Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Запрет музыки в исламе. Что об этом передает государственное «Радио Афганистан» и не только. И почему в современный период три национальных вещательных компаний исламских государств отказывались от исполнения музыки в своем эфире


О запрете музыки в исламе. О новейшей истории вещания национальных вещательных компаний исламских государств, присоединившихся к запрету на музыку, и о соответствующих хадисах и их трактовке из Кабула и Астаны.

Скришот страницы англоязычной версии государственной станции Radio Television Afghanistan – RTA от 27/05/2016 со статьей о греховности музыки и музыкальных инструментов. В статье, в частности, говорится, что использование музыкальных инструментов вообще запрещено в исламе, за исключением бубна даф». Тем не менее, музыка была запрещена в Афганистане только при правлении радикального исламского движения талибов (1996-2001 г.), ныне же Radio Television Afghanistan – RTA широко передает в своих теле- и радиопрограммах музыку (так, и на нашем скриншоте в правой колонке видно окно прямой трансляции телеканала RTA TV, где идет музыкальная передача).

Однако исламские программы на RTA остаются консервативнее общей политики RTA и нынешнего (2016 г.) афганского государства.

Скришот страницы англоязычной версии государственной станции Radio Television Afghanistan – RTA от 27/05/2016 со статьей о греховности музыки и музыкальных инструментов. В статье, в частности, говорится, что использование музыкальных инструментов вообще запрещено в исламе, за исключением бубна даф». Тем не менее, музыка была запрещена в Афганистане только при правлении радикального исламского движения талибов (1996-2001 г.), ныне же Radio Television Afghanistan – RTA широко передает в своих теле- и радиопрограммах музыку (так, и на нашем скриншоте в правой колонке видно окно прямой трансляции телеканала RTA TV, где идет музыкальная передача).

Однако исламские программы на RTA остаются консервативнее общей политики RTA и нынешнего (2016 г.) афганского государства.

В современный период три национальных вещательных компаний исламских государств отказывались от исполнения музыки в своем эфире. Интересно, что все три эти станции имели, а две из них и продолжают (по состоянию на 2016 г.) трансляции на русском языке.

 

Во первых, это радиостанция Исламского эмирата Афганистан — так называлось афганское государство при талибах — «Радио Шариат» (Voice of Sharia). Данная станция существовала с 1996 по 2001 год (т.е. пока талибы правили в Кабуле), заняв кабульские студии «Радио Афганистан». При этом станция имела и коротковолновое вещание — для этих целей, насколько известно, инженеры на «Радио Шариат» собрали 100-киловаттный самодельный передатчик из деталей нескольких неисправных. Для заграницы станция вещала на английском, урду, арабском и русском (подробнее об этой станции, с записями позывных вещания, в т.ч. на русском, см. в очерке о «Радио Афганистан» здесь — ныне, по состоянию на 2016 г., «Радио Афганистан» вновь ведет передачи иновещания на русском, и музыка в передачах нынешнего Афганистана присутствует). В программах же «Радио Шариат» музыки не было вообще, присутствовали только мусульманские и патриотические речитативы (чтение на распев) без музыки; попутно отметим, что телевидение при талибах было запрещено (радиотрансляции на русском шли на средних и коротких волнах).

 

Во вторых, от музыки в первые, приблизительно, 20 лет своего существования отказывалось национальное телерадиовещание Исламской Республики Иран (Islamic Republic of Iran Broadcasting, на перс. Sedā va Sima-ye Jomhūrī-ye Eslāmī-ye Īrān, букв. «Голос и образ Исламской Республики Иран). Эта станция, возникшая в 1979 г., после Исламской революции в Иране, на базе телевидения и радио шахского Ирана National Iranian Radio and Television NIRT, постепенно существенно нарастила свои мощности, и ныне является одним из крупнейших вещателей в мире (так, вещание на заграницу идет, по состоянию на 2016 г., на 30 языках, включая русский — русские радиопередачи начались еще в 1946 г., при шахе, некоторое время в 2000-х велось и спутниковое телевещание на русском, ныне (2016 г.) русское радиовещание IRIB идет на коротких волнах, через спутники и в Интернете, некоторые записи русского вещания станции можно послушать в разделе Иран). И, как мы уже отметили, в первые 20-лет своего существования телерадиовещание Ирана не передавало музыки. Но за тремя особо оговоренными исключениями: религиозных речитативов, патриотических гимнов (маршей) и иранской традиционной музыки. Сейчас ограничения на музыку несколько смягчены, но эстрадная музыка в Иране по-прежнему под запретом.

 

И, наконец, еще одной станцией, которая отказалась от исполнения музыки в своем эфире, стала официальная радиостанция существующего ныне (2016 г.) исламского государственного образования в Ираке, Сирии и Ливии — станция «аль-Байан» (Al-Bayan, с арабского «заявление, «изложение»). Запущенная в 2015 г., эта станция вещает на FM, как минимум, в семи городах образования, включая его гл. города Эр-Ракка и Мосул, а также в Интернете. Трансляция идет на арабском, но еще передаются выпуски новостей на английском, французском, курдском и русском языках. В программах «аль-Байан» музыки нет вообще, присутствуют только мусульманские речитативы (чтение нараспев).

 

Этим снимком редакторы английской службы Radio Television Afghanistan – RTA на своем сайте проиллюстрировали заметку о греховности музыки (май 2016).
Этим снимком редакторы английской службы Radio Television Afghanistan – RTA на своем сайте проиллюстрировали заметку о греховности музыки (май 2016).

А теперь вернемся в Афганистан. После падения талибов в 2001 г. «Радио Афганистан» в Кабуле возобновило свою работу, также заработало и телевидение — тогда в Афганистане была создана государственная вещательная компания Radio Television Afghanistan — RTA. Отметим, что RTA действует наряду с многочисленными частными телерадиокомпаниями, и широко, как уже упоминалось, передает музыку, включая эстрадную (запрет на музыку в Исламском государстве Афганистан был отменен после падения талибов). Однако программы, толкующие исламское учение, на RTA отличаются консервативностью, и не слишком одобряют музыку.

 

Далее следует текст ответа английской службы Radio Television Afghanistan — RTA(май 2016) слушателю о греховности музыки (ответ был опубликован на англоязычной странице станции в разделе материалов об исламе). Перевод Portalostranah.ru, переводы текстов хадисов сверены и по др. источникам:

 

«Вопрос: У меня есть сомнения по поводу музыки и игры на музыкальных инструментах. Является ли это актом Сатаны? (Фаиз-Улла-Хан (Faiz-ullah-Khan), радиослушатель из Джамму и Кашмира).

 

Ответ «Радио Афганистан» (RTA):

 

Запрещение музыки записано во многих подлинных хадисах (Во многих исламских источниках, наоборот, говорится, что запрет музыки в исламе не подтвержден подлинными, т. е. заслуживающими довериями, хадисами, т.е. рассказами о поступках и высказываниях Пророка Мухаммеда, при том, что в Коране не говорится о запрете музыки. Под заслуживающим доверия хадисами в исламе понимаются хадисы, которые содержат также заслуживающую доверия цепочку передатчиков хадиса. Что касается музыки, то существует и целый ряд достоверных хадисов, где Пророк отнюдь не высказывает недовольства, слушая музыку. Подробнее в ПРИМЕЧАНИИ здесь Прим. Portalostranah.ru).

 

«Передал Абу-Малик аль-Ашари (Abu Malik Al-Ashari).

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Некоторые люди моей уммы будут пить вино, называя его другим именем, они будут слушать музыку (музыкальные инструменты) и певиц. Аллах сделает так, что одних из этих людей поглотит земля, а других превратит в обезьян и свиней» (Ибн Маджа, выпуск 5, хадис № 4020; Ibn Ma’jah Vol.5 Hadith No.4020; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Язид ибн Маджа аль-Раби аль-Казвини (Abū ʻAbdillāh Muḥammad ibn Yazīd Ibn Mājah al-Rabʻī al-Qazwīnī), иранский богослов, собиратель хадисов, годы жизни: 824-887).

 

Передал Абу Амир (Abu Amir) или Абу Малик Аль-Ашари (Abu Malik Al-Ashari), да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обязательно появятся люди из (числа членов) моей общины, которые станут считать дозволенным прелюбодеяния, (ношение) шелка, (употребление) вина и (использование) музыкальных инструментов. И (некоторые из них) поселятся у края высокой горы, а вечером к ним пригонят их скот и придет к ним (бедняк, чтобы они помогли ему в его) нужде. Они скажут: «Возвращайся к нам завтра», но (ночью) Аллах уничтожит (часть из) них, обрушив на них эту гору, других же обратит в обезьян и свиней, и будут они оставаться таким до Воскресенья» (Сборник хадисов аль-Бухари «Сахих аль-Бухари», выпуск 7, хадис № 5590; Sahih Al-Bukhari Vol.7 Hadith No.5590; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим аль-Джуфи аль-Бухари (Muhammad al-Bukhari), живший в Самарканде выходец из Персии собиратель хадисов, годы жизни: 810-870).

 

Тем не менее, есть некоторые хадисы, которые указывают, что допустимо бить в даф (daff) — т.е. в бубен (который открыт с одной стороны и обтянут с другой стороны).

 

Урва (Urwa) передал со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды во время пребывания в Мине Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, зашел к ней тогда, когда у нее находились две девушки, игравшие на бубне, а также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прикрывшийся своей одеждой. Абу Бакр резко заговорил с ними, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, открыл лицо и сказал: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь это − дни праздник Ид аль-адха (Жертвоприношения), дни (пребывания) в Мине» (Сборник хадисов аль-Бухари «Сахих аль-Бухари», выпуск.2, хадис № 987; Sahih Al-Bukhari Vol.2 Hadith No.987).

 

Передается от Рубаййи’и (Ar Rabi), дочери Му’аввиза ибн’Афры (Muawwidh bin Afra):

 

«Когда меня выдавали замуж, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вошел и присел на мою постель подобно тому, как сидишь рядом ты (эти слова адресованы человеку, передававшему этот рассказ со слов ар-Рубеййи). Наши девушки стали бить в бубны- даф и петь, воспевая моих предков, погибших в битве при Бадре. Вдруг одна из них сказала: «Среди нас есть пророк, который ведает о том, что будет завтра». И тут посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не произноси эти слова, а говори то, что говорила до этого» (Сборник хадисов аль-Бухари «Сахих аль-Бухари», выпуск 7, хадис № 5147; Sahih Al-Bukhari Vol.7 Hadith No.5147).

 

Поэтому из приведенных выше доказательств можно сделать вывод, что использование музыкальных инструментов вообще запрещено в исламе, за исключением бубна даф.


Музыка, как правило, опьяняет человека и отвлекает его от поиска путей к Аллаху. Музыка забирает ум человека и уводит подальше от поминания Творца и от осознания и сосредоточения на целях создания».

 

В содержании музыкальных произведений слушатели, по большей части, ценят превыше другого нелогичное, некорректное и даже кощунственное. Любой человек поймет это, когда он начинает размышлять над смыслом многих песен на хинди (индийская музыка очень популярна в нынешнем Афганистане Прим. Portalostranah.ru) и на английском, а также текстами песен и газелей. Таким образом можно сказать, музыка приводит человека в состояние, своего рода, опьянения, и человек, слушая музыку, отклоняется от прямого пути. А Аллах знает лучше», передавала английская служба Radio Television Afghanistan — RTA в заметке на своем сайте (май 2016 г.).

Примечание

 

В противоположность, так один из крупных мусульманских русскоязычных сайтов, а именно сайт muslim.kz — официальный сайт соборной мечети в Астане «Хазрет Султан» (суннитская, ханафитская — принадлежит прогосударственному Духовному управлению мусульман Казахстана), подобрал и пересказал целый рад хадисов, которые наоборот, говорят о разрешении музыки в исламе. В том числе сайт пересказывает и два из хадисов, приводимых в цитируемой нами выше заметке Radio Television Afghanistan — RTA, но трактует их не как запретительные, а как разрешительные. Muslim.kz пишет:

 

«1. Сообщается со слов Рубайи дочери Муаууиз (Пусть Аллах будет доволен ею!). Она сказала следующее: «Когда меня выдавали замуж, Посланник Аллаха вошел и присел на моей кровати на той дистанции, на который ты сидишь, а наши девушки били в бубны и пели, воспевая предков, погибших в битве при Бадре. Вдруг одна из них сказала: «Среди нас есть Пророк, который ведает о том, что будет завтра». И тут Посланник Аллаха сказал: «Не произноси эти слова, а говори то, что говорила до этого» (то есть воспевай предков, погибших в битве при Бадре).

 

Как видно, в этом хадисе переданном в своде хадисов имама Бухари сообщается о том, что Пророк находился в том месте, где девушки играли на тамбурине, воспевая предков, погибших при Бадре. Если игра на музыкальных инструментах была бы в целом запретна, то Посланник Аллаха не стал бы сидеть в таком месте. Если бы и присутствовал там, то запретил бы девушкам играть на музыкальных инструментах, т.е. Посланник Аллаха не предложил бы им продолжать играть и воспевать своих предков.

 

2. Из сборника хадисов имама аль-Бухари и имама Муслима передается от супруги Посланника Аллаха Айши:

 

«Однажды Посланник Аллаха вошел ко мне, когда у меня находились двое маленьких девочек, певшие песню... Пророк лег на кровать и отвернулся. Потом зашел Абу Бакр и строго спросил меня: «Почему рядом с Посланником Аллаха вы играете на свирели шайтана?». Тогда Пророк повернулся, посмотрел на него и сказал: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь это дни праздника!». Пока Посланник Аллаха разговаривал с Абу Бакром, я незаметно сделала знак девочкам и они вышли. Это было во время праздника (Ид). В этот день африканцы танцевали свой танец «меча и щита». Не помню, я ли попросила, или сам Посланник Аллаха предложил посмотреть на это зрелище. Я стояла позади него. Наши лица соприкасались. Посланник Аллаха подбадривал «Ну-ка о, Потомки Арфида!». Мы смотрели до тех пор пока я не устала...».

 

То, что Пророк слушал пение в сопровождении музыкального инструмента, и то, что он не поддержал Абу Бакра, когда тот сделал замечание своей дочери Айше, по поводу игры на свирели, а наоборот сказал ему оставить их, является доказательством дозволенности безвредной музыки. К тому же то, что Посланник Аллаха подбадривал танцующих гостей, является доказательством того, что развлечения, не противоречащие шариату, дозволены.

 

3.Из сборника хадисов имама Аль-Бухари передается от супруги Посланника Аллаха Айши:

 

«Айша сопровождала одну девушку к мужчине из ансаров (т.е. коренные жители Медины, сподвижников Пророка) в целях выданья ее замуж. Пророк спросил ее: «О Аиша, разве не были у вас развлечения? Поистине, ансары любят развлечения». В другом риваяте (изложении) передается: «Айша сватала одну девушку из ансаров, которая приходилась ей родственницей. Пророк спросил: «Выдали девушку замуж?». Домочадцы ответили «Да». Посланник Аллаха спросил: «А вы послали вместе с ней человека, который умеет петь?». Айша ответила «Нет». Тогда Пророк сказал следующее: «Ведь ансары — народ, в котором есть любовь к стихам. Почему вы не отправили тех, кто бы спел, повторяя: «Мы пришли к вам, мы пришли к вам, пусть будет благость Аллаха вам, и пусть будет благость Аллаха  нам!» (Аналогичный хадис есть у Ибн Маджа, хадис № 1900; Sunan Ibn Majah Book 9 Hadith 1900 Прим. Portalostranah.ru).

 

4. Хадис переданный от Анаса ибн Малика:

 

Анас ибн Малик сказал: «Когда Пророк Аллаха однажды проходил через одно место в Медине, то вдруг он услышал, как девочки стучат в бубен и напевают следующее: «Мы девушки из (племени) Бани Наджар, насколько же прекрасен Мухаммад как сосед». Тогда Посланник сказал: «Только Аллах знает, насколько я люблю вас».

 

Хадис передал Ибн Маджа с достоверной цепочкой, который ученые-хадисоведы оценили как — «сахих» (достоверный). Если пение и игра на музыкальных инструментах были бы «харам», то Посланник Аллаха не сказал бы девочкам слова одобрения «Только Аллах знает, насколько я люблю вас».

 

Из приведенных выше хадисов мы видим, что Посланник Аллаха не только несколько раз слушал пение под сопровождением тамбурина, но и выражал свое одобрение.

 

Некоторые мусульмане, опираясь на упомянутые хадисы, могут заявить о дозволенности только тамбурина и объявить о запретности всех других музыкальных инструментов. Однако относительно этого нет ни одного «сахих» хадиса.

 

Во время Пророка тамбурин, был одним самых широко распространенных музыкальных инструментов среди арабов. Поэтому Посланник Аллаха слушал пение в сопровождении тамбурина. Но это не означает, что другие музыкальные инструменты запрещены. Поэтому любой из музыкальных инструментов считается дозволенным, если не влечет человека к дурному и совершению греха», пишет сайт muslim.kz — официальный сайт соборной мечети в Астане «Хазрет Султан».



Опубликовано
27
05
2016
Обновлено
26
05
2016
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...