Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Возникновение Папской области


Обзор об истории возникновения Папской области, первого Папского государства, существовавшего с 752 по 1870 гг.

Напомним, что Папская область прекратила свое существование из-за объединения Италии. После чего наступил период самозатворничества Пап (1870-1929 гг.), когда они были лишены своего государства.

На смену Папской области в 1929 году пришло ныне существующее Папское государство – государство-город Ватикан.

На карте: Территория существовавшей к тому времени чуть более двадцати лет Папской области при правлении императора Карла Великого - ок. 776 года.  Тогда все земли вокруг Папской области уже были  покорены франками, и область чувствовала себя комфортно  Отец Карла Великого и правитель франков Пипин Короткий в 754 году подарил Папам область вокруг Рима, которая стало позднее известна как Церковная область (здесь она пописана как État de l'Église (Церковное государство, фр.).   Взяв под покровительство область вокруг Рима и передав ее Папам, Пипин Короткий таким образом освободил Пап от зависимости от и возможного полного подчинения лангобардскими королями, которые претендовали на Рим.  При этом Папы фактически стали править Римом как светские правители уже за несколько десятилетий до дара Пипина, но до 751 года Рим и территория вокруг него формально входила в состав Равеннского экзархата (византийской провинции со столицей в г. Равенне,  на адриатическом побережье итальянского полуострова, возникшей в 540 году, после того как Византии удалось, как потом оказалось,  на целых два столетия восстановить свой контроль над большой частью Италии, после того как византийцы разбили в войне германское племя остготов, которые в свою очередь свергли в 476 году последнего западноримского императора Ромула и таким образом прекратили существование власти античного Рима).  Но в  751 году также германское племя лангобардов завоевало Равеннский эхзархат (отметим, что лангобарды подчинили часть Италии уже за двести лет до того, основав здесь свое королевство и неуклонно расширяясь). Таким образом Византия лишилась земель в Италии,  а Рим снова мог попасть попал под влияние варваров, как это было при остготах. Хотя, подчеркнем, что лангобарды уже к тому времени были большей частью христианами, хотя и арианами.  От победы лангобардов над Римом Папство спас Карл Великий, подтвердивший суверенитет Пап на Римом. Карл Великий завоевал королевство лангобардов.  Также на карте по соседству Церковной областью обозначены Лангобардия (иначе говоря, бывшее государство лангобардов), завоеванное Карлом Великим в 774 году (ныне название пишется как Lombardia) и герцогство Сполето (Spoleto); первоначально в Сполето правили представители лангобардской знати, подчинявшиеся королю лангобардов а затем, после завоевания Карлом Великим Лонгобардии, Сполето сначала было упразднено, а затем восстановлено и стало служить буферной зоной, отделявшей государство франков от Византии и арабов, при том что в Сполето стали править правители из франков;  На карте обозначены и владения герцогов Беневенто (Benevent). Это уже владения за границами собственно франкского государства.  Его правителями были представители бывших лангобардских военачальников, ставшие с конца VIII века вассалами франкского государства.  Кадр из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г.

На карте: Территория существовавшей к тому времени чуть более двадцати лет Папской области при правлении императора Карла Великого - ок. 776 года.

Тогда все земли вокруг Папской области уже были покорены франками, и область чувствовала себя комфортно

Отец Карла Великого и правитель франков Пипин Короткий в 754 году подарил Папам область вокруг Рима, которая стало позднее известна как Церковная область (здесь она пописана как État de l'Église (Церковное государство, фр.).

Взяв под покровительство область вокруг Рима и передав ее Папам, Пипин Короткий таким образом освободил Пап от зависимости от и возможного полного подчинения лангобардскими королями, которые претендовали на Рим.

При этом Папы фактически стали править Римом как светские правители уже за несколько десятилетий до дара Пипина, но до 751 года Рим и территория вокруг него формально входила в состав Равеннского экзархата (византийской провинции со столицей в г. Равенне, на адриатическом побережье итальянского полуострова, возникшей в 540 году, после того как Византии удалось, как потом оказалось, на целых два столетия восстановить свой контроль над большой частью Италии, после того как византийцы разбили в войне германское племя остготов, которые в свою очередь свергли в 476 году последнего западноримского императора Ромула и таким образом прекратили существование власти античного Рима).

Но в 751 году также германское племя лангобардов завоевало Равеннский эхзархат (отметим, что лангобарды подчинили часть Италии уже за двести лет до того, основав здесь свое королевство и неуклонно расширяясь). Таким образом Византия лишилась земель в Италии, а Рим снова мог попасть попал под влияние варваров, как это было при остготах. Хотя, подчеркнем, что лангобарды уже к тому времени были большей частью христианами, хотя и арианами.

От победы лангобардов над Римом Папство спас Карл Великий, подтвердивший суверенитет Пап на Римом. Карл Великий завоевал королевство лангобардов.

Также на карте по соседству Церковной областью обозначены Лангобардия (иначе говоря, бывшее государство лангобардов), завоеванное Карлом Великим в 774 году (ныне название пишется как Lombardia) и герцогство Сполето (Spoleto); первоначально в Сполето правили представители лангобардской знати, подчинявшиеся королю лангобардов а затем, после завоевания Карлом Великим Лонгобардии, Сполето сначала было упразднено, а затем восстановлено и стало служить буферной зоной, отделявшей государство франков от Византии и арабов, при том что в Сполето стали править правители из франков;

На карте обозначены и владения герцогов Беневенто (Benevent). Это уже владения за границами собственно франкского государства. Его правителями были представители бывших лангобардских военачальников, ставшие с конца VIII века вассалами франкского государства.

Кадр из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г.

Юридический аспект

возникновения Папской области:

 

В годы нахождения Рима в составе Равеннского экзархата (т.е. нахождения в составе византийской провинции в Италии), которые, как потом оказалось, предшествовали возникновению Папской области, население Рима впервые избрало Папу первосвященником (Pontifex Maximus). Это произошло в понтификат Папы Григория I (годы его понтификата: 590-604).

 

Одновременно Папы тогда считались римскими гражданами и управляли Patrimonium Sancti Petri (букв. «имущество Св. Петра», земельные наделы и собственность в Риме и вокруг него, а также поместья в других частях Италии и Византийской империи) в качестве частных, но ненаследственных владельцев, чьи полномочия должен был подтверждать римский (т.е. византийский) император.

 

Статус Patrimonium Sancti Petri отличался от статуса казенных земель Римской (Византийской) империи т.е. земель Patrimonium Publicum, однако лицом, которые передал права Папам, и который мог отозвать их обратно, выступал римский император.

 

«При папе Захарии лангобарды ликвидировали в Италии господство Византии и пытались объединить полуостров в едином арианском христианском феодальном государстве. Сам папа, убедившись, что ему пока неоткуда ждать помощи, сделал попытку сосуществовать с лангобардами. Модус вивенди, сложившийся между лангобардским королевским двором в Павии и римскими папами, не смог превратиться в более тесный союз именно потому, что при установлении феодального политического единства Италии в рамках лангобардского королевства папа стал бы лишь руководителем этой национальной церкви. Для устранения этой опасности папа налаживал все более и более тесные связи с франкской церковью.

 

(Вскоре после падения под натиском лангобардов Равеннского экзархата) в 754 и 756 годах правитель франков Пипин Корткий предпринял успешный военный поход против лангобардов. Захваченные у них территории: Римское герцогство (в более узком смысле Patrimonium), Романью (экзархат) с 22 городами и Пентаполь (т.е. Пятиградье, герцогство с центром в Римини)— он подарил папе. Пипин переписал и включил в реестр все населенные пункты и города, переданные папе («Петру»), и ключи от них возложил на могилу Святого Петра. Пипин преподнес свой дар в качестве римского патриция, звание это ему было присвоено Папой, и тем самым он стал фактическим сюзереном Папы (Это звание раньше носил равеннский экзарх).

 

Следовательно, Папа с помощью франков создал Папское государство, в то же время Пипин при содействии папы образовал первую в Европе наследственную феодальную христианскую монархию. При этом Папа просил политической помощи у франкского короля не от своего имени, а от имени Святого Петра, и франкский король передал вышеупомянутые владения не Папе, а Св. Петру.

 

Латеранский Собор 769 года принял принципиальные решения относительно регламента папских выборов: среди прочего канонически избранного Папу народ Рима утверждал своим устным одобрением.

 

Варвары еще дважды опустошали Рим, пока сын Пипина Карл Великий в 774 году окончательно не занял королевство лангобардов и как король Италии и патриций Рима не укрепил Пипинов дар. В свое время Византия и равеннский экзарх требовали, чтобы к ним обращались с просьбой об утверждении еще до посвящения каждого нового Папы. Однако Папа Лев III не только вместе с римскими избирателями дал клятву верности франкскому королю, но и одновременно признал Карла своим сюзереном» - пишет Ене Гергей в книге «История Папства» (1981).

 

Почему

Папская область

возникла именно

в Риме и вокруг него


 

Возникновение Папской области идет от называемого дара правителя франков Пипина Короткого (годы правления: 741-768), подтвержденного затем его сыном Карлом Великим (годы правления: 768-814) – дара Папству города Рима и территорий вокруг него. При этом в настоящее время историками не подтверждается факт того, что такое дар имел место еще более чем за триста лет до того: при римском императоре Константине Великом (годы правления: 306-337), т.н. «Константинов дар», хотя Константин Великий (первый из римских императоров, благоволивший к христианству) делал многочисленные пожертвования Папам.

 

«В законе Константина Великого от 21 октября 313 года указывалось, что «тех, кого называют клириками, освободить от любых тягот».  Помимо предоставления духовенству личного иммунитета император вывел из-под ведения казны и имущество церкви, освободил уже существовавшие церковные землевладения от государственных налогов, предоставил право наследования имущества не находящимся в супружестве церковным лицам. Значительные суммы из государственной казны были направлены в распоряжение епископов на организационные нужды церкви, на строительство церквей. Константин подарил римскому епископу, т.е. Папе (а титул епископ Рима, как известно, до сих пор один из главных титулов Пап) Мильтиаду (годы правления 313-314) фамильный дворец, принадлежавший жене императора, Фаусте, и стоявший на Латеранском холме. Этот дворец вплоть до XIV века был резиденцией Римских Пап. Там же Константин построил первый в Риме собор, позже названный Латеранским собором Сан Джованни. В 325 году император начал строительство в Ватикане над могилой апостола Петра собора Святого Петра», - напоминает в своей книге «История папства» (1981, рус. изд.1996) современный историк Ене Гергей.

 

Но почему же Папская область должна была быть создана именно в Риме.

 

Как отмечал генеральный директор «Радио Ватикана» Фредерико Ломбарди в русской передаче Ватиканского радио от 24/02/2009:

 

«Почему справедливо, что Папа имеет свою резиденцию в Ватикане, что его маленькое Государство находится именно здесь, а не в каком-то другом месте? По очень простой причине: здесь апостол Петр претерпел мучения, здесь он погиб, и здесь находится его гробница, к которой приходят в паломничестве верующие всего мира. «Petros eni», «Петр здесь» — начертано на древнейшей стене, которая находится точно под центральным алтарем Базилики, под грандиозным куполом. Поэтому Преемник Петра находится здесь и отсюда управляет Церковью: из Града Ватикан».

 

В свою очередь Митрополит Тадеуш Кондрусевич, — тогдашний глава католиков европейской России, в своем обращении 19 апреля 2005 года по случаю избрания Папы Бенедикта XVI:

 

«Папа — как Епископ Рима — является преемником св. Апостола Петра, которому Христос сказал: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16, 18-19). В этих словах сокрыта харизма первенства Петра, особое призвание как его самого, так и его преемников в Церкви Христовой. И хотя Петр трижды отрекся от своего Учителя, тем не менее, Христос после Воскресения подтвердил вверенное служение. Иисус три раз спрашивал Петра, любит ли он Его? Услышав три раза утвердительный ответ, Он поставил Петра Первосвященником Своего стада (ср. Ин 21, 15-17).

 

Выполняя эту миссию Петр, первый среди Апостолов, прибыл из Иерусалима в Рим и стал его первым епископом.

 

Если отвлечься от церковной догматики, то отвечая на вопрос, почему римский епископ стал главой всех христиан, можно сказать: это произошло потому, что Рим был столицей Римской империи, государства, где и возникло христианство. Но этот столичный статус проявил себя не сразу.

 

Автор «Очерков по истории Римско-католической церкви» (1998) современный религиозный историк Владимир Рожков писал:

 

«Скорее всего, в начальный период, когда христиане были еще очень малочисленны, и ожидали скорого Второго Пришествия, они никак не могли связывать свою судьбу с Римской Империей, поэтому столичное положение Рима не могло иметь в их глазах особого значения. Но по мере расширения христианства и угасания апокалиптических настроений значение его столичного положения должно было постепенно возрасти.

 

В апостольскую эпоху духовным центром христианства был Иерусалим. Но вскоре после нероновских гонений (64 г.) началось иудейское восстание (66 г.), завершившееся гибелью Иерусалима (70 г.). Рассеявшиеся христиане Святого города распались на ряд мелких общин, отрезанных от греко-римского мира и все более замыкавшихся в себе из-за приверженности Моисееву закону и семитским языкам.

 

«Христианство утрачивало свое первоначальное средоточие в Иерусалиме как раз в тот момент, когда Римская Церковь достаточно созрела для того, чтобы занять его место», — так утверждает французский историк Луи Дюшен (годы жизни: 1843-1922) в своей книге по истории Церкви…

 

Особый статус Римских епископов — очень раннего происхож­дения, однако лишь в XI в. в Латинской Церкви было твердо уста­новлено единственное и исключительное право Римского епископа на титул «Папы».

 

Источники по истории

возникновения Папской области,

используемые в нашем обзоре

 

В нашем обзоре по истории возникновения Папской области использовались следующие основные источники (классифицируем здесь их по степени лояльности к Папству, сначала более лояльные):

 

Книга «Я буду с Вами до скончания века» (Краткая история Католической церкви, издание 2000 г.) католического священника Романо Скальфи (Romano Scalfi, родился в 1923 г.), основателя фонда Russia Cristiana. Отметим, что этот миланский фонд с 1957 года занимается как организацией знакомства итальянцев с русской церковной традицией и положением Церкви в России, так и выпуском русскоязычных изданий по церковной тематике.

 

Романо Скальфи окончил Папский Восточный институт (Pontificio Instituto Orientale) и Папский Григорианский Университет в Риме. Книга Скальфи, выпущена  католическим издательством «Духовная библиотека», основанного как часть фонда Russia Cristiana под патронажем Апостольского (Папского) Администратора для католиков латинского обряда Европейской части России.;

 

Книга «Как католическая церковь создала западную цивилизацию» (2005, рус. изд. 2010 г.) современного американского автора Томаса Вудса (Thomas E. Woods, родился в 1972 г.).

 

Отметим, что Вудс в предисловии к книге следующим образом ее представляет: «Мои студенты знают о Церкви только то, что она «разложилась»; об этом им рассказывали учителя в школе. Для них история католицизма это история невежества, репрессий и застоя. В школе им не удосужились сообщить, что западная цивилизация получила от Католической церкви такие институты, как высшее образование, благотворительность, науку, основные принципы права, международное право и многое, многое другое. Запад обязан Католической церкви гораздо больше, чем обычно кажется людям — в том числе католикам. Католическая церковь, без преувеличения, создала западную цивилизацию».

 

В скобках отметим, что, с такой оценкой нельзя полностью согласиться, учитывая, что основы западной цивилизации заложила все-таки античность: Древние Греция и Рим;

 

Книга «Очерки по истории Римско-католической церкви» (1998 г.). Автор: православный священник Владимир Рожков (годы жизни: 1934–1997). Еще в советские годы (1968-1970) получил образование в Папском Григорианском Университете в Риме, Позднее он  преподавал в Московской Духовной Академии (МДА). Несмотря на то, что его поездка для обучения в Ватикане была санкционирована коммунистическими властями, и в 1970-м году этот священник вернулся в Москву, он относился к Ватикану лояльно.

 

Его «Очерки…» начинаются примечательными словами, обращенными к русским студентам МДА  «Забудьте все, что вы читали или слышали от кого-нибудь о Католической Церкви, причем и наши старые учебники тоже давно не соответствуют действительности… Начинаю с главного предмета, разделяющего Православную и Католическую Церкви, — с вопроса о примате Римского епископа (о полноте власти над всей Вселенской Церковью). Мне нет необходимости доказывать вопрос о главенстве святого апостола Петра над другими апостолами. Вопрос должен стоять о том, насколько Римский папа воспринял это апостольское главенство и насколько он обладает фактической юрисдикцией над всей Церковью».

 

Отметим, что «Очерки по истории Римско-католической церкви» Владимира Рожкова, как и книга Скальфи, выпущена  католическим издательством «Духовная библиотека»,  основанного как часть фонда Russia Cristiana под патронажем Апостольского (Папского) Администратора для католиков латинского обряда Европейской части России;

 

Книга «История папства» (1981, рус. изд.1996 г.) венгерского историка Ене Гергея (Gergely Jenő, годы жизни 1944-2009). Книга отличается довольно критическим подходом с истории Папства;

 

Французский документальный фильм «История французских королей (серия Карл Великий, производство студии Merapi Productions, 2011 г., русский показ 2014). Представляет взгляд современной французской историографии.

Стремлению римского епископа обладать исключительными полномочиями во Вселенской Церкви во многом способствовали исторические обстоятельства, хотя идея примата долгое время была лишь теоретической. В самой Италии с Римом соперничали Милан, Равенна и Аквилея, которые были резиденциями императоров, и даже Карфагенская Церковь имела значительную автономию…

 

В византийских епархиях таинственное отождествление римского епископа со Св. апостолом  Петром было неприемлемо, хотя и не оспаривалась преемственность римского епископа в служении апостола Петра».

 

Возникновение Папской области


 

Как бы то ни было, прошло семьсот лет с момента возникновения христианской церкви и более чем триста лет после правления Константина Великого, прежде чем возникла Церковная область.

 

Дарителем, как уже упоминалось, выступил Пипин Короткий, правитель франков. При чем дар земель был оформлен не как дар Папам, а как дар Святому Петру Поэтому Церковная область называлась Патримониум Петра (Patrimonium Sancti Petri), с лат. «имущество, надел Святого Петра». 

 

В своей книге «История папства» Ене Гергей так описывает этот факт: «Папа просил политической помощи у франкского короля не от своего имени, а от имени Святого Петра, и франкский король передал вышеупомянутые владения не папе, а Петру. Государственная власть папы опиралась не на юридические, а на теологические постулаты, основанные на Библии. Папская курия приняла дар франков так, будто все будто эти территории после их освобождения возвратились к своему первому владельцу, Святому Петру».

 

1.1 Предворяя

возникновение Папской области


 

Из «Очерков по истории Римско-католической церкви» Владимира Рожкова:

 

«Понтификат Папы Григория I Великого (годы его понтификата: 590-604) особенно важен, ибо он закрывает христианскую античность и открывает Средние века. Григорий происходил из знатной сенаторской семьи. Бывший префект Рима, он был проникнут ощущением величия Империи. Григория Великий был свидетелем бед, какие принесло его родине нашествие лангобардов (568 г.). Об этом он писал в письмах («Крестьянин умирает от голода, работы прерваны, селенья пусты, и мир как бы впал в древнее безмолвие»). (Лангобарды (лат. langobardī - «длиннобородые») – германское племя, завоевавшее Италию, но позднее при Пипине подчиненное франками. Прим. Portalostranah.ru)

 

К Византийской империи Папа Григорий I относился более чем лояльно - он и не представлял себе другого вида правления. Папы были тогда подданными Византии, а непосредственно Италией правил в качестве наместника императора Равеннский экзарх (представитель). (Равенна - город в итальянском регионе Эмилия-Романья. Прим. Poralostranah.ru). Папское государство было основано лишь в 756 г…

 

Папа Григорий Великий способствовал христианизации лангобардов, действуя через королеву Теоделинду, жену их короля Агилульфа…»

 

Из очерков «История папства» Ене Гергея:

 

«В 592 году лангобарды вновь разрушили Рим. Папа Григорий I (590-604), не получив помощи от (византийского представителя) экзарха, с 584 года пребывавшего в своей резиденции в Равенне, сам сделал попытку устранить опасность со стороны лангобардов. Григорий I в 593 году провел успешные переговоры с лангобардами и, уплатив большую сумму денег, заключил с ними перемирие. Однако политика папы, которая стала более самостоятельной, натолкнулась на сопротивление Византии (и Равенны), в результате началась новая война между византийцами и лангобардами. После поражения византийцев в 598 году, при новом посредничестве папы, наступило перемирие. Эти события показывают, что во времена понтификата Григория I впервые проявилось стремление папы к политической самостоятельности западной церкви, к установлению правления, независимого от воли светских государей. Григорий I в письме византийскому императору Маврикию уже говорил об Италии, страдающей от лангобардов, как о своей стране. Папа стремился к тому, чтобы стать полновластным правителем Италии, поэтому он пошел на конфликт с экзархом… Позднее к концу VI века Папа стал самым крупным сюзереном Италии. Патримониум Петра в то время представлял собой еще не цельную территорию, а разрозненные владения, простирающиеся от Сицилии до Адриатического моря…

 

После Папы Григория I (590-604) ряд последующих Пап не в состоянии был продолжать дело христианизации германцев и в еще меньшей степени мог освободиться из-под влияния обретшей новые силы византийской сверхдержавы. Папы VII века, ничем не отличившиеся, оказались между двумя жерновами: между цезаристской Византией и франко-лангобардским давлением. Тогда Папы менялись в зависимости от того, кто одерживал верх в Риме - то политические силы, верные Византии, то тянувшие к лангобардам

 

В первой половине VIII века папству еще приходилось маневрировать между иконоборческой византийской империей и лангобардами-арианами.

 

Под влиянием епископов-иконоборцев из Малой Азии византийский император Лев III (717–741) выступил в 727 году против почитания икон. Папа Григорий II (годы понтификата: 715–731) отвергал иконоборчество, однако он не хотел доводить это расхождение до разрыва…

 

За противоречиями стояла проблема изображения Христа как человека. Согласно ортодоксальной концепции, Христос был реальной личностью и, как такового, его можно было изображать в культовых произведениях искусства. А согласно утверждениям иконоборцев, Христос был только Бог, а не реальный человек, поэтому его и нельзя изображать, рисовать в человеческой ипостаси (монофизитство).

 

Император-иконоборец, действуя в духе своих реформ, обложил большими налогами богатые папские владения. Григорий II резко протестовал против нового бремени; имперские чиновники, присланные для наложения штрафов, были жестоко избиты римлянами. В эти критические времена у папы наряду с римскими аристократами появились и другие неожиданные союзники: это были его прежние противники, соседи Рима лангобардские герцоги, владетели Сполето и Беневенто, взявшие папу под свою защиту против экзарха и лангобардского короля…».

 

А вот как эти события этого исторического периода описывает католический священник Романо Скальфи в своей современной «Краткой истории Католической церкви: «Я буду с Вами до скончания века» (2000 г.):

 

«В 568 году под предводительством короля Альбиона и других военачальников лангобарды переходят через Альпы и приходят в Италию, занимая ее почти без кровопролития. Первое лангобардское герцогство возникает в Чивидале (ныне в регионе Италии Фриули-Венеция-Джулия, на границе со Словенией. Прим. Portalostranah.ru), а далее различные герцогства образуются по всему полуострову. Главным городом становится Павия, расположенная недалеко от Милана.

 

Пришедшие племена кочевников смешиваются с местным населением, более слабым к этому времени в военном отношении, но имевшим великую культуру. При этом лангобардские завоеватели оказываются особо восприимчивы к римской и христианской культуре. Частично лангобарды — ариане (разновидность христианства является лишь посредником между Богом и людьми, и не богоподобен, Прим. Portalostranah.ru), а частично — еще язычники…

 

Если на Западе после варварских нашествий идет процесс возрождения, во главе которого стоит Церковь, то на Востоке (т.е. в Византии) Церковь переживает период упадка. Извне ей угрожают персы и арабы, а изнутри продолжается борьба между приверженцами истинной веры и монофизитами (последние признают в Христе только божественную природу, но не человеческую. Прим. Portalostranah.ru). Стремясь сохранить единство, византийские императоры тогда же  часто вмешиваются в вопросы веры, иногда даже силой.

 

Так, например, против этого восстает Св. Максим Исповедник. Прибыв в Рим, он заручается поддержкой папы Мартина I, который созывает в защиту Максима собор. Однако Максим и Мартин были арестованы, и Максим умирает в 662 году после пыток и мучений.

 

В VII веке широко распространено почитание икон. В то же самое время чрезмерно «духовно» верующие в Византии проповедуют учение, согласно которому иконы следует уничтожать. Существует, считают они, опасность идолопоклонства и непозволительно изображать Христа и святых. Когда в начале VIII века византийским императором становится Лев III Исавр (годы правления: 717-741), то он оказывает поддержку иконоборцам, то есть тем, которые говорят, что иконы нужно сжигать. Однако народ, вдохновляемый патриархом Константинополя и Папой Римским, не подчиняется распоряжениям императора…».

 

Взгляд на франков, Карла Великого

и обстоятельства возникновения Папской области

в изложении французского документального фильма

«История французских королей (серия Карл Великий,

производство студии Merapi Productions, 2011 г., русский показ 2014)

 

Фильм представляет взгляд современной французской историографии на данные события:

 

«Карла Великого считают отцом современной Европы, т.к. именно он создал территориальные основы современной Европы.

 

Карл Великий (справа) в 806 году, за восемь лет до своей кончины (последовала в 1814 г.), и его три сына: Людовик, Карломан-Пипин и Карл Юный, между которыми отец планировал разделить свою империю (еще один сын, самый старший, Пипин был лишен наследства из-за мятежа и умер в монастыре).

Фоном служит карта раздела империи на три части: голубоватым (территория Пипина), серым (территория Людовика) и телесным (территория Карла Юного) цветом обозначены три части империи, отошедшие к этим трем сыновьям. Италию получил Пипин, но он умер, еще при жизни отца, в 1810 году. В 1811 г. умер и Карл Юный, которому отец отдал Францию. Карл Юный умер бездетным, и его территория досталась потомкам Людовика, который на много лет пережил отца и которому была отдана Германия.

На Апеннинском полуострове светло-коричневым цветом обозначена также Папская область, расположившаяся среди земель империи Карла Великого.

Кадр из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г.

Карл Великий (справа) в 806 году, за восемь лет до своей кончины (последовала в 1814 г.), и его три сына: Людовик, Карломан-Пипин и Карл Юный, между которыми отец планировал разделить свою империю (еще один сын, самый старший, Пипин был лишен наследства из-за мятежа и умер в монастыре).

Фоном служит карта раздела империи на три части: голубоватым (территория Пипина), серым (территория Людовика) и телесным (территория Карла Юного) цветом обозначены три части империи, отошедшие к этим трем сыновьям. Италию получил Пипин, но он умер, еще при жизни отца, в 1810 году. В 1811 г. умер и Карл Юный, которому отец отдал Францию. Карл Юный умер бездетным, и его территория досталась потомкам Людовика, который на много лет пережил отца и которому была отдана Германия.

На Апеннинском полуострове светло-коричневым цветом обозначена также Папская область, расположившаяся среди земель империи Карла Великого.

Кадр из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г.

 

Огромная империя должна была сохраниться и после смерти его создателя. Поэтому Карл Великий, обеспокоенный ростом германского влияния, в 806 году намеревался поделить власть между тремя  своими сыновьями. В действительности империя была поделена в 943 году между его внуками Верденским договором.

 

В обмен на миропомазание в Сен-Дени отец Карла Великого Пипин Короткий дал обещание защищать земли Папства в Италии  от их прежних владельцев - лангобардов.

 

Начиная с эпохи Хлодвига франки завоевывали новые области, расположенные к востоку от их земель. Сначала они подчинили Алеманию, т.е. территорию современного Эльзаса (Франция). Потом покорили Тюрингию и частично Саксонию, а также королевство фризов, расположенное на территории современной Голландии. Постепенно бывшее королевство Меровингов расширилось и дошло до границ современной Баварии.

 

Карл Великий  продолжил традицию и его интересы также устремились на восток. Он пытался захватить всю Саксонию, т.е. всю территорию современной Германии до границы с Данией. А также насаждал власть Каролингов в Италии, чтобы уберечь  земли папства от посягательств Лангобардии, которую в конечном итоге завоевал.

 

До того Карл отправил сосватанною ему дочь последнего лангобардского короля Дезидерия (после завоевания был насильно подстрижен в монахи. Прим. Portalostranah.ru) обратно к отцу, обвинив ее в бесплодии. На самом деле она ему просто не нравилась. Несмотря на то, что помолвку устроила мать Карла Великого Берта Большая Нога.

 

Папа Адриан I обрадовался размолвке молодого короля франков Карла Великого и короля лангобардов Дезидерия. Начиная с 773 года, Карл пытался завоевать земли Лангобардии. Папа, как и его предшественник, обратился с фракам за помощью. Папство находилось под опекой Византийской империи, владеющей всеми территориями вокруг Рима. Но у Византийской империи больше не было ни сил, ни средств, чтобы защищать Рим от натиска лангобардов, в то время как византийцы были вынуждены еще сражаться с мусульманской империей.

 

Новый Папа Римский Адриан I происходил из римских дворян, был человеком образованным и благочестивым. Он ненавидел лангобардов и оставался в  этом вопросе непреклонным в отличие от своих предшественников. Он сразу прогнал посольскую экспедицию короля лангобардов Дезидерия. Тогда тот в отместку захватил земли, которые контролировал Карл.

 

Карл был заинтересован в победе над лангобардами, т.к. представляли для него большую угрозу. Король Дезидерий требовал признать наследниками франкского престола сыновей брата Карла Карломана, укрывшихся у него при дворе. Карл перешел через Альпы. Столица лангобардов Павия казалось неприступной и Карл решил взять город измором.

 

Весной 774 года, когда столица лангобардского королевства г. Павия еще не сдался, Карл решил отпраздновать Пасху в Риме. И это был его первый визит в священный город.

Здесь на карте из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г.) показана осада Павии и маршрут Карла Великого во время его первой поездки (774 года) в Рим.

Весной 774 года, когда столица лангобардского королевства г. Павия еще не сдался, Карл решил отпраздновать Пасху в Риме. И это был его первый визит в священный город.

Здесь на карте из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г.) показана осада Павии и маршрут Карла Великого во время его первой поездки (774 года) в Рим.

Весной 774 года город Павия так и не сдался, тогда Карл решил отпраздновать Пасху в Риме это был его первый визит в священный город. Он пообещал во время визита, что завоюет Лангобардию, а земли передаст Римской церкви. В анналах Римской церкви указано, что именно с этого момента его стали именовать Carolus Magnus что значит Карл Великий.

 

С 774 года, после обещания Карла передать отнятые у лангобардов земли в пользу Папской области, его стали именовать Carolus Magnus, что значит на латыни Карл Великий.

Здесь кадр из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г. изображает герб Карла Великого и надписью Carolus Magnus на фоне карты империи Франков (по состоянию на 774 г., обозначена голубым цветом), Папской областью и осажденной Павией - столицей завоевываемого в тот момент Карлом Лангобардского королевства (на карте Павия окружена фигурками воинов).

С 774 года, после обещания Карла передать отнятые у лангобардов земли в пользу Папской области, его стали именовать Carolus Magnus, что значит на латыни Карл Великий.

Здесь кадр из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г. изображает герб Карла Великого и надписью Carolus Magnus на фоне карты империи Франков (по состоянию на 774 г., обозначена голубым цветом), Папской областью и осажденной Павией - столицей завоевываемого в тот момент Карлом Лангобардского королевства (на карте Павия окружена фигурками воинов).

Через два месяца город Павия пал, Карл принял титул короля франков и короля лангобардов. Он вошел в Павию торжественным маршем, увенчанный железной короной. Говорят, что фермуар у этой короны был выкован из гвоздя, вынутого из священного креста Христова.


Изображение короны Карла Великого, которая была на нем при взятии Павии.

Кадр из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г.

Изображение короны Карла Великого, которая была на нем при взятии Павии.

Кадр из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г.

Позднее Карл Великий оправился на завоевание саксов. Видукинд – король саксов был одним из самых ярых противников христианизации своего народа, и чтобы установить свое господство франки жестоко расправлялись с населением. В Вердене 4500 заложников были обезглавлены, а 12 тыс. женщин и детей были взяты в плен из-за отказа принять христианство. Кар представлял себя в роли карающего меча господня. Он опустошал земли, сжигая все на своем пути, низвергая идолов и уничтожая святилища, чиня расправу и похищая ценности. Целые племена он загонял в реку под страхом смерти и священник крестил их, стоя на вершине холма. В то же время ряд вождей саксов были не против принять христианство и выдавали Карлу зачинщиков мятежей.

 

В 785 году Карл Великий издал т.н. «Первый саксонский капитулярий», указывающий саксам креститься, при этом непокорных карали смертью. Король саксов Видукинд сдался Карлу в обмен а обещание сохранить ему жизнь. Он крестился во время коллективной церемонии крещения саксов в 785 году в Аттиньи (Арденны, ныне фр. регион Шампань - Арденны)…

 

Иллюстрация: Крещение короля саксов Видукинда во время коллективной церемонии крещения саксов в 785 году в Аттиньи (Арденны).

Видукинд в короне стоит на коленях перед франками.

Кадр из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г.

Иллюстрация: Крещение короля саксов Видукинда во время коллективной церемонии крещения саксов в 785 году в Аттиньи (Арденны).

Видукинд в короне стоит на коленях перед франками.

Кадр из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г.

Позднее Карл Великий в очередной раз разбил войска мусульман обосновавшихся в Испании, хотя и не собирался завоевывать мусульманскую Испанию, учитывая существенные различия в экономике в традициях и считая мусульманскую цивилизацию более передовой в  области торговли, культуры, науки, искусств и  ремесел. Карл Великий и Папа Адриан считали сдерживание мусульман важной задачей. Карл Великий в своих походах на мусульманскую Испанию преследовал сразу две цели: устрашить мусульман и поддержать христиан, попавших под их господство.

 

Отношения между Карлом Великим и Папой Адрианом I (годы понтификата: 772-795) не были идеальными. Хотя Папе ранее были обещаны Тоскана и Южная Италия, франкский суверенн предпочитал владеть Италией единолично. Независимость Папской области становилась все более формальной…

 

При этом Карл Великий уделял особое внимание политическому обустройству и понимал, что основой его власти является религия. В 799 году высокопоставленные священники обвинили в разврате Папу Льва III (годы понтификата:795-816). Учинили над ним расправу и бросили в темницу. Карл Великий вмешался: освободил Папу и вернул в Рим в сопровождении надежного эскорта. После нескольких походов на саксов, в декабре 800 г.  Карл Великий вернулся в Рим, чтобы способствовать росту авторитета Папы. Согласно мнению ученых того времени, таких как Алкуин (Alcuin), образцовый властитель должен преследовать религиозные цели бороться с еретиками и язычниками внутри и за пределами своей страны. 

 

Говорит профессор Michel Rouche из Университета Сорбонна Париж IV: «Алкуин и другие теологи полагали, что раз Восточная Римская империя (Византия) оказалась в руках женщины то единой Римской империи больше не существует (подразумевается императрица Ирина (годы правления с 780 г. в качестве регента при сыне, с 797 по 802 гг. первый самодержец-женщина на византийском престоле в Константинополе. Прим. Portalostranah.ru). Одновременно самыми могущественными повелителями на Западе эти теологи считали франкских королей, а следовательно Карл Великий должен был возглавить западную часть империи». (Иначе говоря, Карл Великий,  благодаря таким обоснованиям и с одобрения Католической церкви стал выступать наследником власти Римской империи. Прим. Portalostranah.ru)

 

Кроме этого, т.к. Карл Великий стал не только королем франков, но и королем  лангобардов, а также подчинил и других правителей на территории бывшей Западной Римской империи, то он мог претендовать на статус императора, т.е. правителя над королями. Таким образом Карл Великий создал империю Каролингов, включающую в себе разные племена и способствующую их развитию.

 

Папа Лев III поддерживал эту политику объединения, однако считал духовную власть выше власти светской. Он не раз открыто говорил об этом Карлу. Несмотря на подобные высказывания, на Рождество 800 года Карл Великий был коронован Папой Львом III в Соборе Св. Петра в Риме и провозглашен императором Запада.

 

Говорит профессор Michel Rouche из Университета Сорбонна Париж IV: «Папство многим обязано Карлу Великому, т.к. благодаря ему провинция Понтификата (т.е Папская область), учрежденная для Римских Пап отцом Карла Пипином Коротким получила новое развитие и окрепла. Карл вызволил Папу Льва III из заточения, и в благодарность этот Папа короновал Карла Великого императором Запада 25 декабря 800 года».

 

Однако при этом папа нарушил принятый порядок коронации,  проведя его по своему усмотрению.

 

Профессор Michel Rouche из Университета Сорбонна Париж IV: «Папа возложил императорскую кону на голову Карла великого и собравшиеся вокруг толпы провозгласили его императором. Однако Папа сделал так что стоящие вокруг объявили Карла Великого императором только после того как на его голову была возложен корона. Это произошло не случайно, таким образом Папа хотел подчеркнуть главенство власти духовной над властью светской. Выходило, что Карл стал императором не потому, что завоевал и подчинил себе земли, а потому что Господь так велел. Такова была позиция христианской церкви».

 

По мнению Эйнхарда, прижизненного биографа Карла Великого, император ушел с церемонии разгневанным, т.к. он хотел бы пройти эту церемонию по византийской традиции: сначала провозглашением императором, потом коронование и в конце - преклонение.

 

Византийская империя отказалась признавать коронование императора, обвиняя его в узурпации власти Карл и его приближенные выступали за то чтобы Восточной частью империи (Византией) управлял мужчина. Однако тогда на трон претендовала императрица Ирина Византийская. Только после подписания в 812 году в Экс-ля-Шапель (Ахен) мирного договора Михаил I Рангави император Востока (т.е. Византии) соблаговолил признать императорский титул за Карлом Великим и его приемниками, однако в обтекаемой форме обошел вопрос законности присвоения ему этого титула, выразившись следующим образом: «Карл, король франков, которого называют их императором».

 

Подготовлено Portalostranah.ru 

 

1.2 Возникновение Папской области:

Франки помогают Римским Папам, а Папы франкам. Против лангобардов и при бессилии Византии


 

 

В своей книге «Как католическая церковь создала западную цивилизацию» (2005, рус. изд. 2010) современный американский автор Томас Вудс пишет:

 

«Франки были самым значительным из варварских племен. В отличие от многих других варваров, франки не обратились в арианство (ересь, отрицавшую божественную природу Христа); поэтому Церковь возлагала свои надежды на них. Вся история миссионерской деятельности доказывает, что Церкви было гораздо проще обращать язычников или анимистов, чем возвращать в свое лоно тех, кто уже принял арианство или ислам. Когда в 481 году королем франков стал Хлодвиг, епископат смог использовать представившийся шанс. Св. Ремигий (епископ Реймсский) в своем поздравлении открыто написал новому королю о том, какие преимущества даст ему сотрудничество с Церковью: «Оказывайте епископам всяческое уважение. Всегда обращайтесь к ним за советом. И, если вы будете в согласии с ними, земля ваша будет процветать».

 

Некоторые историки считают, что женитьба Хлодвига на красивой и глубоко религиозной Клотильде была устроена епископами, надеявшимися, что эта ревностная католичка обратит в свою веру венценосного супруга. Хотя политические соображения, бесспорно, сыграли роль в обращении Хлодвига, на него также, по-видимому, произвели очень сильное впечатление рассказы о жизни Христа. Когда он услышал, что Христа распяли, он якобы воскликнул: «О, если бы там был я с моими верными франками! » В конце концов Хлодвига удалось обратить (точная дата неизвестна; традиционно считается, что это произошло в 496 году; в 1996 году французы праздновали 1500-летнюю годовщину крещения Хлодвига). Все варварские племена Европы будут обращены только через четыреста лет, но крещение Хлодвига стало многообещающим началом…

 

Династия Меровингов, к которой принадлежал Хлодвиг, в VI—VII веках стала постепенно утрачивать влияние. Они были дурными правителями и тратили много времени на свары и междоусобицы; среди них было принято, например, сжигать живьем непокорных родственников. В ходе многочисленных внутрисемейных конфликтов Меровинги часто уступали франкским аристократам власть и землю в обмен на поддержку. Это сильно ослабило их. В VII веке деградация Меровингов продолжалась; историк  Норман Кантор описывает меровингских правителей того времени как череду женщин, детей и сумасшедших.

 

К сожалению, упадок Меровингов сказался и на Церкви.. В VII веке состояние священства во франкских землях становилось все более плачевным, так как священники все более погрязали в разврате и бесстыдстве…

 

В конце концов реформу франкской церкви осуществили ирландские и англосаксонские миссионеры, выходцы из стран, куда католическая вера пришла в свое время из континентальной Европы. Когда земле франков потребовалась прививка веры, порядка и цивилизованности, она получила все это от католических миссионеров.

 

Тем не менее в VIII веке папство обратилось именно к франкам в поисках защиты и поддержки в деле возрождения христианской цивилизации».

 

Из «Очерков по истории Римско-католической церкви» Владимира Рожкова:

 

«Также евангелизация германских земель усилила связь Пап и с франкскими королями. В 739 г. Папа Св. Григорий III (годы понтификата: 731-741) писал будущему святому -Бонифацию, осуществлявшую миссионерскую деятельность в этих землях: «Господь соизволил привести этих язычников в лоно Церкви твоими трудами и помощью Карла Мартелла, короля франков». Без поддержки франков дело миссионеров было бы почти неосуществимым.

 

Св. Бонифаций завершил свое дело, переустроив галло-франкскую Церковь, к тому времени пришедшую в упадок. Св. Бонифаций стал вводить в Галлии римское церковное благочиние с помощью Папы Св. Захария (годы понтификата: 741—752 гг.) и сыновей Карла Мартелла — Карломана и Пипина Короткого. (Напомним, Карл по прозвищу Мартелл («Молот) был не королем франков, а т.н. майордомом франков – полновластным правителем при выполнявшем лишь церемониальные функции короле из династии Меровингов, а затем фактическим регентом. Майордомом считался и сын Карла Мартелла – Пипин Короткий, до того как сверг последнего короля франков из династии Меровингов Хильдерика III, и сам стал королем. И сделал он это при помоши Папы Св. Захария. О чем, среди прочего, см. ниже Прим. Portalostranah.ru).

 

Папа Захарий являлся последним из греков на папском Престоле. В 742 г. король лангобардов Лиутпранд передал папе несколько захваченных им городов (в итальянском регионе Умбрия. Прим. Portalostranah.ru), ранее принадлежавших византийскому императору. Папа Захарий с исключительным дипломатическим искусством умел ладить с Лиутпрандом, и при нем Италия пользовалась благами мира. Под влиянием Папы Захария в 749 г. преемник Лиутпранда Ратхис вместе с женой и дочерью приняли монашество. Когда же брат Ратхиса Айстульф выступил против гегемонии Рима, Папа вступил в союз с франками…

 

Сам Бонифаций, свидетельствуют о том, что среди франков рядом с верными, великодушными, щедрыми христианами было немало приверженцев язычества, царили огромное невежество и жестокость. И все же немного позднее этот народ, хотя и на короткое время, должен будет сыграть в Римской Церкви, так сказать, роль народа избранного.

 

Пипин Короткий избирается королем франков.

Здесь показано общее собрание франкского народа в Суассоне в 751 г., во время которого посланцы Папы подтвердили, что отстранение династии Меровингов от власти законно, и династия Каролингов, к которой принадлежал Пипин, и представители которой традиционно служили во Франкском королевстве управляющими (майордомами) при Меровингах, могут стать королями.

Кадр из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г.

Пипин Короткий избирается королем франков.

Здесь показано общее собрание франкского народа в Суассоне в 751 г., во время которого посланцы Папы подтвердили, что отстранение династии Меровингов от власти законно, и династия Каролингов, к которой принадлежал Пипин, и представители которой традиционно служили во Франкском королевстве управляющими (майордомами) при Меровингах, могут стать королями.

Кадр из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г.

 

Посланцы Пипина Короткого приехали к Папе Св. Захарию в 751 г. Это были епископ Вюрцбургский и аббат Сен-Дени. Они спросили: «Что лучше — чтобы один имел королевский сан, а другой нес все бремя власти или же чтобы тот, кто несет бремя власти, имел бы и сан короля?» Папа ответил, что было бы лучше, чтобы королем назывался тот, кому принадлежит власть. В ноябре того же года Пипин созвал общее собрание вельмож и народа и получил согласие на государственный переворот – превратившись из майордома в короля франков, основав свою династию. Король из династии Меровингов Хильдерик III был пострижен в монахи, а Пипин возведен на престол. Особенно важно, что впервые в истории он был помазан на царство. Так, при прямой поддержке папской власти началась династия Каролингов.

 

В 754 г., ставший Папой вместо скончавшегося Захария, Папа Стефан II (годы понтификата: 752—757 гг.) приехал к Пипину и в аббатстве Сен-Дени помазал на царство его, королеву и двух сыновей. Папа Стефан II возвел Пипина и его сыновей в сан патрициев. Это право доселе принадлежало экзарху византийского императора. Приехал Папа для того, чтобы просить помощи против лангобардов (во главе с Айстульфом), угрожавших Равенне и Риму. Уже не раз Папы тщетно просили о помощи Византию. На этот раз Папа впервые отправился в путешествие севернее Альп и впервые взял на себя инициативу в важных политических переговорах. Папа Стефан II первым из пап посетил Париж во время своего путешествия в страну франков. В Сен-Дени между папой и королем был заключен договор, который заложил основы политических отношений между папой и императором на протяжении всего Средневековья», - пишет Владимир Рожков. Ене Гергей живописует путешествие Папы следующим образом:

 

Иллюстрация, изображающая как Папа Стефан II (годы понтификата: 752—757 гг.; во французском написании его имя Étienne II. Иногда этому Папе также присваивают порядковый номер III, т. к. существовал еще один Стефан II, избранный Папой, но не получивший епископского посвящения), в ходе церемонии 754 года, в аббатстве Сен-Дени (в Париже) помазал на царство правителя франков Пипина Короткого и его сына - будущего Кала Великого.

Тогда же Папа также возвел Пипина и его сыновей в сан патрициев.

Кадр из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г.

Иллюстрация, изображающая как Папа Стефан II (годы понтификата: 752—757 гг.; во французском написании его имя Étienne II. Иногда этому Папе также присваивают порядковый номер III, т. к. существовал еще один Стефан II, избранный Папой, но не получивший епископского посвящения), в ходе церемонии 754 года, в аббатстве Сен-Дени (в Париже) помазал на царство правителя франков Пипина Короткого и его сына - будущего Кала Великого.

Тогда же Папа также возвел Пипина и его сыновей в сан патрициев.

Кадр из французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий), 2011 г.

«В 751 году лангобарды захватили Равеннский экзархат. Не подлежало сомнению, что после Равенны наступит очередь Рима. Новый папа, Стефан II (752–757), организовал в Риме крестный ход. В дни, когда Рим оказался беззащитным, при папском дворе возник план: обратиться к франкам с просьбой о вооруженном вмешательстве. Втайне начался обмен послами между Стефаном II и Пипином. Стефан II в своих письмах с просьбами о помощи вновь и вновь напоминал франкскому королю, что королевскую власть тот смог получить и укрепить лишь с помощью папы. Пипин колебался потому, что лангобарды были ему нужны в борьбе против арабов, не говоря уж о той внутренней оппозиции, которая считала новую итальянскую политику короля неверной. Будучи в стесненном положении, Папа, чтобы добиться решения, сам отправился к франкам. Стефан II был первым папой, который зимой 753/754 г. переправился через Альпы. В январе 754 года он встретился с королем вблизи Понтиона. Пипин принял папу с византийскими церемониями: он бросился перед ним на землю, а затем, как конюший, взял лошадь Папы под уздцы, сопровождая гостя.

 

Однако в церкви Папа без всяких церемоний опустился на колени перед франкским королем и не вставал до тех пор, пока Пипин не пообещал ему оказать помощь против лангобардов. В соответствии с соглашением, которое означало союз между папством и феодальной монархией, Пипин и его преемники обещали защищать «права Петра»: отвоевать экзархат и восстановить положение, существовавшее до 680 года», - указывает Ене Гергей.

 

Владимир Рожков, в свою очередь, продолжает:

 

«В защиту папских интересов Пипин выступал дважды — в 754 и в 755 гг. Дарственным актом Пипина Короткого были «отданы апостолу (Петру) и его представителю папе, а также всем его преемникам в вечную собственность и владение эти города».

 

Так территории вокруг Равенны и Рима, а также соединяющий их «коридор», стали основой Папского государства. Примечательно, что Рим с того времени перестал датировать официальные документы годами правления византийских императоров и стал чеканить свою собственную монету. Огромное значение имел тот факт, что папы получили теперь большую светскую власть.

 

Папы уже и раньше приобрели обширные владения, с тех пор как император Римской империи Константин (годы правления: 306-337.; в 330 году перенес столицу Римской империи из Рима в Константинополь, ставшие позднее главным городом Восточноримской империи - Византии. Прим. Portalostranah.ru) начал проявлять свою щедрость к Церкви. Упоминавшийся выше Папа Григорий Великий привел церковные владения на пожертвования в такой образцовый порядок, что его преемники справедливо считались огромной экономической силой в Европе. У них были также способные люди, управлявшие их имениями и владениями. Папы на тот момент были единственные в Западной Европе государи с хорошо подготовленными администраторами, находившимися в их распоряжении. То, что когда-то было поместным владением, после союза с Пипином стало государством, причем государством, которое просуществовало до 1870 г. и существует и в наши дни в качестве суверенной территории государства Ватикан.

 

Сын Пипина Короткого Карл, который известен как Карл Великий (годы правления 768-814 как король франков; с 774 король лангобардов –  тогда же присоединил контролируемую ими Италии к франкскому королевству) , был коронован Папой Св. Львом III (годы понтификата: 795—816 гг.) на знаменитой рождественской церемонии 800 г., когда после мессы в базилике св. Петра король — вероятно, с удивлением — услышал, что его приветствуют титулом «императора Запада».

 

Лев III не только короновал и приветствовал его как императора; Папа стал перед ним на колени, превознося новую императорскую власть на византийский лад. Карлу Великому вручили древний императорский титул и древние знаки императорской власти. И хотя св. Лев III стал на колени перед первым главой новой Западной Империи, его преемникам нетрудно будет доказать, что Церковь вовсе не подчинена светской власти», пишет Владимир Рожков в своих современных «Очерках по истории Римско-католической церкви». При этом отметим, что французский документальный фильм «История французских королей (серия Карл Великий, производство студии Merapi Productions, 2011 г.) изображает коронацию Карла Великого императором в том ключе, что именно Карл встал пред Папой Львом III на колени (см. врезку).

 

Томас Вудс описывает дар Пипина следующим образом:

 

«В прошлом между последними римскими императорами и папством существовали особые отношения. После краха Западной Римской империи такие отношения сохранились у папства с единственным сохранившимся осколком Римской

империи — Византией (Константинополь смог устоять перед варварами). Однако со временем они становились все более напряженными. В VII веке Восточная Римская империя боролась за выживание, ведя войны с арабами и персами, и вряд ли могла рассматриваться св. Престолом в качестве надежной защиты. Кроме того, императоры приобрели дурную привычку вмешиваться в дела Церкви…

 

Некоторым деятелям Церкви казалось, что пора обратить взоры в другую сторону, отказаться от традиционной опоры на императора и найти другую политическую силу, с которой можно было бы заключить плодотворный политический союз.

 

Так Западная Церковь приняла важнейшее решение. Она решила переориентироваться с византийских императоров на полуварваров — франков, которые обратились в католическую веру непосредственно и никогда не были арианами. В VIII веке Церковь благословила официальный переход власти от Меровингов к Каролингам — к семье Карла Мартелла, знаменитого победителя мусульман при Туре в 732 году, и в конечном счете — к Карлу Великому (или Шарлеманю), со временем ставшему признанным отцом Европы.

 

Каролинги возвысились в результате упадка Меровингов. Они занимали ставшую наследственной должность майордома, примерно соответствующую нынешней должности премьер-министра. Майордомы - Каролинги были гораздо более искусными и хитрыми правителями, чем меровингские короли, и постепенно они все больше и больше овладевали браздами правления в королевстве франков. В середине VIII века Каролинги, чья власть фактически была королевской, пожелали получить королевский титул. Пипин Короткий, бывший майордомом в 751 году, в письме папе Захарию I спросил, правильно ли, когда человек, не имеющий власти, называется королем, а человек, имеющий власть, этого титула лишен. Папа, который хорошо понимал, на что намекает Пипин, ответствовал, что это ненормально и что имена должны соответствовать сущностям. Тем самым папа, высший духовный авторитет, благословил смену правящих династий в королевстве франков, и последний король из династии Меровингов удалился в монастырь.

 

Таким образом Католическая церковь способствовала мирной передаче власти Каролингам от ослабевших Меровингов и вместе с Каролингами взялась за восстановление ценностей цивилизованной жизни. Под влиянием Церкви варварское племя франков превратилось в строителей цивилизации. Воплощением этого идеала стал Карл Великий (768 - 814), вероятно, величайший из франков. (После завоеваний Карла Великого королевство франков, простиравшееся на восток от так называемой Испанской марки, занимало значительную часть современных северной Испании, северной Италии, Швейцарии, Франции и Германии.)».

 

Романо Скальфи в своей книге не словом не упоминает о даре Пипина, говоря, что именно Карлу Великому Папство обязано государством. Он пишет о взаимоотношениях Папства и франков:

 

«В конце VII века племя франков постепенно собирается под властью Каролингской династии. Один из ее видных представителей — Карл Мартелл — расширяет свои владения как на Востоке, так и на Западе. В 732 году, в битве при Пуатье, он наголову разбил арабскую армию. Карл и его окружение заботятся о том, чтобы обратить ко Христу побежденные германские народы. Но это не мешает им захватить имущество Церкви и раздать его воинам, что имеет для Церкви достаточно серьезные последствия: теперь епископы и священники для того, чтобы выжить, вынуждены идти на поклон к знати.

 

Перед смертью (741 год) Карл Мартелл разделяет королевство между своими сыновьями: Карломаном и Пипином. Карломан, человек глубоко религиозный, удаляется от дел и недалеко от Рима, на горе Соратте, учреждает монастырь. Впоследствии он становится монахом-бенедиктинцем в Монте-Кассино (в Италии).

 

Известная фигура  того времени Винфрид, который позднее принимает имя Бонифация (годы жизни: 673-754). Родом из Англии и живя там в монастыре, а затем отправившись в Голландию, в 721 г. он с миссионерскими целями пребывает в Германию - на земли франкского государства.

 

Он также посещает Рим для того, чтобы встретиться с папой, и там его возводят в епископский сан. Папа возлагает на Св. Бонифация обязанность нести Благую Весть язычникам, создавать новые церкви и реформировать уже существующие — те, которые утратили подлинный христианский дух. Св. Бонифаций основывает множество монастырей и епархий, он дает новый импульс духовной жизни. В своей апостольской и проповеднической деятельности он сталкивается с сопротивлением немалого числа духовенства и знати. Когда на смену Карломану, убежденному стороннику св. Бонифация, приходит Пипин, святой вынужден удалиться в епархию Майнца. Там он продолжает трудиться, время от времени посещая Фульдское аббатство (ныне в германской федеральной земле Гессен. Прим. Portalostranah.ru), которое он основал в 744 году. Для этого монастыря, желая быть в более тесном общении с вселенской Церковью, он испрашивает непосредственного подчинения папе. На склоне лет Св. Бонифаций направляется в Утрехт (ныне Нидерланды), чтобы продолжить труд своего старого учителя – монаха Виллиброрда, крестившего фризов, и в 754 году его убивает толпа язычников. Св. Бонифация по справедливости называют «апостолом Германии».

 

Власть дома Каролингов усиливается при Пипине именуемом Коротким, правителе aранков, ставшего затем королем. После избрания Пипин принимает помазание от епископов, и это ставит его в привилегированное положение внутри Церкви. Преемник Пипина — Карл, именуемый Карлом Великим, продолжает политику отца.

 

В это время в Риме Папа Адриан (годы понтификата: 772-792) испытывает большие затруднения. Его земли принадлежат императору Востока (т.е. византийскому императору), который не в состоянии их защитить. С другой стороны, на абсолютное господство в Италии претендуют лангобарды. Даже после официального присоединения к Церкви, большая их часть следует арианской ереси и требует от папы полного подчинения и уплаты высоких податей.

 

Дезидерий, король лангобардов (годы правления: 756-774), пытается завоевать Рим и другие земли Византийской империи и выступает со своим войском против Папы. Тогда Папа Адриан призывает на помощь короля франков Карла Великого, который переходит через Альпы, осаждает Павию (основанный в древнеримскую эпоху город в Италии, в 35 км. от Милана; Павия была столицей лангобардов в период их завоевания Италии), побеждает лангобардов и провозглашает себя королем франков и лангобардов.

 

В 774 году, на Пасху, Карл Великий отправляется в паломничество в Рим. Папа оказывает ему почести, подобающие византийским императорам. Папа Адриан и король вместе молятся и клянутся в обоюдной верности на могиле апостола Петра.

 

Папа Адриан получает от Карла Великого часть земель в Италии, принадлежащих лангобардам: Южную Тоскану, Перуджу, некоторые земли центральной Италии, Равенну. Присоединившись к Римскому герцогству, они образуют Папское государство.

 

Именно с этого времени начинается независимость папы от императора Византии. В это время государство франков, германского племени, включает в себя, помимо части Италии, часть современной Франции и современной Германии. На Востоке живет другой германский народ — саксы, в основном еще язычники. Во время многочисленных походов Карл Великий одерживает в конце концов над ними победу и покоряет их в 777 году.

 

Карл, несомненно, удачливый завоеватель, но его величие и в том, что он понимает — войнами всего не добьешься. Обеспечив безопасность на границах, Карл начинает активную законодательную и организаторскую деятельность. Не будучи сам человеком высокой культуры, он, тем не менее, ценит и собирает вокруг себя наиболее выдающихся ученых своего времени. Он учреждает при дворе школу для обучения знатных людей, будущих государственных деятелей. Придворная школа становится образцом для приходских школ в городах и селениях. Помимо изучения Евангелия и основ веры, в них преподают также светские науки.

 

В 795 году королевство франков настолько укрепляется, что Карл уже может посвятить себя внутренним делам огромного государства и, прежде всего, позаботиться о возрождении культуры и религии. Он считает себя не только королем франков, но и всего Запада, который теперь не зависит от Восточной Римской империи (Византии). До этого времени христианская империя сохраняла монолитность и император Востока, т.е византийский император,  должен был помогать папе сохранять единство христиан. Западные государства всегда признавали это право.

 

Теперь же Карл хочет получить те же права, что и император Востока (византийский император). С политической точки зрения, Карл уже некоторое время такими правами уже обладает, однако не хватает юридического закрепления этого факта. И в ночь на Рождество, в 800 году, папа Лев III коронует Карла императором Рима.

 

Возведение Карла Великого в императорский сан служит усилению единства Запада, но одновременно означает и углубление разделения между Востоком и Западом, между грекоязычными и латиноязычными христианами (т.е. христианами Западной Европы и землями Византии. Прим. Portalostranah.ru)».

 

В свою очередь Ере Гергей так живописует обстоятельства создания Церковной области:

 

«Папа Адриан I (772–795), стремился к тому, чтобы после легализации единоличной власти Карла Великого вновь противопоставить франков лангобардскому союзу. Превращению Карла Великого в самодержавного правителя способствовало то, что Карлу удалось заполучить королевство лангобардов. Варвары еще дважды опустошали Рим, пока Карл Великий в 774 году окончательно не занял королевство лангобардов и как король Италии и патриций Рима не укрепил Пипинов дар. Небольшие лангобардские герцогства он присоединил к Папскому государству.

 

Адриан I во время своего длительного понтификата укрепил суверенитет Папского государства, опираясь на державу франков. Карл и Папа в 781 году упорядочили взаимоотношения Церковного государства с франкским королевством. Король вновь подтвердил верховную власть Папы над Римским герцогством, над Романьей (бывшим экзархатом Византии) и над Пентаполем (т.н. Пятиградье, герцогство с центром в Римини). Однако он не удовлетворил чрезмерные территориальные претензии папы. Так, он не уступил ему лангобардские герцогства Сполето и Тоскану, предоставив ему возможность лишь получать с них определенные доходы. В то же время Папа получил определенные владения на территориях Сабины, Калабрии, Беневенто и Неаполя. Упорядочение отношений означало дальнейший шаг вперед на пути превращения Папского государства в суверенное. Начиная с 781 года Папа датирует свои грамоты уже не годом правления византийского императора, а годом своего понтификата. Суверенность подчеркивается и тем, что Адриан I оказался первым Папой, который в 784–786 гг. начал чеканить свои деньги — серебряный динар с весьма светской круговой надписью на нем на латыни: «Victoria domini nostri» («Победа господина нашего»).

 

Гнев франкского короля был вызван не ревностью к церкви, а опасениями за свои державные интересы. Ведь только недавно завоеванные лангобардские герцогства в Италии при поддержке Византии и папства могли успешно выступить против франкских завоеваний. Король Карл извлек из этого урок и поставил Папу на место. В первую очередь он окончательно отделил и изолировал папство от Византии и приковал к франкской империи. В 787 году Папа получил от Карла земли, соседствующие с герцогством Тоскана, а также имения и города, принадлежавшие Беневенто. Карл также пообещал, что возвратит папе оставшиеся под греческим господством южноитальянские области, ранее принадлежавшие церкви (Неаполь и Калабрию), в случае овладения ими.

 

Папа Адриан скончался в то время, когда рушились его мечты о папском суверенитете. Об избрании его преемника Льва III (795–816) Карл был извещен посольством. Начиная с Павла I, таким образом в качестве простого акта вежливости патриция ставили в известность о результатах выборов. В свое время Византия, а также экзарх требовали, чтобы к ним обращались с просьбой об утверждении еще до посвящения. Однако Лев не только вместе с римскими избирателями дал клятву верности франкскому королю, но и одновременно признавал Карла своим сюзереном. Лев прекратил датировать свои грамоты только годом своего понтификата и стал проставлять также год правления Карла.

Следует учитывать, что Папы в Италии для противостояния вновь появившимся арабским (сарацинским) завоевателям и все заметнее наглеющей феодальной аристократии нуждались еще более, чем прежде, в вооруженной защите со стороны франков. Но это можно было обеспечить лишь за счет полного политического подчинения франкскому королю.

 

В 799 году, во времена понтификата Папы Льва, мы встречаемся с новым явлением: под руководством племянника Папы Адриана (скончавшегося предшественника Льва) против папы, избранного в соответствии с канонами, подняла мятеж византийская партия. Против Папы Льва, как выяснилось, не без основания, был выдвинут целый ряд обвинений (клятвопреступление, предательство, нарушение брака и т. д.). Во время церковного шествия на Льва III было совершено нападение, с него было сорвано одеяние иерарха, его стащили с осла и заключили в монастырь. Льву удалось, обманув бдительность стражей, спуститься по веревочной лестнице и бежать сначала в Сполето, а оттуда к своему господину — Карлу. За понтификатом провизантийского Адриана последовала откровенно профранкская позиция Льва III…

 

Согласно летописи «Жизнь Карла Великого» («Жизнь Карла Великого», или «Vita Caroli Magni», написанная современником Карла Великого монахом Эйнхардом (годы жизни 770-80), являемся важнейшим источником по истории правления Карла Великого. Прим. Portalostranah.ru), 25 декабря 800 года, в праздник рождества, Карл как раз находился в соборе Святого Петра пред могилой Петра, погруженный в молитву, когда в присутствии собравшегося народа к нему неожиданно подошел Папа Лев и под торжествующие возгласы народа (Laudes!) короновал Карла, провозгласив его императором.

 

И на этот раз церемония совершалась сугубо по-византийски (там, начиная с 450 года, императора короновал патриарх). Согласно описаниям франкского придворного историографа Эйнхарда, Карл якобы был не расположен принимать императорское звание: «…как он сам позже утверждал, в тот день он не пришел бы в церковь, какой бы торжественный праздник тогда ни был, если бы заранее знал намерения Папы».

 

Однако в действительности в этой ситуации лукавил скорее новый император, чем оказавшийся в его подчинении папа. Речь может идти о хорошо подготовленном сценарии, в котором нашли выражение конкретные политические намерения обеих сторон. О согласии свидетельствует и тот факт, что в память об этом великом событии император велел отчеканить памятный динар, на котором были выбиты его и Папы имена. Карл же и его окружение представили это дело так, будто коронация все же неприятно затронула франкского короля, вероятно потому, что в связи с коронацией, осуществленной папой, могла возникнуть видимость того, что Папа даровал Карлу императорскую корону и может, следовательно, считать себя источником императорской власти. Несомненно, что Папа — просили его об этом или нет — своим участием в коронации хотел воспрепятствовать тому, чтобы образовалась императорская держава, независимая от церкви. Однако сама по себе такая мысль была бы абсурдом». Описание  этой церемонии коронации в изложении французского документального фильма «История французских королей (серия Карл Великий, производство студии Merapi Productions, 2011) см. на врезке.

Опубликовано
25
06
2014
 
Portalostranah



Также по теме

Статей пока нет

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...