Дворец богдыхана - знаменитая достопримечательность Улан-Батора
Богдыханы (в другой транскрипции богдоханы) управляли Монголией в последние годы многовековой китайской оккупации, а затем были духовными и светскими руководителями страны в краткий период ее независимости перед ее вхождением в советский блок. Итак, предлагаем вашему вниманию обзор о богдыханах Монголии и их дворце, сохранившемся в монгольской столице Улан-Баторе.
Дворец
единственного богдыхана
Дворец богдыхана, построенный на стыке XIX и XX веков специально для единственного монарха Монголии, принявшего в новейший период такой титул, на десятилетия — с 1924 г., времени кончины правителя, превратился в музей. Ныне дворцовый комплекс богдыхана является одним из самых посещаемых исторических памятников во всей Монголии. (Наряду с развалинами Каракорума — чингизидской столицы).
Что касается титула богдыханов, то в русском языке могут быть приняты и другие варианты написания этого слова — богдохан, богд хан — все от монгольского слова «священный государь».
Если не считать китайских императоров, также носивших титул богдыханов, и претендовавших на власть в Монголии, когда та перестала быть империей, то богдыханом Монголии в новейшее время был только один человек — восьмой богдо-гэгэн.
Богдо-гэгэны сначала являлись лишь духовными правителями монгольской ламаистской церкви, имея власть, которую им первоначально пожаловали тибетские далай-ламы. Затем, с ослаблением Китайской империи и монгольских региональных феодалов, богдо-гэгэны постепенно стали влиять и на светские дела страны.
Первым богдо-гэгэном был провозглашен в 1640 году в пятилетнем возрасте сын одного из крупных региональных князей Внешней Монголии Тушэту-хана Дзанабадзар (также известен как Занабазар), позднее прославившийся благочестием. Уже и до Дзанабадзара в монгольских степях действовали ламаистские священники, приобретавшие все большие влияние среди кочевников. В период, предшествующий избранию Дзанабадзара, Монголия, уже забыв о своем имперском прошлом, вела жизнь раздробленной на несколько феодальных княжеств территории, находясь в стороне от основного русла мировой истории.
Начиная с 1636 года Монголия по частям переходила под контроль Маньчжурской династии Цин в Пекине — сначала т.н. Внутренняя Монголия (ныне одноименный район КНР), затем Внешняя Монголия (нынешняя независимая Монгольская Республика), а позднее и территории ойратских родов (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). Несмотря на то, что уже Дзанабадзар основал в землях Тушэту-хана свою кочевую ставку и каждый последующий богдо-гэгэнов укреплял свой статус, Монголия продолжала оставаться колонией Китая еще 270 лет.
Только восьмой из богдо-гэгэнов, воспользовавшись революцией в Китае в 1911 году, смог официально провозгласить себя богдыханом — светским правителем единой Монголии (Включая Внешнюю и Внутреннюю Монголии). Он обладал в различные периоды своего правления различными объемами полномочий. Сначала богдыхан несколько месяцев был почти абсолютным монархом над Внешней Монголией с претензий на управление другими монгольскими территориями, но потом, по результатам монголо-русско-китайского Кяхтинского соглашения 1915 года, Россия смогла гарантировать богдыхану власть только над Внешней Монголией в рамках автономии в составе Китая.
В 1919 году военное правительство в Пекине, почувствовав что России не до Монголии, восстановило свою власть над Внешней Монголией. Пекинское правительство на торжественной церемонии 1920 года заставило правительство богдо-гэгэна официально закрепить отказ монгольских властей от автономии. Но ненадолго. Вскоре барон Унгерн — антикоммунистический военачальник, отступая под напором большевистских армий, вошел со своей дивизией в Монголию из России, восстановив правительство богдо-гэгэна. При этом барон заставил богдо-гэгэна передать управление монгольскими вооруженными формированиями под свой контроль, стал фактическим военным диктатором Монголии. В то же время, необходимо отметить, что богдо-гэгэн сочувственно относился к белому движению и лично к Унгерну, считая его меньшим злом, чем китайцы и красные.
Одна революция — в Китае, хотя Китай был враждебен власти богдыхана, позволила богдо-гэгэну выйти на политическую арену, другая революция — в России после свержения Унгерна в 1921 году лишила его ключевой поддержки старой России.
Красная армия вместе с монгольскими радикалами сначала отстранила богдыхана от реальной власти. А 1924 году революционеры, дождавшсь кончины богдо-гэгэна, упразднили теократическую монархию вообще.
Богдыханов больше не было, но новый девятый богдо-гэгэн, т.е. только духовный руководитель Монголии, буддийским духовенством был избран (Его нашли в Тибете в лице мальчика как перерожденца предыдущего богдо-гэгэна, согласно ламаистской практике. Монгольское духовенство выезжало в Тибет для помощи в опознании). Однако просоветское монгольское правительство нового богдо-гэгэна так и не признало. Весь коммунистический период он находился в эмиграции рядом с далай-ламой, а делами ламаистской церкви все эти годы в Монголии управлял настоятель столичного дацана.
Лишь в самое последнее время правительство Монголии стало менять свое отношение к богдо-гэгэну.
Музей
во дворце богдыхана
Предлагаем далее заметку Радио «Голос Монголии» о дворце богдыханов в тексте и в аудиофайле (файл в левом верхнем углу этой страницы), в записи Portalostranah.ru (Стилистика текста первоисточника сохранена):
«...Весна, вместе с тем и начало туристического сезона в Монголии. Один из самых интересных и посещаемых туристами мест в Монголии — это Дворец последнего монгольского монарха Богд Хана VIII. Он находится в столице Улаанбаатаре. Итак, сегодня мы познакомим вас с дворцом-музеем монгольского монарха Богд хана.
Дворец Богд хана был построен самим VIII богдо-гэгэном Джавдзандамба хутугтом — последним правителем Монголии. В начале
Дворец-музей Богд хана предоставляет на обозрение посетителей 8124 интереснейших экспонатов. Среди них портреты всех монгольских Богд ханов, живших в 17 — 20 веках, шапка из листьев сандалового дерева, подаренная первому Богд хану Занабазару пятым Далай ламой. В монгольском буддизме Богд хан считается живым перевоплощенцем будды Важрадхары. Во дворце-музее представлены многочисленные скульптуры и картины, выполненные самим Занабазаром — первой инкарнацией Богд хана.
Особенно много интересных экспонатов, связанных с жизнью и деятельностью Богд хана, находятся в зимнем дворце. Это двухэтажное белое здание в европейском стиле, построенное по чертежам, подаренным русским императором Николаем II монгольскому Богд хаану. Зимний дворец охраняется несколькими львами с узорами на спинах. Войдя на первый этаж, сразу внимание привлекает карета, на которой ездили Богд хан со своею супругой Дондогдулам (провозглашенной, после того как Богд хан стал царём, матерью нации и воплощением будды Тары). Здесь выставлены «танки» (буддийские картины на ткани), статуи, музыкальные инструменты и другие предметы религиозного культа, которыми пользовался Богд хан. В левом крыле здания посетители смогут увидеть леопардовую юрту (на покрытие которой, ушло 150 шкур).
Первая комната — это зал, в котором Богд хан принимал, благословлял простолюдинов, приезжавших в столицу на паломничество. На стене на желтой шелковой материи надпись на монгольском и тибетском языках — «Богд хан — это перерожденец высшего святейшего Важрадхара, символизирующего счастье и добродетель в этой жизни».
Далее следует приемный зал, где хан вместе с супругой встречали высокопоставленных лам, чиновников и иностранных гостей. Здесь можно увидеть два кресла, которые издавали мелодию, когда на них садились. Это тоже подарок русского царя Николая II. На стене висит портрет первого Богд хана Занабазара, нарисованного последним Богд ханом, когда ему было восемь лет. Став правителем страны восьмой Богд хан организовал в своем дворце мастерскую, в которой работали более ста иконописцев и скульпторов. В зимнем дворце представлена коллекция чучел, изготовленная по заказу царя в 1904 году в Гамбурге. Для того времени это были очень качественно выполненные чучела.
На втором этаже, в спальне Богд хана и его супруги можно увидеть деревянную кровать.
Если у вас представится возможность посетить этот уникальный дворец-музей обратите внимание на картину известного монгольского художника Шарава изображающую жизнь монголов начала
Летний дворец Богд хана состоит из семи храмов. Над входом в первый храм висит позолоченная надпись «Храм развития способностей» на монгольском, тибетском, китайском и маньчжурском языках. А также на санскрите. Рядом с ним беседка, украшенная изображениями всадников и зверей. В ней два раза в год совершались большие жертвоприношения божеству неба и духам местности. В пяти храмах летнего дворца можно полюбоваться на изображения божеств буддизма, выполненные живописью и на шелке. Среди них также произведения Занабазара, первой инкарнации Богд хана. Отметим, что он был выдающимся зодчим, скульптором и просветителем. Иконы изображают Майдара — будду светлого будущего, будду долголетия Аюша и многих других будд. Есть и изображения высших святителей буддийской религии», передавало Радио «Голос Монголии», русское вещание от 9/03/2009.
Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по следующим материалам: передаче русского вещания «Голос Монголии» русское вещание от 9/03/2009; русского издания многоязычной монгольской публикации «История Монголии» (Автор Б. Баабар б/г, предположительно 2006 год); и ряду др. источников.
Подробную историю правления восьмого богдыхана вы можете прочитать на нашем Portalostranah.ru в материале по истории Монголии «Очерк монгольской истории — взгляд из Улан-Батора...».
Portalostranah.ru
Опубликовано 26/04/09; Обновлено 13/07/2016