Общение с читателями и новое на сайте:


 
- A +

Махмуд Мохтар – первый скульптор в Египте нашего времени «за тысячи лет»; и его работы - достопримечательности Каира: монумент «Возрождение Египта» и скульптура «Хамсин»


Обзор о Махмуде Мохтаре, считающемся в Египте нашего времени первым национальным скульптором за тысячи лет. И о двух его работах - достопримечательностях Каира: монументе «Возрождение Египта», с крестьянкой и сфинксом, и скульптуре «Хамсин» - аллегорическом изображении знаменитого «злого» египетского ветра.

Также мы поговорим о каирском музее Махмуда Мохтара.

Обзор содержит и аудиозапись передачи русского вещания Каирского радио от 07/03/2021 о Махмуде Мохтаре (запись из архива Portalostranah.ru).

Коллаж с одного из арабских сайтов, изображает скульптора Махмуда Мохтара на фоне монумента его работы «Возрождение Египта», а также знаменитых древних пирамид Гизы.
Коллаж с одного из арабских сайтов, изображает скульптора Махмуда Мохтара на фоне монумента его работы «Возрождение Египта», а также знаменитых древних пирамид Гизы.

Основоположником скульптуры Египта нашего времени считают в этой стране Махмуда Мохтара (Mahmoud Mokhtar, годы жизни: 1891-1934). Эта оценка основывается на том, что две тысячи лет в Египет, как утверждают, вообще не было скульпторов, — с того времени как в VII веке страну завоевали мусульманские завоеватели, т.к. ислам считает скульптуры идолопоклонством.

 

Кроме того в Египте говорят, что Махмуд Мохтар был первым национальным скульптором страны за многие тысячелетия, основывая это утверждение на том, что с момента падения последней коренной династии фараонов — в 525 году до н. э (когда персами был свергнут последний фараон т.н. XXVI династии Позднего царства Древнего Египта), Египет всё время находился по иностранным господством, последовательно: персов, греков, римлян, византийцев, арабов, мамлюков, османов и, наконец, под английским протекторатом; Великобритания предоставила независимость Египту в 1922 году, а спустя шесть лет в Каире был открыт монумент работы Махмуда Мохтара «Возрождение Египта» — таким образом, упомянутый монумент работы Мохтара как бы отметил восстановление Египтом независимости.

 

При этом Мохтар относился к деятелям искусства, пропагандирующим возрождение независимости Египта в эстетике т.н. фараонизма (pharaonist) — т.е. эстетики, отталкивающейся от древнеегипетской скульптуры и монументалистики. Исследователи его творчества также заявляют, что способы исполнения Мохтаром своих работ основывались на подражании способам древнеегипетских скульпторов. Русское вещание Каирского радио в своей передаче от 07/03/2021, в программе, посвященной Махмуду Мохтару, так описало эстетику творчества Мохтара: «Махмуд Мохтар соединил образы фараонов с современной европейской скульптурной эстетикой».

Монумент «Возрождение Египта» на площади Нахдет Маср, в Каире, Гизе

 

Современное изображение монумента «Возрождение Египта» (англ. Egypt's Renaissance, араб. Нахдет Маср) работы Махмуда Мохтара (Mahmoud Mokhtar) на площади Нахдет Маср (Nahdet Masr, т.е. «Возрождение Египта»), также известной как ан-Нахда, в городе спутнике Каира – Гизе (Giza).
Современное изображение монумента «Возрождение Египта» (англ. Egypt's Renaissance, араб. Нахдет Маср) работы Махмуда Мохтара (Mahmoud Mokhtar) на площади Нахдет Маср (Nahdet Masr, т.е. «Возрождение Египта»), также известной как ан-Нахда, в городе спутнике Каира – Гизе (Giza).

Самой знаменитой работой Махмуда Мохтара является уже упоминавшийся выше монумент «Возрождение Египта» (англ. Egypt’s Renaissance, араб. Нахдет Маср). Этот монумент также — достопримечательность современного Каира. Данный монумент также можно назвать одним из олицетворений Египта XX века, — по крайней мере, так считают в самом Египте. В 1960-1970-х гг. изображение монумента «Возрождение Египта» даже присутствовало на национальной валюте страны — египетских фунтах, а именно на лицевой стороне банкноты в 25 пиастров.

 

Ныне (2021 г.) монумент «Возрождение Египта» уже несколько десятилетий находится на площади Нахдет Маср (Nahdet Masr, т.е. «Возрождение Египта»), также известной как ан-Нахда, в городе спутнике Каира — Гизе (Giza, второй по величине город в Египте, после столицы — с населением около возьми миллионов чел., является частью агломерации Большого Каира, и столицей провинции Гиза).

 

Над своим монументом «Возрождение Египта» Махмуд Мохтар работал почти десять лет — с 1919 по 1928 гг.

 

На рисунке: банкнота в 25 пиастров 1972 года национальной валюты страны - египетских фунтов с изображением на лицевой стороне монумента «Возрождение Египта» Махмуда Мохтара.

После того, как в 1980-х гг. была проведена унификация изображений на египетских банкнотах, при которой на лицевой стороне банкнот всех номиналов стали помещаться изображения мечетей в Египте, а на реверсе - древнеегипетские мотивы (здания, статуи и надписи), изображение монумента «Возрождение Египта» с банкноты в 25 пиастров исчезло, и в настоящее время (2021 г.) на египетских деньгах больше не присутствует.

На рисунке: банкнота в 25 пиастров 1972 года национальной валюты страны - египетских фунтов с изображением на лицевой стороне монумента «Возрождение Египта» Махмуда Мохтара.

После того, как в 1980-х гг. была проведена унификация изображений на египетских банкнотах, при которой на лицевой стороне банкнот всех номиналов стали помещаться изображения мечетей в Египте, а на реверсе - древнеегипетские мотивы (здания, статуи и надписи), изображение монумента «Возрождение Египта» с банкноты в 25 пиастров исчезло, и в настоящее время (2021 г.) на египетских деньгах больше не присутствует.

Вот как описывает монумент египетская газета Watani в своей заметке «Пробуждение Египта» от 20/06/2018 (англ. яз.), к 90-летию установки монумента (отметим, что газета Watani — с арабского «Моя родина» — еженедельная частная коптская газета, выходящая одновременно на арабском, английском и французском языках; издается в Каире с 1958 г.; напомним, копты — это, как считается, потомки древних египтян, но принявших христианство, живущие среди арабского мусульманского большинства современного Египта):

 

«Монумент «Возрождение Египта» изображает типичную египетскую крестьянку, стоящую на возвышении и смотрящую куда-то вдаль. Её правая рука покоится на голове приподнимающегося гордого сфинкса, который символизирует исторические корни Египта и египетскую самобытность на протяжении веков, вновь проявившиеся тогда после долгих лет безвременья. И женщина, и сфинкс смотрят в одном направлении, возможно, на новый рассвет, на восходящее солнце, которое было символом возрождения у древних египтян.

 

Левой рукой крестьянка приподнимает с головы тарху. Этот жест крестьянки символизирует освобождение. Тарха — типический крестьянский головной убор того времени, — на манер платка, покрывавший голову и спускавшийся вдоль спины, до самых ног. Многие крестьянки тех времен еще и не помышляли отказываться от тархи, т.к. её ношение являлось не только глубоко укоренившейся традицией, но еще было очень практично, ведь тарху можно было и приспустить с головы, т.к. она не было каким-то окутывающим одеянием, вроде чадры. Городские женщины уже отказывались покрывать голову, но, как позднее оказалось, только для того, чтобы в 1970-х гг. вновь начать носить чадру уже теперь уже как символ исламизации», пишет газета Watani.

 

Фотография, запечатлевшая момент работы на монументом «Возрождение Египта» (англ. Egypt's Renaissance, араб. Нахдет Маср). Вверху на строительных лесах стоит (в берете) создатель монумента Махмуд Мохтар (Mahmoud Mokhtar). Иллюстрация египетской газеты Watani из цитируемой нами в этом обзоре заметке.

Фотография, запечатлевшая момент работы на монументом «Возрождение Египта» (англ. Egypt's Renaissance, араб. Нахдет Маср). Вверху на строительных лесах стоит (в берете) создатель монумента Махмуд Мохтар (Mahmoud Mokhtar).

Иллюстрация египетской газеты Watani из цитируемой нами в этом обзоре заметке.

Газета напоминает, что монумент «Возрождение Египта» изготовлен из красного асуанского (египетского) гранита, и возвышается на три метра в высоту и на четыре метра в длину. Гранит очень часто использовался в Древнем Египте для создания величественных скульптур. Первоначально монумент был установлен на центральной площади Каира — Привокзальной площади (пл. Баб аль-Хадид, ныне пл. Рамзеса II — Ramses Square), и торжественное открытие монумента состоялось 20 мая 1928 года, в ходе церемонии, которую возглавил тогдашний король Египта Фуад, и на которой присутствовал и сам скульптор Мохтар.

 

В 1955 году на Привокзальной площади было решено установить древнюю, XIII века до нашей эры, скульптуру, также выполненную из гранита — скульптуру Рамзеса Великого (эта монументальная скульптура древнеегипетского фараона была раскопана в Мемфисе в 1820-м году итальянской археологической группой). Поэтому скульптура «Возрождение Египта» была перенесена на нынешнее место, как пишет газета, «на великолепной кольцевой развязке, которая ведет вниз от главного кампуса Каирского университета и выходит на реку Нил (напомним, монумент «Возрождение Египта» находится на автодорожной развязке, известной как площадь Нахдет Маср — Nahdet Masr, в городе-спутнике Каира — Гизе, и неподалеку от моста Cairo University Bridge через Нил, который и отделяет Гизу от Каира; в Гизе же находится и Каирский университет; ближайшее к монументу метро, на расстоянии около километра — станция каирского метро Cairo University Прим. Portalostranah.ru). Опять же, новое место монумента объединяет вневременность Нила и многообещающее будущее сыновей и дочерей Египта», писала газета. Газета напомнила также, что, в свою очередь, статуя Рамзеса была несколько лет назад (а именно в августе 2006 года) перевезена с Привокзальной площади (пл. Рамзеса II) на новое почетное место в новом Большом египетском музее (Grand Egyptian Museum), строящемся неподалеку от великих пирамид Гизы — пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина, и стоящим рядом с ними сфинксом (в городе Гиза — городе спутнике Каира: Большой египетский музей у пирамид планируется открыть в 2021 г., туда перенесут экспонаты из старого Египетского музея, что на площади Тахрир Прим. Portalostranah.ru).

 

В аудиофайле ниже: передача русского вещания Каирского радио от 07/03/2021 о Махмуде Мохтаре (запись из архива Portalostranah.ru):



Русское вещание Каирского радио в своей передаче от 07/03/2021, в программе, посвященной Махмуду Мохтару (слушайте эту передачу в нашем аудиофайле) отмечало: «Махмуд Мохтар считается одним из пионеров современного египетского искусства, и большинство египтян знают его, как египетского скульптора эпохи возрождения страны из-за его знаменитого монумента на площади в Гизе... Названный первым (современным) египетским скульптором за более чем два тысячелетия, Махмуд Мохтар ловко соединил образы фараонов с современной европейской скульптурной эстетикой, чтобы создать типично националистические египетские произведения. Несмотря на свою короткую жизнь, он умер в возрасте сорока трех лет, он считается основоположником египетского модернизма и считается отцом современной египетской скульптуры». Конец цитаты.

 

В свою очередь, газета Watani в уже цитируемой выше заметке писала:

 

«Египетское национальное движение, достигшее своего пика в XX веке, когда Египет стремился найти свою современную идентичность и культурную самобытность, очень вдохновило Мохтара. Это побудило его обратиться к богатому древнеегипетскому искусству и скульптуре для создания специфически египетских произведений искусства. Это был немалый подвиг, такт Египет не знал скульпторов с тех пор, как ислам пришел в страну в VII веке, поскольку ислам рассматривал скульптуры как проявление идолопоклонства...

 

Неоспоримая правда, заключается в том, что Египет был колыбелью цивилизации, страной, где более трех тысяч лет до нашей эры родилась заря человеческого гения, озаряя мир на протяжении одного из самых долгих периодов существования какой-либо отдельной цивилизации во всей истории человечества. Древнеегипетская цивилизация оставалась постоянным маяком света спустя столетия, и после своего заката. У Египта тогда наступили не лучшие времена. Он как бы сжался в размерах, попав в иностранные руки: греки, римляне, арабы, мамлюки, османы, а затем в конце XIX века и вплоть до XX века британский протекторат». Конец цитаты

 

Напомним, что упоминавшийся выше король Фуад (Ахмед Фуад I, Fuad or Ahmed) вступил на египетский престол сначала как султан Египта и Судана, султаната под протекторатом Великобритании (Фуад происходил из семьи хедивов — вице-королей Египта под протекторатом Османской империи). Вступление Фуада на престол произошло в 1917 году, а в 1922 году Великобритания предоставила Египту независимость, и Фуад стал править как король Египта и Судана. Фуад скончался в 1936 г., и ему наследовал его сын Фарук. Королевская династия Египта (в лице малолетнего короля Ахмеда Фуада II) была свергнута организацией «Свободные офицеры» под предводительством будущего президента Гамаля Абделля Насера в 1953 году (Насер возглавлял Египет до своей кончины в 1970 г.), а Египет стал республикой.

 

Упомянутая выше газета Watani пишет в своей заметке: «Первый глава египетского государства после двух тысячелетий иностранного правления вступил в должность только в 1953 году», вероятно подразумевая именно Гамаля Абделля Насера. В отличие от Насера, представители королевской династии Египта, которой принадлежал Фуад, не были египтянами, а принадлежали к албанской династии уже упоминавшихся выше хедивов, родоначальником корой был албанец на турецкой службе Мухаммед Али. Поэтому, хотя Фуад и открывал вместе с Махмудом Мохтаром, как уже говорилось выше, монумент «Возрождение Египта» во времена своего правления, газета Watani называет в своей заметке представителем национального движения Египта Махмуда Мохтара, упоминая Фуада вскользь, и не говоря о последнем, как о главе первого в новейшей истории независимого египетского государства, а описание церемонии открытия монумента «Возрождение Египта» во времена правления Фуада помещает в часть заметки под наименованием «Безвременье».

 

Вообще, заметка газеты делится на подразделы: «Вместо вступления», в котором отмечается, что Египет — это великая цивилизации, но были многие века упадка под иностранным владычеством, до того как «движение за возвращение Египта к его самобытному состоянию достигло пика в первой половине XX века, и это движение проявило себя не только в соответствующей политической деятельностью и движением сопротивления, но и деятельностью в сфере культуры и просвещения», к последней относится и деятельность Махмуда Мохтара; «Шедевр XX века» — с описанием монумента «Возрождение Египта» Махмуда Мохтара; «Безвременье» — с рассказом о церемонии открытия данного монумента в 1928 г.; «Вдохновленный историческими корнями» — о биографии Махмуда Мохтара; «Возрождение величия» — с сентенцией насчет стремления Египта возродить некогда блестящую цивилизацию, цитата: «Пирамиды свидетельствуют о величии Египта, монумент «Пробуждение Египта» подтверждает стремление страны возродить свое величие».

 

Из биографии Махмуда Мохтара

 

Что касается биографии Махмуда Мохтара, то он родился в деревне, расположенной в дельте реки Нил (ныне его деревня поглощена городом Эль-Махалла-эль-Кубра — El Mahalla El Kubra, провинции Эль-Гарбийя), в достаточно зажиточной крестьянской семье, его отец также занимал пост старосты упомянутой деревни. В 1908 году Махмуд Мохтар поступил в незадолго до того основанную государственную Египетскую школу изящных искусств в Каире. В 1911-1914 гг. учился в парижской Школе изящных искусств, где получил стипендию.

 

10 марта 1934 г., незадолго до своего 43-летия, Мохтар скончался в Каире. Его семья подарила его работы государству.

Музей Махмуда Мохтара в Каире

 

Вид на музей Махмуда Мохтара (Mahmoud Mokhtar Museum)  на каирском острове Гезира Gezira).  Музей сооружен по проекту египетского архитектора Рамзеса Висса Вассефа (Ramses Wissa Wassef, годы жизни: 1911–1974) в стилистике древних египетских храмов.

Вид на музей Махмуда Мохтара (Mahmoud Mokhtar Museum) на каирском острове Гезира Gezira).

Музей сооружен по проекту египетского архитектора Рамзеса Висса Вассефа (Ramses Wissa Wassef, годы жизни: 1911–1974) в стилистике древних египетских храмов.

В 1962 году, в десятую годовщину насеристской революции в Египте, был открыт музей Мохтара (Mahmoud Mokhtar Museum). Музей был открыт в саду аль-Хуррия (Al Horreya Garden, «Сад Свободы», ранее также был известен как «парк Махмуда Мохтара», но теперь отделен от музея Мохтара), в Гезире. Музей был спроектирован по мотивам архитектуры древнеегипетских храмов египетским архитектором Рамзесом Висса Вассефом (Ramses Wissa Wassef, годы жизни: 1911–1974).

 

До того работы Мохтара хранились в другом, временном, павильоне в Музее современного искусства, который находился на каирской площади Тахрир (Tahrir).

 

Ориентиром для посещения музея Мохтара в Гезире является то, что напротив него теперь располагается Каирский оперный театр, открытый в 1988 году (добраться до музея Мохтара можно, доехав до станции каирского метро Opera). Напомним, что Гезира (Gezira) — это остров на Ниле, в самом центре Каира, соединенный с соседними районами египетской столицы несколькими мостами, — остров занимают престижные каирские районы Замалек (Zamalek) и Гезира. Остров находится совсем недалеко (через мост) от площади Тахрир и (старого) Египетского музея.

 

В музее Махмуда Мохтара находится и его усыпальница. Сравнительно небольшой музей Мохтара в Гезире состоит из трех этажей, и в обычном режиме работает с 9:00 до 14:00, и с 17:00 до 21:00, кроме понедельника и пятницы. Для его осмотра достаточно, примерно, сорока минут (стоимость входа для иностранцев в эквиваленте около десяти британских фунтов стерлингов, т.е. около тысячи российских рублей (2021 г.); для египтян — пять).

 

Заметим, что открывая музей в 1962 году, тогдашний насеристский министр культуры и национального руководства (название ведомства как ministry of culture and national guidance) Тарват Окаша (Tharwat Okasha) заявил, что значение Мохтара заключается в том, что «он был первым национальным скульптором в наше время, и который отобразил в своих работах образ страны».

 

 

Скульптура «Хамсин»

 

Изображение скульптуры Махмуда Мухатра «Хамсин», она аллегорически, в виде сварливой крестьянки в развевающемся одеянии, изображает «злой» ветер Хамсин, очень нелюбимый египтянами. Работа «Хамсин» выставлена в каирском музее Махмуда Мохтара  Иллюстрация с сайта египетской государственной службы информации sis.gov.eg.

Изображение скульптуры Махмуда Мухатра «Хамсин», она аллегорически, в виде сварливой крестьянки в развевающемся одеянии, изображает «злой» ветер Хамсин, очень нелюбимый египтянами. Работа «Хамсин» выставлена в каирском музее Махмуда Мохтара

Иллюстрация с сайта египетской государственной службы информации sis.gov.eg.

Газета Watani в своей, цитируемой нами, заметке вспоминала и еще одну известную работу Махмуда Мохтара — «Хамсин», созданную в 1929 году. Работа «Хамсин» выставлена в каирском музее Махмуда Мохтара — об этом музее мы говорили выше, — в зале, который также называется «Хамсин».

 

Газета описывала, что же такое «Хамсин» следующим образом: «Хамсин» — это название обжигающего, дурного ветра, приносящего пыль и песок, который бушует над Египтом по несколько раз каждую весну (период, когда может дуть этот южный жаркий ветер, исчисляется пятидесятью днями, отсюда и название ветра, от арабского слова al-Khamaseen, или в английской транскрипции Khamsin, что значит «пятьдесят» Прим. Portalostranah.ru); и эти ветряные бури, безусловно, самая ненавистная погода в Египте, и поэтому словечко хамсин используются и как метафора для описания самого плохого настроения. Мохтар изображает хамсинский ветер в виде сварливой крестьянки, чьи одежды развеваются порывами воздуха».

 

Давайте в заключение этого обзора посмотрим на скульптуру Мохтара «Хамсин», ведь ветер Хамсин, которому она посвящена, является приметой тысячелетнего Египта с начала времен.

 

Этот обзор подготовлен по следующим основным материалам: передаче русского вещания Каирского радио от 07/03/2021 о Махмуде Мохтаре (запись из архива Portalostranah.ru); заметке из египетской газеты Watani под заголовком «Пробуждение Египта» от 20/06/2018 (англ. яз.), к 90-летию установки одноименного монумента (отметим, что газета Watani — с арабского «Моя родина» — еженедельная частная коптская газета, выходящая в Каире с 1958 г. одновременно на арабском, английском и французском языках); другим материалам.

 

Опубликовано
10
03
2021
 
Portalostranah



Также по теме

Избранное с сайта на неделю: тексты, аудио, видео:
Кришна: бог, герой, любовник. По индийским публикациям
 
Предлагаем вашему вниманию материал из архива Portalostranah.
Подробнее...
Климат Японии и природа Японии, или цикада движется к северу - очерк о японском климате, его изменениях и физической географии Японии
 
Этот материал по нескольким японским источникам дает представление о климате и физической географии Японии.
Подробнее...
Шведская традиция конца лета: Поедание раков
 
Обзор об одной из главных традиций шведского лета - «августовском поедании раков».
Подробнее...



 

География посетителей

 

Отклик в адрес нашего Портала о странах можно отправить следующими способами.

Портал о странах можно читать и на украинском языке. Подробнее здесь.