Могольская миниатюра Великих Моголов
Публикация о могольской живописи, которой славилась династия Великих Моголов в Индии (начало династии при Бабуре в 1526 г., падение при Бахадур II Шахе в 1858 г.).
![На могольской миниатюре XVIII века: Нур Джахан (В переводе ее имя означает «Свет мира»). Жена императора династии Великих Моголов Джахангира, сына Акбара. Эта могольская миниатюра, написанная уже после кончины Нур-Джахан, хранится в Лахорском музее (Пакистан). Илл. из цитируемой здесь, среди прочего, публикации журнала «Курьер ЮНЕСКО» (N12/1973) о могольской миниатюре.](/userfiles/image/070514i-1.jpg)
На могольской миниатюре XVIII века: Нур Джахан (В переводе ее имя означает «Свет мира»). Жена императора династии Великих Моголов Джахангира, сына Акбара.
Эта могольская миниатюра, написанная уже после кончины Нур-Джахан, хранится в Лахорском музее (Пакистан).
Илл. из цитируемой здесь, среди прочего, публикации журнала «Курьер ЮНЕСКО» (N12/1973) о могольской миниатюре.
![Страница цитируемой здесь, среди прочего, публикации журнала «Курьер ЮНЕСКО» (N12/1973) о могольской миниатюре.](/userfiles/image/070514i-10.jpg)
Этот обзор можно считать дополнением к нашей публикации о Великих Моголах, там же вы найдете больше изображений могольских миниатюр.
В заметке говорилось:
«Миниатюрная живопись так называемой могольской школы — прекраснейший образец искусства миниатюры Индостанского субконтинента. Мусульманская в своей основе, эта школа живописи процветала под покровительством императоров из династии Великих Моголов на протяжении двух с лишним столетий: от второй четверти XVI до конца XVIII века.
В зените своего расцвета могольская миниатюра славилась во многих, даже самых отдаленных странах; знали ее и в Европе, где достижениями художников могольской школы восхищался такой великий живописец, как Рембрандт. А в родных краях могольская миниатюра оказала глубокое влияние на многие другие школы миниатюрной живописи — раджпутскую, деканскую, школу Кангра. (Здесь имеется в виду влияние живописи Великих Моголов на индуистскую школу миниатюр: индуистские воины-князья раджпуты правили в Раджастане; Декан, также Декан) — плоскогорье в центре индостанского полуострова; Кангра — город в современном штате Химачал-Прадеш, там стала известна одноименная индуистская школа миниатюры. Прим. Portalostranah.ru)
Развитие искусства могольской миниатюры началось в Индостане в последние годы правления императора Хумаюна: возвращаясь из Ирана, он привез с собой двух художников, придворных мастеров персидского шаха Тахмаспа I — Мир-Сайд Али (Мир Сайид Али) и Абдус Самада.
(Второй могольский император и сын основателя династии Бабура — Хамаюн находился в Иране в изгнании. Его правление состояло из двух частей: 1530-1540 гг. и 1555-1556 гг., прерываемое этим изгнанием. О хронологии правления Хумаюна среди других первых могольских императоров — предшествующего ему Бабура и наследовавших: сына Акбара и внука Джахангира, см здесь, в нашем большом обзоре о Великих Моголах. Прим. Portalostranah.ru)
Могольское искусство было, таким образом, в значительной мере продолжением и развитием изысканного декоративного стиля плоскостной иранской школы миниатюры, которая в свою очередь на ранней стадии испытала влияние китайской живописи.
Однако начальный этап формирования могольской школы длился недолго; уже очень скоро в ней со всей определенностью выявились своеобразные черты. Сыграли свою роль и контакты с европейским искусством (вероятно, это было связано с деятельностью первых христианских миссионеров). А главное то, что под руководством иранских мастеров трудилось множество местных индийских художников и постепенно у представителей могольской школы выработалось собственное, глубоко оригинальное видение действительности.
Несомненно, именно это особое видение, проникнутое жизненной силой и страстностью, помогло могольскому искусству миниатюры обрести своеобразие, которое помогает легко распознавать его.
![Могольская миниатюра XVIII века, изображающая могольского императора Акбара (годы жизни: 1542-1605; годы правления 1556-1605), который, как отмечает «Курьер ЮНЕСКО», был фактическим основателем и большим покровителем школы могольской живописи. Миниатюра написана спустя почти сто лет после кончины Акбара. Илл. из «Курьера ЮНЕСКО», из приводимой здесь статьи о могольской миниатюре.](/userfiles/image/070514i-2.jpg)
Могольская миниатюра XVIII века, изображающая могольского императора Акбара (годы жизни: 1542-1605; годы правления 1556-1605), который, как отмечает «Курьер ЮНЕСКО», был фактическим основателем и большим покровителем школы могольской живописи.
Миниатюра написана спустя почти сто лет после кончины Акбара.
Илл. из «Курьера ЮНЕСКО», из приводимой здесь статьи о могольской миниатюре.
Вот почему фактическое возникновение могольской школы следует относить, скорее, к времени правления императора Акбара (сына Хумаюна). Его царствование длилось целых полвека, и на протяжении большей его части в придворных художественных мастерских трудились многочисленные живописцы, иллюстрировавшие списки эпических произведений «Хамсанама» (также пишется как «Хамсанамэ» и «Хамзанама»), «Шахнама» («Шахнамэ») и «Акбарнама» («Акбарнамэ»), и создавшие таким образом портреты правителей и их приближенных. («Хамсанама» повествует о легендарных деяниях дяди Пророка Мухаммеда. При Великих Моголах создали иллюстрированную версию этой более старой истории. Это же касается и книги по персидской истории «Шахнама». В свою очередь, «Акбарнама» — прижизненное жизнеописание могольского императора Акбара, подготовленное по его просьбе визирем Абу аль-Фазлом, иначе Абул Фазлом. Прим. Portalostranah.ru).
В могольских миниатюрах изящество деталей, совершенство линий, свойственные искусству Ирана, сочетались с характерным для Индии разнообразием зеленых, яркостью красных и оранжевых тонов.
Из числа мастеров-индусов, работавших при дворе могольских правителей, широкую известность получили Мансур, Дасвант (Дасванатх) и Басаван — иллюстраторы «Хамсанама»; однако лучшие их произведения составляют все-таки отдельные листы миниатюр, портреты, зарисовки животных и цветов, изображения сцен охоты, различных событий дворцовой жизни. Общий стиль этих работ в основе своей иранский, но большинство деталей трактуется, тем не менее, в местных индийских традициях.
Во время правления Джахангира в миниатюрах преобладают изображения природы, животных, птиц, растений, по праву занимающие достойное место среди совершенных образцов могольского искусства.
Именно в эти годы искусство могольской миниатюры достигает вершин своей славы.
Элементы персидского влияния, еще присутствовавшие в эпоху Акбара, полностью исчезают при Джахангире. Тематическое содержание миниатюр этих лет составляли не только зарисовки природы (сам император был страстным ее любителем); значительное место в нем занимают и сцены жизни императорского двора. Именно в это время входит в моду и обычай обрамлять миниатюры сложными орнаментами-бордюрами.
Стиль искусства миниатюры времен Джахангира сохранялся и совершенствовался и при последующем правителе — Шах-Джахане, создателе Тадж-Махала. Для живописных произведений этой эпохи характерно высокое техническое совершенство — свободное, но разумное пользование цветом, точность и уверенность рисунка. Сюжеты миниатюр берутся обычно из дворцовой жизни; часто изображаются также группы придворных или мудрецов-дервишей.
В это же время полное развитие получает зародившаяся еще при Джахангире новая техника портретной живописи. Эти миниатюры отличались благородством и изысканностью, даже некоторой парадностью изображения; порой им недоставало живости и непосредственности, свойственной работам эпохи Акбара и Джахангира.
И все же благодаря именно большой жизненной силе могольская миниатюра, даже миновав эпоху своего расцвета (закат произошел во время правления Шах-Джахана, правившего до 1658 г.), еще долго сохраняла, по крайней мере в техническом отношении, свое величие — вплоть до конца царствования Мухаммеда Шаха (1748).
В годы правления этого падишаха, как и его предшественника Фарруксияра (1713–1719), искусство живописи снова пользовалось покровительством двора. Но позднее постепенный упадок империи Великих Моголов привел к тому, что художники начали искать новых покровителей и нашли их в лице навабов и раджей — местных властителей, независимых или полузависимых от ослабевших Великих Моголов. При дворе этих новых меценатов более или менее искусные имитации былого «императорского» могольского стиля создавались еще около столетия», — указывал журнал «Курьер ЮНЕСКО».
И еще о монгольской миниатюре Великих Моголов
И также предлагаем вашему вниманию, в развитие темы, статью из официального индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» (это иллюстрированное издание издается Министерством иностранных дел Индии на десяти языках, цитата по русскому изданию: выпуск — май 2002 г.) «Могольские миниатюры: Синтез персидского и индийского стилей». Автор: индийская писательница и ученый, д-р Хариндер Секхон.
«Индия перспективы» пишет: «Могольская школа живописи представляет собой одну из самых знаменательных стадий развития индийского искусства. Она появилась в результате синтеза между коренным индийским стилем живописи и сафавидской школой персидской живописи в период правления могольских императоров. (Сафавиды (Сефевиды) — династия, правившая в Персии в 1501-1736 гг. Прим. Portalostranah.ru).
Могольские миниатюры отличаются реализмом, тщательностью и тонкостью рисунка, мастерством композиции и богатой палитрой деликатных оттенков. Важной чертой, отличающей их от любых других индийских полотен, является их каллиграфический характер.
Этот стиль живописи развивался и процветал под покровительством императора Акбара. Он достиг своего апогея при Джахангире.
В период правления его наследника Шах-Джахана он уже изжил себя.
При Аурангзебе, который был пуританином, этот стиль попал в опалу и после этого начал терять популярность при последующих могольских императорах. Тем не менее он продолжал существовать как декадентский вид искусства под покровительством навабов Авадха до конца XVIII века и с приходом британского правления практически исчез совсем. (Авадх (или, иначе Ауд, ныне часть штата Уттар-Прадеш, на границе с Непалом. В период империи Великих Моголов территория Авадха составляла отдельную Аудскую субу, т.е. провинцию. В 30-х годах XVIII века местный могольский губернатор — субадар Саадат Али Хан I провозгласил независимость и основал династию навабов-вазиров Ауда. Прим. Portalostranah.ru).
Монгольская миниатюра Великих Моголов.
Илл.из цитируемой здесь, среди прочего, статьи индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» (май 2002 г.).
По своим идеям и исполнению могольские миниатюры отличаются исключительными особенностями и чертами, и их эффект можно было наблюдать по всему Деккану, в Раджастхане, в Пенджабе и на севере Индии еще долго после того, как сами «великие моголы» канули в Лету. (Напомним, Декан, или Деккан — плоскогорье, занимающее внутреннюю часть полуострова Индостан. Прим. Portalostranah.ru).
Основа могольского стиля живописи была заложена Хумаюном в годы его изгнания в Персии и Афганистане. В Персии он познакомился с двумя мастерами-художниками Миром Сайидом Али и Абдусом Самадом, которых он взял к себе на службу и которые последовали за ним в Дели, когда он вновь получил свой трон.
В Индии они открыли процветающий центр живописного искусства для сына и наследника Хумаюна — Акбара. Они мобилизовали большое число талантливых художников со всех концов страны.
Этот вид живописи достиг своего совершенства в период правления Акбара. Самыми знаменитыми художниками при его дворе были упомянутые Мир Сайид Али из Табриза, Ходжа Абдус Самад (иначе Абд ас-Самад Прим. Portalostranah.ru), Дасванатх и Басаван. Помимо них было еще тринадцать первоклассных художников, которые создавали исключительные по своему качеству картины.
Персидская традиция XV века славилась своими декоративными качествами и живым восприятием красок. Миниатюры этого стиля обычно представляли собой книжные иллюстрации и были двухмерными. Их линии были каллиграфическими, а палитра — броской, похожей на эмаль. Индийские художники, проходившие подготовку под надзором персидских мастеров, вскоре превзошли все их ожидания, как в линиях, так и красках. Персидская школа живописи дала первоначальный стимул могольскому стилю.
Однако вскоре после этого могольская живопись начала развиваться независимо. С течением времени стала очевидной широта взглядов индийских художников, видимая в их работах. Эти художники представляли различные регионы Индии. Они принесли с собой не только свое умение рисовать, но и знания рисунка, использования красок и композиции.
Монгольская миниатюра Великих Моголов.
Илл.из цитируемой здесь, среди прочего, статьи индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» (май 2002 г.).
Акбар не вмешивался в их работу, и искусство живописи, развившееся императорских художественных мастерских, постепенно утратило чисто персидские черты и стало все более индийским. К тому времени как правление Акбара дошло до половины своего срока, на смену стилизованному качеству персидской живописи пришло новое — в могольском стиле, которому была присуща энергичность движения людей и животных.
Самой важной работой, появившейся в ранние годы существования могольской художественной мастерской, был необычный, иллюстрированный манускрипт «Дастан-и-Амир Хамза» более хорошо известный как «Хамзанама».
Он содержал приключенческие рассказы и иллюстрации, повествовавшие о похождениях дяди Пророка Мухаммеда Амира Хамзы.
Акбару они особенно нравились, и он поручил компиляцию этого большого труда знаменитому персидскому художнику Миру Сайиду Али. Этот труд в своем завершенном виде содержал более 1200 иллюстраций, выполненных на холсте в броских и ярких красках. Они приклеены к фолиантам размерами 27 дюймов х 20 дюймов. Эти картины были созданы в период между 1550 и 1560 годами. К несчастью, от них уцелел лишь небольшой фрагмент, который находится в руках коллекционеров в Европе и Америке. Только три или четыре фолио были найдены в Индии.
Картины «Хамзанамы» выполнены в персидском стиле. Их композиции сложные и состоят из архитектурных деталей, интерьеров дворцов, фортов или павильонов, и армий прислужников, солдат и женщин, запечатленных в движении. Они свидетельствуют о замечательном умении художника и высоком техническом мастерстве. Их краски — яркие, живые. В них преобладают красный, синий, желтый и зеленый цвета.
Еще одной типичной характеристикой миниатюр «Хамзанамы» является наличие в них экзотических растений с яркими цветами и зеленью. Они напоминают о Персии, а индийские тона начинают появляться намного позднее, после того когда индийские художники стали работать с персидскими мастерами.
Монгольская миниатюра Великих Моголов.
Илл.из цитируемой здесь, среди прочего, статьи индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» (май 2002 г.).
Глубокий интерес Акбара к религии и его неутолимое желание глубже познать сущность различных религий привели к тому, что он увлекся индуистскими классическими трудами. В 1582 году он поручил своим художникам иллюстрировать индуистские эпические произведения.
Это привело к созданию иллюстрированной «Махабхараты» на персидском языке под названием «Размнама» (Razmnama, в переводе с персидского «Книга войны» Прим. Portalostranah.ru). Сейчас она находится в Дворцовом музее в Джайпуре. Она содержит 169 иллюстраций и была завершена в 1589 году. Главным ее художником был Дасванатх.
Хроникер Акбара Абул Фазл составил список важных манускриптов, включая и книги по истории, биографии, персидскую классику, поэзию и теологию, которые были подготовлены в период правления Акбара ведущими каллиграфами и иллюстрированы художниками императорских мастерских. (Абул Фазл, иначе Абу-л Фазл Аллами (Abu al-Fazal ibn Mubarak, годы жизни: 1551-1602) — визирь Акбара. Предки Абул Фазла происходили родом из Йемена; переселившееся в Персию их семейство стало известно своими религиозными суфистскими деятелями. Дед Абул Фазла шейх Хизр перебрался в Индию. В свою очередь отец Абул Фазла — шейх Мубарак также был широко известным религиозным деятелем. Абул Фазл прославился тем, что стал автором «Акбар-наме» («Ахбарнаме), официальной истории царствования императора Акбара в трех томах. Еще при правлении Абара, Абул Фазл был убит в дороге по приказу сына Акбара и будущего императора Джахангира, который недолюбливал Абул Фазла, и часто бунтовал против Акбара. Прим. Portalostranah.ru).
Некоторыми из манускриптов, иллюстрированных в период правления Акбара, являются «Гулистан Сади» (1567), сейчас находящийся в Британском музее в Лондоне («Гулистан Сади», — «Гулистан», буквально с персидского «Сад роз» по произведениям персидского поэта Саади (годы жизни: 1181-1291. Прим. Portalostranah.ru); «Девал Рани» (1568); «Анвар-и-Сухайли» (сборник сказок), относящийся к 1570 году и сейчас находящийся в Школе восточных и африканских исследований при Лондонском университете. Еще один экземпляр «Гулистана Сади» находится в библиотеке Королевского азиатского общества; «Диван» поэта Амира Шахи хранится в Национальной библиотеке в Париже.
![Дама и птица. Миниатюра из могольского сборника «Тутинама», что в переводе с персидского означает «Сказки попугая». Сборник был выпущен в 1555-1560 гг. в мастерских Великих Моголов по одноименному труду XIV века персоязычного врача и литератора Нахшаби, жившего в Индии. Труд состоит из пятидесяти двух моралистических, эротических и юмористических историй, рассказанных от имени попугая, ночь за ночью, в течение 52 последовательных ночей, чтобы убедить свою хозяйку не выходить из дома в эти ночи для встреч с любовником, в то время как муж отсутствует.](/userfiles/image/070514i-8.jpg)
Дама и птица.
Миниатюра из могольского сборника «Тутинама», что в переводе с персидского означает «Сказки попугая».
Сборник был выпущен в 1555-1560 гг. в мастерских Великих Моголов по одноименному труду XIV века персоязычного врача и литератора Нахшаби, жившего в Индии.
Труд состоит из пятидесяти двух моралистических, эротических и юмористических историй, рассказанных от имени попугая, ночь за ночью, в течение 52 последовательных ночей, чтобы убедить свою хозяйку не выходить из дома в эти ночи для встреч с любовником, в то время как муж отсутствует.
«Диван-и-Хафиз», «Тутинама» (Tutinama, иначе «Тути-наме», в переводе с персидского «Сказки попугая», по одноименной книге XIV века персоязычного врача и литератора Нахшаби, жившего в Индии, состоящей из пятидесяти двух моралистических, эротических и юмористических историй, рассказанных от имени попугая, ночь за ночью, в течение 52 последовательных ночей, чтобы убедить свою хозяйку не выходить из дома в эти ночи для встреч с любовником, в то время как муж отсутствует. Прим. Portalostranah.ru), «Тарикх-и-Алфи» (история мира) (1590). «Джами-ал-Таварикх» (1596) находятся в библиотеке Гулистан в Тегеране.
Этот перечень можно продолжить, включив в него ряд манускриптов «Бабарнамы» (иначе «Бабурнаме» — по автобиографии-жизнеописанию первого императора Великих Моголов Бабура Прим. Portalostranah.ru), выпущенных в последнем десятилетии XVI века. «Таварнкхе-Кхандан-е- Таймурию», хранящуюся в библиотеке им. Кхуды Бакша в Патне (ныне административный центр индийского штата Бихар. Прим. Portalostranah.ru); «Акбарнаму» (1600) (как уже упоминалось выше, «Акбарнама» — это официальная история царствования императора Акбара в трех томах Прим. Portalostranah.ru), сейчас принадлежащую Музею Виктории и Альберта в Лондоне и «Джог Вашишт» (1602) (т.е. «Йога Вашишта», с древнего индийского текста Прим. Portalostranah.ru), находящийся в Библиотеке Честера в Дублине.
Были также иллюстрированы сочинения классической персидской литературы — «Кхамса» Низами, романтическая поэма о Лайле и Маджну (о Лейле и Меджнуне) и сборник басен Саади и Джами.
Акбар проявлял большой личный интерес к работам своих художников, еженедельно проверял результаты их труда, давал ему оценку и соответственно их вознаграждал. Художникам предоставлялись все возможные условия для работы и дорогой материал. Таким образом в мастерских Акбара создавались полотна в явно могольском стиле живописи.
В отличие от персидского для могольского стиля характерен трехмерный эффект. Персидский же стиль производит двухмерный эффект.
![Обложка номера (май 2002 г.) индийского журнала для заграницы «Индия перспективы», где была опубликована цитируемая здесь статья о могольской миниатюре. Обложку украшала репродукция одной из миниатюр. Журнал пишет: «Могольская школа живописи представляет собой одну из самых знаменательных стадий развития индийского искусства. Она появилась в результате синтеза между коренным индийским стилем живописи и сафавидской школой персидской живописи в период правления могольских императоров... В отличие от персидского для могольского стиля характерен трехмерный эффект. Персидский же стиль производит двухмерный эффект».](/userfiles/image/070514i-3.jpg)
Обложка номера (май 2002 г.) индийского журнала для заграницы «Индия перспективы», где была опубликована цитируемая здесь статья о могольской миниатюре.
Обложку украшала репродукция одной из миниатюр.
Журнал пишет: «Могольская школа живописи представляет собой одну из самых знаменательных стадий развития индийского искусства. Она появилась в результате синтеза между коренным индийским стилем живописи и сафавидской школой персидской живописи в период правления могольских императоров...
В отличие от персидского для могольского стиля характерен трехмерный эффект. Персидский же стиль производит двухмерный эффект».
Созданные в могольском стиле картины очень реалистичны. Все в них целиком отражает жизнь. Они полны сложных архитектурных деталей. Как живые, в них предстают животные, цветы и ландшафты. В них также замечательно сочетаются элементы персидского стиля, предмогольского исламского, коренного, местного, декканского и европейского. Все они сливаются воедино в один стиль, ставший типичным для высокоразвитого языка самовыражения эпохи Акбара.
Сын и преемник Акбара Джахангир тоже проявлял большой интерес к живописи. При нем это искусство приобрело большую утонченность, элегантность и очарование. Как никогда ранее были заметны идеальная красота линии и деликатность красок. Многие из таких придворных живописцев Акбара, как Абу Хасан, Бишандас, Фаррукх Бег, Даулат, Говардхан, Ананд, Манохар и другие, продолжали работать для Джахангира. Джахангир был особенно полон энтузиазма в отношении Абу Хасана, сына персидского художника Аки Ризы из Герата.
Джахангиру. как и его отцу, нравились европейские полотна на религиозные темы. В то время в стране наблюдалось большое влияние европейского искусства на живопись. И оно продолжало расти. Краски уже не были жесткими, резкими, как эмаль. Они были мягче и гармонично сливались вместе в одно целое. Это натуралистическое влияние лучше всего видно в картинах ландшафтов. Более близкое знакомство с западным стилем живописи привело к принятию в могольских миниатюрах многих таких его элементов, как европейская мебель, декоративные предметы, костюмы и позы, крылатые ангелы, херувимы, занавеси, манера воссоздавать небо и облака.
Важными манускриптами, иллюстрированными в этот период, являются книга сказок о животных под названием «Аяр-и-Даниш», страницы из которой сейчас находятся в коллекции Ковасджи Джахангира в Бомбее и в Библиотеке Честера Битти в Дублине, и еще одна книга сказок «Анвар-и-Сухайли», хранящаяся в Британском музее в Лондоне. Обе эти книги вышли в свет в период между 1605 и 1610 годами.
Картины из иллюстрированного манускрипта «Тузук-и-Джахангири», или мемуары Джахангира, свидетельствуют о мастерстве могольского художника в деле создания сложных композиций в драматических ситуациях. Пейзажи с натуры, особенно сцены охоты, и портреты были излюбленными картинами Джахангира. Они, как обычно, были очень реалистичны. Джахангир хотел актуального, детального отражения своей деятельности и важных событий периода своего правления.
Он поэтому проинструктировал своих художников подготовить иллюстрированные записи всех важных праздников, собраний, а также зарисовать все виды необычной и интересной флоры и фауны. Было создано много красочных картин, отображающих коронацию Джахангира, празднования таких религиозных праздников, как Холи,официальные приемы, охотничьи экспедиции, путешествия и т.д. Они хранятся в индийских и иностранных коллекциях.
С кончиной Джахангира угас и истинный дух могольского искусства. Перси Браун (английский историк искусства, годы жизни: 1872-1955 Прим. Portalostranah.ru) справедливо отметил: «С его уходом отбыла и душа могольской живописи».
Буквально за несколько лет после смерти Джахангира могольская живопись утратила большую часть своего величия и утонченности. Будучи принцем, (преемник и сын Джахангира) Шах-Джахан проявлял интерес к миниатюрам и иллюстрированным манускриптам. Этот интерес продолжался в течение некоторого времени после его вступления на трон, однако позднее он увлекся архитектурой и ювелирными украшениями.
Последний из Великих Моголов Аурангзеб (последний из знаменитых императоров этой династии, но не последний из династии в целом Прим. Portalostranah.ru) был настолько ортодоксальным и имел такой антагонизм к живописи и другим видам изящных искусств, что это высокоразвитое искусство миниатюрной живописи начало медленно умирать. Когда-то кипевшие жизнью мастерские могольского искусства были практически закрыты, а художники или были вынуждены прекратить свою работу, или же мигрировать к новым региональным дворам индийских правителей и искать новых покровителей», — пишет журнал «Индия перспективы».
![Страница индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» (май 2002 г., рус.яз.) с цитируемой здесь, среди прочего, статьей Синтез персидского и индийского стилей».](/userfiles/image/070514i-9.jpg)
Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по двум публикациям: заметке о могольской миниатюре из архивного номера многоязычного международного журнала ЮНЕСКО «Курьер ЮНЕСКО» (N12/1973 г., рус. яз.) и статьи «Могольские миниатюры: Синтез персидского и индийского стилей» из официального индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» (май 2002 г., рус. яз.; «Индия Перспективы» издается Министерством иностранных дел Индии на десяти языках; написание имен и названий частично сохраняется в версии первоисточника, в отдельных случаях в стилистику индийской публикации внесены небольшие коррективы).