Саксония-Ангальт (Саксония-Анхальт) и ее достопримечательности: Родина Лютера и протестантизма (Виттенберг, Эйслебен), гора ведьм Брокен, диск Нербы, Баухауз
В нашем обзоре по немецким первоисточникам пойдет речь о федеральной земле Саксония Ангальт, или, в другом написании, Саксония-Анхальт.
Территория нынешней Саксонии-Анхальт входила до объединения в состав ГДР. Это искусственно образованная из разных территорий федеральная земля, которая известна тем, что в этих местах родился и проповедовал Мартин Лютер. Территория Саксонии-Анхальт составляет 20 445 км². Население: 2 367 554.
Обо всем остальном, включая местный менталитет, в публикации из архива. Это очень любопытный материал журналиста одной из главных газет Саксонии-Анхальт «Миттельдойче цайтунг» («Среднегерманской газеты», выходит в Галле) Андреаса Монтага, опубликованном в немецком журнале для заграницы «Deutschland» (фрагменты из публикации этого, издающегося на 11-ти языках журнала, приводятся по русской версии). Мы дополнили статью обширными информациями по теме о главных исторических достопримечательностях этой земли, которые притягивают к Саксонии-Анхальт внимание по всему миру: о Виттенберге - родине протестантизма, недавно обнаруженном древнем диске из Нербы, горе Броккен - символе немецкости (по словам Гейне) и, одновременно, древнем месте слетов ведьм Европы, а также о сверхфункциональном Баухаузе.
Саксония-Анхальт:
Новая федеральная земля в поисках идентичности
Журнал «Deutschland» (написание имен сохраняется в публикации в версии первоисточника) писал об этой федеральной земле:
«Саксония-Ангальт? Не нужно далеко ехать, чтобы встретить у соседей - в самой Германии или в остальной Европе - вопросительные взгляды. Откуда? Из Саксонии? Это больное место жителей Саксонии-Ангальта. Ведь они как раз не являются саксонцами! Дело вовсе не в том, что они якобы не любят саксонцев, они наоборот любят и восхищаются своими соседями, но им тоже есть чем гордиться на территории между Альтмарком и Цейтцем. И их можно понять.
Ведь если внимательнее посмотреть на молодую федеральную землю Саксония-Ангальт, на ее города и известных людей, то она кажется хорошо знакомой. Ее культурно-историческое наследие несоизмеримо со скромными размерами. Лютер, Гендель, Ницше, Гропиус - уже одни эти имена внушают уважение.
А если кому-то этого недостаточно, чтобы отвести небольшой земле подобающее ей место, скажем вот что. Небесный диск из Небры, ювелирное сокровище, возникшее по данным ученых 3600 лет назад, не только широко известно в кругах археологов, но и значится во всех туристических справочниках.
И вот, посреди всего этого великолепия сидит житель Саксонии-Ангальта и пытается найти себя после всех глубоких перемен недавнего прошлого. Этот опыт объединяет его с остальными жителями новых федеральных земель, но, видимо, ему приходится сложнее всех.
Саксония-Ангальт (Саксония-Анхальт) – искусственно созданная и малоизвестная земля, желающая поднять самооценку. Но у нее есть супердостопримечательности: Родина Лютера и протестантизма (Виттенберг, Эйслебен), гора ведьм Брокен, диск из Нербы, Баухауз.
На то есть ряд важных причин. Они связаны с самой конструкцией земли. Житель Саксонии-Ангальта, в отличие от своих соседей, не может просто сказать: «Смотрите, вот наша славная история», как делают, например, уроженцы Тюрингии или Саксонии. В Саксонии-Ангальте все немного сложнее. Эта земля существовала только с 1947 по 1952 г. После Второй мировой войны бывшая прусская провинция Саксония с городами Галле и Магдебургом была объединена с республикой Ангальт (столица Дессау), а вскоре снова разделена по решению правительства ГДР.
В 1990 г., в год воссоединения Германии, земля Саксония-Ангальт появилась вновь, а Магдебург выиграл в гонке за право называться столицей. Проигравший Галле провозгласил себя культурной столицей. А между тем в замке Дессау (Ангальт) на честолюбие соседей смотрят свысока.
Но все, кто хочет, чтобы их Саксония-Ангальт не потерялась среди соседей, должны выступать сообща.
«Мы встаем раньше всех!». Немного о местном менталитете
«Мы встаем раньше всех!» - такой лозунг недавно появился у правительства земли, возглавляемого христианским демократом Вольфгангом Бемером (На 2010 год Бемер продолжает возглавлять земельное правительство. Прим.Portalostranah.ru).
Лозунг возник после социального опроса, показавшего, что люди в Саксонии-Ангальте в среднем встают раньше жителей других федеральных земель. Лозунг призван улучшить имидж земли, повысить самооценку, привлечь туристов инвесторов. Но одновременно имеется виду и то, что уроженцы этой земли часто опережали свое время и изменили своими идеями и изобретениями страну и мир - будь то Мартин Лютер или Вальтер Гропиус, чей «Баухауз» столь сильно повлиял на искусство и архитектуру классического модерна, или даже небесный диск из Небры.
Однако насмешники тотчас скажут: кто раньше встает, тот раньше устает. Но приведенное изречение имеет иную цель, оно призвано подчеркнуть природную ловкость жителей земли. В этом они превосходят даже саксонцев, причем уже неважно, когда они встают. А тот, кто добросовестно сделал свое дело, может спокойно отдохнуть. Где еще эта простая истина более еще видна, чем здесь, в ковчеге протестантских добродетелей. Он простирается от Эйслебена (область графов Мансфельд), где родился и умер Лютер, до Виттенберга, где он затеял реформацию - мимо Мартина Лютера в Саксонии-Ангальте не пройдет никто.
И в то же время земля должна смотреть вперед, что, конечно, проще, когда защищен тыл. Средневековые замки, например, фамильный замок Веттинов, возвышающийся недалеко от Галле-на-Заале, ценные фахверки Кведлинбурга, старый университет Виттенберга и Халле с более чем 500-летней историей, Наумбургский собор со знаменитыми фигурами жертвователей Эккехарта и Уты, «Баухауз», переехавший из Веймара в Дессау... с таким богатством жить можно.
Впрочем, на территории между Гарцем и Лаузицем, Тюрингенским Лесом и Флемингом оставила своей след и политико-экономическая история XX в. Мансфельдский округ со своими залежами серебра и меди в Средние века казался неисчерпаемым источником богатства. Вплоть до последних дней ГДР эти месторождения нещадно эксплуатировались. Добыча бурого угля и промышленные предприятия, на которых происходила его переработка, преобразили пейзаж. Между Мерзебургом, Галле и Биттерфельдом выросли гигантские химические предприятия.
Всякий, кто сегодня приезжает в Саксонию-Ангальт, на месте старых разрушенных фабрик обнаруживает суперсовременные предприятия. Именитые фирмы из Германии и из-за рубежа производят продукцию для мирового рынка. Квалифицированные сотрудники с высокой мотивацией изготавливают продукты hight-tech и ценят новое качество жизни. Воздух и реки в Центральной Германии снова стали чистыми, в Эльбе, Мульде и Заале вновь встречается множество видов рыб.
Все это куплено не малой ценой. Многие, чьи предприятия не смогли выдержать конкуренцию, потеряли работу. Уехали прежде всего молодые люди - туда, где было легче найти работу. Это имело огромные последствия для городов Саксонии-Ангальта: сокращение населения, пустые квартиры, снос зданий.
Кто еще может помочь земле, кроме нее самой. Оттого-то Международная строительная выставка будет посвящена реконструкции городов, и первые проекты под руководством «Баухауз» в Дессау уже начала реализовываться. Как будет выглядеть город, сельская инфраструктура через два десятилетия — как здесь будут уживаться разные поколения? Можно предвидеть, что вскоре другие земли станут использовать опыт и наработки Саксонии-Ангальта.
Отреставрированные и проникнувшиеся чувством величия города и села уже сейчас демонстрируют такую уверенность, что их пример должен стать заразительным. Осматривая старый город Галле, затерянный во времена ГДР среди серых зданий, нельзя не удивиться красоте, которую сейчас снова приобрели даже такие покалеченные войной города, как Хальберштадт, Магдебург или «пробужденный от сна» ганзейский город Зальцведель (Альтмарк) с его восстановленными фахверками…
Не забудем и умного князя Франца с его парковым царством в Верлице, занесенным в список памятников ЮНЕСКО. (Имеется ввиду садово-парковый ансамбль княжеской семьи Дессау, заложенный около 200-250 лет назад. У княжеской семьи в Верлице бывали Гете, Гумбольдт и Руссо. Официальный сайт земли Саксония-Анхальт пишет о парковом ансамбле: «Парковый комплекс Дессау-Верлитц, исключительно насыщенный памятниками, который с ноября 2002 года включен в мировое наследие ЮНЕСКО, является выражением свободного от предрассудков образа мышления княжеского двора Дессау. Ландшафт стал «выражением» своего времени. Прим. Portalostranah.ru). (Журнал «Deutschland», русское издание, N 5, октябрь-ноябрь 2005 г.).
Информация по теме:
Четыре главных достопримечательности Саксонии-Анхальт
Гора Брокен
Название Брокен восходит к немецкому термину, означающему «большой камень, кусок чего-либо».
В ночь под 1-ое мая, в Вальпургиеву ночь, которая почти совпадает с праздником Международной солидарности трудящихся, на горе Брокен, согласно легендам, ведьмы всей Европы издревле проводили свою ежегодную «вечеринку» - шабаш.
В наши времена в эту ночь на смотровой площадке, известной как «площадка ведьм», поблизости от горы, заметны лишь любительницы театрализованных шоу, одетые колдуньями, собирающиеся поплясать и повеселиться около костра с друзьями.
Почему в ночь на 1 мая? Это связано с дохристианскими празднествами отмечания прихода весны.
Почему Вальпургиева? Как считают исследователи, языческие посиделки с весьма свободными нравами в честь прихода весны, которые ранние христиане считали тайными сборищами нечистой силы, совпадали с днем святой Вальпурги - монахини, канонизованной в 778 году.
А древняя репутация Брокена как обиталища ведьм, празднующих в Вальпургиеву ночь, а также пристанища леших, чертей и т. д. связана с дикой природой Гарца (Гарц от немецкого «горный лес»), лесного массива, где собственно и располагается эта вершина, являющаяся его самой высокой точкой (1 142 м).
На самом Брокене большую часть года неуютно и ветрено. Но, как считал один из самых знаменитых немцев Генрих Гейне, Брокен – это само воплощение характера немца.
Гейне в 1824 году целых четыре недели путешествовал по Гарцу, в том числе совершил восхождение и на гору Брокен. В своих записках «Странствуя по Гарцу» Гейне пишет о Брокене:
«Брокен - немец. С немецкой основательностью, ясно и отчетливо, он открывает нам, как в исполинской панораме, многие сотни городов, городков и сёл, расположенных по большей части к северу, и кругом, в бесконечной дали, все горы, леса, реки, равнины. Но именно поэтому все кажется резко очерченной, богато расцвеченной географической картой, и ничто не радует глаза собственно красивыми видами; так оно и бывает с нами, немецкими компиляторами: благодаря честности, с которой мы стремимся в точности передать всё как есть, мы не в состоянии дать ничего красивого в отдельности.
Что-то есть также в этой горе немецки-спокойное, понятливое, терпимое - именно потому, что она может всё обозревать так далеко и так ясно. И если такая гора широко откроет свои исполинские глаза, она увидит несколько побольше, чем мы, близорукие карлики, ползающие по ней.
Правда, многие пытаются утверждать, что Брокен - в высшей степени филистер (т.е. невежественный обыватель. Прим. Portalostranah.ru). Но это ошибка. Правда, лысая макушка, которую он прикрывает время от времени колпаком тумана, придает ему налёт чего-то филистерского; но, как и у всех других великих немцев, это происходит от чистейшей иронии. Достоверно известно, что Брокен переживает даже свои разгульные, фантастические минуты, например в первую майскую ночь. Тогда он, ликуя, кидает высоко в воздух свой туманный колпак и, подобно нам, прочим, становится романтическим безумцем в совершенно немецком духе». (Генрих Гейне. «Путевые картины. Путешествие по Гарцу». Русский текст по Собр. Сочинений, изданном в Москве в 1957 году).
На Брокен и сегодня популярны пешие восхождения. Но так как, например, от подножья горы в коммуне Ширке до вершины путь растягивается на 24 километра, многие пользуются единственной возможной альтернативой – узкоколейкой, поездом на угле, который ходит с 1899 года.
О длинном пути на эту гору знал и Гете, впервые побывавший на Брокене в 1777 году, и избравший вершину местом действия некоторых сцен своего знаменитого произведения «Фауст». Персонаж этой поэмы Мефистофель не захотел подниматься к вершине пешком, полетев на помеле, как ведьма.
С 1936-х - на горе Брокен была построена первая в мире телевизионная башня. Но пробная телепередача была проведена еще в 1935 году, с мобильного передатчика. В настоящее время на вершине горы находится действующая телерадиовышка, смотровая площадка и гостиница для туристов. Отметим, что первая гостиница для туристов, разрушенная в ходе американской бомбардировки 1945 года, существовала еще до войны.
В период 1949-1990 годов, во время существования двух германских государств, район Брокена оказался приграничной территорией ГДР. На вершине, обнесенной забором рядом с телевышкой, транслирующей телепрограммы и радиопрограммы ГДР, располагались объекты радиослежения Министерства госбезопасности ГДР и советской группы войск. С 1961 года и весь дальнейший период существования ГДР гора Брокен была закрыта для публики. С 1990 года началась ликвидация военных объектов на Брокене. Последний русский солдат покинул базу на вершине горы в 1994 году.
Виттенберг – город Лютера
Виттенберг (официальное название Lutherstadt Wittenberg – «Лютеровский город Виттенберг», его население сегодня составляет около 50 тыс. человек), один из городов нынешней Саксонии-Анхальт знаменит тем, что именно здесь фактически было объявлено о рождении новой протестантской церкви – лютеранской.
Это произошло, когда местный священник и один из первых переводчиков Библии на немецкий Мартин Лютер 31 октября 1517 года вывесил свои 95 тезисов с критикой Папы (и его практики выдачи индульгенций за деньги) на дверях Дворцовой (Замковой) церкви.
Замковая церковь сохранилась до сих пор, хотя оригинальные двери сгорели во время разрушительного пожара в 1760 году в ходе феодальной Семилетней войны межу Пруссией и оккупированными ею немецкими княжествами, с одной стороны, и Австрией и др. державами, с другой, при бомбардировке города австро-французскими войсками. Рыночную площадь города украшает памятник Лютеру, построенный по заказу короля Пруссии, а также памятник лютеровскому соратнику Филиппу Меланхтону. Также в городе сохранился дуб, отмечающий место, на котором Мартин Лютер сжег папскую буллу, объявляющего об отречении его от церкви.
В 2008-2017 годах в Германии проходит Десятилетие Лютера, которое предшествует большим торжествам 2017 года, когда будет отмечаться 500-летие Реформации. При этом в настоящее время в Германии преобладающую позицию по количеству прихожан вновь занимает Католическая церковь. (Согласно публикациям федерального правительства на 2008 год, христианство является крупнейшей религией в Германии, около 49400 тысяч приверженцев (62,8 % от общего населения), из которых 24,9 млн.- католики (30,0 %) и 24,5 млн. - протестанты (29,9 %), последние принадлежат к Евангелической Церкви Германии. Также отмечается большое, до трети населения, число атеистов).
Ряд мест в Виттенберге и прилегающих городах, связанных с Лютером, в 1996 году объявлены памятниками мирового наследия ЮНЕСКО.
Описывая эти памятники, сайт ЮНЕСКО отмечает: «Эти места в земле Саксония-Ангальт связаны с жизнью Мартина Лютера и его последователя – реформатора Меланхтона. Они включают дом Меланхтона в Виттенберге, дома в Айслебене (Эйслебене), где Лютер родился в 1483 г. и умер в 1546 г., его комнату в Виттенберге, приходскую церковь и церковь в замке, где 31 октября 1517 г. Лютер вывесил свои знаменитые «95 Тезисов», давшие начало Реформации и новой эре в религиозной и политической истории Западного мира».
Герб Виттенберга представляет собой изображение крепостного замка, реки (Эльбы) и рыбы (лосося). Хотя изображение рыбы является одним из символов христианства, в данном случае герб символизирует только то, что укрепленной город Виттенберг стоит на реке, и что в городе было много рыбаков.
В заключение информации о Виттенберге упомянем, что город связан не только с Лютером, но и с легендарным доктором Фаустом, прототип которого послужил Гете для создания всемирно известного произведения об ученом, продавшем душу дьяволу. По улице Коллегиенштрассе в городе можно увидеть мемориальную табличку о том, что Иоганн Фауст, астролог и алхимик, проживал здесь 1525 по 1532 годы.
Несмотря на свой возраст в несколько тысячелетий, т.н. диск из Небры - самая новая из важнейших достопримечательностей земли Саксония-Анхальт. Как сообщала Русская служба Би-би-си, в 2007 году рядом ученых выдвинуто предположение, что диск из Небры - это самый древний календарь:
«Диск был найден двумя кладоискателями рядом с немецким городком Небра в 1999 году.
Оба охотника за сокровищами были позже арестованы в Базеле и осуждены. По их словам, они нашли диск на вершине холма Миттельберг в земле Саксония-Анхальт.
Но если одни исследователи считают, что диск произведен в эпоху Бронзового века, другие полагают, что это подделка».
Официальный сайт земли Саксония-Анхальт, напротив, не испытывает по отношению к происхождению диска из Нербы никаких сомнений:
«Богатые археологические находки показывают, что среднегерманский район уже в доисторические времена относился к важным регионам Европы. Пожалуй, самой сенсационной находкой является обнаруженный в 1999 году у Небры «Небесный диск».
Украшенный листовым золотом бронзовый диск, возраст которого составляет около 3600 лет, является первым известным нам в истории человечества непосредственным изображением неба. Подлинник «Небесного диска» можно увидеть в земельном музее доисторических времен в Галле».
Сайт земли также отмечает, что в настоящее время разрабатывается специальный туристический маршрут «по следам диска из Нербы». Отметим, что правительство Саксонии-Анхальт зарегистрировало свои права на использование диска из Нербы в качестве символа своей федеральной земли.
Баухауз
Hochschule für Bau und Gestaltung - Высшая школа строительства и художественного конструирования «Баухауз» в Дессау. В 2006 году штаб-квартиру этой школы – здание, построенное в 1926 году, восстановили в первоначальном виде и даже разместили здесь новую выставку.
Немецкая волна отмечала 04/12/2006:
«Это здание, построенное из стекла, бетона и стали, стало символом идеи «Баухауза», превозносящей ориентированное на функциональность единство искусства и техники. Этот принцип стал основополагающим в современном промышленном дизайне и архитектуре. Но спустя годы здание потеряло свое предназначение - там давно уже нет знаменитой школы.
По данным фонда «Баухауз», в последние годы музей ежегодно посещали до 80 тысяч посетителей. В 1996 году «Баухауз» был включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Этот факт, как и бережная реставрация здания, повысили его международное значение. Сам по себе город Дессау мало чем привлекателен. Знаменитое строение Вальтера Гропиуса - его главная достопримечательность. Именно ради знакомства с ней и приезжают в Дессау туристы, в том числе и иностранные.
Что касается существовавшей там дизайнерской и архитектурной школы «Баухауз», основанной в 1919 году в Веймаре как государственная, а затем лишившейся господдержки и перебравшейся в 1926 году в Дессау, и функционировавшей там до 1932 года, то, как отмечает сайт ЮНЕСКО, оценивая заслуги «Баухауза»:
«В период 1919-1933 гг. школа Баухаус (Баухауз), находившаяся сначала в Bеймаре, а затем в Дессау, революционно изменила архитектурно-эстетические концепции и практику. Здания, воздвигнутые и оформленные профессорами школы (Вальтер Гропиус, Ханнес Мейер, Ласло Мохоли-Надь и Василий Кандинский) положили начало «Современному движению» и сильно повлияли на архитектуру ХХ века».
«Немецкая волна» добавляет на эту тему в упомянутом очерке:
«В 1919 году архитектор Вальтер Гропиус (1883 - 1969) открыл в Веймаре одну из первых школ архитектуры и художеств. Высшая школа – «Государственный Баухауз» - готовила дизайнеров, в ней учились художники, архитекторы и ремесленники. Спустя несколько лет после основания школы, она была закрыта по политическим мотивам. Открыть новую школу Гропиусу можно было в одном из трех городов: Франкфурте-на-Майне, Мангейме или Дессау. Выбор пал на Дессау. Вальтер Гропиус спроектировал не только новое здание «Баухауза», но и жилые дома для себя самого и других мастеров - в том числе Оскара Шлеммера, Лайонеля Фейнингера, Пауля Клее и Василия Кандинского.
А 01/04/2009 в материале к 90-летию со дня создания Баухауса в Веймаре станция так описывала идею этой школы:
«Бау-хауз» – «строй-дом» – слово-конструктор, сработанное столь же крепко и просто, как столы, стулья и здания архитекторов и дизайнеров школы Баухауз. Сама эта школа, вскоре перебравшаяся из Веймара в Дессау, а затем в Берлин, просуществовала лишь до 1933 года, когда ее последний бастион был ликвидирован национал-социалистами. Однако ни одно архитектурно-художественное направление не повлияло на жизнь современного человека столь сильно и явно, как выдвинутые здесь в начале двадцатых годов идеи об устройстве мира - не только внешнем, но и внутреннем.
Вальтер Гропиус, Марсель Бройер, Мис ван дер Рое и их сподвижники стряхнули пыль веков с накопленного Европой архитектурного и художественного опыта и создали учение о том, как должен выглядеть новый мир.
Их учение оказалось необыкновенно живучим: вы видите перед вашим окном дом с плоской крышей? Это Баухауз. Блочная многоэтажка, построенная из отдельных «кубиков» - блоков? Аскетичные стулья из алюминиевых трубок? Сборная мебель вроде той, что продается в шведском магазине «Икея»? Строгие геометрические формы интерьеров? Это все Баухауз. Основной девиз «Баухауз-дизайна»: «Чем меньше – тем лучше». Вместо архитектурных излишеств и завитушек – строгие формы, идеальные пропорции, прочные материалы.
Столь же строго, надежно, просто и лаконично следовало, согласно Баухаузу, обустроить и «внутреннее хозяйство» каждого индивидуума – в прежние, романтические времена именовавшееся «духовным миром». Вокруг отцов-основателей Баухауза в начале двадцатых годов образовалась почти сектантски преданная им группа учеников».
Этот обзор был подготовлен Portalostranah.ru на основании следующих материалов: Фрагменты статьи из полуправительственного немецкого издания для заграницы, выходящего на 11 языках – журнала «Deutschland» (использовалось русское издание, текст приведен по «бумажной версии» журнала в расшифровке Portalostranah.ru); сайта федеральной земли Саксония-Анхальт sachsen-anhalt.de (использовалась русскоязычная версия ресурса); официального сайта празднования 500-летия Реформации luther2017.de (нем. яз); русскоязычного официального сайта мирового наследия ЮНЕСКО heritage.unesco.ru; материалов иновещателя Германии «Немецкая волна» (вещание на русском языке, сайт станции dw-world.de); Русской службы Британской вещательной корпорации (сайт bbc.co.uk/russian); сайта департамента туризма Саксонии-Анхальт sachsen-anhalt-tourismus.de (англ., нем.); и ряда др. источников;
Составление и примечания Portalostranah.ru
Опубликовано 01/10/2010