Монгольский взгляд на Наадам. Особенности игр
Обзор по материалам монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ и русских передач иновещания Монголии - радио «Голос Монголии о Наадаме.
Общий взгляд на Наадам
Что такое Наадам
В трансляции о церемонии открытия Наадама-2020, которую вело русские иновешание «Голос Монголии» от 11/07/2020, говорилось: «Из поколения в поколение, на вечные времена, монголы поклоняются великим священным горам, символизирующим государственность монголов и являющихся оберегом-талисманом для народа Монголии. На благословенных степных просторах... проходит великий государственный национальный праздник Наадам, традиции которого передавались из тысячелетия в тысячелетие».
«Наадам — это традиционный ежегодный фестиваль монголов, который празднуют широко по всей стране...Сегодня в Монголии каждый год в Наадаме участвует 35 тысяч борцов, сорок тысяч скакунов, более тысячи пятисот стрелков в общей численности», отмечало агентство МОНЦАМЭ в своем сообщении от 11/07/2019, рус. яз.
А в русской передаче передач иновещания Монголии — радио «Голос Монголии» от 07/07/2016 Наадам определялся так (написание названий сохраняем как в оригинале, по тексту на сайте станции);
«Наадам — традиционный монгольский праздник отмечаемый в середине июля. Еще этот праздник называют «тремя мужскими играми» («три игрища мужей»). В эти игры входят борьба, стрельба из лука, скачки. С большим размахом праздник отмечается в столице Улаанбаатар. Вместе с тем в каждом аймачном (аймак — провинция Прим. Portalostranah.ru) центре, сомоне (сомон — район Прим. Portalostranah.ru) проводятся свои мини Наадамы. Наадамы начали проводить издревле, тогда он имел другой смысл. Это был прежде всего праздник лета, когда все живое возрождалось, цвело. Для жителей периферии это короткий отдых после полевых работ, а также расплода скота. Для городских жителей пора начала долгожданных отпусков».
Кроме спортивных мероприятий, а именно соревнований по борьбе, соревнованиям в стрельбе из лука и скачкам, а кроме того — состязаниям по национальной игре в кости (шагай харваа,) в рамках Надаама на общенациональном уровне проходит и ряд других, не связанных со спортом, мероприятий. Например, всегда проходит главный торжественный концерт в Центральном дворце науки, техники и культуры в Улан-Баторе (отметим, здание Дворца науки, техники и культуры было возведено в центре Улан-Батора, столицы тогдашней Монгольской Народной Республики, в качестве подарка Советского Союза монгольскому народу, его торжественное открытие состоялось в декабре 1988 года). В рамках обшенационального Наадама-2019 прошли, в частности, цитата по МОНЦАМЭ от 08/07/2019 (рус. яз., написание имен собственных и названий сохраняем как в оригинале), были предусмотрены «церемония водружения флага страны и военный парад, (главная площадь столицы), церемония возложения венков к памятнику полководцу Д.Сухбаатару, оказание почестей памятнику Чингис хаана, (главная площадь столицы), шествие граждан (главная площадь столицы) в национальной одежде «Дээлтэй монгол» (все эти церемонии проходили еще 10 июля
Наадам. Что значит в переводе на русский это название
Слово Наадам в переводе с монгольского обозначает «празднество», «игрища» (от слов монг. наадам, старомонг. naɣadum — игры Прим. Portalostranah.ru). Полное название Наадама — «три игрища мужей» (от монг. эрийн гурван наадам Прим. Portalostranah.ru) — т.к он включает традиционное спортивное состязание по трем национальным видам спорта: борьба, стрельба из лука, конные скачки.
Наадам. Чему посвящен праздник
Игры Наадама проходят, как напоминается в видеосюжете монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ (видеосюжет от 09/09/2009, рус. яз., см. ниже), «в честь основания государства Хунну, создания единой монгольской империи Чингисхана и победе т.н. народной революции 1921 года» — т.е. в память о трех существовавших в истории монгольских государствах. В свою очень в другом своем сообщении от 11/07/2019 МОНЦАМЭ уточняло (рус. яз., написание имен собственных и названий сохраняем как в оригинале), что «Наадам-2019 был посвящен 2228-летию основания Монгольской государственности (образованию империи Хунну Прим. Portalostranah.ru), 813-летию образования Великой монгольской империи Чингисхана, 98-летию Народной революции
Происхождение Наадама и дата его празднования
Считается, что Наадам зародился еще на заре монгольской государственности. В новейшее время Наадам проводится ежегодно без перерывов, как минимум, уже последние сто лет с лишним лет, об этом неоднократно в Монголии заявлялось в 2020 году, когда была угроза отмены Наадама-2020 из-за карантина по поводу эпидемии коронавируса.
Русское вещание радио «Голос Монголии» от 10/07/2020 передавало об истории праздника (расшифровка фрагментов передачи в текст Portalostranah.ru):
«История Наадама уходит в глубокую древность. Первоначально это было родовое жертвоприношение в честь духа-хозяина местности и предков рода, устраивавшиеся в середине или конце лета, когда уже имелось достаточное количество молочных продуктов.
Жертвоприношение сопровождалось праздничным гуляньем, играми и состязаниями — борьбой, стрельбой из лука и конными скачками. Обиталищами духов считались горы, поэтому и местом проведения Наадама были горы. На вершине горы, где находилось языческое святилище в честь родового духа, совершали обряд его почитания и поднесения ему жертвы, затем у подножия устраивали пиршества и спортивные состязания... Несколько позже праздник, не теряя качеств родового жертвоприношения, приобрел дополнительную функцию военного смотра, и даже не просто смотра, а отбора кандидатов в воинские дружины при ханах и нойонах. Ибо ловкость, меткость и сила считались качествами, которыми непременно должна обладать личная свита правителя. Сама подготовка к Наадаму превратилась в отличную военно-спортивную тренировку, позволявшую дружинникам постоянно сохранять боевую форму. Лучшие стрелки, борцы и наездники теперь выступали на Наадаме, защищая уже честь своего правителя, а не того рода, которому они принадлежали.
В средние века Наадам устраивался также по завершении военных операций, ханских облавных охот, по случаю освящения боевых знамен, а также по поводу свадьбы правителя, рождения у него наследника... С
Необходимо отметить, что хотя официальное открытие Наадама всегда приходится на 11 июля, ряд соревнований и мероприятий Наадама могут начинаться на несколько дней раньше (поэтому всегда заранее надо проверять расписание мероприятий Наадама, которое обычно публикуется монгольскими СМИ за несколько недель до начала праздника).
Девятиножное бунчужное знамя — «гвоздь программы на церемонии открытия Наадама
Наадам-2019. Как и каждый год, все последние десятилетия (но не в 2020-м году) посредством конной процессии почетного эскорта монгольской армии на центральный стадион монгольской столицы Улан-Батора из «Государственной резиденции», что на центральной столичной площади Сухэ-Батора (эту госрезиденцию видно на снимке), на период проведения Наадама переносят воссозданное традиционное знамя Монголии – т.н. девять государственных белых бунчуков.
Бунчук — древко с привязанным конским хвостом.
Девятиножное бунчужное знамя служило во времена империи Чингисхана государственным символом.
Итак. церемония открытия Наадама проходит 11 июля — на следующий день после нового госпраздника, учрежденного в посткоммунистической Монголии в
11 июля посредством конной процессии почетного эскорта монгольской армии на центральный стадион монгольской столицы Улан-Батора (с был сооружен в
Церемония открытия Наадама-2019 на центральном стадионе Улан-Батора.
«С доставкой на центральный стадион Улан-Батора девяти государственных белых бунчуков начинается церемония открытия Наадама. (После выступления президента Монголии, который объявляет очередной Наадам открытым, и выступления артистов), на поле выходят борцы.
По древнему ритуалу они по ходу солнца кружат вокруг пьедестала, прикасаются лбами к знаменам-бунчукам, вдохновляясь, присягая на честную борьбу», так описывалась эта часть традиционной церемонии открытия Наадама в одной из русских передач монгольского иновещания - радио «Голос Монголии».
«С доставкой на центральный стадион Улан-Батора девяти государственных белых бунчуков начинается церемония открытия Наадама. Затем президент Монголии объявляет об открытии Наадама. Продолжается церемония открытия Наадама выступлением артистов с различными номерами. Затем на поле выходят борцы. По древнему ритуалу они по ходу солнца кружат вокруг пьедестала, прикасаются лбами к знаменам-бунчукам, вдохновляясь, присягая на честную борьбу», так описывалась церемония открытия Наадама в русской передаче «Голос Монголии» от 07/07/2016.
Наадам-2020 состоялся, несмотря на карантин из-за эпидемии коронавируса, но состоялся не в Улан-Баторе
Скриншот с сайта монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ с сообщением от 12/07/2020 об особенностях празднования Наадама-2020 в условиях карантина из-за коронавируса. А на фото в сообщении мы видим воссозданное традиционное знамя Монголии — т.н. девять государственных белых бунчуков. Бунчук — это древко с привязанным конским хвостом. Девятиножное бунчужное знамя служило во времена империи Чингисхана государственным символом.
Наадам-2020, несмотря на ограничительные меры, связанные с коронавирусом, также состоялся, хотя церемония открытия и закрытия и соревнования прошли без зрителей. При этом церемония открытия и закрытия Наадама, соревнования борцов, лучников и соревнования по игре в кости в 2020 году впервые прошли не на Центральном стадионе Улан-Батора, как обычно, а в природном и этнографическом парке «Монголия XIII век», в
Как передавало 12/07/2020, монгольское государственное информационное агентство МОНЦАМЭ (рус. яз., написание имен собственных и названий сохраняем как в оригинале), «особенности проведения Наадам-2020 в том, что главные мероприятия этого всенародного Праздника — соревнования по национальной борьбе, стрельбе из лука и игры в кости пройдут на центральной площади живописного природного комплекса «Монголия XIII век» (он расположен в, примерно,
При этом, как и обычно, Наадам-2020 открывал, закрывал и вручал призы спортсменам, президент Монголии, также выставлялись и девять государственных белых бунчуков, но в парке «Монголия XIII век».
Игры Наадама
Скриншот с сайта монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ с фрагментом сообщения от 12/07/2020 об особенностях празднования Наадама-2020 в условиях карантина из-за коронавируса, и о традициях праздника.
На фото в сообщении - президент Монголии, открывающий Наадам, и монгольские борцы, участвующие в празднестве.
А теперь о специфике спортивных игр Наадама.
Борьба
Далее цитируем по уже упоминавшемуся выше сообщению монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ от 12/07/2020 (рус. яз., написание названий сохраняем как в оригинале):
«Всенародный праздник Наадам, как правило, начинается с приветствия президента Монголии, с театрального представления артистов, а также с состязаний 512 сильнейших борцов, выходящих на зеленый ковер в национальных борцовских костюмах (в соревнованиях участвуют только мужчины, проводятся отдельные соревнования по борьбе среди детей и предростковПрим. Portalostranah.ru).
За многовековую историю монгольская борьба практически не изменилась. Борцы разделяются на левый и правый фланги, во главе которых стоят наиболее титулованные борцы. Каждый борец имеет своего засуула (секунданта), которые защищают интересы своего подопечного перед судьями, следят за схватками, подбадривают борца, держат его шапку во время борьбы, а в случае победы поднимают вверх его правую руку. Раунд длится до тех пор, пока один из соперников не коснется земли.
Поединки будут продолжаться три дня. Проигравшие выбывают. Постепенно от тура к туру количество участников будет уменьшаться, После пятого тура победителям начинают присваивать почетные звания. Победителям пятого и шестого туров дают звание Сокола — «Начин» (победителям шестого тура также присуждается более высокое, чем звание «Начин», звание Ястреб — «Харцаг» Прим. Portalostranah.ru), седьмого и восьмого — Слона — «Заан». Борец, победивший в состязаниях впервые, получает звание Льва «Арслан». Если победитель уже имеет звание Льва, то его называют Исполином «Аврага», после третьей победы он становится Всенародным Исполином «Даян Аврага», после четвертой — Непобедимым «Дархан Аврага», после чего сколько бы он ни побеждал, он носит звание Всенародного Непобедимого Исполина».
Здесь прервем сообщение агентства МОНЦАМЭ от 12/07/2020, чтобы дополнить его данными о костюме и танце борцов из другого, более раннего сообщения, посвященному Наадаму, упомянутого агентства — сообщению от 11/07/2019:
«Монгольская борьба имеет ряд особенностей: проигравший выбывает из игры; в монгольской борьбе нет весовых категорий, ограничений времени и площади. По правилам все борцы одеты в особую форму: трусы (шуудаг), жилетку с длинными рукавами, прикрывающую спину, но оставляющую открытой грудь (зодог), головной убор со сплошным или поделенным на четыре части околышем из черного бархата и высокой конусообразной макушкой, увенчанной сплетенным из цветного шнура изображением «узла счастья» (улзий), национальные сапоги (гутал)...
(По поводу одеяния монгольских борцов) в народе ходит преданье, что в стародавние времена жилетка была обычная, то есть с закрытой грудью...Но появился в степи богатырь (побеждавший на Наадаме), про которого после выяснилось, что он вовсе и не богатырь, а женщина (одевшаяся в мужское платье). А ведь борьба — это чисто мужское дело, и тут такой позор! Тогда умудренный жизнью старик говорит: «А надо, друг, вот что сделать. Бороться теперь будем в трусах, да в жилетке с открытой грудью, чтоб ни одна женщина в мужские дела не совалась». С тех времен уж много воды утекло. Всё изменилось, переменилось. Женщины, сейчас не таясь выходят на ковер, татами и ринг, но вот монгольская борьба так пока и остается чисто мужским делом.
Сначала на поле выпускаются самые слабые пары, которые сменяются все более сильными и ловкими, последними выступают самые известные борцы. Когда борцы выходят на поле, они, воспроизводя полет мифической птицы Гаруды — взмахивают руками, приседают, похлопывают себя по бедрам (Гаруда, garuḍa — фантастическая птица, представляющая собой получеловека-полуорла, которая присутствует в индуистской мифологии в качестве ездовой птицы бога Вишны и символа просветления, т.к. охотится за змеями, символизирующими сомнения; в буддизме гаруды — божественные существа, охраняющие дхарму — совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка Прим. Portalostranah.ru). Секунданты снимают с борцов шапки. Схватка начинается. Задача каждого борца — схватить противника и заставить его коснуться любой частью тела земли. Коснувшийся земли борец выбывает из игры, зрители приветствуют победителя, который исполняет танец птицы Гаруды, а затем проходит церемония доброго расставания борцов: меньшего звания борец, развязав узел курточки, проходит под плечом борца более высшего звания. В монгольской борьбе применяется множество приемов, их насчитывается свыше 400. Существует множество неписаных правил борьбы: разрешаются подножки, но запрещаются подсечки», указывало агентство.
Стрельба из лука
Вернемся к сообщению МОНЦАМЭ от 12/07/2020 (рус. яз., написание специфических терминов сохраняем как в оригинале):
«В ходе Наадама проводятся состязания по стрельбе из лука (отдельно проводятся соревнования лучников в бурятском и урянхайском стиле Прим. Portalostranah.ru). В состязании участвуют как мужчины, так и женщины (также проводятся отдельные соревнования по стрельбе из лука среди детей Прим. Portalostranah.ru). Состязание проводится между двумя командами, каждая их которых располагает четырьмя стрелами на человека; каждая команда должна поразить 33 мишени. Мужчины стреляют с дистанции в
Скачки
И далее из сообщения МОНЦАМЭ от 12/07/2020 (рус. яз., написание специфических терминов сохраняем как в оригинале):
«Но самое интересное на Наадаме — это, пожалуй, конные скачки — «Хурдан морь» («Хурдан морь» буквально можно перевести с монгольского как «Быстрая лошадь» Прим. Portalostranah.ru)
Скачки — это традиционный, почитаемый праздник монголов, где испытывают выносливость своих лошадей. Скакунов для Наадама готовят заранее, тренируя по правилам, известным кочевникам—скотоводам сотни лет. Их выпасают на особых пастбищах со специальным травостоем, регулируют количество выпиваемой ими на водопое воды, устраивают предварительные заезды. Важная деталь такой тренировки— научить лошадь не запариваться, не выделять слишком обильный пот на скаку. Поэтому их тренировали ежедневно ровно в полдень, в самую сильную жару.
В отличие от западных скачек, состоящих из забегов на короткие дистанции не более
Пять самых быстрых лошадей с каждого заезда получают коллективное звание «пять кумысных». Их проводят по кругу почета, поют восхваления и освещают кумысом. Славословие в честь коняпобедителя (морины цол) — это особый жанр фольклора. Чествование победителей скачек—ритуал древний, содержательный. Награждаются коневоды (уяач) и всадники первой пятерки скакунов из каждой возрастной группы. Маленький наездник (а наездниками на скачках являются дети, как мальчики, так и девочки — в возрасте от 5 до 13 лет Прим. Portalostranah.ru), — победитель удостаивается большой чести — пройти на своем коне перед правительственной трибуной и получить из рук самого президента Монголии серебряную чашу, наполненную кумысом.
По старой традиции, кумыс этот принадлежит не только всаднику, но и его коню. Половину чаши выпивает маленький герой, а остальное выливается на голову и на круп коня, который отныне зовется — «Тумэн эх» («Бегущий впереди тьмы»). Скачки проводятся за пределами города. В последние годы скачки проводятся в
Состязания по национальной игре в кости
Кроме трех основных спортивных игрищ Наадама — соревнованиям по борьбе, соревнованиям в стрельбе из лука и скачкам, как обратили, вероятно, внимание наши читатели, в обзоре фигурируют еще одни — состязания по национальной игре в кости.
Русское вещание радио «Голос Монголии» от 09/07/2018 подробнее рассказывало об этой традиционной игре монгольских мужчин:
«Главная цель игры выбить со специальной поставки хасаа, то есть плоские кости. Их выбивают также костями... Играющие в кости садятся по часовой стрелке и играют командами. Стрелок должен выбить кость с расстояния четырех метров и
Игра в хасаа является исключительно мужской игрой... Предлагаем вашему вниманию рассказ «дархан мэргэнэ» — лучшего стрелка Монголии Цога:
«Считается, что монголы начали играть в кости с XIV века...Национальную культуру игры в кости возродили в 1990-ых годах, и она стала спортивным состязанием. Две команды ставят на деревянную панель специальную кость, и те, кто первым выстреливает хасаа с поля тот и побеждает» — рассказывает он. Сегодня в нашей стране около 6000 тысяч игроков в кости. Из них только 300 получают возможность участвовать в наадамских состязаниях», передавала станция.
Агентство МОНЦАМЭ в своем сообщении от 30/04/2020 уточняет: «Национальную игру в кости возродили в 1990-х годах, и она стала всеобщим спортивным состязанием с 1999 года, когда была официально включена в программу национального праздника Наадам в качестве четвертого вида национального спорта».
Праздник Наадам в списке ЮНЕСКО
Праздник Наадам, и упомянутая выше игра в кости внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, среди некоторых других объектов монгольского наследия. Агентство МОНЦАМЭ передавало на этот счет 12/12/2019, рус. яз.: «Национальный праздник Наадам внесен в
Видео монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ о Наадаме, рус. яз.
И в заключении этого обзора видеосюжет, выпущенный в Монголии, на русском, что редкость (т.к. в Монголии, по состоянию на
Видео: Видеосюжет монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ о Наадаме (рус. яз. лето 2019 г.):
Этот обзор был подготовлен Portalostranah.ru на основании следующих основных источников: сообщений о Наадаме и его традициях русской редакции монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ от 08/07/2019, 11/07/2019 (два сообщения), 12/12/2019, 30/04/2020, 12/07/2020; видеосюжету МОНЦАМЭ о Наадаме от 09/09/2009, рус. яз.; сообщениям о Наадаме и его традициях в русских трансляций иновещания Монголии — радио «Голос Монголии» от 07/07/2016, 10/07/2020, 11/07/2020, 09/07/2018; др. материалам.