Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Монгольский взгляд на Наадам. Особенности игр


Обзор по материалам монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ и русских передач иновещания Монголии - радио «Голос Монголии о Наадаме.

Общий взгляд на Наадам

 

Что такое Наадам

 

Участники костюмированного шествия на церемонии открытия Наадама-2019, на центральном стадионе монгольской столицы Улан-Батора.
Участники костюмированного шествия на церемонии открытия Наадама-2019, на центральном стадионе монгольской столицы Улан-Батора.

В трансляции о церемонии открытия Наадама-2020, которую вело русские иновешание «Голос Монголии» от 11/07/2020, говорилось: «Из поколения в поколение, на вечные времена, монголы поклоняются великим священным горам, символизирующим государственность монголов и являющихся оберегом-талисманом для народа Монголии. На благословенных степных просторах... проходит великий государственный национальный праздник Наадам, традиции которого передавались из тысячелетия в тысячелетие».

 

«Наадам — это традиционный ежегодный фестиваль монголов, который празднуют широко по всей стране...Сегодня в Монголии каждый год в Наадаме участвует 35 тысяч борцов, сорок тысяч скакунов, более тысячи пятисот стрелков в общей численности», отмечало агентство МОНЦАМЭ в своем сообщении от 11/07/2019, рус. яз.

 

А в русской передаче передач иновещания Монголии — радио «Голос Монголии» от 07/07/2016 Наадам определялся так (написание названий сохраняем как в оригинале, по тексту на сайте станции);

 

«Наадам — традиционный монгольский праздник отмечаемый в середине июля. Еще этот праздник называют «тремя мужскими играми» («три игрища мужей»). В эти игры входят борьба, стрельба из лука, скачки. С большим размахом праздник отмечается в столице Улаанбаатар. Вместе с тем в каждом аймачном (аймак — провинция Прим. Portalostranah.ru) центре, сомоне (сомон — район Прим. Portalostranah.ru) проводятся свои мини Наадамы. Наадамы начали проводить издревле, тогда он имел другой смысл. Это был прежде всего праздник лета, когда все живое возрождалось, цвело. Для жителей периферии это короткий отдых после полевых работ, а также расплода скота. Для городских жителей пора начала долгожданных отпусков».

 

Кроме спортивных мероприятий, а именно соревнований по борьбе, соревнованиям в стрельбе из лука и скачкам, а кроме того — состязаниям по национальной игре в кости (шагай харваа,) в рамках Надаама на общенациональном уровне проходит и ряд других, не связанных со спортом, мероприятий. Например, всегда проходит главный торжественный концерт в Центральном дворце науки, техники и культуры  в Улан-Баторе (отметим, здание Дворца науки, техники и культуры было возведено в центре Улан-Батора, столицы тогдашней Монгольской Народной Республики, в качестве подарка Советского Союза монгольскому народу, его торжественное открытие состоялось в декабре 1988 года). В рамках обшенационального Наадама-2019 прошли, в частности, цитата по МОНЦАМЭ от 08/07/2019 (рус. яз., написание имен собственных и названий сохраняем как в оригинале), были предусмотрены «церемония водружения флага страны и военный парад, (главная площадь столицы), церемония возложения венков к памятнику полководцу Д.Сухбаатару, оказание почестей памятнику Чингис хаана, (главная площадь столицы), шествие граждан (главная площадь столицы) в национальной одежде «Дээлтэй монгол» (все эти церемонии проходили еще 10 июля 2019 г., т.е. накануне официальной церемонии открытия Наадама Прим. Portalostranah.ru) фестиваль кумыса в местности Хой долоо худаг, под Улаанбаатаром, концерт «Воспоем славу родины вместе», (главная площадь столицы), праздничный салют на гл. площади столицы — площади Д.Сухбаатара». В нынешнем 2020 году на Наадаме, из-за карантина в связи с коронавирусом, кроме концерта, были отменены все доп. мероприятия.

 

Наадам. Что значит в переводе на русский это название

 

Слово Наадам в переводе с монгольского обозначает «празднество», «игрища» (от слов монг. наадам, старомонг. naɣadum — игры Прим. Portalostranah.ru). Полное название Наадама — «три игрища мужей» (от монг. эрийн гурван наадам Прим. Portalostranah.ru) — т.к он включает традиционное спортивное состязание по трем национальным видам спорта: борьба, стрельба из лука, конные скачки.

 

Наадам. Чему посвящен праздник

 

Скриншот с сайта монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ с сообщением от 11/07/2019 о традициях Наадама и фотографиях борцов со всей Монголии, принимающих участие в празднике.
Скриншот с сайта монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ с сообщением от 11/07/2019 о традициях Наадама и фотографиях борцов со всей Монголии, принимающих участие в празднике.

Игры Наадама проходят, как напоминается в видеосюжете монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ (видеосюжет от 09/09/2009, рус. яз., см. ниже), «в честь основания государства Хунну, создания единой монгольской империи Чингисхана и победе т.н. народной революции 1921 года» — т.е. в память о трех существовавших в истории монгольских государствах. В свою очень в другом своем сообщении от 11/07/2019 МОНЦАМЭ уточняло (рус. яз., написание имен собственных и названий сохраняем как в оригинале), что «Наадам-2019 был посвящен 2228-летию основания Монгольской государственности (образованию империи Хунну Прим. Portalostranah.ru), 813-летию образования Великой монгольской империи Чингисхана, 98-летию Народной революции 1921 г. (в 1921 г. советские войска, а также монгольские части Дамдина Сухэ-Батора — монг. Дамдины Сүхбаатара, основателя коммунистической Монгольской Народной партии — МНП, впоследствии МНРП, войдя в Монголию, принудили религиозного — буддийского и светского правителя Монголии богдо-хана отказаться от абсолютной власти, став конституционным монархом, и признать правительство МНП Прим. Portalostranah.ru) и 30-й годовщине демократической революции 1989 г.» (революция 1989 г. свернула коммунизм и однопартийный режим МНРП в Монголии Прим. Portalostranah.ru).

 

Происхождение Наадама и дата его празднования

 

Фрагмент театрализованного представления во время церемонии открытия Наадама-2019, на центральном стадионе Улан-Батора.
Фрагмент театрализованного представления во время церемонии открытия Наадама-2019, на центральном стадионе Улан-Батора.

Считается, что Наадам зародился еще на заре монгольской государственности. В новейшее время Наадам проводится ежегодно без перерывов, как минимум, уже последние сто лет с лишним лет, об этом неоднократно в Монголии заявлялось в 2020 году, когда была угроза отмены Наадама-2020 из-за карантина по поводу эпидемии коронавируса.

 

Русское вещание радио «Голос Монголии» от 10/07/2020 передавало об истории праздника (расшифровка фрагментов передачи в текст Portalostranah.ru):

 

«История Наадама уходит в глубокую древность. Первоначально это было родовое жертвоприношение в честь духа-хозяина местности и предков рода, устраивавшиеся в середине или конце лета, когда уже имелось достаточное количество молочных продуктов.

 

Жертвоприношение сопровождалось праздничным гуляньем, играми и состязаниями — борьбой, стрельбой из лука и конными скачками. Обиталищами духов считались горы, поэтому и местом проведения Наадама были горы. На вершине горы, где находилось языческое святилище в честь родового духа, совершали обряд его почитания и поднесения ему жертвы, затем у подножия устраивали пиршества и спортивные состязания... Несколько позже праздник, не теряя качеств родового жертвоприношения, приобрел дополнительную функцию военного смотра, и даже не просто смотра, а отбора кандидатов в воинские дружины при ханах и нойонах. Ибо ловкость, меткость и сила считались качествами, которыми непременно должна обладать личная свита правителя. Сама подготовка к Наадаму превратилась в отличную военно-спортивную тренировку, позволявшую дружинникам постоянно сохранять боевую форму. Лучшие стрелки, борцы и наездники теперь выступали на Наадаме, защищая уже честь своего правителя, а не того рода, которому они принадлежали.

 

В средние века Наадам устраивался также по завершении военных операций, ханских облавных охот, по случаю освящения боевых знамен, а также по поводу свадьбы правителя, рождения у него наследника... С 1912 г. местом проведения Наадама стало подножие священной горы Богд-Уул, расположенной около современного Улан-Батора... Ежегодно с 11 по 13 июля в Монголии (с 1921 г.) Наадам стал отмечаться как день победы народно-национальной революции», отмечалось в русской передаче монгольского иновещания «Голос Монголии» от 10/07/2020. В русской передаче «Голос Монголии» от 07/07/2016 подчеркивалось, говоря о датировки Наадама, что «с 1921 года Наадам стал проводиться именно 11 июля».

 

Необходимо отметить, что хотя официальное открытие Наадама всегда приходится на 11 июля, ряд соревнований и мероприятий Наадама могут начинаться на несколько дней раньше (поэтому всегда заранее надо проверять расписание мероприятий Наадама, которое обычно публикуется монгольскими СМИ за несколько недель до начала праздника).

 

Девятиножное бунчужное знамя — «гвоздь программы на церемонии открытия Наадама

 

Наадам-2019. Как и каждый год, все последние десятилетия (но не в 2020-м году) посредством конной процессии почетного эскорта монгольской армии на центральный стадион монгольской столицы Улан-Батора из «Государственной резиденции», что на центральной столичной площади Сухэ-Батора (эту госрезиденцию видно на снимке), на период проведения Наадама переносят воссозданное традиционное знамя Монголии – т.н. девять государственных белых бунчуков. Бунчук — древко с привязанным конским хвостом. Девятиножное бунчужное знамя служило во времена империи Чингисхана государственным символом.

Наадам-2019. Как и каждый год, все последние десятилетия (но не в 2020-м году) посредством конной процессии почетного эскорта монгольской армии на центральный стадион монгольской столицы Улан-Батора из «Государственной резиденции», что на центральной столичной площади Сухэ-Батора (эту госрезиденцию видно на снимке), на период проведения Наадама переносят воссозданное традиционное знамя Монголии – т.н. девять государственных белых бунчуков.

Бунчук — древко с привязанным конским хвостом.

Девятиножное бунчужное знамя служило во времена империи Чингисхана государственным символом.

Итак. церемония открытия Наадама проходит 11 июля — на следующий день после нового госпраздника, учрежденного в посткоммунистической Монголии в 1992 г. — Дня государственного флага Монголии.

 

11 июля посредством конной процессии почетного эскорта монгольской армии на центральный стадион монгольской столицы Улан-Батора (с был сооружен в 1958 г., ныне реконструирован) из «Государственной резиденции», что на центральной столичной площади Сухэ-Батора, на период проведения Наадама переносят воссозданное традиционное знамя Монголии — т.н. девять государственных белых бунчуков. Бунчук — это древко с привязанным конским хвостом. Девятиножное бунчужное знамя служило во времена империи Чингисхана государственным символом. Воссозданное девятиножное бунчужное знамя Монголии хранится в упомянутой госрезиденции на площади Сухэ-Батора в Улан-Баторе. «Государственная резиденция — это правительственное здание, где принимают иностранных гостей и работают монгольские парламент — Великий государственный хурал и президент, а также премьер-министр Монголии (в советский период в здании госрезиденции, тогда известной как «Дом правительства», построенном в 1951 г., тоже размещалось правительство и парламент — тогда Великий народный хурал; здание было реконструировано в 2005 г., когда находящийся ранее на площади мавзолей Сухэ-Батора был снесен, а останки Сухэ-Батора были перезахоронены. На месте мавзолея тогда была сооружена галерея с монументом Чингисхану, пристроенная к государственной резиденции).

 

Церемония открытия Наадама-2019 на центральном стадионе Улан-Батора. «С доставкой на центральный стадион Улан-Батора девяти государственных белых бунчуков начинается церемония открытия  Наадама. (После выступления президента Монголии, который объявляет  очередной Наадам открытым, и выступления артистов), на поле выходят борцы. По древнему ритуалу они по ходу  солнца кружат вокруг пьедестала, прикасаются лбами к знаменам-бунчукам, вдохновляясь, присягая на честную борьбу», так описывалась эта часть традиционной церемонии открытия Наадама в одной из русских передач монгольского иновещания - радио «Голос Монголии».

Церемония открытия Наадама-2019 на центральном стадионе Улан-Батора.

«С доставкой на центральный стадион Улан-Батора девяти государственных белых бунчуков начинается церемония открытия Наадама. (После выступления президента Монголии, который объявляет очередной Наадам открытым, и выступления артистов), на поле выходят борцы.

По древнему ритуалу они по ходу солнца кружат вокруг пьедестала, прикасаются лбами к знаменам-бунчукам, вдохновляясь, присягая на честную борьбу», так описывалась эта часть традиционной церемонии открытия Наадама в одной из русских передач монгольского иновещания - радио «Голос Монголии».

«С доставкой на центральный стадион Улан-Батора девяти государственных белых бунчуков начинается церемония открытия Наадама. Затем президент Монголии объявляет об открытии Наадама. Продолжается церемония открытия Наадама выступлением артистов с различными номерами. Затем на поле выходят борцы. По древнему ритуалу они по ходу солнца кружат вокруг пьедестала, прикасаются лбами к знаменам-бунчукам, вдохновляясь, присягая на честную борьбу», так описывалась церемония открытия Наадама в русской передаче «Голос Монголии» от 07/07/2016.

 

Наадам-2020 состоялся, несмотря на карантин из-за эпидемии коронавируса, но состоялся не в Улан-Баторе

 

Скриншот с сайта монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ с сообщением от 12/07/2020 об особенностях празднования Наадама-2020 в условиях карантина из-за коронавируса.

А на фото в сообщении мы видим воссозданное традиционное знамя Монголии — т.н. девять государственных белых бунчуков.

Бунчук — это древко с привязанным конским хвостом.

Девятиножное бунчужное знамя служило во времена империи Чингисхана государственным символом.

Скриншот с сайта монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ с сообщением от 12/07/2020 об особенностях празднования Наадама-2020 в условиях карантина из-за коронавируса.

А на фото в сообщении мы видим воссозданное традиционное знамя Монголии — т.н. девять государственных белых бунчуков.

Бунчук — это древко с привязанным конским хвостом.

Девятиножное бунчужное знамя служило во времена империи Чингисхана государственным символом.

Наадам-2020, несмотря на ограничительные меры, связанные с коронавирусом, также состоялся, хотя церемония открытия и закрытия и соревнования прошли без зрителей. При этом церемония открытия и закрытия Наадама, соревнования борцов, лучников и соревнования по игре в кости в 2020 году впервые прошли не на Центральном стадионе Улан-Батора, как обычно, а в природном и этнографическом парке «Монголия XIII век», в 100 километрах от Улан-Батора. Хотя конные скачки прошли, как обычно, в местности Хой долоон худаг, в 30 километрах от Улан-Батора.

 

Как передавало 12/07/2020, монгольское государственное информационное агентство МОНЦАМЭ (рус. яз., написание имен собственных и названий сохраняем как в оригинале), «особенности проведения Наадам-2020 в том, что главные мероприятия этого всенародного Праздника — соревнования по национальной борьбе, стрельбе из лука и игры в кости пройдут на центральной площади живописного природного комплекса «Монголия XIII век» (он расположен в, примерно, 100 км от монгольской столицы в степном живописном районе, где построили целую этнодеревню в стиле XIII века. Будущий полководец Чингис хаан вырос именно в таких условиях), а конные скачки традиционно в местности «Хой долоон худаг», а торжественный концерт (насколько можно понять, без зрителей Прим. Portalostranah.ru) в Центральном дворце культуры. И все эти мероприятия будут транслироваться в прямом эфире и в Интернете по всей стране с использованием новейшей техники и технологии. Праздник Наадам во избежание распространения пандемии коронавируса будет отмечен без зрителей в онлайн-режиме».

 

При этом, как и обычно, Наадам-2020 открывал, закрывал и вручал призы спортсменам, президент Монголии, также выставлялись и девять государственных белых бунчуков, но в парке «Монголия XIII век».

Игры Наадама

 

Скриншот с сайта монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ с фрагментом сообщения от 12/07/2020 об особенностях празднования Наадама-2020 в условиях карантина из-за коронавируса, и о традициях праздника.

На фото в сообщении - президент Монголии, открывающий Наадам, и монгольские борцы, участвующие в празднестве.

Скриншот с сайта монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ с фрагментом сообщения от 12/07/2020 об особенностях празднования Наадама-2020 в условиях карантина из-за коронавируса, и о традициях праздника.

На фото в сообщении - президент Монголии, открывающий Наадам, и монгольские борцы, участвующие в празднестве.

А теперь о специфике спортивных игр Наадама.

 

Борьба

 

Далее цитируем по уже упоминавшемуся выше сообщению монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ от 12/07/2020 (рус. яз., написание названий сохраняем как в оригинале):

 

«Всенародный праздник Наадам, как правило, начинается с приветствия президента Монголии, с театрального представления артистов, а также с состязаний 512 сильнейших борцов, выходящих на зеленый ковер в национальных борцовских костюмах (в соревнованиях участвуют только мужчины, проводятся отдельные соревнования по борьбе среди детей и предростковПрим. Portalostranah.ru).

 

За многовековую историю монгольская борьба практически не изменилась. Борцы разделяются на левый и правый фланги, во главе которых стоят наиболее титулованные борцы. Каждый борец имеет своего засуула (секунданта), которые защищают интересы своего подопечного перед судьями, следят за схватками, подбадривают борца, держат его шапку во время борьбы, а в случае победы поднимают вверх его правую руку. Раунд длится до тех пор, пока один из соперников не коснется земли.

 

Поединки будут продолжаться три дня. Проигравшие выбывают. Постепенно от тура к туру количество участников будет уменьшаться, После пятого тура победителям начинают присваивать почетные звания. Победителям пятого и шестого туров дают звание Сокола — «Начин» (победителям шестого тура также присуждается более высокое, чем звание «Начин», звание Ястреб — «Харцаг» Прим. Portalostranah.ru), седьмого и восьмого — Слона — «Заан». Борец, победивший в состязаниях впервые, получает звание Льва «Арслан». Если победитель уже имеет звание Льва, то его называют Исполином «Аврага», после третьей победы он становится Всенародным Исполином «Даян Аврага», после четвертой — Непобедимым «Дархан Аврага», после чего сколько бы он ни побеждал, он носит звание Всенародного Непобедимого Исполина».

 

Здесь прервем сообщение агентства МОНЦАМЭ от 12/07/2020, чтобы дополнить его данными о костюме и танце борцов из другого, более раннего сообщения, посвященному Наадаму, упомянутого агентства — сообщению от 11/07/2019:

 

«Монгольская борьба имеет ряд особенностей: проигравший выбывает из игры; в монгольской борьбе нет весовых категорий, ограничений времени и площади. По правилам все борцы одеты в особую форму: трусы (шуудаг), жилетку с длинными рукавами, прикрывающую спину, но оставляющую открытой грудь (зодог), головной убор со сплошным или поделенным на четыре части околышем из черного бархата и высокой конусообразной макушкой, увенчанной сплетенным из цветного шнура изображением «узла счастья» (улзий), национальные сапоги (гутал)...

 

(По поводу одеяния монгольских борцов) в народе ходит преданье, что в стародавние времена жилетка была обычная, то есть с закрытой грудью...Но появился в степи богатырь (побеждавший на Наадаме), про которого после выяснилось, что он вовсе и не богатырь, а женщина (одевшаяся в мужское платье). А ведь борьба — это чисто мужское дело, и  тут такой позор! Тогда умудренный жизнью старик говорит: «А надо, друг, вот что сделать. Бороться теперь будем в трусах, да в жилетке с открытой грудью, чтоб ни одна женщина в мужские дела не совалась». С тех времен уж много воды утекло. Всё изменилось, переменилось. Женщины, сейчас не таясь выходят на ковер, татами и ринг, но вот монгольская борьба так пока и остается чисто мужским делом.

 

Сначала на поле выпускаются самые слабые пары, которые сменяются все более сильными и ловкими, последними выступают самые известные борцы. Когда борцы выходят на поле, они, воспроизводя полет мифической птицы Гаруды — взмахивают руками, приседают, похлопывают себя по бедрам (Гаруда, garuḍa — фантастическая птица, представляющая собой получеловека-полуорла, которая присутствует в индуистской мифологии в качестве ездовой птицы бога Вишны и символа просветления, т.к. охотится за змеями, символизирующими сомнения; в буддизме гаруды — божественные существа, охраняющие дхарму — совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка Прим. Portalostranah.ru). Секунданты снимают с борцов шапки. Схватка начинается. Задача каждого борца — схватить противника и заставить его коснуться любой частью тела земли. Коснувшийся земли борец выбывает из игры, зрители приветствуют победителя, который исполняет танец птицы Гаруды, а затем проходит церемония доброго расставания борцов: меньшего звания борец, развязав узел курточки, проходит под плечом борца более высшего звания. В монгольской борьбе применяется множество приемов, их насчитывается свыше 400. Существует множество неписаных правил борьбы: разрешаются подножки, но запрещаются подсечки», указывало агентство.

 

Стрельба из лука

 

Вернемся к сообщению МОНЦАМЭ от 12/07/2020 (рус. яз., написание специфических терминов сохраняем как в оригинале):

 

«В ходе Наадама проводятся состязания по стрельбе из лука (отдельно проводятся соревнования лучников в бурятском и урянхайском стиле Прим. Portalostranah.ru). В состязании участвуют как мужчины, так и женщины (также проводятся отдельные соревнования по стрельбе из лука среди детей Прим. Portalostranah.ru). Состязание проводится между двумя командами, каждая их которых располагает четырьмя стрелами на человека; каждая команда должна поразить 33 мишени. Мужчины стреляют с дистанции в 75 м, женщины — с 65. Если стрелок поразит цель «в яблочко», судья кричит «Уухай!» («Браво, ура!»). Монгольская стрельба из лука также имеет свои особенности. Здесь, помимо основной мишени, имеются сотни дополнительных, сделанных из кожи. При попадании стрелы в мишень, имеющую форму цилиндра, обтянутого кожей, судья и его помощники поднимают вверх руки и поют приветственную песню — «ухай», писало МОНЦАМЭ.

 

Скачки

 

И далее из сообщения МОНЦАМЭ от 12/07/2020 (рус. яз., написание специфических терминов сохраняем как в оригинале):

 

«Но самое интересное на Наадаме — это, пожалуй, конные скачки — «Хурдан морь» («Хурдан морь» буквально можно перевести с монгольского как «Быстрая лошадь» Прим. Portalostranah.ru)

 

Скачки — это традиционный, почитаемый праздник монголов, где испытывают выносливость своих лошадей. Скакунов для Наадама готовят заранее, тренируя по правилам, известным кочевникам—скотоводам сотни лет. Их выпасают на особых пастбищах со специальным травостоем, регулируют количество выпиваемой ими на водопое воды, устраивают предварительные заезды. Важная деталь такой тренировки— научить лошадь не запариваться, не выделять слишком обильный пот на скаку. Поэтому их тренировали ежедневно ровно в полдень, в самую сильную жару.

 

В отличие от западных скачек, состоящих из забегов на короткие дистанции не более 2 км, монгольские скачки — это длительные забеги на дистанцию от 15 до 30 км. Длина дистанции зависит от возраста скакунов. Например, двухлетние лошади скачут на 15 км, четырехлетние — на 20 км, пятилетки — на 25 км, более взрослые — на 28. Для этого со всей страны отбираются сотни лошадей.

 

Пять самых быстрых лошадей с каждого заезда получают коллективное звание «пять кумысных». Их проводят по кругу почета, поют восхваления и освещают кумысом. Славословие в честь коня­победителя (морины цол) — это особый жанр фольклора. Чествование победителей скачек—ритуал древний, содержательный. Награждаются коневоды (уяач) и всадники первой пятерки скакунов из каждой возрастной группы. Маленький наездник (а наездниками на скачках являются дети, как мальчики, так и девочки — в возрасте от 5 до 13 лет Прим. Portalostranah.ru), — победитель удостаивается большой чести — пройти на своем коне перед правительственной трибуной и получить из рук самого президента Монголии серебряную чашу, наполненную кумысом.

 

По старой традиции, кумыс этот принадлежит не только всаднику, но и его коню. Половину чаши выпивает маленький герой, а остальное выливается на голову и на круп коня, который отныне зовется — «Тумэн эх» («Бегущий впереди тьмы»). Скачки проводятся за пределами города. В последние годы скачки проводятся в 30 километрах от Улаанбаатара (в упоминавшейся местности Хой долоон худаг Прим. Portalostranah.ru). Трасса степная и специально не подготавливается», передавало монгольское агентство МОНЦАМЭ (цитата по сообщению МОНЦАМЭ от 12/07/2020, рус. яз.).

 

Состязания по национальной игре в кости

 

Наадам-2019. Соревнования по игре в кости в открытой палатке на центральном стадионе Улан-Батора.
Наадам-2019. Соревнования по игре в кости в открытой палатке на центральном стадионе Улан-Батора.

Кроме трех основных спортивных игрищ Наадама — соревнованиям по борьбе, соревнованиям в стрельбе из лука и скачкам, как обратили, вероятно, внимание наши читатели, в обзоре фигурируют еще одни — состязания по национальной игре в кости.

 

Русское вещание радио «Голос Монголии» от 09/07/2018 подробнее рассказывало об этой традиционной игре монгольских мужчин:

 

«Главная цель игры выбить со специальной поставки хасаа, то есть плоские кости. Их выбивают также костями... Играющие в кости садятся по часовой стрелке и играют командами. Стрелок должен выбить кость с расстояния четырех метров и 72 сантиметров. Для этого стрелок садится, согнув одно колено, а на другом колене ставят специальную панель на которой выстреливают другой костью. Затем пересчитывают кости «расстрелянные» командами, и те, кто более меткий, становятся победителями. Как только соревнования завершаются, команды должны обменяться табакерками, затем следуют угощения...

 

Игра в хасаа является исключительно мужской игрой... Предлагаем вашему вниманию рассказ «дархан мэргэнэ» — лучшего стрелка Монголии Цога:

 

«Считается, что монголы начали играть в кости с XIV века...Национальную культуру игры в кости возродили в 1990-ых годах, и она стала спортивным состязанием. Две команды ставят на деревянную панель специальную кость, и те, кто первым выстреливает хасаа с поля тот и побеждает» — рассказывает он. Сегодня в нашей стране около 6000 тысяч игроков в кости. Из них только 300 получают возможность участвовать в наадамских состязаниях», передавала станция.

 

Агентство МОНЦАМЭ в своем сообщении от 30/04/2020 уточняет: «Национальную игру в кости возродили в 1990-х годах, и она стала всеобщим спортивным состязанием с 1999 года, когда была официально включена в программу национального праздника Наадам в качестве четвертого вида национального спорта».

Праздник Наадам в списке ЮНЕСКО

 

Праздник Наадам, и упомянутая выше игра в кости внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, среди некоторых других объектов монгольского наследия. Агентство МОНЦАМЭ передавало на этот счет 12/12/2019, рус. яз.: «Национальный праздник Наадам внесен в 2010 г. в список нематериального культурного наследия человечества (ЮНЕСКО), традиционная игра в кости — в 2014 году».

Видео монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ о Наадаме, рус. яз.

 

И в заключении этого обзора видеосюжет, выпущенный в Монголии, на русском, что редкость (т.к. в Монголии, по состоянию на 2020 г., нет телетрансляций на русском, только радиовещание, а именно русские трансляции международной радиостанции «Голос Монголии» государственного монгольского вещателя MNB, его же теленовости выходят только на монгольском, бурятском, казахском и английском языках), — здесь видеосюжет, подготовленный русской редакцией монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ летом 2019 г. Сюжет посвящен Наадаму (напомним, МОНЦАМЭ имеет русскую редакцию, которая готовит новости, публикуя их в частности в русскоязычном разделе сайта агентства, а также выпускает еженедельную русскоязычную газету «Новости Монголии», и изредка готовит видеосюжеты).

 

Видео: Видеосюжет монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ о Наадаме (рус. яз. лето 2019 г.):

 

Этот обзор был подготовлен Portalostranah.ru на основании следующих основных источников: сообщений о Наадаме и его традициях русской редакции монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ от 08/07/2019, 11/07/2019 (два сообщения), 12/12/2019, 30/04/2020, 12/07/2020; видеосюжету МОНЦАМЭ о Наадаме от 09/09/2009, рус. яз.; сообщениям о Наадаме и его традициях в русских трансляций иновещания Монголии — радио «Голос Монголии» от 07/07/2016, 10/07/2020, 11/07/2020, 09/07/2018; др. материалам.

 

Опубликовано
20
08
2020
 
Portalostranah



Также по теме

Статей пока нет

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...