Из истории Фиджи. Зачем в 1874 г. правитель Фиджи подарил королеве Виктории свою любимую палицу, и почему Британия вернула палицу обратно. Что значит палица и булава для британского парламента; И Фиджи во Второй мировой войне. Обзор по первоисточникам
В этом обзоре об истории и традициях Фиджи: Зачем в 1874 г. правитель Фиджи Такомбау подарил королеве Виктории свою любимую палицу, и почему Британия вернула палицу обратно. Что значит палица и булава для британского парламента; И Фиджи во Второй мировой войне.
В первой половине обзора мы приведем публикацию из первоисточника - любопытную заметку, в которой рассказывается о Фиджи под британским правлением. Заметка интересна не только некоторыми трактовками и подробностями, содержащимися в ней, но и тем что это британский первоисточник на русском яз., что большая редкость, подразумевая фиджийскую тематику, тем более в 1944 г.
Во второй части обзора мы раскроем подробнее некоторые любопытные факты на тему истории Фиджи, упомянутые в первой части, используя, главным образом, современные фиджийские и австралийские источники.
Первый и последний аборигенный король Фиджи Такомбау (Cakobau, также известный как вождь рату Серу Эпениса Такомбау).
Снимок сделан в 1876 г. капитаном Стюартом (R. Stewart). К тому времени Такомбау уже не был королем (tuiviti) Фиджи, но носил титул vunivalu (правителя) Мбау (Мбау, фидж. Bau, остров у восточного побережья главного фиджийского острова Вити-Леву, с Мбау происходил и был его вождем Такомбау, и оттуда он начал свое завоевание и объединение всего Фиджи).
В 1874 г. Такомбау отрекся от престола в пользу королевы Великобритании Виктории, а Фиджи стало коронной британской колонией (до 1970-го г.).
Фиджи — одно из государств Океании. Фиджийцы считались свирепыми воинами-каннибалами. Однако после того как они перешли под скипетр Британской империи в XIX веке, то встали на путь исправления. Об истории и особенностях Фиджи можно подробно посмотреть на нашем сайте здесь.
А в данном обзоре мы приведем публикацию из первоисточника — любопытную заметку, в которой рассказывается о Фиджи под британским правлением. Заметка интересна не только некоторыми трактовками и подробностями, содержащимися в ней, но и тем что этот британский первоисточник на русском, что большая редкость, подразумевая фиджийскую тематику, тем более в 1944 г.. Это заметка из газеты, издавшейся посольством Великобритании и Министерством информации этой страны на русском языке в 1942-1949 гг. — газеты «Британский союзник». Во второй части обзора мы раскроем подробнее некоторые любопытные факты на тему истории Фиджи, упомянутые газетой «Британский союзник», используя, главным образом, современные фиджийские и австралийские источники.
Вначале небольшое предисловие к заметке из «Британский союзника», в нем обратим ваше внимание на самое интересное. В заметке рассказывается, среди прочего, о том какое письмо прислал король Фиджи Такомбау (Cakobau) королеве Виктории, когда в 1874 году его страна перешла под британское правление. (При этом, отметим в скобках, что король Фиджи лишился королевского титула и власти (в отличие, отметим, например от соседнего Тонга, где монарх, приняв британский протекторат, сохранил титул и ограниченную власть под протекторатом Британии, а теперь все та же королевская династия управляет уже независимым Королевством Тонга. В случае же с Фиджи королевский титул tuiviti отошел к британской монархине Виктории, а местная королевская династия так и никогда не вернулась к власти — даже ныне, когда Фиджи независима (о короле Такомбау см. здесь). Однако король Такомбау в своем письме, что вспоминала газета «Британский союзник», не выражал как будто обиды, и мечтал о лучшей доле для свой страны в лоне цивилизации, передавая с письмом символический подарок.
Цитируем письмо: «Король передает ее величеству свою любимую старую палицу войны, бывшую до сих пор единственным символом закона на островах Фиджи. Многие из его народа погибли при старом законе, но сотни тысяч остались в живых, чтобы пользоваться жизнью в новых лучших условиях... Вместе с этой эмблемой прошлого король шлет ее величеству свои заверения в любви». Конец цитаты.
Палица действительно была отослана в Лондон, но в 1932 году была отправлена внуком Виктории британским монархом Георгом V обратно на Фиджи, в качестве символа самоуправления Фиджи.
Фиджи оставалась под британским управлением до 1970-го года.
С современной фотографии: Фиджийцы считаются рослым сильным народом.
Также они имеют репутацию отчаянных воинов в прошлом.
И далее к заметке из газеты «Британский союзник» № 51(123) от 17/12/1944. Поскольку номер вышел в военное время, то заметка начинается с того, как фиджийцы участвуют в качестве короной колонии Великобритании в боях, да и сама заметка называется «Фиджи в войне», хотя в ней говорится и об истории Фиджи под британским правлением.
ПРОЧИТАНО В
«Британский союзник» (№ 51(123) от 17/12/1944) пишет:
«Недавно сбылось заветное желание жителей островов Фиджи — первый батальон Фиджийского пехотного полка, составленный из коренных жителей островов, европейцев и других народностей, их населяющих, отплыл из главного города Фиджи Сува, чтобы принять непосредственное участие в войне.
Даже в первые дни войны, когда казалось, что эти острова а юго-западной частя Тихого океана находится на огромном расстоянии от театра военных действий, стройные, рослые красивые островитяне часто выражали желание выступить против врага.
Некоторые из них поступили на службу в Королевский Морской Флот, другие стали летчиками, бойцами австралийских и новозеландских наземных вооруженных сил. Однако впервые жители Фиджи после соответствующей военной подготовки выступили против японцев лишь в боях за Соломоновы острова.
Фиджийские «коммандос» показали себя несравненными бойцами в условиях джунглей, мастерами маскировки, храбрецами в открытом бою. Их неписаный закон войны гласит: каждый японец должен быть либо убит, либо взят в плен».
Однажды фиджийцы выследили японский патруль, спускавшийся вниз по реке. Не подозревая о присутствии незримых наблюдателей, японцы спокойно продолжали свой путь, пока не были полностью уничтожены огнем фиджийских стрелков.
В другой раз американский офицер отправил группу фиджийских бойцов в разведку.
Когда бойцы вернулись, офицер спросил: «Много ли солдат имеется у врага?» «Имелось» — многозначительно поправили офицера фиджийцы.
Решение обучить островитян военному делу и сформировать из них отряд «коммандос» было принято после переговоров местных британских властей с фиджийскими старейшинами», писало издание.
И продолжало: «Организация местной власти, подчиненная британской администрации, предоставляет народу значительную долю ответственности за руководство своей судьбой. Каждая деревня имеет своего уполномоченного, который, предварительно посоветовавшись с местными старейшинами, выступает от имени всего населения деревин.
Деревни распределены по округам, округа образуют провинции, возглавляемые вождями. В каждой провинции есть свой провинциальный совет, решения которого, по одобрении губернатора, приобретают силу местного закона.
Совет старейшин представляет всю колонию. С этим советом консультируется правительство при разрешении вопросов, связанных с судьбами фиджийского народа. Из списка, представленного советом старейшин губернатору, избираются пять представителей народа Фиджи для работы в Законодательном совете.
В законодательном совете имеются представители индийцев, защищающие интересы своих земляков, прибывших в свое время из Индии для работы на сахарных плантациях. Они сейчас составляют почти половину населения страны.
Фиджийцы принимают активное участие в борьбе за повышение уровня жизни населения. Прекрасным примером является центральная медицинская школа в Суве. В 1884 году была открыта небольшая медицинская школа для подготовки фиджийских врачей.
Немало трудностей пришлось преодолеть, чтобы привить населению основные правила санитарии и гигиены, сознание необходимости обращаться время от времени к помощи врача.
Фиджийцы верили, что всякая болезнь является делом злых духов. Поэтому они не придавали значения даже своим традиционным лечебным средствам, не говоря уже о новых методах лечения.
Однако несмотря на суеверие, на трудности с языком и подозрительное отношение туземцев к европейским врачам и сестрам, 8 молодых фиджийцев получили в 1889 году право заниматься врачебной практикой. Они вместе с другими, которые были выпущены школой после них, начали работать в госпиталях под наблюдением врачей-европейцев.
Опыт оказался настолько удачным, что в 1928 году в Суве была открыта центральная медицинская школа. Отныне медицинское образование могут получать и жители других территории юго-западной части Тихого океана — Западного Самоа, островов Кука, Тонга. Джильберты и Эллиса (острова Гилберта и Эллис Прим. Portalostranah.ru), Новогебридских и Соломоновых.
Деятельность туземных врачей, из которых некоторые возглавляют госпитали, не ограничивается только лишь архипелагом Фиджи, а распространяется на самые отдаленные острова юго-западной части Тихого океана.
Одновременно работает центральный институт, готовящий акушерок и медицинских сестер. Начало этому институту было положено много лет назад, когда несколько фиджийских девушек, получивших основные знания в области ухода за роженицами и новорожденными, были направлены в деревню на практику. Народ скоро оценил их деятельность, и потребность в медицинском персонале настолько возросла, что его не хватает. Правительство поэтому еще до войны расширило школу, для того чтобы она могла пропускать больше учениц. В 1939 году в школе училось 26 сестер, сейчас —около 90.
Учатся в школе девушки, приезжающие с самых дальних островов. Это обучение больше чем что-либо другое помогло примирить туземцев с европейскими идеями и завоевать доверие народа к современным врачебным методам помощи и ухода за больными, детьми и беременными женщинами.
Острова Фиджи превратились в коронную колонию лишь в 1874 году. Приветствуя это событие, король Такомбау обратился со следующим посланием к королеве Виктории:
«Король передает ее величеству свою любимую старую палицу войны, бывшую до сих пор единственным символом закона на островах Фиджи. Многие из его народа погибли при старом законе, но сотни тысяч остались в живых, чтобы пользоваться жизнью в новых лучших условиях.
Вместе с этой эмблемой прошлого король шлет ее величеству свои заверения в любви. Он уверен в том, что королева и ее дети смогут обеспечить процветание его детей и народа, идущих сейчас навстречу цивилизации, которую несет с собой господство ее величества».
Палица войны, украшенная серебряной короной и скульптурами голубей, была возвращена на острова Фиджи Королем Георгом V в 1932 году. Она символизирует теперь власть законодательного совета Фиджи.
Джозефина Камм».
Так писала газета «Британский союзник» № 51(123) от 17/12/1944 об истории Фиджи под британским правлением.
Информация по теме: Палица Такомбау и законодательная система Фиджи, а также булава как часть традиций британского парламента
Фотография палицы Такомбау в описи британского хранилица.
Надпись на фото гласит: «Боевая палица Такомбау, короля Фиджи, и она же церемониальная булава Фиджийской палаты общин, 1871-1874. Представлена как дань верности королеве Виктории в ходе уступки Фиджи, октябрь 1874 г.. Возвращено на Фиджи в 1932 г.».
Фото 1932 г., Национальный архив Великобритании.
Развивая тему из «Британского Союзника», поговорим далее о палице Такомбау и законодательной системе Фиджи подробнее, ведь это интересно. Опираться мы будем либо на архивные, либо на фиджийские источники. И что вообще значит булава как часть традиций британского парламента.
В дни, когда палица войны была возвращена на острова Фиджи Королем Георгом V в 1932 году, американский журнал Time писал в своем выпуске от 17/10/1932 в заметке с кричащим названием «Острова Фиджи: крушащая дубина Такомбау» о палице войны Такомбау следующее: «Законодательные булавы (legislative mace) — церемониальные символы парламентской власти, принятые в ряде парламентов, является производными от военных дубин. Немногие законодательные булавы по-настоящему похожи на такие дубины. И почти никакая из таких церемониальных булав в прошлом не была настоящим оружием. Однако на прошлой неделе Законодательный совет островов Фиджи получил настоящее оружие — военную дубину-палицу.
В последующем не один член Законодательного совета Фиджи не может внести законопроект, выступить с речью или проголосовать, если почтенный раздробитель черепов короля Такомбау, последнего аборигенного правителя Фиджи, не лежит на столе в зале заседаний Законодательного совета. До того эта палица — раздробитель черепов имела интересную историю. Сначала она колотила головы...».
Отметим, что «палица, сделанная из типа твердой древесины под названием «гади», украшена короной и символами мира, а именно маленькими серебряными голубями и оливковыми ветвями», пишет современная публикация Австралийского национального университета. «Декорирование палицы эти символами мира произошло, когда Такомбау обратился в христианство», указывает один фотограф-европеец, не так давно проводивший фотосъемку этой реликвии в стенах фиджийского парламента. Сам Такомбау называл эту свою палицу Ai Tutuvi Kuta i Radini Bau (букв. покрывало королевы Мбау (Мбау, или на фидж. Bau, остров у восточного побережья главного фиджийского острова Вити-Леву, с Мбау происходил и был его вождем Такомбау, и оттуда он начал свое завоевание и объединение всего Фиджи) и эта палица «была использована Такомбау в бою», дополняет современная публикация Австралийского национального университета.
Заметим попутно, что согласно упомянутой публикации Австралийского национального университета, когда на Фиджи в 1970-2000-х гг. существовал двухпалатный парламент и второй, верхней палатой был сенат, то церемониальной булавой фиджийского сената была еще одна палица Такомбау, отбитая последним «в ходе боевых действий с горными племен в 1874 году».
Открытие сессии парламента (Палаты представителей) Республики Фиджи. На среднем плане на столе возлежит палица Такомбау - как символ власти спикера и парламента.
Современная фотография из фиджийской газеты Fiji Sun.
И здесь мы на некоторое время отвлечемся от королевской палицы Такомбау, чтобы напомнить о том, как было устроено управление Фиджи при британском правлении.
Как указывается на сайте парламента Фиджи: «Первый орган парламентского типа Фиджи был создан в ноябре 1871 года (т.е. еще до того, как Фиджи стала колонией Великобритании — за три года до этого упомянутый выше Такомбау создал первое правительство западного типа на Фиджи Прим. Portalostranah.ru).
В октябре 1874 года Фиджи была провозглашена британской колонией, а затем передана в ведение генерал-губернатора и Законодательного совета, представляющих британскую корону (10 октября 1874 г. первый губернатор сэр Робинсон (Robinson) учредил Исполнительный совет с самим собой в качестве главы и из шести других европейцев. В 1875 г., в дополнение к Исполнительному совету, новый губернатор Фиджи сэр Артур Гордон (Arthur Hamilton-Gordon, 1st Baron Stanmore) создал новый Законодательный совет, состоящий из 10 назначенных членов, все из них назначались: шестеро из которых были официальными лицами — государственными служащими (как правило, руководителями правительственных ведомств), в том числе сам губернатор Фиджи, а кроме того секретарь колонии (осуществлявший повседневную исполнительную власть), а также главный судья Фиджи и генеральный прокурор Фиджи. Четверо неофициальными лицами — представителями местного европейского населения. Все члены тогдашнего Законодательного совета Фиджи были европейцами.
В 1964 году в систему правительства Фиджи впервые была введена процедура выборов членов Законодательного совета и распределение среди них конкретных правительственных портфелей. (Отметим, что в 1963 году женщины на Фиджи получили избирательные права, тогда же коренные фиджийцы впервые были уполномочены непосредственно голосовать за своих представителей в Законодательном совете. При том, что уже и раньше губернатор стал назначать в Законодательный совет представителей местного фиджийского населения и индийцев. Законодательный совет, избранный в 1963 году состоял из 37 членов. Среди других, в составе Законодательного совета теперь имелось 12 избранных населением членов, которые были выбраны по принципу четыре представителя от трех из основных этнических групп: коренных фиджийцев, индийцев и европейцев. Законодательным советникам от каждой расы было разрешено делегировать два своих представителя в Исполнительный совет, которые заседали там, наряду с постоянными членами, назначенными в Исполнительный совет губернатором. Прим. Portalostranah.ru).
В июле 1965 года в Лондоне прошла конституционная конференция, чтобы обсудить дальнейший прогресс на пути независимости и самоуправления Фиджи.
В 1967 году на Фиджи была введена министерская система правления. (Таким образом Фиджи получило правительство ответственное не перед губернатором, а перед Законодательным советом. До того в том числе и представители Законодательного совета, которые делегировались в Исполнительный совет, могли быть отстранены только губернатором. Прим. Portalostranah.ru)
10 октября 1970 года Фиджи получило независимость от Великобритании и провозгласило себя в качестве парламентской демократии. Как бывшая британская колония, Фиджи приняла двухпалатную парламентскую систему Вестминстерской модели. 27 ноября 1970 года генерал-губернатор сэр Роберт Сидни Фостер (Robert Sidney Foster) выступил на совместном заседании Палаты представителей и Сената, чтобы официально открыть первый в истории Фиджи парламент. (Законодательный совет таким образом получил название Палаты представителей, но также был учрежден и сенат Прим. Portalostranah.ru)
Парламентское правление на Фиджи было нарушено в результате военного переворота в 1987 г.. Фиджи вернулись к парламентской демократии 29 июня 1992 года...Еще один военный переворот произошел в 2006 году.
После разработки новой конституции (уже как Конституции Республики Фиджи), были проведены выборы в сентябре 2014 года для того, чтобы выбрать избрать новый парламент. Новый парламент начал работу 6 октября 2014 года.
Парламент Республики Фиджи является однопалатным законодательным органом, состоящим из 50 членов, избираемых по открытому списку по системе пропорционального представительства в одном национальном многомандатном избирательном округе», отмечается на сайте парламента Фиджи (по состоянию на март 2016 г.).
Заметим, что полномочия сената были прекращены по Конституции 2013 г., по ней же было отменено формирование избирательных округов по этническому принципу. До того в парламенте существовала система квот отдельно для коренного фиджийского населения, отдельно для индийцев (община индийцев появилась на Фиджи в период британской колонии, когда и Индия также была Британской, и индусы вербовались на работу на Фиджи на плантации сахарного тростника). Также в 2013 г. было закреплено, что Фиджи является республикой (первоначально страна была провозглашена республикой была после осуждения стороны Британского Содружества в конце 1980-х гг. фиджийского военного правительства за дискриминацию индийской общины, теперь же когда многие индийские фиджийцы уехали, дискриминация индийцев на законодательном уровне, веденная за 15-20 лет до того, Конституцией 2013 г. была прекращена, но английский монарх так и не восстановил свои права в качестве главы государства Фиджи, как это было при Содружестве. Подробнее о политической истории Фиджи здесь).
Палица или булава Такомбау как церемониальная булава Палаты представителей парламента Фиджи.
«Палица, сделанная из типа твердой древесины под названием «гади», украшена короной и символами мира, а именно маленькими серебряными голубями и оливковыми ветвями», пишет современная публикация Австралийского национального университета.
«Декорирование палицы эти символами мира произошло, когда Такомбау обратился в христианство», указывает один фотограф-европеец, не так давно проводивший фотосъемку этой реликвии в стенах фиджийского парламента.
Теперь вернемся к палице Такомбау. Как вспоминает один европеец (долгое время пребывавший на Фиджи), палица Такомбау, после того как была отослана фиджийским королем британской монархине Виктории, находилась Виндзорском замке (загородной королевской резиденции в Великобритании), скрытая из глаз общественности на добрых 60 лет, пока в один прекрасный день кто-то не написал письмо в Лондон, спрашивая что же случилось с палицей. Это письмо было воспринято королем Георгом V, который затем отправил палицу, (или иначе) булаву, обратно на Фиджи, чтобы та послужила церемониальной булавой в Законодательном совете, а затем, после независимости, эта же церемониальная булава стала булавой в Палате представителей в парламенте Фиджи.
«Особенностью места проведения заседания Палаты представителей (Отметим, что парламент Фиджи размещается в здании европейской постройки в столице страны Суве Прим. Portalostranah.ru), является размещение сидения спикера во главе зала заседаний, а также центральный стол, на котором размещают палицу (mace) на время проведения заседания. Палица является символом власти спикера как главы парламента. Палица помещается в специальных скобах-держателях на центральном столе залы парламента в начале парламентского слушания, и находится там целый день. Когда палицу уносят в конце дня, то это является сигналом к окончанию работы парламента в данный день», указывает сайт парламента Фиджи.
Как уже поняли читатели, хотя палица в фиджийском парламенте ведет свою родословную из каннибальского прошлого Фиджи, достаточно вспомнить строки из цитировавшегося выше письма Такомбау королеве Виктории «король передает ее величеству любимую старую палицу войны, бывшую до сих пор единственным символом закона на островах Фиджи» или приводившуюся выше цитату из журнала Time «палица — раздробитель черепов имела интересную историю, сначала она колотила головы», но также палица в фиджийском парламенте происходит из традиций британского парламента — там она символизировала власть британского монарха.
Как писала фиджийская газета Fiji Sun в публикации от 18/05/2015, где кстати палица переводится более изящным словом «булава» (вообще же в оружейной классификации считается, что булава — это усовершенствованная палица, палица же — это просто дубинка):
«Булава в древней Англии была разновидностью боевой дубины, которая использовалась средневековом бою. Большинство из них были выполнены в виде простых деревянных палок или коротких посохов, предназначенных для того, чтобы ломать кости. Те булавы, которые использовались рыцарями и дворянами, могли быть очень богато украшены и часто были снабжены металлическими шипами, чтобы сделать такие булавы более смертоносными.
Возлагая булаву на столе (в зале заседаний парламента), (английский) король провозглашал, что он находится в мире с парламентом и предоставляет ему полномочия для работы.
Так как мало кто мог читать или писать в те дни, королевские приставы (т.е. его тогдашние телохранители монарха) имели в нижней части своих булав изображение печати с королевским гербом. И последнее означало, должностные лица, которые несли эти булавы, могли задерживать любого человека без ордера на арест. Таким образом булава стала символом королевской власти», указывает газета.
И в современном британском парламенте булавы символизируют власть монарха (традиция булавы в британском парламенте настолько давняя, что называют только один период, когда с 1653 г. и на время республики в Великобритании, булава в парламенте не присутствовала, и тогда же традиция церемониальной булавы, которую он назвал «дурацкой безделушкой» была высмеяна Оливером Кромвелем). Тем не менее, с восстановлением монархии, каждый день перед началом заседания в каждую из двух палат парламента Великобритании до сих пор вносятся по булаве, и если булава не внесена, то палата не может начать заседание. Вечером булавы уносят. Такая же история происходит и в фиджийском парламенте (за тем исключением, того что Фиджи теперь республика, и булава в парламенте сейчас символизирует не королевскую власть, но власть спикера и парламента, освященную именем короля Такомбау, считающегося основателем фиджийского государства. При этом, напомним, когда палат в фиджийском парламенте было две, у сената также имелась своя булава, хотя дополним, что сенат и проводил свои заседания в том же зале, что и Палата представителей, попеременно с ней).
Парламент Великобритании. Церемониальную булаву, аналог которой в фиджийском парламенте играет палица Такомбау, вносят в Палату общин.
Кадр Британской вещательной корпорации.
Газета Fiji Sun, после того как рассказывает в свой статье приведенную выше историю булавы, как части английской парламентской церемониальной традиции, то переключается на историю булавы (палицы) Такомбау, вспоминая письмо короля Фиджи Такомбау (Cakobau) королеве Виктории. Но на этом фрагменте, уже пересказанном в газете «Британский союзник» выше, мы останавливаться еще раз не будем.
Газета Fiji Sun затем пишет: «Булава (иначе говоря, палица Такомбау Прим. Portalostranah.ru) во время заседания парламента должна находиться на своем месте — на столе каждый раз, когда спикер или вице-спикер находится в кресле. Если булава не на своем месте, то парламент не может заседать.
Вы можете увидеть булаву, если придете в любой день займете место на галере для посетителей в зале заседания (фиджийского) парламента. Или же приходите рано утром, чтобы увидеть зрелище, когда булаву вносят в зал заседаний.
Фиджи имеет официального булавоносильщика (mace bearer). Эта должность исполняется сотрудником полиции, который в парадной форме, вносит булаву на плеча в палату, сопровождая спикера парламента в зал заседаний... В конце дня булавоносильщик снимает булаву со стола и сопровождает спикер в церемонии шествия из палаты.
Должность булавоносильщика может быть однозначно расценена как фиджийское изобретение. В других парламентах мира эту должность исполняет парламентский пристав. Фиджи также имеет парламентского пристава, который, как и булаваносильщик, является офицером полиции, который сидит во время сессий другом конце зала заседаний парламента, как можно ближе к спикеру.
В парламентах других стран парламентский пристав является высокопоставленным членом парламентского секретариата. Парламентский пристав в таких странах часто служит в качестве старшего клерка за столом.
Как следует из наименования этой должности, парламентский пристав несет ответственность за безопасность парламента. Спикер может позвонить парламентскому приставу для того чтобы тот вывел лиц из зала заседаний, если это необходимо для поддержания порядка в палате. Исторически парламентский пристав является единственным человеком, которому разрешается носить оружие в зале заседаний парламента. Даже сегодня, церемониальный мундир парламентского пристава во многих парламентах, как правило, включает в себя меч. Ношение оружия должно было позволить парламентскиому приставу защитить спикера, если в зале заседания неожиданно вспыхнет драка.
Сегодня булава в зале парламента рассматривается только как символ, и уже не считается оружием...
Существуют важные исторические отличия в том, как булава выглядит и лежит на столе в Вестминстере (т.е. британском парламенте) и в парламенте на Фиджи. В обоих парламентах богато украшенный венец булавы указывает на сторону правительства. Тем не менее, если в случае Фиджи корона и крест находятся на верхушке булавы, то в случае Вестминстера на торце. Причина такой разницы восходит к английской древности, когда булава короля несла королевскую печать. На протяжении многих лет печать становилась все больше и больше с добавлением орбиса, короны и креста, в то время как верхушка булавы становилась все меньше. Теперь большинство людей, когда они следят за шествием спикера в (британском парламенте) в Вестминстере даже не осознают, что в этот момент булаву, на самом деле, держат что называется «вверх ногами», когда корона оказывается вверху», указывала Fiji Sun.
Этот обзор был подготовлен Portalostranah.ru по следующим основным источникам: заметке из газеты «Британский союзник» № 51(123) от 17/12/1944 (рус. яз.), статьи фиджийской газете Fiji Sun от 18/05/2015 (fijisun.com.fj — англ.), сайту парламента Республики Фиджи (parliament.gov.fj — 2016 г., англ.), современной публикации Австралийского Национального университета в Канберре: «A Brief History of the Chiefs’ Warriors, Heroes of the World Wars...» (press.anu.edu.au — англ.), фотоблогу threeloosecoconuts.com (анл.) и др. материалам.