Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Эвенки. Происхождение. Эвенки живут не только в Сибири, но и в Китае. Взгляд на эвенков из Китая


Эвенки, которые обычно ассоциируются с Сибирью и Дальним Востоком России, также проживают в Китае. В настоящее время, как утверждает русское вещание «Международного Радио Китая», эвенки - это единственная в Китае национальность, которая занимается оленеводством. Также, по словам станции, эвенков еще называют последними в Китае охотниками. Выдержки из материала китайского иновещания, откуда мы привели данные утверждения, мы приводим во второй части этого обзора. А в первой мы собрали все самое главное об эвенках.



Музей культуры эвенков (на фотографии кит. иновещания) открылся в поселке Баян-Тохой Эвенкийского автономного хошуна (уезда) Автономного Района Внутренняя Монголия КНР в 1998 году, по случаю 40-летия образования хошуна.

 

В нашем аудиофайле в левом верхнем углу этой страницы вы можете послушать оригинальную передачу из Пекина, русского вещания «Международного Радио Китая» об эвенках (от 09/12/2011). В аудиофайле, в частности, звучит песня эвенков, живущих в Китае. «Песню эвенков поет эвенкийка по имени Марияна. В композиции рассказывается об огромных переменах, произошедших в последние годы с народностью эвенков. Этой песней она выражает радость лучшей жизни», - отметил диктор китайского иновещания.

  

Эвенки. Происхождение

 

 

Самоназвание многих эвекийских групп звучит как эвенкил – что значит «человек».  Эвенки относятся к монголоидам. Эвенков также раньше называли тунгусами. Происхождение термина «тунгу», как считается, идет от китайского наименования этого народа - «тунгху», что значит «восточные варвары».

 

Эвенкийский язык, наряду с маньчжурским и якутским, относится к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи.

 

В свою очередь тунгусо-маньчжурская языковая семья – это нечто промежуточное между монгольской (к ней принадлежат монголы) и тюркской языковой семьей (куда, например, относятся тувинцы, хотя многие не воспринимают тувинцев как тюрок (таких как татар, уйгур, казахов или турок), т.к. тувинцы не исповедуют ислам, а являются частично шаманистами, как якуты и эвенки, а частью буддистами, как маньчжуры и монголы, При этом надо отметить, что маньчжуры также частью исповедуют буддизм). Эвенки очень близки к маньчжурам, но в отличие от них не создали знаменитых государственных образований. И в этом они похожи на близких им якутов.

 

Общая численность эвенков составляет не более 80 тыс. человек, из них ок. 35 тыс. живет в северной части Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, и многие до сих пор ведут кочевой образ жизни в качестве оленеводов и охотников; еще ок. 35 тыс. эвенков живут в Китае (Район Внутренняя Монголия) и еще несколько в независимой Монголии. Кроме эвенков, существует практически неотличимый от них народ эвенов, численностью около 20 тыс. человек, который проживает в России.

 

Эвенки, как в России, так в Китае и Монголии, приспособили с помощью ученых соответствующих стран для записи своего языка систему письменности, принятую у титульных народов данных государств. В России эвенки используют кириллический алфавит, в Монголии - старомонгольскую письменность, а в Китае - старомонгольскую письменность и иероглифы. Но и это произошло недавно, в XX веке. Поэтому в нижеследующих выдержках материала китайского иновещания говорится, что у эвенков нет письменности.

 

 

Подготовлено: Мониторинг Portalostranah.ru, март 2012;

 

 

Китайский взгляд на эвенков

 

«Международное Радио Китая» в своей русской передаче от 09/12/2011 отмечало:

 

«В настоящее время эвенки живут в Китае и России. В Китае они проживают в основном в Эвенкийском автономном хошуне, а также в хошунах (уездах Автономного района КНР Внутренняя Монголия) Арун-Ци, Чэнь-Барга-Ци и т.д…

 

Эвенки» – это  (как говорят в Китае) «живущий в горных лесах народ». Исторически расселенные в различных местностях (Китая) эвенки прежде назывались «солунами», «тунгусами», «якутами». В 1957 году, исходя из пожеланий представителей этой народности, им было дано единое название – «эвенки». 1 августа 1958 года во Внутренней Монголии был образован Эвенкийский автономный хошун.

 

Ужерту - писатель и ученый эвенкийской народности. Он отметил, что эвенки являются одной из древних малых народностей на севере Китая:

 

«Эвенки обычно селятся на берегах реки. Название племени дается по имени реки. Например, племя Аолугуям живет по берегам одноименной реки».

 

Предки эвенков населяли горные леса в верховьях реки Хэйлунцзян (Амур), занимались рыбной ловлей, охотой и оленеводством. Впоследствии они стали перемещаться на восток. Ныне численность населения эвенков невелика, но проживают они на довольно обширных территориях, в большинстве своем - в степных районах западного склона Большого Хингана.

 

У эвенков нет собственной письменности.

 

Вплоть до 60-х годов прошлого века они вели кочевой образ жизни. Они занимались охотой, употребляли в пищу диких птиц, животных и рыбы. Снежные нагорье и густые леса - это их домашние очаги. Гу Сянлянь из эвенкийского племени Аолугуя. Она говорит:

 

«Эвенки - это своеобразная народность. В прошлом они занимались, главным образом, охотой, а в настоящее время – оленеводством. Это самостоятельная народность, неуклонно стремящаяся вперед».

 

После образования нового Китая незначительная часть эвенков, населявших сомон Аргунь, придерживалась патриархально-общинной системы позднего первобытного общества, жила в первобытных лесах в убогих юртах - «цзолоцзы», вела кочевой образ жизни. В силу того, что они занимались оленеводством, их часто называли «эвенками, использующими прирученных оленей». Вели они первобытно-общинный образ жизни, характерными моментами которого являются совместная охота и равномерное распределение добычи.

 

После образования нового Китая был создан ряд новых поселений эвенков, стало развиваться оседлое скотоводство, и в корне изменился кочевой образ жизни. (Тем не менее) в настоящее время это единственная в Китае национальность, которая занимается оленеводством. Эвенков еще называют последними в Китае охотниками.

 

Традиционное жилище эвенков - чум - представлял собой конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. При перекочевках каркас оставляли на месте, а материал для покрытия чума брали с собой. Зимние стойбища эвенков состояли из 1-2 чумов, летние - от 10 и более благодаря частым праздникам в это время года.

 

У эвенков имеется свое вероисповедание. Шамаизм является древним вероисповеданием эвенков», - говорится в характеристике эвенков китайским иновещанием.

 

 

 

Составление: Portalostranah.ru

 

 

Опубликовано 30/03/2012

 

Опубликовано
30
03
2012
 
Portalostranah



Также по теме

Статей пока нет

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...