Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

День жертвоприношения - Курбан-байрам в Турции: проблемы турецких мясников и влияние глобализации и утончения нравов


О проблемах, вязанных с традицией жертвоприношения ритуальных животных в исламских странах в обзоре из рубрики «Монитор».

На иллюстрации с сайта «Голоса Турции»:  Жертвенные овцы празднично украшены для заклания в Курбан-байрам.

На иллюстрации с сайта «Голоса Турции»:

Жертвенные овцы празднично украшены для заклания в Курбан-байрам.

Египетское телевизионное иновещание для арабского мира Nile News TV 18 ноября 2010 года опубликовало на своем арабоязычном сайте заметку следующего содержания:

 

«Более 3 тысяч мясников ранены в Турции во время обряда жертвоприношения.

 

Согласно официальным статистическим данным, опубликованным в четверг (18/11/2010), число лиц, которые были вынуждены прибегнуть к помощи врачей по причине ранения рук и ног во время забоя ими жертвенных животных, составило 3 тысячи 450 человек. Причем в это количество входят как профессиональные мясники, так и любители, а также лица, осуществляющие забой только для себя.

 

В то же время наблюдается значительное снижение спроса на жертвенных животных в этом году из-за их высокой цены, которая сильно выросла по сравнению с прошлым годом, несмотря на протесты со стороны защитников прав потребителей. Ассоциации продавцов овец и крупного рогатого скота объясняют повышение цен отсутствием достаточного количества жертвенных животных для жертвоприношения в самой Турции и общим повышением цен на мясо с начала года». (Перевод Portalostranah.ru).

 

Арабская пресса с особенным интересом комментирует специфику исламской жизни в Турции. Во-первых, Турция в султанские времена (до 1920-х годов) была столицей исламского мира (султан являлся халифом правомерных, с упразднением султаната и позднее халифата в Турции место общемирового повелителя правоверных — халифа вакантно). Во-вторых, Турция после провозглашения республики является самой демократичной страной всего исламского мира, а также светской страной, где ислам отделен от государства.

 

В последние годы в Турции все громче слышен голос не только защитников прав животных, выступающих за гуманное обращение с жертвенными животными, но также заявляют о себе вегетарианцы, которые, как оказывается, испытывают особенные психологические муки в дни праздника жертвоприношения.

 

«Если без ритуальных закланий не обойтись, то необходимо доверить их профессионалам, чтобы животное не успело ничего почувствовать. Ну и, конечно, не стоит детям наблюдать за этим процессом», — говорит доктор философии Стамбульского университета, вегетарианец Сечил Араджи. Его цитирует сайт antalyatoday.

 

Этот же сайт рассказывает о том, что глобализация привносит свои изменения в ремесленническую индустрию, связную с праздником жертвоприношения.

 

«Бурса, северо-западная область Турции, которая славится своими изделиями из закаленной стали, пытается удовлетворить резко возросший спрос на ножи, с помощью которых будут совершаться жертвоприношения в праздник Курбан-байрам.

 

(Перед празником жертвоприношения 2010 г.) мастерские Бурсы работают по 24 часа в сутки семь дней в неделю, чтобы обеспечить высококачественными ножами всех желающих. Спрос на ножи вырос полтора месяца назад и не ослабевает до сих пор.

 

Хотя теперь турецким изготовителям приходится конкурировать с дешевым китайским импортом, турки по-прежнему отдают предпочтение высококачественным изделиям своих мастеров, искусство которых передается из поколения к поколению вот уже на протяжении 600 лет.

 

Стоимость ножей, которые используются во время праздника Курбан-Байрам, колеблется между 5 и 20 турецкими лирами. Цена на коллекционные модели доходит до 40 лир (Одна турецкая лира — около 20 рублей. Прим. Portalostranah.ru). Ножи из мастерских Бурсы, которые производят более 70 % всех турецких ножей, также экспортируются во многие страны и пользуются там неизменным спросом».

 

Турецкое иновещание «Голос Турции» в дни праздника жертвоприношения в этом (2010) году сосредотачивается на повышении цивилизованности обряда жертвоприношения:

 

«В эти дни во всем исламском мире, и Турции в том числе, отмечается Курбан-байрам (праздник жертвоприношения). В этот день мусульмане в благодарность Аллаху за его милость приносят в жертву барана, верблюда или корову, физическое состояние которых соответствует религиозным требованиям. Как и все религиозные обряды, обряд жертвоприношения имеет свой смысл, правила и нормы. В день праздника мусульмане совершают заклание жертвенных животных, раздают мясо нуждающимся и готовят мясные блюда. Ритуал жертвоприношения и его символика, возможно, мало что значат в немусульманских странах, однако если рассматривать жертвоприношение как праздник окончания хаджа, можно увидеть глубокое значение, скрытое за его символикой.

 

Прежде всего, как и во всех религиозных обрядах, для совершения обряда жертвоприношения следует соблюдать некоторые правила. Люди, хорошо знающие религиозные обряды, должны резать жертвенных животных в соответствующих условиях и соответствующим образом. Одним из важным факторов в этой связи является гигиена и соблюдение норм. При жертвоприношении нельзя пренебрегать одним из основных принципов Ислама — чистотой. В исламе говорится, что «чистота — непременное условие веры», все религиозные обряды должны совершаться с соблюдением чистоты. Нельзя предположить, что ислам, придающий столь большое значение чистоте, имеет иной подход к жертвоприношению. По этой причине, от всех мусульман, приносящих жертвоприношение, ожидается соблюдение норм и правил как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

 

Очевидно, что некоторые неприглядные картины при совершении жертвоприношения, которые время от времени наблюдаются в некоторых странах, не имеют отношения к исламу и обряду жертвоприношения. Проблемы, связанные с соблюдением гигиены и норм, причины которых в некоторой степени заключаются в несознательности, а в основной своей части происходят от отсутствия необходимой инфраструктуры, могут быть разрешены путем правильного планирования и внедрения современных методов заклания.

 

Так, к примеру, в Турции в этом направлении отмечается значительный прогресс. В последние годы в связи с предпринимаемыми административными мерами и просвещением населения нежелательных картин жертвоприношения становится все меньше. Вместе с тем, в этом направлении предстоит еще многое сделать как на индивидуальном, так и на административном уровне.

 

Основной смысл обряда жертвоприношения для современного человека заключается в социальной взаимопомощи. По меньшей мере, 1/3 часть мяса, полученного от жертвенного животного, должна быть отдана нуждающимся людям. Согласно мусульманской вере, шкура принесенных в жертву животных отдается государственным или неправительственным благотворительным организациям. Мусульмане, приносящие в жертву животных, вольны в раздаче шкуры и мяса животного, не подвергаясь никаким запретам, давлению и т.п. Обряд жертвоприношения — это выражение веры Аллаху, поэтому никто не имеет права оказывать вмешательство.

 

Жертвоприношение не входит в число фардов, т. е. обязательных действий, которые должен совершать каждый мусульманин, вместе с тем этот обряд имеет глубокие исторические и психологические корни. Люди приносили в жертву животных, чтобы выразить Богу свою верность и благодарность. Согласно вере, пророк Ибрагим, пророчество которого признается всеми религиями однобожия, хотел принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Но Аллах показал свою любовь к людям, в решающий момент Исмаил был заменен ягненком, которого Ибрагим и принес в жертву.

 

(Отметим, что праздник жертвоприношения, называемый в тюркских странах Курбан-байрам, а в арабских Ид аль-Адха, отмечается в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) (в 2010 выпадает на 16/17 ноября), спустя 70 дней после Рамадана. Архангел Джебраил, согласно Корану, передал повеление Бога пророку Ибрагиму принести в жертву своего первенца Исмаила, позднее ставшего родоначальником арабов. Ибрагим, находящийся тогда в долине Мина, в нынешней Саудовской Аравии, неподалеку от Мекки, принял требование и начал готовить церемонию, но Бог заменил в последний момент для Ибрагима жертву сыном на жертву ягненком. Обряд жертвоприношения также является частью финала хаджа в Мекке. Прим. Portalostranah.ru).

 

Из этой истории (замены для Ибрагима Богом жертвы на ягненка и праздника жертвоприношения) современный человек может вынести два урока.

 

Во-первых, люди испытывают необходимость в выражении благодарности Создателю. Ислам, в отличие от других религий, придает значение этим отношениям между Аллахом и людьми. Как бы ни развивались люди, летая в космос и разрабатывая высокие технологии, они желают продолжения этой связи. Жертвоприношение являет этому конкретный пример.

 

Второй урок: если человек желает выразить благодарность Создателю, он должен сделать это, не причиняя вреда людям, напротив, эти действия должны пойти на во благо другим людям. Вероятно, именно в этом заключается суть того, что пророк Ибрагим принес в жертву вместо своего сына ягненка, иными словами жертвоприношение не должно приносить вреда, а мясо принесенного в жертву животного должно пойти на пользу людям.

 

Пользу должны получить прежде всего соседи, страна и, наконец, весь мир. Вследствие этого в Курбан-байрам прежде всего нужно протянуть руку помощи неимущим, людям, которые находятся в трудном положении, к примеру, народу Пакистана, который пострадал в этом году от сильнейшего стихийного бедствия. Именно этот посыл несет праздник жертвоприношения современному человеку», указывает турецкое иновещание «Голос Турции».

 

Подробнее о практической традиции праздника жертвоприношения смотрите на нашем сайте в «Дайджесте о турецких нравах» здесь.

 

Обзор составлен Portalostranah.ru по материалам египетского телевизионного иновещания для арабского мира Nile News TV (цитата по сайту nilenews.tv в переводе Portalostranah.ru), турецкого иновещания «Голос Турции». Также использовалась информация сайта antalyatoday;

19/11/2010



Опубликовано
27
11
2010
Обновлено
18
09
2011
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...