День жертвоприношения - Курбан-байрам в Турции: проблемы турецких мясников и влияние глобализации и утончения нравов
О проблемах, вязанных с традицией жертвоприношения ритуальных животных в исламских странах в обзоре из рубрики «Монитор».
На иллюстрации с сайта «Голоса Турции»:
Жертвенные овцы празднично украшены для заклания в Курбан-байрам.
Египетское телевизионное иновещание для арабского мира Nile News TV 18 ноября 2010 года опубликовало на своем арабоязычном сайте заметку следующего содержания:
«Более 3 тысяч мясников ранены в Турции во время обряда жертвоприношения.
Согласно официальным статистическим данным, опубликованным в четверг (18/11/2010), число лиц, которые были вынуждены прибегнуть к помощи врачей по причине ранения рук и ног во время забоя ими жертвенных животных, составило 3 тысячи 450 человек. Причем в это количество входят как профессиональные мясники, так и любители, а также лица, осуществляющие забой только для себя.
В то же время наблюдается значительное снижение спроса на жертвенных животных в этом году из-за их высокой цены, которая сильно выросла по сравнению с прошлым годом, несмотря на протесты со стороны защитников прав потребителей. Ассоциации продавцов овец и крупного рогатого скота объясняют повышение цен отсутствием достаточного количества жертвенных животных для жертвоприношения в самой Турции и общим повышением цен на мясо с начала года». (Перевод Portalostranah.ru).
Арабская пресса с особенным интересом комментирует специфику исламской жизни в Турции. Во-первых, Турция в султанские времена (до 1920-х годов) была столицей исламского мира (султан являлся халифом правомерных, с упразднением султаната и позднее халифата в Турции место общемирового повелителя правоверных — халифа вакантно). Во-вторых, Турция после провозглашения республики является самой демократичной страной всего исламского мира, а также светской страной, где ислам отделен от государства.
В последние годы в Турции все громче слышен голос не только защитников прав животных, выступающих за гуманное обращение с жертвенными животными, но также заявляют о себе вегетарианцы, которые, как оказывается, испытывают особенные психологические муки в дни праздника жертвоприношения.
«Если без ритуальных закланий не обойтись, то необходимо доверить их профессионалам, чтобы животное не успело ничего почувствовать. Ну и, конечно, не стоит детям наблюдать за этим процессом», — говорит доктор философии Стамбульского университета, вегетарианец Сечил Араджи. Его цитирует сайт antalyatoday.
Этот же сайт рассказывает о том, что глобализация привносит свои изменения в ремесленническую индустрию, связную с праздником жертвоприношения.
«Бурса, северо-западная область Турции, которая славится своими изделиями из закаленной стали, пытается удовлетворить резко возросший спрос на ножи, с помощью которых будут совершаться жертвоприношения в праздник Курбан-байрам.
(Перед празником жертвоприношения 2010 г.) мастерские Бурсы работают по 24 часа в сутки семь дней в неделю, чтобы обеспечить высококачественными ножами всех желающих. Спрос на ножи вырос полтора месяца назад и не ослабевает до сих пор.
Хотя теперь турецким изготовителям приходится конкурировать с дешевым китайским импортом, турки по-прежнему отдают предпочтение высококачественным изделиям своих мастеров, искусство которых передается из поколения к поколению вот уже на протяжении 600 лет.
Стоимость ножей, которые используются во время праздника Курбан-Байрам, колеблется между 5 и 20 турецкими лирами. Цена на коллекционные модели доходит до 40 лир (Одна турецкая лира — около 20 рублей. Прим. Portalostranah.ru). Ножи из мастерских Бурсы, которые производят более 70 % всех турецких ножей, также экспортируются во многие страны и пользуются там неизменным спросом».
Турецкое иновещание «Голос Турции» в дни праздника жертвоприношения в этом (2010) году сосредотачивается на повышении цивилизованности обряда жертвоприношения:
«В эти дни во всем исламском мире, и Турции в том числе, отмечается Курбан-байрам (праздник жертвоприношения). В этот день мусульмане в благодарность Аллаху за его милость приносят в жертву барана, верблюда или корову, физическое состояние которых соответствует религиозным требованиям. Как и все религиозные обряды, обряд жертвоприношения имеет свой смысл, правила и нормы. В день праздника мусульмане совершают заклание жертвенных животных, раздают мясо нуждающимся и готовят мясные блюда. Ритуал жертвоприношения и его символика, возможно, мало что значат в немусульманских странах, однако если рассматривать жертвоприношение как праздник окончания хаджа, можно увидеть глубокое значение, скрытое за его символикой.
Прежде всего, как и во всех религиозных обрядах, для совершения обряда жертвоприношения следует соблюдать некоторые правила. Люди, хорошо знающие религиозные обряды, должны резать жертвенных животных в соответствующих условиях и соответствующим образом. Одним из важным факторов в этой связи является гигиена и соблюдение норм. При жертвоприношении нельзя пренебрегать одним из основных принципов Ислама — чистотой. В исламе говорится, что «чистота — непременное условие веры», все религиозные обряды должны совершаться с соблюдением чистоты. Нельзя предположить, что ислам, придающий столь большое значение чистоте, имеет иной подход к жертвоприношению. По этой причине, от всех мусульман, приносящих жертвоприношение, ожидается соблюдение норм и правил как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
Очевидно, что некоторые неприглядные картины при совершении жертвоприношения, которые время от времени наблюдаются в некоторых странах, не имеют отношения к исламу и обряду жертвоприношения. Проблемы, связанные с соблюдением гигиены и норм, причины которых в некоторой степени заключаются в несознательности, а в основной своей части происходят от отсутствия необходимой инфраструктуры, могут быть разрешены путем правильного планирования и внедрения современных методов заклания.
Так, к примеру, в Турции в этом направлении отмечается значительный прогресс. В последние годы в связи с предпринимаемыми административными мерами и просвещением населения нежелательных картин жертвоприношения становится все меньше. Вместе с тем, в этом направлении предстоит еще многое сделать как на индивидуальном, так и на административном уровне.
Основной смысл обряда жертвоприношения для современного человека заключается в социальной взаимопомощи. По меньшей мере, 1/3 часть мяса, полученного от жертвенного животного, должна быть отдана нуждающимся людям. Согласно мусульманской вере, шкура принесенных в жертву животных отдается государственным или неправительственным благотворительным организациям. Мусульмане, приносящие в жертву животных, вольны в раздаче шкуры и мяса животного, не подвергаясь никаким запретам, давлению и т.п. Обряд жертвоприношения — это выражение веры Аллаху, поэтому никто не имеет права оказывать вмешательство.
Жертвоприношение не входит в число фардов, т. е. обязательных действий, которые должен совершать каждый мусульманин, вместе с тем этот обряд имеет глубокие исторические и психологические корни. Люди приносили в жертву животных, чтобы выразить Богу свою верность и благодарность. Согласно вере, пророк Ибрагим, пророчество которого признается всеми религиями однобожия, хотел принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Но Аллах показал свою любовь к людям, в решающий момент Исмаил был заменен ягненком, которого Ибрагим и принес в жертву.
(Отметим, что праздник жертвоприношения, называемый в тюркских странах Курбан-байрам, а в арабских Ид аль-Адха, отмечается в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) (в 2010 выпадает на 16/17 ноября), спустя 70 дней после Рамадана. Архангел Джебраил, согласно Корану, передал повеление Бога пророку Ибрагиму принести в жертву своего первенца Исмаила, позднее ставшего родоначальником арабов. Ибрагим, находящийся тогда в долине Мина, в нынешней Саудовской Аравии, неподалеку от Мекки, принял требование и начал готовить церемонию, но Бог заменил в последний момент для Ибрагима жертву сыном на жертву ягненком. Обряд жертвоприношения также является частью финала хаджа в Мекке. Прим. Portalostranah.ru).
Из этой истории (замены для Ибрагима Богом жертвы на ягненка и праздника жертвоприношения) современный человек может вынести два урока.
Во-первых, люди испытывают необходимость в выражении благодарности Создателю. Ислам, в отличие от других религий, придает значение этим отношениям между Аллахом и людьми. Как бы ни развивались люди, летая в космос и разрабатывая высокие технологии, они желают продолжения этой связи. Жертвоприношение являет этому конкретный пример.
Второй урок: если человек желает выразить благодарность Создателю, он должен сделать это, не причиняя вреда людям, напротив, эти действия должны пойти на во благо другим людям. Вероятно, именно в этом заключается суть того, что пророк Ибрагим принес в жертву вместо своего сына ягненка, иными словами жертвоприношение не должно приносить вреда, а мясо принесенного в жертву животного должно пойти на пользу людям.
Пользу должны получить прежде всего соседи, страна и, наконец, весь мир. Вследствие этого в Курбан-байрам прежде всего нужно протянуть руку помощи неимущим, людям, которые находятся в трудном положении, к примеру, народу Пакистана, который пострадал в этом году от сильнейшего стихийного бедствия. Именно этот посыл несет праздник жертвоприношения современному человеку», указывает турецкое иновещание «Голос Турции».
Подробнее о практической традиции праздника жертвоприношения смотрите на нашем сайте в «Дайджесте о турецких нравах» здесь.
Обзор составлен Portalostranah.ru по материалам египетского телевизионного иновещания для арабского мира Nile News TV (цитата по сайту nilenews.tv в переводе Portalostranah.ru), турецкого иновещания «Голос Турции». Также использовалась информация сайта antalyatoday;
19/11/2010