Общение с читателями и новое на сайте:


 
- A +

Бузкаши в Афганистане - при короле, талибах и республике. Сравнение бузкаши с кокпаром, кок-бору и конным поло


В этом обзоре поговорим о традиционной афганской спортивной игре - бузкаши (buzkashi, с персидского и пушту букв. «волочение козла», или козлодрание).

А также о сравнении бузкаши с её среднеазиатскими версиями - кокпаром, кок-бору и конным поло.

Бузкаши, кокпар, кок-бору и конное поло

 

Прародители казахов играют в кокпар. Отметим, что кокпар - это казахская версия афганской игры бузукаши.

Кадр с эфира казахстанской государственной телекомпании «Хабар 24» (май 2021 г.).

Прародители казахов играют в кокпар. Отметим, что кокпар - это казахская версия афганской игры бузукаши.

Кадр с эфира казахстанской государственной телекомпании «Хабар 24» (май 2021 г.).

Кроме Афганистана, версии бузкаши также популярны в других сопредельных центральноазиатских странах — Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане и Кыргызстане. При этом в Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане игра известна соответственно как улак (uloq), кокпар («көкпар) и кок-бору (көк-бөрү). Название улак означает «козел», а названия «кокпар» и «кок-бору» происходят от общетюркского «кок бору» — «синий волк» — от того, что всадники после охоты затевали игру, пытаясь отнять друг у друга тушу убитого ими волка. При советской власти в упомянутых бывших советских республиках данную игру запрещали, как дикий пережиток прошлого, однако с обретением независимости она вновь там разрешена и довольно популярна.

 

Правила улака, кокпара и кок-бору очень похожи на правила бузкаши. За некоторыми отличиями. Так, отличается количество игроков каждой команды — их больше в бузкаши. Также в кокпаре и кок-бору, вместо нарисованных на земле меловых кругов, как это принято в афганском бузкаши, используются т.н. «тайказаны», — конструкции в виде котла (их название и переводится как «котел»), в наше время изготавливаемые из бетона. Эти «тайказаны» располагаются на поле игры в кокпар, или кок-бору, по обоим сторонам поля, подобно воротам в футболе. Вернее, в казахском кокпаре располагались до недавнего времени. Казахстанские власти посчитали, что игроки и лошади получают слишком много травм, ударяясь о такие «казаны», и несколько лет назад запретили использование «тайказанов», введя для игры меловые круги на земле.

 

При этом и до того в кокпаре и кок-бору продолжал сохраняться один меловой круг — в центре поля. И если боковые круги, или «тайказаны», служат местом, куда нужно проскакать, преодолевая сопротивление соперников, а затем закинуть в них тушу животного (и таким образом набрать очки, — а у кого будет, по итогу матча, больше очков, тот и победит), то от центрального круга, собственно, начинается игра, это место для разыгрывания. И в афганском бузкаши функции кругов аналогичны, за исключением того, что круги для закидывания туши могут располагаться на одной стороне поля.

 

А теперь посмотрим две передачи о кокпаре и кок-бору. В первой — передаче на русском языке казахстанского государственного телеканала «Хабар 24» от 10/05/2021 рассказывается о кокпаре (уже без «тайказанов»), а во второй — передаче американского иновещания — телеканала на русском языке «Настоящее время» от 26/03/2019 о споре Казахстана и Кыргызстана о правилах кокпара — кок-бору. Заметим, что в Кыргызстане не признают даже названия кокпар, считая, что это всё та же кок-бору: не признают и отмены «тайказанов»:

 

 

 

Прародиной бузкаши, как и кокпара, кок-бору считается Центральная Азия. На территории, которую занимает нынешний Афганистан, в бузкаши играли сначала тюрки, а затем эта игра распространилась на персоязычные народности этих земель.

 

В свою очередь, Персия считается родиной отдаленно похожей на бузкаши, но менее брутальной конной командной игры — човган (chawgân, от перс. «палка» или «клюшка»), в которой вместо туши козла или теленка, команды боролись за обладание мячом при помощи клюшек.

 

Официальный сайт туристического ведомства Ирана visitiran.ir так пишет о конном поло (англ.яз.):

 

«В Иране конное поло называют човган. Ныне признаваемое Международным Олимпийским Комитетом (МОК) в качестве одного из видов спорта, конное поло было в прошлом весьма популярно среди иранских царских особ и вельмож. И именно из-за их такого увлечения, за конным поло с самого начала закрепился имидж аристократического вида спорта. Корни конного поло уходят в 600-е гг. до н. э., и его происхождение связано с эпохой (персидской царской династии) Ахеменидов. Первоначально поло имело только развлекательную функцию...

 

Согласно историческим данным, персидский шах Аббас I (Abbas I, шах из тюркской династии Сефевидов, правил в 1588-1629 гг. Прим. Portalostranah.ru) играл в поло в иранских городах Казвине и Исфахане. В последнем на (знаменитой) площади Накш-э Джахан (Naqsh-e Jahan, с перс. «Украшение Мира», площадь включена в список Всемирного наследия Юнеско Прим. Portalostranah.ru).

 

К сожалению, после окончания эпохи правления царской династии Сефевидов (в 1736 году Прим. Portalostranah.ru) о конном поло в Иране постепенно забыли, но снова вспомнили результате контактов с европейцами уже в эпоху Пехлеви (царская династия, последняя из царских династий Ирана — на настоящий момент; правила в Иране в 1925-1979 гг., ее сменила существующая до настоящего времени Исламская Республика Иран Прим. Portalostranah.ru), но прежнее значение этой игры больше в Иране так никогда и не восстановилось.

 

В конное поло играют на травяных или специальных полях, различного размера... Ворота представляют собой столбы, расположенные на расстоянии восьми ярдов (семь метров и тридцать см) друг от друга, по центру на каждом конце поля. Всадники наносят удары по деревянному или пластиковому мячу диаметром 3/25 дюйма (8 см) и весом 4/5 унции (140 граммов) клюшкой из бамбука. Длина клюшки от 120 до 140 см, соответственно росту лошади и всадника. И если мяч попадает между столбцами ворот, то он засчитывается». Конец цитаты.

 

Иранки в нынешней (2021 г.) Исламской Республике Иран играют в конное поло.
Иранки в нынешней (2021 г.) Исламской Республике Иран играют в конное поло.

Заметим, что конным поло увлекались и персидские военные-кавалеристы, а не только знать. Из Персии човган распространился до Тибета, Китая и Индии, — в последнюю човган завезли мусульманские завоеватели в XIII веке.

 

Первыми европейцами, которые стали играть в човган, теперь известный как конное поло (название от тибетского слова pulu — «мяч»), были британские заводчики чайных плантаций в Ассаме (ныне штат Индии), которые основали первый европейский клуб по игре в поло в 1859 году. Вскоре в поло стали играть и кавалеристы британских войск в Индии, перешедшей тогда под скипетр английского монарха.

 

Однако, можно сказать, что у конного поло ныне совсем мало общего с брутальной игрой бузкаши и его среднеазиатскими разновидностями. С конным поло их пути разошлись, как представляется, достаточно давно. Достаточно сказать, что в конное поло в Иране (Персии) играли и женщины, и продолжают делать это и сейчас.

Бузкаши и спорт при талибах

 

Вернемся к афганскому бузкаши. Бузкаши не поощрялся при первом правлении талибов в 1994-2001 гг.

 

Так, в заметке от 11/06/2012, о положении со спортом в Афганистане в период правления талибов в 1996 по 2001 гг., англоязычной Интернет-редакции американской станции иновещания «Радио Свободная Европа / Радио Свобода» (Radio Free Europe/Radio Liberty — RFE/RL) отмечалось, со ссылкой на бывшего журналиста (2012 г.) спортивных редакций афганского государственного телевидения RTA и коммерческого телеканала Tolo News Сафи Станекзая (Safi Stanekzai), что «некоторые традиционные афганские виды спорта, такие как запуск воздушных змеев, собачьи бои и бузкаши были запрещены как «неисламские», в тоже время крикет, волейбол и бокс были разрешены, и их популярность даже возросла после того, как талибы запретили другие зрелища и развлечения, такие как телевидение, кино и музыку».

 

В некоторых других источниках, например в репортаже кабульского корреспондента журнала ESPN The Magazine от 19/09/2011, принадлежащего американскому спортивному телеканалу ESPN, говорилось, что при талибах в 1994-2001 гг. бузукаши в Афганистане категорически не было запрещено, но талибы реквизировали для своих целей множество лошадей, содержащихся специально для соревнований бузукаши, в результате чего турниры о бузукаши в тот период в Афганистане деградировали.

 

Как говорят, причиной, почему талибы посчитали при своем первом правлении бузукащи аморальной и «неисламской» игрой, и не жаловали её, было что, что в этой игре игровым объектом служит туша халяльного животного, а убой и последующее обращение с тушей халяльных т.е. «дозволенных» в пищу, животных является, а по мнению исламских богословов, противоположность негуманного обращению с животными.

 

На настоящее время (август 2021 г.), когда талибы только вернулись к власти, судьба бузкаши в Афганистане неизвестна. Однако, возможно, он будет процветать, как процветал в непосредственно предшествующий период, т.е. период существования свободного прозападного Афганистана, т.к. в этот раз талибы допускают гораздо большие послабления в культурной политике (по крайней мере, пока). Так продолжает работать телеканал государственной афганской телерадиокомпании Radio Television Afghanistan — RTA и коммерческие телевизионные станции. При этом RTA и др. телестанции в Кабуле (по состоянию на начало сентября 2021 г.) даже показали небольшую демонстрацию женщин, которые прошли 3 сентября по афганской столице с лозунгами за соблюдение своих прав, а на коммерческих станциях в эфир даже выходят журналистки-женщины (что было немыслимо при предыдущем правлении талибов).

 

Что касается спорта в самом начале второго правления талибов в Афганистане (август-сентябрь 2021 г.).

 

Как, в частности, писала 21/08/2021 испанская спортивная газета Marca (цитата по её сайту в английской версии marca.com), в пятницу, 19 августа 2021 г., в занятом талибами за неделю до того центре одноименной провинции — городе Герате, и всего через четыре дня после того, как талибы вошли в Кабул, состоялся, в присутствии сотен болельщиков, футбольный матч премьер-лиги Герата (Herat Premier League) между местными командами Attack Energy Club и Herat Money Changers (входящими в Гератскую футбольную ассоциацию — Herat Football Federation). Attack Energy Club выиграл со счетом 1-0, и в результате этот клуб должен участвовать в матчах афганской Суперлиги 2021. Одна неизвестно, когда будут проходить эти матчи, отмечало издание Marca. В свою очередь, болгарская газета «Труд» также 21/08/2021 сообщала, что на упомянутом матче присутствовал заместитель губернатора провинции Герат Ахмад Амар, назначенный талибаном, сказавший, что «футбол — это прекрасный вид спорта, который следует поддерживать». При этом игроки на матче играли в футболках с коротким рукавом и в спортивных трусах, — т.е. в форме, принятой для этого вида спорта, иначе говоря — у них были видны обнаженные руки и ноги (что было невозможно при предыдущем правлении талибов).

 

Уже цитировавшееся издание Marca также напоминало, в упомянутой выше заметке, что это «миф, что футбол был запрещен во время правления талибов в Афганистане в период с 1996 по 2001 годы».

 

Издание, в частности, сослалось на испанского автора Карлос Игуалада (Carlos Igualada), написавшего на эту тему книгу. «Футбол был одним из видов спорта, который использовался режимом талибана в период с 1996 по 2001 гг. для привлечения граждан, и в некотором смысле он стал полезным инструментом для донесения их идей до общества», — говорит Игуалада. В заметке, однако, отмечается, что в футбол в Афганистане при правлении талибов в 1996 по 2001 гг. играли по их правилам, так «в 2000 году футбольная команда из Пакистана, приехавшая в Афганистан с летним игровым туром, была арестована за ношение шорт». Также в уже цитируемой заметке от 11/06/2012, о положении со спортом в Афганистане в период правления талибов в 1996 по 2001 гг., англоязычной Интернет-редакции американской станции иновещания «Радио Свободная Европа / Радио Свобода» (Radio Free Europe/Radio Liberty — RFE/RL) отмечалось, что футболисты в талибском Афганистане в 1996-2001 гг. должны были носить лонгливы, т.е. футболки с длинными рукавами, длинные спортивные трусы и высокие гольфы, т.е. чтобы было не видно обнаженной кожи рук и ног (отметим — в случае ног, их обнажение при талибах запрещалось только выше ступней, т.к. в Афганистане принято носить обувь на босу ногу, как мужчинами, так и женщинами).

 

Всего же, отмечалось в цитировавшейся выше заметке издание Marca, со ссылкой на тогдашнего капитана сборной команды Афганистана Мохаммеда Исаака (Mohammad Isaq), и в также цитируемой выше заметке англоязычной Интернет-редакции американской станции иновещания «Радио Свободная Европа / Радио Свобода» (Radio Free Europe/Radio Liberty — RFE/RL), со ссылкой на бывшего журналиста Сафи Станекзая, при правлении талибов в 1996-2001 гг. в Афганистане играло 12 футбольных команд — все в Кабуле, и режим талибов даже платил игрокам зарплату и выделал средства на содержание клубов.

 

Футбольные матчи и тренировки и тогда проходили на кабульском стадионе Гази (Ghazi Stadium, построен в 1923 г.) на котором талибы в то время также устраивали казни и проводили наказания, в частности — отрубали руки ворам (как вспоминает футболист Мохаммед Исаак в интервью «Радио Свободная Европа / Радио Свобода», на своей первой тренировке он обнаружил в одном из укромных углов стадиона шесть отрубленных рук). Заметим, что 2011 году, спустя 10 лет после свержения талибов, стадион Гази, этот главный афганский стадион, вмещающий 26 тыс. зрителей, был капитально отреставрирован. Чтобы исключить неприятные ассоциации с талибским казнями на данном стадионе, с его поля, где проходили упомянутые экзекуции, был снят и заменен верхний слой почвы.

 

Еще одним видом спорта, который был разрешен, и даже поощрялся, при талибах, как уже отмечалось выше, был крикет. Новостийное подразделение Британской вещательной корпорации BBC News уточняло в своей заметке от 01/09/2021, что талибы разрешили крикет в 2000 году, всего за год до своего отстранения от власти в их первом правлении.

 

Ныне (2021 г.), крикет, наряду с футболом, является самым популярным у афганских болельщиков видом спорта. При этом большую популярность, как отмечала англоязычная служба катарского государственного международного телеканала Al Jazeera, крикет, прежде малоизвестный в Афганистане, получил в начале 2000-х гг., когда в Афганистан вернулись из Пакистана афганские беженцы (а в Пакистане крикет очень популярен).

 

И вот, согласно сообщениям, в пятницу, 3 сентября 2021 года, т.е. через, чуть более, чем две недели после восстановления правления талибов в Кабуле, на крикетном стадионе Kabul International Cricket Stadium (расположенном в столичном районе Chaman-e-Hozori, неподалеку от упоминавшегося нами выше стадиона Гази; крикетный стадион Kabul International Cricket Stadium был сооружен с безвозмездной финансовой помощью США по программе USAID в 2011 г.) прошел крикетный матч между местными крикетными командами Peace Defenders и Peace Heroes (эти команды включают многих членов афганской национальной сборной, готовящейся в настоящее время к чемпионату мира Twenty20, который состоится в ОАЭ и Омане с 17 октября текущего года). Интересно, что на упомянутом матче охранявшие матч талибы не возражали против наличия в руках болельщиков черно-красно-зеленых флагов прежнего режима, хотя принесли и вывесили свои белые флаги с каллиграфическим написанием шахады т.е. надписи: «нет иного Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха»). Такое сосуществование флагов представители нового талибского режима назвали «проявлением национального единства». Женщин, как сообщается, среди болельщиков на вышеупомянутом первом крикетном матче при втором пришествии талибов не было.

 

При этом важно отметить, что при талибском правлении в 1996-2001 гг. только мужчины могли участвовать в публичных спортивных соревнованиях и только мужчины могли смотреть их. Вероятно, так будет и при втором пришествии талибов во власть (авг. 2021). Поэтому можно сказать, что многочисленные женские команды по футболу, крикету, боксу и др. видам спорта, существовавшие в свободном прозападном Афганистане 2001-2021 гг., не смогут продолжить свою деятельность.

Бузкаши в Афганистане: при последнем афганском короле Захир-Шахе и республике

 

Выше мы обрисовали причину, почему талибы не жаловали бузкаши, однако, несмотря на их такое неприятие, это спортивная игра, следующая старым традициям афганского общества, уже много столетий как принявшего, в подавляющем большинстве своем, ислам.

 

Бузкаши — это чисто мужской вид спорта. И женщины в Афганистане традиционно не ходят на состязания по бузкаши даже в качестве зрителей. Так было и во времена короля Захир-Шаха, и при его приемнике Мохаммеде Дауде, когда среди публики в количестве в несколько десятков тысяч на уже упоминавшемся выше кабульском стадионе Гази, во время матчей по бузкаши, могло не быть ни одной женщины, или может только одна-две иностранки-туристки из Европы или Америки, изъявившие желание познакомится с этим экзотическим видом спорта. При том, что в те времена женщины в Афганистане, по крайней мере — в Кабуле, могли вести себя так же, как и женщины на западных странах. Так столичные женщины в Афганистане позволяли себе ходить тогда даже и в коротких юбках, почти в мини.

 

Здесь мы отвлечемся и напомним, что король Мохаммед Захир-Шах (Mohammed Zahir Shah, из пуштунской династии Баракзай) правил 1933 по 1973 гг. Период его правления был последним, на настоящий момент, периодом процветания и спокойствия в Афганистане. Захир-Шах, находящийся тогда на лечении в Европе, был свергнут в 1973 году своим родственном Мохаммедом Даудом (Mohammed Daoud Khan), провозгласившим республику. Дауд, как и Захир-шах, продолжал развитие Афганистана на европейский манер. В 1978 году Дауд был свергнут и убит коммунистическими заговорщиками при штурме его резиденции — президентского дворца Арг (Arg, с персидского и пушту «цитадель»), он же бывший королевский дворец в Кабуле.

 

Бузкаши также не предполагал и предполагает никакой аморальной — с точки зрения ислама — формы одежды для игроков — куртки, кофты, или же халаты, подпоясанные кушаком, штаны с сапогами. И обязательно головные уборы, желательно на меху, чтобы смягчать возможное травмирование головы в пылу схватки (впоследствии, после 1979 года, когда в Афганистан вошли советские войска и наводнили страну своей амуницией, игроками бузкаши стали в качестве головных уборов использоваться советские танкистские шлемы, такая мода дошла и до 2021 г.). Единственный элементом обнажения в бузкаши можно считать то, что игроки иногда надевали, особенно в прошлые времена Захир-Шаха или Дауда, свои халаты прямо на голый торс, не слишком туго запахивая, и тогда зрители могли лицезреть мощную обнаженную грудь спортсменов. При этом обнажение мужчины выше пояса для демонстрации силы, не считается в исламе чем-то предосудительным. Тюрки, как в прошлом, согласно некоторым источникам, вообще играли в свои варианты бузкаши, обнаженными выше пояса — только в штанах и сапогах.

 

Что касается демонстрации силы в бузкаши, как, впрочем, и в её среднеазиатских вариантах, то ввиду брутального характера игры, в бузкаши играют мужчины исключительно крепкого сложения (чего, например, стоит поднять только одной рукой с земли на полном скаку тушу теленка или козла, как это принято в этих играх). При этом в Афганистане игроки в бузкаши — это часто не молодые мужчины, но и те, кому за сорок (причем именно сорокалетние в афганском бузкаши считаются самыми сильными и опытными игроками — «палванами» (на дари это слово означает «силач», «богатырь»). Вообще же игроки в бузкаши именуются чапандазан (chapandazan), часто происходя из спортивных династий конников, в которых на протяжении поколений занимаются бузкаши.

 

Палваны, как и не столь именитые чапандазан, за годы в игре, могут получить целый «букет» травм: у игроков в бузкаши часто могут быть сломаны ребра, челюсти, пальцы на руках. Что неудивительно, ведь во всех разновидностях игры — в её, что называется, простонародной форме, именуемой тудабарай (tūdabarāy, с перс. букв, «проход сквозь толпу»), и более профессиональной, известной как караджай (qarajāy, с пер. букв. «черное поле»), в которую играют команды профессиональной лиги, бузкаши напоминает драку всадников на лошадях (со случающимися падениями на полном скаку), в которой разрешено почти всё, кроме забивания соперника имеющимся у каждого игрока коротким хлыстом (отбиваться от лошади соперника хлыстом можно, когда же хлыст не используется, игроки иногда держат его в зубах, чтобы иметь полную свободу рук), хватания соперника за волосы, или за поводья его лошади, а также преднамеренного сбивания соперника с лошади. При этом необходимо подчеркнуть, что на уровне профессиональных лиг правила бузкаши более регламентированы.

 

Если же говорить о цели игры, то она состоит в том, чтобы доставить тушу обезглавленного, а иногда еще и выпотрошенного козла, или теленка (иногда туша может быть набита еще и камнями), из мелового круга, находящегося в центре поля, где начинается, каждый раунд (а игра идет в несколько раундов), в другой круг, у кромки поля. Таких кругов у кромки поля два, и каждая команда бросает тушу в соответствующий круг. Но для того, чтобы достичь круга, нападающий должен проскакать через всё поле. Защитники буквально «пробивают» ему дорогу от соперников.

 

Вес упомянутой туши животного может быть от 20 до 50 кг. При этом при её выборе могут быть свои нюансы. Так тюрки в Средней Азии используют именно тушу козла, а не козы, потому что шкура последней слишком тонкая и может порваться при игре. Однако в последнее время не только в приграничных с Афганистаном бывших республиках СССР, но в самом Афганистане, для игры часто используют не настоящую тушу животного, а его муляж. Так, в марте 2021 г. телеканал афганского государственного телерадиовещания RTA был информационным спонсором общенационального турнира бузкаши в Кабуле, т.н. турнира Первой лиги бузкаши. И в ходе этих соревнований в передачах телеканала особенно подчеркивалось, что используется не настоящая туша животного, а его муляж. Это было сделано для того, чтобы игра бузкаши выглядела менее жестокой.

 

Традиционно на низовом уровне в бузкаши в Афганистане играют по пятницам — т.е. в мусульманский выходной день, однако большие турниры проходят и в другие дни, и могут длится неделями. Сезон открывается осенью, и продолжается до начала весны, т.е. это прохладные месяцы года. На низовом уровне в матче по бузкаши могут участвовать до сотни игроков, разделенные на команды по, примерно, 10 человек. При этом турнирах профессиональных лиг за каждую команду играет гораздо меньше — по 12-13 человек, и команд всего две.

 

Что касается организации турниров бузкаши в Афганистане, то традиционно в ней большую роль играют т.н. «покровители», — это обычно представители политической и деловой элиты, в том числе региональной. Именно на покровителях, как правило, лежит обязанность по финансированию команд, включая наем игроков, содержание конюшен, выращивание и тренировку лошадей. Также за покровителем остается определение победителей в том или ином матче бузкаши, если обе команды набирают одинаковое количество очков.

 

При этом, например, при Дауде, афганское государство пыталось усилить свое вмешательство в процесс организации матчей по бузкаши, но «покровители» никуда не исчезли. Общенациональные турниры по бузкаши в Кабуле начали проводиться при монархии, и продолжились после свержения королевского режима — при Мохаммеде Дауде, и при, в свою очередь, свергнувшем его коммунистическом режиме. Насколько известно, такие турниры проводились ежегодно до 1982 года, когда были прекращены из-за растущей изоляции коммунистического режима. Отдельные полевые командиры, боровшиеся с начала с Советами, а затем с талибами, продолжали проводить свои локальные турниры по бузкаши и во время войны в Афганистане в 1979-2001 гг.

 

После установления в Афганистане в 2001 г. свободного прозападного режима общенациональные турниры по бузкаши в Кабуле возобновились, они проходят на поле, относящемуся к вышеупомянутому стадиону Гази Последние по времени, ежегодные общенациональные соревнования по бузкаши, прошедшие в Кабуле в марте 2021 г., судил, выступая на них в качестве «покровителя», один из лидеров узбекской общины страны и влиятельный полевой командир времен антисоветского и последующего антиталибского сопротивления 1979-2001 гг. Абдул Рашид Дустум (Abdul Rashid Dostum). Вот как описывал результат финального матча упомянутых соревнований 2021 г. в своем сообщении от 13/03/2021 афганский коммерческий телеканал Tolo News (англ. яз., приводим краткую выдержку):

 

«Конники-бузкаши из 16 провинций соревновались в Первой лиге бузкаши (First Buzkashi League) в течение недели.

 

Финальный матч, в котором играли команды Кундуза и Кандагара, длился пять часов. По его результату обе команды набрали равное количество очков. Однако в конце концов вмешался маршал Абдул Рашид Дустум, объявивший сразу обе команды победителями с равным число очком 3–3.

 

Дустум является большим поклонником бузкаши...». Конец цитаты.

 

И далее кадры телеканала государственной афганской телерадиокомпании RTA — Radio Television Afghanistan с вышеупомянутых общенациональных соревнований по бузкаши в Кабуле, соревнований Первой афганской лиги бузкаши (First Buzkashi League), состоявшихся в марте 2021 г. И это был последний ежегодный общенациональный турнир по бузкаши в Афганистане, который прошел перед взятием власти в этой стране талибами в августе 2021 г.

 

Сначала посмотрим на игроков перед началом одной игр этих соревнований (здесь встреча команд провинций Бадахшан и Бамиан 11 марта 2021 г.). Исполняется тогдашний гимн Афганистана (был принят в 2006 г., упразднен в августе 2021 г.):


«Эта земля — Афганистан,

Ей гордится каждый афганец.

Земля мира, земля меча,

Все её сыны мужественны.

 

Это страна каждого племени,

Страна белуджей и узбеков,

Пуштунов и хазарейцев,

Туркменов и таджиков;

 

С ними арабы и гуджары,

Памирцы, нуристанцы,

Брагуи и кызылбаши,

Чараймаки и пашаи.

 

Эта земля будет вечно сиять,

Как Солнце в голубом небе.

В груди Азии

Она останется как сердце навсегда.

 

Мы будем следовать единому Богу,

Все мы скажем «Бог велик!»,

Все мы скажем «Бог велик!»,

Все мы скажем «Бог велик!».


Игроки прижимают, в знак уважения к гимну, руки к груди, на стороне сердца.


Как мы уже говорили, спортсмены в афганском бузкаши, могут быть как очень молодыми, так и возрастными. Однако все они крепкие бойцы.

 

Для защиты от травм головы одеваются меховые головные уборы или, вошедшие в моду у игроков в бузкаши со времен просовестского режима в Афганистане, танкистские шлемы, что мы и видим здесь.


Несмотря на то, что в Кабуле в марте еще достаточно прохладно (а в тот день было около семи градусов тепла по Цельсию) многие игроки, как мы также видим, под легкими блузами одеты в одни майки. Традиционная же форма одежды в бузкаши, как мы упоминали выше, — это короткие подпоясанные халаты (иногда на голый торс), со штанами и сапогами, но здесь игроки одеты в блузы единообразного стиля, с логотипами афганского телевидения и лиги бузкаши — на груди и наименованием провинции, которую представляют — на спине (в красно-синих блузах — команда провинции Бадахшан; в розово-желтых — Бамиан).


У игроков, мы видим, и короткие кнуты, которые они будут использовать в ходе матча.

 

Смотрим видео:

 

 

И теперь несколько стоп-кадров телерепортажа RTA с упомянутого исполнения гимна на матче Бадахшан-Бамиан:

 

На исполнении гимна перед матчем 11 марта 2021 г. между командами провинций Бадахшан и Бамиан в ходе общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши (First Buzkashi League).

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

На исполнении гимна перед матчем 11 марта 2021 г. между командами провинций Бадахшан и Бамиан в ходе общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши (First Buzkashi League).

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Игроки команды Бамиана на исполнении гимна перед матчем 11 марта 2021 г. между командами провинций Бадахшан и Бамиан в ходе общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Игроки команды Бамиана на исполнении гимна перед матчем 11 марта 2021 г. между командами провинций Бадахшан и Бамиан в ходе общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Самые молодые игроки команды провинции Баииан на исполнении гимна перед матчем 11 марта 2021 г. между командами провинций Бадахшан и Бамиан в ходе общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Самые молодые игроки команды провинции Баииан на исполнении гимна перед матчем 11 марта 2021 г. между командами провинций Бадахшан и Бамиан в ходе общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Один из игроков команды Бамиана, здесь он среди своих товарищей по команде, зажал в зубах кнут. Сцена на исполнении гимна перед матчем 11 марта 2021 г. между командами провинций Бадахшан и Бамиан в ходе общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Один из игроков команды Бамиана, здесь он среди своих товарищей по команде, зажал в зубах кнут. Сцена на исполнении гимна перед матчем 11 марта 2021 г. между командами провинций Бадахшан и Бамиан в ходе общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Игроки команды провинции Бадахшан на исполнении гимна перед матчем 11 марта 2021 г. между командами провинций Бадахшан и Бамиан в ходе общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Надо сказать, что команда Бадахшана на рассматриваемых соревнованиях выглядела более возрастной, чем команда Бамиана.

Игроки команды провинции Бадахшан на исполнении гимна перед матчем 11 марта 2021 г. между командами провинций Бадахшан и Бамиан в ходе общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Надо сказать, что команда Бадахшана на рассматриваемых соревнованиях выглядела более возрастной, чем команда Бамиана.

Общий вид команд на исполнении гимна перед матчем 11 марта 2021 г. между командами провинций Бадахшан и Бамиан в ходе общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Общий вид команд на исполнении гимна перед матчем 11 марта 2021 г. между командами провинций Бадахшан и Бамиан в ходе общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Теперь несколько стопкадров с разных матчей с рассматриваемого нами общенационального турнира в Кабуле афганской лиги бузкаши, состоявшегося в марте 2021 года.


На первом нижеследующем кадре мы видим начало матча между командами провинций Кандагар и Балх. Команды собираются в центре поля, перед меловым кругом, на котором лежит муляж туши козла (а на этих соревнованиях, которые транслировала RTA, как мы упоминали выше, чтобы игры не выглядели слишком уж жестокими, использовался муляж туши животного). На первом кадре мы также видим и судью.


Лошади для бузкаши используются самых обычных пород, однако они проходят строгую выучку и отбор, что неудивительно, т.к. участие в таких соревнованиях требует огромного напряжения и для лошади, а не только для всадника, Что можно увидеть на втором нижеследующем кадре, И здесь уже матч между командами провинций Балх и Герат.


Коронным номером в игре бузкаши можно назвать момент, когда нападающий, двигающийся на полном скаку, поднимает только одной рукой многокилограммовую тушу животного (или её муляж — в наше время) с поля (что мы видим на третьем нижеследующем кадре на одном из матчей с участием команды провинции Кандагар), чтобы затем перекинуть эту самую тушу через седло впереди себя, а затем устремиться к победному кругу, куда он её постарается забросить.


На последующих кадрах мы видим игроков и зрителей (и это матч между командами провинций Балх и Кандагар). Игрокам (изображенным на фото) жарко, несмотря на то что они в легких блузах на голое тело, при том что на поле еще не сошел окончательно снег. Зрители захвачены игровым действием. Трибуны полны народа. Попутно напомним, что (как мы упоминали) на соревнования по бузкаши в Афганистане ходят исключительно мужчины. И можно добавить, что называется, ходит мужская публика более традиционного вида и воспитания. Тут же, на последнем кадре, мы видим флаги Афганистана (в версии официально принятой до августа 2021 г., теперь заменена белым талибским флагом), и очертания продавца выпечки с большим подносом над головой — на первом плане.

 

Начало матча между командами провинций Кандагар и Балх общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши (First Buzkashi League), март 2021 г.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Начало матча между командами провинций Кандагар и Балх общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши (First Buzkashi League), март 2021 г.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Момент матча между командами провинций Балх и Герат общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши, март 2021 г.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Момент матча между командами провинций Балх и Герат общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши, март 2021 г.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Игрок устремился с муляжом туши животного к меловому кругу, чтобы туда ее забросить, и заработать призовые очки для своей команды.

И это сцена во время одного из матчей команды Кандагара

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Игрок устремился с муляжом туши животного к меловому кругу, чтобы туда ее забросить, и заработать призовые очки для своей команды.

И это сцена во время одного из матчей команды Кандагара

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Один из игроков команды провинции Кандагар перед началом матча с командой провинции Балх общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши, март 2021 г.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Один из игроков команды провинции Кандагар перед началом матча с командой провинции Балх общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши, март 2021 г.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Разгоряченный игрок команды Балх на матче с Кандагаром общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши, март 2021 г.

На поле, как мы видим, еще не до конца сошел снег, несмотря на это игроку в одной легкой блузе на голое тело явно жарко.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Разгоряченный игрок команды Балх на матче с Кандагаром общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши, март 2021 г.

На поле, как мы видим, еще не до конца сошел снег, несмотря на это игроку в одной легкой блузе на голое тело явно жарко.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Зрители на матче Кандагар-Балх общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши, март 2021 г.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Зрители на матче Кандагар-Балх общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши, март 2021 г.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Зрительская трибуна на матче команд Кандагар-Балх общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши, март 2021 г.

На переднем плане виднеются очертания продавца выпечки с большим подносом над головой.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

Зрительская трибуна на матче команд Кандагар-Балх общенационального турнира в Кабуле Первой афганской лиги бузкаши, март 2021 г.

На переднем плане виднеются очертания продавца выпечки с большим подносом над головой.

Кадр с трансляции афганского гостелерадио RTA - Radio Television Afghanistan.

После просмотра фото, посмотрим и видеофрагмент, а именно первую часть уже упоминавшегося здесь матча между командами провинций Кандагар и Балх на общенациональном турнире в Кабуле афганской Первой лиги бузкаши, состоявшийся в марте 2021 г. Вещание телеканала гостелерадио Афганистана RTA. На видео можно увидеть несколько моментов, как игроки забрасывают тушу (в данном случае муляж) животного в соответствующие меловые круги, принося своей команде таким образом призовые очки. Кстати, Кандагар в итоге выиграл этот матч:

 

 

А теперь о том, что писали о бузкаши афганские публикации для заграницы во времена последнего короля Афганистана Мохаммеда Захир-Шаха.

 

Вначале процитируем выдержки о бузкаши из книги «Афганистан. Новый путеводитель», вышедшей в Кабуле в 1955 году, в «разгар» правления Захир-шаха. Книга авторства афганского ученого Али Мухаммеда (Mohamad Ali, A New guide To Afghanistan, Кабул 1955 г., есть русский перевод 1957 г. издательства «Географгиз») — все цитаты из данной книги приведены по её русскому переводу 1957 г. Итак, цитируем:

 

«Афганцы всегда были заядлыми спортсменами. Они понимают, что физическая культура и спорт помогают человеку переносить трудности и лишения, оставаясь бодрым, смелым и стойким. Физическая выносливость, способность быстро передвигаться по любой местности, превозмогая палящую жару и жестокий мороз,— эти качества были приобретены афганцами в результате постоянного внимания к национальным видам спорта, таким, как верховая езда, борьба и т. п.

 

И в наши дни афганцы любят спорт. Помимо их собственных, национальных игр, по всей стране привились современные европейские виды спорта, такие, как футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, ручной мяч, теннис и др.

 

Вершиной искусства верховой езды является так называемая бузкаши — одна из афганских игр, особенно популярная в Северном Афганистане.

 

Ее участники делятся на две команды, в каждую из которых входят от 60 до 100 всадников (Количество участников здесь приводится для непрофессиональной версии игры, в профессиональной участников меньше — не более двенадцати в каждой команде Прим. Portalostranah.ru). Сначала убивают козла, теленка или барана и кладут тушу на середину круга.

 

Затем всадники располагаются по окружности, дается сигнал и все участники игры устремляются к туше, лежащей в неглубокой яме. Всадник, подхвативший тушу, перебрасывает ее через седло впереди себя и скачет во весь опор, а остальные бросаются за ним в погоню.

 

Вот кто-нибудь догоняет счастливца, и два всадника на полном галопе начинают борьбу за обладание тушей.

 

Победитель, в свою очередь, преследуется остальными игроками.

 

И если туша падает на землю, как это иногда случается, она подхватывается всадниками на всем скаку. При этом всадники скачут, цепляясь за лошадь лишь одной ногой и рукой, что позволяет им наклоняться до самой земли.

 

Игра продолжается таким образом до тех пор, пока одной из команд не удается доставить тушу в установленное место, положить её в круг и получить в качестве трофея. Резвость лошадей и замечательное искусство всадников поразительны и игра представляет собой захватывающее зрелище». Конец цитаты.

 

И еще одна публикация о бузкаши королевского периода в Афганистане. Это одна из последних, если вообще не последняя, публикация для заграницы туристического ведомства Afghan Air Authority and Tourism (Afghan Tourism Organization) королевского правительства Афганистана, изданный в 1973 году буклет «Афганистан» (англ. яз.) В нём бузкаши посвящен отдельный разворот с впечатляющей фотографией скачущих игроков. Текст, сопровождающий фотографию следующий (в нашем переводе):

 

«Бузкаши. Знаменитый национальный вид спорта Афганистана зародился много веков назад на обширных туркестанских равнинах Центральной Азии. Хотя буквально название этого вида спорта переводится как «волочение козла» в игре бузкаши теперь используют обезглавленную тушу теленка. Сегодня сотни, а иногда и тысячи гордых всадников, со сжатыми в зубах хлыстами, на своих быстрых лошадях энергично преследуют игрока, завладевшего тушей теленка, надеясь, что они сами достигнут победного круга. Игры проводятся по всему северу страны, но особенно в городах Кундуз и Мазари-Шариф, каждую пятницу с конца октября по март».

 

Далее в тексте буклета первоначально содержалось упоминание о том, что в Кабуле ежегодно проходит национальный турнир по бузкаши под патронажем его величества короля Захир-Шаха. Однако когда буклет вышел из печати, Дауд уже сверг Захир-Шаха, и тогда, по заказу Afghan Tourism Organization, на все места в тексте в данном буклете, в которых упоминался Захир-Шах и королевский строй в Афганистане, была наложена надпечатка густой черной типографской краской (хотя на свету через нее и можно разобрать текст). Неясно, где была сделана эта надпечатка — в Австрии, где первоначально по заказу афганского правительства и был напечатан буклет, или уже в Афганистане, куда тираж затем доставили. Ниже можно посмотреть на этот разворот, рассказывающий о бузкаши, из упомянутого буклета «Афганистан» (1973 г., англ. яз.), с черной надпечаткой над информацией о национальных турнирах по бузкаши под патронажем короля.

 

Разворот о бузкаши в одной из последних, если вообще не последней, публикации для заграницы туристического ведомства Afghan Air Authority and Tourism (Afghan Tourism Organization) королевского правительства Афганистана, изданного в 1973 году буклета «Афганистан» (англ. яз.) - об этом буклете, мы упоминаем, среди прочего, в нашем обзоре.

Т.к. этот буклет вышел из печати, когда Дауд уже сверг Захир-Шаха, то по заказу Afghan Tourism Organization на все места в тексте буклета, в которых упоминался Захир-Шах и королевский строй в Афганистане, была наложена (как мы видим и здесь) надпечатка черной типографской краской.

На данной странице буклета в надписи, закрытой надпечаткой (на свету через нее можно разобрать текст), говорилось о том, что в Кабуле под королевским патронажем ежегодно проходит общенациональный турнир по бузкаши.

Разворот о бузкаши в одной из последних, если вообще не последней, публикации для заграницы туристического ведомства Afghan Air Authority and Tourism (Afghan Tourism Organization) королевского правительства Афганистана, изданного в 1973 году буклета «Афганистан» (англ. яз.) - об этом буклете, мы упоминаем, среди прочего, в нашем обзоре.

Т.к. этот буклет вышел из печати, когда Дауд уже сверг Захир-Шаха, то по заказу Afghan Tourism Organization на все места в тексте буклета, в которых упоминался Захир-Шах и королевский строй в Афганистане, была наложена (как мы видим и здесь) надпечатка черной типографской краской.

На данной странице буклета в надписи, закрытой надпечаткой (на свету через нее можно разобрать текст), говорилось о том, что в Кабуле под королевским патронажем ежегодно проходит общенациональный турнир по бузкаши.

Отметим еще в заключение, что общенациональный турнир в Кабуле, о котором шла речь в буклете, проходил в монархический период ежегодно, начиная с 1950-х гг., и был приурочен ко дню рождения короля Захир-Шаха — 15 октября. Ежегодно король и открывал общенациональный турнир небольшой напутственной речью.

 

Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по следующим основным источникам: книге «Афганистан. Новый путеводитель». Книга авторства афганского ученого Али Мухаммеда (Mohamad Ali, A New guide To Afghanistan), издана в Кабуле в 1955 году, есть русский перевод 1957 г. издательства «Географгиз» — все цитаты из данной книги приведены по её русскому переводу 1957 г.; изданию для заграницы туристического ведомства Afghan Air Authority and Tourism (Afghan Tourism Organization) королевского правительства Афганистана, вышедшему в 1973 году — буклету «Афганистан» (англ. яз.); ТВ трансляциям соревнований по бузкаши государственной афганской телерадиокомпании Radio Television Afghanistan — RTA (март 2021 г.); передаче на русском языке казахстанского государственного телеканала «Хабар 24» от 10/05/2021; передаче американского иновещания — телеканала на русском языке «Настоящее время» от 26/03/2019; заметке от 11/06/2012 англоязычной Интернет-редакции американской станции иновещания «Радио Свободная Европа / Радио Свобода» (Radio Free Europe/Radio Liberty — RFE/RL); заметке журнала ESPN The Magazine от 19/09/2011, принадлежащего американскому спортивному телеканалу ESPN (англ. яз.); заметке от 21/08/2021 испанской спортивной газеты Marca (цитата по её сайту в английской версии marca.com); заметке от 13/03/2021 с англоязычной Интернет-страницы новостей афганского коммерческого телеканала Tolo News; заметке с официального туристического сайта Ирана visitiran.ir (2021 г., англ.яз.); другим материалам.

Опубликовано
05
09
2021
 
Portalostranah



Также по теме

Избранное с сайта на неделю: тексты, аудио, видео:
Кришна: бог, герой, любовник. По индийским публикациям
 
Предлагаем вашему вниманию материал из архива Portalostranah.
Подробнее...
Климат Японии и природа Японии, или цикада движется к северу - очерк о японском климате, его изменениях и физической географии Японии
 
Этот материал по нескольким японским источникам дает представление о климате и физической географии Японии.
Подробнее...
Шведская традиция конца лета: Поедание раков
 
Обзор об одной из главных традиций шведского лета - «августовском поедании раков».
Подробнее...



 

География посетителей

 

Отклик в адрес нашего Портала о странах можно отправить следующими способами.

Портал о странах можно читать и на украинском языке. Подробнее здесь.