Вид с Акрополя
Вид с Акрополя. В этом обзоре подборка фотографий с подробными пояснениями, какие примечательные объекты города Афин можно увидеть со скалы Акрополя – главной архитектурной доминанты греческой столицы. Специальный обзор и фотографии нашего автора, побывавшего в Афинах в июне 2019 г.
Также использованы материалы греческих публикаций.
Во второй части, как дополнительный материал, рассматриваем вопрос, как памятники Акрополя вообще умудрились уцелеть, дойти до нас, пусть и в полуразрушенном виде (история памятников скалы Акрополь).
Вид с южного склона Акрополя, с которого у туристов начинается знакомство с археологической территорией-музеем горы Акрополь и его склонов, по направлению на юго-запад: здесь мы видим Эгейское море – на горизонте, ближе - городские кварталы, и это не только сами Афины, но и города-спутники греческой столицы, а также мы видим (справа) холм Филопаппа (Philopappou). Обо всем этом подробнее в нашем обзоре.
Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.
Вид на скалу Акрополь (южный склон) и ее главный храм Парфенон из холла так называемого Нового музея Акрополя. Подробнее далее в нашем обзоре.
Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.
Напомним, прежде, что Акрополь, с древнегреч. ἀκρόπολις, в переводе, «верхний город».
В Афинах Акрополь — это скала в центральной части города, на которой располагаются руины Парфенона — храма в честь богини Афины, — богини мудрости и богини-воительницы, и руины некоторых др. античных построек (Отметим, что название Парфенон связывают с греческим словом παρθένος, т.е «дева», или «девственница», поэтому считается, что название Парфенона происходит либо от значения «дом дев» — в этом случае в честь жриц, незамужних девушек, служивших в этом древнегреческом храме, либо же название происходит от значения «храм девственной богини» в честь одного из эпитетов богини Афины, как Афины Парфенос, т.е. Афины Девственницы).
В настоящее время Акрополь представляет собой охраняемую археологическую территорию-музей, которая также включает южный и северный склоны скалы Акрополя (Отметим попутно, что археологическая территория-музей скалы Акрополя и ее склонов работает ежедневно с 8:00 до 20:00 местного времени; стоимость билета, по состоянию на июнь
Наиболее популярной точкой для туристов, наблюдающих Афины с Акрополя, является его южный склон — по той простой причине, что именно на южной части скалы Акрополя находятся входы для туристов на эту археологической территорию-музей, коей является эта гора и ее склоны. При этом важно подчеркнуть, что не стоит путать т.н. музей Акрополя, он же Новый музей Акрополя, с археологической территорией-музеем скалы Акрополя. Новый музей Акрополя (Acropolis Museum, Mouseio Akropolis, ближайшая станция метро также Акрополь (Akropoli), ультрасовременное здание из стекла и бетона, открытое в 2009 году, где выставлены археологические находки с горы Акрополя, расположено вне огороженной археологической территории-музея горы Акрополя и ее склонов, хотя и в непосредственной близости от его южного склона Акрополя и входа на его археологическую территорию.
При этом сама археологическая территория-музей горы Акрополя — это именно археологическая территория — там всё под открытым небом. Посмотрим далее на виды с Акрополя на город, а затем на некоторые объекты расположенные собственно на Акрополе и его склонах.
Море, видимое с Акрополя
Вид с южного склона Акрополя по направлению на юго-запад: Здесь, на фото, на горизонте мы видим Эгейское море, а точнее Сароникос, Саронический залив, известный также как Афинский или Эгинский залив, а непосредственно к морю примыкают кварталы города Палеона-Фалирона (Palaio Faliro, Παλαιό Φάληρο), с древности, наряду Пиреем (Pireás, Πειραιάς), служащего портом Афин, а уже ближе к нам начинаются кварталы собственно Афин; Справа на среднем плане, на фото, виден небольшой холм Филопаппа (Philopappou) с сохранившейся с древности башней-усыпальницей Гая Юлия Антиоха Филопаппоса (поэтому холм так и называется), одного из представителей правящей семьи в то время подчиненного Римской империей эллинистического греко-армяно-сирийского Коммагенского царства (ныне территория Турции, на границе с Сирией); И, наконец, на первом плане мы видим часть археологической территории-музея горы Акрополь и его склонов. Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.
Вид с южного склона Акрополя по направлению на юго-запад:
На первом плане - на зеленом склоне часть археологической территории-музея горы Акрополь и его склонов, а слева виднеется современное здание Нового музея Акрополя (Acropolis Museum, Mouseio Akropolis), о котором подробнее в следующей части этого обзора; Далее кварталы Афин и городов-спутников, и вид Эгейского моря - Сароникоса, Саронического залива, известного также как Афинский или Эгинский залив.
Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.
Итак, вид с южного склона Акрополя. Здесь мы видим, прежде всего, что хотя Афины не являются городом, стоящим непосредственно на море и не имеют набережной — территориально к морю выходят города-спутники греческой столицы Пирей (Pireás, Πειραιάς) и Палеон-Фалирон (Palaio Faliro, Παλαιό Φάληρο) служащие с античных времен портами Афин, тем не менее, море совсем близко от Афин — Эгейское море, омывающее эту часть Греции, можно увидеть с Акрополя.
Близлежащий к Афинам и видимый с Акрополя залив Эгейского моря носит название Сароникос, Саронический залив (Saronic Gulf, Saronikós kólpos, Σαρωνικός κόλπος, по имени мифологического царя древнегреческого пелопоннеского города-государства Тризин — ныне одноименное село, что в
В Пирей из Афин проложено метро, конечная станция которого так и называется «Пирей» (Piraeus), и станция расположена прямо у Эгейского моря у очень длинной пирейской набережной — набережной Посейдона (Akti Posidonos). От Пирея отправляются корабли морских линий на греческие острова.
Вид на холм Филопаппа (Philopappou)
Возвращаясь к первому фото этого раздела (выше), если посмотреть с Акрополя на юго-запад, то мы увидим расположенный на близком расстоянии небольшой холм Филопаппа (Philopappou). Холм так называется потому, что на нем с древности располагается усыпальница Гая Юлия Антиоха Епифана Филопаппоса (годы жизни: 65–116 гг., Филопаппос —в данном случае это прозвище и означает «дедушка»). Филопаппос, смешанного греко-армяно-сирийского происхождения был придворным и родственником Антиоха IV, владетеля Коммагенского царства, эллинистического государства (ныне территория Турции, на границе с Сирией), которое в те времена мирно вошло в состав Римской империи. В современных путеводителях по Афинам Филопаппоса называют «римским гражданином, оказавшего большие благодеяния городу Афины», учитывая деятельность Филопаппоса по благоустройству в Афинах, уже входивших в состав Римской империи, когда он приехал в город в ссылку. Отметим, что в период Древней Греции холм Филопаппа был известен как холм Муз (Μουσεῖον), и по преданию здесь находилась могила поэта Мусея, ученика Орфея. В 1687 г. венецианцы, осаждая турецкий гарнизон, обстреливали Акрополь именно с холма Филопаппа.
Вид с Акрополя на так называемый Новый музей Акрополя и театр Диониса Элевферийского
Вид с южного склона Акрополя на так называемый Новый музей Акрополя и опоясывающую гору Акрополь с юга пешеходную улицу Дионисиу Ареопагиту (Dionysiou Aeropagitou, скрыта за деревьями), а на первом плане зелень огороженной археологической территории-музея горы Акрополь и ее склонов (ее части).
Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.
Вид с южного склона Акрополя на здание так называемого Нового музея Акрополя (сооружен в 2009 году) и на руины (на первом плане) древнегреческого театра Диониса Элевферийского, - театра в честь бога Диониса – руины являются теперь частью огороженной археологической территории-музея горы Акрополь и ее склонов, в отличие от Нового музея Акрополя, расположенного за ее пределами и отделенного пешеходной улицей Дионисиу Ареопагиту (Dionysiou Aeropagitou).
Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.
С южной стороны к археологической территории-музея горы Акрополь примыкает т.н. Новый музей Акрополя, открытый, как мы упоминали выше, в 2009 году. Это сверхсовременный музей из стекла, где выставлены археологические находки с горы Акрополя (Acropolis Museum, Mouseio Akropolis). Напомним, что Новый музей Акрополя не входит в состав огороженной археологической территории-музея горы Акрополь и ее склонов (для посещения этих двух достопримечательностей нужно покупать разные билеты), отделенный от нее пешеходной улицей Дионисиу Ареопагиту (Dionysiou Aeropagitou). Старый же музей Акрополя, ныне закрытый, был очень небольшим, и находился в приземистой постройке непосредственно за Парфеноном на самой скале Акрополя.
Надо сказать, что Новый музей Акрополя (напомним, ближайшая станция метро к нему: Акрополь (Akropoli), на наш взгляд, не так интересен, как т.н. Национальный Археологический музей Афин (National Archaeological Museum), находящийся немного в стороне от центра города (ближайшие станции метро к Национальному Археологическому музею Афин: Омония (т.е. Согласия, Omonia), Виктория (Victoria) и чуть дальше — станция метро вокзал Ларисса (Larissa Station). Фактически, главный музей Греции, Национальный Археологический музей Афин содержит невероятную коллекцию античных греческих скульптур (статуи, скульптурные группы, саркофаги, бюсты и алтари), а также коллекцию микенского золота, включая знаменитую «маску Агамемнона», найденную в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом, а также коллекцию античных бронзовых статуй и изделий, огромную коллекцию керамики и т.д.
Как часть археологической территории-музея горы Акрополь, на южном склоне скалы Акрополя, в юго-восточной части этого склона, находятся руины древнегреческого театра Диониса Элевферийского (Theatre of Dionysus Eleuthereus), посвященному богу Дионису — богу вина и развлечений. Культ бога Диониса перешел в Афины из Элевфер — Eleutherae, города в северной части Аттики, когда в Афины была перенесена деревянная статуя бога Диониса. Театр Диониса Элевферийского считается первым в мире театральным сооружением, он построен в V веке до. н.э. — сначала как деревянный, а затем каменный. Первоначально же на этом месте афинский тиран Писистрат (Peisistratos, правил в Афинах в 560-527 гг. до н. э) обустроил место для культовых танцев в честь бога Диониса.
Сам же театр в Древней Греции в целом, а театр Диониса у Акрополя в частности, развился после того как в церемонию в честь Диониса, известную как Великие Дионисии, с исполнением дифирамбов — так древние греки называли гимны в честь бога Диониса, исполняемые в танце хором мужчин, одетых козлиные шкуры, добавились речевые и мимические вставки, а также диалоги. Отметим, что и слово «трагедия» происходит от трагов — «козлов», т.е. упомянутых выше мужчин, одетых в козлиные шкуры на церемонии в честь Диониса.
Первые ряды в театре занимали правители и знать, также там было особое почтенное место для главного жреца храма Диониса Элевферийского из города Элевферы. Театр много разрушался и перестраивался, некоторое время в театре проводились заседания Народного собрания Афин. В римский период в тетра также проходили представления. Театр окончательно был разрушен в византийский период, когда поклонение языческим богам было запрещено. Раскопки театра начались с 1846 года усилиями Греческого Археологического общества, продолжаясь затем несколько десятилетий.
Вид с Акрополя на храм Зевса Олимпийского, Заппеон и стадион Панатинаикос
Вид на Афины с южного склона скалы Акрополя в юго-восточном направлении, и здесь мы видим руины (там, где виднеется открытое поле со стоящими на нем колоннами), древнегреческого храма Зевса Олимпийского (Temple of Olympian Zeus, Naós tou Olympíou Diós), известного как Олимпион, а кроме того виднеется (посреди зелени, через дорогу от храма Зевса Олимпийского) выставочный дворец Заппеон (Zappeion, сооружен в 1888 году, как главный выставочный центр получившей независимость от Османской империи Греции);
И, наконец (также посреди зелени), стадион Панатинаикос (в переводе с греческого «всеафинский») - стадион, построенный из белого мрамора местной породы на руинах древнегреческого стадиона в XIX веке, вскоре после получения Грецией независимости; на стадионе Панатинаикос прошли первые с античных времен Олимпийские игры 1896 г.
Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.
На снимке (на первом плане) мы видим, как часть территории-музея горы Акрополя, руины древнегреческого театра Диониса (Theatre of Dionysus Eleuthereus), посвященному богу Дионису – богу вина и развлечений;
Далее уже упоминавшийся Новый музей Акрополя, как мы говорили, за пределами собственно археологической территории музея горы Акрополя;
На среднем плане снимка – слева (там, где виднеется открытое поле со стоящими на нем колоннами), руины древнегреческого храма Зевса Олимпийского (Temple of Olympian Zeus, Naós tou Olympíou Diós), известного как Олимпион;
Через дорогу от него (среди зелени)- выставочный дворец Заппеон (Zappeion, сооружен в 1888 году, как главный выставочный центр получившей независимость от Османской империи Греции);
И, наконец, стадион Панатинаикос (в переводе с греческого «всеафинский»), - стадион, построенный из белого мрамора местной породы на руинах древнегреческого стадиона в XIX веке, вскоре после получения Грецией независимости; на стадионе Панатинаикос прошли первые с античных времен Олимпийские игры 1896 г.
Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.
Если посмотреть с южного склона Акрополя на юго-восток, то мы увидим руины храма Зевса Олимпийского (Temple of Olympian Zeus, Naós tou Olympíou Diós), который также известен как Олимпион — и это, как считается самый древний храм Афин. Его сооружение было начато в VI веке афинским тираном Писистратом (Peisistratos, правил, как уже говорилось, в Афинах в 560-527 гг. до н. э). Храм был достроен лишь семь веков спустя после начала строительства при римском императоре Адриане, в 132 году. В храме, кроме статуи Зевса — старшего бога в античной мифологии — «отца богов и людей», была установлена и статуя упомянутого императора Адриана. Храм был разобран в византийский период, когда языческие боги перестали почитаться (ближайшие станции метро к археологической территории-музею руинам храма Зевса Олимпийского: Акрополь (Akropoli) или чуть дальше, если идти через Национальный сад – Синтагма (Syntagma).
За храмом Зевса Олимпийского в 131 году была воздвигнута сохранившаяся до наших дней арка Адриана — также в честь этого упоминавшегося выше римского императора. Арка делила Афины на старый город и новые римские кварталы, именуемые Новым городом, или Андрианополем.
Вскоре после обретения независимости Греции от Османской империи через дорогу от площадки, где находится храм Зевса Олимпийского, в
Из подвальных помещений Заппеона долгие годы транслировало греческое национальное радио: оттуда же это вещание и началось — 25 марта
Также недалеко от Заппеона располагается стадион Панатинаикос (в переводе с греч. «всеафинский»), — стадион, построенный из белого мрамора местной породы на руинах древнегреческого стадиона, заложенного в IV веке при правлении казначея Афин и известного ритора (оратора) Ликурга Афинского (годы жизни: 396-323 годы до н. э). В античный период на древнем стадионе, известном как Панафинейский стадион, проходили ежегодные Панафинейские игры в честь богини Афины. Стадион многократно перестраивался, в том числе в римский период. Был окончательно разрушен в османский период. Вскоре после достижения Грецией независимости от Османской империи, в середине XIX века были проведены раскопки на средства упоминавшегося выше мецената Евангелиса Заппаса. Затем на средства благотворителя Георгиса Аверова стадион был построен заново, и стал известнен как стадион Панатинаикос. На стадионе Панатинаикос прошли первые с античных времен Олимпийские игры
Вид с Акрополя на здание парламента, Национальный сад и площадь Синтагма, а также гору Ликабет, а кроме того — храм Гефеста на Афинской Агоре
Панорама Афин с северного склона Акрополя, и здесь мы видим здание парламента Греции (здание парламента Греции - это бывший королевский дворец, построенное в 1842 году для Оттона I (Otto) – первого короля получившей независимость от Османской империи Греции; ориентир, чтобы найти здание парламента на фото - справа от здания парламента начинается зелень Национального сада, бывшего королевского сада); Кроме того, просматривается расположенная у парламента главная площадь Афин - Синтагма (Syntagma, площадь Конституции);
Также на фото (слева) внушительная гора Ликабет (Lycabettus, или иначе - Lykavittos), являющаяся пусть и самым высоким холмом Афин, но малопригодным из-за своей крутизны для строительства на нем, в от отличие от Акрополя, например.
Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.
Еще одна панорама Афин с северного склона Акрополя, и здесь, на фото, мы опять видим здание парламента Греции (прямо слева от локтя фотографирующего туриста, попавшего в кадр), а также гору Ликабет.
Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.
А теперь посмотрим, что видно с северного склона Акрополя. А видно, среди прочего, парламент с Национальным садом и площадью Синтагмой, гору Ликабет, а также храм Гефеста на древней Афинской Агоре.
Здание парламента Греции — это бывший королевский дворец (как добраться: станция метро Синтагма (Syntagma). Здание было построено в
В 1910 году, при втором греческом короле Георге I (второй сын короля Дании Кристиана IX, из династии Глюксбургов) после пожара во дворце королевская семья переехала в расположенное на задах, у королевского сада (ныне Национальный сад) здание дворца принца-наследника (на ул. Герода Аттика, ныне там располагается Президентский дворец (как добраться: станция метро Синтагма (Syntagma), опустевший королевский дворец стали именовать «Старым дворцом»
После реконструкции дворца после пожара, и до
Непосредственно за зданием парламента Греции расположился т.н. Национальный сад, и это ни что иное, как бывший сад королевского дворца — Королевский сад (как добраться: станция метро Синтагма (Syntagma). Но сады здесь были с древности. В период античности на этом месте располагался сад одного из учеников Аристотеля — Теофраста (Theophrastus). Существующий же сад был разбит по заказу королевы Амалии (Amalia), супруги первого короля независимой Греции, уже упоминавшегося Оттона I, в 1838-1840 гг., по проекту немецкого агронома Фридриха Шмидта (Friedrich Schmidt). Часть верхнего сада позади здания была огорожена и являлась частным садом короля и королевы. Днем остальной сад был открыт для публики. С первым свержением монархии в 1920-х гг. парк был полностью открыт для публики — с заката для рассвета (вход бесплатный) и переименован в Национальный сад. В честь греческой Амалии перед садом была переименована проспект королевы Амалии. В 2004 году греческое государство передало сад на 90 лет во владение городу Афины. По состоянию на
Перед парламентом находится памятник-кенотаф (кенотаф — т.е. усыпальница без тела) неизвестному солдату, сооруженный в
Через дорогу от парламента располагается главная площадь современных Афин — площадь Синтагма (Syntagma, т.е.площадь Конституции; как добраться: станция метро Синтагма (Syntagma). Первоначально она носила название Дворцовая площадь, но в
От площади Синтагма идет важнейшая торгово-туристическая улица Афин — Эрму (Ermou, т.е. с гр. — улица Гермеса, в честь бога торговли), и ей параллельные торговые улицы. Эрму пересекается с одной из самых популярных площадей греческой столицы — пл. Монастираки (Monastiraki, букв. «маленький монастырь — в честь исчезнувшего византийского монастыря, когда-то бывшего на этом месте; как добраться до площади: станция метро Монастираки — Monastiraki).
Гора Ликабет, или Ликавитос (Lycabettus, либо Lykavittos), по популярной версии название происходит от гр. слова lycos — волк, здесь в древности якобы обитало много волков) является самым высоким холмом Афин, с высотой примерно в
Растительность на холме была уничтожена за период турецкого правления, но в перод независимой Греции ее стали высаживать вновь в 1890-
К северо-западу от Акрополя находится древнегреческий храм Гефеста, и нельзя сказать что то руины. Храм Гефеста (Temple of Hephaestus) — это самое сохранившееся здание на Афинской Агоре (напомним, агора — это центральное коммерческое и общественное пространство в городов античных времен; древнегр. слово ἀγορά можно перевести как «место сбора», «место созыва»).
Храм Гефеста сооружался в 449-415 гг. до н.э., и был посвящен богу ремесленников, мастеров по металлу и богу огня Гефесту (в период Древних Афин в непосредственной близости от храма было множество гончарных и металлообрабатывающих мастерских). Святилище Гефеста было бы закрыто во время гонений на язычников в поздней Римской империи. Около
Дополнительно: Некоторые объекты Акрополя, — всё, что надо увидеть, и его история
На скале Акрополь, и здесь, на заднем плане справа - Эрехтейон (Erechtheion, Эрехтейон), который считался самым священным храмом Афин. Он одновременно был посвящен нескольким богам и героям: Афине, Посейдону, Гефесту, а также Эрехтею, в честь которого назван, и Буту – брату Эрехтея, а также матери-земле и священному змею - см. ниже, в этом обзоре.
Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.
В предыдущих частях мы рассказали о некоторых объектах, которые можно увидеть со скалы Акрополя, но раз уж мы на Акрополе, то вот памятка о том, что-же главного нужно увидеть здесь, собственно, внутри археологической территории-музея скалы Акрополь и его склонов.
Как Акрополь уцелел?
Начнем с того, что памятники на самой горе Акрополь, т.е. то, что входит в отдельный музейный, если можно сказать, аттракцион — огороженную археологическую территорию-музей скалы Акрополь и его склонов, так разрушены и немногочисленны, что их можно осмотреть довольно быстро. Больше времени занимает сам подъем на скалу и осмотр захватывающего вида, открывающегося с Акрополя на Афины и окрестности, а также осознание того, что находишься в столь знаковом для европейской и мировой цивилизации месте.
И если говорить честно, памятники Акрополя из-за своих повреждений не производят вблизи большого впечатления, тот же Парфенон выглядит гораздо лучше издалека — причем с одного, известного всем профессиональным фотографам ракурса.
Но здесь следует задаться вопросом, как вообще уцелели Парфенон и другие памятники Акрополя и его склонов, если вспомнить, какие метаморфозы и испытания переживали эти сооружения (так Парфенон после того как, перестал быть святилищем богини Афины, для чего он собственно и был сооружен, был последовательно византийской церковью, католическим храмом, османской мечетью и турецким пороховым складом), а также если учитывать, что со времени конца культуры античности, — т.е. той культуры, которую олицетворяет Парфенон, прошло очень большое количество времени. Но когда закончилась эпоха античных Афин?
Напомним, что по современным представлениям под античностью (от лат. antiquitas «древность») понимают греко-римскую древность, т. е. цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима, или как ее еще называют классическую древность. И говоря о конце античной культуры Афин и всей Греции, обычно указывают две даты. Причем эти даты обозначают, как считается, не только конец античных Афин или Древней Греции, но и конец древнеримской цивилизации, т.е. конец всей классической древности.
Приведем эти две даты далее по греческому справочному изданию «Греция. Между мифом и историей. 8500 лет цивилизации» (издательство «Хайталис» — Haitalis Editions, Афины
«393 г. н.э. — запрет поклонения местным (т.е. языческим Прим. Portalostranah.ru) богам и отмена Олимпийских игр римским императором Феодосием» и «529 г. н.э. — византийский император Юстиниан закрывает философские школы». Конец цитаты.
Да, Афины терпели всякие неурядицы и до того, — например, фатальные поражения от Спарты или Македонии (государства, ставшего известным благодаря Александру Македонскому), которые несли поражение афинской демократии — но при этом сами были частью классической культуры Греции.
Несли Афины поражения тогда и от иностранных завоевателей. Справочное издание «Афины. История, миф, памятники, музеи» (издательство Paradimas Ekdotiki, Афины,
(в 480 году до н. э) «персы со своим предводителем-царем Ксерксом, после битвы у Фермопил... вошли в опустошенные Афины, сожгли Акрополь и разрушили все, что смогли...», но уже спустя несколько дней после разграбления Афин, когда «Ксеркс взошел на гору Эгалео (гора вблизи Афин, у залива Сароникос Прим. Portalostranah.ru), чтобы наблюдать морское сражение у острова Саламин..., то (в этом сражении) его флот потерпел полное поражение... от полководца афинян Фимистокла,.. который загодя построил афинский флот, такм образом добившись превращения Афин в морскую державу, (и персы были вынуждены уйти)». Конец цитаты.
Заметим, что разграбление Афин Ксерксом в 480 году до н. э считается одним из страшных бедствий в истории Афин, таким, что его проявление можно было найти на Акрополе спустя почти две с половиной лет назад, когда скульптуры с разрушенного персами Акрополя были раскопаны археологами уже в новое время — в 1863–1866 гг., в получившей независимость от османов Греции: разбитые или частично поврежденные скульптуры уцелели в виде т.н. «персидского мусора» (термин, принятый археологами, ведшими раскопки в XIX веке на Акрополе), т.е. сакральной свалки, в которой вернувшиеся в свой город после отступления персов древние афиняне закопали обломки артефактов Акрополя (среди артефактов в ходе раскопок на Акрополе «персидского мусора» была и знаменитая ныне мраморная статуя, предаоложительно изображающая афинского эфеба (т.е. подростка из свободных граждан), ныне известная как Kritios Boy — первоначально статуя без головы была найдена в
или вот «еще одна великая катастрофа постигает город в 267 году, когда Афины подвергаются набегу орд эрулов» (эрулы, иначе герулы — древнегерманское племя, в тот период Афины, как и вся Греция, уже входили в состав Римской империи Прим. Portalostranah.ru), но (даже после полного разграбления города эрулами) «Афины продолжали оставаться духовным центром древнего мира, благодаря известности и славе прошлого и известности школ искусства, риторики и философии, где обучались (например, и будущие) Отцы христианской церкви Василий Великий и Григорий Назиранский», напоминает справочное издание «Афины. История, миф, памятники, музеи» (издательство Paradimas Ekdotiki, Афины,
Надолго покорили Афин только римляне. Это случилось в
Справочное издание «Афины. История, миф, памятники, музеи» (издательство Paradimas Ekdotiki, Афины,
Итак, несмотря на то, что Древний Рим также можно было причислить к иностранным завоевателям Афин, древние римляне настолько прониклись культурой Афин, что ныне как мы упоминали, под античностью понимают неразрывную греко-римскую древность, а век классической культуры Афин продолжился и при римлянах.
Современное греческое справочное издание «Греция. Между мифом и историей. 8500 лет цивилизации» (издательство «Хайталис» — Haitalis editions, Афины
«Греческая культура имела огромное влияние на римских завоевателей. Римское искусство, философия и литература основывались большей частью на творениях греческой древности. Кроме того множество римских императоров посещали Грецию, в основном Афины, которые являлись важнейшим духовным центром империи».
А далее мы приближаемся к тому времени, когда век античных Афин закончился. Но сначала немного хронологии: в
В 395 году происходит окончательный раздел Римской империи на Западную (через некоторое время погибшую под натиском варварских племен) и Восточную, ставшую известной как Византия. Греция входит в Восточное Римское государство (т.е. в Византию). А за два года до того (в
Таким образом, 529 год принято считать концом античности и античных Афин. Но еще раньше, как считается, древнее языческое святилище Афины в Парфеноне было закрыто, хотя это произошло далеко не сразу после указа Феодосия I, а спустя несколько десятилетий — считается, что это случилось около
Христианский храм святой Софии в афинском Парфеноне изначально относился к Восточной Римской церкви, т.е. следовал той трактовке христианского учения, которую разносили сначала архиепископы, а затем патриархи Константинополя, и к моменту открытия упомянутой христианской церкви святой Софии в Парфеноне, что произошло, как считается, не ранее правления византийского императора Юстиниана, в Константинополе уже победили всяческих «уклонистов» и следовали статуту, который ныне именуется православием.
Обращаясь к 529 году, следует уточнить, что тогда была закрыта т.н. Платоновская Академия, которая объединяла философские школы в Афинах, а схоларх (наставник) Платоновской Академии Дамасский (Damascius) и еще несколько учителей эмигрировали в Персию (Дамасский позднее вернулся в пределы Византии, и умер в Александрии ок.
Справочное издание «Афины. История, миф, памятники, музеи» (издательство Paradimas Ekdotiki, Афины,
Ему вторит другое греческое справочное издание «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» — Esperos Editions, Афины
Здесь уточним, что в византийский период размещенная в Парфеноне церковь святой Софии была через некоторое время преобразована Кафедральный Собор Пресвятой Богородицы (также теперь называется и современный, построенный в 1862 г., главный собор зависимой от Константинопольской патриархии Элладской православной церкви в Афинах).
По итогам IV крестового похода византийцы были выбиты из Афин, и здесь возникло небольшое герцогство Афинское, однако существовавшее достаточно долго — с 1205 по 1458 гг., и управлявшееся сначала бургундской, затем каталонской и, наконец, флорентийской династией. В период существования герцогства Афинского его религией было католичество, а в Парфеноне поместился уже не православный, а католический собор — Собор Афинской Богоматери, и именно в бытность герцогства Афинского в юго-западном углу Парфенона была добавлена сторожевая башня, также служившая колокольней, которая после отвоевания османами Афин у католических владетелей герцогства Афинского в
«Франки (бургундцы), каталонцы, флорентинцы и турки, захватывающий каждый в сое время Афины, не были знакомы с историей города, и даже не подозревали в каком священном месте — на Акрополе они размещали свои палаты и гаремы, казармы присутственные места. Войны, фанатизм, вандализм и невежество оставили свой ужасный след на шедеврах древнегреческой культуры», напоминает греческое справочное издание «Афины. История, миф, памятники, музеи» (издательство Paradimas Ekdotiki, Афины,
Как отмечает греческое справочное издание «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» — Esperos Editions, Афины
«В 1458 году Афины были захвачены турками, а на Акрополе возникло целое турецкое селение,.. подвергнувшись невосполнимым разрушениям. Парфенон был превращен в мечеть, а затем в пороховой склад (в пороховой склад были превращены и Пропилеи). В Эрехтейоне (см. ниже Прим. Portalostranah.ru) размещался гарем турецкого коменданта, а храм Ники (см. ниже Прим. Portalostranah.ru) был разобран.. В 1687 году во время венецианско-турецкой войны Акрополь был и обстрелян (с близлежащего холма Филопаппа — Philopappou, из-за обстрела сильно пострадал Парфенон) и захвачен венецианским адмиралом Моросини. В
Греческое справочное издание «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» — Esperos Editions, Афины
«(Несмотря ни на что), вплоть до XVII века памятники Акрополя, несмотря на все переделки, в целом сохраняют первоначальный вид. Уничтожение памятников начинается с середины XVII века.
Так в 1640-м году в пороховом складе, которые турки устроили в центральной части Пропилеев, произошел взрыв, как гласит традиция, от попадания в него молнии, в результате чего обвалилась большая часть потолка памятника. В 1687 году во время войны между турками и венецианцами, турки разбирают храм Ники, и его части используется для постройки бастиона перед Пропилеями. В том же году (венецианский военноначальник) Франческо Морозини подвергает Акрополь пушечному обстрелу, оружейный снаряд попадает в Парфенон, где находился (турецкий) оружейный склад и боеприпасы. Страшный взрыв сотрясает всю центральную часть памятника и бесценные скульптуры превращаются в мраморную пыль. Морозини наносит еще больший ущерб, когда пытается снять скульптуры с западного фронтона, они падают и разбиваются на куски.
Более систематически разграбил памятники Акрополя шотландский лорд Томас Брюс Элжин (Thomas Bruce, 7th Earl of Elgin) с разрешения турок вывез в Англию большую часть шедевров, которые еще оставались целыми на Парфеноне, а также одну из кариатид и колонн Эрехтейона.
Большой ущерб нанесли также памятникам военные действия (в ходе войны Греции за независимость от Османской империи 1821-1829 гг.) по захвату располагавшейся на Акрополе (турецкой) крепости сначала греческими подразделениями Одиссеаса Андруцоса (Odysseas Androutsos,
Отметим только, что как считается, турки не сразу устроили в Парфеноне мечеть, но после завоевания Афин на некоторое время разрешили грекам вновь устроить там православную церковь.
После получения Грецией независимости от Османской империи, иначе говоря, с появлением, впервые в новой истории, независимого греческого государства, а оно считало себя прямым наследником культуры Древней Греции, а уже во вторую очередь — культуры Византии, все постройки периода Византии, герцогства Афинского и Османской империи снесли, чтобы вернуть Акрополю, по возможности, тот облик, что он имел в античный период. Также, особо отметим здесь, была снесена, и сторожевая башня, построенная в период существования герцогства Афинского, которая также служила колокольней, а после отвоевания османами Афин у католических владетелей герцогства Афинского в
Греческое справочное издание «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» — Esperos Editions, Афины
«После освобождения Греции (
Туристы на холме Акрополь, и на заднем плане - Парфенон - самое знаковое ныне сооружение Акрополя и открыточный символ Греции и ее античного наследия. Парфенон был сооружен в честь богини Афины – покровительницы города.
Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.
И снова туристы на Акрополе, и слева – Эрехтейон, - храм, который был посвящен нескольким богам и героям: Афине, Посейдону, Гефесту, а также Эрехтею, в честь которого и был назван, - мифическому царю Афин, и Буту – брату Эрехтея, а кроме того был посвящен матери-земле и священному змею; Эрехтейон был самым священным храмом на Акрополе.
Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.
Далее привлечем ваше внимание к памятникам археологической территории-музея скалы Акрополь и его склонов, обратив внимание только на те из них, которые представляют собой не только руины, но и какие-либо действительно сохранившиеся объекты, на которые можно посмотреть
Сначала о памятниках на самой горе Акрополя:
Парфенон
Парфенон (Parthenon, справа) и Эрехтейон (слева) на скале Акрополя в Афинах. Парфенон это - самое знаковое ныне сооружение Акрополя и открыточный символ Греции и ее античного наследия. Парфенон был сооружен в честь богини Афины – покровительницы города. Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.
Вид на Парфенон с северной стороны, от Эрехтейона.
Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.
Парфенон (Parthenon) — самое знаковое ныне сооружение Акрополя и открыточный символ Греции и ее античного наследия. Парфенон был сооружен в честь богини мудрости и богини-воительницы Афины — покровительницы города.
Название Парфенон связывают с греческим эпитетом παρθένος, т.е «дева», или «девственница», и поэтому считается что, название Парфенона происходит либо от значения «дом дев» — в этом случае в честь жриц, незамужних девушек, служившим в этом древнегреческом храме, либо же название происходит от значения «храм девственной богини» в честь одного из эпитетов богини Афины как Афина Парфенос, т.е. Афина Девственница.
Парфенон построен целиком из пентелийского мрамора (мрамора с горы Пенделикон — Pentelikon, иначе Pentelicus, в древности гора называлась расположенной в
Дошедшая до нас классическая версия Парфенона была построена на руинах более древнего святилища в честь Афины, которое было разрушено, как уже говорилось выше, в период персидского нашествия на Афины (
Внутри Парфенона помещалась десятиметровая статуя Афины, изготовленная из дерева, открытые участки — из слоновой кости, а одежда и венок из золотых пластин (статуя исчезла, как уже говорилось, после распространения в Константинополе христианства). При этом надо отметить, что сама по себе статуя Афины в Парфеноне не была, как считается, сакральным предметом, а в храме хранилась и казна афинской демократии.
Эрехтейон
По соседству с Парфеноном, но на северной стороне верхушки холма Акрополя, располагается Эрехтейон (Erechtheion), также построенный из пентелийского мрамора.
Название храма происходит от имени мифологического царя Афин Эрехтея (Erichthonius), или иначе Эрихтония, рожденного, согласно мифу, от семени бога Гефеста из матери-земли и воспитанного богиней Афиной в качестве приемного сына (по легенде, усыпальница Эрехтея была здесь же — в Эрехтейоне).
Эрехтейон считался самым священным храмом Афин. Он сооружен ок. 421-406 гг. до . н.э. вскоре после уже упомянутого выше персидского разрушения построек Акрополя, и был посвящен нескольким богам и героям: Афине, Посейдону, Гефесту, а также Эрехтею и Буту — брату Эрехтея, ставшего жрецом Афины, когда Эрехтей был царем — в храме стояли статуи всех этих богов и героев, а также храм был посвящен матери-земле, а кроме того — якобы жившему по храмом священному змею богини Афины, змею — перевоплощению Эрехтея.
Храм был сооружен на месте, где случился мифический спор за власть над Афинами, когда боги решили, что нужно выбрать из их числа покровителя города. За то, чтобы стать покровителем города перед лицом богов соревновались боги Посейдон и Афина (подробнее о древнегреческом пантеоне богов см. здесь), а победителем должен был стать тот, чей дар городу окажется более ценным. Состязаясь в дарах горожанам, Посейдон ударил своим трезубцем по скале, пробил колодец, и из него ключом забила морская вода (в Эрехтейоне на скальной породе якобы сохранялся след от трезубца Посейдона, а рядом располагался колодец с соленой водой, — тот, что пробил Посейдон; по другой версии колодец был у подножья Акрополя), а в том месте, куда ударила копьем Афина, на Акрополе выросло оливковое дерево. Победа была отдана Афине.
А оливковое дерево — подарок Афине городу продолжило расти с незапамятных времен на Акрополе, и росло до тех пор, пока дерево не сожгли персы во время своего вторжения в Афины (о нем говорилось выше Прим. Portalostranah.ru), когда в 480 г. до н.э. разрушили постройки на Акрополе, напоминает легенду греческое современное справочное издание «Культура маслины и оливковое масло» (издательство «Карманор» — Karmanor Editions, Ираклион, Крит, около 2000 г.). И добавляет, цитируя предания (в частности, Геродота Прим. Portalostranah.ru), что сожженное дерево уже на следующий день дало побег длиной в два локтя, из которого выросло новое оливковое дерево. Отметим, что ныне на том же месте, где, как считается, росло священное дерево древних греков-подарок Афины — т.е. у западной стены Эрехтейона, продолжает расти оливковое дерево, посаженное в 1920-х гг., но оно, естественно, не имеет отношения к тому сакральному дереву из древнегреческого культа.
Как можно понять из вышесказанного, посвящение Эрехтейона именно вышеуказанным персонажам, богам и героям было связано с тем, что они имели, по легенде, отношение к горе Акрополь.
На южной стороне храма Эрехтейон, прямо напротив Парфенона, располагался портик кариатид, дошедший до наших дней (кариатиды — элементы, изображающие женщин в хитонах, поддерживающие свод сооружения вместо колонн, мужской аналог элемента — атланты; название «кариатиды» произошло от девушек греческого города Кариес (Karyes), танцующих религиозные танцы с корзинами на головах). Нынешние статуи кариатид на Эрехтейоне — это современные точные копии, оригиналы находятся в Новом музее Акрополя, а одна — Британском музее, вывезенная лордом Томасом Брюсом Элжином (о нем см. выше).
Пропилеи и храм Ники
Скала Акрополь с западной стороны, и здесь мы видим Пропилеи (от греческого προπύλαιον propylaeon - «перед воротами») – вход на верхнюю площадку холма Акрополь, а справа от Пропилеев небольшой квадратный храм Ники (храм Ники, как и Парфенон, был посвящен богине Афине);
Также на скале мы видим, собственно, сам Парфенон (справа на среднем плане) и слева - Эрехтейон (как мы уже говорили, Эрехтейон - храм, который был посвящен нескольким богам и героям: Афине, Посейдону, Гефесту, а также Эрехтею, в честь которого и был назван, - мифическому царю Афин, и его брату Буту, а также матери-земле и священному змею; Эрехтейон был самым священным храмом на Акрополе);
На заднем плане снимка (посреди зелени), и уже за скалой Акрополя, виднеется современный стадион Панатинаикос (в переводе с греческого «всеафинский»), - стадион, построенный из белого мрамора местной породы на руинах древнегреческого стадиона в XIX веке, вскоре после получения Грецией независимости; на стадионе Панатинаикос прошли первые с античных времен Олимпийские игры 1896 г.
Иллюстрация из издания «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» - Esperos Editions, Афины 2014 г., русское издание).
Непосредственно на скалу ведет лестница (вернее то, что от нее осталось) и в ее конце располагаются т.н. Пропилеи. Пропилеи (от греч. προπύλαιον propylaeon — «перед воротами») — это вход на верхнюю площадку холма Акрополь, т.е. собственно в «верхний город», где располагается Парфенон, Эрехтейон. Вход на вершину Акрополя всегда, как считается, находился на западной стороне, где, собственно, и находятся Пропилеи.
Древние греки использовали термин «Пропилей», когда речь шла о простых воротах, термин же «Пропилеи» использовался когда речь шла не просто о воротах, но и о парадных предвратных постройках. Раньше Пропилеи на Акрополе представляли собой целый роскошный дворцово-храмовый комплекс, но теперь они не производят впечатления, т.к. от них остались одни руины.
Те руины Пропилеев, которые дошли до нашего времени, — это Пропилеи работы архитектора Мнисикла, построенные во времена Перикла (напомним годы жизни Перикла: ок. 495-429 гг. до н.э., Перикл был афинским стратегом — должность в тогдашней Афинской демократии). Эти Пропилеи были построены ок.
Храм Ники, посвященный также Афине. Он расположен справа от Пропилеев, т.е. входа на верхушку скалы Акрополя.
Иллюстрация из издания «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» - Esperos Editions, Афины 2014 г., русское издание).
Единственный храм, чьи контуры ныне можно разобрать среди руин Пропилеев Акрополя — это расположенный здесь же небольшой храм Ники (от греч. νίκη — nikē — победа) в честь богини Афины.
Существующий храм Ники Афины (вернее то, что от него осталось) находится на месте храма, также посвященного Нике Афине, разрушенного при персидском нашествии на Афины (
Памятники на южном склоне Акрополя:
Собственно с южного склона (где распложены турникеты музея-археологической территории) туристы попадают ныне на территорию археологической территории-музея скалы Акрополь и его склонов. И пока они еще поднимаются на вершину скалы, они могут осмотреть два сохранившихся до наших времен сооружения.
Театр Диониса
Первое — это развалины древнегреческого театра Диониса (Theatre of Dionysus Eleuthereus), посвященному богу Дионису — богу вина и развлечений. Как уже говорилось выше, культ бога Диониса перешел в Афины из Элевфер (Eleutherae), города в северной части Аттики, после того как в Афины была перенесена деревянная статуя бога Диониса. Театр Диониса Элевферийского считается первым в мире театральным сооружением, он построен в V веке до. н.э. — сначала как деревянный, а затем каменный. Первоначально же на этом месте афинский тиран Писистрат (Peisistratos, правил в Афинах в 560-527 гг. до н. э) обустроил место для культовых танцев в честь бога Диониса.
(Изображение театра Диониса см. на шестом фото с начала этого обзора).
Одеон Ирода Аттика
Одеон Ирода Аттика — еще одно театральное сооружение на Акрополе, но ныне действующее. Под термином «одеон» (от древнегреческого слова, означающего «пение»; сравните: вошедшее в русский слово для наименования стихотворений определенного содержания — ода, также идет от Греции (ōdḗ), в античный период так именовались стихотворения исполняемые под музыку) в Древней Греции и Древнем Риме понимали здание, строение, где происходят театральные или музыкальные представления.
Ирод Аттик (Herodes Atticus, его полное имя Луций Вибуллий Гиппарх Тиберий Клавдий Аттик Геродский; годы жизни: (ок. 101 -ок. 177 н.э.) был знатным греком афинского происхождения на римской службе, также он был оратором и философом. Римский император Адриан в
В
Этот обзор был подготовлен Portalostranah.ru на основе материалов нашего автора сайта, побывавшего в Афинах в июне 2019, а также использовались данные следующих современных греческих справочных публикаций: издания «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» — Esperos Editions, Афины 2014 г., русское издание), издания «Афины. История, миф, памятники, музеи» (издательство Paradimas Ekdotiki, Афины, 2016 г., русское издание), издания «Афины. Между мифом и историей (издательство «Хайталис» — Haitalis editions, Афины, без указанной даты, ок. 2010 г., русское издание), издания «Греция. Между мифом и историей. 8500 лет цивилизации» (издательство «Хайталис» — Haitalis editions, Афины 2002 г., русское издание), издания «Культура маслины и оливковое масло» (издательство «Карманор» — Karmanor Editions, Ираклион, Крит, без указанной даты — около 2000 г., русское издание), другим публикациям.
Смотрите также: Фауна Акрополя