Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Корё. Истоки знаменитых корейских традиций: Почему корейцы стали сидеть на полу; когда появилось блюдо «кимчхи» и национальная борьба ссирым»; и как корейцы снова стали есть мясо


Многие обычаи, характеризующие традиционную Корею, ведут свое происхождение со времен государства Корё (935 -1392).

И пришедшему ему на смену государству Чосон.

Именно в период Корё у корейцев появилась привычка сидеть на полу, широко распространилась система отопления «ондоль», появился прообраз знаменитого блюда «кимчхи» и стала популярной в народе национальная борьба «ссирым» и водка «соджу». Снова вернулись в пищу мясные блюда, запрещенные ранее буддистской традицией.

Схема устройства теплого пола «ондоль» в корейском традиционном доме.
Схема устройства теплого пола «ондоль» в корейском традиционном доме.

Истоки знаменитых корейских традиций в передаче (от 09/02/2005) русского вещания «Международного Радио Кореи» (KBS World, Сеул) о традициях государства Корё. Фрагмент этой программы первоисточника из архива Portalostranah.ru в аудиофайле далее и ниже в тексте:



Почему корейцы стали сидеть на полу, или влияние «ондоль»

 

Традиционный дом в современной Южной Корее с системой отопления «ондоль», когда тепло идет от пола.
Традиционный дом в современной Южной Корее с системой отопления «ондоль», когда тепло идет от пола.

«Иностранцы, попав в корейский дом, прежде всего удивляются тому, как корейцы снимают обувь и едят, сидя на теплом полу. Но такой образ жизни утвердился в Корее только в поздний период правления династии Чосон, а во времена Корё люди на полу не сидели. Такие перемены были связаны с расширением использования системы ондоль.

 

Говорит доктор Хон Ён Ый:

 

«В эпоху Корё теплый пол был только у части комнаты. К концу этого периода, в XIII в., ондоль получает большее распространение, а вместе с этим появилась и культура потребления пищи, сидя на полу».

 

Ондоль использовался в Корее со времен Древнего Чосона. Эта система позволяет экономить топливо: дымоход от очага, расположенного на кухне, проходил через каменный пол комнаты, таким образом обогревая его. Особенностью домов эпохи Корё было то, что кухня и жилые помещения не разделялись стенами. Поэтому комнату обогревал также и огонь, на котором готовилась пища. На ночь помещения разделялись занавесками, что давало возможность членам семьи спокойно отдыхать.

От «чимчхэ» к «кимчхи»

 

Если речь заходит о корейской еде, то прежде всего нам вспоминается «кимчхи». Засолка овощей, позволявшая хранить их зимой, была известна в Корее еще со времен Трех Государств. В источниках периода династии Корё приготовленные таким образом овощи называются «чимчхэ». Похоже, что имеется в виду как раз современное «кимчхи».

 

Говорит профессор истории Университета Кунмин Пак Чон Ги:

 

«Чимчхэ» — очень важный элемент питания людей в эпоху Корё — приготовлялся путем засолки овощей в специальном рассоле». Чаще всего «чимчхэ» готовили из редьки или огурцов, погруженных в соевый соус — канджан. А острое «кимчхи» из листьев салата, без которого теперь не обходится обед ни одного корейца, появляется в лишь в XVII-XVIII вв., когда в Корею были завезены салат и красный перец.

«Поедим куксу»

 

А вот блюда из огурцов или редьки, приготовленных в соевом соусе, дошли до наших дней и сейчас называются «чанчхи», «оичхи» и т.д. Их употребляют в качестве закуски к супу или рису, и этой традиции уже более тысячи лет. Интересно, что лапша «куксу», сейчас считающаяся едой простонародья, в те времена была доступна только аристократам.

 

Говорит профессор Хон Ён Ый:

 

«В Корее, когда ожидают свадьбы друга, говорят: «Поедим куксу». Это показывает, каким дорогим блюдом эта лапша была в старину. Во времена Корё «куксу» была дорогим импортным товаром, так как для ее приготовления необходима редкая пшеничная мука».


Еще корёсцы любили «тток» — хлебцы из отбитого риса. Еще во времена Объединенного Силла (корейское государство, сущетсвовавшее в Прим. Portalostranah.ru) «тток» встречался довольно редко. Но с начала периода Корё окончательно сформировалась культура изготовления таких продуктов, как «тток» и печенье. Тогда же возникли такие традиционные блюда как «тасик» — печенье-закуска для чая — и кондитерские изделия из масла и меда.

 

Кроме того, одним из появившихся в период Корё и популярных до сих пор блюд является «якпап» — рис, перемешанный с медом, растительным маслом, кедровыми орешками, каштаном и жужубой. Какие же еще блюда приготавливали и ели люди Корё?

Корейцы открывают новые продукты

 

«В начале периода Корё под влиянием буддизма была запрещена пища, полученная в результате убийства животных, и потребление мяса было сильно ограничено. Однако начиная со времен монгольского вторжения традиция мясной пищи снова возродилась, и стали популярными такие виды мяса как баранина, свинина и курятина, а также собачатина. В Корее появились овцы и верблюды, а вместе с ними и их молочные продукты — масло и сыр».

 

Любопытно, что и соджу — знаменитая корейская водка — появилось примерно в то же время, после монгольского периода Корё. Тогда соджу считалось напитком аристократии.

 

Говорит профессор Пак Чон Ги из Университета Кунмин:

 

«Основным спиртным напитком в эпоху Корё были сорта водки, изготовленной из зерна. Считается, что это были прежде всего соджу, макколли и чхонджу — те виды спиртных напитков, которые мы имеем и сегодня. Кроме того, существовали и другие разнообразные напитки: тондонджу, сонджу, а также вина из хризантем, азалий и других растений». В эпоху Корё традиция употребления чая достигла своего расцвета. Чай с удовольствием пили члены королевской семьи, аристократы, чиновники, а также и простые люди. Слово «табан» — чайная, употребляемое сегодня в Корее, также появилось именно в этот период.

 

Говорит профессор Пак Чон Ги:

 

«Учреждение, курировавшее операции с чаем, называлось «табан» — «чайная комната». Существуют записи, говорящие о том, что чаем потчевали гостей во время официальных церемоний и пиров. Сохранился и эдикт, приказывающий пользоваться валютой в питейных и чайных домах. Есть доказательства того, что чай пили и простые люди».

 

В столице Кэсоне существовали специальные чайные для простолюдинов. Устраивались и соревнования — кто выпьет больше чая. Стремление пить хороший чай из качественной и красивой посуды способствовало развитию керамического производства. Корёсцы наслаждались ароматом и вкусом чая, попивая его из красивых чашек, украшенных цветочными узорами.

 

Что касается истории корейской одежды и орнаментов, то она круто изменилась после появления на полуострове культуры хлопка. Впервые сеять хлопок в Корее начали в 1364 г., когда первые семена были привезены Мун Ик Чомом из Китая.

 

Говорит доктор Хон Ён Ый:

 

«Появление хлопчатобумажной ткани совершило настоящую революцию в производстве и жизни корейцев. Мягкая и теплая, хлопчатая ткань оказала реформирующее воздействие на покрой и вид корейского костюма. Появились новые виды производственных орудий, например, прялки и веретена, ускорившие процесс изготовления нити и ткани. Кроме того, прочная хлопчатая нить заняла свое место в изготовлении таких изделий как шнуры, рыболовные лески и сети».

 

Массовое производство хлопка принесло большие изменения в корейский национальный костюм. Зимой люди стали носить одежду на вате. Но какой же была их одежда до того, как появился хлопок? Говорит профессор Пак Чон Ги:

 

«Дворянское сословие носило одежду из рами и шелка, а простолюдины — из конопли и шкур животных. Аристократы одевались в шелка, привезенные из Китая. Для тепла зимой одежду набивали тонкой травой, собранной по весне. Конечно, такая одежда не могла служить долго и плохо защищала от холода».

 

Наряды аристократии сильно отличались от одежды простых людей. В то время как у одних было сильно заметно влияние Китая, другие носили удобные для работы кофты, штаны и юбки. Изменения в одежде в основном касались длины женской кофточки, а также аксессуаров.

Рождение «Ссирым»

 

В Китае «корёской борьбой» называли «ссирым» — традиционный вид единоборства, популярный в Корее до сих пор. Соревнования по борьбе устраивали в дни народных праздников, да и просто так, на ярмарках. Другими популярными состязаниями были прыжки на качелях и борьба «субак», когда на противника оказывали давление с помощью одних кулаков. Качели стали особенно популярны в конце периода Корё. На качелях девушки прыгали или же взлетали в небо, как воспел в своих стихах знаменитый поэт и литератор Ли Гю Бо.

 

Самыми большими праздниками в Корё были буддистские фестивали Ёндынхве и Пхальгванхве. Они возникли еще в период Силла, но особенно пышно стали отмечаться именно в Корё. Говорит профессор Пак Чон Ги:

 

«Ёндынхве — это буддистский праздник, посвященный вознесению благодарности Будде. Постепенно он наложился на местный даосский ритуал принесения жертв духам земли и неба. После того, как завершался сбор урожая, иностранные послы и местные лидеры съезжались вместе, чтобы принести жертвы в этот своеобразный «День благодарения». Если Ёндынхве отмечали в каждой деревне отдельно, то после сбора урожая люди со всей страны съезжались на Пхальгванхве — общенародный фестиваль в столице. Ван приносил жертвы Небу, а затем начинались танцы, музыка и разнообразные представления. Праздник Пхальгванхве должен был подчеркивать единство народа Корё.

 

Как видим, для жизни корёского общества были характерны открытость и пышность. Многие черты той жизни стали особенностью и современной Кореи тоже. В жизни корейцев тысячу лет назад лежат корни тех традиций, которые мы видим сейчас».

 

Текст представляет собой фрагмент передачи русского вещания южнокорейского «Международного Радио Кореи» (KBS World) о традициях государства Корё (от 09/02/2005) из нашего архива. Аудиозапись этой программы KBS World сделана Portalotranah.ru;

 

Мониторинг Portalostranah.ru


Опубликовано
23
02
2010
Обновлено
01
02
2018
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...