Кухня США и ее происхождение в контексте истории Америки. Американский взгляд
Предлагаем вашему вниманию материал информационной службы США о кухне Соединенных Штатов.
Это публикация из архивного выпуска электронного журнала Государственного департамента США «США: общество и ценности» за июль 2004 г.
Цитируемый здесь выпуск журнала был посвящен теме «Американцы за столом – размышление о еде и культуре». Оригинальное название предлагаемой далее публикации «Мы есть то, что мы едим: Мы нация иммигрантов».
В этой публикации из первоисточника интересна также полемика американцев с зарубежными критиками национальной гастрономической традиции этой страны.
Кухня США — кухня нации иммигрантов
Итак, автор Дэвид Розенгартен (David Rosengarten), специалист из Нью-Йорка по питанию, пишет на страницах официального американского издания «США: общество и ценности»:
«На развитие поварского искусства в Соединенных Штатах повлияло много факторов. Считается, что благодаря коренным американцам — индейцам — основным компонентом американского питания является кукуруза.
Иммигранты из Китая и Италии, а также рабы из Африки внесли свой вклад в формирование продуктов, которые в настоящее время потребляют американцы.
Отсутствие королевского двора, представляющего собой движущую силу кулинарной изобретательности в других странах, таких как Франция или Китай, в сочетании со «стоическим утилитаризмом» пуританской этики, возможно, мешало развитию утонченной кухни в первые десятилетия существования страны.
Однако готовность принять и видоизменить новые блюда, привносимые волнами иммиграции на протяжении десятилетий, обеспечивают богатое разнообразие продуктов питания на обеденных столах американцев и в американских ресторанах.
К великому сожалению, у тех людей во всем мире, которые судят об американской еде лишь издалека, сложилось о ней неправильное представление. «Американцы едят гамбургеры, верно?» является типичной точкой зрения за рубежом относительно того, чем питаются американцы, и ее нельзя назвать ошибочной!
Мы любим наши гамбургеры и хот-доги (горячие сосиски), а также другие простые блюда. Однако мы любим в еде и многое другое, причем любим все с большим и большим пониманием.
Ведь богатая и пестрая смесь блюд, в настоящее время представляющая собой «американскую» кухню, является одной из самых активно развивающихся в мире.
Своей жизнеспособностью эта кухня в значительной степени обязана тому же самому компоненту, который позволял наращивать силу Америки и в других областях — прибытию на эти берега иммигрантов почти со всего Земного шара. Им удалось соединить принесенные ими издалека таланты и видение с потребностями, особенностями и ритмом повседневной американской жизни. Наконец, сегодня повсюду люди, знающие толк в еде, признают высокое качество продуктов и блюд, которые готовятся в Америке.
Однако понадобилось много лет для того, чтобы добиться такого уровня качества и столь широкого признания.
Почему? По правде говоря, исторически сложилось так, что судьба не благоволила к развитию гастрономических вкусов Америки.
«К великому сожалению, у тех людей во всем мире, которые судят об американской еде лишь издалека, сложилось о ней неправильное представление. «Американцы едят гамбургеры, верно?» является типичной точкой зрения за рубежом относительно того, чем питаются американцы, и ее нельзя назвать ошибочной!
Мы любим наши гамбургеры и хот-доги (горячие сосиски), а также другие простые блюда.
Однако мы любим в еде и многое другое, причем любим все с большим и большим пониманием. Ведь богатая и пестрая смесь блюд, в настоящее время представляющая собой «американскую» кухню, является одной из самых активно развивающихся в мире.
Своей жизнеспособностью эта кухня в значительной степени обязана тому же самому компоненту, который позволял наращивать силу Америки и в других областях — прибытию на эти берега иммигрантов почти со всего Земного шара»
Из цитируемой статьи в издании «США: общество и ценности»
Кроме того, американскому кулинарному искусству всегда не хватало движущей силы королевского двора (что, кстати, является моментом нашего национального очарования!). Кухни во Франции, в Италии, Испании, Персии, северной Индии, Таиланде и Китае, во многом черпали вдохновение в необходимости создания уникальных блюд для королевского двора, выражающих «дух нации». Это не только унифицировало кулинарное искусство в этих странах, но и способствовало его сложности, поскольку шеф-повара пытались перещеголять друг друга в своем старании получить одобрение членов королевской семьи.
Несмотря на то, что в 1788 г. широкие массы, разумеется, питались не тем, что ел Людовик XVI, представления о кулинарном искусстве и рецепты блюд, создававшихся в Версале и других местах пребывания членов королевской семьи на протяжении многих веков, позднее вошли в сознание и рацион питания французов на всей территории Франции.
Распространенность кукурузы в американской кухне
В отсутствие вышеуказанных стимулов до прибытия европейцев в Америку американская еда никогда не была чем-то единообразным, которое можно было обнаружить на всей американской территории от западного до восточного побережий. Разумеется, основные компоненты нашего сегодняшнего рациона питания привнесены индейцами.
Это в первую очередь кукуруза. Поразительно, что так много из того, что мы считаем неотъемлемой частью нашей гастрономии — например, отварные початки кукурузы, кукурузное суфле, корн-доги (копченые сосиски, зажаренные в тесте из кукурузной муки и подаваемые на палочке, напоминают по форме кукурузный початок), кукурузные хлопья, дробленая кукуруза, чипсы тортилья (кукурузные чипсы) и даже наше дешевое американское пиво, которое варится из кукурузы — уходит своими корнями в пищевые традиции индейцев.
Однако привело ли это к формированию «национальной кухни»?
Посмотрите на соседнюю Мексику, где действительно создана национальная кухня, основанная на кукурузе, и вы, вместе со мной, убедитесь, что на этот вопрос нужно дать отрицательный ответ.
Испанцы, начавшие прибывать в Мексику в 16-м веке, не просто взяли один из самых распространенных пищевых продуктов коренного населения и сделали из него нечто иное; они по-настоящему соединили свои идеи с идеями мексиканских индейцев. Кукурузные лепешки на углях? Испанцы привезли с собой свинину; индейцы принесли кукурузные лепешки.
Когда вы сейчас едите в любом ресторане в Мексике, вы обнаруживаете, что на каждом столе есть что-то, что представляет собой современный вариант древних индейских компонентов или результат применения индейских кулинарных рецептов по отношению к ним. Такого нельзя сказать о современной американской кухне.
«Поразительно, что так много из того, что мы считаем неотъемлемой частью нашей гастрономии — например, отварные початки кукурузы, кукурузное суфле, корн-доги (копченые сосиски, зажаренные в тесте из кукурузной муки и подаваемые на палочке, напоминают по форме кукурузный початок), кукурузные хлопья, дробленая кукуруза, чипсы тортилья (кукурузные чипсы) и даже наше дешевое американское пиво, которое варится из кукурузы — уходит своими корнями в пищевые традиции индейцев.
Однако привело ли это к формированию «национальной кухни»? Посмотрите на соседнюю Мексику, где действительно создана национальная кухня, основанная на кукурузе, и вы, вместе со мной, убедитесь, что на этот вопрос нужно дать отрицательный ответ»
Из цитируемой статьи в издании «США: общество и ценности»
Конечно, в эволюции американской цивилизации дух первопроходцев также играл свою роль: Америка откладывала на потом овладение кулинарным искусством. Те, кто осваивал американские просторы, всегда думали: «Вон там есть горный хребет, и нам нужно посмотреть, что расположено за ним». На самом деле, было много горных хребтов между Вирджинией и Калифорнией.
В 1XVIII и XIX веках не все американцы пересекали эту страну в дилижансах. Однако дошедшая до наших дней американская неугомонность, стремления к исследованию нового, стиль жизни, не соответствующий менталитету европейцев тех времен, который можно выразить фразой «наша семья сидит у этого очага уже 400 лет», противоречат совокупности ценностей и интересов, обычно ведущих к созданию уникальной национальной кухни.
Уникальные особенности кухни США
Разумеется, именно этот дух — «есть для того, чтобы жить», а не «жить для того, чтобы есть» — привел к появлению других необычных черт американского питания.
Мы, безусловно, являемся лидером нашей планеты в создании «удобств», связанных с приготовлением, хранением и потребление пищи, и потому, что мы обладаем техническим мастерством в этой области, и потому, что у нас слишком много граждан, «у которых нет времени на приготовление пищи».
Давайте взглянем фактам в лицо: рис, который можно приготовить за минуту, или суп, который сварится через минуту в микроволновой печи, не будут играть никакой роли в создании американского кулинарного искусства.
Наконец, гастрономической Америке не повезло в том, что она испытывает влияние основных американских ценностей — так называемой пуританской этики. Эта совокупность ценностей помогла созданию очень многих отраслей промышленности и способствовала свершению многих добрых дел, но никому никогда не удалось «приписать» пуританам и их потомкам положительную роль в успешном развитии искусств и особенно кулинарного искусства.
Я помню стариков, живших в период моей молодости, (эта порода людей сейчас в основном вымерла), которые считали крайне невежливым говорить о еде, даже сидя за обеденным столом. Человек получал свою пищу и проглатывал ее только для того, чтобы он мог прожить еще один день. Зачем любому здравомыслящему человеку обсуждать вкус какого-то блюда? Лишь для того, чтобы пощекотать самолюбие. Подобный подход возымел свое действие двести лет назад и сейчас продолжает работать в Новой Англии и в других местах. Понятно, что такой стоический утилитаризм за столом едва ли способствует созданию утонченной кухни.
«Именно этот дух — «есть для того, чтобы жить», а не «жить для того, чтобы есть» — привел к появлению других необычных черт американского питания. Мы, безусловно, являемся лидером нашей планеты в создании «удобств», связанных с приготовлением, хранением и потребление пищи, и потому, что мы обладаем техническим мастерством в этой области, и потому, что у нас слишком много граждан, «у которых нет времени на приготовление пищи»
Из цитируемой статьи в издании «США: общество и ценности»
Если бы эта нация осталась на том же уровне, на котором она находилась после прибытия в Новый Свет первых европейцев в XVII — XVIII веках, история ее кулинарного искусства также не пошла бы дальше в своем развитии.
Однако вскоре после завершения упомянутого периода стали прибывать другие иммигранты. И именно этим группам мы обязаны спасением американского вкуса, его усложнением и превращением его в один из тончайших инструментов кулинарного искусства в современном мире.
Наконец, рабство, это величайшая трагедия и величайший позор в американской истории, оказало мощное воздействие на американскую культуру в целом и американскую кухню, в частности. Негры принесли к этим берегам экзотические кулинарные компоненты — окру, ямс и арахис, которые впервые появились в Перу, а затем попали в Северную Америку из Африки.
Африканские рабы питались свининой. Причем лучшие части свиной туши забирали себе рабовладельцы, а рабам приходилось проявлять изобретательность для того, чтобы делать вкусными остатки. Естественно у рабов-выходцев из Африки установились дружеские отношения с рабами-выходцами из стран Карибского бассейна, которые привезли в данную страну множество специй, придавшим особую остроту продуктам американского кулинарного искусства.
Заметную роль в развитии американской кухни играли рабы и бывшие рабы в Чарлстоне, Северная Каролина, поскольку этот город стал крупнейшим портом, в котором торговали специями. Рабы и бывшие рабы занимали видное место в гастрономической жизни Нового Орлеана, участвуя, таким образом, в формировании одной из самых ярко выраженных региональных кулинарных традиций в Америке. Кроме того, рабы и бывшие рабы по всему Югу обслуживали жаровни, где готовились барбекю (жаркое на углях), помогая тем самым создавать то, что я, несомненно, считаю одним из самых значительных вкладов Америки в мировое кулинарное искусство.
Начало всей этой гастрономической деятельности положили иммигранты, прибывавшие в юго-восточные районы. Но и на Юго-западе шла параллельная работа, где мексиканские индейцы и испанские поселенцы привносили свои вкусы в кулинарное искусство Техаса и Нью-Мексико.
То, чего мы добились на нашем собственном американском Юго-западе, не слишком походило на то, что первые иммигранты ели в Мексике или в Испании. Но это стало одним из ключевых элементов нашей национальной картины обеденного стола, на котором энчиладас (жареные лепешки, свернутые в трубочку, с начинкой из мяса и сыра в остром соусе «чили») и фахитас (кукурузные лепешки с куриным филе, маринованным в текиле, и кусочками говядины, вымоченными в пиве) являются столь же истинно американскими кушаньями, как и любое другое блюдо, которое едят по всей Америке.
Кухня США: Преобладающее влияние на нее китайцев и итальянцев
Ко второй половине XIX века были созданы условия для самого важного периода гастроиммиграции в американской истории, когда в Америку прибыли китайские и итальянские иммигранты. Я называю этот период в высшей степени важным потому, что, если сегодня вы поедете в любой из американских больших городов и откроете в нем телефонный справочник в поисках подходящего ресторана, то, как и прежде, обнаружите преобладающее влияние китайских и итальянских ресторанов, несмотря на растущую популярность многих других этнических рационов питания и проявлений поваренного искусства.
Разумеется, китайская еда в Америке занимает второе место после итальянской.
Она попала в эту страну вместе с китайскими иммигрантами, которые прибывали в нее для работы на железной дороге на Западе или точнее для того, чтобы кормить тех, кто на ней работал. У поваров там было весьма ограниченное количество продуктов для приготовления пищи, и, бросая на свои большие сковороды маленькие кусочки мяса и овощи, они должны были прибегать к своему богатому воображению. Когда этот способ приготовления пищи достиг больших городов, а затем распространился по всей стране, появилась новая кухня — китайско-американская — рулетики из слоеного теста с овощной начинкой, суп с пельменями, жареный рис, рубленая курица с лапшей и овощами и жареные ребрышки.
Этой кухне так и не суждено было достичь масштабов итало-американской, которая приобрела широкую популярность чуть позже. Несмотря на то, что блюда итало-американской кухни потреблялись большинством американцев, они обычно не пытались готовить их у себя дома. Однако китайской кухне удалось свершить нечто чрезвычайно важное — ознакомить почти всех американцев ХХ столетия с экзотикой азиатской кухни и соблазнить их ее блюдами, проложив тем самым путь к включению многих азиатских блюд в нашу общенациональную традицию питания.
Чуть позже появилась самая распространенная и популярная кухня в Америке — итало-американская. Где-то в восьмидесятых годах XIX века началась первая волна иммиграции итальянцев в Америку: на остров Эллис стали прибывать иммигранты из Неаполя. Очень скоро они поселились в районе Малберри Стрит в Манхэттене, где отчаянно пытались воссоздать то, что они ели у себя на родине.
Итальянским иммигрантам не удалось этого сделать, поскольку они не могли приобретать необходимые компоненты, которые использовались ими в Италии. Однако лишь благодаря своей изобретательности они научились готовить нужные им блюда из того, что было под рукой. Ну и что с того, что приходилось использовать сушеные приправы вместо свежих, консервированные помидоры вместо только что снятых с грядки, поливать больше соуса на макароны, чем это было принято у них на родине, и употреблять больше мяса в рационе питания?
Итало-американская кухня, которую создали тогда итальянские иммигранты, была замечательной. Правда, если вы родились после 1975 г., вам так и не суждено узнать ее, поскольку в настоящее время лучшие «итальянские» шеф-повары в Америке избегают итало-американской кухни, предпочитая приготовление таких легких блюд, как салаты с использованием огромного количества радиккио (специальный сорт салата с красно-белыми листьями), поливая их выдержанным уксусом, настоянным на ягодах.
Однако настоящего триумфа эта кухня достигла в домах американцев, где пицца, лазанья, маникотти (трубочки из макарон, фаршированные сыром и помидорами), биточки и телятина в сухарях с сыром — их можно купить в замороженном виде, а потом разогреть, заказать по телефону из соседнего кафе, или приготовить самим — стали такими же стандартными продуктами питания, как «хот-доги» или гамбургеры. Кроме того, я смею утверждать, что то, чему научила нас итало-американская кухня, имеет чрезвычайно большое значение. Она показала нам, что пища народов других стран не только может внести интересное разнообразие в наш рацион питания, но и стать его неотъемлемой частью.
Новая иммиграция в Соединенные Штаты и ее влияние на кухню США
Это подтверждалось вновь и вновь. Во второй половине XX века, когда в Америку прибыло множество других групп иммигрантов, и когда национальный вкус американцев значительно усовершенствовался в результате победы китайско-американской и итало-американской кухонь, постепенно в гастрономической картине Америки появилось много этнических мотивов.
Несмотря на то, что иммиграция в Америку таких европейских групп, как, например, греки, французы и скандинавы по своей численности заметно уступала иммиграции итальянцев, мы до сих пор видим на улицах многих городов палатки, в которых продаются джайро (круглые плоские лепешки с наструганным мясом и салатом) и сувлаки (кусочки шашлыка, запеченные в лепешки), а также киоски, в которых торгуют афганскими шиш-кебабами (шашлыками с чесноком и луком), мы до сих пор превозносим французский подход к питанию как краеугольный камень нашей американской кухни, а сладкая булочка с джемом или фруктами, датская по происхождению, по-прежнему занимает прочное место среди того, что американцы едят на завтрак.
Не только европейские продукты питания перечислены в американском меню. В последние годы в больших городах вторыми по популярности после пиццерий стали бары, в которых подаются суши — японские мини-рулетики из риса, овощей, сырой рыбы, креветок или крабов, которые подаются со сложными экзотическими соусами.
Заметили ли вы в последнее время быстрый успех южноамериканских гриль-ресторанов с бразильскими и аргентинскими блюдами?
А что вы думаете об этнических столовых, забегаловках и закусочных всех мастей, которые не стали определяющим направлением в развитии кулинарного искусства, но при этом пользуются большой популярностью? Они растут, как грибы — афганские, корейские, эфиопские, кубинские, индийские и тайские ресторанчики.
Однако это еще не все из того, что есть в гастрономической Америке. Что особенно ярко проявляется в гастрономической деятельности, так это фактор «плавильного котла». Верно, что в соседних районах, где проживают различные этнические группы, тайская еда не смешивается с кубинской, польская кухня не становится элементом филиппинской.
Однако дайте той или иной американке возможность унести с собой из тайского ресторана вкус присутствовавшего в блюдах из тушеного мяса сока кокосового ореха, и очень скоро в условиях абсолютной доступности и безграничного ассортимента бакалейных товаров она станет сочетать традиционный венгерский паприкаш с тайским красным карри.
А на профессиональном уровне этот вид «перекрестного оплодотворения» идет еще более быстрыми темпами. При этом известные американские шеф-повары изучают кулинарные запасы десятков этнических кухонь, привнесенных в Америку из всех уголков Земного шара, и каждый вечер эти повара свободно и вдохновенно создают свои шедевры гибридизации, которых еще не знал мир. В Америке любые трансформации никогда не прекращаются, и именно этот процесс ведет к созданию уникальной американской еды.
Мировой супермаркет: движение продуктов из Америки и обратно
В условиях современной мировой экономики трудно себе представить, что до открытия европейцами Американского континента в конце XV века многие основные продукты в международном рационе питания были совершенно неизвестны в том или ином регионе мира. Так, например, картофель, который впервые стал выращиваться в Андах в Южной Америке, был завезен в Европу испанскими мореходами. Ананасы, которые также произрастали только в Южной Америке, были завезены испанцами и португальцами в тропические регионы всего мира, включая Африку и Азию.
Продукты питания перевозились и в другом направлении.
Салат-латук и брокколи, впервые появившиеся в Европе, теперь широко выращиваются в Северной и Южной Америке, включая Соединенные Штаты.
Арахис, называемый также земляным орехом, представляет собой плод бобовых, который перевозился в обоих направлениях. Впервые арахис начал культивироваться в Южной Америке и был завезен в Европу и Северную Африку испанскими и португальскими торговцами. Оттуда он впоследствии попал в Америку. В настоящее время люди во всем мире регулярно потребляют пищевые продукты, впервые появившиеся во многих различных районах Земного шара.
Среди других продуктов питания, которые впервые появились в Южной и Северной Америке, можно назвать: бобы, какао, кукурузу (маис), бутылочные тыквы, перец, тыквы, кабачки, клубнику и помидоры», отмечает издание.
Этот обзор представляет собой заметку из выпуска электронного журнала Государственного департамента США «США: общество и ценности» (U.S. Society and Values) за июль 2004 г., сохранившегося в архиве Portalostranah. Электронный журнал «США: общество и ценности» выходил на английском, французском, испанском, русском и некоторых др. языках в период с 1996 по 2009 гг., цитата по русскому изданию.