Моменты британской истории времен второй мировой войны. Черчиллевская манера руководства, или английский премьер и его секретарь.
В разделе некрологов британская газета «Индепендент» («The Independent») поместила 17 июня 2009 года в своей печатной версии и на сайте очерк о скончавшемся недавно личном секретаре Уинстона Черчилля во время второй мировой войне Патрике Кинне. Он умер 14 марта 2009 года в возрасте 95 лет.Оригинальное название очерка в «Индепендент» «Patrick Kinna: Churchill,s wartime secretary»
На эту публикацию газеты откликнулась Русская служба Би-би-си. Ее ведущий Сева Новгородцев в заметке в программе «БибиСева» в своей неподражаемой манере рассказал об этой публикации «Индепендент». Предлагаем вашему вниманию фрагмент из программы Би-би-си в записи Portalostranah.ru с рассказом о Патрике Кинне и черчиллевской манере руководства в нашем аудиофайле в верхнем левом углу этой страницы. Также вы можете прочитать фрагменты этой программы в тексте.
Моменты британской истории
«…Патрик Кинна родился в военной семье, служившей в армии многие поколения, четверо его братьев пошли под знамена королевской гвардии, а Патрик оказался гадким утенком. Невысокий, тщедушный, он решил, что его штыком будет перо, и поступил учиться в секретарский колледж на факультет пишущей машинки и стенографии. Занимался фигурным катанием, даже завоевал золотую медаль, и по пишмашинке обогнал всех на английском чемпионате.
Когда началась война, Патрика призвали на общих основаниях, послали его на вещевую базу за обмундированием и оружием. Маленьких размеров там уже не оставалось, разобрали, ему досталось нечто огромное и висящее, так что вещмешок и винтовку на вокзале он буквально волочил по земле. Над ним сжалился гвардейский сержант, помог поднести, и спросил по дороге, не знает ли он солдата, чтобы умел на машинке печатать и стенографировать. «Удивительно, — воскликнул Патрик, — но это я!» — «А ты действительно умеешь?» — «Да, я победитель английского чемпионата!».
Через два дня Патрика повысили до капрала, он получил секретность, новую форму по размеру и отправлен «Золотой Стрелой» в Париж на службу в британское посольство, клерком Герцога Виндзорского. С ним Кинна и отправился на инспекции линии Мажино в те самые дни, когда немецкие войска обошли их с двух сторон. Пришлось всю ночь рвать секретные бумаги и жечь их в камине. Герцога умчали на штабной машине, а Кинна пешком пошел к французскому побережью надеясь найти пароход - домой в Англию.
В Лондоне ему предложили место в штабе Черчилля, он хотел отказаться, но не получилось. Черчилль работал без расписания, частенько диктовал меморандумы в середине ночи, поэтому стенографы дежурили круглые сутки. На второй день его дежурства загорелся зеленый огонек вызова. Кинна вошел в кабинет Черчилля. «Это очень грустная и трагическая история...» произнес Черчилль, на что Кинна ответил «Весьма сожалею, сэр». «Вы не сожалейте, вы записывайте!— ответил Черчилль, я уже диктую!»
Чемпионские навыки машинописи оказались очень кстати, Черчилль ценил скорость и мастерство, для Патрика Кинны заказали особую пишущую машинку, которая не заедала на больших скоростях. Кинна стал непременным спутником Черчилля во время всех его международных встреч с президентом США Рузвельтом, маршалом Тито и генералиссимусом Сталиным, который при встрече пожал ему руку. Патрик Кинна немедленно извинился и убежал в туалет, где принялся мыть руки с мылом, приговаривая: «Господи, прости, я пожал кровавую руку Сталина!» (В оригинале статьи в этом месте герой называет Сталина Джо - его прозвищем, принятым на Западе - Прим. Portalostranah.ru).
Кинне пришлось немало пожить в Кремле и Белом Доме, именно там случилась знаменитая история с Черчиллем. Тот любил диктовать, сидя в ванной, он, как кит погружался под воду для обдумывания очередной фразы, потом выныривал, пускал струйку воды и диктовал дальше. Диктовка продолжалась, когда Черчилль, обвязанный большим махровым полотенцем, расхаживал по комнате, при этом полотенце постепенно намокало и сползало вниз. В момент, когда оно совсем упало на пол, открылась дверь, в комнату вошел Франклин Рузвельт. (В оригинале статьи в газете указано, что Рузвельт вкатился в комнату. Американский президент из-за последствий полиомиелита передвигался на коляске. Прим. Portalostranah.ru) «Видите? - не растерялся голый Черчилль, — британскому премьеру нечего скрывать от американского президента!».
Патрик Кинна был на Ялтинской конференции в феврале 1945 года и вел ее запись. Сегодняшняя газета Индепендент публикует фотографию, на которой Кинна сидит между Черчиллем и Сталиным.
Полеты с Черчиллем были делом опасным. Однажды самолет «Дакота», на котором они возвращались из Европы, стал резко терять высоту. Черчилль, в характерном для него стиле заявил, что для облегчения машины придется выкинуть пару пассажиров, поглядел на тощего Патрика Кинну и сказал — «Вас, мистер Кинна выкидывать нет смысла, кожа да кости, вас даже на бутерброд с ветчиной не хватит!»
После войны были выборы, на которых Черчилля прокатили. Он расстался со своим верным секретарем в министерском кабинете, у обоих по щекам лились слезы.
Работать им вместе больше не пришлось, но на дни рождения они обязательно посылали друг другу букет из белых пелагоний.
Патрик Кинна умер в возрасте 95 с половиной лет…»
Этот материал был передан Британской вещательной корпорацией, вещание на русском языке 18 июня 2009 года. Очерк о Патрике Кинне опубликован на сайте газеты «Индепендент» под заголовком «Patrick Kinna: Churchill's wartime secretary» 18 июня 2009.
Сайт Русской службы Би-би-си: http://www.bbc.co.uk/russian/
Сайт газеты «Индепендент»: http://www.independent.co.uk/
Частичная расшифровка текста радиопрограммы, запись аудио, примечания Portalostranah.ru
Опубликовано 19/06/2009