Головной убор индейцев Северной Америки и головной убор индейского воина. Что такое «ирокез». Индейские племена вчера и сегодня
Обзор о головных уборах индейцев Северной Америке, включая головной убор индейского воина на североамериканском континенте.
Мы поговорим немного и по смежной теме - об одной индейской прическе, по мотивам которой ныне создан популярный в мире стиле стиль причесок «ежиков» и «хохолков» - «ирокез», или, иначе, «мохавк» - от названия одного из племен Ирокезской (iroquois) конфедерации - а именно племени мохоков (mohawk).
Этот обзор снабжен многочисленными иллюстрациями, а также двумя картами, из которых можно узнать, какие индейские племена существовали в Северной Америке, и в каких регионах они проживали, и как их теперь классифицируют по культурно-географическим и языковым общностям.
I. Почему некоторые считают, что не всем можно носить головной убор индейского война с перьями
Изображение болельщика в фальшивом головном уборе индейского воина на хоккейном матче между «Виннипег Джетс» (Winnipeg Jets) и «Чикаго Блэкхокс» (Chicago Blackhawks) 29 марта 2015 г, в MTS Centre, в городе Виннипеге (Канада).
Этот болельщик своим ношением такого головного убора вызвал гнев у индейского активиста Джордана Уилера (Jordan Wheeler), который после развернул в Канаде кампанию за запрет ношения голоного убора индейского воина «кому попало». Кампания уже достигла успехов.
Подробности в нашем обзоре.
В Канаде в текущем году происходил спор вокруг ношения на спортивных матчах фальшивых традиционных индейских головных уборов с перьями (имеется ввиду небезызвестный головной убор индейского воина warbonnets).
История, положившая начало данному спору, началась весной текущего года, когда Джордан Уилер (Jordan Wheeler), индеец кри из канадской провинции Саскачеван и фан хоккейной команды «Виннипег Джетс» (Winnipeg Jets), имеющий долгосрочный абонемент на посещение всех матчей команды, пожаловался на то, что 29 марта 2015 г. на игре между упомянутым «Виннипег Джетс» с «Чикаго Блэкхокс» (Chicago Blackhawks), проходившем в MTS Centre, в городе Виннипеге (провинция Манитоба, Канада), один из болельщиков был наряжен в якобы головной убор индейского война.
Факт такого надевания головного убора индейского воина оскорбил чувства Уилера, призвавшего, в том числе и через канадские СМИ, наложить запрет на ношение фальшивых головных уборов индейских воинов на спортивных матчах. Он мотивировал свой призыв тем, что настоящий головной убор индейского воина является, по представлениям индейцев, священным, а право на ношение такого головного убора в индейском племени давалось за смелостью в бою или же за службу на благо соплеменников. При том, что носить такой головной убор, в принципе, могли только воины или вожди племени.
В свою очередь человек, надевший пседоиндейский головной убор на матч, и вызвавший этим неудовольствие «нашего индейца кри», еще на стадионе объяснил Уилеру, что данный псевдоиндейский головной убор изготовлен не из орлиных перьев, как это должно быть в случае настоящего головного убора индейского воина, что головной убор был подарен своему обладателю сестрой на день рождения, и что, следовательно, это в данном случае просто забавный предмет, не могущий нести никакой сакральной нагрузки.
Однако то, что головной убор индейского воина, замеченный Джорданом Уилером на упомянутом хоккейной матче, был фальшивым, и не был изготовлен из перьев орла, как это должно было быть, не умерил «праведного гнева» Уилера, но напротив.
Здесь стоит отметить, что приведенные выше аргументы оппонента Уилера в канадской прессе прозвучали совсем тихо, видимо потому, что кляузник-ревнитель традиций, как его можно назвать, Джордан Уилер является не только «простым индейцем-кри» и фаном «Виннипег Джетс», но и довольно известным публицистом, пишущим на темы аборигенных народов Канады.
Об истории с протестом Джордана Уилера сообщала и англоязычная служба «Международного Канадского радио» — Radio Canada International. По ее сообщениям далее мы посмотрим, как эта история развивалась дальше и чем она завершилась.
Сначала Radio Canada International 29/10/2015 опубликовала заметку «Головные уборы аборигенов не запрещены на хоккейных матчах» (Aboriginal headdress not banned at hockey game), в которой сообщало о том, что руководство «Виннипег Джетс», рассмотрев жалобу Уилера, приняло решение не запрещать ношение традиционных головных уборов индейцев болельщиками на матчах. Но будет, в качестве реакции на поступившую жалобу от Уилера, проводить беседы с каждым приходящим в подобном аборигенском головном уборе на игры «о культурной подоплеке» ношения подобного головного убора, «отводя таких болельщиков в сторону».
Попутно Radio Canada International отмечало в своем сообщении, что логотип «Чикаго Блэкхокс», команды которая играла с Виннипег Джетс в матче, с которого и началась данная история, представляет собой изображение головы аборигена (так в Канаде политкорректно называют индейцев).
По иронии судьбы, лого «Чикаго Блэкхокс» (Chicago Blackhawks), команды из Чикаго (США), игравшей с «Виннипег Джетс» (Winnipeg Jets) в матче, с которого началась кампания Уилера (Jordan Wheeler) по запрету «нецелевого использования» головных уборов индейских воинов, представляет собой изображение головы с перьями аборигена (аборигенами в Канаде теперь политкорректно называют индейцев и инуитов (инуиты - принятое в современной Канаде наименование эскимосов; для наименования индейцев также официально используется термин «первые нации»).
И не просто аборигена, а индейского вождя племени сауков (saukк, относятся к алгонкинской (algonquian) языковой семье) по имени Черный Ястреб (англ. Black Hawk), или Макатавимешекака (годы жизни: 1767—1838; интересно, что он участвовал в англо-американской войне 1812-1815 гг. на стороне Британской империи, хоккейная команда поместившая его на логотипе - американская).
Основатель команды «Чикаго Блэкхокс» Фредерик Маклафлин (Frederic McLaughlin, годы жизни: 1877 –1944), военный из семьи кофейных магнатов, во время Первой мировой войны служил в воинской части, неофициально называвшейся в честь Черного Ястреба - Blackhawks.
Когда после войны Маклафлин основал хоккейную команду, то назвал ее в честь своего воинского соединения, а стилизованное лого команды придумала жена Маклафлина.
Черный ястреб и его племя происходили родом с территорий, где ныне размещается штат Иллинойс, на территории которого находится и г. Чикаго.
Иногда команду критикуют за использование изображения индейца, называя это данью расистской экзотики. Однако команда финансово помогает местным индейцам, поэтому, как считается, они не критикуют чикагскую команду за использование такого лого.
Одновременно станция в упомянутом выше сообщении процитировала слова Уилера, представленного в сообщении как «кри из соседней провинции Саскачеван», который заявлял, что даже если представители «Виннипег Джетс» «не хотят участвовать в обсуждении спорной темы талисманов и символов аборигенных народов, они должны хотя бы уважать чувства болельщиков, которым неожиданно доведется попасть на места за парнями, пришедшими на матч в таких фальшивых головных уборах из перьев» (здесь, подразумевалось, что подобные головные уборы индейцев мешают обзору).
Радиостанция в заключение сообщения указывала, что головной убор индейского воина является по индейским представлениям священным, и его «носили только вожди, которые заработали право надевать такой головной убор» и напоминала «что три канадских музыкальных фестиваля ранее запретили ношение подобных головных уборов на своих мероприятиях».
Процитированное выше сообщение «Аборигенские головные уборы не запрещены на хоккейных матчах» было уделано станцией с ее сайта на следующий день, и тогда же заменено на новое — под названием «Владельцы хоккейной команды согласны запретить головные уборы аборигенов» (Hockey owners agree to ban aboriginal headdress). В этом новом сообщении — Radio Canada International от 30/10/2015 говорилось:
«Владельцы хоккейной команды «Виннипег Джетс» поменяли свою позицию и запретили ношение аборигенских головных уборов в домашних играх команды. Давний поклонник «Виннипег Джетс» Джордан Уилер до того пожаловался на другого фана, который носил головной убор индейцев с перьями во время матча команды в марте. Многие аборигены возражают против легкомысленного отношения к своим традиционным головным уборам.
Раньше этой неделе, представители «Виннипег Джетс» заявили, что они не будут запрещать головной убор из перьев, потому что жалоба была вызвана единичным случаем, не носящим массового характера.
Но позднее владелец команды Марк Чипман (Mark Chipman) переговорил с видными лидерами коренных народов, включая Дерека Непинака (Derek Nepinak), великого вождя из западной провинции Манитоба (Дерек Непинак возглавляет Ассамблею вождей Манитобы, органа самоуправления индейских племен этой части Канады. Происходит из одного из племен оджибве (ojibway, ojibwa), относятся к алгонкинской (algonquian) языковой семье. Прим. Portalostranah.ru)...
«После такого общения владелец команды, вероятно, получил лучшее понимание сложившейся ситуации, и мы решили, что в будущем больше не будем разрешать появление болельщиков в не подлинных головных уборах аборигенов во время хоккейных событий на нашем домашнем стадионе в MTS Centre», — сказал Скотт Браун (Scott Brown) представитель собственников команды.
Непинак выразил удовлетворение в связи с этим решением. «Я думаю, это огромный знак уважения, что г-н Чипман позвонил мне, чтобы посоветоваться» — сказал Непинак по телефону из города Камлупс (Kamloops), Британская Колумбия. Непинак также заметил, что рассматриваемый головной убор имеет такое большое духовное значение, что даже он не станет носить его на спортивных событиях, только если это не будет не оправдано каким-либо особыми торжественными поводами», передавало «Международное Канадское радио» — Radio Canada International, официальное иновещание Канады.
II. Головные уборы индейцев Северной Америки и что такое прическа «ирокез»
На этой карте можно видеть, какие этнокультурные индейские (и шире - аборигенные, если учитывать эскимосов) субрегионы выделяются учеными в прошлой индейской Северной Америки. Мы видим, в частности, Великие равнины (Great Plains), Плато (Plateau), Калифорнию (California), Северо-западное побережье (Northwest Coast), Полесье (Wonderland) - зоны, которые мы будем упоминать далее в нашем обзоре о головных уборах индейцев Северной Америки.
Также на карте подписаны в местах их проживания все основные племена и племенные союзы старой, индейской Северной Америки. В частности обозначена Ирокезская конедерация (iroquois) и ее племена: сенека (seneca), кайюга (cayuga, cayugas), онондага (onondaga), oнайда (oneida), мохоки (mohawk) и отдельно присоединившиеся позднее племя тускарора (tuscarora). Итак, встретив в тексте нашего обзора наименование того или иного индейского племени, можно по этой и следующей карте, наглядно представить где именно оно проживало.
На данной карте аборигенные племена и племенные союзы старой, т.е. индейской Северной Америки показаны уже в увязке с их языковыми общностями. Вот на карте уже упоминавшаяся ирокезская группа (iroquois) с целым рядом входивших в нее племен, говоривших на сходных языках. При этом в Ирокезскую конфедерацию входили только племена сенека (seneca), кайюга (cayuga, cayugas), онондага (onondaga), oнайда (oneida), мохоки (mohawk) и тускарора (tuscarora), а вот родственное по языку племя ирокезского происхождения чероки (cherokee) в конфедерацию не входило.
Также на карте обозначено множество племен обширной алгонкинской (algonquian) группы, к которым относятся племенной союз черноногих (blackfeet, иначе blackfoot, или фр. pieds-noirs (пье-нуар), и племена кри (cree) и шайеннов (cheyenne).
А вот другая языковая группа - сиу (sioux), к которой принадлежали и индейские племена сиу и племя кроу (crow).
Сиу (sioux), кроу (crow), черноногие (blackfeet, иначе blackfoot, или фр. pieds-noirs (пье-нуар), шайенны (cheyenne) и равнинные кри (cree) – это те племена, которые носили головной убор индейского воина из перьев, известный как warbonnet, ставший визитной карточкой индейцев Северной Америки. У других североамериканских индейцев такой головной убор не был принят.
На этой карте подписаны не только крупные племена и племенные союзы, но и множество более мелких племен, которых, может быть, нет на предыдущей карте, но о головных уборах которых мы упоминаем в данном обзоре.
Для начала посмотрим на карты выше, чтобы вспомнить, какие индейские племена были в старой Северной Америке, и где именно они жили, и как их объединяют ученые по культурно-географическим и языковым общностям. Отметим, что в нашем обзоре речь пойдет о головных уборах индейцев только с территорий современных Канады и США — т.е. классической Северной Америки (в Мексике, которая большей частью относится к Центральной Америке, индейцы находились на совсем другом этапе развития — более высоком, у них до прихода европейцев уже существовали государства и императоры, среди прочего, имелись пышные императорские церемониальные одежды и головные уборы, чего не было у индейцев с территорий современных Канады и США).
Головной убор индейского воина warbonnet
Вожди западных, иначе равнинных сиу (sioux) в головных уборах индейского воина warbonnet и на лошадях.
Фотография сделана в 1905 г. знаменитым американским фотографом Эдвардом Кертисом (Edward S. Curtis, годы жизни: 1868-1952).
Сиу относятся относятся к языковой семье сиу (siouan).
Воин племени пикани (piegan), - племени, относящегося к народу черноногих (blackfeet, иначе blackfoot, или фр. pieds-noirs (пье-нуар), в головном уборе индейского воина warbonnet.
Фотография сделана в 1910 г. знаменитым американским фотографом Эдвардом Кертисом (Edward S. Curtis, годы жизни: 1868-1952).
Черноногие относятся к алгонкинской (algonquian) языковой семье.
Студийный снимок около1880 г. одного из вождей из племени оглала (ogala, oglala), - племени, принадлежавшего к западным, или равнинным сиу (sioux). Здесь вождь позирует в головном уборе индейского воина warbonnet (в длинном варианте).
Фотография из Национального музея американских индейцев (Museum of the American Indian, часть Смитсоновского музея в Вашингтоне, столице США).
Такие головные уборы изготовлялись из орлиных перьев, шерстяной ткани, стеклянных бус, веревки и ниток, конского волоса, меха, пуха, красителя.
Головной убор индейского воина (warbonnet, с англ. букв. «военный головной убор», также native american warbonnet (военный головной убор ) — это впечатляющий головной убор из перьев, и эти уборы можно часто видеть в западных фильмах и телевизионных шоу по тематике североамериканских индейцев.
Хотя warbonnets являются в наши дни наиболее знаменитым типом индейского головного убора, на самом деле, как отмечает обзор по индейскому головному убору неправительственной организации изучения индейского наследия Native Languages of the Americas is a Minnesota, такие головные уборы носили только в дюжине индейских племен (здесь и далее в обзоре, под племенами подразумеваются индейские народности) в районе Великих равнин (Great Plains), а именно в следующих:
сиу (sioux), относятся к языковой семье сиу (siouan);
кроу (crow, самоназвание абсарока или апсароке (apsaalooke); кроу относятся к языковой семье сиу (siouan);
черноногих (blackfeet, иначе blackfoot, или фр. pieds-noirs (пье-нуар), также — сиксики — данное название на английском, французском и индейском диалекте, означая букв. «черные ступни», происходит от индейской обуви-мокасин черного цвета, которую носили эти индейцы); черноногие принадлежат к алгонкинской (algonquian) языковой семье;
шайеннов (cheyenne, самоназвание тсистсистас (tsétsêhéstâhese); шайенны принадлежат к алгонкинской (algonquian) языковой семье;
и равнинных кри (cree, распространялись на территории современных канадских провинций Манитоба, Саскачеван и Альберта, а также в штате США Монтана; кри относятся к алгонкинской (algonquian) языковой семье);
(Традиционное месторасположение упоминаемых в данном обзоре индейских племен на территории Северной Америки и ее отдельных географических областях, а также языковую связь индейских народностей можно проследить на картах Северной Америки в этом обзоре).
Отметим попутно, что под Великими равнинами (Great Plains) понимают территории, расположенные почти в центре североамериканского континента — к востоку от Скалистых гор (Rocky Mountains, горного хребта в системе Кордильер Северной Америки, на западе США и Канады — тянущегося от канадской провинции Британская Колумбия до штата США Нью-Мексико). На Великих равнинах в наше время частично или полностью размещаются канадские провинции Альберта, Манитоба и Саскачеван и штаты США Нью-Мексико, Техас, Оклахома, Колорадо, Канзас, Небраска, Вайоминг, Монтана, Северная Дакота и Южная Дакота.
Головой убор индейского воина, известный как warbonnet, о котором мы говорим в этом обзоре, до сих пор играет важную роль в образе жизни равнинных индейцев Северной Америки, которые одевают его на различные церемонии.
Однако, кроме дюжины вышеперечисленных племен, в наши дни в угоду туристической индустрии головные уборы из перьев warbonnet также одевают и в некоторых других племенах индейцев Северной Америки, но такая тенденция установилась только после 1880 года, когда ряд племен был переселен из своих мест в новые резервации, но тем не менее, для этих, «вновь принявших» warbonnets, племен данный головной убор не имеет сакрального значения.
Традиционный головной убор индейских воинов warbonnet изготавливался из орлиных перьев, в частности из хвостовых или крыльевых перьев птицы, называемой иногда по буквальному переводу с латыни «золотым орлом» (лат. Aquila chrysaetos), но эта птица больше известна как беркут. Перья могли окрашиваться, в частности красной краской.
Каждое перо, по идее, означало какой-либо мужественный поступок, который совершил владелец головного убора.
Головной убор индейского воина warbonnet носили только мужчины — и только вожди и воины. При этом данный головной убор был важной частью индейского церемониала.
Отметим, что иногда и женщины были воинами в некоторых индейских племенах Великих равнин, но даже если эти женщины становились не только воинами, но и вождями, они никогда не носили головного убора индейского воина warbonnet, пишет упомянутый выше обзор по индейскому головному убору неправительственной организации изучения индейского наследия Native Languages of the Americas is a Minnesota.
Индейский головной убор роуч
Головной убор известный как названием роуч (roach) можно видеть на этом старом фото индейца из племени чероки (cherokee).
Напомним, что чероки относились к племенам ирокезской (iroquois) языковой группы, но не входили в состав Ирокезской конфедерации.
Головной убор известный под названием роуч (roach), изготавливался из игл дикобраза и оленьего, или лосиного, конского и даже медвежьего волоса, крепившихся к основе таким образом, чтобы это выглядело как убывающий гребень.
Здесь фото индейца из племени чероки (cherokee) в подобном головном уборе (чероки относились к племенам ирокезской (iroquois) языковой группы, но не входили в состав Ирокезской конфедерации).
В то же время, т.к. головной убор индейского воина warbonnet не был слишком практичен, то и равнинные индейцы, выходя «на тропу войны», одевали его не слишком часто. Гораздо чаще они носили более практичный головной убор известный под названием роуч (roach, иначе roach headdresses, или porcupine roaches), который изготавливался из игл дикобраза и оленьего, или лосиного, конского и даже медвежьего волоса, и крепившийся к основе таким образом, чтобы это выглядело как убывающий гребень.
С английского многозначное словечко roach в этом случае можно перевести как «ежик (вид стрижки)» или «пучок волос», синоним в последнем случае topknot («хохолок»).
Хотя головной убор роуч не имел такого сакрального смысла, как головной убор индейского воина warbonnet (но использовался при традиционных танцах), тем не менее, индейские мальчики должны были заслужить право на его ношение. Заметим, что женщины никогда не носили роуч.
Что такое прическа «ирокез»
Фантазийное изображение воина ирокезского индейского племени мохоков (mohawk), работы современного американского иллюстратора Келли Пэрри (Kelly Perry).
Здесь воин изображен с прической в популярном ныне стиле «ирокез», или, иначе, «мохавк» - наименование стиля происходит от названия этого племени.
Ныне считается, однако, что реальные прически мохоков были не самыми близкими прообразами причесок современного стиля, называемого «ирокез», или «мохавк».
Эта фотография, сделанная между 1860 и 1867 гг., из штата США Канзас, показывает индейца пауни (pawnee, принадлежат к юто-ацтекскиой языковой семьи) с характерной прической.
Ныне считается, что такие прически пауни являются одним из ближайших прообразов зародившегося в последней четверти XX века современного стиля причесок, называющегося «ирокез», или, иначе, «мохавк», - от названия одного из племен Ирокезской (iroquois) конфедерации - а именно племени мохоков (mohawk). При том, что пауни не являются ирокезским племенем, но стиль носит название в честь ирокезов.
Узнаете прообраз (правда, с пером) стиля причесок «хохолков» (а также «ежиков»), известного теперь под наименованием «ирокез», или, иначе, «мохавк»?
Это фрагмент с фотографии 1912 г., и на ней изображен индеец племени пауни (pawnee, принадлежат к юто-ацтекской (uto-aztecan) языковой семье, т.е. это отнюдь не ирокезы).
Пауни в прошлом были распространены на территориях современных штатов США Небраска и в северной части Канзаса, а ныне живут в штате Оклахома).
В некоторых индейских племенах Северной Америки мужчины не только носили головные уборы в стиле роуч, но также причесывали свои собственные волосы в стиле роуч, т.е. делая на голове «ежик» или «хохолок».
В наши дни подобный стиль, включающий в себя в себя около двух десятков современных причесок «ежиков»-«хохолков», известен под наименованием «ирокез», или, иначе, «мохавк» — от названия одного из племен Ирокезской (iroquois) конфедерации — а именно племени мохоков (mohawk), где прическа в подобном стиле была якобы принята.
Однако, ныне исследователи считают, что более похожими на современные прически «ирокезы», были не прически мохоков (оставлявших клочок волос на темени, дополненный тремя косичками), а прически племени шауни (shawnee), это племя индейцев алгонкинской группы первоначально обитало на территории современных штатов США Огайо, Западная Виргиния, Мэриленд, Кентукки и Пенсильвания, а позднее мигрировало в пределы нынешних штатов США Миссури, Канзас и Оклахома.
В котексте принятого сегодня названия прически «ирокез», или, иначе, «мохавк» забавно то, что шауни были отнюдь не родственным ирокезам племенем, но их врагами на поле боя.
Также исследователи говорят, что еще одна индейская народность носила прически, более близкие к нынешним причекам в стиле «ирокез», или, иначе, «мохавк», чем у других индейцев. Это были племена пауни (pawnee, принадлежат к юто-ацтекской (uto-aztecan) языковой семье).
Племена пауни в прошлом были распространены на территориях современных штатов США Небраска и в северной части Канзаса, а ныне живут в штате Оклахома.Также говрят, что именно благодаря пауни европейцы в XIX веке обратили внимание на прически, ныне известные как прически в стиле в стиле «ирокез», или, иначе, «мохавк».
Отметим, что название для племенной группы ирокезов (iroquois) французы переняли из языков алгонкинов, т.е. индейцев алгонкинской (algonquian) группы, с которыми впервые французские поселенцы-открыватели встретились при колонизации Атлантического побережья североамериканского континента. Алгонкины были историческими врагами ирокезов, поэтому их прозвище последних носило уничижительный характер, и на языке индейцев алгонкинской группы «ироку» значит «настоящие гадюки».
По другой версии, слово «ироку» в алгонкинском языке имеет баскские корни (баски — народ проживающий на атлантическом побережье Франции и Испании). Еще до французской колонизации, баскские рыбаки торговали с алгонкинами вдоль Атлантического побережья, и алгонкины переняли для наименования своих исторических врагов ирокезов у басков словечко hilokoa, что означает «убийца людей». Слово hilokoa трансформировалось в индейском языке в hirokoa, т.к. у индейцев- алгонкинов, проживавших в заливе Святого Лаврентия в языке не было звука «L». Алгонкины использовали слово в hirokoa для общения с басками для наименования ирокезских племен, затем его переняли французские колонисты, трансформировав в «ирокез».
По третьей версии, наименование у других народов индейцев-ирокезов может происходит от часто используемого в конце речей ирокезов слосочетания hiro kone (что означает «я сказал»). Сами ирокезы называют себя хауденосауни (haudenosaunee), что можно перевести как «люди длинного дома», или, точнее «они строят длинный дом» — название символизирует единство племен Ирокезской конфедерации, в которую входили следующие племена: сенека (seneca), кайюга (cayuga, cayugas), онондага (onondaga), oнайда (oneida), мохоки (mohawk) и присоединившиеся позднее племя тускарора (tuscarora).
Виды современного стиля прически «ирокез»
Классический вариант прически «ирокез» («мохавк»), но с креативными элементами.
Здесь волосы окрашены.
На илл.: Некоторые виды причесок современного стиля причесок «ирокез», или, иначе, «мохавк». Этот стиль имеет корни в прическах североамериканских индейцев.
Современный стиль «ирокез» («мохавк») включает как более экстремальные, так и менее экстремальные варианты.
Классическая прическа современного стиля «ирокез» («мохавк») является довольно экстремальной по виду, и представляет собой узкую полосу вертикально начесанных и жестко стоящих волос, идущих по центру головы - ото лба к затылку. При этом стороны по бокам головы чисто выбриты. На нашей иллюстрации представлена такая классическая прическа Short Mohawk (на илл. – первая сверху).
Также экстремальной прической, но при этом классической для стиля «ирокез» («мохавк»), она разработана в 1970-1980-х гг., является прическа под названием Liberty Spikes (т.е. «Шипы свободы»). В такой прическе вместо узкой полоски начеса по центру идут шипы из волос, иногда окрашиваемые в разные цвета (на илл. – справа по центру).
Современный стиль «ирокез» («мохавк») включает и менее экстремальные варианты причесок. Так прическа Faux Hawk (т.е. «Искусственный ястреб»), копирует стиль «ирокез», но без выбривания боков головы и без излишне высокого жесткого начеса волос по центру головы (на илл. – справа внизу).
Смягченный вариант «ирокеза» представляет собой и прическа Undercut Mohawk, здесь ряд, идущий посреди головы, также не выглядит жестким и излишне высоким, хотя при этом по бокам голова подбрита (на илл. – слева по центру)
И, наконец, специально для вьющихся волос афроамериканцев парикмахерами разработан вариант прически в стиле «ирокез» («мохавк») под названием А–frohawk, в названии обыгрывается словосочетание «из Африки» (на илл. – слева внизу).
Современный стиль, созданный по индейским мотивам, и именуемый «ирокез» («мохавк») включает как более экстремальные, так и менее экстремальные варианты.
Классическая прическа современного стиля «ирокез» («мохавк» ) является довольно экстремальной по виду, и представляет собой узкую полосу вертикально начесанных волос, идущих по центру головы — ото лба к затылку. При этом стороны по бокам головы чисто выбриты.
Также экстремальной прической, но при этом классической для стиля ирокез»-«мохавк» (разработана в 1970-1980-х гг.) является прическа под названием Liberty Spikes (т.е. «Шипы свободы»). В такой прическе вместо узкой полоски начеса по центру идут шипы из волос, иногда окрашиваемые в разные цвета.
Современный стиль «ирокез» включает и менее экстремальные варианты причесок. Так прическа Faux Hawk (т.е. «Искусственный ястреб»), копирует стиль «ирокез», но без выбривания боков головы и без излишне жесткого и высокого начеса волос по центру головы, а в прическе этого стиля, которая именуется Undercut Mohawk, ряд волос, идущий посреди головы, также не выглядит жестким и излишне высоким, хотя при этом по бокам голова подбрита.
И поговорив немного о самой современной индейской прическе современности, мы возврашаемся к теме к теме головных уборов Северной Америки. И среди оставшихся индейских головных уборов, о которых мы еще не говорили в данном обзоре, есть как весьма простые и даже заурядные, так и весьма экстравагантные и и даже выглядящие довольно агрессивно.
Корзиновидные плетеные шляпы и оголовья с пером
С 1982 г. года в Канаде существует Королевская Ассамблея «первых наций» (Assembly of First Nations, первыми нациями в Канаде теперь политкорректно называют индейцев). Ассамблею, которая объединяет вождей племен из всей Канады и представляет индейцев на федеральном уровне, возглавляет национальный вождь. С 2012 по 2014 гг. этот пост занимал достопочтенный Шон Атлео (Shawn A-in-chut Atleo), один из вождей народа нутка, или нуу-ча-нульт (nootka, nuu-chah-nulth, nootka) группы племен, относящихся к вакашской (wakashan) языковой семье и живущих на тихоокеанской побережье нынешней Канады).
На данной фотографии достопочтенный Шон Атлео (слева) в корзиновидной индейской шляпе беседует с тогдашним премьер-министром Канады Стивеном Харпером (Stephen Harper, справа) и министром по делам аборигенов и развитию северных территорий Джоном Дунканом (John Duncan, в центре) перед началом всеканадского Королевского сбора «первых наций (Crown-First Nations Gathering) в Оттаве, в январе 2012 г.
Илл.: канадского Министерства по делам аборигенов и развитию Севера (Aboriginal Affairs and Northern Development Canada).
Индеанка из племени чикасо (chickasaw (chickasaw, относится к мускогской (маскогской, muskogean) языковой семье) в оголовье с пером.
Со старинной фотографии.
Среди других головных уборов, которые носили североамериканские индейцы можно отметить корзиновидные плетеные шляпы. Вообще, это был наиболее распространенный тип индейского головного убора к западу от Скалистых гор. Такие шляпы были приняты у индейцев северо-западного (тихоокеанского) побережья (у племен хайда (haida, haidas, изолированный народ, близий к представителям чукотско-камчатской языковой семьи) салиши (salish, относятся к салишской языковой семье), и в Калифорнии (в полдеднем случае, например, у племени хупа (hupa, относится к атабаскской (athabascan) языковой семье), также известного как натинихве (natinixwe).
В племенах индейцев Калифорнии корзиновидные шляпы носили только женщины и дети, а на северо-западном (тихоокеанском) побережье такие шляпы носили и мужчины, и женщины, причем как во время церемоний, так и в повседневной жизни. При этом на северо-западном побережье по виду индейской корзиновидной шляпы можно было получить информацию о клане человека, его достижениях и статусе в племени;
Оголовья с пером (такие головные уборы носили и мужчины, и женщины, и такой головной убор не был военным головным убором). Данный головной убор индейцев также широко известен в современной масс-культуре, но в реальности его носило только несколько племен северо-востока американского Полесья (Woodland). Например, его носили в племени чикасо (chickasaw, относится к мускогской (маскогской, muskogean) языковой семье). Для оголовьев с пером использовали не только орлиные перья, но перья индеек, цапель и др. птиц.
Головные уборы с рогами буйвола, шапки из меха выдры и головной убор ирокезов — гоставех
Индеец-сиу (sioux, относятся к языковой семье сиу (siouan) в головном уборе с рогами буйвола (buffalo headdresses).
Со старинной фотографии.
На илл.: Вождь племени пауни Peta-la-sha-ra по прозвищу «Главный человек» (Man Chief) в церемониальной шапке из меха выдры (otter-fur turbans, такие шапки также известны как otter-skin caps). Со старинной фотографии 1858 г.
Напомним, что пауни (pawnee) принадлежат к юто-ацтекской языковой семье. Эти племена в прошлом были распространены на территориях современных штатов США Небраска и в северной части Канзаса, а ныне живут в штате Оклахома.
Также говорят, что именно благодаря пауни европейцы в XIX веке обратили внимание на прически, ныне известные как прически в стиле в стиле «ирокез», или, иначе, «мохавк». Пауни носили такие прически, хотя и не принадлежали к ирокезам, которые (напротив) подобные прически, как считается не носили. Об этом мы говорили выше в этом обзоре.
На илл.: Современные представители ирокезских племен Канады и США в головных уборах гоставех (англ. gustoweh; от слова из языка уже упоминавшегося выше ирокезского (iroquois) племени мохоков (mohawk) - guhsto:wa; в языке еще одного ирокезского племени тускарора (tuscarora) слово gustowah, применялось к лидерам, и означало «мы говорим через них») - на своем ежегодном танцевальном фестивале Akwesasne Pow Wow (здесь 2010 года), в резервации племени моховков Аквесасне (Akwesasne).
Резервация расположена одновременно на территории Канады и США.
Головные уборы с рогами буйвола (buffalo headdresses), также известны как horned warbonnets.
Этот впечатляющий головной убор индейского воина, иногда носимый в сочетании с перьевыми украшениями, имел сакральный статус, подобный статусу головного убора индейского война, изготовляемого из перьев — warbonnets. Мужчины-войны должны были заслужить своим подвигами право на ношение головного убора с рогами буйвола.
И только сиу (sioux) и представители некоторых других племен северных равнин носили такой вид головного убора с рогами;
Церемониальные шапки из меха выдры (otter-fur turbans, также известны как otter-skin caps) — их носили индейцы некоторых племен прерий (Напомним, прерии — это климатическая зона на Среднем Западе США и Канады, и эта зона составляет восточный край Великих равнин) и южных равнин — а именно племен, таких как потаватоми (potawatomi, potawatomis, относятся к алгонкинской (algonquian) языковой семье), пауни (pawnee, принадлежат, напомним, к юто-ацтекской (uto-aztecan) языковой семье), осейджи (osage, относятся к языковой семье сиу (siouan) во время церемоний, не связанных с войной.
Такие шапки из меха выдры также украшались одним или парой орлиных перьев;
Гоставех (анг. gustoweh; от слова из языка уже упоминавшегося выше ирокезского (iroquois) племени мохоков (mohawk) — guhsto:wa, в языке еще одного ирокезского племени тускарора (tuscarora) слово gustowah, применялось к лидерам, и означало «мы говорим через них») — еще один интересный головной убор индейцев.
Его носили ирокезские племена.
Напомним, племена ирокезской группы были распространены в современных канадских провинциях Онтарио и Квебек, а также в штатах США: Нью-Йорк, Висконсин, Северная Каролина и Оклахома.
Гоставех — головной убор с лубяным каркасом из американского ясеня, имеющий одну или несколько скрещивающихся полос на макушке. В перекрестье головного убора гоставех вставляется трубочка с орлиным пером (либо несколько — в зависимости от племенной принадлежности). После чего убор обшивался тканью или кожей, украшался вышивкой.
Современные представители ирокезских племен Канады и США периодически выступают в головных уборах гоставех на своем довольно широкоизвестном и ежегодном танцевальном фестивале Akwesasne Pow Wow. Фестиваль проходит в резервации ирокезского племени мохоков — Аквесасне (Akwesasne, в переводе с языка мохоков: «Земля, где куропатки барабанят», в честь того, что раньше в этих местах водилось множество дичи).
И далее несколько слов об устройстве этой резервации, чтобы дать информацию об устройстве индейского самоуправления в Канаде и США. Резервация Аквесасне известна тем, что находится и на территории Канады, и на территории США — одновременно в провинциях Канады Онтарио и Квебек и в штате США Нью-Йорк. И хотя жители резервации участвуют в голосовании в парламент Канады (от провинций Онтарио и Квебек) и в конгресс США (от штата Нью-Йорк), а также в представительные органы штата США Нью-Йорк, резервация управляется традиционными индейскими структурами, а именно Советом вождей нации мохоков (Mohawk Nation Council of Chiefs, которая управляет и другими резервациями мохоков в Северной Америке, и в свою очередь входит в Ирокезскую конфедерацию) и двумя Советами вождей на севере и юге Аквесасне, признаваемыми правительствами и региональными властями Канады и США. На территории резервации работает несколько школ, три из которых находятся в ведении местного Комитета нации мохоков по образованию (Ahkwesahsne Mohawk Board of Education). С 1984 г. в резервации действует некоммерческая FM-радиостанция CKON-FM (ее можно по всему миру слушать и через Интернет, станция вещает на англ. яз. и на северном диалекте ирокезского языка — языке мохоков), станция управляется индейским Обществом телекоммуникаций Аквесасне (Akwesasne Communication Society). Также в резервации Аквесасне выходит местное издание «Индейское время» (Indian Time Newspaper). Для пополнения казны в Аквесасне с 1999 года работает казино Akwesasne Mohawk Casino (AMC), принадлежащее индейскому сообществу мохоков через организацию Native American gambling enterprise. Казино действует довольно успешно, т.к. резервация находится неподалеку от крупнейших городов Канады и США, включая Нью-Йорк.
Шапочки-«полоски» из скальпа красного дятла и тканевые головные повязки
Шапочки для танцев племени хупа (hupa, племя хупа относится к атабаскской (athabascan) языковой семье), из широких кожаных полос, украшенные скальпами красными дятлов.
Со старинной фотографии.
Инддец из племени навахо (navajo) в тканевой головной повязке. Со старинной фотографии.
Племена навахо относятся к атабаскской (athabascan) языковой семье. В настоящее время резервация нации навахо, где проживает ок. 174 тыс. ( на 2015 г.) навахо (что составляет 58,34 % всех индейцев навахо в США) – является крупнейшей индейской резервацией в Соединенных Штатах Америки. Резервация находится на стыке четырех штатов США: Аризоны, Юты, Колорадо и Нью-Мексико, и управляется местным индейским самоуправлением, включающем парламент навахо - Совет нации навахо (Navajo Nation Council).
А теперь о шапочках при изготовлении которых страдали дятлы. Среди индейцев Калифорнии (уже упоминавшегося выше племени хупа (hupa, племя относится, напомним, к атабаскской (athabascan) языковой семье), также известного как натинихве (natinixwe) были распространены шапочки для танцев из широких кожаных полос, украшенные скальпами красными скальпы дятлов;
С распространением тканей в 1880-х гг. тканевые тюрбаны, иногда украшенные пером, стали приняты среди чероки (cherokee, — напомним, что чероки относились к племенам ирокезской (iroquois) языковой группы, но не входили в состав Ирокезской конфедерации), семинолов (seminole, относятся к мускогской (маскогской (muskogean) языковой семье) и др. индейских племен юго-востока нынешних США, а тканевые головные повязки стали повседневным головным убором у мужчин из племен навахо (navajo, относятся к атабаскской (athabascan) языковой семье), апачей (apache, относятся к атабаскской (athabascan) языковой семье) и пуэбло (индейцев-пуэбло относят к ацтекской группе).
И далее несколько слов о головных уборах, о которых часто спрашивают интересующиеся тематикой головных уборов индейцев Северной Америке, — но о головных уборах, которых у индейских племен на территории современных Канады и США не было.
Речь идет о коронационных головных уборах индейцев Северной Америки. И таких головных уборов не было, т.к. в отличие от центральноамериканских и южноамериканских индейцев, у индейцев Северной Америки не существовало государств и не было королевских семей.
Женские головные уборы индеанок Северной Америки и головные уборы детей
Представительница ирокезского племени кайюга (cayuga, cayugas) в тиаре-оголовье, украшенной бисером и пером.
С документального рисунка.
Представительница племени микмаков (míkmaq) в остроконечной шапке. Со старинной фотографии.
Микмаки входили в Вабанакскую конфедерацию племен (wabanaki, относясь к алгонкинской (algonquian) языковой семье).
Невеста из племени вишрам в праздничном головном уборе из раковин моллюсков (Племя вишрам (wishram) относилось к конфедерации народа якама (yakama, yakimas, изолированная группа).
С фотографии сделаной в начале XX века знаменитым американским фотографом Эдвардом Кертисом (Edward S. Curtis, годы хизни: 1868-1952)
Далее о некоторых женских головных уборах североамериканских индеанок, а также о том, что носили на головах дети в индейских племенах Северной Америке.
Мы уже упоминали, что в некоторых племенах были приняты головные уборы, которые носили и женщины, и мужчины, такие головные уборы, как оголовья с пером, и еще корзиновидные шляпы. Однако, как существовали головные уборы только для мужчин, вроде головного убора из перьев индейского воина — warbonnet, так существовали и чисто женские головные уборы индеанок.
Представительницы ирокезских (iroquois) племен, в частности племени кайюга (cayuga, cayugas) носили характерную тиару-оголовье, украшенную бисером и пером.
Представительницы враждовавшей с ирокезами Вабанакской конфедерации (wabanaki, относились к алгонкинской (algonquian) языковой семье) носили остроконечные шапки, украшенные цветочным узором.
Во многих племенах Плато (Плато, плоскогорье (plateau) — условный индейский субкультурный регион, его ученые помещают между Скалистыми горами (Rocky Mountains) и прибрежной (тихоокеанской) горной системой на территории современных США) невесты одевали на свадьбу головной убор, украшенный раковинами моллюсков, в частности так делали невесты племени вишрам (wishram, относились к конфедерации народа якама (yakama, yakimas, изолированная группа).
Что касается головных уборов индейских детей Северной Америки, то не существовало каких-либо особых головных уборов для детей в племенах Северной Америки.
Индейцы-мальчики, начинали носить упоминавшийся выше головной убор роуч, когда переходили в подростковый возраст, т.е. когда они были готовы стать воинами. Мужские головные уборы, о которых говорилось выше, а именно головной убор индейского война warbonnets, головные уборы с рогами буйвола (buffalo headdresses, иначе horned warbonnets), церемониальные шапки из меха выдры (otter-fur turbans, иначе otter-skin caps) носили только мужчины, которые уже были хорошими воинами и заслужили признание своего племени. Однако некоторые индейские девушки в Калифорния носили упомянутые выше корзиновидные шляпы, а на восточном побережье некоторые дети носили головные повязки (хотя, как правило, без каких-либо перьев в них).
III. Не только индейцы. Кого в Канаде считают аборигенными народами
И возвращаясь в Канаду.
Несколько слов о том, кого в Канаде признают представителем коренного аборигенного народа. Отметим, что под аборигенами в в Канаде понимают не только индейцев, но и инуитов — т.е. народность канадского Севера, которая входит в более многочисленную группу коренных народов Севера (живущих в нескольких странах — эскимосов.
Сначала об индейцах Канады. Как указывает официальная Интернет-публикация канадского Министерства по делам аборигенов и развитию Севера (Aboriginal Affairs and Northern Development Canada):
Проживавших в нынешней Канаде индейцев (их в современной Канаде называют «первые нации» Прим. Portalostranah.ru) условно разделяют на шесть групп:
«Первые нации» Полесья (Woodland First Nations), которые жили в арктических густых лесах в восточной части страны;
Ирокезские «Первые нации» (Iroquoian First Nations), населявших южную зону — плодородные земли, подходящие для посадки кукурузы, бобов и тыквы;
«Первых нации» равнин (Plains First Nations), которые жили в степной зоне прерий (Prairies);
«Первые нации» Плато (Plateau First Nations), чьи география проживания варьировалась от полупустынь на юге до высоких гор и густых лесов на севере;
«Первые нации» Тихоокеанского побережья (Pacific Coast First Nations), которые имели доступ к обильным популяциям лосося и моллюсков, и ресурсам гигантского красного кедра, использовавшегося этими индейцами для строительства больших домов;
«Первые нации» бассейнов рек Маккензи и Юкон (First Nations of the Mackenzie and Yukon River Basins), суровая среда обитания индейцев этого региона состояла из темных лесов, бесплодных земель и болотистой местности — торфяников»...
В настоящее время в Канаде существует «617 общин «первых наций» (т.е. индейцев, Portalostranah.ru) которые представляют более чем 50 этнокультурных групп, говорящих на 50 языках аборигенов», отмечает в своей публикации канадское Министерство по делам аборигенов и развитию Севера.
В публикации также указывается:
«Среди аборигенных народов сегодняшней Канады 50% зарегистрировано как индейцы, 30% как метисы, 15% как индейцы без статуса и 4% как инуиты. Более половины коренного (аборигенного) населения теперь проживает в городских центрах...
Коренные (аборигенные) народы (Aboriginal peoples) является собирательным наименованием в Канаде для коренных народов Северной Америки и их потомков. Канадская конституция признает три группы коренных (аборигенных) народов: индейцев (их, как правило, называют «первыми нациями»), метисов и инуитов. Эти три отдельных народа с собственной историей, языками, культурными практиками и духовными верованиями. Более 1,4 миллиона человек в Канаде идентифицируют себя в качестве аборигенов (4% от населения Канады), в соответствии результатами национального обследования домашних хозяйств в Канаде 2011 г...
Под правами аборигенов понимают права, которые те или иные коренные народы Канады приобрели в результате давнего использования земель и прав своих предков. Права определенных коренных (аборигенных) народов на охоту и лов рыбы на исконных землях являются примерами применения права коренных народов. Права аборигенов могут варьироваться от группы к группе в зависимости от обычаев, традиций и практики, которые отличают ту или иную культуру...
Аборигенные сообщества находятся в городских, сельских и отдаленных районах по всей Канаде. Они включают:
1. «Первые нации» — или индейские группы, проживающие на территориях, которые именуются резервациями. Под резервацией понимается участок земли, который принадлежит Короне, но был передан для использования и на благо той или иной индейской группе. Под индейской группой понимается организация, осуществляющая коллективное пользование землей и ресурсами, выделяемыми Короной. Группа провозглашается Короной согласно нормам «Закона об индейцах» (Indian Act). Каждая группа имеет свой собственный Совет управления, как правило, состоящий из одного вождя и несколько советников. Члены сообщества могут выбирать вождя и советников, либо эти должности наследуются по обычаю. Члены группы в целом разделяют общие ценности, традиции и практику укоренившиеся в силу наследия предков.
2. Общины инуитов, расположенные в провинциях Нунавут, Северо-Западные территории, а также северной части провинции Квебек (Nunavik) и на Лабрадора (провинция Ньюфаундленд и Лабрадор). (Инуиты являются аборигенами Арктики)
3. Общины метисов, которые расположены, в основном, в провинциях Альберта, Британская Колумбия, Онтарио, Манитоба и Саскачеван. Метисы являются одним из трех признанных коренных (аборигенных) народов в Канаде, вместе с индейцами (иначе «первые нации») и нацией инуитов. По данным национального обследования домашних хозяйств 2011 г., 418380 канадцев идентифицировали себя как метисы. Метисы представляют собой, в данном случае, людей смешанного индейского и европейского происхождения, которые идентифицируют себя именно как метисы, в отличие от индейцев («первых наций»), инуитов и людей, не относящихся к аборигенам. Метисы имеют уникальную культуру, которая опирается на их смешанное происхождение: шотландское, французское (т.е. от европейских народов Прим. Portalostranah.ru), и оджибве (ojibway, ojibwa) и кри (cree) — (т.е. от индейских народов, относящихся к распространенной в Канаде к алгонкинской (algonquian) языковой семье. Прим. Portalostranah.ru).
4. Городские общины аборигенов (в том числе метисов, индейцев без статуса, инуитов и «первых наций» (т.е., в последнем случае, индейцев, имеющим статус), находящиеся в городах, которые не являются частью резерваций или традиционных территорий (например, общины аборигенов в Виннипеге). Под индейцем без статуса понимаются индеец человек, который не зарегистрирован в качестве индейца, согласно «Закону об индейцах» (Indian Act, и следовательно не имеет особых прав, предоставляемых аборигенам Прим. Portalostranah.ru).
При этом термин «городские аборигены» относится прежде всего к инуитам, метисам и «первым нациям» (т.е., в псоледнем случае, индейцам Прим. Portalostranah.ru), проживающим в настоящее время в городских районах. По данным переписи 2011 года, аборигены, проживающие вне резерваций, представляют быстро растущий сегмент канадского общества. В 2011 году 56% аборигенов жили в городских районах, по сравнению с 49% в 1996 году. При этом городами с наибольшим аборигенского населения в 2011 году были: Виннипег (78420), Эдмонтон (61765), Ванкувер (52375), Торонто (36995), Калгари (33370), агломерация Оттава-Гатино (30570), Монреаль (26280), Саскатун (23,895 ), и Реджайна (19785)», пишет публикация канадского Министерства по делам аборигенов и развитию Севера (Aboriginal Affairs and Northern Development Canada, 2012-2015 гг.).
Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по следующим основным источникам: сообщениям англоязычной службы иновещания «Международного Канадского радио» — Radio Canada International от 29/10/2015 и 30/10/2015; ряду сообщений (2015 г.) внутренней службы вещания для аборигенных народов государственной Канадской вещательной корпорации CBC — CBC News Aboriginal (англ. яз.); Интернет-обзору по индейскому головному убору неправительственной организации изучения индейского наследия Native Languages of the Americas is a Minnesota (анг.л. яз.); публикации (2012-2015 гг.) канадского Министерства по делам аборигенов и развитию Севера (Aboriginal Affairs and Northern Development Canada) на aadnc-aandc.gc.ca (англ. яз.) и др. материалам.