Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Исландия – это. Единственная страна Скандинавии, где без перевода могут понять древних викингов; старейший парламент альтинг и др. исл. рекорды. А также история открытия Исландии


Обзор об исландском языке, самом старом парламенте и открытии Исландии, а также о некоторых других исландских рекордах по исландским источникам.



Северное сияние в Исландии можно наблюдать зимой довольно часто. Этот снимок сделан в северо-восточной части Исландии.

Илл. из официальной исландской публикации «Исландия», выпущенной в 2013 году исландским отделом продвижения страны Promote Iceland.

Северное сияние в Исландии можно наблюдать зимой довольно часто. Этот снимок сделан в северо-восточной части Исландии.

Илл. из официальной исландской публикации «Исландия», выпущенной в 2013 году исландским отделом продвижения страны Promote Iceland.

Сначала о том, кто такие викинги с исландской точки зрения. Вот что пишет о викингах в своей известной книге «История Исландии» (1988 г.) современный исландский автор Йоун Р. Хьяульмарссон (цитата по русскому переводу 2003 г.):

 

«В скандинавских странах — Дании, Норвегии и Швеции — эпоха викингов началась в VIII в., и продолжалась до конца XI века. В этот период скандинавские народы фактически вели войну со всем остальным миром. Они во всем превосходили соседей: умелые кораблестроители, дерзкие мореходы и отважные воины; кроме того, население этих стран выросло настолько, что в родных пределах людям просто не хватало пространства и благоприятных возможностей. Страсть к открытию новых земель, жажда богатства и приключений была у скандинавов в крови.

 

Отправляясь в походы, они становились «викингами», т. е. пиратами, которые нападали на другие страны. Первый засвидетельствованный набег викингов на Англию произошел в 793 г., а на Ирландию — в 795 г. Викингов не без основания считали жестокими и коварными врагами, великой угрозой для христиан (скандинавы еще оставались язычниками). Некоторое время спустя викинги стали селиться в чужих странах. Шведы пересекли Балтийское море и основали государство викингов на территории современных России и Украины, а датчане и норвежцы — целый ряд государств в Ирландии, Англии, Шотландии, Франции и других местах. Очень скоро норвежцы заселили острова к северу от Шотландии, а в первой половине IX в. достигли Фарерских островов и обосновались там. Своим названием Фареры (букв. «Овечьи острова») обязаны, вероятно, овцам, которых развели там заселившие эти острова еще раньше ирландцы».

 

Отметим, что термин викинг víkingr происходит от слова vík, что с протонорвежского (древнескандинавского) языка переводится как «залив, бухта». В этом случае викинг — это букв. «человек с залива», или тот, «кто скрывается в бухте, заливе, фьорде». Отметим, что Viken (Víkin) — это также историческое название для района на юго-востоке Норвегии прилежащего к Осло-фьорду, иначе говоря, в окрестностях нынешней столицы Осло. Также vika (ж. р.) — это слово, обозначавшее в протонорвежком отрезок, который могло пройти гребное судно между сменами гребцов. Некоторые выводят термин викинг именно от словечка vika, и таким образом полагают, что «викингами» изначально называли «людей, гребущих посменно».

Исландия — это единственная страна Скандинавии, где без перевода могут понять древних викингов

 

Исландия была заселена викингами, и исландский — это единственный из языков, современные носители которого могли бы понять древних викингов. Вот что об этом пишет официальная исландская публикация «Исландия» (выпущенная на 13 языках в 2013 г. исландским отделом продвижения страны Promote Iceland, цитата по русскому изданию):

 

«Исландский язык является определяющим в культуре страны в основном благодаря ее огромному литературному наследию. Исландцы и сейчас могут читать саги X века на древненорвежском языке оригинала, на котором когда-то говорили во всех скандинавских странах, а теперь он понятен лишь в Исландии, так как язык изменился здесь сравнительно мало на протяжении веков. Кроме того, в XVIII веке в Исландии возникло движение языкового пуризма, когда стране угрожало датское влияние, и с тех пор оно стало доминирующим в языковой политике страны. Вместо того, чтобы привносить в язык иностранные слова для обозначения новых понятий, здесь придумывают новые слова или дают старым словам новые значения, чтобы охранять язык от внешнего воздействия».

В Исландии нет фамилий

 

Страница цитируемой здесь, среди прочего, официальной исландской публикации «Исландия», выпущенной на 13 языках, включая русский, в 2013 г. исландским отделом продвижения страны Promote Iceland.
Страница цитируемой здесь, среди прочего, официальной исландской публикации «Исландия», выпущенной на 13 языках, включая русский, в 2013 г. исландским отделом продвижения страны Promote Iceland.

Попутно отметим, что особенностью Исландии, является то, что в этой стране не привилась европейская система фамилий. Упомянутое издание Promote Iceland пишет: «В Исландии не привилась европейская традиция семейных фамилии и здесь сохраняется система только имени и отчества. Ко всем — включая президента и премьер-министра — обращаются по личному имени, так как отчество (по отцу) говорит лишь о том, чей ты сын или дочь. Отчество по матери вошло в обычай недавно и становится все более распространенным в последнее время». Отметим, что нынешнего (2015 г.) президента Исландии зовут Оулавюр (Олафур) Рагнар Гримссон (Ólafur Ragnar Grímsson), где Гримссон — это отчество, а отца президента звали Гримюр.

Исландия была заселена последней в Европе и до сегодняшнего дня остается самой редко населенной страной на континенте

 

«Исландия была заселена последней в Европе и до сегодняшнего дня остается самой редко населенной страной на континенте», пишет вышеназванное издание Promote Iceland «Исландия».

При открытии Исландии в этой стране не было животных, за исключением полярной лисицы — песца

 

Как пишет Йоун Р. Хьяульмарссон в своей книге «История Исландии» (1988 г.);

 

«При открытии Исландии из млекопитающих, обитающих на суше, водились только полярные лисицы (песцы), вероятно, попавшие в Исландию из Гренландии на дрейфующих льдинах... Поскольку Исландия — это остров, и к тому же весьма удаленный от материковых областей, ее фауна никогда не отличалась большим разнообразием, среди других животных у берегов были многочисленные лежбища тюленей, а в прибрежных водах встречались разные виды китов», — отмечает этот исландский автор.

 

Официальный сайт Исландии Iceland.is (англ.) в свою очередь указывает: «Когда в IX веке страна была заселена, то только полярная лисица (песец) водилась здесь. Она попала на остров в конце ледникового периода, передвигаясь по замерзшему морю.

 

Также и большинство современных отечественных пород, что поселенцы когда-то привезли с собой, сохранились неизменными в изоляции — в Исландии. Исландская лошадь, пожалуй, самый известный пример этого. Другие домашние животные Исландии включают исландских овец, крупный рогатый скот, кур, коз и исландскую собаку...

 

Исландская собака — это особая порода собаки, которая сложилась в изоляции на протяжении веков. Ее знают и любят за прекрасный дружелюбный нрав. Исландская собака имеет такое же происхождение, что и норвежский бухунд, шелти (шетлендская овчарка) и вельш-корги. Она прибыла в Исландию вместе с первыми поселенцами в XI веке.

 

Дикие млекопитающие в Исландии включают песца, норку, мышей, крыс, кроликов и оленей. Белые медведи иногда посещают остров, путешествуя вместе с айсбергами Гренландии. Исландские воды богаты морской живностью, включающей тюленей, китов, дельфинов и более трех сотен видов рыб».

 

Русский справочник «Страны и народы мира» (1998 г.) называют следующих представителей дикой фауны современной Исландии: «песец, норка, северный олень, морской тюлень, встречается белый медведь».

 

Северного оленя (как и всех остальных) завезли переселенцы, а с белым медведем связана более интересная история: хотя Исландия находится в сотнях километрах южнее обычного ареала обитания этих животных, однако белые медведи (правда в единичных количествах), в последние десятилетия все чаще стали приникать в Исландию, что специалисты связывают с глобальным потеплением.

При открытии Исландии две трети страны имели растительный покров. Сейчас менее 1%

 

Как пишет в своей книге «История Исландии» (1988) Йоун Р. Хьяульмарссон: «При открытии Исландии две трети страны имели растительный покров — преимущественно березовые леса. Теперь растительность существует только на четвертой части территории, а леса занимают едва ли 1%».

 

Ему вторит Официальный сайт Исландии Iceland.is (англ.):

 

«Когда в Исландии появились (в IX в.) первые поселенцы, она была широко покрыта лесами. Согласно историческому труду XII века «Книга исландцев» (Íslendingabók) Ари Мудрого (об этой книге см. в нашем обзоре здесь. Прим. Portalostranah.ru), Исландия описывалась как «лесистые горы на берегу моря». Но прибытие людей нарушило чувствительную экосистему Исландии. Лесопользование, чрезмерный выпас скота, вулканическая активность, движения ледников и неблагоприятный климат способствовали эрозии почвы. Сегодня лишь около четверти территории Исландии покрывает какая-либо растительность».

Заселены лишь прибрежные районы Исландии. В Исландии — самые большие в Европе ледники, 10% территории острова подо льдами, и несколько из самых активных вулканов в мире

 

«При том, что более половины населения Исландии, насчитывающего 320 тыс. чел. (2013) живет в столичном регионе, страна остается по большей части необитаемой», пишет здание Promote Iceland «Исландия». Ему вторит документальный фильм «Национальный парк Тингведлир. Совет исландских викингов», снятый при участии ЮНЕСКО (2006 г.): «Центр острова почти пустынен, и 10 % Исландии (в основном, в центральной части) покрыто ледниками».

 

Издание Promote Iceland свою очередь пишет о природной среде Исландии:

 

«Исландия — это самая молодая суша в Европе... Имеющая на своей территории самые большие в Европе ледники и несколько из самых активных вулканов в мире, Исландия широко известна как «страна огня и льда».

 

Говоря про лед, не забудем, что 10 % острова покрыто ледниками. При этом исландская зима сравнительно мягкая для этих широт, ввиду смягчающего Северо-Атлантического течения, проходящего у острова. В Рейкьявике и низменностях на юзе острова средняя зимняя температура всего около 0 гр. по Цельсию, а на высокогорье в этой части острова, в среднем, около −10 ° C. При этом в других частях острова зимой значительно холоднее, и царят настоящие морозы. Лето везде не слишком теплое. В Рейкьявике средняя температура летом 10 гр. по Цельсию, хотя бывают и жаркие недели. В целом климат в Исландии субарктический, и более мягкая погода устанавливается ближе к побережью.

 

Издание Promote Iceland продолжает: «Извержения и вулканическая деятельность на острове обусловлены тем, что Исландия находится на вершине Срединно-Атлантического подводного хребта, который представляет собой область расхождения Северо-Американской и Евразийской тектонических плит на дне Атлантического океана и простирается на 16.000 км. Постоянное движение плит и вызывает землетрясения и вулканические извержения... В Исландии земля у вас под ногами кажется живым, дышащим существом. Булькающие грязевые котлы, вздымающиеся к небу гейзеры, неостывшая лава и извергающийся время от времени вулкан — все в Исландии дает вам почувствовать, что здешний рельеф еще в процессе формирования...

 

Исландия также страна света и тьмы. Ее географическое положение рядом с Северным полярным кругом дарит ей летом почти 24 часа солнечного света в сутки, а зимние дни здесь, наоборот, очень короткие и в основном бессолнечные. Зимы в Исландии сравнительно мягкие и дают возможность полюбоваться великолепным по красоте северным сиянием...»

Традиция использование термальных ванн в Исландии восходит ко времени заселения страны

 

«В Исландии традиция использование термальных ванн для лечения восходит ко времени заселения страны. Знаменитый историк и поэт XII века Снорри Стурлусон (Snorri Sturluson, автор переложений саг и законоговоритель (о них см. здесь) на альтинге), был страстным поклонником водных процедур и устроил для себя термальный бассейн, чтобы просто полежать в горячей воде. Из 13 известных термальных ванн, которыми пользовались исландцы в древности, до сих пор существуют четыре.

 

Сегодня посещение термальных бассейнов является частью социального поведения в Исландии. Многие исландцы ходят в бассейн ежедневно, чтобы пообщаться и обсудить насущные вопросы дня. Это может показаться странным, но в Рейкьявике есть собственный геотермальный пляж с белым песком и теплой океанской водой. Однако есть здесь и любители купаться в холодном океане для укрепления здоровья, так что каждый день вы можете увидеть исландцев, плавающих в холодных водах Атлантики», указывает издание. В то же время фильм ЮНЕСКО приводит следующую статистику: «93 % домов Исландии обогреваются водой от горячих источников».

Исландию заселили позже всех прочих стран Европы: Открытие и заселение Исландии

 

На иллюстрации из издания «История Исландии» (1988 г.) современного исландского автора Йоуна Р. Хьяульмарссона:  На таких судах исландские первопоселенцы плавали по миру. Реконструкция.

На иллюстрации из издания «История Исландии» (1988 г.) современного исландского автора Йоуна Р. Хьяульмарссона:

На таких судах исландские первопоселенцы плавали по миру. Реконструкция.

Карта Исландии нидерландского картографа Абрахама Ортелия (Abraham Ortelius) 1590 года. Карта сопровождается рисунками, изображающих полуфантастических животных.
Карта Исландии нидерландского картографа Абрахама Ортелия (Abraham Ortelius) 1590 года. Карта сопровождается рисунками, изображающих полуфантастических животных.

Далее поговорим подробнее об открытии Исландии.

 

Первые постоянные поселенцы в Исландии появились только ок. 870 г. Это были норвежцы, и они были теми, кого мы называем викингами. Хотя и до того в Исландии периодически бывали посетители — норвежцы, ирландцы, и (возможно) даже случайно заплывали древние римляне.

 

Как пишет вышеупомянутый исландский историк Йоун Р. Хьяульмарссон: «Исландию заселили позже всех прочих стран Европы, Это произошло в начале средних веков, когда соседние страны уже были обитаемы в течение многих тысяч лет. Специфика истории Исландии, следовательно, состоит в том, сто она не имела своего «доисторического» периода... От греческих и римских авторов мы знаем о Туле, или Крайней Туле, самом северном острове в мире, который расположен в шести днях плавания от Британских островов и очень близко от замерзшего моря. Такие сведения сообщает греческий географ и исследователь Пифей из Массилии (Марсель), живший ок. 300 г. до н. э. Не доказано, что этот северный остров был Исландией, но Туле остается самым древним названием страны, которое некоторое время использовали в Средние века.

 

Не так давно при раскопках на юге и юго-востоке Исландии были найдены римские медные монеты, относящиеся примерно к 300 г. н. э. Трудно сказать, как они попали в Исландию. Возможно, их привезли с собой скандинавские колонисты в IX или X в.; но нельзя исключать, что они нашли их в остатках каких-то более ранних поселений...

 

Ирландцы, рано принявшие христианство, начали в Средние века искать пустынные места и удаленные острова, где они могли бы в уединении служить Богу. Эти божьи люди выходили в Северную Атлантику на утлых лодках, которые назывались «каррех». В середине VII в. они обнаружили Фарерские острова, стали селиться там и разводить овец. С Фарер мореплаватели-отшельники продвинулись дальше и в середине или во второй половине VIII в., возможно, достигли Исландии, или Туле (как они ее именовали). Это могло случиться даже раньше, поскольку знаменитый (англосаксонский монах и летописец, живший на Британских островах) Беда Достопочтенный (Beda Venerabilis, годы жизни: 674-735. Упоминаемая книга — «De Ratione Temporum» Прим. Portalostranah.ru) упоминает Туле в своих сочинениях. Ирландский монах Дикуил (Dicuil, жил в VIII веке) преподававший в школе во Франции, оставил запись о неких ирландских священниках, проведших некоторое время в далекой земле, которую они называли Туле, по их словам, совершенно необитаемой. Они попали туда, вероятно, в 795 г. и прожили там около шести месяцев. По их рассказам, в середине лета там было светло днем и ночью, причем настолько, что в полночь они могли искать вшей в своей одежде.

 

Из этих сообщений видно, что ирландцы побывали в Исландии почти за столетие (если не больше) до начала норвежской колонизации.

 

В середине IX в. (или чуть позже) норвежец по имени Наддод (Naddoð, также Naddoður) плыл из Норвегии на Фареры. Как часто бывает в море, корабль сбился с курса, норвежцы не нашли островов, проплыли значительно дальше на северо-запад и неожиданно обнаружили землю, о которой никогда не слышали. Перед ними было восточное побережье Исландии. Желая понять, куда они попали, викинги решили изучить ближайшие окрестности. В конце концов они поднялись на высокую гору и стали осматриваться в поисках дыма или других признаков человеческого жилья, но не заметили ничего похожего и вернулись на корабль. Перед отплытием в горах выпал небольшой снег, и Наддод назвал новую страну «Снежной землей» (Snæland).

 

Следующим викингом, который добрался до Исландии, стал швед Гардар Сваварссон (Garðarr Svavarsson). Чтобы побольше узнать о новой земле, он двинулся вдоль побережья и убедился, что перед ним остров. Обход занял немало времени, и зимние месяцы Гардару и его людям пришлось пережидать в одном из заливов северного побережья. Там они построили несколько домов, и с тех пор это место зовется Хусавик (Húsavík).

 

Вовремя зимовки человек по имени Наттфари, а также раб и рабыня ушли от Гардара и поселились в долине неподалеку от Хусавика. Но толи потому, что это поселение оказалось в некотором смысле случайным, толи потому, что Наттфари не имел достаточно благородного происхождения, он никогда не считался первопоселенцем Исландии. Закончив свой круговой обход, Гардар отплыл в обратный путь. Он назвал открытый им большой остров Гардарсхольм (Garðarshólmi), т.е. «Остров Гардара», и это название некоторое время продолжало употребляться.

 

Норвежский викинг Флоки Вильгердарсон (Flóki Vilgerðarson), впоследствии прозванный Флоки Ворон, был третьим скандинавом, посетившим Исландию. Он направился на поиски Гардарсхольма с намерением обосноваться там, взяв семью, друзей и все свое хозяйство. Флоки был ревностным язычником и поклонялся воронам, а потому взял трех воронов с собой на корабль. Легенда гласит: когда он почувствовал, что земля где-то поблизости, он стал выпускать воронов одного за другим, чтобы они показали ему правильный путь. Первый тут же прилетел назад, второй взмыл в воздух, но тоже вернулся, и только третий полетел вперед и привел корабль к земле.

 

Флоки и его люди прошли вдоль южного берега, обогнули полуостров Рейкьянес (Reykjanes), двигаясь дальше на север, пока не обнаружили фьорд ни северо-западном побережье, где земля оказалась плодородной, а растительность — обильной. Все лето люди занимались заготовкой рыбы, дичи и собиранием яиц, но совершенно забыли про сено, и во время долгой и холодной зимы весь скот погиб от бескормицы. Весной, когда погода улучшилась, Флоки поднялся на гору, поглядел на море и обнаружил, что фьорд все еще покрыт льдом. Исполненный горького разочарования, он назвал землю Исландией — Ísland («Страна льдов»), и это название сохраняется до сих пор.

 

Проведя еще год в западной части Исландии, Флоки отплыл в Норвегию. По возвращении он довольно резко отзывался о новой земле на западе, но некоторые его сотоварищи были другого мнения и хвалили ее. Вероятно, впоследствии Флоки изменил свой взгляд, поскольку через много лет он вновь отправился в Исландию и остался там до конца жизни.

 

Вскоре до сопредельных стран дошли известия, что Флоки со своими людьми открыл на западе необитаемый остров, где хватит земли для всякого, кто захочет там поселиться. Об истории Флоки Вильгердарсон в изложении исландской летописи — книге Landnámabók («Книга о заселении Исландии») см. здесь. Прим. Portalostranah.ru).

 

Узнали об этом и два молодых норвежских викинга, близкие друзья и побратимы (троюродные братья), которые жили на юго-западе страны — Ингольв Арнарсон (Ingólfr Arnarson) и Хьёрлейв Хродмарссон (Hjörleifur Hróðmarsson). Возвращаясь с богатой добычей из похода, они повздорили с сыновьями могущественного ярла (ярл эквивалентен княжескому титулу Прим. Portalostranah.ru) и в схватке убили двоих из них.

 

Разъяренный ярл потребовал в качестве компенсации все их владения. Не имея больше земли в Норвегии, они были вынуждены искать ее где-то в другом месте.

 

Побратимы снарядили экспедицию в Исландию, чтобы увидеть эту страну, пожили некоторое время на юго-восточном побережье и обследовали окрестности. Убедившись, что земля там хорошая и плодородная, они решили переселиться в Исландию насовсем.

 

Вернувшись в Норвегию, они продали все, что не могли взять с собой, посадили на корабли семьи, воинов и рабов, погрузили скот, продовольствие, всевозможный инвентарь и приблизительно в 870 г. отплыли на новую землю.

 

Хьёрлейв был, по-видимому, достаточно индифферентен в религиозном отношении, а вот Ингольв отличался приверженностью традиционным верованиям. Желая узнать от богов, где ему поселиться в этой стране, он сбросил в море высокие столбы от почетного сиденья из своего норвежского дома и объявил, что будет жить там, где по воле богов эти столбы прибьет к берегу. Вскоре после этого они достигли берега. Ингольв обосновался сначала в Ингольвсхёвди на юго-восточном побережье, неподалеку от нынешнего национального парка Скафтафетль. А Хьёрлейв поплыл дальше на запад и поселился в Хьёрлейвсхёвди в центральной части южного побережья, неподалеку от того места, где сейчас находится небольшой городок Вик.

 

Весной Хьёрлейв приказал нескольким ирландским рабам (которых он захватил в одном из походов и привез с собой) вспахать поле и посеять зерно. Однако рабы взбунтовались, убили Хьёрлейва и всех его свободных людей, захватили женщин и отплыли на острова к югу от Исландии, где и поселились.

 

Разные ракурсы памятника первопоселенцу Исландии и основателю Рейкьявика  Ингольву Арнарсону (Ingólfur Arnarson) в парке Arnarhóll, в столице Исландии Рейкьявике.  Этот памятник является одной из самых важных достопримечательностей города. Он был установлен в 1924 г. на пожертвования.

Разные ракурсы памятника первопоселенцу Исландии и основателю Рейкьявика Ингольву Арнарсону (Ingólfur Arnarson) в парке Arnarhóll, в столице Исландии Рейкьявике.

Этот памятник является одной из самых важных достопримечательностей города. Он был установлен в 1924 г. на пожертвования.

Еще один ракурс памятника первопоселенцу и основателю Рейкьявика  Ингольву Арнарсону (Ingólfur Arnarson) в парке Arnarhóll, в столице Исландии Рейкьявике.
Еще один ракурс памятника первопоселенцу и основателю Рейкьявика Ингольву Арнарсону (Ingólfur Arnarson) в парке Arnarhóll, в столице Исландии Рейкьявике.

И еще один ракурс памятника первопоселенцу Исландии и основателю Рейкьявика  Ингольву Арнарсону (Ingólfur Arnarson) в парке Arnarhóll, в столице Исландии Рейкьявике.
И еще один ракурс памятника первопоселенцу Исландии и основателю Рейкьявика Ингольву Арнарсону (Ingólfur Arnarson) в парке Arnarhóll, в столице Исландии Рейкьявике.

И, наконец, заключительный ракурс памятника первопоселенцу Исландии и основателю Рейкьявика  Ингольву Арнарсону (Ingólfur Arnarson) в парке Arnarhóll, в столице Исландии Рейкьявике.
И, наконец, заключительный ракурс памятника первопоселенцу Исландии и основателю Рейкьявика Ингольву Арнарсону (Ingólfur Arnarson) в парке Arnarhóll, в столице Исландии Рейкьявике.

Через некоторое время Ингольв приехал навестить друга и обнаружил, что все убиты. Он горько оплакивал их и сказал, что такое, к сожалению, может случиться с людьми, не верящими более в старых богов. Затем он отправился на острова, убил рабов и освободил женщин, в числе которых была и его сестра Хельга, жена Хьёрлейва.

 

Поскольку викинги иногда именовали ирландцев «западными людьми», исходя из местоположения их земли на своих морских путях, Ингольв, имея в виду беглых ирландских рабов, назвал эти острова Вестман-наэйяр (или «Острова Западных Людей»), и это название сохранилось до сих пор (Вестманнаэйар, Vestmannaeyjar — небольшой архипелаг к югу от Исландии Прим. Portalostranah.ru).

 

Ингольв вместе с людьми и имуществом перебрался в Хьёрлейвсхёвди и жил там год. Во всех своих передвижениях на запад вдоль побережья он постоянно искал свои столбы от почетного сиденья, чтобы узнать, где боги назначили ему поселиться. На третий год своей жизни на новой земле Ингольв построил дом у горы Ингольвсфетль, неподалеку от того места, где сейчас находится город Сельфосс. Следующим летом рабы, посланные им обследовать местность, нашли наконец столбы, прибитые к берегу в небольшом заливе или фьорде на юго-западном побережье; Ингольв был так обрадован, что даровал им свободу и немного земли. Находку рабов он истолковал как волю богов, пожелавших указать ему на сей раз место постоянного обитания. Увидев пар от горячих источников, поднимавшийся от земли, Ингольв назвал это место Рейкьявик (Reykjavík), что значит «Залив Дымов». Ныне здесь находится столица Исландии.

 

Земли, которые Ингольв взял в свое владение, включали всю юго-западную часть страны — от Квальфьорда («Китового фьорда») на западе до реки Эльфус на востоке. Поскольку земель было гораздо больше, чем он мог обрабатывать, он продал или подарил значительную их часть друзьям и родственникам, которые приехали позже. Традиционно считается, что Ингольв начал заселение Исландии в 874 г., хотя на самом деле это могло произойти немного раньше.

 

После того как Ингольв и его жена Халльвейг Фродадоттир поселились в Рейкьявике, приток поселенцев в Исландию стал расти. Период примерно с 870 до 930 г. называется «эпохой заселения», поскольку именно в это время были заявлены права на наиболее пригодные для обитания районы Исландии и они были освоены», — пишет Йоун Р. Хьяульмарссон. Об истории Ингольва Арнарсона и Хьёрлейва Хродмарссона в изложении исландской летописи — книге Landnámabók («Книга о заселении Исландии») см. здесь.

Ни одна нация в мире не имеет столь четких письменных свидетельств о своем происхождении, как исландцы


Йоун Р. Хьяульмарссон в своей цитируемой нами книге напоминает, что о событиях того далекого периода (о котором мы говорили выше) истории открытия и заселения Исландии мы знаем из древней литературы и других источников, прежде всего из «Книги об исландцах» (Íslendingabók)  и «Книги о заселении страны» ( Landnámabók). Ни одна нация в мире не имеет столь четких письменных свидетельств о своем происхождении, как исландцы.

 

Несколько подробнее об этих книгах:

 

1. Книга исландцев (Íslendingabók) — старейшее из известных исторических сочинений Исландии. Была написана на староисландском языке по около 1125 года исландским священником Ари Торгильссоном (Ari fróði Þorgilsson, также известен как Ари Мудрый; годы жизни: 1068-1148) по различным доступным ему трудам и летописям. Книга сохранилась в списке XVII века.

 

2. Landnámabók («Книга о заселении Исландии») делится на пять частей и более 100 глав. Первая часть рассказывает о том, как был найден остров. Более поздние части содержат описание населения страны — района за районом, начиная с запада и заканчивая югом. В более поздних частях рассказывается о важных событиях и семейных историях XII века, пересказывая и анекдоты.

 

Книга включает истории 435 мужчин в качестве первопоселенцев Исландии, а затем рассказывает в общей сложности о 3000 чел. Landnámabók сохранилась в пяти средневековых списках: Sturlubók («Книга Стурлы») — старейший, записанный между 1275 и 1280 годами Стурлой Тордарсоном (1214–1284); древний пергамент сгорел при пожаре в Копенгагене в 1728 г., но осталась копия XVII в. Йоуна Эрлендссона (ум. в 1672 г.); единственный вариант, сохранившийся полностью;

 

Hauksbók («Книга Хаука») — рукопись Хаука Эрлендссона, записанная между 1306 и 1308 годами на основе Sturlubók и утраченной версии Стюрмира Карасона; от нее самой осталось 18 листов, но Йоун Эрлендссон сделал копию, которая сохранилась;

 

Melabók («Книга Мелара») — предположительно написана ок. 1272 г. Снорри Маркуссоном из Мелара (ум. в 1313 г.); сохранилась фрагментарно, однако именно этот вариант наиболее точно передает первоисточник; Skarðsárbók («Книга Скардсау») — бумажная рукопись, записана в 1636 году и обработана Бьёдном Йоунссоном из Скардсау (1574–1655); Þórðarbók («Книга Торда») — бумажная рукопись также XVII в., написанная пастором Тоурдом Йоунссоном из Хитардаля (ум. в 1670 г.).

 

Списки книг большей частью хранятся в Исландии.

 

Фрагмент из Landnámabók («Книга о заселении Исландии») о путешествии Флоки Вильгердарсона (см. о нем выше) в Исландию и наименовании им страны Исландией (Ísland, «Страна льдов»):


«Флоки поплыл на Фарерские острова и выдал там свою дочь замуж. Ее потомком был Транд из Гаты. Оттуда Флоки вышел в море с теми тремя воронами, которых освятил в Норвегии. Когда он выпустил первого, тот полетел за кормой; второй поднялся в небо и вернулся на корабль; третий полетел вперед, в том направлении, где они обнаружили землю. Они подошли с востока к Рогу, а затем поплыли на юг вдоль берега.

 

Когда они плыли на запад вокруг Мыса Дымов, им открылся фьорд, и они увидели Мыс Снежной Горы, тогда Факси произнес:

 

— Должно быть, мы нашли большую землю. Здесь большие реки.

 

С тех пор это место называется Устьем Факси.

 

Флоки с людьми поплыл на запад через Широкий Фьорд и пристал в том месте, что теперь называется Озерный Фьорд, у Крутого Побережья. Воды фьорда были полны рыбой, и, занимаясь рыбной ловлей, они не позаботились заготовить сено, и весь их скот за зиму погиб. Всю весну было холодно. Тогда Флоки поднялся на одну высокую гору и увидел на севере за горами фьорд, заполненный плавающим льдом. Поэтому они назвали эту страну Исландией — Ледовой Страной, как она с тех пор и называлась».

 

Фрагмент из Landnámabók («Книга о заселении Исландии») о переезде Исландию Ингольва Арнарсона (Ingólfr Arnarson) и Хьёрлейва Хродмарссона (Hjörleifur Hróðmarsson) — о них. см. выше.

 

«Побратимы Ингольв и Хьёрлейв отправились в поход с сыновьями ярла Атли Тощего из Гаулара, Хастейном, Херстейном и Хольмстейном. Все их дела были удачными, и когда они вернулись домой, то договорились о совместной поездке и на следующее лето.

 

В эту зиму троюродные братья устроили пир для сыновей ярла. И на пиру Хольмстейн поклялся, что не женится ни на какой другой женщине, кроме как на Хельге, дочери Эрна. Эта клятва людям не понравилась, а Хьёрлейв покраснел, и охладели их отношения, когда они разъезжались с праздника.

 

Следующей весной троюродные братья начали готовиться к военному походу и решили выступить против сыновей ярла Атли. Они сошлись на Хисаргавле, и Хольмстейн с братьями стремительно напал на Лейва и его людей. В то время как они сражались, на помощь к людям Ингольва прибыл Эльмод Старый, сын Херда-Кари, родич Хьёрлейва. В это битве Хольмстейн погиб, а Херстейн бежал.

 

Тогда Хьёрлейв отправился в поход. А следующей зимой Херстейн опять выступил против людей Лейва, намереваясь убить их, но они узнали о его передвижениях и выступили ему навстречу. Случилось тогда еще одно большое сражение, и там погиб Херстейн. После этого троюродных братьев покинули их друзья из Фирдафюльки. На встречу к ярлу Атли и Хастейну были посланы люди, чтобы просить мира, и они договорились на том, что Хьёрлейв с братом отдадут свои владения ярлу и его сыну.

 

Троюродные братья подготовили большой корабль, который у них был, и отправились на поиски земли, которую открыл Вороний Флоки и которая была названа Исландией. Они нашли эту страну и высадились в Восточных Фьордах, в Южном Лебяжьем Фьорде. Земля на юге им больше понравилась, чем на севере. Они провели в этой стране одну зиму, а затем вернулись в Норвегию....

 

После этого Ингольв вложил деньги в поездку в Исландию, а Хьёрлейв отправился в викингский поход на запад... Хьёрлейв совершил много набегов в Ирландии и захватил там много богатств. Он захватил там и десять рабов, которых звали Дувтак, Гейрред, Скьяльдбьерн, Халльдор и Дравдрит и других. После этого Хьёрлейв вернулся в Норвегию и встретился там со своим троюродным братом Ингольвом. А до этого он женился на Хельге, дочери Эрна, сестре Ингольва.

 

Этой зимой Ингольв совершил большое жертвоприношение, чтобы узнать свою судьбу, а Хьёрлейв никогда не совершал жертвоприношений. Предсказания направили Ингольва в Исландию.

 

После этого каждый из них снарядил свой корабль для путешествия в Исландию. Хьёрлейв погрузил на корабль свое награбленное добро, а Ингольв — их общий скот. И как только они были готовы, отплыли в море.

 

В то лето, когда Ингольв с братом отправились в Исландию, Харальд Прекрасноволосый уже двенадцать лет был конунгом в Норвегии. От сотворения мира тогда было 6073 года, а от воплощения Господа — 874 года.

 

Они плыли вместе, пока не увидели Исландию, тогда они разделились. Увидев Исландию, Ингольв на счастье бросил за борт столбы от своего почетного сидения. Он заявил, что поселится там, где столбы прибьет к берегу.

 

Ингольв высадился на землю в том месте, которое сейчас называется Ингольвов Мыс, а Хьёрлейв поплыл на запад вдоль берега, и закончились у него запасы пресной воды. Ирландские рабы посоветовали ему смешать муку с маслом и сказали, что это блюдо не вызывает жажды. Они назвали его минтаком. Но как только они его приготовили, пошел сильный дождь, и они собрали воду в полотнища палаток. Когда же минтак начал плесневеть, его пришлось выбросить за борт, и то место, куда его снесло течением, сейчас называется Минтачной Косой.

 

Хьёрлейв пристал к берегу у Хьёрлейвова Мыса, там тогда был фьорд, и осмотрел залив внутри этого мыса. Хьёрлейв велел построить там два здания, одно было длиной 18 сажен, а второе — 19. Хьёрлейв остался там на зиму. А весной он захотел сеять. У него был только один бык, поэтому он велел тянуть плуг рабам.

 

Когда Хьёрлейв со своими людьми был дома, Дувтак придумал план, по которому они должны были убить этого быка и сказать, что его задрал медведь, а потом посоветовать Хьёрлейву искать этого медведя.

 

Потом они рассказали об этом Хьёрлейву. И когда люди пошли искать медведя и рассыпались по лесу, рабы напали на каждого из них по отдельности и всех убили. Затем они бежали, захватив женщин, имущество и лодку. Рабы отправились на острова, что виделись в море на юго-востоке, и жили там некоторое время.

 

Рабов Ингольва звали Вивиль и Карли. Он послал их на запад вдоль берега моря искать свои столбы от почетной скамьи. А когда они пришли на Мыс Хьёрлейва, то обнаружили там мертвого Хьёрлейва. Они вернулись и рассказали Ингольву о случившемся. Тот выразил неодобрение убийством Хьёрлейва и его людей.

 

После этого Ингольв отправился на запад к Мысу Хьёрлейва. Увидев мертвого Хьёрлейва, он сказал: Что за горькая судьба у столь доброго воина — быть убитым рабами. Вот что случается со всеми, кто не хочет жертвовать.

 

Ингольв велел похоронить Хьёрлейва и его людей и забрать его корабль и вещи.

 

Тут Ингольв вышел на мыс и увидел острова, лежащие в море на юго-западе; ему пришло в голову, что рабы могли бежать туда, поскольку лодка тоже исчезла. Они поплыли к островам искать рабов и нашли их в месте, которое называется Перешеек. Когда Ингольв со своими людьми подошёл к ним, они сидели за едой. Рабы пришли в ужас и бросились врассыпную. Ингольв убил их всех. Место, где погиб Дувтак, называется Дувтаковой Расселиной.

 

Многие бросились со скалы, которая с тех пор носит их имя. Острова, на которых были убиты эти рабы, позже назвали Островами Ирландцев, потому что они были ирландцы (имеются ввиду исландские острова Вестманнаэйар (или «Острова Западных Людей», исландцы именовали ирландцев «западными людьми». Прим Portalostranah.ru) ...»

 

Современный исландский историк Йоун Р. Хьяульмарссон пишет в своей «Истории Исландии» (1988 г«) о жизни первых переселенцев и о «Книге об исландцах» и «Книге о заселении страны» (Landnámabók):

 

«Эти древнейшие источники содержат более 400 имен переселенцев, а также их родословные и сообщают, откуда они приплыли и где поселились. Естественно, что в Исландию приехало гораздо больше людей, поскольку фиксировались имена только самых знатных и выдающихся вождей. Наряду с Ингольвом Арнарсоном, обосновавшимся в Рейкьявике, наиболее известными были Скаллагрим Квельдульвссон и Ауд Мудрая на западе, Ингимунд Старый и Хельги Тощий на севере, Хродлауг Регнвальдссон на востоке и Кетильбьерн Старый на юге.

 

Основная часть переселенцев прибыла из западной и юго-западной Норвегии, некоторое число — из других скандинавских стран, в то время как значительное количество было родом с Британских островов, преимущественно из Ирландии, Шотландии и островов к западу и северу от Шотландии. Смешавшись (во всех смыслах), эти поселенцы вскоре превратились в новый народ, исландцев, который создал собственные обычаи, культуру, язык и литературу.

 

Для переселения в Исландию у людей были самые разные причины. Во многих странах наблюдался хронический недостаток земель; кто-то хотел найти убежище от притеснений и жестокости.

 

Земли и свободу Исландия предоставляла в избытке. В это время норвежский король Харальд Прекрасноволосый (Харальд, древнесканд. Haraldr hárfagri, норвежск. Harald I Hårfagre, первоначально один из норвежских локальных владетелей, а затем первый король объединенной Норвегии (правил в качестве короля в 872 — 930 гг.; годы жизни: 850-932). За два года до кончины передал власть сыну. Прозвище «Прекрасноволосый» получил после того как стал снова расчесывать волосы после объединения им Норвегии, до того (по данному им своей потенциальной невесте обету) не расчесывал их, а потому имел прозвище «Косматый» Прим. Portalostranah.ru) занимался объединением своей страны; последовавшие военные столкновения и конфликты заставили многих богатых и знатных людей встать в оппозицию к королю и покинуть Норвегию. Другие были недовольны растущей регламентацией жизни, налогообложением и притеснениями и тоже предпочли отправиться в Исландию.

 

Королю, естественно, не могла понравиться массовая эмиграция; силой ее приостановить не удалось, и тогда было выработано положение, согласно которому человек, уезжающий в Исландию, должен заплатить отступной налог. Этот налог продолжал взиматься даже после окончания эпохи заселения. Следует принять во внимание еще один важный фактор: в эпоху викингов темп жизни внезапно стал настолько динамичным, что путешествия по открытому морю казались обычным делом, а переезд из одной страны в другую — почти рутиной.

 

Вскоре новые обитатели Исландии установили правила присвоения земли. Мужчине разрешалось заявить свои права на такое количество земли, какое он мог за один день ограничить цепью костров, зажженных в пределах видимости один от другого. Для женщин существовало другое правило: за день (от восхода до заката) обвести телку вокруг выбранной ими территории.

 

Число жителей Исландии в конце периода заселения (930 г.) точно неизвестно, но по некоторым оценкам оно приближалось к 60 тыс. человек».

 

В то время страна выглядела несколько иначе, чем в наши дни. Горы и возвышенности, вулканы и ледники были почти такими же, но растительности было гораздо больше. Ученые подсчитали, что к началу заселения две трети страны имели растительный покров — преимущественно березовые леса.

 

Теперь растительность существует только на четвертой части территории, а леса занимают едва ли 1%. Поскольку Исландия — это остров, и к тому же весьма удаленный от материковых областей, ее фауна никогда не отличалась большим разнообразием. Из млекопитающих, обитающих на суше, водились только лисицы, вероятно, попавшие в Исландию из Гренландии на дрейфующих льдинах (здесь имеется ввиду полярная лисица Alopex lagopus, или (иначе говоря) песец. Прим. Portalostranah.ru), зато у берегов были многочисленные лежбища тюленей, а в прибрежных водах встречались разные виды китов.

 

Кроме того, не было недостатка в пернатых, особенно во всякого рода морских птицах. Реки и озера буквально кишели форелью и лососем, а фьорды и прибрежные воды — морской рыбой. На галечных косах громоздились кучи плавника (куски дерева), которые первопоселенцы могли использовать для строительства.

 

Иными словами, первое время при таком изобилии прожить было нетрудно. Но на хорошее обустройство в любом случае уходило немало сил. Сначала строили дом, затем рубили леса и расчищали землю под пашню (поскольку поселенцы в большинстве своем занимались сельским хозяйством), пахали, сеяли кормовые травы, выращивали зерновые и овощи. С собой люди привозили многочисленную живность — овец и коров, лошадей и свиней, кур и гусей, собак и кошек.

 

Поскольку земли было достаточно, хутора располагались на большом расстоянии друг от друга, чтобы хватало угодий; для сельской Исландии это характерно до сих пор. Волна переселения в основном спала к 930 г.; но в это время на острове в Северной Атлантике уже зародилась новая нация.

 

Первопоселенцы, приплывавшие в Исландию группами (мужчины, женщины, дети, слуги, рабы), часто принадлежали к одной большой семье, обосновывавшейся в той или иной части страны. Во главе подобной группы обычно стоял богатый и знатный человек, который управлял жизнью своих сородичей как в делах повседневных, так и религиозных.

 

Он устанавливал правила, регулировавшие жизнь в поселении, и следил за тем, чтобы богам приносили подобающие жертвы в нужные времена года. За это он получал вознаграждение, что способствовало упрочению его материального положения и влияния в обществе.

 

Так постепенно сложились небольшие общины, более или менее независимые и широко разбросанные по всей стране. Для викингов это было вполне естественной ситуацией, поскольку переселенцы сохранили на новых местах те обычаи, которые вывезли из Норвегии или других стран», отмечает Йоун Р. Хьяульмарссон.

 

Продолжение на следующей странице.




Также по теме

Статей пока нет

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...