Византийское наследие Стамбула. Турки и Византия. Интервью директора музея Топкапи Ильбера Ортайлы
О наследии Византии в Стамбуле и о связи турок с ромеями в интервью директора султанского дворца-музея Топкапи в 2005-2012 гг. Ильбера Ортайлы (İlber Ortaylı).
Символ древнейшего наследия Византии посреди Стамбула: Здесь Церковь Святой Ирины (построенная еще при императоре Константине) на территории первого (внешнего) двора бывшего султанского дворца в Стамбуле Топкапи.
Это, наверное, единственная из закрытых османами церквей, так и не превращенная в мечеть. (Надо отметить, что существуют христианские церкви, которые благополучно пережили османское завоевание и не прекращали служб. Но если османские власти закрывали церковь, то обычно превращали ее в мечеть).
Церковь же Святой Ирины при османах служила многие столетия оружейными складами, а при поздних османах музеем (сначала с XIX века музеем античности, позднее - военным).
С 1950 года это концертно-выставочный зал.
В ранний византийский период, а именно до 398 года н.э., Церковь Святой Ирины была главной церковью Византии и Константинопольского патриархата. Затем главной церковью Византии стала Святая София (еще в версии константиновой, а затем юстиниановой постройки).
Илл. с официального сайта Топкапи: topkapisarayi.gov.tr
Вы можете послушать запись этого интервью из архива Portalostranah.ru в нашем аудиофайле:
Интервью было передано русским вещанием американской радиостанции «Радио Свобода» 07/12/2010;
Ильбер Ортайлы:
Племена турок-сельджуков в одиннадцатом веке пришли в Анатолию, как варяги пришли в Россию. Однако у нас нет связи с этой культурой — мы (турки-османы) говорим по-турецки, но наша фонетическая культура ближе к языку фарси, мы испытали заметное влияние иранской, персидской цивилизации.
Когда турки взяли Константинополь, они встретились с византийской культурой, корни которой, в свою очередь, уходят в цивилизации древнего Рима. Сейчас мы используем слава с чужими корнями: говорим «килит» — замок, «темель» — здание , «фенер» — фонарь, «рюзгар» — ветер. В официальных учреждениях употребляется «эфенди» — господин, слово, оставшееся нам в наследство от римлян. Наша судебно-правовая система складывалась под воздействием византийского права — системы управления, которая обусловлена стремлением византийских правителей иметь сильную централизованную власть.
Кто переживает о том, что турки взяли Константинополь? В основном, Русская православная церковь, иногда подобные голоса раздаются в Европе. Конечно, для турок взятие Константинополя — это величайшее завоевание, как, например, для русских взятие Казани или победа над шведами в Северной войне.
Европейские историки не любят говорить о том, что турки принесли на эту землю покой и процветание. Многие местные жители приветствовали турок, говорили, что «турецкий меч лучше христианского хлеба». Когда турки пришли сюда, империя была в упадке. Византия пережила нашествие варваров и крестоносцев. Константинополь из миллионного мегаполиса поздней античности превратился в горстку деревушек, с пастбищами для овец за полуразрушенными городскими стенами. На улицах города, утопающего в грязи, убивали и грабили, население голодало, враждовали сторонники западной и православной церквей. Это было время интриг, падения морали и нравов. Империя закончилась, ее конец был неизбежен.
Профессор Ильбер Ортайлы (İlber Ortaylı) на фоне Святой Софии. «Святая София» (от греческого слова «Σοφία», т.е. знание, мудрость). В турецком - «Айя София») - главная церковь византийских императоров, превращенная, с завоеванием турками Константинополя в 1453 году, в мечеть, а в XX веке, с наступлением эры Турецкой республики, - в музей. Илл: t24.com.tr
— Самый известный пример сохраненных византийских храмов, многие их которых были ранее были превращены в мечети, — это музей Айя-Софья, собор Святой Софии неподалеку от дворцы Топкапы. Кроме этого, храм Святой Ирины, церковь Святых Сергия и Вакха, так называемая малая Святая София, храм-праобраз собора Святой Софии, а также десятки других церквей, каждой из которых около полутора тысяч лет и многие из которых действуют как музей!
Стамбул стоит на руинах византийской цивилизации. Наши строители постоянно наталкиваются на следы прошлого. На подготовительной стадии (2010 г.) строительства ветки стамбульского метро, соединяющей европейскую и азиатскую часть города, сделаны более тысячи археологических находок. В районе Аксарай строители наткнулись на остатки улиц, стен, площадей ранневизантийской эпохи, палубы восьми старинных кораблей. Все это было передано в археологический музей Стамбула.
Мы должны благодарить создателя современной Турции Кемаля Ататюрка за то, что Айя-Софья — некогда самая большая церковь христианского мира сохранена и, будучи мечетью, превращена в музей. Так же турки поступили с другими церквями, которые превращены в музеи. Политики разного толка используют желание верующих приспособить этот музей для проведения богослужений. Не так давно греки из США хотели провести в Святой Софии православную литургию. Однако министр культуры заявил, что разрешение на литургию не будет дано, поскольку собор больше не служит религиозным целям, а служит всему человечеству. Никто не может попасть в музей Святой Софии без билета. Святая София получила статус музея, проведение богослужений в музеях запрещено. (Тем не менее, в заднем дворе Святой Софии существует небольшая мечеть.Прим. Portalostranah.ru)
Вопрос: А что касается коренных жителей Византии, ромеев, которых турки называют «румами»? Некогда они составляли четверть населения Стамбула, теперь их потомков — не более двух тысяч человек. (Румами, т.е. римлянами турки назвали византийцев,
— Потомков уроженцев византийской столицы осталось мало. По приказу султана Мехмеда II они были отправлены в разные города: в Эдирне, Бурсу, Измир, Синоп, Самсун и Трабзон. Кварталы с греческим населением появились в разных районах Стамбула и его пригородах. В начале семнадцатого века резиденцию греческого патриарха перенесли в стамбульский район Фанар. Там обосновались греки-фанариоты, хитрые предприимчивые дельцы. Они и теперь живут закрытой общиной, занимаются ремесленничеством, имеют свои лавки, продают керамику, кожу, домашнюю утварь, серебро.
Вопрос: В шестидесятые годы прошлого века много греков уехало из города, в те годы в Стамбуле были волнения и погромы.
— Я не хочу об этом говорить, это политика. Однако никто не вынашивает тайных планов реставрации Византийской империи. Те, кто остался в Стамбуле, теперь живут спокойно: ходят в церкви, имеют свои фонды, рестораны, кладбища, устраивают концерты греческой музыки. В районе Фанар — узкие старые улочки, где с трудом проезжает такси, в местных рыбных ресторанах играют сиртаки. В Стамбуле действует более десятка греческих церквей. Известные и богатые семейства фанариотов — Кантакузины, Палеологи, Кантемиры — отдают своих детей на воспитание в местную греческую школу Зографион, одну из крупнейших в городе», р
Мониторинг Portalostranah.ru
Смотрите также:
Наследие Византии в Стамбуле. Византийские тени Стамбула
Турецкий взгляд на завоевание Константинополя
О судьбе Святой Софии при турках