании очередного речного трамвайчика.

Даже и в декабре от Босфора в Стамбуле не исходит леденящего холода, и погода остается достаточно теплой

Стоп-кадр нашего редактора: Морской вокзал в Стамбуле. В ожидании очередного речного трамвайчика.

Даже и в декабре от Босфора в Стамбуле не исходит леденящего холода, и погода остается достаточно теплой

И люди после работы, добираясь через районы Taksim или Aksaray на метро, а по районам Sultanahmet или Eminönü на скоростном трамвае, затем пересаживаются в районе порта Kabataş на небольшие «речные трамвайчики», достигая по проливу Босфор противоположного городского берега — например, района Üsküdar в азиатской части.

 

Благо, что даже и в декабре от Босфора в Стамбуле не исходит леденящего холода, и погода остается достаточно теплой — комфортной, характерной скорее для поздней весны в России

 

Portalostranah.ru

 

 

 

Опубликовано 20/08/2011

 

 

Опубликовано
20
08
2011
 
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...