Сикхское искусство
Обзор о сикхском искусстве по индийской официальной публикации для заграницы. Также мы приводим справку об учении сикхов и существовавшем сикхском государстве.
Сикхи: ключевые факты
Сикхское искусство XX века:
Современный портрет Гуру Говинда Сингха, сделанный художником Сардаром Гурбах Сингхом.
Илл. «Индия перспективы».
Сначала напомним несколько ключевых фактов о сикхах и сикхизме.
Сикхи — культурно-религиозная группа, проживающая в Пенджабе. Напомним, что Пенджаб (с санскрита «пятиречье») — исторический регион, с
Сын правителя пенджабского города Гуджранвала (Gujranwala, ныне в провинции Пенджаб, в Пакистане) сикх Ранджит Сингх (Ranjit Singh) (годы жизни: 1780-1839), объединил автономные от Великих Моголов, но разрозненные пенджабские феоды в централизованное государство (просуществовавшее в 1799-1839 гг., на фоне упадка империи Великих Моголов, правивших из Дели, при усиливающемся английском влиянии в Индии). Столицей державы сикхов был Лахор (ныне адм. центр пакистанской провинции Пенджаб). 29 марта
Сикхское искусство XIX века: Махараджа Ранджит Сингх верхом на лошади со слугой. Амритсар (школа живописи «Базар», конец XIX века). Илл. «Индия перспективы».
Сикхизм (Sikhism, санскрит shishya — «ученик»), монотеистическая религия, основанная в конце XV в. в Пенджабе гуру Нанаком. Соединяет элементы ислама и индуизма и сочетает веру в единого вечного и всемогущего Бога с индуистскими представлениями о карме и перевоплощении. Сикхизм проповедует равенство всех людей и отвергает кастовую систему.
Верующий стремится искоренить в себе эгоизм и достичь единения с богом, повторяя его многочисленные имена. Соединившись с Богом, сикх обретает мукти (понятие, тождественное индуистской мокше, освобождение из круга рождения, смерти и возрождения).
Нанак (годы жизни: 1469-1539) был первым в ряду десяти гуру, который завершается Говиндом Сингхом, объявившим, что его преемником вечным гуру, будет Адигрантх, священный князь сикхов. Говинд Сингх учредил хальсу, братство святых воинов. В настоящее время в нее входят как мужчины, так и женщины, прошедшие полное посвящение в веру. Иначе говоря, гуру Говинд Сингх (1675-1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его ученики разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов).
В сикхизме нет священников; проводить богослужение может любой сикх независимо от пола. Сам культ включает в себя как индивидуальные моления, так и коллективные богослужения в гурдваре, сикхском храме. Центральной частью храмового богослужения является чтение книги Адигрантх (букв. «Изначальная книга»), которая почитается носителем учения после десяти существовавшими в истории гуру. Кроме Харимандира, или «Золотого храма», в Амритсаре (Индия), святыми местами сикхи почитают Патну (где род. Говинд Сингх; ныне административный центр индийского штата Бихар), Анандпур (где была учреждена хальса; ныне в индийском штате Пенджаб) и Нандер (город, где умер Говинд Сингх; ныне в индийском штате Махараштра).
Важнейшие решения, касающиеся всей сикхской общины, принимаются собранием вождей, происходящих из этих святых мест. В подготовке этого обзора ключевых фактов о сикхах мы использовали, среди прочего, «Оксфордскую энциклопедию» (1992). А теперь, собственно, к сикхскому искусству. После вышеприведенных вводных абзацев, надеемся, читателю будет понятен исторический контекст следующего раздела нашего обзора, а следующий раздел составлен по индийской публикации.
Сикхское искусство
Сикхское искусство: Гуру Гобинд Сингх, сидящий, на троне с птицей в руке.
Илл. «Индия перспективы».
Сикхское искусство XIX века: Десять сикхских гуру (школа живописи Джамму).
Илл. «Индия перспективы».
Индийский журнал для заграницы «Индия перспективы», издающийся Министерством иностранных дел Индии в своей архивной статье о сикхском искусстве пишет:
«Что такое сикхское искусство. Должны ли мы иметь в виду искусство, оформившееся под покровительством сикхской религии, или же искусство, отображающее лишь сикхские сюжеты.
В первые десятилетия XIX века, когда сикхская держава переживала свой расцвет, это искусство находилось под покровительством двора (сикхских правителей). Образцы сикхского искусства создавались в течение двух столетий, и они предшествуют художественным произведениям, появившимся при лахорском дворе. Начало их созданию было положено в середине XVII века.
Хотя самые ранние образцы сикхского искусства заметно отличаются от тех, что появились в дворцовый период его развития, они не могут рассматриваться как абсолютно иные.
Несмотря на то, что сикхские художники выражают свои собственные идеи и изображают на полотне свои собственные идеалы, они (тем не менее) подвержены влиянию существующих культурных традиций, в рамках которых они были воспитаны.
Это особенно относится к сравнительно простому народному искусству. В этой связи неудивительно, что более ранние образцы сикхского искусства отражают существовавшие пенджабские стили.
Сикхское искусство зародилось на основе «джанам-сакхис» иллюстрации к коротким новеллам, создававшимся в то время. За исключением отдельных портретов в течение более чем столетия оно развивалось строго в этих рамках. «Джанам-сакхис» представляют собой несложные по содержанию повествования о жизни Гуру Нанака, которые в значительной степени способствовали распространению сикхской религии.
Каждая новелла состоит из серии анекдотов, не связанных единой хронологической канвой и включающих подробное описание путешествий Гуру Нанака как в самом Пенджабе, так и за его пределами. Несколько новелл стоят особняком, представляя собой уникальные серии анекдотов. Другие же более традиционны.
Связь между сикхским патронажем и искусством пахари (Пахари — языковая область, включающая Непал и индийские штаты Уттаракханд, Химачал-Прадеш и Джамму и Кашмир Прим. Portalostranah.ru) в изображении батальных сцен возникла в результате покорения сикхской державой Пенджаба.
В самом конце XVIII века Махараджа Ранджит Сингх стал правителем Пенджаба, и таким образом, наконец, завершился период нестабильности в регионе, который длился почти столетие.
Обосновавшись в Лахоре, он приступил к укреплению своей власти сначала в равнинной, а затем и в горной части Пенджаба. В 1809 году Сансар Чанд, правитель княжества Кангра, расположенного в горах, просил поддержки у Ранджита Сингха в борьбе с гурками. (Кангра (Kangra) — индуистское княжество, ныне в составе индийского штата Химачал-Прадеш; под гурками здесь подразумевается Непал. Прим. Portalostranah.ru). Взамен он отдал ему форт Кангра. Это событие одновременно с присоединением Гулера в 1813 году положило начало периоду сикхского владычества в горной местности Пенджаба (Гулер (Guler) небольшое индуистское княжество, ныне в составе индийского штата Химачал-Прадеш; Прим. Portalostranah.ru). Соответственно и небольшие княжества перешли под контроль сикхов, а в 1828 году была аннексирована и Кангра.
Покорение горных княжеств в первые годы сикхского владычества не дало импульса развитию батальной живописи, однако некоторые художники проявляли к ней интерес, и этот интерес в последующие годы сикхского правления имел тенденцию к росту.
Известно, что Ранджит Сингх покровительствовал художникам, но степень этой поддержки и характер работ этих живописцев остаются для нас неизвестными.
Поражение сикхского войска и завоевание Пенджаба Великобританией в 1849 году крайне затормозило развитие сикхского искусства. Художники, которые не обладали талантом и зарабатывали себе на жизнь благодаря только своим сикхским покровителям, столкнулись с совершенно иного рода заказами.
Кроме того, им пришлось свыкаться с появлением живописи напечатанной типографским способом, а также с техникой литографии, что давало возможность издавать репродукции массовым тиражом.
Литографии появились в Амритсаре в конце XIX века.
Большое количество картин из Пенджаба, изображающих десять сикхских гуру и Махараджу Ранджит Сингха, были найдены в Северной Индии.
Значительный вклад в развитие сикхского искусства внесли также некоторые индуистские художники, жившие в Панджабе, прежде всего в Амритсаре в начале XX века. Лала Харман Дас, известный резчик по металлу, создал несколько портретов известных сикхских гуру на латуни для гробниц в Амритсаре. Изображение индуистского святого Бага характерно для тогдашнего стиля «Пенджаб-Кангра»
До недавнего времени считалось, что сикхское искусство лишено эстетического начала, поскольку ученые не занимались его исследованием. К сожалению, его образцы можно увидеть только в некоторых музеях Индии, и их нет ни в одной частной коллекции.
Сейчас ситуация изменилась. Сикхское искусство находится в центре внимания, главным образом благодаря усилиям сикхской общины живущей за пределами Индии. Сикхи начинают все больше осознавать свое духовное наследие», — отмечает журнал «Индия перспективы» (выпуск: июль,
«Индия перспективы» — официальный индийский журнал для заграницы. Издается на десяти языках Министерством иностранных дел Индии. Заметка «Индия Перспективы» из архива Portalostranah.ru приведена по русскому изданию журнала.
Сикхское искусство XIX века: Гуру Нанак в сопровождении соратников.
Илл. «Индия перспективы».