Могольская миниатюра Великих Моголов
Публикация о могольской живописи, которой славилась династия Великих Моголов в Индии (начало династии при Бабуре в 1526 г., падение при Бахадур II Шахе в 1858 г.).
На могольской миниатюре XVIII века: Нур Джахан (В переводе ее имя означает «Свет мира»). Жена императора династии Великих Моголов Джахангира, сына Акбара.
Эта могольская миниатюра, написанная уже после кончины Нур-Джахан, хранится в Лахорском музее (Пакистан).
Илл. из цитируемой здесь, среди прочего, публикации журнала «Курьер ЮНЕСКО» (N12/1973) о могольской миниатюре.
Этот обзор можно считать дополнением к нашей публикации о Великих Моголах, там же вы найдете больше изображений могольских миниатюр.
В заметке говорилось:
«Миниатюрная живопись так называемой могольской школы — прекраснейший образец искусства миниатюры Индостанского субконтинента. Мусульманская в своей основе, эта школа живописи процветала под покровительством императоров из династии Великих Моголов на протяжении двух с лишним столетий: от второй четверти XVI до конца XVIII века.
В зените своего расцвета могольская миниатюра славилась во многих, даже самых отдаленных странах; знали ее и в Европе, где достижениями художников могольской школы восхищался такой великий живописец, как Рембрандт. А в родных краях могольская миниатюра оказала глубокое влияние на многие другие школы миниатюрной живописи — раджпутскую, деканскую, школу Кангра. (Здесь имеется в виду влияние живописи Великих Моголов на индуистскую школу миниатюр: индуистские воины-князья раджпуты правили в Раджастане; Декан, также Декан) — плоскогорье в центре индостанского полуострова; Кангра — город в современном штате Химачал-Прадеш, там стала известна одноименная индуистская школа миниатюры. Прим. Portalostranah.ru)
Развитие искусства могольской миниатюры началось в Индостане в последние годы правления императора Хумаюна: возвращаясь из Ирана, он привез с собой двух художников, придворных мастеров персидского шаха Тахмаспа I — Мир-Сайд Али (Мир Сайид Али) и Абдус Самада.
(Второй могольский император и сын основателя династии Бабура — Хамаюн находился в Иране в изгнании. Его правление состояло из двух частей: 1530-1540 гг. и 1555-1556 гг., прерываемое этим изгнанием. О хронологии правления Хумаюна среди других первых могольских императоров — предшествующего ему Бабура и наследовавших: сына Акбара и внука Джахангира, см здесь, в нашем большом обзоре о Великих Моголах. Прим. Portalostranah.ru)
Могольское искусство было, таким образом, в значительной мере продолжением и развитием изысканного декоративного стиля плоскостной иранской школы миниатюры, которая в свою очередь на ранней стадии испытала влияние китайской живописи.
Однако начальный этап формирования могольской школы длился недолго; уже очень скоро в ней со всей определенностью выявились своеобразные черты. Сыграли свою роль и контакты с европейским искусством (вероятно, это было связано с деятельностью первых христианских миссионеров). А главное то, что под руководством иранских мастеров трудилось множество местных индийских художников и постепенно у представителей могольской школы выработалось собственное, глубоко оригинальное видение действительности.
Несомненно, именно это особое видение, проникнутое жизненной силой и страстностью, помогло могольскому искусству миниатюры обрести своеобразие, которое помогает легко распознавать его.
Могольская миниатюра XVIII века, изображающая могольского императора Акбара (годы жизни: 1542-1605; годы правления 1556-1605), который, как отмечает «Курьер ЮНЕСКО», был фактическим основателем и большим покровителем школы могольской живописи.
Миниатюра написана спустя почти сто лет после кончины Акбара.
Илл. из «Курьера ЮНЕСКО», из приводимой здесь статьи о могольской миниатюре.
Вот почему фактическое возникновение могольской школы следует относить, скорее, к времени правления императора Акбара (сына Хумаюна). Его царствование длилось целых полвека, и на протяжении большей его части в придворных художественных мастерских трудились многочисленные живописцы, иллюстрировавшие списки эпических произведений «Хамсанама» (также пишется как «Хамсанамэ» и «Хамзанама»), «Шахнама» («Шахнамэ») и «Акбарнама» («Акбарнамэ»), и создавшие таким образом портреты правителей и их приближенных. («Хамсанама» повествует о легендарных деяниях дяди Пророка Мухаммеда. При Великих Моголах создали иллюстрированную версию этой более старой истории. Это же касается и книги по персидской истории «Шахнама». В свою очередь, «Акбарнама» — прижизненное жизнеописание могольского императора Акбара, подготовленное по его просьбе визирем Абу аль-Фазлом, иначе Абул Фазлом. Прим. Portalostranah.ru).
В могольских миниатюрах изящество деталей, совершенство линий, свойственные искусству Ирана, сочетались с характерным для Индии разнообразием зеленых, яркостью красных и оранжевых тонов.
Из числа мастеров-индусов, работавших при дворе могольских правителей, широкую известность получили Мансур, Дасвант (Дасванатх) и Басаван — иллюстраторы «Хамсанама»; однако лучшие их произведения составляют все-таки отдельные листы миниатюр, портреты, зарисовки животных и цветов, изображения сцен охоты, различных событий дворцовой жизни. Общий стиль этих работ в основе своей иранский, но большинство деталей трактуется, тем не менее, в местных индийских традициях.
Во время правления Джахангира в миниатюрах преобладают изображения природы, животных, птиц, растений, по праву занимающие достойное место среди совершенных образцов могольского искусства.
Именно в эти годы искусство могольской миниатюры достигает вершин своей славы.
Элементы персидского влияния, еще присутствовавшие в эпоху Акбара, полностью исчезают при Джахангире. Тематическое содержание миниатюр этих лет составляли не только зарисовки природы (сам император был страстным ее любителем); значительное место в нем занимают и сцены жизни императорского двора. Именно в это время входит в моду и обычай обрамлять миниатюры сложными орнаментами-бордюрами.
Стиль искусства миниатюры времен Джахангира сохранялся и совершенствовался и при последующем правителе — Шах-Джахане, создателе Тадж-Махала. Для живописных произведений этой эпохи характерно высокое техническое совершенство — свободное, но разумное пользование цветом, точность и уверенность рисунка. Сюжеты миниатюр берутся обычно из дворцовой жизни; часто изображаются также группы придворных или мудрецов-дервишей.
В это же время полное развитие получает зародившаяся еще при Джахангире новая техника портретной живописи. Эти миниатюры отличались благородством и изысканностью, даже некоторой парадностью изображения; порой им недоставало живости и непосредственности, свойственной работам эпохи Акбара и Джахангира.
И все же благодаря именно большой жизненной силе могольская миниатюра, даже миновав эпоху своего расцвета (закат произошел во время правления Шах-Джахана, правившего до 1658 г.), еще долго сохраняла, по крайней мере в техническом отношении, свое величие — вплоть до конца царствования Мухаммеда Шаха (1748).
В годы правления этого падишаха, как и его предшественника Фарруксияра (1713–1719), искусство живописи снова пользовалось покровительством двора. Но позднее постепенный упадок империи Великих Моголов привел к тому, что художники начали искать новых покровителей и нашли их в лице навабов и раджей — местных властителей, независимых или полузависимых от ослабевших Великих Моголов. При дворе этих новых меценатов более или менее искусные имитации былого «императорского» могольского стиля создавались еще около столетия», — указывал журнал «Курьер ЮНЕСКО».
И еще о монгольской миниатюре Великих Моголов
И также предлагаем вашему вниманию, в развитие темы, статью из официального индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» (это иллюстрированное издание издается Министерством иностранных дел Индии на десяти языках, цитата по русскому изданию: выпуск — май 2002 г.) «Могольские миниатюры: Синтез персидского и индийского стилей». Автор: индийская писательница и ученый, д-р Хариндер Секхон.
«Индия перспективы» пишет: «Могольская школа живописи представляет собой одну из самых знаменательных стадий развития индийского искусства. Она появилась в результате синтеза между коренным индийским стилем живописи и сафавидской школой персидской живописи в период правления могольских императоров. (Сафавиды (Сефевиды) — династия, правившая в Персии в 1501-1736 гг. Прим. Portalostranah.ru).
Могольские миниатюры отличаются реализмом, тщательностью и тонкостью рисунка, мастерством композиции и богатой палитрой деликатных оттенков. Важной чертой, отличающей их от любых других индийских полотен, является их каллиграфический характер.
Этот стиль живописи развивался и процветал под покровительством императора Акбара. Он достиг своего апогея при Джахангире.
В период правления его наследника Шах-Джахана он уже изжил себя.
При Аурангзебе, который был пуританином, этот стиль попал в опалу и после этого начал терять популярность при последующих могольских императорах. Тем не менее он продолжал существовать как декадентский вид искусства под покровительством навабов Авадха до конца XVIII века и с приходом британского правления практически исчез совсем. (Авадх (или, иначе Ауд, ныне часть штата Уттар-Прадеш, на границе с Непалом. В период империи Великих Моголов территория Авадха составляла отдельную Аудскую субу, т.е. провинцию. В 30-х годах XVIII века местный могольский губернатор — субадар Саадат Али Хан I провозгласил независимость и основал династию навабов-вазиров Ауда. Прим. Portalostranah.ru).
Монгольская миниатюра Великих Моголов.
Илл.из цитируемой здесь, среди прочего, статьи индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» (май 2002 г.).
По своим идеям и исполнению могольские миниатюры отличаются исключительными особенностями и чертами, и их эффект можно было наблюдать по всему Деккану, в Раджастхане, в Пенджабе и на севере Индии еще долго после того, как сами «великие моголы» канули в Лету. (Напомним, Декан, или Деккан — плоскогорье, занимающее внутреннюю часть полуострова Индостан. Прим. Portalostranah.ru).
Основа могольского стиля живописи была заложена Хумаюном в годы его изгнания в Персии и Афганистане. В Персии он познакомился с двумя мастерами-художниками Миром Сайидом Али и Абдусом Самадом, которых он взял к себе на службу и которые последовали за ним в Дели, когда он вновь получил свой трон.
В Индии они открыли процветающий центр живописного искусства для сына и наследника Хумаюна — Акбара. Они мобилизовали большое число талантливых художников со всех концов страны.
Этот вид живописи достиг своего совершенства в период правления Акбара. Самыми знаменитыми художниками при его дворе были упомянутые Мир Сайид Али из Табриза, Ходжа Абдус Самад (иначе Абд ас-Самад Прим. Portalostranah.ru), Дасванатх и Басаван. Помимо них было еще тринадцать первоклассных художников, которые создавали исключительные по своему качеству картины.
Персидская традиция XV века славилась своими декоративными качествами и живым восприятием красок. Миниатюры этого стиля обычно представляли собой книжные иллюстрации и были двухмерными. Их линии были каллиграфическими, а палитра — броской, похожей на эмаль. Индийские художники, проходившие подготовку под надзором персидских мастеров, вскоре превзошли все их ожидания, как в линиях, так и красках. Персидская школа живописи дала первоначальный стимул могольскому стилю.
Однако вскоре после этого могольская живопись начала развиваться независимо. С течением времени стала очевидной широта взглядов индийских художников, видимая в их работах. Эти художники представляли различные регионы Индии. Они принесли с собой не только свое умение рисовать, но и знания рисунка, использования красок и композиции.
Монгольская миниатюра Великих Моголов.
Илл.из цитируемой здесь, среди прочего, статьи индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» (май 2002 г.).
Акбар не вмешивался в их работу, и искусство живописи, развившееся императорских художественных мастерских, постепенно утратило чисто персидские черты и стало все более индийским. К тому времени как правление Акбара дошло до половины своего срока, на смену стилизованному качеству персидской живописи пришло новое — в могольском стиле, которому была присуща энергичность движения людей и животных.
Самой важной работой, появившейся в ранние годы существования могольской художественной мастерской, был необычный, иллюстрированный манускрипт «Дастан-и-Амир Хамза» более хорошо известный как «Хамзанама».
Он содержал приключенческие рассказы и иллюстрации, повествовавшие о похождениях дяди Пророка Мухаммеда Амира Хамзы.
Акбару они особенно нравились, и он поручил компиляцию этого большого труда знаменитому персидскому художнику Миру Сайиду Али. Этот труд в своем завершенном виде содержал более 1200 иллюстраций, выполненных на холсте в броских и ярких красках. Они приклеены к фолиантам размерами 27 дюймов х 20 дюймов. Эти картины были созданы в период между 1550 и 1560 годами. К несчастью, от них уцелел лишь небольшой фрагмент, который находится в руках коллекционеров в Европе и Америке. Только три или четыре фолио были найдены в Индии.
Картины «Хамзанамы» выполнены в персидском стиле. Их композиции сложные и состоят из архитектурных деталей, интерьеров дворцов, фортов или павильонов, и армий прислужников, солдат и женщин, запечатленных в движении. Они свидетельствуют о замечательном умении художника и высоком техническом мастерстве. Их краски — яркие, живые. В них преобладают красный, синий, желтый и зеленый цвета.
Еще одной типичной характеристикой миниатюр «Хамзанамы» является наличие в них экзотических растений с яркими цветами и зеленью. Они напоминают о Персии, а индийские тона начинают появляться намного позднее, после того когда индийские художники стали работать с персидскими мастерами.
Монгольская миниатюра Великих Моголов.
Илл.из цитируемой здесь, среди прочего, статьи индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» (май 2002 г.).
Глубокий интерес Акбара к религии и его неутолимое желание глубже познать сущность различных религий привели к тому, что он увлекся индуистскими классическими трудами. В 1582 году он поручил своим художникам иллюстрировать индуистские эпические произведения.
Это привело к созданию иллюстрированной «Махабхараты» на персидском языке под названием «Размнама» (Razmnama, в переводе с персидского «Книга войны» Прим. Portalostranah.ru). Сейчас она находится в Дворцовом музее в Джайпуре. Она содержит 169 иллюстраций и была завершена в 1589 году. Главным ее художником был Дасванатх.
Хроникер Акбара Абул Фазл составил список важных манускриптов, включая и книги по истории, биографии, персидскую классику, поэзию и теологию, которые были подготовлены в период правления Акбара ведущими каллиграфами и иллюстрированы художниками императорских мастерских. (Абул Фазл, иначе Абу-л Фазл Аллами (Abu al-Fazal ibn Mubarak, годы жизни: 1551-1602) — визирь Акбара. Предки Абул Фазла происходили родом из Йемена; переселившееся в Персию их семейство стало известно своими религиозными суфистскими деятелями. Дед Абул Фазла шейх Хизр перебрался в Индию. В свою очередь отец Абул Фазла — шейх Мубарак также был широко известным религиозным деятелем. Абул Фазл прославился тем, что стал автором «Акбар-наме» («Ахбарнаме), официальной истории царствования императора Акбара в трех томах. Еще при правлении Абара, Абул Фазл был убит в дороге по приказу сына Акбара и будущего императора Джахангира, который недолюбливал Абул Фазла, и часто бунтовал против Акбара. Прим. Portalostranah.ru).
Некоторыми из манускриптов, иллюстрированных в период правления Акбара, являются «Гулистан Сади» (1567), сейчас находящийся в Британском музее в Лондоне («Гулистан Сади», — «Гулистан», буквально с персидского «Сад роз» по произведениям персидского поэта Саади (годы жизни: 1181-1291. Прим. Portalostranah.ru); «Девал Рани» (1568); «Анвар-и-Сухайли» (сборник сказок), относящийся к 1570 году и сейчас находящийся в Школе восточных и африканских исследований при Лондонском университете. Еще один экземпляр «Гулистана Сади» находится в библиотеке Королевского азиатского общества; «Диван» поэта Амира Шахи хранится в Национальной библиотеке в Париже.
Дама и птица.
Миниатюра из могольского сборника «Тутинама», что в переводе с персидского означает «Сказки попугая».
Сборник был выпущен в 1555-1560 гг. в мастерских Великих Моголов по одноименному труду XIV века персоязычного врача и литератора Нахшаби, жившего в Индии.
Труд состоит из пятидесяти двух моралистических, эротических и юмористических историй, рассказанных от имени попугая, ночь за ночью, в течение 52 последовательных ночей, чтобы убедить свою хозяйку не выходить из дома в эти ночи для встреч с любовником, в то время как муж отсутствует.
«Диван-и-Хафиз», «Тутинама» (Tutinama, иначе «Тути-наме», в переводе с персидского «Сказки попугая», по одноименной книге XIV века персоязычного врача и литератора Нахшаби, жившего в Индии, состоящей из пятидесяти двух моралистических, эротических и юмористических историй, рассказанных от имени попугая, ночь за ночью, в течение 52 последовательных ночей, чтобы убедить свою хозяйку не выходить из дома в эти ночи для встреч с любовником, в то время как муж отсутствует. Прим. Portalostranah.ru), «Тарикх-и-Алфи» (история мира) (1590). «Джами-ал-Таварикх» (1596) находятся в библиотеке Гулистан в Тегеране.
Этот перечень можно продолжить, включив в него ряд манускриптов «Бабарнамы» (иначе «Бабурнаме» — по автобиографии-жизнеописанию первого императора Великих Моголов Бабура Прим. Portalostranah.ru), выпущенных в последнем десятилетии XVI века. «Таварнкхе-Кхандан-е- Таймурию», хранящуюся в библиотеке им. Кхуды Бакша в Патне (ныне административный центр индийского штата Бихар. Прим. Portalostranah.ru); «Акбарнаму» (1600) (как уже упоминалось выше, «Акбарнама» — это официальная история царствования императора Акбара в трех томах Прим. Portalostranah.ru), сейчас принадлежащую Музею Виктории и Альберта в Лондоне и «Джог Вашишт» (1602) (т.е. «Йога Вашишта», с древнего индийского текста Прим. Portalostranah.ru), находящийся в Библиотеке Честера в Дублине.
Были также иллюстрированы сочинения классической персидской литературы — «Кхамса» Низами, романтическая поэма о Лайле и Маджну (о Лейле и Меджнуне) и сборник басен Саади и Джами.
Акбар проявлял большой личный интерес к работам своих художников, еженедельно проверял результаты их труда, давал ему оценку и соответственно их вознаграждал. Художникам предоставлялись все возможные условия для работы и дорогой материал. Таким образом в мастерских Акбара создавались полотна в явно могольском стиле живописи.
В отличие от персидского для могольского стиля характерен трехмерный эффект. Персидский же стиль производит двухмерный эффект.
Обложка номера (май 2002 г.) индийского журнала для заграницы «Индия перспективы», где была опубликована цитируемая здесь статья о могольской миниатюре.
Обложку украшала репродукция одной из миниатюр.
Журнал пишет: «Могольская школа живописи представляет собой одну из самых знаменательных стадий развития индийского искусства. Она появилась в результате синтеза между коренным индийским стилем живописи и сафавидской школой персидской живописи в период правления могольских императоров...
В отличие от персидского для могольского стиля характерен трехмерный эффект. Персидский же стиль производит двухмерный эффект».
Созданные в могольском стиле картины очень реалистичны. Все в них целиком отражает жизнь. Они полны сложных архитектурных деталей. Как живые, в них предстают животные, цветы и ландшафты. В них также замечательно сочетаются элементы персидского стиля, предмогольского исламского, коренного, местного, декканского и европейского. Все они сливаются воедино в один стиль, ставший типичным для высокоразвитого языка самовыражения эпохи Акбара.
Сын и преемник Акбара Джахангир тоже проявлял большой интерес к живописи. При нем это искусство приобрело большую утонченность, элегантность и очарование. Как никогда ранее были заметны идеальная красота линии и деликатность красок. Многие из таких придворных живописцев Акбара, как Абу Хасан, Бишандас, Фаррукх Бег, Даулат, Говардхан, Ананд, Манохар и другие, продолжали работать для Джахангира. Джахангир был особенно полон энтузиазма в отношении Абу Хасана, сына персидского художника Аки Ризы из Герата.
Джахангиру. как и его отцу, нравились европейские полотна на религиозные темы. В то время в стране наблюдалось большое влияние европейского искусства на живопись. И оно продолжало расти. Краски уже не были жесткими, резкими, как эмаль. Они были мягче и гармонично сливались вместе в одно целое. Это натуралистическое влияние лучше всего видно в картинах ландшафтов. Более близкое знакомство с западным стилем живописи привело к принятию в могольских миниатюрах многих таких его элементов, как европейская мебель, декоративные предметы, костюмы и позы, крылатые ангелы, херувимы, занавеси, манера воссоздавать небо и облака.
Важными манускриптами, иллюстрированными в этот период, являются книга сказок о животных под названием «Аяр-и-Даниш», страницы из которой сейчас находятся в коллекции Ковасджи Джахангира в Бомбее и в Библиотеке Честера Битти в Дублине, и еще одна книга сказок «Анвар-и-Сухайли», хранящаяся в Британском музее в Лондоне. Обе эти книги вышли в свет в период между 1605 и 1610 годами.
Картины из иллюстрированного манускрипта «Тузук-и-Джахангири», или мемуары Джахангира, свидетельствуют о мастерстве могольского художника в деле создания сложных композиций в драматических ситуациях. Пейзажи с натуры, особенно сцены охоты, и портреты были излюбленными картинами Джахангира. Они, как обычно, были очень реалистичны. Джахангир хотел актуального, детального отражения своей деятельности и важных событий периода своего правления.
Он поэтому проинструктировал своих художников подготовить иллюстрированные записи всех важных праздников, собраний, а также зарисовать все виды необычной и интересной флоры и фауны. Было создано много красочных картин, отображающих коронацию Джахангира, празднования таких религиозных праздников, как Холи,официальные приемы, охотничьи экспедиции, путешествия и т.д. Они хранятся в индийских и иностранных коллекциях.
С кончиной Джахангира угас и истинный дух могольского искусства. Перси Браун (английский историк искусства, годы жизни: 1872-1955 Прим. Portalostranah.ru) справедливо отметил: «С его уходом отбыла и душа могольской живописи».
Буквально за несколько лет после смерти Джахангира могольская живопись утратила большую часть своего величия и утонченности. Будучи принцем, (преемник и сын Джахангира) Шах-Джахан проявлял интерес к миниатюрам и иллюстрированным манускриптам. Этот интерес продолжался в течение некоторого времени после его вступления на трон, однако позднее он увлекся архитектурой и ювелирными украшениями.
Последний из Великих Моголов Аурангзеб (последний из знаменитых императоров этой династии, но не последний из династии в целом Прим. Portalostranah.ru) был настолько ортодоксальным и имел такой антагонизм к живописи и другим видам изящных искусств, что это высокоразвитое искусство миниатюрной живописи начало медленно умирать. Когда-то кипевшие жизнью мастерские могольского искусства были практически закрыты, а художники или были вынуждены прекратить свою работу, или же мигрировать к новым региональным дворам индийских правителей и искать новых покровителей», — пишет журнал «Индия перспективы».
Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по двум публикациям: заметке о могольской миниатюре из архивного номера многоязычного международного журнала ЮНЕСКО «Курьер ЮНЕСКО» (N12/1973 г., рус. яз.) и статьи «Могольские миниатюры: Синтез персидского и индийского стилей» из официального индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» (май 2002 г., рус. яз.; «Индия Перспективы» издается Министерством иностранных дел Индии на десяти языках; написание имен и названий частично сохраняется в версии первоисточника, в отдельных случаях в стилистику индийской публикации внесены небольшие коррективы).