Фиакр: что его ждет, и его история
В этом обзоре поговорим о фиакрах - а точнее о жизни их возниц, а кроме того о жизни лошадей, запряженных в эти самые городские коляски для поездок на небольшие расстояния - фиакры (fiaker) и подобные им коляски - calèches. И именно из-за лошадей, возможно, скоро могут исчезнуть фиакры и calèches как факт современности.
Также в третьей части этого обзора мы подробно поговорим о происхождении и истории фиакра, по материалам Radio France Internationale – RFI, французского официального иновещания, транслирующего из Парижа, где первый фиакр и появился около 400 лет назад.
Кроме того упомянутую передачу RFI - от 26/01/2014 о происхождении и истории фиакров вы можете послушать в аудиофайле в этом обзоре в записи Portalostranah.ru.
Из жизни фиакров в Вене
Фиакр в австрийской столице Вене.
Современная иллюстрация из иновещания Германии «Немецкая волна».
В австрийской столице Вене фиакры являются одним из важных символов города. В этом городе существует и площадь, названная в честь фиакров — Fiakerplatz и памятник вознице фиакра на ней (отметим в скобках, что хотя памятник изображает мужчину в костюме, приподнимающего шляпу, с 1984 г. возницами фиакров стали работать и женщины, и теперь их среди возниц в Вене около трети). При этом можно сказать, что упомянутый памятник вознице не отражает всей всемирной известности бизнеса венских возниц фиакров (а возницы теперь являются и отличными гидами) и популярность фиакров среди туристов. Тем не менее, фиакры в Вене вскоре будут заняты меньше. И все из-за лошадей.
Вот что на эту тему передавала на днях англоязычная служба официального иновещания Германии «Немецкая волна» (в сообщении от 05/07/2016). Цитируем:
«Город Вена одобрил законодательство, которое делает незаконным принуждение работать его знаменитых лошадей, запряженных в коляски — фиакры (fiaker) при температуре в 35 градусов по Цельсию и выше.
«Этот новый закон должен вступить в силу в середине июля (2016 г.). Данный закон также требует уменьшить количество дней работы лошадей фиакеров — с 20 до 18 дней в месяц, и сократить продолжительность из рабочего дня — на один час.
Кроме того всех 375 лошадей имеющихся ныне в австрийской столице фиакров, необходимо будет регулярно отправлять на ветеринарное обследование.
Коляски, запряженные лошадьми, известные как фиакры (fiakers), представляют собой настоящий магнит для туристов города, катая людей вокруг главных достопримечательностей Вены по старым булыжным мостовым города в течение всего года.
В результате своей службы лошади порой часами везут коляски в палящую жару, что вызывает недовольство у групп защитников животных. При этом в Вене летом, например, прошлого года столбик термометра поднимался выше 35 градусов Цельсия (95 градусов по Фаренгейту) не менее 18 раз.
Слово fiaker берет свое начало от названия улицы rue de Saint Fiacre в Париже, на которой впервые разместился этот вид арендованных экипажей для поездок на короткие расстояния», передавала «Немецкая волна». Конец цитаты.
Итак, якобы на rue de Saint Fiacre появилась первая станция фиакров в Париже, считает «Немецкая волна». Отметим, что по более распространенной версии, ее приводит в одной из своих передач и французское иновещание (см. в третьей части этого обзора), наименование фиакр произошло от названия некого дома (видимо, таверны) на парижской улице Сен-Мартен (rue Saint-Martin). При доме имелась конюшня, в которой разместили лошадей, возивших первые коляски на короткие расстояния в пределах города, т.е. коляски, ставшие известными позднее как фиакры, т.к. упомянутое помещение таверны и конюшни называли иначе домом Святого Фиакра (Saint Fiacre), из-за того что на доме висела вывеска с изображением этого святого, выбранного в качестве покровителя и защитника дома.
В любом случае, название фиакр происходит от имени Святого Фиакра и связано с местом в Париже, где появились первые в мире фиакры. Будь то rue de Saint Fiacre, или дом с вывеской Святого Фиакра на rue Saint-Martin. Но об истории фиакров (в версии французского иновещания) в третьей части данного обзора, а пока продолжаем говорить о современных правах лошадей а-ля fiakers.
Надо сказать, что упомянутый выше закон, вводимый в австрийской столице с июля 2016 г., с мерами, если можно так сказать, по охране трудовых прав лошадей фиакров, не первое решение властей Вены по данному поводу.
В 2009-2011 г. в Вене уже были приняты решения, согласно которым лошади фиакров не могут использоваться в слишком жаркую погоду, также что возницы фиакров должны ввести журнал, в котором должно быть отражено время отдыха лошадей в течении дня, а кроме того приведены графики предоставления лошадям еды и воды.
Власти Вены ввели за последние два десятилетия и еще несколько решений в отношении деятельности фиакров. Так все фиакры получили номера, а их возницы были обязаны перед выходом на маршруты проходить проверку на алкоголь, да и сам график выхода на маршрут согласовывать.
Власти Вены и Зальцбурга в 2000-х годах ввели требование, чтобы все фиакры имели специальные мешки (pooh-bags), размещаемые позади лошадей фиакров, чтобы избежать попадания навоза на городские улицы.
Здесь илл. Австрийского национального телевидения и радио ORF, показывающая такие мешки на фиакре в Зальцбурге.
К этому надо добавить, что еще с 1 июля 2004 года в Вене действует закон, согласно которому все фиакры в городе под угрозой крупного штрафа должны были быть оснащены специальным мешком позади лошадей, чтобы избежать попадания навоза на городские улицы.
Аналогичные меры насчет мешков примерно тогда же были приняты и для городских фиакров в Зальцбурге, еще одном известном среди туристов городе Австрии.
Однако даже спустя несколько лет после введенния этой меры австрийская газета Kurier (в заметке 07/12/2012), цитируя представителя городской администрации Зальцбурга, сообщала что хотя такие мешки (pooh-bags) продолжают использоваться, «это не работает». Представитель городской администрации сказал тогда газете, что коммунальные структуры Зальцбурга вынуждены, несмотря на использование упомянутых мешков, выделять ежедневно от трех до четырех рабочих для уборки с улиц навоза лошадей фиакров, а на мосту Staatsbrücke из-за лошадей фикров продолжает сильно махнуть конской мочой, отмечала газета. При этом чиновник сказал изданию, что после начала использования pooh-bags жалоб от горожан по поводу такого загрязнения все-таки стало меньше, а кроме того заявил, что городские власти надеются на «инновационное» совершенствование конструкции данных мешков. Отметим, что против введения мешков pooh-bags в принципе выступали защитники прав животных, мотивируя это тем, что такие мешки якобы ограничивают естественный инстинкт лошади при испражнении отгонять хвостом мух.
В 2007 году власти Вены также приняли решение, согласно которому железные подковы лошадей фиакров должны были быть заменены на пластиковые, т.к. по данным ряда исследований, железная подкова лошади способствует износу мостовых сильнее, чем легковой или грузовой автомобиль. При этом идеальная пластиковая подкова для лошадей фиакров продолжает, насколько можно понять, разрабатывается. Пробы шли еще и в 2012 г., как говорилось в упомянутой выше в заметке от 07/12/2012 в газете Kurier, в том же Зальцбурге, но после того, как в ходе испытания одна из лошадей поскользнулась и упала (получив ссадину на боку), из-за чего затем эту лошадь пришлось поднимать при помощи пожарного крана, испытание новой пластиковой подковы было прекращено, и подкова была отправлена на доработку.
Представительница городских властей Зальцбурга демонстрирует пластиковую подкову лощади фиакра.
Илл. из рассматриваемой нами в этой части обзора заметки австрийской газеты Kurier.
Затем, как писала во все той же заметке упомянутая газета, в 2012-м году (т.е., подчеркнем, спустя несколько лет после принятия решения в Вене о замене железных подков лошадей фиакров на пластиковые), «в Вене предыдущие модели пластиковых подков были отклонены как ветеринарами, так и гильдией возниц фиакров... Поэтому коллеги из федеральной столицы, а также из Инсбрука, будут с интересом наблюдать за развитием осуществляемого в Зальцбурге пилотного проекта по введению пластиковых подков для лошадей фиакров».
Однако в той же заметке говорилось, что самая последняя разработанная модель пластиковой подковы, чье испытание было намечено на лето 2012 г., отличается высокой технологичностью и новаторством, она предотвращает «как ущерб для мостовой, так и воспаление суставов лошади». Поэтому можно не сомневаться, что вскоре все лошади фиакров в Австрии расстанутся навсегда с традиционными железными подковами.
...и в Монреале
Аналог фиакра в столице канадской франкоязычной провинции Квебек - Монреале называется calèches.
Современная иллюстрация.
А теперь из Австрии в Канаду.
В столице франкоязычной канадской привинции Квебек Монреаля аналогичные фиакру коляски, известны как calèches, что можно перевести с французского как коляска ландо. Такие коляски с лошадьми в Монреале также были популярны среди туристов, хотя не так известны, как венские фиакры.
Бывший сотрудник русской секции «Международного Канадского Радио» — Radio Canada International (RCI) Евгений Соколов сообщал в № 771 от 04/06/2016 (т.е., примерно, в то же время, что эта тема обсуждалась в Вене) в русскоязычной монреальской «Нашей газеты» в заметке «Попал под лошадь», что город Монреаль решил подойти к делу защиты прав лошадей с колясками кардинально, но ничего у города Монреаля, а вернее его мэра, в данном вопросе пока не получилось.
Евгений Соколов пишет:
«Два дня продержался в Монреале запрет на упряжки с лошадьми. Верховный суд Квебека по иску возниц его отменил. Мэр Монреаля Дени Кодерр (Denis Coderre), который прогнал лошадей с монреальских улиц, был посрамлен. Вроде бы, и дело с концом. Но эта история наводит на размышления.
Поводом для запрета упряжек послужили два случая, когда лошади спотыкались на мостовых. Один произошел в прошлом году, другой — в этом. В обоих случаях лошади не пострадали, но мэр усмотрел в этом издевательство над животными и угрозу общественной безопасности. Кроме того, защитники прав животных бьют тревогу по тому поводу, что лошади, катающие туристов, работают слишком долгие часы в тяжелых условиях, например, при сильной жаре.
Вот и решил мэр отобрать лицензии у двадцати с лишним возниц сроком на один год, чтобы в течение этого времени поразмышлять, что делать с лошадьми дальше. Мораторий на экипажи застал работников лошадиной туриндустрии врасплох. Некоторые из них занимались извозом туристов несколько десятилетий и уже перевалили за шестидесятилетний порог своего возраста. Извоз — их единственное занятие, и перспектив найти другую работу у них просто нет. Ждать целый год в надежде, что в голове мэра произойдет просветление, они не могут. Только одно содержание лошади стоит $5 тыс. в год... В свою очередь потеря или смена хозяина — это большой стресс для лошади. Большинству монреальских лошадей, подпавших под мораторий, пришлось бы со своими хозяевами расстаться. Эта мысль, конечно же, не пришла в голову мэру Кодерру...
При этом когда в 2009 г. в Монреале закрылся ипподром Blue Bonnets, часть беговых лошадей отправили на живодерню. Конина в Квебеке востребована, и специализирующиеся на этом виде мяса дельцы покупают лошадей на аукционах.
Кто поручится, что такая же судьба не могла быть уготовлена оставшимся без работы лошадям монреальских экипажей? Часть из них согласилось принять Общество по предотвращению жестокого обращения с животными (SPCA). Но только при условии, что лошади уже больше никогда не будут возить людей. Лошадям грозило долгое заточение в стойлах за исключением коротких ежедневных прогулок в надеже, что они в конце концов обретут нового хозяина...
Удивило, что мэра Кодерра в его намерении убрать с монреальских улиц лошадей поддержала в своей редакционной статье монреальская газета «Газетт» (The Gazette). Она тоже считает, что в современном городе лошадей быть не должно, ссылаясь на то, что они были запрещены в Лондоне и в Париже. Правда, газета предлагает убирать лошадей постепенно путем аннулирования лицензий. Париж и Лондон все-таки нельзя сравнивать с Монреалем. Движение колясок в Монреале ограничено старым городом, где в основном прогуливаются туристы. Большого движения автомобилей там нет. Люди предпочитают оставлять машину на платной стоянке и гулять по старым кварталам пешком. Запряженные лошадьми коляски придают старому городу особое очарование. К тому же приуставшие туристы в качестве пассажиров колясок имеют возможность увидеть больше, слушая при этом объяснения возничих. Хорошо, что эта возможность у них осталась...
(Однако) почин монреальского мэра поддержали другие поборники прав животных, вроде Питера Фрикера, активиста Ванкуверского гуманного общества (Vancouver Humane Society). Он выразил надежду, что запрет на использование лошадей в Монреале будет бесповоротным и распространится на другие города Канады. По его мнению, лошадям не место в современном городе, хотя в Ванкувере лошади возят желающих в парке Стэнли, вполне благополучном в смысле окружающей среды месте. Они там никому не мешают. Ежегодно в Ванкувере выдается всего шесть лицензий на использование упряжек. Поборники прав лошадей в столице Британской Колумбии Виктории из организации под названием Victoria Horse Alliance тоже призвали горсовет к концу будущего года убрать лошадей с улиц своего города.
В Виктории (столице канадской провинции Британская Колумбия) более строгие, чем в Монреале, правила использования колясок. В основном коляски двигаются по маленьким улочкам с односторонним движением со скоростью не выше 30 км.в час. Лошадей в Виктории регулярно обследует ветеринар, они работают 4 дня в неделю, отдыхая потом 3 дня на фермерских пастбищах. После каждой прогулки с пассажирами лошади положен получасовой отдых. Условия содержания лошадей в конюшнях время от времени проверяют представители SPCA. Эта организация, кстати, не против эксплуатации лошадей при адекватном за ними уходе и доступе к питьевой воде. За 35 лет эксплуатации колясок в Виктории не было зарегистрировано ни одного несчастного случая с лошадьми«, отмечал Евгений Соколов в заметке в монреальской «Нашей газете».
Происхожение и история фиакра во Франции. Взгляд французского иновещания
Евгений Соколов со ссылкой на газету «Газетт» (The Gazette) указывал выше, что лошади в настоящее время не используются в Париже для перевозок туристов, хотя это противоречит нижеприводимому нами недавнему сообщению французского иновещания, в котором отмечается, что фиакры все же катают в Париже туристов. Тем не менее, на улицах Парижа фиакров и для туристов не видно (в отличие от Вены или Монреаля). Таким образом можно сказать, видимо, что фиакры в Париже присутствуют только в строго ограниченных локальных зонах отдыха — в стороне от улиц и, видимо, без лицензирования городом.
Вообще же фиакры с парижских улиц, где они ок. 400 лет назад, как мы уже упоминали, впервые и появились, исчезли уже почти век назад. Итак, фиакру посвятило одну из своих передач по истории Парижа русское вещание «Международного Французского Радио» — Radio France Internationale (передача от 26/01/2014). Цитируем:
Эту передачу русского вещания «Международного Французского Радио» — Radio France Internationale — RFI от 26/01/2014 о происхождении и истории фиакра, которая цитируется в данной части нашего обзора, вы можете послушать в аудиофайле:
Запись Portalostranah.ru;
«Фиакр как средство городского транспорта занимает в истории Парижа промежуточное положение между паланкинами (кабинками, которые по улицам несли носильщики) и каретой, переводившей пассажиров за 5 су. В паланкине находился только один пассажир, как правило, знатного происхождения. Карета за 5 су предназначалась для пяти-шести человек и более. Она была уже более демократична по своему духу, а вот число пассажиров фиакра, как правило, не превышало двух, редко — четырех человек.
Одно из первых описаний фиакра как средства городского транспорта мы находим у Анри Соваля, историка Парижа XVII века. Согласно его данным, около 1617 (или 1612) года фиакры придумал Николя Соваж, (Nicolas Sauvage) почтальон из Амьена, который снял на улице Сен-Мартен (rue Saint-Martin) помещение, чтобы разместить там своих лошадей. Это помещение называли иначе дом святого Фиакра (Saint Fiacre), так как на нем висела вывеска с изображением этого святого, выбранного в качестве покровителя и защитника дома.
Николя Соваж придумал сдавать внаем для поездок по городу небольшие повозки. Их стоянка находилась возле дома святого Фиакра и потому сами повозки, и даже самих кучеров стали называть «фиакрами». Цена была высокой, но дела шли очень хорошо, однако так продолжалось недолго.
В планах Николя Соважа было одно слабое место: стоянка его фиакров была только в одном месте — возле того дома, который назывался домом Фиакра. Очень быстро в других районах Парижа у него появились конкуренты. Предприятие Николя Соважа закончило свое существование, но название осталось на века. Все повозки, которые работали в Париже, а затем и во многих других городах мира, стали называться фиакрами. Более того, многие исследователи утверждают, что святой Фиакр является покровителем кучеров, извозчиков и даже ипподромных жокеев. Позднее святого Фиакра считали своим покровителем все, кто занимался частным извозом и даже современные таксисты.
Правда с точки зрения римско-католической церкви, это довольно распространенное мнение следует считать заблуждение. Дело в том, что святой Фиакр не имел никакого отношения к лошадям и частному извозу. Он вообще очень не любил передвигаться. Этот святой ирландского происхождения жил в районе теперешнего (французского) департамента Сена-и-Марна приблизительно около 670 года. Место, где он жил, сейчас носит его имя. Это небольшой городок с населением в 374 человека
.
Святой Фиакр отказался быть епископом и удалился в пределы города Мо. Там он выращивал овощи и фрукты, которыми одаривал всех, кто приходил к нему за советом. По этой причине он является покровителем садовников и огородников. Однажды после смерти злого и жестокого властителя его попросили занять королевский трон, но и от этого он также отказался, как ранее отказался от архиепископства. Он предпочитал жить отшельником. Просьбы стали все более и более настойчивыми и, чтобы они прекратились, Фиакр попросил господа Бога послать ему проказу. Его просьба была тут же удовлетворена, и поток просителей иссяк, однако как только это произошло, проказа исчезла. Святой Фиакр известен тем, что он лечит геморрой, который иногда называют болезнью святого Фиакра. Для излечения следует сесть на камень, на котором по преданию сидел святой Фиакр. Таким образом, к лошадям, кучерам и таксистам святой Фиакр никакого отношения не имеет, но если таксисты считают, что он им и покровительствует, то ничего кроме пользы это принести не может.
Но вернемся к истории парижских фиакров. Николя Соваж потерпел неудачу, так как не был застрахован от конкуренции. Гарантии мог дать только король. Такую возможность получил Пьер Югон де Живри, добившийся от короля разрешения на монопольную эксплуатацию в Париже повозок на конной тяге. Это произошло в мае 1657 года. Постановление парижского парламента от 3 сентября 1666 года определяло тарифы на перевозки в фиакрах по Парижу. 20 солей стоил первый час, и по 15 солей стоил каждый последующий час. 3 ливра 10 солей — полдня работы. 4 ливра 10 солей стоила поездка за город, когда в повозку приходилось впрягать вторую лошадь. Через десять лет парламент обязал всей парижские фиакры иметь номера.
Этот вид городского транспорта развивался очень стремительно. Согласно подсчетам Альфреда Мартена, автора «Исторических и статистических исследований о транспорте в Париже», чью работу цитирует Альфред Ферро, в 1779 году в Париже насчитывалось 33 стоянки фиакров. Накануне Великой французской революции в Париже работали 800 фиакров. Были и другие виды транспорта: в частности 650 карет по 5 су.
После революции монополию на фиакры отменили, и их число стало стремительно расти: всего 45 — в 1810 году и уже 2 600 — в 1853 году. К тому времени монополия извоза уже принадлежала парижской мэрии. Лицензия стоила 3 500 франков в 1828 году и 7 500 франков в 1854 году. В этом же году ненадолго — до 1866 года была сделана попытка вновь ввести монополию, но она закончилась неудачей. По сути же, «Генеральная компания гужевого траспорта», пришедшая на смену аналогичной имперской компании (Compagnie Impériale des Voitures à Paris, была введена Наполеоном III и владела 3830 фиакрами и 8000 лошадьми, в 1855 г.,т.е. на следующий год после своего создания, уже перевезла на фиакрах несколько миллионов пассажиров. Прим. Portalostranah.ru), фактически удерживала монополию городского траснпорта.
Правила эксплуатации были очень строгими. Фиакры процветали вплоть до появления автомобилей. В 1900 году в Париже насчитывалось 10 863 двухместных фиакра и всего 115 автомобилей. Последний фиакр исчез с парижских улиц 15 февраля 1922 года. Об этом с ностальгией писали газеты, сейчас на фиакрах (в Париже) прогуливаются разве что богатые туристы», напоминало русское вещание «Международного Французского Радио» — Radio France Internationale в передаче по истории Парижа от 26/01/2014 о происхождении и истории фиакров.
Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru (также перевод и запись аудио) по следующим основным источникам: сообщению от 05/07/2016 англоязычной службы официального иновещания Германии «Немецкая волна»; заметке от 07/12/2012 из австрийской газеты Kurier, нем. яз.; заметке «Попал под лошадь» из № 771 от 04/06/2016 русскоязычной монреальской «Нашей газеты»; передаче русского вещания официального иновещания Франции «Международного Французского Радио» — Radio France Internationale — RFI от 26/01/2014; др. материалам.