Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Кто такой Бхагат Сингх? Индийский взгляд


Современная Индия считает своим национальным героем борьбы за независимость, наряду с Ганди и некоторыми другими, двадцатичетырехлетнего сикха Бхагата Сингха.

Отметим, что Бхагат Сингх совсем не проповедовал ненасильственные методы борьбы: он устроил взрыв в представительном органе периода Британской Индии Центральной Ассамблее (и сейчас еще в нынешней нижней палате парламента в Дели можно увидеть гладкую гранитную колонну, носящую следы этого взрыва), а еще раньше застрелил британского чиновника (правда, спутав его с британским полицейским чином, на которого и хотел покушаться).

За первое преступление Бхагат Сингх получил спустя несколько лет пожизненное заключение, а за второе – смертную казнь через повешение. Британская судебная система провела вполне легитимные судебные разбирательства, которые и выяснили, что Бхагат Сингх -террорист, и он сам не отрицал своих действий, но заявил, что делал все это только из хороших побуждений, ради защиты тех народных масс, которые сами себя не могут защитить. Итак, подробности в нашем обзоре.

Бхагат Сингх на индийской почтовой марке, выпуска 19 октября 1968 года.
Бхагат Сингх на индийской почтовой марке, выпуска 19 октября 1968 года.

Первая страница оригинала статьи о Бхагате Сингхе из журнала «Индия перспективы» (май, 2002 г.).
Первая страница оригинала статьи о Бхагате Сингхе из журнала «Индия перспективы» (май, 2002 г.).

Несмотря на то, что, в общем, никто не отрицает, что Бхагат Сингх — террорист, в современной Индии его считают национальным героем. Что, с одной стороны, неудивительно. История учит (на примерах многих стран), что террористы, если они боролись за движение, которое в итоге приходит к власти, то они провозглашаются в этих стране героями, а если их дело не достигает успеха, то их в стране или забывают, или так и продолжают считать, в лучшем случае, повстанцами.

 

Тем не менее, видеть среди главных национальных героев современной Индии, которая хвалится своими идеями ненасильственного сопротивления Ганди, Бхагата Сингха немного странно, он резко выступал против идеологии ненасильственного сопротивления, принятой будущими основателями Республики Индия (см. его письмо на врезке). Но все же давайте посмотрим как описывает биографию Бхагата Сингха официальная индийская публикация.

 

Ниже приводим текст (нашими примечаниями в скобках) статьи из официального индийского журнала на заграницы «Индия Перспективы» (Это иллюстрированное издание издается Министерством иностранных дел Индии на десяти языках). Цитата по русскому изданию: май 2002 г.):

 

Как «Гаддар-Эк Прем Ка тха» ( Видимо, подразумевается фильм «Беглецы», Gadar: Ek Prem Katha,  2001 г. выпуска Прим. Portalostranah.ru), так и «Лаган» («Лагаан: Однажды в Индии» Lagaan: Once Upon a Time in India, 2001 г. выпуска. О фильме «Лагаан» подробно см. в нашем обзоре «Патриотические песни Индии», здесь Прим. Portalostranah.ru), два очень удачных недавних фильма на языке хинди, пронизаны патриотическим пылом. Они знаменуют собой новый подъем среди индийцев любви к родине, уверенности в себе, подкрепленных решимостью бесстрашно преодолевать все трудности. Нынешние беспокойные времена также требуют присутствия чувства гражданского долга в поведении и необходимости в героях в реальной жизни, которым можно подражать.

 

В этом контексте несколько кинопостановщиков взялось за то, чтобы воссоздать на экране историю жизни и самопожертвования великого революционера, патриота и борца за свободу Бхагата Сингха. Фильмы о нем были сняты и раньше. Ему были посвящены «Шахид-е-Азам» (1954), «Шахид Бхагат Сингх» (1963) и «Шахид» (1965) (О фильме «Шахид» Shaheed, 1965 г. выпуска, подробно см. в нашем обзоре «Патриотические песни Индии», здесь Прим. Portalostranah.ru), в которых его роль играли Джайрадж, Шамми Капур и Манодж Кумар. Недавно на экраны кинотеатров страны вышли три новых фильма на эту же тему: «Легенда о Бхагате Сингхе» (Режиссер Раджкумар Сантоши, в главной роли — Аджай Девган), «23 марта 1931 года: шахид Бхагат Сингх» (Режиссер Гудду Дханоа, в главной роли — Бобби Деол) и «Бхагат Сингх — шахид» (Режиссер Манодж Кумар, в главной роли — Вишал Госвами).

 

Бхагат Сингх на индийской монете в 5 рупий, специальный выпуск 2007 года.
Бхагат Сингх на индийской монете в 5 рупий, специальный выпуск 2007 года.

Народ Индии с глубокой благодарностью и гордостью вспоминает о великой жертве, принесенной Бхагатом Сингхом и его двумя близкими соратниками Раджгуру и Сукхдевом. Все трое были повешены британскими правителями в Центральной тюрьме Лахора 23 марта 1931 года.

 

Революционер Бхагат Сингх родился в 1907 году в деревне Банга округа Лиялпур (сейчас Фаизалабад, находящийся в Пакистане). Дух патриотизма в нем воспитали его отец Кишан Сингх и братья отца Сваран Сингх и Аджит Сингх. Все они были хорошо известными борцами за свободу. (Бхагат Сингх родился в семье сикхов. Сикхизм — религия, выросшая из индуизма, но, в частности, отвергающая деление на высшие и низшие касты. Каждый мужчина-сикх должен носить длинные волосы, скрываемые тюрбаном. Ниже в данной индийской публикации о Бхагат Сингхе говорится, что он обрезал свои длинные волосы, снял бороду. Отметим, что таким образом он как бы посвятил себя не богу, а делу борьбы за освобождение. Кстати, считается, что Бхагат Сингх в итоге стал атеистом. Фамилия Сингх, принятая в сикхской общине, — означает в переводе «лев». Прим. Portalostranah.ru).

 

На иллюстрации из оригинала статьи в «Индия перспективы» представлены фотографии Бхагата Сингха и повешенных вместе с ним его соратников - Раджгуру и Сукхдева.

Журнал снабдил эти фотографии следующими подписями: Бхагат Сингх – парнишка-сикх; Раджгуру – соратник Бхагата в жизни и смерти; Сукхдев – он тоже был повешен вместе с Бхагатом.

На иллюстрации из оригинала статьи в «Индия перспективы» представлены фотографии Бхагата Сингха и повешенных вместе с ним его соратников - Раджгуру и Сукхдева.

Журнал снабдил эти фотографии следующими подписями: Бхагат Сингх – парнишка-сикх; Раджгуру – соратник Бхагата в жизни и смерти; Сукхдев – он тоже был повешен вместе с Бхагатом.

В детстве героем Бхагата Сингха был Картар Сингх Сарабха, которому было всего 19 лет, когда он был повешен в Центральной тюрьме Лахора 16 ноября 1915 года за подстрекательство к «измене» среди индийских солдат с целью свергнуть британских правителей. (Картар Сингх Сарабха, Kartar Singh Sarabha — один из ведущих деятелей и основателей партии «Гадар», на урду — «Восстание». Он в возрасте 15 лет отправился на заработки в США, да и само движение зародилось в калифорнийской организации эмигрантов «Индийские рабочие побережья Тихого Океана». «Гадар» выступала за суверенитет Индии от Британии. В течение 1915 г. участники партии «Гадар» организовали несколько грабежей в Пенджабе с целью сбора средств на революционную деятельность. 21 февраля 1915 г. эти революционеры планировали начать восстание в Пенджабе, надеясь, что Великобритания, поглощенная участием в Первой мировой войне, не сможет быстро среагировать на беспорядки в Индии. Но планы были выданы полицейским осведомителем. Прим. Portalostranah.ru).

Последнее письмо Бхагата Сингха

 

В своем выпуске от октября 1997 г. журнал «Индия Перспективы» в разделе исторических документов также опубликовал последнее письмо Бхагата Сингха. Приводим ниже эту публикацию (цитата по русскому изданию журнала):

 

«Ниже следуют отрывки из последнего письма великого борца за свободу Бхагата Сингха, написанное в тюрьме 3 марта 1931 г., за три дня до того, как он был повешен.

 

«Губернатору провинции Пенджаб

 

 Сэр,

 

Мы направляем этот меморандум на Ваше рассмотрение. (Здесь под «мы» подразумеваются, вероятно, Бхагат Сингх, Сукхдео и Раджгуру).

 

Трибунал ALCC британского суда приговорил нас 7 октября 1930 к смерти.

 

Этот трибунал был учрежден в соответствии с постановлением, принятым Его превосходительством вице-королем как главным представителем британской короны. Главным обвинением, выдвинутым против нас, было то, что мы объявили войну английскому королю Джорджу.

 

Вынеся нам приговор по этому обвинению, суд принял за должное две вещи. Во-первых, он признал, что британская нация и индийская нация находятся в состоянии войны друг с другом и, во-вторых, мы, воевавшие в этой войне, сейчас являемся военнопленными.

 

Вторая предпосылка в некоторой степени льстит. Но все равно мы не можем не возразить против нее.

 

Хотелось бы поподробнее остановиться на первой предпосылке. В первую очередь та война, о которой упоминает эта предпосылка, в действительности нигде не видна. Но давайте предположим, что война объявлена.

 

Позвольте нам четко заявить, как мы это понимаем. Давайте поэтому заявим, что против вас была объявлена война и что эта война будет продолжаться до тех пор, пока не будет положен конец эксплуатации трудящегося общества и его ресурсов горсткой паразитов.

 

Может быть, этот класс паразитов состоит только из британских капиталистов, а, возможно, в него входят и британские и индийские капиталисты, вполне вероятно, что эти паразиты — только индийцы. Может быть, они осуществляют эту эксплуатацию с помощью исключительно индийской или смешанной бюрократии. Ситуация от этого не меняется.

 

Даже если ваше правительство успешно переманивает на свою сторону горстку людей из высших слоев нашего общества, идя им на уступки, присваивая им почетные титулы, помогая им разбогатеть — нас это не беспокоит, они для нас не имеют значения.

 

Мы продолжим свой марш вперед независимо от того, какой деморализующий эффект вы можете оказать на настоящих борцов за свободу. Неважно, если в этом процессе наша революционная партия, идущая в авангарде борьбы за свободу, окажется изолированной в этой войне из-за такой компромиссной позиции, занятой нашими старшими лидерами. Мы лично благодарны тем лидерам, которые выразили симпатию нашему делу.

 

Но мы никогда не сможем забыть, что именно эти самые лидеры в своем беспринципном пренебрежении отказались сделать какое-либо упоминание на своих мирных переговорах о наших женщинах — активистках, которые, будучи обвиненными в ассоциации с авангардом нашей революционной партии, были вынуждены принести в жертву свои дома, здоровье, родственников, состояние и друзей.

 

Мы хорошо знаем, что эти лидеры считают наш авангард самым заклятым врагом давно отжившего свое древнего воображаемого культа ненасилия.

 

И эти мужественные дочери нашей земли в нашей армии сделали все, что могли. Без малейшего колебания они пошли на огромнейшие жертвы. Они готовы принести в жертву на алтарь свободы своих мужей, братьев и даже самих себя.

 

Так что, нас не беспокоит, если ваши агенты опустятся до того, чтобы очернять незапятнанные репутации этих женщин и выдвигать против них беспочвенные обвинения.

 

Наша война будет продолжаться. Будет ли наша борьба кровавой или мирной, зависит исключительно от того, какую позицию по отношению к нам вы займете. Вам придется выбирать, какой вид борьбы вы предпочтете.

 

Но знайте, что эта война будет продолжаться бесконечно с вечно новой силой и энергией. Она не кончится до тех пор, пока не будет создана социалистическая республика, пока на смену нынешней социальной системе не придет новый социальный порядок, основанный на принципе заботы о благосостоянии общества, который положит конец всей эксплуатации, пока все общество не вступит в эру мира. Очень скоро начнется последний бой с целью решить этот вопрос раз и навсегда.

 

Решив нас повесить, мы уверены, вы приведете это решение в исполнение, потому что вы — правители, и это ваша самая большая сила. «Правда всегда на стороне сильного» — таков ваш девиз. Но мы не хотим просить помилования. Не ожидаем мы от вас и милости.

 

Мы только хотим довести до вашего сведения то, что согласно вердикту вашего суда мы объявили войну и поэтому мы являемся военнопленными и с нами должны обращаться как с таковыми. Мы поэтому хотим заявить, что мы должны быть расстреляны, а не повешены, как преступники. Конечно, от вас зависит показать миру, согласны ли вы с вердиктом вашего суда или нет

 

Поэтому мы надеемся и просим вас отдать приказ своему военному департаменту, чтобы нас расстреляли. Ваш

 

Бхагат Сингх, 3 марта 1931

(Предоставлено журналом «Молодая Индия».

 

«Индия Перспективы».

 

Атмосфера в Индии после Первой мировой войны была насыщена повстанческим пылом под влиянием революционного несотрудничества, инициированного Гандиджи (здесь уважительное наименование Ганди. Прим. Portalostranah.ru).

 

После бойкота студентами учебных заведений, принадлежащих правительству, и их решения поступать в школы и колледжи, открытые для них борцами за свободу, Бхагат Сингх поступил в Национальный колледж в Лахоре, где он учился на отлично. (Движение несотрудничества было провозглашено Ганди как способ ненасильственной борьбы с британским правлением в Индии. Оно провозглашало следующие возможности: отказ индийцев от титулов и званий, полученных от англичан; бойкот выборов в законодательные собрания на территории Британской Индии; бойкот судов, правительственных учреждений и английских учебных заведений; отказ от одежды европейского образца; поощрение ручного ткачества и ручного прядения как базы для развития индийской экономики; отказ от уплаты налогов. Прим. Portalostranah.ru).

 

Когда Бхагату Сингху исполнилось 17 лет, родители решили его женить, но он решительно этому воспротивился заявив, что он поклялся служить родине телом, душой и всеми средствами («тан, ман ор дхан се»). Он тогда был в (городе) Канпуре.

 

Позднее он вступил в Республиканскую ассоциацию Хиндустана (переименованную в Армию республики Хиндустан), в которой уже служили такие бравые видные люди, как Батукешвар Датт, Чандрашекхар Азад, Джогеш Чандра Чаттерджи и Биджой Кумар Синха. Целью этой организации было создать «федеративную республику объединенных штатов Индии путем вооруженной революции».

 

В 1925 голу Бхагат Сингх вернулся в Лахор (ныне в Пакистане, центр пакистанской провинции Пенджаб. Прим. Portalostranah.ru), где он присоединился к другим революционерам, образовавшим партию Кирти — Кисан (т.е в переводе партия «рабочих и крестьян» Прим. Portalostranah.ru) и другую ассоциацию под названием «Ноджаван Бхарат Сабха» (что в переводе означает «Молодежное общество Индии» Прим. Portalostranah.ru).

 

В 1925 году перед железнодорожной станцией в Лахоре британская полиция стала избивать дубинками участников демонстрации против Комиссии Саймона, демонстрация возглавлялась Лалой Ладжпатом Раем, бывшим тогда старейшиной среди политических лидеров Пенджаба. Британский суперинтендант полиции Скотт жестоко избил Рая, что и привело к его смерти 17 ноября.

 

Это вызвало волну гнева по всей стране, и возмущенная революционная молодежь решила отомстить за убийство Рая. Они подготовили секретный план убить Скотта и еще нескольких англичан.

 

Этот план был приведен в действие Раджгуру и Бхагатом Сингхом 17 декабря, ровно через месяц после смерти Лаладжи. однако вместо Скотта был по ошибке убит принятый за него англо-индийский полицейский инспектор Сондерс.

 

На следующий день Ассоциация республики Хиндустан выпустила листовку с заявлением о том, что за смерть Лаладжи было отомщено.

 

Бхагат Сингх и его соратники ушли в подполье. Бхагат Сингх обрезал свои длинные волосы, снял бороду и отрастил тонкие усы (что, как мы говорили выше для сикха, коим по происхождению являлся Бхагат Сингх, совершенно недопустимо. Таким образом подчеркивается, что Бхагат Сингх пожертвовал всем. Прим. Portalostranah.ru).

 

В английском костюме и фетровой шляпе Бхагат Сингх отправился из Лахора в Калькутту поездом в сопровождении бесстрашной женщины — борца за свободу Дурги Вохры. Они ехали как муж и жена, а Раджгуру прикинулся их слугой. (в 1918 году Дурга Вохра, Durga Bhabhi, в возрасте одиннадцати лет была отдана замуж за сына брахмана и будущего революционного деятеля Бхагвати Чаран Вохру, Bhagwati Charan Vohra, которому было тогда четырнадцать лет. После смерти мужа в 1930-м году она продолжала жить в Индии, после провозглашения независимости страны основала школу. Скончалась в 1999 году, в возрасте 92 лет. Прим. Portalostranah.ru).

 

В Калькутте Бхагат Сингх принял участие в работе сессии Индийского национального конгресса под псевдонимом Атул Гангули. Именно в Калькутте был окончательно утвержден план бросить бомбу в Центральной Ассамблее в Дели.

 

8 апреля 1929 года в Центральной Ассамблее должны были состояться дискуссии по репрессивному законопроекту об общественной безопасности. Бхагат Сингх и Батукешвар Датт проникли в палату Ассамблеи и сели на галерке для посетителей.

 

Когда председатель сессии Витхалбхай Патель собирался объявить свое постановление по поводу действительности этой драконовской законодательной меры, два революционера бросили бомбу в палату. Взрывом ее никого не убило, однако поднялось много шума, и дымом охватило весь зал.

 

Интересно отметить, что в нынешней нижней палате парламента в Дели и сейчас еще можно увидеть гладкую гранитную колонну, носящую следы этого взрыва. Конечно, эта колонна была потом отремонтирована.

 

Бросив бомбу, революционеры воскликнули «Инкилаб Зиндабад» («Да здравствует революция!»). Они также бросили вниз несколько листовок. Оба были тут же арестованы.

 

Спустя некоторое время над ними состоялся суд в Делийской тюрьме. Они вынесли все смело и с достоинством, и отказались от защиты, поскольку они не ожидали беспристрастного правосудия от британского суда.

 

После заслушивания свидетельских показаний их дело было передано в вышестоящий суд, где они опять отказались от защиты. 6 июня 1929 года они, однако, выпустили заявление с объяснением, что бомба в палате Ассамблеи была брошена ими в знак «протеста от имени тех, кто не имел никаких других средств, чтобы выразить свое бедственное положение». Их единственной целью, согласно этому заявлению, было «заставить глухих услышать и сделать предупреждение тем, кто не хочет ничего замечать».

 

12 июня 1929 года суд приговорил их ( по делу о взрыве в Центральной Ассамблее) к пожизненному заключению в каторжной тюрьме. Бхагата Сингха посадили в тюрьму Миянвали (недалеко от Лахора, ныне Пакистан. Прим. Portalostranah.ru), и 15 июля 1929 года он объявил голодовку, продолжавшуюся 82 дня.

 

Ни Бхагат Сингх и ни Датт не согласились ни на какое специальное кормление в рамках голодовки, и таким образом настояли на принятии закона о лучшем обращении со всеми политическими заключенными.


Слушание (по другому делу — а именно) слушание дела о Лахорском заговоре, в котором главным обвинением было убийство Сондерса, началось 10 июля 1929 года.

 

Главные обвиняемые Бхагат Сингх и Раджгуру отказались участвовать в этом разбирательстве, процесс проходил в Центральной тюрьме Лахора. Бхагат Сингх также решительно отверг предложение своего отца выдвинуть вымышленное алиби и заявить суду, что Бхагата в день убийства Сондерса в Лахоре не было.

 

Специальный трибунал вынес Бхагату Сингху, Раджгуру и Сукхдеву смертный приговор.

 

Они ожидали его исполнения ощущая себя людьми, исполнивших свой долг во имя святого дела борьбы за свободу страны. Весь народ был крайне взволнован, и было подано множество прошений о помиловании. Чтобы предотвратить спонтанную вспышку народного гнева, охваченные паникой иностранные правители тайно повесили этих троих революционеров 23 марта 1931 года. Они были приготовлены к смерти вечером после того, как все другие заключенные в тюрьме были закрыты. Трое героев смело пошли на виселицу, выкрикивая лозунги. Им вторили другие узники тюрьмы, подхватившие их клич. После такой позорной казни власти под покровом ночи кремировали трупы повешенных на берегу реки Сатледж возле Ферозпура (Фирозпур, в провинции Пенджаб, ныне Пакистан. Прим. Portalostranah.ru). Их прах был брошен в воды реки.

 

Бхагат Сингх был самым замечательным революционером нашей страны. Его подвиг стал символом решимости индийцев освободить себя от рабства.

 

Джавахарлал Неру сказал:

 

«Его поразительная храбрость и самопожертвование являются источником вдохновения для молодежи Индии. Они (он и его товарищи) погибли, чтобы Индия могла жить».

 

На месте их кремации установлены статуи этих трех мучеников, которые вечно напоминают об их огромном мужестве.

 

По случаю 50-летия со дня принятия Бхагатом Сингхом мученичества в его родных местах в Кхаткар Калане в округе Джаландхар (ныне в индийском штате Пенджаб. Прим. Portalostranah.ru) правительство Пенджаба установило его статую в бронзе. Матери его Видье Вати было присвоено почетное звание «Пенджаб Мата» (т.е. «Мать Пенджаба». Прим. Portalostranah.ru). Когда она умерла в июне 1975 года, ее хоронили с государственными почестями.

 

Интересно отметить, что в то время как Бхагат Сингх и его соратники вели суровую борьбу, в которой на карту была поставлена сама их жизнь, это не мешало им между собой обмениваться шутками, они часто танцевали и пели такие патриотические песни, как «Мера ранг де басанти чола, ни мае» («О мать! Покрась мою рубаху красками весны»). Их вдохновляли страстные стихи Рама Прашада Бисмила — «Сарфароши ки таманна аб хамаре дил ме хэ. Декхна хэ зор китна базу-е-катил ме хэ» («Мы горим желанием сложить свои головы и посмотреть, сколько силы есть в руке палача»).

 

Сага о борьбе и жертвах Бхагата Сингха продолжает вдохновлять индийцев на то, чтобы они поднялись выше узких и сектантских соображений и высоко несли флаг национальной чести. Пусть же долго живет память об этих мучениках!», — отмечалось в публикации из официального индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы».

 

Бхагат Сингх (слева) в Центральной тюрьме Лахора - Central Jai в 1928 году.
Бхагат Сингх (слева) в Центральной тюрьме Лахора - Central Jai в 1928 году.

Данный обзор подготовлен Portalostranah.ru по статье из «Индия Перспективы» — официального иллюстрированного издания, которое напомним, издается Министерством иностранных дел Индии на десяти языках. Цитата по русскому изданию: май 2002 г.; Примечания к статье даны Portalostranah.ru;

Опубликовано
23
12
2014
 
Portalostranah



Также по теме

Статей пока нет

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...