Аламут и ассасины исмаилиты
Обзор об истории и сегодняшнем дне шиитского исмаилитского течения, которое в прошлом было известно как ассасины, и их родовом гнезде – крепости Аламут (в Персии-Иране).
Обзор подготовлен по источникам, как сочувственно относящихся к исмаилитам (это шиитские иранские источники, а также публикации «Организации Ага-хана по развитию»; напомним, агаханцами теперь называют исмаилитов низаритов, которые до того также были известны как ассасины), так и по источникам более критически относящихся к прошлому низаритов (это суннитские публикации и западные публикации).
На второй странице этого обзора вы можете послушать в аудиофайле (запись из архива Portalostranah.ru), а кроме того прочитать в тексте передачу официального иновещания радио «Голос Исламской Республики Иран», русская программа, от 19/10/2014 о крепости Аламут – бывшем историческом центре ассасинов исмаилитов.
На карте: Регион Ближнего и Среднего Востока в первый период существования исмаилитов-низаритов, ставших известными как ассасины.
Годом появления исмаилитов-низаритов можно назвать 1094 г., когда они поддержали в борьбе за власть Низара, старшего сына скончавшегося в тот год фатимидского халифа аль-Мустансира, бывшего также имамом исмаилитов.
Однако Низар проиграл в борьбе за власть своему младшему брату и погиб в темнице. После этого исмаилиты перестали поддерживать шиитскую исмаилистскую династию Фатимидов (государство Фатимидов в Египте обозначено на карте фиолетовым цветом) и превратились в исмаилитов-низаритов, став под руководством своего вождя Хасана ас-Саббаха (Hassan-i Sabbah, родился между 1040 и 1050 гг., умер в 1124 г.) строить квази-государство ставшее известно как государство ассасинов.
Государство ассасинов не было классическим - это были неприступные горные крепости, расположившиеся в Персии, а затем в Сирии – государство внутри другого государства (крепости ассасиинов Аламут (Alamut), Ламбсар (Lambsar), Меймун-Диз (Maymun Diz) в Персии и Масьяф (Masyaf) в Сирии, а также другие обозначены на карте (всего у ассасинов постепенно набралось более полсотни крепостей с прилегающей территорией, а также ряд городов). Регион тогда занимало государство тюрков-сельджуков (обозначено коричневым цветом), оно сначала воевало с ассасинами, а потом заключило перемирие. Одновременно в Багдаде продолжали формально управлять безвластные абассидские халифы.
Аббасидские халифы, как и правившие за них, патронирующие их сельджуки, были суннитами. В то время как ассасины были шиитами. И главной целью ассасинов была борьба с аббасидскими халифами.
Государство сельджуков, занимавшее земли аббасидского халифата, граничило с христианскими государствами - Византией (обозначено оттенком красного) и государствами крестоносцев в Палестине (обозначены оттенком желтого). Также на карте обозначена Киликийская Армения (государство армян на средиземноморском побережье).
Данная карта показывает границы на 1140 г., когда уже скончался основатель квази-государства ассасинов Хасан ас-Саббах, но ассасины были очень могущественны.
Перед появлением ассасинов: Сунниты, шииты и аббасидские халифы
В книге «Сельджуки» британского автора Тамары Талбот Райс (The Seljuks In Asia Minor. книга Тамары Талбот Райс (Tamara Talbot Rice, годы жизни: 1904-1993) книга вышла в 1961 г, есть русское издание 2004 г.) следующим образом описывается историческая ситуация перед появлением исмаилитов-ассасинов:
«К середине VIII века нашей эры падение (первой исламской) династии Омейядов и возвышение династии Аббасидов привели к возникновению больших волнений среди мусульман. Многие ударились в раскольничество, другие приветствовали рост различных религиозных сект, и довольно быстро все мусульмане поделились на две в равной степени преданные и почти равные по численности группы. Более крупная состояла из правоверных мусульман, поддерживавших багдадских халифов Аббасидов; они называли себя суннитами — от арабского слова «сунна» — «правоверная традиция» или «символ веры». Они были убеждены в том, что все полностью учение Пророка выражают только сунна (собрание текстов о деяниях Мухаммада, содержащая также его изречения и суждения) и аксиомы первых имамов. Поэтому они придавали сунне самостоятельное значение, хотя одновременно и признавали ее дополнением к Корану, который, по их мнению, Аллах слово в слово продиктовал Пророку.
Второй группой были шииты; они были меньшими догматиками, однако находились в оппозиции к Аббасидам и поддерживали притязания египетской династии Фатимидов. Эта династия принадлежала к шиитам, они назвали себя Фатимидами в честь Фатимы — любимой дочери Пророка и жены его любимого ученика Али, о своей преданности которой они заявляли. Основная масса мусульман Персии тоже была шиитами, в X и XI веках шиитами были и Буиды из Хорасана— автократическая иранская династия, ведущая род от легендарного героя Бахрам-Гура (Бахрам-Гур — шах Бахрам V из персидской доисламской династии Сасанидов, которые исповедовали зороастризм, Сасаниды пали после арабского исламского завоевания; правил в 420/421- 438/439 гг., считался справедливым царем. О нем пишет иранский эпос «Шахнамэ». Прим. Portalostranah.ru).
(В свою очередь) в XI веке (правившие е Египте) Фатимиды напрямую взяли под свою защиту одну из шиитских сект — исмаилитов».
Говоря о взаимоотношениях Буидов и абассидских халифов, которые оказались в их власти (Буиды владели Багдадом и Ираком в 945–1055 гг., а с 934 по 1062 гг. владели большой частью Ирана, потерпели поражение от тюрок-сельджуков) суннитское издание «История мусульманских государств I-VII веков по хиджре» современного азербайджанского автора Али Заде (вышло в Москве в 2004 г.) замечает:
«Поскольку Буиды исповедовали шиизм, они отрицали законность халифата Аббасидов; они считали Аббасидов узурпаторами, отобравшими власть у наследников Али ибн Абу Талиба (зятя пророка Мухаммеда. Али был женат на дочери пророка Мухаммеда Фатиме. Потомков Али ибн Абу Талиба называют Алиды. Подробнее о привязанности шиитов к к Али и Алидам также далее в этом обзоре Прим. Portalostranah.ru), и потому не показывали даже форм и ных знаков уважения к авторитету халифа. Есть сведения о том, что... Буииды даже хотели положить конец династии Аббасидов, большинство из...советников Буидов поддержали эту идею, но один из советников отговорил... их от этого, мотивировав это тем, что легче управлять халифом, которого шииты считали незаконным, чем если бы к власти пришел Алид, который мог бы ограничить могущество Буидов, т. к. для шиитов он бы стал единственным авторитетом, и в конечном итоге такой халиф мог бы вообще лишить Буидов власти».
Упомянутое издание «История мусульманских государств I-VII веков по хиджре» также пишет и о сменивших Буидов Сельджуков (в тексте издания даты приведены по исламскому календарю хиджре — везде обозначена как г. х. В хиджре за первый год берется 622 год общепринятого западного календаря, в тот год произошло переселение Пророка Мухаммеда из Мекке в Медину. В самых важных случаях мы дополнили дату по хиджре также датой по общепринятому западному календарю)
«В период с 467 по 656 гг. хиджры (467 год по хиджре соответствует 1075 г. по общепринятому западному календарю) в Аббасидском Халифате господствовала династия Сельджукидов. Сельджуки представляли собой одну из ветвей турок-огузов и считали себя потомками Сельджука Токакоглу, жившего в IV в. х. В V в. х. они и завоевали часть Средней Азии, Ирак, Армению, Малую Азию, Грузию, большую часть Персии, Азербайджана и Курдистана, некоторые другие территории и основали династию Сельджукидов. Период правления Сельджукидов начался с момента вступления войск Тогрул Бека в Багдад в 447 г. хиджры (447 г. хиджры соответствует 1055 г. по общепринятому западному календарю) На протяжении длительного времени они оставались фактическими правителями халифата...Сельджукиды — в отличие от тюркских военачальников при халифах и Буидов — не вмешивались в дела халифов. Тюркские военачальники постоянно враждовала между собой, и как только один из них считал, что халиф поддерживает его противника, он сразу пытался либо убить его, либо ослепить. Буиды же были шиитами и вообще не признавали законности правления аббасидских халифов. В противовес им Сельджукиды были суннитами и относились к 213 халифам с большим почтением; они повысили авторитет халифов в мусульманском мире, и хотя власть последних носила ограниченный характер, сложившееся положение все равно принципиально отличалось как от периода произвола тюркских военачальников, так и от периода владычества Буидов.
Фатимиды — покровители исмаилитов
Далее поговорим подробнее о Фатимидах. Вот короткое восторженное описание династии Фатимидов, данное на официальном сайте исмаилитов — сайте т.н. «Организация Ага-хана» — Aga Khan Development Network (AKDN) akdn.org (цитаты по рус. версии). Напомним, агаханцами теперь называют исмаилитов низаритов, которые до того также были известны как ассасины):
«Ранний период истории исмаилитов, примерно с момента зарождения Ислама и вплоть до XI века включительно, пестрит описанием достижений империи Фатимидов. Названная в честь дочери Пророка Фатимы, династия Фатимидов основала государство, которое поощряло развитие искусства, науки и торговли в средиземноморской части Ближнего Востока на протяжении более двух столетий. Его центром стал Каир, основанный Фатимидами в качестве столицы».
Просуннитское издание «История мусульманских государств I-VII веков по хиджре» современного азербайджанского автора Али Заде (вышло в Москве в 2004 г.) следующим образом описывает создание и крах Фатимидского халифата (напомним, в тексте издания даты приведены по исламскому календарю хиджре — везде обозначена как г. х. В хиджре за первый год берется 622 год общепринятого западного календаря, в тот год произошло переселение Пророка Мухаммеда из Мекке в Медину. В самых важных случаях мы дополнили дату по хиджре также датой по общепринятому западному календарю):
«Несмотря на то, что представители династии Фатимидов возводили свою родословную к Пророку Мухаммаду, ортодоксальные (исламские) историки отрицали это. В хрониках сообщается, что они вели происхождение от аль-Каддаха (Маймун ибн Дауд ибн Дайсан аль-Каддах, ум. в 874–875 гг., персидский врач и основатель учения исмаилизма; недовольные исмаилитами суннитские источники, обычно подчеркивают, что аль-Каддах якобы был сыном еврея, обратившимся в ислам Portalostranah.ru), и их называют Убайдидами по имени первого халифа этой династии (Убайдалла аль-Махди (Abdullah al-Mahdi Billah, сторонники Убайдаллы считали его потомком Исмаила, сына имама Джафара ас-Садика, т.е. происходившего из рода Али ибн Абу Талиба, зятя пророка Мухаммеда. Али был женат на дочери пророка Мухаммеда Фатиме; по другой версии, озвучиваемой противниками исмаилитов в суннитских источниках, Убайдалла был сыном или пасынком вышеупомянутого аль-Каддаха. Подробнее об этом с точки зрения сторонников исмаилитов здесь и противников исмаилитов здесь Прим. Portalostranah.ru).
Господствующей идеологией Фатимидского халифата был шиизм исмаилитского толка.
Исмаилиты начали распространять свои взгляды в период правления аббасидского халифа аль-Мутамида Аляллаха (256-279). Эта доктрина успешно развивалась при халифах аль-Мутадиде Биллахе (279-289) и аль-Муктафи Биллахе (289-295), охватив многие регионы Аббасидского халифата. Наконец, во времена правления (абассидского халифа аль-Муктадире Биллахе в 297 г. х. исмаилитам удалось создать свое государство в Ифрикии (Ифрикия — провинция Арабского халифата, включающая современные Тунис и части Ливии и Алжира. Столицей провинции был город Кайруан (Kairouan, букв. с арабского и персидского «караван» в значении военный или гражданский лагерь или место отдыха, ныне в Тунисской Республике. Прим. Portalostrnah.ru).
Противопоставляя себя Аббасидам, представители исмаилитской фатимидской династии объявили себя халифами.
Первым фатимидским халифом стал Убайдулла аль-Махди (Abdullah al-Mahdi Billah), который объявил себя ожидаемым Мессией. Он обосновался в Раккаде близ Кайруана, а в 304 г. хиджры (916 г. по общепринятому западному календарю) основал в Ифрикии город Аль-Махдия, куда перенес свою столицу (В 909 г. по по общепринятому западному календарю Убайдулла сверг в Ифрикии Аглабидов — арабская династию, правившую здесь и признававшую сюзеренитет аббасидских халифов Прим. Portalostranah.ru). Убайдулла аль-Махди правил до 322 г. хиджры, а затем халифом стал его сын Низар Абуль Касим аль-Каим. В 323 г. х. Фатимиды предприняли наступление на Корсику и захватили на острове несколько населенных пунктов.
Усиление Фатимидов и распространение ими своего влияния сопровождалось постоянными мятежами против них. На Сицилии жители взбунтовались против наместника Фатимидов, однако халиф аль-Каим подавил это восстание. В Триполи против Фатимидов выступили хариджиты-ибадиты (исламское течение, которое можно назвать промежуточным между суннитами и шиитами. Прим. Portalostranah.ru). Аль-Каим послал туда военный флот и, окружив город со всех сторон, воспрепятствовал подвозу жизненно необходимых товаров. Это привело к тому, что жители Триполи выплатили большую сумму денег и выдали трех вдохновителей восстания — их доставили в Ракка-ду и в 330 г. х. казнили.
С 316 г. х. ибадиты под руководством Абу Йазида Му-халлада ибн Кийада вели борьбу с Фатимидами в горах Атласа. В 325 г. х. к этой группе присоединились не только все племена и фракции хариджитов-ибадитов (хариджиты-ибадиты — промежуточное течение между суннитами и шиитами Прим. Portalostranah.ru), но и мусульмане-сунниты, протестовавшие против искажения Фатимидами основ Ислама. Аль-Каим приказал своему наместнику арестовать Абу Йазида, однако тот сам попал в плен к ибадитам. Тогда аль-Каим выступил против восставших с большой армией и окружил их, но Абу Йазиду удалось заручиться поддержкой местных племен, выйти из окружения и нанести войскам Фатимидов поражение. После этого восставшие вошли в Раккаду, а в 333 г. х. — в Кайруан.
Затем Абу Йазид двинулся на Аль-Махдию. Аль-Каим велел вырыть вокруг города ров и занял оборону. Возможно, если бы племена Кутама и Санхаджа не помогли ему в создании оборонительного рва, то власти Фатимидов пришел бы конец. Противостояние аль-Кайма и Абу Йазида закончилось сражением, в котором последний одержал победу, но не стал преследовать разгромленного противника, и Фатимидам удалось собрать новую армию.
В 334 г. хиджры фатимидский халиф Абуль Касим аль-Каим Низар ибн Убайдулла аль-Махди умер, передав власть своему сыну аль-Мансуру Абу Тахиру Исмаилу. Мусульманские историки сообщают, что он был зиндиком (здесь в значении «мусульманин, который наносит вред религии своим грехами» Прим. Portalostranah.ru) и еще большим смутьяном, чем его отец. Аль-Мансур не стеснялся хулить Божьих Пророков. По улицам городов ходили специально подосланные им люди, которые выкрикивали: «О люди! Пусть будет проклята пещера и тот, кто в ней находился!», оскорбляя тем самым первого праведного халифа Абу Бакра, вместе с Пророком Мухаммадом скрывавшегося в пещере от преследователей во время переселения в Медину. Аль-Мансур Исмаил аль-Убайди казнил много мусульманских ученых. В 341 г. х. он скончался, и его место занял его сын Маад, известный как аль-Муизз Лидиниллах. Он правил лучше своего отца и положил конец многим несправедливостям, заслужив симпатии подданных.
В 357 г. хиджры (т.е. в 968 г. по общепринятому западному календарю Прим. Portalostranah.ru) престиж Ихшидидов в Египте начал стремительно падать, и в стране началась смута (Ихшидиды (также Ишкиды) — династия, основанная Мухаммедом ибн Тугиджем (Muhammad ibn Tughj al-Ikhshid), одним из командиров-тюрков тюркской гвардии Аббасидского багдадского халифа и управлявшая Египтом с 935 по 969 гг. от имени Аббасидов. В 946-м году ибн Тугидж скончался. После этого при последовательно правивших сыновьях ибн Тугиджа на протяжении более 22 лет управляющим династии был евнух, негр Кафур. Воодушевленные смертью Кафура, наступившей в 967 г. по общепринятому западному календарю), а в 969 г. Фатимиды вторглись и завоевали Египет, начав таким образом новую эру в истории страны Прим. Portalostranah.ru)
В 968- м г. по общепринятому западному календарю) к аль-Муиззу Лидиниллаху прибыла делегация с просьбой прислать войска и взять власть в свои руки; но контроль над Египтом пытались установить и карматы, которые перешли в наступление на эту провинцию (Карматы — крупная ветвь исмаилитов, создавшая в Бахрейне общину, в 899 году отделившуюся от основной ветви исмаилитского движения. Карматы не признали основателя Фатимидского государства Убайдаллаха имамом и махди и ожидали пришествия истинного «сокрытого» имама Мухаммада ибн Исмаила (внука Джафара ас-Садика. Прим. Portalostranah.ru). В связи с этим (фатимидский халиф) аль-Муизз Лидиниллах послал в Египет 100000-ную армию с Джаухаром (Гаухаром) Сицилийским во главе, и тот подавил все очаги сопротивления в Египте. Он же основал город Каир и построил там дворец фатимидских монархов. После установления в Египте режима Фатимидов в Каире началось строительство знаменитого университета Аль-Азхар», — пишет просунитское издание «История мусульманских государств I-VII веков по хиджре» современного азербайджанского автора Али Заде (вышло в Москве в 2004 г.).
В свою очередь «Правоверных религиозных патриотов всегда печалил тот факт, что аль-Кахиру основал не ортодоксальный мусульманин, а шиит, то есть приверженец секты, которую сунниты-египтяне считают еретической. Раздоры между суннитами и шиитами имели большое значение для последующих двухсот лет истории Каира», — писал британский автор Джеймс Олдридж в своей книге «Каир. Биография города» (1969 г.), об основании Каира см. здесь.
Фатимидская династия пала посредством Салах ад-Дина, широко известного как Саладин. Этот суннит и выходец из курской семьи военачальников на службе у Зангидов — суннитских и тюркских правителей Сирии, формально подчинявшихся сельджукским султанам и Аббасидским халифам (о взаимоотношениях сельджуков и Аббасидов в следующем разделе) стал впоследствии правителем Сирии, Египта и Палестины, Ливана и части Ирака. Отбил у христиан- крестоносцев Иерусалим. Он основал династию Айюбидов. Сначала воюя с Фатимидами и помогавшими им крестоносцами в Египте в качестве соратника своего дяди — визиря Дамаска, затем Салах ад-Дин явился в Египет помогать Фатимидам уже в защите от крестоносцев и постепенно взял власть в этой стране, став сначала визирем Египта при Фатимидском султане. С кончиной своего господина — управителя Сирии Нура ад-Дина Махмуда из династии Зангидов (в 1174 г.), Саладин женился на вдове Нур ад-Дина Исмет ад-Дин-хатун и стал регентом 11-летнего сына Нура ад-Дина Ас-Салих Исмаила. Саладин военным путем побеждает других представителей семьи Зангидов. После кончины сына Нура ад-Дина (скончался в 1181 г.), Саладин стал формально управителем Сирии (Султан Сирии и Египта с 1174 и до своей кончины в 1193 г.). Возвращаясь в Египет, упомянутое издание «История мусульманских государств I-VII веков по хиджре» таким образом пишет о финале династии Фатимидов:
«Шиитско-исмаилитские законы в Египте были отменены, и Салах ад-Дин привел их в соответствие с ортодоксальными суннитскими нормами. Все ненадежные военачальники и чиновники были отправлены в отставку, и фатимидский халиф аль-Адид окончательно лишился власти и влияния.
Затем Салах ад-Дин приказал своему командиру Баха ад-Дину Каракушу взять под контроль дворец халифа и изолировать правителя. Спустя некоторое время он пригласил к себе всех лидеров страны, и на этом совете было принято решение читать проповеди с именем аббасидского халифа аль-Мустади Биллаха.
В 567 г. хиджры. (1171 г. по общепринятому западному календарю) последний фатимидский халиф аль-Адид умер, и государство Фатимидов прекратило существование, а власть над Египтом перешла в руки Салах ад-Дина Айюби». Аюбиды правили Египтом до 1252 г. (отстранены от власти от власти своим рабами тюрками-мамлюками), а в Сирии до 1260 г.
Отметим, что Саладин вел несколько неуспешных компаний с исмаилитами-ассасинами в Сирии, но их крепостей в Сирии, и тем более, в Персии не взял.
Исмаилиты-ассасины Аламута в Персии
Агент ассасинов (слева, в белом тюрбане с кинжалом) смертельно ранит Низам аль-Мулька (Nizam al-Mulk, настоящее имя Абу Али аль-Хасан ибн Али ибн Исхак ат-Туси) визиря сельджуков, который боролся с влиянием ассасинов. Это событие произошло в 1092 г. Это было первое из многих политических убийств со стороны ассасинов.
Лица на этом изображении с иллюстрированной рукописи XIV века, хранящейся в музее бывшего дворца турецких султанов Топкапы, были на определенном этапе исламской истории стерты.
В то время как в Египте утвердились Фатимиды, в Персии в то время распространялась власть тюрок-сельджукидов. Сельджуки, как и аббасидские халифы, как уже говорилось, были суннитами, а потому защищали халифов, которые считались духовными авторитетами суннитов, но лишили их реальной власти и периодически вступали с Аббасидами в распри. При этом, как уже отмечалось исмаилиты ориентировались на Фатимидов. Фатимидские халифы сначала считались имамами исмаилитов.
Напомним, сельджукиды приняли ислам в 920-960 гг., в 1035 г. получили контроль над Хорасаном (территория в Иране, сначала как вассалы афганской тюркской династии Газневидов) и объявили себя защитниками Абассидских халифов Багдада; в 1040 г. сельджукиды победили газневидов. В 1055 году первый сельджукский султан Тогрул-бек захватил Багдад, и власть Абассидских халифов стала зависеть от сельджуков. И далее поговорим о исмаилитах в контексте тогдашнего положения в Персии. Издание «Сельджуки» автора Тамары Талбот Райс пишет:
«Среди новообращенных исмаилитов был шиит из Персии, по его словам, уроженец Туса (Тус (Tūs) — город, развалины которого располагаются в современной иранской провинции Хорасан-Резави, город был разрушен монголами в 1220 г. Прим. Portalostranah.ru), хотя на самом деле он родился в Хорасане (имеется ввиду иранская провинция, а не город в Турции Прим. Portalostranah.ru). Этому человеку по имени Хасан ас-Саббах (Hassan-i Sabbah, родился между 1040 и 1050 гг., умер в 1124 г.) было суждено остаться в истории, несмотря на все выдумки о том, что Низам ал-Мульк (визирь тогдашнего сельджукского султана), (поэт) Омар Хайям и Хасан ас-Саббах были современниками и его однокашниками, он действительно (сначала) был Чемберленом (здесь в значении министром Прим. Portalostranah.ru) Алп Арслана (Алп Арслан (Alp Arslan с тюрк. «смелый лев» второй султан государства тюрков-Сельджукидов, правил с 1063 и до своей кончины в 1072 году. При нем государство тюрков-Сельджукидов включало в себя большую часть современных Ирана, Ирака, Сирии, Турции, Узбекистана, а также Афганистана, а также Мекку и Медину. Аббасидские халифы Багдада, напомним, продолжали формально править, но находились под властью сельджукского султана, которого эти халифы признавали как «малика» (царя) Востока и Запада». Алп Арслан успешно воевал с Византией, которая к тому времени уже потеряла почти все владения в Азии за исключением области вокруг Константинополя, и даже впервые в истории как мусульманский правитель взял в плен византийского императора. После заключения перемирия император был отпущен. Также Алп Арслан воевал с Фатимидами Прим. Portalostranah.ru).
И во второй половине жизни Хасану ас-Саббаху довелось сыграть значительно более важную роль, чем та, которую ас-Саббах играл в качестве придворного.
Став исмаилитом Хасану ас-Саббах (Хасану ас-Саббах примкнул к исмаилитам в молодости, обращенный одним из исмалитских проповедников) а позднее побывал в Каире, столице Фатимидского халифата), Хасан покинул столицу (в 1051-1118 гг. столицей государства сельджукидов был иранский город Исфахан Прим. Portalostranah.ru) и поселился в практически неприступной крепости Казир-Руд, больше известной на Западе под названием Аламут, или «Орлиное гнездо». Она находилась в Хорасане на самой вершине высокой горы немного к северу от Казвина и к югу относительно Каспийского моря. Там Хасан организовал братство фанатиков политической направленности, а сам стал его главой.
Цель братства заключалась в том, чтобы свергнуть Аббасидов путем совершения политических убийств и сделать халифами Фатимидов.
Членов секты называли хашишинун, или курильщиками гашиша, поскольку один из ее отцов-основателей, Абул Малик ибн-Тутач, был врачом и хорошо разбирался в вопросах употребления гашиша. Он давал наркотик братьям, занимавшим самое высокое место в иерархии, то есть входившим в окружение Хасана, и запрещал его употреблять рядовым членам братства, «ангелам-разрушителям», по той причине, что это влечет за собой появление вялости и апатичности.
Именно «ангелам-разрушителям» вменялось в обязанность совершение политических убийств, которые им поручал глава братства; они выполняли его распоряжения с невероятным бесстрашием, часто заранее предупреждая будущую жертву о намеченном убийстве и даже стремясь убить ее на глазах у народа— и это несмотря на то, что таким образом они сами рисковали почти наверняка быть растерзанными разъяренной толпой, кому удавалось избежать гибели, возвращались в Аламут, где их ждало повышение и наслаждение курением гашиша. Вот таким образом в европейские языки пошло слово «ассасин» (наемный убийца) — искаженное «гашишийун», а в историю магометанства были добавлены многие мрачные и постыдные страницы» — пишет издание «Сельджуки» автора Тамары Талбот Райс.
Cочувственный взгляд современных иранских исследователей на исмаилитов —ассасинов см. смотрите в отдельном разделе здесь.
Отметим, что исмаилиты, управлявшиеся Хасаном ас-Саббахом и его последователями, были также известны под именем батинитов (батиниты — букв. с арабск. «внутреннее, скрытое», имеется в виду что они искали в исламских текстах сокрытое, искали по аллегории). Также их еще называли низаритами. Дело в том, что они признавали своим имамом фатимидского султана аль-Мустансира годы правления: 1036 −1094, т.е. период его правления насчитывал почти 60 лет), у которого был старший сын Низар.
Вот как эту историю поясняет издание «История мусульманских государств I-VII веков по хиджре» современного азербайджанского автора Али Заде:
«Начиная с периода правления аль-Мустансира государство Фатимидов стало слабеть, теряя Хиджаз (часть современной Саудовской Аравии), Сирию, Магриб. В их руках остался только Египет.
В этот период государственные дела вели визири, пользовавшиеся большим влиянием. Одним из них был скончавшийся в 487 г. хиджры (1094 г. по общепринятому западному календарю) Бадр аль-Джамали, умный и прогрессивный человек. Его сменил его сын аль-Афдал. В том же году (1094) умер и фатимидский халиф аль-Мустансир, и после недолгой борьбы наследником престола стал его старший сын Низар, но аль-Афдал сумел привести к власти его младшего брата Ахмада, принявшего тронное имя аль-Мустали.
Низар бежал в Александрию, где возглавил восстание против своего брата. Аль-Афдал выступил против Низара и пленил его, после чего тот был зверски убит в темнице. Таким образом, у аль-Мустали больше не осталось конкурентов.
После свержения Низара часть шиитов-исмаилитов отказалась признать аль-Мустали халифом. Они выступили на стороне Низара, а после его смерти объявили что отныне имамат и халифат передаются только его потомкам.
Их называли восточными исмаилитами (низаритами). Из их среды вышел Хасан ибн ас-Саббах, который возглавил батинитов (ассасинов) — религиозных фанатиков, превративших тотальный террор в официальную политику. От их рук пали многие лидеры (тогдашнего) мусульманского мира. Сторонники халифа аль-Мустали стали называться мусталитов Противоборство мусталитов и низаритов еще более ослабило исмаилитов.
Аль-Мустали умер в 495 г. х. в возрасте 28 лет. И к власти пришел его сын аль-Мансур Абу Али, ставший халифом под именем аль-Амир Биахкамиллах. Он сумел избавиться от визиря аль-Афдала. Афдал был убит в 515 г. х., и вместо него визирем стал аль-Акмал.
В 524 году хиджры (1130 по общепринятому западному календарю) фатимидский халиф аль-Амиру Биахкамиллах погиб в результате заговора батинитов-низаритов, которые не признавали его власть и считали наследниками имамата только потомков Низара. К власти пришел его двоюродный брат аль-Хафиз Абуль Маймун Абдулмаджид ибн Мухаммад...».
Пять лет спустя (в 1135 г.) ассасинам батинитам-низаритам удалось убить и одного из аббасидских халифов, Абу Мансура аль-Фадла аль-Мустаршида Биллаха (багдадский халиф в 1118-1135 гг.). Издание «История мусульманских государств I-VII веков по хиджре» современного азербайджанского автора Али Заде так описывает это событие:
«Халиф аль-Мустаршид Биллах родился в 485 г. хиджры и был сыном невольницы. Он пришел к власти в 512 г. хиджры (1118 г. по общепринятому западному календарю) после смерти своего отца, когда ему было 27 лет. Он был добродетельным и образованным человеком.
В период его правления между ним и сельджукским (младшим) султаном Масудом произошли военные столкновения, в ходе которых аль-Мустаршид Биллах потерпел поражение и был пленен султаном, который распорядился выслать его в Хамадан (в Иране) и заточить и одну из крепостей. Однако дядя Масуда, (старший) султан Санджар, призвал племянника освободить халифа и публично попросить у него прощения. Масуд согласился выполнить просьбу дяди. Султан Санджар послал к халифу своих представителей и солдат, что бы они лично информировали его о процессе примирения между его племянником (младшим) султаном Масудом и халифом, но к солдатам присоединилась группа ассасинов-батинитов (напомним, батиниты — букв. с арабск. «внутреннее, скрытое», так еще называли исмаилитов из Аламута, также они были известны как низариты). Некоторые источники сообщают, что султану Масуду не было известно об этом, другие, наоборот, утверждают, что Масуд сам тайно направил к аль-Мустаршиду ассасинов. Они проникли в шатер халифа и убили его. Вместе с халифом погибли и несколько его приближенных. Охрана узнала об этом поздно, но солдатам удалось перебить всех убийц. Эти события произошли в месяце зуль каада 529 г. х. (1135 гг. по общепринятому западному календарю)».
Целый ряд исламских деятелей, критиковавших учение исмаилитов-ассасинов погибли в рассматриваемый период.
Что же представляла собой государственная структура ассасинов? Это было государство в государстве. Исмаилитам — ассасинам принадлежало ряд крепостей, которые управлялись наместниками — кутвалы, также под их конролем находилось несколько городов.
Хасан ас-Саббах носил титул даи — проповедника (da’i, букв. с арабского «миссионер», существовали несколько степеней даи). Подчиненные называли shaykh-al-hashishim. Также Хасан ас-Саббах имел прозвище шейх ал-джибал — «старец гор» и. После гибели Низара, о котором говорилось выше, имам у исмаилитов был некоторое время «скрыт» (т.е. его место было вакантным).
Структура исмаилитов представляла собой следующее: имам. Далее шли даи ад-дуат (верховный даи), даи аль-кабир (великий даи), просто даи, рафик (rafiqs, буквально «товарищ», «компаньон»), ласик (lasiqs, «примкнувший») и фидаи (fidai, с арабск. «жертвующий», термин был впервые введен именно исмаилитами ассасинами).
Хотя фидаи были самым низким рангом в струткре ассасинов, на их обучение тратилось много времени и много ресурсов. Именно фидаи осуществляли убийства. Фидаи, как правило, были молоды, они были физически сильны и выносливы, проходя изнурительное обучение. Также они обладали обширными познаниями, включая иностранные языки, чтобы они могли осуществлять деятельность на территории врага.
Как указывают, Хасан ас-Саббах в последние 35 лет своей жизни он ни разу не спустился с Аламутского утеса и только дважды поднялся на крышу своего дома, он вел аскетический образ жизни.
Селджукские правители в разное время по-разному относились к деятельности исмаилитов, хотя и были суннитами и должны быть, по идеи, быть всегда их непримиримыми противниками. В отдельные годы сельджуки осаждали их крепости, но в другие вступали в сделки. Крепость Аламут была первоначально отвоевана исмаилитами у местного вассала сельджуков, однако затем местный владетель земли попытался отвоевать ее обратно, но безуспешно, хотя осада длилась месяцами. Экспансионистская деятельность ассасинов Хасана ас-Саббаха вызвала несколько войн сельджуками с исмаилитами, продлившиеся несколько лет.
Однако в итоге с сельджуками было заключено перемирие, по которому исмаилиты обязались не строить новых крепостей, не покупать оружие и не призывать людей принять их веру.
Как уже говорилось выше, Хасан ас-Саббах умер в мае 1124 г.
И, как уже отмечалось выше, несколько позднее Саладин вел несколько неуспешных компаний против исмаилитов-ассасинов в Сирии, но их крепостей не взял (так 1176 году Масьяф — главная крепость ассасинов Сирии (ныне руины в 42 км западнее сирийского города Хама) безуспешно осаждался Саладином). Попутно заметим, что и на Саладина фидаи-ассасины, как считается, покушались дважды и оба раза неудачно.
Из-за сильного давления со стороны суннитов — Саладина и его преемников главы сирийского ответвления исмаилитов-ассасинов искали контактов с христианами. Так в 1194 году граф Анри Шампанский правитель Латинского королевства посетил один из исмаилитских замков, где по свидетельству хронистов, низаритские фидаи, исполняя приказ своего верховного даи, произвели на него впечатление, прыгая со стен замка в пропасть.
Исмаилиты были разгромлены только монголами под предводительством хана Хулагу в 1256 г., когда пала и крепость Аламут (Alamut). Монголы тогда стали на некоторое время стали ведущей силой в регионе Ирака и Персии и прилегающих территорий, потеснив сельджуков и было пришедших им на смену (также тюрков и суннитов) хорезмшахов из Хорезма. Забавно, что монголы уничтожили не только ассасинов, но аббасидов — главных исторических врагов ассасинов. После того как монголы взяли Багдад в 1258 году, ими был убит последний в истории из абассидских халифов — ль-Мустасим (Al-Musta’sim Billah). При этом, как пишут источники, ль-Мустасим послал свои войска на помощь монголам, когда те осаждали крепость ассасинов Аламут.
Но вернемся к разгрому государства ассасинов. Первые крепости исмаилитов ассасинов в Персии монголы начали завоевывать еще в 1253 году. В1256 г. последний глава исмаилитов ассасинов Хуршах (Rukn al-Din Khurshah) сдав одну из крепостей ассасинов — Меймун-Диз (Maymun Diz), где размещалась его резиденция, вышел из нее и преклонил колени пред монголами (по свидетельству летописцев, «облобызал ноги» Хулагу).
Хуршах, находясь в плену у монголов, также был вынужден разослать приказы о сдаче в другие шестьдесят крепостей ассасинов, включая крепость Аламут. Крепость Аламут продержалась чуть дольше крепости Меймун-Диз, и ее командующий Мукаддам аль-Дин (Muqaddam al-Din) колебался, стоит ли выполнять приказ имама Хуршаха, данный, видимо, под принуждением. Однако обет послушания имаму взял вверх, и Мукаддам аль-Дин сдал крепость.
Взгляд иранского государственного иновещания на крепость Аламут и ее сдачу см. в нашем обзоре здесь
Хуршах после сдачи в плен был отправлен в Монголию, на обратном пути из которой, так и не принятый великим ханом, он был убит, т.к., как считается, великий монгольский хан Мунке больше не верил в полезность сотрудничества с Хуршахом в покорении ассасинов.
Отметим, что Хуршах был молодым человеком, когда он возглавил исмаилитов ассасинов. Это произошло лишь за год до падения государства ассасинов, а именно в 1255 году . Весь последний год своего правления он пытался договориться с монголами и даже по соглашению с ними еще до своего окончательного разгрома срыл часть укреплений ассасинов в гл. крепостях Аламут (Alamut), Ламбсар (Lambsar) и Меймун-Диз (Maymun Diz). Иначе говоря, Хуршах пытался установить добрые отношения с монголами, которые вторглись в регион. Такие же попытки предпринимал его отец.
Хуршах получив власть по наследству от отца Мухаммада III. Мухаммад III (Alā’ ad-Dīn Muḥammad III), по описаниям, был непредсказуемым жестоким человеком с садистскими наклонностями и страстью к алкоголю, и он был убит неизвестнвми в результате покушения. Мухаммад III правил в 1221-55 гг., он был главой исмаилитов-ассасинов с девяти лет (первое время правил при регентстве визиря), после того как был отравлен его отец Джалалуддин Хасан (Jalaluddin Hasan). Мать Мухаммада III была сунниткой, дочерью одного из владетелей иранского региона Гилян.
Таковы были два последних правителя государства ассасинов. Интересно, что в Персии сын Хуршаха (Shamsu-d-Dīn Muḥammad) уцелел и наследовал от своего отцу титул имама исмаилитов, но государства ассасинов уже не было и он тихо и тайно жил в одном из городов иранского Азербайджана, работая в лавке. Только доверенные люди знали, кем на самом деле является Шамс (Солнце), таково было прозвище сын Хуршаха.
Хотя в 1256 г. «государство крепостей» ассасинов прекратило свое существование, несколько крепостей в Персии еще оставались непокоренными некоторое время, но вконечном итоге они все прекратили существование во время монгольского правления. В Сирии же, где первая крепость исмаилитов ассасинов стала существовать в 1133 году, а будущий их главный замок в Сирии, а именно замок Масьяф (Masyaf), был захвачен ими в 1140 г., исмаилисткие крепости, в отличие от Персии, продолжили функционирование и после ухода монголов, и ассасины некоторое время продолжали в них жить. Так 1260 году Масьяф был разграблен монголами, но к в 1270 он оказался под патронажем мамлюков. Мамлюкский египетский султан Бейбарс позволил исмаилитским общинам в Сирии оставаться в своих крепостях.
Исмаилиты-ассасины: мнения за и против
Негативный взгляд на ассасинов британской исследовательницы
Выше мы уже привели отрывок из книги 1961 года британской исследовательницы Тамары Талбот Райс (годы жизни: 1904-1993), которая (напомним) пишет «членов секты называли хашишинун, или курильщиками гашиша, поскольку один из ее отцов-основателей, Абул Малик ибн-Тутач, был врачом и хорошо разбирался в вопросах употребления гашиша. Он давал наркотик братьям, занимавшим самое высокое место в иерархии... (Исмаилиты осуществляли множество политических убийств)...таким образом в европейские языки пошло слово «ассасин» (наемный убийца) — искаженное «гашишийун», а в историю магометанства были добавлены многие мрачные и постыдные страницы», — отмечает Тамара Талбот Райс.
Сочувственный взгляд на ассасинов исмаилитов совр. иранских шиитов джафаристкого толка (этот толк — гос.религия в нынешнем Иране)
Однако современные иранские авторы не столь критичны к исмаилитам-ассасинам. Карим Муджтахиди из Тегеранского университета Ирана пишет в ежегоднике «Ишрак. Ежегодник исламской философии» № 4. за 2013 г., упоминая ряд деятелей, о которых мы уже говорили выше:
«Исмаилизм получил более-менее широкую известность в Европе в XIII в. Правда, известно, что посетивший Иран во второй половине XII в. испанский еврей Бен Джонах упоминает о низаритской крепости Аламут. Не следует забывать, что, как бы мы сегодня ни оценивали это движение, оно не ограничилось только пределами Ирана и не являлось локальным явлением, имевшим место лишь в одном уголке мира и завершившимся со смертью Хасана Саббаха. Напротив, исмаилитское движение долгое время существовало в Египте, в Северной Африке, Сирии, Междуречье.
В любом случае, некоторые из распространенных предрассудков об исмаилитах восходят к книге итальянского путешественника Марко Поло, в XIII в. странствовавшего по Азии вместе со своим отцом и дядей. Первые главы этой книги относятся к 1255 г., т.е. ко времени правления Хулагу-хана. В этом году пала крепость Аламут.
Поло ограничивается тем, что повторяет дошедшие до него слухи об испорченности и развратности исмаилитов и вербовке ими молодежи путем обмана. Между тем, здесь мы имеем дело просто с расхожим обычаем распространять небылицы о потерпевшем поражение противнике. Поло называет исмаилитов «мулистами» — очевидно, неправильно воспроизводя слово мулхид, а их старца горы — Алоадином (имеется в виду ‘Ала’ ад-Дин Мухаммад).
Однако он не упоминает имени Хуршаха (Рукн ад-Дина Хуршаха), последнего исмаилитского правителя, примерно полтора года сражавшегося с монголами. После падения Аламута его с семьей некоторое время держали под стражей в Казвине (Qazvin, город на севере Ирана Прим. Portalostrnah.ru), а затем, якобы по его собственной просьбе, послали к великому хану. На обратном пути он был предательски убит. Эта печальная история весьма запутанна, и здесь нет места для того, чтобы ее подробно изложить.
Исмаилиты — в особенности низариты — имеют недобрую славу, созданную им древними историками. Французское слово «assassin» (убийца) происходит от арабского хашшишиййун, как их нередко называли. Разумеется, мы не отрицаем их жестокости. В персидских исторических хрониках, в которых рассматривается этот вопрос, много говорится об их бесстрашии и жестокости. Обратившись к Та’рих-и Байхаки (в которой больше говорится о карматах (напомним, карматы — крупная ветвь исмаилитов, создавшая в Бахрейне общину, в 899 году отделившуюся от основной ветви исмаилитского движения. Карматы не признали основателя Фатимидского государства Убайдаллаха имамом и махди и ожидали пришествия истинного «сокрытого» имама Мухаммада ибн Исмаила (внука Джафара ас-Садика. Прим. Portalostranah.ru), а также к Та’рих-и Джувайни и Джами‘ ат-тава’рих Рашид ад-Дина, мы обнаружим в них много удивительных и достойных размышления сообщений об исмаилитском движении.
Особо интересную информацию содержит глава Фатхнама-и Аламут в книге Джувайни, повествующая о взятии крепости Аламут. Эту главу должен прочитать каждый иранский юноша. Их борьба требовала полного напряжения сил каждый день, каждый миг. Возможно, что эта героическая защита Аламута изменила весь дальнейший ход истории Ирана.
Разумеется, нельзя утверждать, что исмаилиты — в частности, низариты, — защищаясь, совершенно не прибегали к насилию. Однако вынужденное применение насилия не уменьшает их культурных заслуг. Они были людьми книги, читавшими их и размышлявшими над ними.
Фатимиды Египта, являвшиеся потомками имамов, не только уделяли особое внимание философии и мудрости, но и основали Дар ал-хикма, в известном смысле ставший первым университетом в исламском мире. Семинарий Ал-Азхар (ныне аль-Азхар — один из старейших в мире университетов Прим. Portalostranah.ru) основанный Фатимидами в Фустате, продолжил традиции александрийской школы. Багдадская Низамиййа была создана как противовес фатимидским учебным заведениям, отчасти воспроизводя действовавшее с сасанидских времен медресе Джунди Шапур (Напомним, Сасаниды — доисламская династия в Иране, исповедовала зороастризм. Прим. Portalostranah.ru)
В любом случае, можно предположить, что Аламут пал отчасти и потому, что монголы использовали новые орудия — в частности, порох и катапульты, тогда как в Иране порох еще не был известен. Когда же монгольское войско вошло в крепость, то не обнаружило в ней никаких сказочных богатств. Вместо этого, оно нашло там множество книг. Это очень важный факт, ибо он говорит о том, что исмаилиты искали знания и мудрости. Возможно, что среди всех мусульманских сект и школ исмаилиты — и шииты в целом — испытывали самую большую любовь к знанию и установлению истины».
Другой иранский исследователь Сеййид Мухаммад Хаменеи из Института Муллы Садры, Иране в том же выпуске ежегоднике «Ишрак. Ежегодник исламской философии» № 4. за 2013 г. пишет о происхождении исмаилизма:
«Говоря об истоках исмаилизма, иранские и иностранные исследователи, как правило, ограничиваются замечанием, что его основателем являлся Исма‘ил, старший сын Джа‘фара Садика, сын и внуки которого продолжили основанное им военно-политическое движение. Отмечается также, что к числу приверженцев ветвей этого движения принадлежат правившие в Египте Фатимиды, последователи Хассана Саббаха в Иране и карматы в Ираке и Аравии, оставившие заметный след в истории...
Внимательное исследование эпохи имама Джа‘фара Садика и его тайных политических предприятий позволяет заключить, что исмаилиты, в отличие от некоторых других сект, условно причисляемых к шиитам, никогда не переставали быть последователями людей дома Пророка, невзирая на все то, что неверно говорилось о них. Исторические факты свидетельствуют о том, что исмаилизм был создан с согласия и при тайной поддержке имама Джа‘фара и на протяжении столетия — до времени имама Хасана ‘Аскари — пользовался поддержкой людей Дома (т.е. праведных шиитов. Прим. Portalostranah.ru). Более того, он играл ключевую роль в сопротивлении, которые шиитские имамы оказывали правлению Аббасидов.
В пользу этого утверждения свидетельствуют два важных исторических обстоятельства.
Во-первых, жестокие притеснения шиитов и психическое давление, оказываемое Аббасидами на чистых имамов, имевшие место в эту эпоху — со времени имама Джа‘фара до Хасана ‘Аскари; более того, террористическая политика, проводимая халифами против шиитских вождей со времени имама Хусейна, таящая в себе опасность полного исчезновения шиизма.
Во-вторых (хотя об этом чаще всего умалчивается), последовательная тайная борьба чистых имамов против аббасидских халифов с целью их свержения или, по меньшей мере, сохранения и защиты шиитской общины.
Внимательное изучение шиитских хадисов и преданий о чистых имамах позволяет заключить, что люди Дома полагали, что достигнутый общественный прогресс все еще остается недостаточным и сознание народных масс слишком отстало для вооруженного восстания и политического переворота, однако в то же время они были хорошо осведомлены о функционировании подпольной шиитской сети на всей территории халифата, сложных политических интригах и действиях тайных сил в пользу шиизма в ключевых городах халифата. Постоянно доходящие до слуха халифов сообщения о подпольной деятельности шиитов, судя по всему, и были главной причиной их враждебных действий по отношению к шиитским имамам...
В подпольной организации, возглавляемой имамом Джа‘фаром и позднейшими имамами, строго соблюдались правила конспирации. Признаком обширной и основательной подпольной политической организации является наличие разветвленной формальной структуры и продуманного научно-технического обеспечения, предполагающих как материально-экономическую, так и пропагандистскую деятельность, разведку и контрразведку, а также обеспечение конспирации, вербовку новых членов, обучение подрывной деятельности и, в случае необходимости, подготовку к вооруженной борьбе и военным действиям. Можно предположить, что во времена имамов Джа‘фара и Бакира структура организации была проще, ибо Омейяды (первая общеарабская династия халифов, предшествовавшая Аббасидам, правили из Дамаска Прим. Portalostranah.ru), в отличие от Аббасидов, видимо, не рассматривали шиитов в качестве серьезной угрозы, полагая, что им удалось устранить основных сторонников имама ‘Али...
Джа‘фар Садик и его сын Муса Казим предстали взору властей как распространители шариата и учители фикха и других исламских наук, что должно было уменьшить настороженность Аббасидов; непосредственное руководство подпольной организацией осуществлялось другими.
Следовательно, имам Джа‘фар разделил две роли имама — общественно-политического вождя и религиозного наставника и учителя — между своими двумя сыновьями следующим образом:
1) официальную роль имама он передал Мусе Казиму, назначив его своим формальным преемником. Последний носил одежды факиха и преподавал шиитский фикх и калам. Он жил в Медине, никак не участвуя в политике, и поэтому ему удалось дожить до времен Харуна ар-Рашида;
2) руководство политическим и вооруженным сопротивлением Аббасидам он поручил своему старшему сыну Исма‘илу, который за свою короткую жизнь успел создать действенную конспиративную организацию (примечательно, что после смерти Джа‘фара — возможно, отравленного по приказу мединского наместника — халиф Мансур оставил в покое Мусу Казима, сосредоточив все силы на поисках сына Исма‘ила Мухаммада).
Постепенно среди шиитов выкристаллизовывалось воззрение, что личное участие имама не является непременным условием поднятия восстания с целью осуществления справедливости — напротив, оно может также быть поднято его последователями под руководством назначенных им представителей, согласно усматриваемой последними целесообразности. «Правление факиха» стало пониматься в том смысле, что шиитское государство — во время отсутствия непогрешимого имама — должно возглавляться одобренным имамом вождем, что соответствует нашему сегодняшнему пониманию.
Согласно этому воззрению, имамат представляет собой нечто гораздо выше халифата и простого правления: его божественный смысл заключается в том, что он является незыблемым принципом и универсальной истиной, к которой должно стремиться исламское общество, устраняя порочные режимы и даруя мусульманской общине справедливость и безопасность под его крылом.
Одним из следствий инициированного имамом Джа‘фаром движения сопротивления в конце третьего века хиджры, после сокрытия двенадцатого имама, стало восстание на севере Африке, в Ифрикии, в результате которого была свергнута династия Аглабидов и провозглашен правителем ‘Убейдуллах б. Махди, потомок Исма‘ила в четвертом или пятом колене.
Последнему мы обязаны созданием государства Фатимидов. Мы хотим обратить особое внимание на то обстоятельство, что до сокрытия двенадцатого имама исмаилиты отнюдь не позиционировали себя в качестве особой секты, ограничиваясь пропагандой среди народа с целью заслужить довольство рода Мухаммада.
Наш вывод заключается в следующем: исмаилиты не являются отделившейся от имамитов шиитской сектой (Иманиты, также иснаашариты — преобладающее направление в рамках шиитского исламе, государственная религия в Исламской Республике Иран Прим. Portalostranah.ru). Напротив, созданное с целью обеспечения безопасности шиитских имамов движение исмаилизма представляет собой один из элементов проводимой ими политики. Вплоть до сокрытия двенадцатого имама исмаилиты оставались верными последователями истинных имамов», указывает иранских автор таким образом считающий исмаилитов со всеми их эксцессами вроде ассасинов неотъемлемой и верной частью шиизма.
В то же время отметим, что официальное иновещание радио «Голос Исламской Республики Иран» в своей программе «Исламский дискусс» от 21/04/2011 на вопрос: Считает ли официальное шиитское духовенство представителей религиозных направлений алявитов, друзов, исмаилитов своими братьями по вере, отметило что «относительно того, кем считает шиитское духовенство этих представителей надо заметить сначала, что в учебниках данные течения называют исламскими, о них мы читаем в книге французского востоковеда, который считает их диссидентами шиизма и надо сказать, что эти течения не имеют к шиизму никакого отношения. Необходимо сказать, что шиизмом мы будем называть джафаритскую (см. ниже Прим. Portalostranah.ru) религиозно-правовую школу». Конец цитаты.
Сблансированный взгляд на происхождение исмаилитов суниитского автора (здесь автора умеренного толка)
Просунитское издание «История мусульманских государств I-VII веков по хиджре» современного азербайджанского автора Али Заде (вышло в Москве в 2004 г.) так описывает сущность исмаилизма:
Исмаилиты — одна из имамитских сект в шиизме. Они признают всех имамов до Джафара ас-Садика, но после него возводят имамат не к сыну Джафара ас-садика — Мусс аль-Казиму, как это делают иснаашариты, а к другому сыну Джафара — Исмаилу, которого Джафар, по их мнению, прямо и недвусмысленно назначил имамом. Однако Исмаил умер раньше своего отца. (Иснаашариты т.е. шииты-двунадесятники, или джафаристкий толк — признающие 12 имамов из рода Али, достоверно назначенных путем указания на него лично пророком или одним из предыдущих имамов, а не путем намека на определенное качество. Иснаашариты (также известные как иманиты) преобладающее направление в рамках шиитского исламе, государственная религия в Исламской Республике Иран. В статье 12 действующей (2015 г.) иранской конституции статус о государственной религии сформулирован следующим образом: «Официальной религией Ирана является ислам джафаритского толка, признающий существование 12 имамов, и этот принцип навсегда останется неизменным...» Прим. Portalostranah.ru).
Абу Абдулла Джафар ибн Мухаммад ас-Садик — был потомком Пророка Мухаммада. Он родился, жил и умер в Медине. Сунниты почитают Джафара ас-Садика как праведного человека и выдающегося богослова. Имамиты отводят ему исключительную роль в развитии шиитского богословия, приписывая ему разработку доктрины имамата и считая его своим шестым имамом. Будучи убежденным противником вооруженной борьбы за власть, Джафар ас-Садик не поддерживал выступления своих родственников против халифов, несмотря на жестокие репрессии против Алидов (т.е. потомков Али ибн Абу Талиба, зятя пророка Мухаммеда. Али был женат на дочери пророка Мухаммеда Фатиме. К Алидам, напомним, принадлежал и Джафар ас-Садик Прим. Poralostranah.ru).
После смерти Исмаила же имамат перешел к его сыну Мухаммаду Мактуму, который стал первым «сокрытым имамом» исмаилитов, которые верят, что имамы могут скрываться и при этом подчинение им является обязательным.
Согласно учению исмаилитов, Аллах возвысил имамов над остальными людьми и дал им особые, в том числе сокровенные знания о всех аспектах бытия. Имамы обладают знаниями, которые не доступны другим людям, являются непогрешимыми, не отвечают ни перед кем и могут делать все, что они сочтут нужным. Для имама необязательно явно являться к своим последователям — он может быть «сокрытым» и неизвестным большинству людей, но в любом случае остается руководителем, который указывает верный путь всей шиитской общине. В конце концов «сокрытый» имам все равно станет явным и придет в мир, чтобы восстановить справедливость.
Исмаилизм заимствовал положения философии неоплатоников, гностиков и других античных школ. Целью сотворения мира в исмаилитской философии является реализация Божественной истины. Вся история разделяется на пророческие циклы. После пришествия «сокрытого имама» все внешние аспекты религии будут упразднены и останется только истина, которая до того была «сокрытой».
В конце III века хиджры (IX век по общепринятому западному календарю) распространились слухи о переезде в Сялямию, которая находилась на северо-востоке от Хомса (в Сирии Прим. Portalostranah.ru), Мохаммада ибн Исмаила со своей семьей. Мухаммад ибн Исмаил был потомком имама Джафара ас-Садика. Тогда же туда переехал некий Маймун аль-Каддах (ум. в 874–875 гг. Прим. Portalostranah.ru). Мусульманские историки сообщают, что отец Маймуна аль-Каддаха, Дисан, был иудеем; сам же Маймун принял ислам или же притворялся правоверным мусульманином, но принимал участие в разных религиозных движениях. В конце концов его выбор остановился на исмаилизме.
Чтобы объявить собственных наследников потомками Али ибн Абу Талиба и достичь своих политических целей, Маймун назвал своих потомков именами, которые носили потомки Исмаила ибн Мухаммада — сына Абдуллой, а его сына — Ахмадом. Потомки Исмаила ибн Мухаммада носили такие же имена. Это привело к тому, что потомков Маймуна стали принимать за потомком Исмаила.
После смерти Маймуна его сын Абдулла продолжил про идей исмаилизма. Постепенно Салямия превратилась в центр идейной борьбы семьи Маймуна. Некоторые исмаилитские идеологи в целях конспирации посылали вместо себя людей, нарекая их своими именами, и таким образом поддерживали связи с другими проповедниками. Идеи исмаилитов охватывали все новые регионы Халифата.
В Северной Африке активным распространителем исмаилизма был Убайдулла. О его родословной имеются противоречивые сведения. Некоторые историки считают, что его родословная восходит к аль-Каддаху; сам же Убайдулла называл себя сыном аль-Хусайна, сына Али аль Хади, сына Мухаммада Джавада, сына Али ар-Риды, сына Мусы аль-Казима, сына Джафара ас-Садика, сына Мухаммад аль-Бакира, сына Али Зайн аль-Абидина, сына аль-Хусайна, сына Али ибн Абу Талиба.
По некоторым сведениям, аль-Хусайну ибн Али в Салямии была подарена вдова иудейского кузнеца. Она красива, и он женился на ней. У нее был сын от иудея, который тоже был хорош собой. Идеологи исмаилизма, в том числе Абуль Касим аль-Алави, говорили, что аль-Хусайн, у которого не было родных детей, сделал сына кузнеца Убайдуллу своим преемником, передал ему план дальнейших действий, всю информацию о местонахождении сторонников, пароли и шифры. Затем он женил Убайдуллу на дочери своего дяди Абу ас-Салаглага и завещал своим приближенным почитать его», — писало просунитское издание «История мусульманских государств I-VII веков по хиджре» современного азербайджанского автора Али Заде (вышло в Москве в 2004 г.).
Крайне критический взгляд на учение исмаилитов и их происхождение суниитского автора (здесь автора более радикального толка)
В то же время суннитский сайт «Свет Ислама», как и многие другие суннитские религиозные сайты высказывается о исмаилитах достаточно резко, почему то особенно критикуя их за то, что они позволяли себе искать в исламских текстах смысл по аллегории, а не только буквально. В данном тексте также упоминаются все те же персонажи и географические точки, которые мы разбирали выше в нашем обзоре. Суннитский сайт «Свет Ислама» пишет о исмаилитах (написание названий и имен сохраняется в оригинале):
«Батынитское учение (напомним, батиниты — букв. с арабск. «внутреннее, скрытое», так еще называли исмаилитов-ассасинов из Аламута, имеется в виду что они искали в исламских текстах сокрытое, искали по аллегории Прим. Portalostranah.ru) зиждется на толковании коранических текстов, искажая при этом истинное значение слов Всевышнего Аллаха.
Коран имеет явную и скрытую сторону — главную и второстепенную сущность, чтобы потом он и его последователи смогли толковать аяты так, как захотят. С этой целью они избрали шиитов, путем, ведущим к мусульманам.
«Исмаилиты», которые ложно относят себя к Исмаилю ибн Джаафару ас-Садику, причем утверждают, что его отец заповедовал ему занять место имама после его смерти. Но согласно правильному мнению, Исмаиль умер еще в детском возрасте, в 145 г.х., то есть при жизни отца. Кроме того, они полагают, что отец Исмаиля ощущал угрожающую сыну опасность со стороны аббасидского халифата, поэтому он втайне отправил его вместе с Маймуном аль-Каддахом в город Саламия (Сялямию), и велел принять на себя правление его подчиненными. К тому же они заявляют, что Исмаиль переезжал с одного места на другое, сначала в Дамаске, а затем в Ираке, прячась среди своих последователей до самой смерти, 158 г.х., и завещал передать после себя имамат своему сыну Мухаммаду, второму скрытому имаму, по их убеждениям.
Тем временем шииты имамиты исна’шриты (напомним, иманиты, также иснаашариты — преобладающее направление в рамках шиитского исламе, государственная религия в Исламской Республике Иран Прим. Portalostranah.ru) считают, что именно Муса аль-Казым являлся имамом после своего отца Джаафара ас-Садика.
Убейдуллах ибн Маймун аль-Каддах заявил о том, что он имеет знатное фатимидское происхождение и является потомком аль-Хусейна ибн Али. Группа берберов из Магриба поверили ему, именно при помощи них в дальнейшем он сумел заложить первый кирпичи в построении так называемое Фатимидского государства. После чего он основал город Махдия, и отнял власть у Аглабидов.
Спустя время, внук Убейдуллаха аль-Муиз сумел завоевать Египет, а потом он основал для нее новую столицу Каир... Однако жители Египта не приняли их ложный призыв. Но, несмотря на это, как и весь исламский мир, они подверглись влиянию различных нововведений и праздников, которые внесли фатимиды в ислам. К этому относится, к примеру, празднование нового года по хиджре, мавлида Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мавлида «ахлюль-бейт». Причем такие торжества проводят мужчины и женщины.
Ради этого фатимиды воздвигли ненастоящие машхады (большие сооружения, где якобы похоронены святые) и гробницы, а затем стали приезжать к ним. Примером этому служит машхад аль-Хусейна в Каире, который был построен спустя трех столетий после убийства аль-Хусейна. Также эти люди стали справлять ночь середины месяца Шаабан, ночь «Исра и миарадж» 27 Раджаба. Они были первыми, кто положил начало этим заблудшим нововведениям, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства. И по сегодняшний день их последователи продолжают справлять их.
К тому же фатимиды оказали большую поддержку крестоносцам во время их вторжения в страны Шама (страны Шама - территория современных Сирии, Ливана, Израиля, Палестинской автономии и Иордании Прим. Portalostranah.ru), так называемых крестовых походов.
Во времена их правления ученые ислама и сунниты призывающие подверглись жестоким мучениям, поскольку фатимиды использовали всевозможные беспощадные виды насилия и пыток против тех, кто противоречил им.
И Всевышний Аллах пожелал, чтобы айюбиды под командованием Салахуддина (Саладин) смогли уничтожить фатимидскую убейдидскую империю. Это произошло в 564 году по хиджре в Египте. Тем самым Салахуддин ликвидировал все их следы и освободил от них страны и людей. Да вознаградит его Аллах за Ислам и мусульман! Более того, Салахуддин был убежден, что не сможет отвоевать у крестоносцев Иерусалим, пока не очистит страны от заблуждений фатимидов, батынитов. Вот почему уничтожение их было намного важней.
Из основных принципов батынитов: почитание лицемерия, лжи и обмана. Поэтому они выражают свое согласие и единомыслие с другими учениями. И, если перед ними человек суннит, они выявляют приверженность к суннитскому учению, а если кто-либо другой — показывают свое глубокое уважение к иному учению.Чтобы проникнуть в сердца людей, они используют различные уловки и меняют свои методы.
Так, батыниты избрали для себя хитрые пути, при помощи которых они входят в круги людей. В своем учении они сформировали несколько ухищрений, и самым известным является уловка «сульх» — «отречение от веры». Ее суть такова: сначала батыниты становятся уверенными в человеке, к которому обращен их призыв, и в его переходе на их сторону. А после этого они сообщают — что теперь у него нет никаких обязательств. Ему разрешено все, что запрещено для людей, не следующих батынитскому направлению.
Также с него снимаются все шариатские предписания и ему теперь все дозволено...
Снимают с него обязанность совершать полное омовение в случае большого осквернения. Затем дозволяют прелюбодеяние, и называют это «великим положением», «концом победы». Причем дозволенность прелюбодеяния считается у них входом в Рай. Потом имам читает ему аят: «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам...?» (Сура 7 «Ограды», аят 32). Тем временем, украшение, по их мнению, означает все женские тайны, о которых никто не ведает, кроме особого их окружения.., а также аят: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них...» (Сура 32 «Земной поклон», аят 17).
А в завершении (обучения), человек, которого они призывают, начинает практически применять эти принципы, дозволяющие непристойности и разврат. Первым делом имам делает дозволенной свою жену для этого человека. Позже он посещает их «великое место» — собрание мужчин и женщин в одном помещении, а после поднятия бокалов и опьянения, они совокупляются друг с другом. При этом мужчины ловят женщин, и называют такое занятие охотой.
Через отмену религиозных предписаний батыниты постепенно выходят из исламских границ и законов, считая такое положение почетом и величием, а также путем для осуществления слов Всевышнего Аллаха: «Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе».
Следовательно, это объясняет нам, что за порочными убеждениями батынитов (шиитов), яростной защитой их и расходами всего ценного на этом пути, стоит стремление к страстям и свободному образу жизни (когда нет никаких обязанностей или каких-либо ограничений).
Убеждения батынитов состоят в основном из многих воззрений, взятых из различных заблудших учений. Причем в качестве их доказательств они опираются на аяты Корана и на некоторые пророческие хадисы, значение которых они искажают. Так, батыниты истолковывают их согласно своим безбожным убеждениям. В общем, эти взгляды основываются на отрицании существования Всевышнего Аллаха, непризнании имен и качеств Аллаха, искажении исламского шариата, отрицании пророчеств и чудес.
Батыниты убеждены, что: пророческая миссия посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, завершилась в тот день, когда он сделал завещание Али в местечке Гадир Хум.
Также они полагают, что аль-Каим Махди, по их мнениям, живой, и не умер, он живет в прежних византийских странах, и после своего выхода из горы Хафа принесет нам новый Коран.
К тому же они полностью отрицают Вечную жизнь, заявив, что Судный день — это появление «Каимуз-заман» (Махди). Они убеждены в переселении душ, в отмене шариатских обязанностей, в животной вседозволенности.
И в итоге батыниты выступили против нас с этими предрассудками и заблуждениями, которые они собрали из «мусора», переполненного в порочных умах индусов, буддистов, рафидитов иснааашаритов. Они вышли против нас с вероучением, которое не имеет абсолютно никакого отношения к исламу.
Более того, они сделали наркотические вещества средством для достижения душевного совершенства, как они полагают. Но больше всего наркотики используют «приверженцы гашиша», которые поклоняются через употребление этого наркотика, а затем совершение преступных дел. К примеру, они убивают противоречащих им людей, считая, что они находятся в состоянии полного совершенства и гармонии с богом», — сурово бичует практику исмаилитов и, насколько можно понять, подразумевая, прежде всего, истории распространенные о уже несуществующей секте ассасинов в прошлом, суннитский сайт «Свет Ислама».
Сайт далее отмечает «в дальнейшем «исмаилиты» разделились на три современных секты: «дурзы» (друзы), «низариты» и «агаханцы». О том, как исмаилиты превратились в низаритов мы уже говорили выше. Друзы — это одна из шиитских арабских групп, живущие ныне в Сирии, Ливане, Иордании и Израиле, а также в диаспоре в Европе и США. В XI веке друзы откололись от исмаилитов и постепенно и прекратили с ними конфессиональные контакты. Что касается агаханцев, то под ними подразумеваются последователи Ага-хана (титул ага-хан с персидского переводится как «господин» и «хан»).
Далее о современном состоянии исмаилитов низаритов, которых теперь называют агаханцы, и которые в Средние века также были известны как ассасины. А также о современном состоянии и истории крепости Аламут;