Хайдарабад - государство низамов. История почти современной нам страны, которая не смогла уцелеть; Древняя Голконда и Хайдарабад
Вашему вниманию предлагается материал о Хайдарабаде, последнем крупном независимом государстве на территории современной Индии.
Этот материал представляет собой несколько статей.
Первая из них написана специально для Portalostranah.ru и рассказывает об истории Хайдарабадского государства, которое лишь немного не дожило до нашего времени.
Остальные представляет собой любопытный материал из индийского журнала для заграницы «Индия перспективы» по хайдарабадской тематике, а также о древней Голконде (стр. 3) - предшественнице Хайдарабада.
История почти современной
нам страны, которая не смогла уцелеть
Для начала краткая энциклопедическая справка:
«Хайдарабад и Берар — самое большое по площади «туземное княжество» в составе Британской Индии. Занимало 212 тыс. кв. км. Население (на 1951 год): более 18 миллионов человек. Основное население — телугу, маратхи и каннара, не являющиеся мусульманами.
Столица — Хайдарабад.
В 1798 г. Британская Ост-Индская компания вынудила низама подписать договор, согласно которому княжество утратило права на ведение внешней политики и самооборону. (В 1858 г. Индия напрямую вошла в состав Британской империи в качестве вице-королевства, а 1 января 1877 британская монархиня Виктория была провозглашена императрицей Индии).
На фотографии 1911 г.: Оставшийся в истории последним правителем Хадарабадского княжества, низам Хайдарабада Асаф Джах VII (Мир Осман Али Хан) склонился в поклоне перед королем Соединенного королевства и британских доминионов, а также императором Индии Георгом V и королевой - императрицей в ходе Имперского дарбара (Imperial Durbar), в декабре 1911 года в Дели.
Имперский дарбар представлял собой церемонию провозглашения британских монархов в качестве императора Индии и сбор туземной индийской знати на предмет выражения лояльности британского монарху.
В британском вице-королевстве Индии низам Хайдарабада считался самым высокопоставленным среди раджей. По протоколу, при его приезде ему полагался 21-пушечный салют.
Имперские дарбары в период Британской Индии проходили трижды (в ходе первого, в 1877 г., королеву Викторию провозгласили императрицей Индии) и (кроме первой церемонии) всегда следовали за вступлением британских монархов на английский престол.
При этом только Георг V из британских монархов лично почтил Индии своим присутствием Индию в период проведения Имперского дурбара, остальные монархи Великобритании объявлялись императорами Индии и принимали послекоронационные выражения преданности индийской туземной знати в ходе Имперских дарбаров заочно через вице-короля Индии.
Слово «дарбар «с хинди и урду означает «двор», т.е. словосочетание «имперский дарбар» можно перевести в данном контексте как собрание императорского двора.
Низам Хадарабада Асаф Джах VII (Мир Осман Али Хан) был лишен власти в 1947 год с провозглашением независимости Индии от Великобритании, а Хайдарабадское княжество вошло состав Индии и вскоре было разделено между несколькими индийскими штатами.
Хайдарабадское княжество после разделения Британской Индии собственно на Индию и мусульманский Пакистан пыталось провозгласить независимость, находясь в самом центре независимой Индии, что исключало для него возможность присоединения к единоверческому Пакистану».
Возникновение Хайдарабадского государства и города
Первоначально на землях, где позднее расположилось Хайдарабадское княжество с мусульманскими правителями во главе, находились индуистские государственные образования народа телугу.
Однако Султан Кули Кутб аль-Мульк, тюркский военачальник и мусульманин-шиит на службе у султана Бахмани, завоевал в 1463 году эти земли, а затем получил их во владение в награду за присоединение. Государство Бахмани, также как и нарождающиеся Хайдарабадское государство, было мусульманским образованием во главе с правителями персидско-таджикского происхождения, которые считали, что происходят от легендарного царя Ирана Бахмана. Они пришли в эти места, отказавшись в свою очередь подчиняться правителям еще одного мусульманского и наполовину тюркского государства на территории Индии — Делийского султаната.
В 1518 году Кутб-уль-Мульк смог сделать свои земли независимыми от Бахмани и стать первым в основанной им династии Кутб Шахов.
Первоначально Кутб Шахи основали свою резиденцию в уже существовавшей до них крепости Голконда, в 11 километрах от нынешнего Хайдарабада.
Название «Голконда» на языке «телугу» происходит от слов «пастуший холм», т.к. первоначально это место было открыто, согласно легенде, мальчиком-пастухом.
В крепости находилась и сокровищница. Голконда при Кутб Шахах стала еще и богатым городом — местом перепродажи жемчуга, стали, оружия, печатных тканей, а также ведущим в мире рынком перепродажи драгоценных камней. Неподалеку от Голконды с незапамятных времен разрабатывались шахты, где, как считается, добыты многие знаменитые алмазы, включая «Кох-и-нор».
В 1589 году очередной из Кутб Шахов — Мухаммед Кули Кутуб Шах основал Хайдарабад, на реке Муса в 8 километрах к востоку от Голконды. Шах посвятил посвятил город своей любимой жене Хайдер Махал (известной как Бхагматхи до ее обращения в ислам).
Он также распорядился о строительстве в 1591 г. знаменитой хайдарабадской мечети (также несущей функцию ворот и триумфальной арки) — «Чар Минар» (от персидского «четыре минарета» — предположительно, в честь первых четырех халифов) в знак благодарности богу за прекращение эпидемии чумы.
«Чар Минар» сохранилась до сих пор и эффектно смотрится, особенно с ночной подсветкой. Она располагается посреди древнего района «Чарминар», известного своим старым рынком с приблизительно 14000 лавок и магазинов.
Во времена Кутб Шахов Хайдарабад был известен своими садами и благодатным климатом. Его сады часто сравнивали с садами иранского Исфахана. Вообще, Хайдарабад являлся местом пересечения, исламской, персидской и индийской традиционных культур.
Однако существование мусульманского государства в Хайдарабаде фактически разделило нацию телугу на две части. Телугу жили и в мусульманском государственном образовании Кутб Шахов, и одновременно в соседнем государстве с индуистским правителем.
171-летнее правление Кутб Шахов закончилось их поражением от набиравшей силу династии Великих Моголов, укрепившейся в Дели.
Великий Могол — император Аурангзеб (также прославившийся тем, что сверг и заточил в тюрьму своего отца Шах Джахана — строителя Тадж — Махала) взял в плен седьмого Кутб Шаха и довольно сильно разрушил город.
Низамы строят современное Хайдарабадское государство
Изображение со старинной фотографии (снятой ок. 1880 г.):
Город Хайдарабад со знаменитой хайдарабадской мечетью (также несущей функцию ворот и триумфальной арки) - «Чар Минар» (т.е. «четыре минарета»).
А спустя несколько десятилетий в Хайдарабаде появились низамы. Слово «низам» сокращенное от «низам уль-мульк», что означает «правитель территории, администратор, заместитель». Aсаф Джах I, сначала бывший просто губернатором, добился от своего суверена в Дели из династии Великих Моголов большей автономии и стал первым «низамом», основав династию Асаф Джахов.
Династия Асаф Джахов старалась не вступать в лишние конфликты, покровительствовала развитию архитектуры и искусств. Она, как ранее и Кутб Шахи, искусство маневрировала среди огромного индуистского моря вокруг, при этом чутко прислушиваясь также к импульсам, исходящим из центров власти Индии. В итоге хайдарабадские низамы благополучно пережили Великих Моголов, а затем и англичан.
Низамы сотрудничали с французами и англичанами, когда те пришли в Индию. При английском правлении в городе находился резидент британского правительства, а неподалеку от Хайдарабада был построен город-спутник Секундобад, который использовался как база английских войск.
В британском вице-королевстве Индии правитель Хайдарабада считался самым высокопоставленным среди раджей. По протоколу, при его приезде ему полагался 21-пушечный салют.
При 37-летнем правлении последнего низама (правил с 1911 года) в Хайдарабаде появились электричество, железные дороги, самолеты и сеть автомобильных дорог. До 11% бюджета Хайдарабада тратилось на нужды образования. Правительство низама также осуществляло жизненно важные проекты по развитию ирригационных систем.
Хайдарабад располагал с 1918 года собственной валютой, — единственным из всех княжеств Британской империи. «Османия Sicca» или, в просторечье, хайдарабадская рупия, чеканилась до 1948 года. Она была отозвана из обращения в Индии лишь в 1959 году. В 1941 году англичане разрешили создать Хайдарабаду собственный государственный банк.
Крах Хайдарабадского государства
Взятые под строгую охрану и перекрытые ворота во дворец низама Хайдарабада.
Документальная фотография 1949 года.
В тот момент низам Хайдарабада уже не был правителем княжества, и всем управлял индийский военный губернатор и командующий штабом сухопутных войск индийской армии Чаудхири (Joyanto Nath Chaudhuri), который до того командовал операцией «Поло» по присоединению Хайдарабадского княжества.
Перед провозглашением независимости Индии низам Хайдарабада, также как и раджа Кашмира, оказался на распутье, куда входить — в Индию или Пакистан. И в Кашмире, и в Хайдарабаде ситуация была похожей, но с точностью до наоборот.
Если в Кашмире раджа был индусом, а его подданные, в основном, мусульманами, то в Хайдарабаде власть принадлежала мусульманам при большом количестве немусульманского населения. Мы и вспомнили здесь о Кашмире, как противоположном примере, хотя в Британской Индии были десятки маленьких и больших самоуправляющихся государств.
Несмотря на высокий уровень экономического развития, в Хайдарабаде к 1950-м годам возникла неустойчивая политическая ситуация, при которой мусульманское и индуистское население начали создавать ополчения, направленные друг против друга. Национальные группы Хайдарабада действовали в контексте тогдашнего противостояния между мусульманами и индуистами по всему субконтиненту, вызвавшему поток индуистских беженцев из Пакистана в Индию, а мусульманских из Индии в Пакистан. Партия «Индийского национального конгресса», движение «Свами» и коммунисты в Хайдарабаде выступали за присоединение к индийскому союзу. Им противостояло мусульманское ополчение, поддерживаемое низамом — «Razakars».
В Хайдарабадском княжестве, согласно переписи 1941 года, из общей численности населения в 16,34 млн. чел., 85% составляли индуисты, а на мусульман приходилось около 12%. Национальный состав княжества представлял на тот период следующее: телугу (48,2%), маратхи (26,4%), каннада (12,3%) и урду (10,3%).
Несмотря на подавляющее большинство индуистов среди населения, они были слабо представлены в правительстве, полиции и военных структурах Хайдарабадского княжества. Из 1765 офицеров армии государства 1268 человек были мусульманами, индуистами было 421, а из оставшихся 121 человек являлись христианами, сикхами и парсами. Из чиновников с неплохой зарплатой (от 600 до 1200 и выше рупий) 59 человек были мусульманами, 5 индуистами и 38 представителями других религий. Низаму и его придворным-мусульманам принадлежало 40% от общей площади земель в княжестве.
Принцесса Дурру Шехвар Султана (Durru Shehvar, годы жизни (1914-2006), дочь Абдул-Меджида II, последнего османского халифа и наследника последнего султана Османской империи, вышедшая замуж за старшего сына низама Хайдарабада в 1931 году. Здесь она позирует для американского издания в 1946 году, еще в бытность низама у власти. Ее сын, и, соответственно, внук последнего низама Хайдарабада, Мукаррам Джах - Мир Баркат Али Хан (Mukarram Jah, Asaf Jah VIII) ныне возглавляет семью потомков хайдарабадских низамов, владея их гл. резиденцией - дворцом Чоумохалла и другой собственностью бывшего княжеского дома.
Даже если эти статистические данные не совсем точны и цифры индуистов завышены (сейчас, например, встречаются данные, что в современном Хайдарабаде проживает 40% мусульман), можно понять причины острой ситуации в Хайдарабаде на момент возникновения независимой Индии.
При этом хайдарабадский низам желал сохранить свое независимое государство, однако симпатизируя близкому по вере исламскому Пакистану. Исследователи пишут также, что низам даже хотел бы вступить в Пакистан, но не мог этого сделать, т. к. его государство со всех сторон было окружено индийской территорией.
Как сообщалось в ряде источников, с момента создания Пакистана в 1947 году и до вторжения Индии в 1948 году в Хайдарабад, Хайдарабадское государство финансово помогало правительству Пакистана в строительстве этого государства, начавшемся фактически с нуля. Пакистан, ожидая получения денег от Индии в соответствии с «Соглашением раздела», в первое время даже не имел средств для выплаты заработной платы своим госслужащим. В этот критический момент Хайдарабадское государство начало оказывать помощь Пакистану, спасая эту страну от банкротства. Были организованы тайные чартерные рейсы с помощью британских пилотов, перевозивших слитки золота из Хайдарабада в новорожденный Пакистан.
Индийский государственный деятель и первый министр внутренних дел этой страны Сардар Патель охарактеризовал факт существования независимого Хайдарабада в этот период, как «язву в самом сердце Индии. Язву, которая должна быть удалена хирургическим путем».
В ответ хайдарабадский премьер-министр Лаик Али заявил: «Индия считает, что в случае нападения на нее Пакистана, Хайдарабад ударит ей ножом в спину. Я не слишком уверен, что мы не поступим так».
Сардар Патель, комментируя позднее высказывание Лаика Али, ответил: «Если вы угрожаете нам применением насилия, то мечи встретятся с мечами».
В Хайдарабаде, лидер мусульманского ополчения «Razakars» и один из руководителей хайдарабадского правительства Касим Разви сказал тогда же, выступая перед толпой «Razakars»: «смерть с мечом в руках всегда предпочтительнее медленной смерти в результате простого росчерка пера». Разви впоследствии описывался индийскими правительственными чиновниками «как чудовище, порожденное низамом».
Ситуация противостояния разрешилась в результате пятидневной «Операции Поло», когда в сентябре 1948 года правительство в Дели просто аннексировало Хайдарабад и лишило низама его властных полномочий. Это произошло после ввода армии и столкновений регулярных индийских вооруженных сил с армией низама и мусульманским ополчением.
Пакистан, находившийся после своего возникновения в отчаянном финансовом и организационном положении, ничем не мог помочь низаму. Однако, в Кашмире, когда его раджа решил присоединиться к Индии, Пакистан все же смог этому помешать. Но при этом надо учитывать близость кашмирской территории к Пакистану, и то, что кашмирская территория, в итоге, все-таки полностью так и не смогла выйти из-под контроля Дели, оказавшись разделенной между Индией и Пакистаном.
Индийская армия победоносно завершила операцию по присоединению Хайдарабада. Со стороны армии Хайдарабадского государства были следующие потери: 490 убитых, 122 раненых и 1647 взятых в плен. Со стороны мусульманского ополчения «Razakars», выступавшего на стороне Хайдарабадского государства: 1373 убитых, 1911 человек взято в плен. Со стороны индийской армии 32 человека погибло и 97 было ранено.
17 сентября 1948 года низам понял, что страна фактически оккупирована. Тогда в резиденцию низама — дворец Kothi был приглашен генеральный агент правительства Индии в Хайдарабаде. Низам сказал, что он принял отставку хайдарабадского кабинета во главе с премьером Лайком Али. Индийский представитель посоветовал отдать приказы о прекращении сопротивления во избежание дальнейших жертв.
В тот же день низам приехал в здание хайдарабадской радиостанции, буднично прошел без обычной для него красной дорожки в студию, а затем, выступая на английском языке, провозгласил капитуляцию Хайдарабада. Никто не потрудился перевести тогда речь низама на язык индийских мусульман — урду. После правитель вернулся в свою резиденцию. А позднее низам на некоторое время уехал в Бомбей.
Территория бывшего хайдарабадского государства в 1956 году была разделена между тремя штатами Андхра-Прадеш, Махараштра и Карнатака по языковому признаку, а также для уменьшения сепаратистских настроений среди мусульман Хайдарабада.
Город Хайдарабад стал столицей штата Андхра-Прадеш. Населением штата употребляется сегодня и язык индийских мусульман — урду (его специфический региональный диалект Dakhani), наряду с телугу, английским, маратхи и каннада.
Штрихи к портрету последнего правящего низама Хайдарабада
Последний низам — Осман Али Хан был седьмым Асаф Джахом и сыном шестого Асаф Джаха. Родился в 1886 году во дворце Пурани Хавели, в Хайдарабаде. После смерти своего брата стал наследником престола, а затем (с 1911 года) правителем Хайдарабада. Он правил государством, равным по территории Англии, Шотландии и Уэльсу вместе взятым ( 223,000 км²) .
Журнал «Тайм» назвал низама в 1937 году одним из богатейших людей планеты. Он также являлся одним из пяти самых высокопоставленных раджей (князей) в Британской Индии.
За финансовый вклад в дело победы Великобритании во Второй мировой войне низам был удостоен титулом «Верный союзник Британского Правительства» (Осман Али Хан финансировал в военные годы строительство нескольких эсминцев для британского и австралийского ВМФ. Один из них эсминец «Низам»).
Его старший сын женился на дочери Абдул-Меджида Второго, последнего османского халифа и наследника последнего султана Османской империи. Тогда высказывалось мнение, что через подобные браки хайдарабадский правящий дом хочет получить титул халифа.
Всего у Осман Али Хана было 40 детей. Первый ребенок, умерший в младенчестве, родился, когда Осману Али было около 16 лет, последний — в 1949 году, когда низам уже перестал быть монархом Хайдарабада.
Полный титул низама Хайдарабада в конце правления звучал как: «Его высочество Рустам- и-Дауран, Арусту-и-Заман, Вал Мамалик, Асаф Джах VII, Музаффар-уль Мулк-Вал -Мамалик, Низам-уль Мульк, Низам уд Дауда Наваб Мир, Сэр Осман Али Хан Бахадур, Сипах Саула, Фатех Юнг, Низам Хайдарабада и Берара, Гранд-командор и рыцарь высшей степени Ордена «Звезда Индии», Рыцарь «Большого Креста» Британской Империи, Почетный Генерал Армии, Верный союзник Британского Правительства».
Низам отрекся от престола в 1948 году. В 1950-1956 году по соглашению с правительством Индии он занимал в Хайдарабаде церемониальный пост Rajpramukh, но покинул его после разделения единого Хайдарабада на три штата по языковому признаку. Позднее Осман Али Хан дважды избирался в парламент.
Последний низам умер в 1967 году во дворце Котхи (Kothi Palace, иначе Nazri Bagh Palac) в Хайдарабаде, где жил с 13 лет. (Низам Осман Али Хан в течение всего своего правления так и не переехал в главный дворец низамов Чоумохалла (Chowmahalla), где в период своего правления жил его отец — предыдущий низам). Процессия похорон Османа Али Хана была крупнейшей в истории современной Индии. Седьмому низаму наследовал восьмой, но только титул и собственность, но не власть в государстве.
В обзоре использовались индийские англоязычные материалы По возможности, все данные проверены из двух источников и изложены беспристрастно. Использованы архивные иллюстрации.
Максим Истомин специально для Portalostranah.ru