Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Звезда Давида: история и происхождение. Ее связь с печатью Соломона. Израильский взгляд


Обзор о звезде Давида, о происхождении и истории данного символа. По израильской публикации для заграницы.

Звезда Давила, на иврите именуемая как Magen David («Маген-Давид») – «Щит Давида», на флаге Израиля.  В отличие от большинства стран мира, в Израиле нет конституции. Тем не менее, существует т.н. «Основной закон: Израиль – национальное государство еврейского народа», принятый 19 июля 2018 года, в котором описывается, среди прочего, как выглядит флаг Израиля, процитируем из статьи 2. «Государственные символы», пункт бет, упомянутого закона: «Флаг государства - белый, с двумя синими полосами возле краев, и с синим Маген-Давидом в центре» (цитата по сайту Кнессета на русском языке – 2021 г.). При этом данный флаг используется в качестве государственного уже с момента основания государства Израиль в 1948 году, о чем упоминается в «Законе о Государственном флаге, гербе и гимне (1949 г.)», в котором говорится (статья 1, пункт алеф): «Государственный флаг - флаг, который был провозглашен Временным государственным советом 25 тишрея 5709 г. (28 октября 1948 г.)». И именно флаг с Маген-Давидом был принят соответствующим решением временного госсовета 28 октября 1948 г.  На сайте Министерства иностранных дел Израиля уточняется (2021 г.), что «Флаг Государства Израиль выполнен в форме еврейской молитвенной накидки («талит») с голубым Щитом Давида (Маген Давид) в центре».

Звезда Давила, на иврите именуемая как Magen David («Маген-Давид») – «Щит Давида», на флаге Израиля.

В отличие от большинства стран мира, в Израиле нет конституции. Тем не менее, существует т.н. «Основной закон: Израиль – национальное государство еврейского народа», принятый 19 июля 2018 года, в котором описывается, среди прочего, как выглядит флаг Израиля, процитируем из статьи 2. «Государственные символы», пункт бет, упомянутого закона:

«Флаг государства - белый, с двумя синими полосами возле краев, и с синим Маген-Давидом в центре» (цитата по сайту Кнессета на русском языке – 2021 г.).

При этом данный флаг используется в качестве государственного уже с момента основания государства Израиль в 1948 году, о чем упоминается в «Законе о Государственном флаге, гербе и гимне (1949 г.)», в котором говорится (статья 1, пункт алеф):

«Государственный флаг - флаг, который был провозглашен Временным государственным советом 25 тишрея 5709 г. (28 октября 1948 г.)». И именно флаг с Маген-Давидом был принят соответствующим решением временного госсовета 28 октября 1948 г.

На сайте Министерства иностранных дел Израиля уточняется (2021 г.), что «Флаг Государства Израиль выполнен в форме еврейской молитвенной накидки («талит») с голубым Щитом Давида (Маген Давид) в центре».

Первая страница статьи «Звезда Давида: история символа» в научно-популярном сборнике «Загадки еврейской истории» издательства «Тарбут», Иерусалим, 1990 год, - статьи, которую мы, с небольшим сокращениями, цитируем в нашем обзоре.
Первая страница статьи «Звезда Давида: история символа» в научно-популярном сборнике «Загадки еврейской истории» издательства «Тарбут», Иерусалим, 1990 год, - статьи, которую мы, с небольшим сокращениями, цитируем в нашем обзоре.

В нашем обзоре предлагается (с небольшими сокращениями) статья «Звезда Давида: история символа», опубликованная в научно-популярном сборнике «Загадки еврейской истории» издательства «Тарбут», Иерусалим, 1990 год. Статья авторства Гершома Шолема (Gershom Scholem, годы жизни: 1897-1982; израильский философ и историк немецкого происхождения; профессор в Еврейском университете, в Иерусалиме; президент Академии наук Израиля в 1968-1974 гг.; Гершом Шолем родился в Берлине; в 1923 году эмигрировал в тогда британскую подмандатную Палестину). Израильское полугосударственное издательство «Тарбут» («Культура») выпускало в период существования СССР целый ряд литературы на русском языке.

 

Шестиконечная звезда, или гексаграмма, известная как звезда Давида, на иврите именуемая также как Magen David («Маген-Давид»), т.е. буквально «Щит Давида», служит основным элементом на принятом 28 октября 1948 г., т.е. через пять месяцев после создания государства Израиля, флаге Израиля. В настоящее время звезда Давида является символом еврейской идентичности и иудаизма, наряду со семисвечным светильником — менорой, основным элементом государственного герба Израиля.

 

И далее цитируем упомянутую публикацию из сборника «Загадки еврейской истории» издательства «Тарбут», Иерусалим, 1990 год (с нашими примечаниями):

 

«Споры вокруг «Маген-Давида», Давидова щита, или звезды Давида, как еще называют эту эмблему, (были и в тот момент, когда решали), следует ли изображать этот знак на флаге Израиля — еврейского государства, смысл которого столько же связан с мечтами евреев о будущем, сколько с невыразимыми ужасами их недавнего прошлого.

 

Проблема «Звезды Давида» действительно спорна во всех своих аспектах. Научная и популярная литература по этому вопросу представляет собой нагромождение гипотез, порою правильных, но гораздо чаще — фантастических. Здесь совершенно нельзя полагаться на предшествующих авторов, поскольку в их трудах самые вздорные субъективные предположения зачастую подменяют реальную традицию. Не имея о ней ясного представления, каждый автор толкует ее на свой лад.

 

Один говорит: перед нами древний символ иудаизма, выражающий все его духовное и интеллектуальное содержание. Другой утверждает: нет, это ничто иное, как символ еврейской «государственности», «суверенитета». Третий считает «Маген-Давид» специфическим порождением войн Давидовых времен. Четвертый толкует его как универсальный символ гармонии и вечного мира.

 

Роднит все эти рассуждения лишь та полная растерянность, которую демонстрируют все без исключения авторы, едва только они переходят к доказательству своего толкования. Тут они немедленно сползают в пустую болтовню и бесконечные спекуляции, не имеющие ничего общего с еврейской традицией. Ибо на самом деле звезда Давида — весьма специфический символ, требующий серьезных размышлений.

 

Вторая страница статьи «Звезда Давида: история символа» в научно-популярном сборнике «Загадки еврейской истории» издательства «Тарбут», Иерусалим, 1990 год, - статьи, которую мы, с небольшим сокращениями, цитируем в нашем обзоре.
Вторая страница статьи «Звезда Давида: история символа» в научно-популярном сборнике «Загадки еврейской истории» издательства «Тарбут», Иерусалим, 1990 год, - статьи, которую мы, с небольшим сокращениями, цитируем в нашем обзоре.

Какова в действительности история «Щита Давида» (звезды Давида)? Был ли он изначально символом иудаизма, да и вообще — еврейским символом? А если нет — как он им стал, когда и в силу каких обстоятельств?

 

Если мы хотим разобраться в этом вопросе, нам следует, прежде всего, четко различать две вещи: изображение символа, то есть гексаграмму (фигуру из двух пересекающихся равнобедренных треугольников, или, проще, шестиконечную звезду) — и ее нынешнее толкование, или название («Звезда, или Щит Давида»).

 

Гексаграмма (т.е. шестиконечная звезда) далеко не всегда имела именно такое толкование (как в наши дни).

 

История того, как возникла эта связь (отождествлении гексаграммы со «Звездой, или Щитом Давида»), представляет большой интерес, в особенности если очистить ее от выдумок и спекуляций, нагроможденных некоторыми современными еврейскими «толкователями».

 

Начнем с гексаграммы. Сама по себе она вовсе не является еврейским символом, тем более — символом иудаизма. Ни в ней самой, ни в истории ее возникновения нет тех признаков подлинного символа, о которых мы говорили выше. Она не выражает никакой «еврейской» идеи, не пробуждает никаких архаических ассоциаций, связанных с нашим (еврейским) глубинным национальным опытом, не представляет собой чувственно воспринимаемого воплощения какой-либо сразу угадываемой «за ней» духовной реальности.

 

Она не напоминает ни о чем из библейского или талмудического (талмуд — свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма Прим. Portalostranah.ru) прошлого; не порождает никаких надежд на мессианское будущее.

 

При виде гексаграммы набожный еврей прежних веков испытывал разве что некий мистический страх, который он торопился преодолеть с помощью магических заклинаний. Вплоть до середины XIX века ни один еврейский теолог или кабалист (кабалист — еврейский богослов мистического направления, исследователь и трактователь вероучения Прим. Portalostranah.ru) и не думал искать в шестиконечной звезде какое-либо скрытое еврейское содержание. Она не появлялась ни в талмудической, ни в хасидской литературе (Хасидизм — течение в еврейской религии, основанное в XVIII столетии рабби — раввином Исраэлем Шем-Товом — Baal Shem Tov, в Польше, под влиянием свирепых массовых погромов банд Хмельницкого — в украинском автономном гетманстве сначала в составе Польши, затем — России, в предыдущем столетии. Кровопролития и преследования привели к обнищанию еврейских народных масс и обострению классовых противоречий — с одной стороны, и с другой — к разжиганию религиозного экстаза, мистических тенденций и созданию теории, что истинное служение Богу диктуется сердцем, а не только разумом, и пути его разнообразны. Это породило обожание «цадиков» — чудотворцев и соблюдение положенных заповедей посредством участия в религиозных пирушках и плясках, а также некоторое пренебрежение изучением Талмуда. Хасидизм возвысил простых и необразованных людей над учеными и богачами, заправилами общины. — Определение хасидизм дано, в целом, по примечанию в книге Шломо Цемаха — Shlomo Zemach — «Год первый», вышло в свет в 1952 г., русский перевод иерусалимского издательства «Библиотека-Алия», 1976. Прим. Portalostranah.ru).

 

И не потому, что за шестиконечной звездой, якобы, признавался некий однозначный, общеизвестный смысл, а напротив — как раз потому, что никто такого смысла в ней не видел. Вообще говоря, изображение гексаграммы с ее двумя пересекающимися треугольниками с незапамятных времен встречается у самых разных народов, и оно зачастую связано с другим столь же распространенным изображением — пентаграммой, или пятиконечной звездой. В глубокой древности обе эти фигуры назывались «Печатями Соломона», и в малоизвестной, к сожалению, монографии португальского исследователя Васконселоса «Сигнум Саломонис» собран обширный материал, доказывающий распространенность этих знаков среди культур, не имевших ничего общего с иудаизмом.

 

Такая «печать» всегда рассматривалась просто как охранительный магический знак. Тот факт, что гексаграмма иногда появлялась в еврейских орнаментах, еще не делал ее «еврейским» символом. Впрочем, такое ее появление представляло собой довольно редкий случай.

 

Орнамент на камнях из синагоги II—III века н.э. на руинах древнего города Капернаума (Capernaum, в Галилее, в Израиле). Как мы видим, в орнаменте шестиконечная звезда, соседствует с пятиконечной, что подтверждает факт того, что в те времена звезда Давила не была символом еврейского народа, но просто оберегом (о чем и говорится в цитируемой нами здесь статье «Звезда Давида: история символа», опубликованной в научно-популярном сборнике «Загадки еврейской истории» издательства «Тарбут», Иерусалим, 1990 год).
Орнамент на камнях из синагоги II—III века н.э. на руинах древнего города Капернаума (Capernaum, в Галилее, в Израиле). Как мы видим, в орнаменте шестиконечная звезда, соседствует с пятиконечной, что подтверждает факт того, что в те времена звезда Давила не была символом еврейского народа, но просто оберегом (о чем и говорится в цитируемой нами здесь статье «Звезда Давида: история символа», опубликованной в научно-популярном сборнике «Загадки еврейской истории» издательства «Тарбут», Иерусалим, 1990 год).

Впервые шестиконечная звезда встречается среди евреев на печати некоего Иошуа бен Асия, датируемой 600 годом до н.э., а в следующий раз гексаграмма (почему-то с точкой в центре) появляется только в орнаменте знаменитой синагоги в Капернауме (Capernaum, в Галилее, в Израиле — ныне от этого города, остались только руины Прим. Portalostranah.ru), относящейся уже ко II–III векам н.э. Кстати, в том же орнаменте рядом с гексаграммой можно увидеть и свастику, которая уж наверняка не является еврейским символом. А в орнаментальном узоре древней синагоги в Тель-Хум, в Галилее, гексаграмма фигурирует в одном ряду с пентаграммой (пяиконечной звездой).

 

Существуют ассирийские (ассирийцы — семитский народ, проживающий, в основном, в Ираке; в древности сновал там собственную империю — Ассирию Прим. Portalostranah.ru), финикийские (финикийцы — семитский народ, предки современных ливанцев; правили собственной древней империей Финикией Прим. Portalostranah.ru) и еврейские печати, на которых изображена точка, испускающая шесть лучей, и некоторые авторы принимают ее за гексаграмму, хотя очевидно, что в данном случае мы имеем дело с совершенно иной геометрической конфигурацией. Вдобавок, эти печати одновременно содержат также изображения пентаграмм и других знаков и фигур, ни одна из которых не может считаться специфически еврейским символом. Утверждают еще, будто гексаграмма была обнаружена на стенах святыни в Мегиддо (времен Израильского царства) — (Tel Megiddo, также известный как Армагеддон — город, принадлежавший на протяжении истории разным народам, в т.ч. древним израильтянам; ныне древние руины, неподалеку от современной Хайфы, в Израиле Прим. Portalostranah.ru), но внимательное изучение соответствующей фотографии показывает, что интересующее нас изображение настолько повреждено временем, что толкование его как гексаграммы вполне можно приписать излишне живому воображению археологов.

 

С другой стороны, совершенно явная гексаграмма появляется в гордом одиночестве на печатях глиняных кувшинов из-под масла (V век до н.э.), которые могут принадлежать Иерусалимскому храму, но и тут нет никаких оснований думать, что это имело какое-либо символическое значение. Это все, что можно сказать о случаях появления гексаграммы на еврейских объектах далекого прошлого.

 

Что касается более позднего, эллинистического периода, то от него сохранилось большое количество еврейских эмблем, связанных с библейскими ритуалами или возникших на их базе, однако, увы, гексаграммы (а также пентаграммы) в них полностью отсутствуют.

 

На этих печатях мы большей частью встречаем изображение другого предмета, который действительно следует считать специфическим еврейским символом, а именно светильника — семисвечной меноры. Значение меноры как главного еврейского символа сохранилось и в более поздние века; одновременно рядом с ней появляется и другая эмблема (история которой выходит за рамки нашего обсуждения) — два льва, держащие в лапах Древо Жизни или Ковчег Завета. Эти две эмблемы очевидным образом демонстрируют живую связь с чем-то таким, что еврейское воображение способно воспринять сразу и непосредственно.

 

Что же до гексаграммы, то, лишенная такого символического содержания, она в последующие века продолжает свое существование, в основном, как чисто декоративный мотив в орнаментах множества христианских церквей раннего средневековья; в то же время она по-прежнему почти не появляется в средневековых синагогах. Странно, что такая упорная связь гексаграммы именно с христианскими церквями не насторожила ревностных сторонников теории звезды Давида как древнееврейского символа.

 

Яков Рефман, один из величайших ученых Еврейского Просвещения, уже лет сто назад заподозрил, что Щит Давида (т.е. звезда Давида) — чужая лоза в еврейском винограднике, и охарактеризовал его следующими библейскими словами: «Смешались они с народами и от них научились делам их».

 

Тем не менее, вопреки всем этим фактам, интерпретаторы и мистификаторы никогда не оставляли попыток приписать гексаграмме почетную, древнюю и непременно еврейскую генеалогию.

 

Так, Мозес Гастер (Moses Gaster, британский раввин и ученый, родом из богатой еврейской семьи торговцев и раввинов в Румынии; годы жизни: 1856-1939 Прим. Portalostranah.ru) утверждал, что она, якобы, была введена в иудаизм еще рабби Акивой (Rabbi Akiva, раввин и еврейский богослов; годы жизни: ок. 50-132 годы н. э.; родился и жил в римской провинции Иудея; был казнен римлянами Прим. Portalostranah.ru), который-де использовал ее в качестве «мессианского символа» во время освободительной войны Бар-Кохбы (т.е. «Сына Звезды») , воевавшим с (древнеримским) императором Адрианом (Шимон Бар-Кохба — Simon bar Kokhba, предводитель еврейского восстания 132 −136 гг. н. э. в римской провинции Иудея от её римлян и восстановления там Израильского царства; погиб в 135 году н.э. Прим. Portalostranah.ru).

 

Но особенно настойчивыми были попытки возвести происхождение гексаграммы к кабалистической книге «3oxap» (XIII век н.э.) — («Сефер ха-зохар», т.е. «Книга сияния», сокращенно Зохар, ставшее для кабалистов одной из священных книг иудаизма, наряду с еврейской Библией — Торой и Талмудом — сводом правовых и религиозно-этических положений иудаизма Прим. Portalostranah.ru) или к великому кабалисту (кабалист, напомним, еврейский богослов мистического направления, исследователь и трактователь вероучения Прим. Portalostranah.ru) Исааку Луриа (XVI век н.э.) — (Isaac Luria, годы жизни: 1534-1572; еврейский богослов и раввин; родился в Иерусалиме, тогда Османская Палестина, в семье раввина; после ранней смерти отца воспитывался в богатой торговой семье своего дяди в Каире; впоследствии посвятил жизнь исследованию вероучения в Цфате — центре каббалистическом центре, где и скончался Прим. Portalostranah.ru). Неважно, что на самом деле эта эмблема отсутствует как в «Зохаре», так и в трудах Луриа, тем более — как символ иудаизма, — почти все современные справочники по Кабале переполнены утверждениями о якобы «широком использовании» гексаграммы в лурианских кабалистических текстах.

 

Макс Грюнвальд (Max Grunwald, израильский раввин и ученый-историк, годы жизни: 1871-1953; родился в Германии, жил в Австрии; в 1938 г. переехал в Палестину Прим. Portalostranah.ru), к примеру, пишет: «Этот всемирный знак не был принят в качестве еврейского символа вплоть до Исаака Луриа, который первым увидел в нем изображение Адама Кадмона» (первочеловека в контексте кабалистического «мира десяти сефирот» Прим. Гершома Шолема): шесть треугольников плюс гексагон в центре представляют собой семь нижних сфер, тогда как три верхних должны восприниматься как лежащие на них». (Адам Кадмон — Adam Kadmon, букв., с иврита, «первочеловек», вписывающийся в созданную кабалистами — исследователями еврейского вероучения концепцию десяти сущностей «сефирот»; «Сефирот», иначе «сефрот» — десять сущностей, из которых состоит вся реальность, согласно кабалистам Прим. Portalostranah.ru).

 

Другой комментатор, Бела Вайда, пытается убедить нас, что «смысл Звезды Давида, как он описан в книге «Зохар» (где о ней, на самом деле не упоминается вообще Прим. Гершома Шолема), оказал глубокое влияние на мощную фантазию Луриа, который увидел в ней замечательное воплощение своих взглядов на мир». Эти вздорные выдумки кочуют из одного исследования в другое и остается только дивиться, почему бы комментаторам попросту не заглянуть в оригинальные лурианские тексты и не поискать там изображение гексаграммы и ее толкование. Впрочем, тогда, разумеется, тотчас обнаружится, что вся их высокоученая дискуссия не стоит выеденного яйца.

 

Чем, однако, объяснить, что все эти выдумки настойчиво связывают гексаграмму именно с Исааком Луриа? Ответ очевиден, прост и даже отчасти забавен. Все наши (израильские) комментаторы неизменно утверждают, что когда Луриа разрабатывал ритуал пасхального седера (пасхальный седер — ритуальная семейная трапеза, проводимая в начале праздника Песах, праздника в память об Исходе евреев из Египта Прим. Portalostranah.ru), он будто бы предписал, чтобы предметы на блюде, напоминающие о египетском рабстве, были разложены по схеме шестиконечной звезды.

 

В действительности, однако, оригинальный текст говорит нечто совершенно иное. Шесть предметов на блюде в лурианском тексте соответствуют шести Божественным «сефирот» и должны быть расположены в виде двух треугольников один под другим, как и положено, согласно Кабале, иерархией так называемого «древа сефирот». Они вовсе не пересекаются, а попросту параллельны друг другу и потому никак не могут образовать гексаграмму. Однако много позже, в XIX веке, шестиконечная звезда Давида стала (по другим причинам, о которых ниже) все чаще появляться на разных предметах еврейского культа; и вот тогда еврейские ремесленники, изготовлявшие «художественно расписанные» блюда для пасхального седера, начали расписывать свои изделия в соответствии с возникшей модой. Расположение, предписанное лурианским текстом и зафиксированное во многих изданиях так называемой «пасхальной агады» («пасхальная агада» — сборник молитв, благословений, комментариев к Торе и песен к празднику Песах Прим. Portalostranah.ru), они совершенно произвольно превратили в гексаграмму. Еще в XVIII веке этой эмблемы не было ни на одном пасхальном блюде — вместо него фигурировали совсем другие декоративные элементы: двенадцать знаков Зодиака, двенадцать колен Израилевых и т.п.

 

А еще позже, уже в наше время, появились комментаторы, которые по невежеству приняли утвердившийся всего сто лет назад дизайн пасхальных блюд за «воплощение лурианских идей» и ничтоже сумняшеся приписали авторство этого дизайна самому Исааку Луриа! Нет, подлинная история звезды Давида и ее проникновения в мир иудаизма не имеет ничего общего с концепциями кабалистической теософии и символики.

 

Эта история принадлежит совершенно иной сфере идей, а именно — сфере еврейской магии, которая позже, правда, получила название «практической Кабалы», но на деле с настоящей Кабалой связана весьма слабо и чисто внешне. Еврейская магия с ее амулетами и талисманами возникла в действительности значительно раньше мистических построений истинной Кабалы. В этой сфере магических поверий издавна существовало сильное взаимодействие и взаимовлияние между евреями и неевреями.

 

Магические поверья универсальны. Магические знаки и фигуры переходят от народа к народу, наравне с так называемыми «священными» («непостижимыми») именами и их комбинациями, и эта бытовая магия циркулирует между культурами и религиями, зачастую искаженная до неузнаваемости.

 

Многие магические фигуры были издавна известны в соответствующей литературе Ближнего Востока и Европы под названием «печатей». Это название связано как с их первоначальным использованием на запечатывающих перстнях (производство таких перстней и колец составляло в древности профессию, о чем свидетельствуют сохранившиеся наставления и руководства), так и с широко распространенным убеждением, что с помощью этих знаков человек может, якобы, «запечатать» себя, то есть защитить от происков злых демонов и духов. Самыми важными среди магических фигур, обладавших такой «силой», были гексаграмма и пентаграмма. На практике спутать одну с другой было чрезвычайно легко, и не случайно разные экземпляры одного и того же амулета зачастую украшены то изображением гексаграммы, то — пентаграммы, притом в одном и том же месте.

 

Трудно сказать, как давно эти фигуры получили определенные имена. Многие из названий магических фигур пришли от арабов, которые всегда проявляли особый интерес ко всему оккультному и практиковали магию задолго до появления «практической Кабалы». Однако именно те два названия — «Печать Соломона» и «Щит Давида», — которыми поначалу вперемешку обозначали как гексаграмму, так и пентаграмму, восходят как раз к доарабской еврейской магии. Кстати, арабы знали только одно из них — «Печать Соломона».

 

Это последнее название со всей очевидностью связано с древней легендой, на которую ссылается уже Иосиф Флавий (Flavius Josephus, годы жизни: 37-100 гг. н.э.; древнеримский историк еврейского происхождения; известен трудами «Иудейская война», о восстании евреев против римлян 66–71 гг. н.э. и «Иудейские древности», об истории евреев Прим. Portalostranah.ru).

 

Легенда эта утверждала, что великий еврейский царь Соломон (Solomon, годы правления: ок. 967-928 гг. до н.э..; третий царь объединенного Израильского царства, в период его наивысшего расцвета; царь Соломон наследовал своему отцу — царю Давиду, в честь которого и названа звезда Давида, о которой мы сегодня говорим — об этом ниже Прим. Portalostranah.ru) будто бы обладал властью над духами. Власть эту ему давало волшебное кольцо, так называемое «кольцо Соломона», на котором была выгравирована особая магическая «печать». Однако в самых древних вариантах легенды «печать» эта описывалась еще не как гексаграмма, а как «непроизносимое Имя Господа», так называемый «тетраграмматон».

 

Магическая сила этого Соломонова «кольца с тетраграмматоном» с большим апломбом описывается во многих книгах по еврейской (а позже — и христианской) магии, вроде «Завещания Соломона» (хотя и написанного по-гречески, но в основных элементах восходящего к очень древним временам).

 

Видимо, несколько позднее возникли другие варианты легенды, в которых уже утверждалось, что на кольце Соломона был выгравирован не тетраграмматон, а магическая звезда — иногда шестиконечная, иногда — пятиконечная. Можно с уверенностью сказать, что эти легенды возникли не позже VI века н.э., то есть еще до появления ислама. Известен амулет, два экземпляра которого находятся в Британском музее и в ленинградском Эрмитаже. Христианские рисунки на одной его стороне позволяют надежно датировать амулет шестым веком; на обратной стороне, среди прочего, изображены два льва, которые держат четко выполненную гексаграмму; а на лицевой стороне эта гексаграмма однозначно названа «Печатью Соломона». Поскольку изображение двух львов, этот первоначально еврейский мотив, был позднее тоже подхвачен христианами, трудно сказать, кто первый стал называть шестиконечную звезду «Печатью Соломона» — евреи или христиане (у которых это название затем переняли арабы).

 

Примерно в то же время евреи впервые начинают связывать гексаграмму также с именем царя Давида (David, с иврита «любимец», «возлюбленный»; Давид бен Ишай из колена Йеуды; по преданию, второй царь объединенного Израильского царства, годы жизни: ок. 1040 г. до н.э. — ок.  970 г. до н.э.; годы правления: 1010–970 гг. до н.э.; обладал даром пророчества, также прославился сочинением богославящих псалмов, известных как псалмы Давида, которые составляют одну книг христианского Ветхого Завета и его аналога —священного еврейского писания Танаха; Давид происходил из семьи земледельцев; пророк Самуил тайно помазал юного Давида будущим царем — «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде» — 1 книга Царств, гл. 16, стих 13; сравните: «И взял Шемуэйл рог с елеем, и помазал его среди братьев его; и снисходил дух Йеhовы на Давида с того дня и позже» Шемуэйл I, гл. 16, стих 13; отметим, что «Первая книга Царств», в иудаизме католицизме и протестантизме именуется «Первой книгой Самуила»; согласной той же книге, Давид прославился, еще будучи молодым пастухом, когда победил великана Голиафа, филистимлянского воина; Давид, после гибели царя Саула и его сыновей в бою с филистимлянами, был провозглашен царем; согласно иудаизму, Давид — идеальный властитель, из рода которого выйдет Мессия — Машиах, освободитель евреев Прим. Portalostranah.ru).

 

На кладбище в Таранто (Южная Италия) было обнаружено надгробье, относящееся, как минимум, к шестому веку н.э. Согласно надписи, под камнем похоронена некая жена «Леона, сына Давида», и прямо перед словом «Давид» на камне нарисована шестиконечная звезда. Вряд ли это простая случайность. Впрочем, верно и то, что ни на одном другом еврейском захоронении раннего средневековья знак гексаграммы больше не обнаруживается, даже в связи с именем Давида. Как бы то ни было, такая связь постепенно установилась, и объяснение ее не составляет труда.

 

Дело в том, что еврейские легенды приписывали магическую силу не только Соломону, но и его отцу, победоносному Давиду. Существует множество средневековых еврейских магических текстов, где упоминается о легендарном «Щите Давида», который, якобы, и давал царю его чудесную силу. Самый древний из таких текстов (видимо, ближневосточного или южноитальянского происхождения) излагает основы некоего тайного (так называемого «звездного») алфавита, которым часто надписывали магические амулеты.

 

Авторство этого алфавита текст приписывает высшему из чинов ангельского воинства — Метатрону (имя которого встречается и во многих других еврейских легендах) — (Метатрон — один из архангелов в традиции иудаизма Прим. Portalostranah.ru). Так вот, об одной из букв этого «Метатронова алфавита», похожей на латинское V, но с маленькими кружочками на всех трех концах, в рукописи говорится, что буква эта имеет «форму щита», потому-де, что «царь Давид имел щит, на котором были выгравированы семьдесят две буквы, составляющие Великое Имя Бога (комбинация священных имен, которая, якобы, помогла евреям освободиться из египетского рабства Прим. Гершома Шолема), и это Имя давало Давиду победы во всех его войнах». Мы видим здесь полную аналогию с легендой о кольце Соломона и выгравированным на ней тетраграмматоном.

 

Однако далее в том же тексте говорится, что на Щите Давида, вдобавок к Великому Имени, был еще выгравирован стих из Библии, первые буквы слов которого составляли имя «Маккаби». Щит этот, якобы, передавался из поколения в поколение, пока не оказался в руках Иуды Маккавея (Маккаби), героя Маккавейских войн (Маккавейские войны — войны евреев в Иудее, нынешний Израиль, в 166–142 годах до н. э. против эллинистического Селевкидского царства, за несколько столетий до того основанного полководцем Александра Македонского Селевком; войны закончились фактической независимостью еврейской Иудеи, которая сохранялась до её римского завоевания Прим. Portalostranah.ru).

 

А еще более поздняя легенда (имевшая широкое хождение среди немецких евреев в XIII веке) уже утверждает, что на Щите Давида под Великим Именем было написано не «Маккаби», а нечто другое: одно из «семидесяти тайных имен Метатрона». «И если враги твои нападут на тебя, произнеси это имя, и ты останешься невредим», — заключает легенда.

 

Таким образом, поначалу Щит Давида, как и «Печать Соломона», тоже никак не был связан со знаком шестиконечной звезды. Название «Щит Давида» закрепилось за этим знаком много позже. Подчеркнем однако, что какое бы имя ни сопровождало гексаграмму поначалу и под каким бы названием она ни была известна потом, эту шестиконечную звезду рисовали с одной-единственной — магической, а не символической — целью: защитить владельца от демонов и духов.

 

Подтверждением этого является история так называемых «магических мезуз». Мезуза — это цилиндрический стаканчик, в который вложен листок с написанным на нем стихом из Торы. В соответствии с раввинистическими предписаниями, восходящими к дохристианским временам, такая мезуза должна прикрепляться к дверям любого еврейского дома. Вряд ли мезуза была поначалу предназначена для каких-либо магических целей; однако в руках поклонников магии она уже в начале средневековья приобрела эту функцию.

 

Рабби Элиезер из Метца (XII век) сообщает, что «стало общепринятым добавлять печати и имена ангелов после библейского стиха, помещенного в мезузу, для дополнительной защиты жилья. Это не предписано и не запрещено, это просто служит дополнительной защитой». Другие авторитеты, однако, решительно утверждали, что мезузу следует писать со всевозможными добавлениями в магическом духе. Не случайно Маймонид (Moses ben Maimon, также известен как Рамбам, годы жизни: 1138–1204; раввин, знаменитый еврейский теолог и философ, а также врач; происходил из семьи раввина в Кордовском эмирате, в Испании; впоследствии семья переехала в Марокко, а затем в Египет; в Египте стал главой еврейской общины Прим. Portalostranah.ru) яростно нападал на тех «экстремистов», которые вписывают имена и «печати» не только по углам основного текста мезузы, но даже между строчками и в самом тексте.

 

И вот эти-то магические «печати», как правило, представляли собой шестиконечные звезды — как, например, в мезузе из коллекции Адлера, где таких звезд целых двенадцать! Таким образом, в тот момент, когда гексаграмма начала свой путь в широких еврейских народных кругах, она воспринималась не как «новый символ монотеизма», а попросту как древний магический знак, защищающий от злых духов. И это свое значение она сохранила в народе вплоть до начала XIX века.

 

С течением времени «магические мезузы» вышли из употребления. Но сами гексаграммы и пентаграммы продолжали сохраняться в оккультной литературе — чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы бегло перелистать такие средневековые руководства по волшебству, как «Клавикула Саломонис» или «Дьявольские чары доктора Фаустуса», где эти знаки встречаются во множестве и в самых разных сочетаниях. Впрочем, как раз в собственно еврейской оккультной литературе они появляются намного реже и позже: едва ли не впервые мы встречаем магическую гексаграмму в 1550 году, на титульном листе сочинения по еврейской магии, выпущенного в Италии. Чуть позднее, в 1586 году, в другом оккультном манускрипте упоминается о «талисмане» учеников Исаака Луриа в Цфате, имевшем вид шестиконечной звезды и называвшемся «Печатью Соломона». Любопытно, что почти одновременно (в 1600 году) в другом еврейском манускрипте описывается магическая «пятиконечная звезда», которая именуется «Щитом Давида».

 

Однако уже в семнадцатом веке еврейские магические амулеты, как правило, украшены шестиконечной звездой, за которой к тому времени твердо укрепляется также и название «Щит Давида». Такие амулеты «против пожара» сохранились во многих старых еврейских домах и описаны в самых разных еврейских «волшебных» книгах того времени. Но гексаграмма использовалась в еврейском мире не только для заклинания духов. Вера в ее магическую силу побуждала изображать ее в орнаментах, декоративных украшениях, рисунках печатей, которыми официальные лица (причем не только евреи) скрепляли подписанные ими документы. Уже в 1298 году мы встречаем переплетенные гексаграммы в узоре, украшающем рукописный свиток Торы, изготовленный в Германии; в 1226 году мы видим шестиконечную звезду в орнаменте печати христианского нотариуса из Арагона, а в 1248 году — в орнаменте такой же печати еврейского финансового чиновника — байлифа. (Поскольку имя чиновника было Видаль Соломон, не исключено, что шестиконечную звезду он выбрал потому, что она напоминала ему о «Печати Соломона»). Одновременно за этим магическим декоративным знаком, как мы уже сказали, начинает закрепляться название «Щит Давида» — уже в 1300 году испанский кабалист Давид бен Иуда в комментариях к книге «Зохар» именно так называет гексаграмму, изображенную в двух местах его рукописи.

 

Однако чуть позже этот процесс постепенного сращивания магической шестиконечной звезды с названием «Щит Давида» был на время прерван драматическим поворотом событий. В 1470 году знаменитый испанский еврейский автор Исаак Арама (Isaac ben Moses Arama, годы жизни: ок. 1420–1494; испанский еврей, раввин и толкователь религиозных текстов иудаизма; после изгнания католическим королями евреев из Испании в 1592 году, поселился в Неаполе Прим. Portalostranah.ru) выдвинул утверждение, что на легендарном древнем «Щите Давида» была, якобы, выгравирована вовсе не магическая шестиконечная звезда, а некая другая фигура: шестьдесят седьмой псалом в форме семисвечной меноры (известно, что Давиду приписывалось авторство библейских псалмов).

 

С легкой руки Арамы быстро распространился обычай писать упомянутый псалом в виде меноры, а «практические кабалисты» начали превозносить магическое действие такой надписи как охранительного талисмана. В 1580 году в Праге даже появилась брошюра «Золотая менора», в которой говорилось: «Этот псалом, вместе с менорой, многое означает ... когда царь Давид отправлялся на войну, он брал с собой щит, где псалом был выгравирован в виде меноры, и подолгу смотрел на него, размышляя над его тайнами ... и поэтому он побеждал». Традиция называть «Щитом Давида» шестьдесят седьмой псалом, записанный в виде меноры, продержалась несколько столетий, но в конце концов сошла на нет. По мере того, как этот эпизод забывался, название «Щит Давида» снова стали связывать с магической шестиконечной звездой, и постепенно во всех книгах по практической Кабале эта связь закрепилась и стала однозначной; отныне «Печатью Соломона» в оккультных сочинениях именовалась только пятиконечная звезда. Даже христиане начинают привыкать к тому, что древняя магическая шестиконечная звезда называется «Щитом Давида».

 

Это название проникает в христианские алхимические сочинения, где много и часто рассуждают о волшебных свойствах шестиконечной звезды. Алхимики считали один ее треугольник «знаком воды», а другой — «знаком огня»; их пересечение означало «гармонию противоположных начал». Считалось, что рисуя этот знак на колбе, можно произвести «огненную воду» («эш-маим»), то есть приблизиться к небесам («ша-маим») — и т.д.

 

В еврейской оккультной литературе эти толкования не получили никакого хождения; здесь толкование магической силы шестиконечной звезды шло иным путем. Поскольку традиция к этому времени уже связала гексаграмму с названием «Щит Давида», то вполне естественно было вспомнить, что согласно Кабале «Царство Давида» есть не что иное, как «земное воплощение» десятой «сефиры» (последней из десяти Божественных «эманаций»), которая в «горнем царстве» (горнее — высшее, духовное, неземное Прим. Portalostranah.ru) соответствует мистическому «телу общины Израиля».

 

Известный моравский кабалист XVIII века Авраам Хаим Коэн уже утверждал, будто бы шестиконечная звезда была не просто нарисована на щите царя Давида, но служила эмблемой всего «Давидова царства».

 

Связь гексаграммы с именем Давида позволила сделать и следующий шаг в толковании этого знака — связать его с Мессией «из дома Давидова». Этот шаг был сделан во времена знаменитого лжемессиикабалиста Сабатая Цви, последователи которого утверждали, что мессианское возрождение уже наступает (Sabbatai Zevi, годы жизни: 1626-1676, происходил из еврейской семьи в Измире, в Османской империи; раввин — в 1648 г. провозгласил себя мессией, и основал на основе традиции иудаизма собственное религиозное течение, известное как саббатианстсто; позднее был судим султанским судом в Стамбуле за то, что называл себя царем; на султанском суде предпочел обратится в ислам, когда ему предложили выбор между смертной казнью и обращением в мусульманство; вскоре обратил в ислам некоторых своих сторонников, которые стали исповедовать нечто среднее между иудаизмом и исламом, и стали известны как «дёнме»; умер в султанской ссылке; в иудаизме считается отступником; ныне саббатианстсто, как таковое, не существует, но около двух тысяч человек относят себя к «дёнме» — это потомки евреев из последователей Сабатая Цви, когда-то обратившихся в ислам Прим. Portalostranah.ru).

 

Шестиконечная «Звезда Давида» и стала для евреев, на первоначальном этапе поверивших Сабатаю Цви, знаком этого приближения Мессии. Отголоски такого поверья можно услышать в истории знаменитых «амулетов рабби Ионатана», которая в 1750 году вызвала настоящий скандал в образованных кругах центральноевропейского еврейства. Выяснилось, что один из величайших талмудистов того времени, рабби Ионатан Эйбешютц (Jonathan ben Nathan Eybeschütz, годы жизни: польский еврей, переехавший в Австро-Венгрию, а затем во Францию и Германию; раввин еврейской религиозной школы, а затем еврейского суда в Праге, в 1741 году стал раввином французского города Меца, а в 1750 году стал раввином немецкого Гамбурга Прим. Portalostranah.ru), раздавал беременным женщинам (в Гамбурге Прим. Portalostranah.ru) амулеты с изображением шестиконечной звезды и надписями типа «Печать», «Печать Бога Израиля» и еще загадочней — «Печать МБД». Противники рабби Ионатана немедленно расшифровали эту последнюю надпись как аббревиатуру слов «Мессия бен Давид» и на этом основании обвинили Эйбешютца в скрытых симпатиях к сабатианству, т.к. «сыном Давида» обычно именовали Мессию и как называл себя Сабатай Цви. В свое оправдание рабби заявил, что его амулеты — чисто магические: никакой мессианской символики или «сабатианского духа» в них нет, все надписи на них представляют собой просто магические формулы и знаки, заимствованные из древних священных текстов без всякого умысла и цели...

 

(Таким образом, стоит отметить), что современная, сионистская интерпретация шестиконечной звезды как символа «еврейского возрождения» (определившая, кстати, название и рисунок на обложке знаменитой книги Франца Розенцвейга «Звезда Искупления») имеет предшественника в косноязычных намеках давних сабатианцев типа надписей на амулетах (Franz Rosenzweig, немецкий философ еврейского происхождения, годы жизни: 1886-1929; в книге «Звезда Искупления», 1921 г. выхода в свет, свои умозаключения о взаимоотношениях бога и человечества иллюстрирует в виде схемы, изображающей шестиконечную звезду Давида; в этой схеме у двух верхних боковых лучей шестиконечной звезды следующие подписи: у левого верхнего бокового — «творение», а у правового верхнего бокового — «откровение», у левого нижнего бокового — «вселенная», а у правого  нижнего бокового — «человек разумный», верхний луч шестиконечной звезды — «бог», нижний — «искупление» Прим. Portalostranah.ru).

 

Вряд ли, конечно, отцы-основатели сионизма, которые впоследствии утвердили Щит Давида на знамени еврейского возрождения, отдавали себе отчет в том, что они и в этом идут вслед за тайными намерениями великих сабатианцев, во взглядах которых ортодоксия и ересь так неразрывно переплетались друг с другом. Сионистов и без того неустанно обвиняли в псевдомессианизме, сравнивая их затею с замыслами Сабатая Цви...

 

Однако уже независимо от эзотерических толкований сабатианцев, шестиконечная звезда совершала свой путь в еврейских кругах в прежнем своем качестве — лишенная всякого символического значения, но все более привычная в качестве орнаментального, декоративного знака, в котором многие по-прежнему видели нечто от древней магии.

 

Вслед за личными печатями чиновников этот знак начинает появляться на печатных изданиях книг — впервые в 1492 году в лиссабонском издании Библии, затем у константинопольского печатника Давида бен Нахмиасса, а в 1512 году — на титульном листе одного из первых пражских еврейских изданий. На пражских изданиях Щит Давида вообще появляется с тех пор особенно часто, и это было связано с особой ролью шестиконечной эмблемы в жизни евреев Праги. Дело в том, что именно в Праге она впервые была использована в качестве «официального» знака еврейской общины, хотя мы не можем сказать, было это результатом принуждения или добровольного выбора самих евреев.

 

Произошло это так: в 1354 году император Карл IV (император Священной Римской империи, император Германии, король Чехии; происходил из Люксембургской династии Прим. Portalostranah.ru), в знак своего особого расположения, даровал евреям Праги право на собственный флаг (история эта вовсе не является легендарной — о еврейском флаге не раз упоминается в хрониках Пражской общины, как о чем-то хорошо известном). И вот на этом-то флаге была изображена большая звезда Давида. Если пражские евреи к тому времени уже привыкли видеть в этой эмблеме герб царя Давида, то не исключено, что они сознательно выбрали ее в качестве своей эмблемы и с гордостью подняли на своем знамени.

 

Можно думать, что этот знак связывался в их глазах с магической «силой», а тем самым напоминал о былом величии Давидова царства. Как бы то ни было, эта эмблема стала общепринятой и из Праги распространилась по другим еврейским общинам Богемии и Моравии. Однако в то же самое время другой «еврейский флаг» (о котором упоминается в связи с торжественным въездом в Будапешт короля Корвинуса в 1476 году) — (Matthias Corvinus — Матьяш I Корвин Хуньяди; годы жизни: 1443-1490; был избран дворянским сеймом королем Венгрии, и правил с 1458 г., до своей кончины Прим. Portalostranah.ru) нес на себе, согласно описаниям, совсем иное изображение — «пятиугольное ведьмино копыто над двумя золотыми звездами и еврейской шапкой внизу» (Пентаграмма, т.е. пятиконечная звезда, будучи перевернутой, превращается в геральдике в так называемую «козлиную морду», или «ведьмино копыто» Прим. Portalodnranah.ru). Неясно, были ли упомянутые две упомянутые золотые звезды шестиугольными; если были, то мы имеем здесь дело с давним сочетанием двух магических фигур — гексаграммы и пентаграммы. Таким образом, окончательный выбор между двумя древними знаками к тому времени, видимо, еще не произошел, и оба еще не имели своего нынешнего символического смысла.

 

В Праге, однако, гексаграмма с самого начала одержала верх над пентаграммой. Так, надгробие знаменитого хроникера Давида Ганса, умершего в 1613 году, украшено огромной Звездой Давида; а в 1627 году император Фердинанд II (император Австро-Венгрии, в состав которой тогда входила Чехия Прим. Portalostranah.ru) специальным указом подтвердил, что печать пражских евреев должна содержать шесть согласных ивритского словосочетания «Маген-Давид», вписанных между углами двух треугольников, и мы находим это изображение на множестве печатей тогдашних еврейских организаций и частных лиц, а также на башне еврейской ратуши и на железной решетке синагоги.

 

Из Праги традиция изображения шестиконечной звезды перекочевала в Вену, где в 1656 году мы впервые встречаем на камне, разграничивающем еврейский и христианский кварталы, знак гексаграммы, наложенный на крест. Тут, в соседстве с крестом, шестиконечная звезда явно выступает как знак еврейской религии, противопоставленной религии христианской, то есть как условный знак иудаизма, а не просто эмблема отдельной еврейской общины.

 

Когда в 1670 году евреи были изгнаны из Вены, они рассеялись по Моравии, Южной Германии и Пруссии, всюду неся с собой новую традицию, и уже в 1680 году шестиконечная звезда появляется на печати ашкеназийской (но не сефардской) общины Амстердама (разделение евреев до создания современного Израиля: ашкенази — евреи, жившие в странах Европы, сефарды — евреи, жившие в странах Северной Африке и Ближнего Востока, к сефардам также относили евреев, выселенных из Испании Прим. Portalostranah.ru).

 

Проникновение шестиконечной звезды (в качестве специфически еврейского украшения или эмблемы) на восток происходило более медленно. Еще в семнадцатом-восемнадцатом веках она почти не появляется здесь на официальных еврейских печатях, хотя уже встречается на различных предметах религиозного культа. Одновременно тут сохраняется давнее использование гексаграммы как магического охранительного знака, и например, на могильном камне знаменитого «чудесника» из Подолии, Шмуэля Яакова Хаима, мы видим его инициалы, вписанные внутрь большого «Маген-Давида» (Шмуэль Яаков Хаим, годы жизни: 1710-1782; относился к баал-шемам, т.е. к, с иврита, «владеющим именем бога»,  — титулом, которым еврейские общины удостаивали в прошлым тех своих представителей, кто, по мнению общины, обладал тайным знанием, и с помощью этого знания мог творить чудеса; Шмуэль Яаков Хаим был известным еврейским кабалистом — он, родившись в Польше — Речь Посполитая, бежал ок. 1742 г. в Лондон из тогда польской Подолии, ныне Украина — из-за приговора к сожжению на костре за колдовство; В Лондоне он стал известен как доктор Фальк, занимаясь целительском с помощью амулетов и заклинаний; имел учеников и был раввином общины; скончался также в Лондоне Прим. Portalostranah.ru).

 

Однако использование этого знака на могильных памятниках становится особенно популярным много позднее — к примеру, на кладбище португальских евреев в Гамбурге первый «Маген-Давид» появляется только в 1828 году. Такова, более или менее, история шестиконечной звезды до начала XIX века.

 

За многие столетия этот знак стал, несомненно, привычным для еврейского глаза, хотя никаких специфических, исторических или религиозных ассоциаций в еврейском воображении не вызывал. И только в XIX веке началось его поистине широчайшее распространение, обусловленное, вне всякого сомнения, стремлением к имитации: эмансипированные, образованные евреи Европы начали искать такой «символ иудаизма», который мог бы сравниться с символом христианства, крестом, изображения которого окружали их со всех сторон. Коль скоро они видели в иудаизме не более, чем специфическое «израэлитово вероисповедание», у него, как и у «всех других» вероисповеданий и религий, тоже «должен» был быть свой отличительный знак. Естественно было выбрать на эту роль примелькавшееся изображение шестиконечной звезды, и с этого времени Щит Давида начинает действительно приобретать религиозносимволический характер. Особую роль в этом процессе становления нового символа сыграло начавшееся массовое строительство синагог.

 

Один из ведущих синагогальных архитекторов нашего времени, Альфред Гротте, писал в 1922 году: «Когда в XIX веке началось строительство архитектурно примечательных синагог, большинство нееврейских архитекторов стремились уподобить эти места богослужения общей модели церковного строительства. Они считали поэтому необходимым найти некий символ, который соответствовал бы символу христианской церкви, и в этих поисках натолкнулись на гексаграмму. В силу абсолютного невежества (даже среди образованных еврейских теологов) в вопросах еврейской символики, «Маген-Давид» был немедленно возведен в ранг наглядного «символа иудаизма», каким он никогда не был. Поскольку его геометрическая форма хорошо соответствовала любым структурным и орнаментальным целям, и он уже много столетий был общепринятым еврейским знаком, давно освященным традицией, было сочтено, что именно «Маген-Давид» является для евреев таким же священным символом, как крест и полумесяц для других монотеистических религий».

 

Естественно, что это внимание к шестиконечной звезде способствовало широкому распространению этого «еврейского знака» и вовне синагог — на церемониальных предметах всякого рода, на посуде (вспомним историю «пасхальных блюд») и т.п. Во второй половине XIX века эта мода проникла из Западной Европы в Польшу и Россию.

 

Богобоязненные евреи старого закала не протестовали против шестиконечной звезды, поскольку элемент подражания христианству, изначально лежавший в основе выбора этого знака в качестве символа еврейской религии, был замаскирован издавна знакомой — особенно простым евреям — магической природой самого знака. Еще в 1854 году Герсон Вольф (Gerson Wolf, годы жизни: 1823-1892, австро-венгерский еврейский историк, преподаватель и руководитель в религиозных еврейских школах в Вене Прим. Portalostranah.ru), ученый, хорошо знавший духовный мир моравского (тогда в Австро-Венгрии) еврейства, писал, что вся «вера» набожных евреев в Щит Давида покоится исключительно на ощущении, что он защищает дома и семьи от враждебных сил.

 

Ни о какой вере в символическое значение «Маген-Давида» как знака иудаизма у Вольфа нет и речи. Этот смысл, которого не ощущало в гексаграмме живое еврейское воображение, вряд ли мог быть искусственно внесен в нее с помощью вполне благонамеренных, но туманных рассуждений теоретиков эмансипации.

 

Зато среди «просвещенных» евреев новая символика распространялась довольно быстро. (Знаменитый немецкий поэт) Генрих Гейне, всегда с крайним цинизмом относившийся к своему крещению, начиная с 1840 года неизменно подписывал свои корреспонденции из Парижа знаком шестиконечной звезды вместо имени — примечательное и многозначительное свидетельство той «еврейской принадлежности», что пронизывает всю его биографию.

 

Номер газеты «Ди Вельт» (Die Welt - «Мир») от 7 августа 1903 года. В шапке газеты мы видим шестиконечную звезду Давида, в сердцевину которого помещена карта Палестины.

Еженедельная газета «Ди Вельт» была основана в Вене (на его собственные средства) Теодором Герцлем, в качестве органа организации «Всемирный сионистский конгресс» (Theodor Herzl, годы жизни: 1860- 1904 гг.; австро-венгерский журналист еврейского происхождения; основоположник идеологии сионизма, которая провозгласила необходимость воссоздания еврейского государства после многих тысячелетий еврейского изгнания из Палестины; автор книги «Еврейское государство»; первый председатель «Всемирного сионистского конгресса», в 1897-1904 гг.).

Издание выходило в 1897-1914 гг. (впоследствии газета была заменена на несколько других изданий организации, в т.ч. ежедневных).

Номер газеты «Ди Вельт» (Die Welt - «Мир») от 7 августа 1903 года. В шапке газеты мы видим шестиконечную звезду Давида, в сердцевину которого помещена карта Палестины.

Еженедельная газета «Ди Вельт» была основана в Вене (на его собственные средства) Теодором Герцлем, в качестве органа организации «Всемирный сионистский конгресс» (Theodor Herzl, годы жизни: 1860- 1904 гг.; австро-венгерский журналист еврейского происхождения; основоположник идеологии сионизма, которая провозгласила необходимость воссоздания еврейского государства после многих тысячелетий еврейского изгнания из Палестины; автор книги «Еврейское государство»; первый председатель «Всемирного сионистского конгресса», в 1897-1904 гг.).

Издание выходило в 1897-1914 гг. (впоследствии газета была заменена на несколько других изданий организации, в т.ч. ежедневных).

И тогда же появились сионисты. Их усилия были направлены не только на возрождение былого величия, но и на переделку и обновление народа.

 

Первый же номер сионистского еженедельника «Ди Вельт» (Die Welt — «Мир», еженедельное издание, выходило в 1897-1914 гг. в Вене в качестве органа организации «Всемирный сионистский конгресс»; впоследствии заменено на несколько других изданий, в т.ч. ежедневных Прим. Прим. Portalostranah.ru), выпущенный Герцлем 4 июня 1897 года, был украшен шестиконечной звездой (Theodor Herzl, годы жизни: 1860- 1904 гг.; австро-венгерский журналист еврейского происхождения; основоположник идеологии сионизма, которая провозгласила необходимость воссоздания еврейского государства после многих тысячелетий еврейского изгнания из Палестины; автор книги «Еврейское государство» — Der Judenstaat, вышла в 1896 г.; первый председатель «Всемирного сионистского конгресса», в 1897-1904 гг. Прим. Прим. Portalostranah.ru).

 

И когда сионисты (на Базельском сионистском конгрессе в 1897 г.) избрали этот знак своей официальной эмблемой, они бессознательно использовали две его особенности, которые делали «Маген-Давид» как нельзя более пригодным на роль нового символа.

 

С одной стороны, шестиконечная звезда была давно и хорошо известна чуть не каждому еврею благодаря своей распространенности в веках, массовому появлению в синагогах, на предметах культа и обихода, на печатях общин и т.д.

 

С другой стороны, в массовом еврейском сознании XIX века она не была четко связана (в отличие, например, от меноры) с какими-либо специфическими религиозными или историческими ассоциациями. Этот недостаток сам стал достоинством: вместо того, чтобы напомнить о былой славе, новый символ переадресовывал еврейские надежды в грядущее возрождение.

 

Но не только сионисты наделили звезду Давида священным характером нового еврейского символа. Пожалуй, еще больше сделали для этого те, кто превратил ее в знак еврейского позора и унижения (в годы Второй мировой войны). Желтая еврейская звезда, этот отличительный признак отчуждения и — в конечном счете — уничтожения, сопровождал европейских евреев в дни их страданий и смерти, сражений и героического сопротивления. С этим знаком они умерли, с ним они вернулись в (воссозданный) Израиль. И если вообще существует та плодоносная почва исторического опыта, из которой символы черпают свое ассоциативное содержание и эмоциональное воздействие, то для Звезды Давида такой почвой была именно Катастрофа. Верно, кое-кто в наши дни считает, что знак, обозначивший путь к газовым камерам и смерти, следовало бы заменить иным — знаком жизни. Но можно утверждать и противоположное: именно знак, который в наши дни был освящен страданиями и смертью, заслужил право освящать путь к жизни и обновлению. Прежде чем подняться, дорога повела в пропасть; там символ претерпел свое крайнее унижение и там он обрел свое величие», отмечалось в статье «Звезда Давида: история символа», опубликованной в научно-популярном сборнике «Загадки еврейской истории» издательства «Тарбут», Иерусалим, 1990 год. Статья авторства Гершома Шолема.

 

Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по статье «Звезда Давида: история символа», опубликованной в научно-популярном сборнике «Загадки еврейской истории» издательства «Тарбут», Иерусалим, 1990 год. Статья авторства Гершома Шолема (Gershom Scholem, годы жизни: 1897-1982; израильский философ и историк немецкого происхождения; профессор в Еврейском университете, в Иерусалиме; президент Академии наук Израиля в 1968-1974 гг.; Гершом Шолем родился в Берлине; в 1923 году эмигрировал в тогда британскую подмандатную Палестину). Израильское полугосударственное издательство «Тарбут» («Культура») выпускало в период существования СССР целый ряд литературы на русском языке; Примечания (2021 г.) к статье подготовлены Portalostranah.ru по широкому кругу источников.

 

Опубликовано
13
12
2021
 
Portalostranah



Также по теме

Статей пока нет

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...