Сильные и слабые стороны индийского восприятия жизни. Как Индия смотрела на другие народы
Чем индийское самоощущение отличается от мировосприятия других народов и как индийцы смотрели на своих соседей.
Индия, погруженная в себя и далекая от материализма? Никогда ни на кого не нападавшая и терпимая к различиям страна, легко принимавшая и поглощавшая своих завоевателей, становясь от этого лишь разнообразнее?
Конечно, кое-что изменилось и в Индии. Например, насчет зарабатывания денег. Индия сегодня динамичнее и больше чем раньше интересуется материальным, но поговорка в которой о том, что когда «китайцы торгуют, индийцы молятся» сохраняет актуальность.
И далее две статьи о понимании Индии из индийской публикации для заграницы, из архива Portalostranah.ru.
Впечатления Индии
Вашему вниманию предлагается две статьи о понимании Индии из «Индия перспективы» — официального индийского журнала для заграницы. Отметим, что «Индия перспективы» издается Министерством иностранных дел Индии, и раньше выходил на десяти языках, включая русский (ныне, по состоянию на 2017 г., выходит уже на 16 языках). Мы дополнили публикации из «Индия перспективы» примечаниями в скобках.
Оригинальное название первой статьи «Воспевая многообразие Индии», «Индия перспективы», № 1 (28) за январь 1995 г. Автор: Линч Менон, как указано в журнале внештатный автор-писатель. Цитируем:
«Индия полна впечатлениями — сложными и чарующими, сверкающая своими традициями, народами, ремеслами, красками культурой, жизнью диких зверей и пищей. Каждая деталь здешней жизни так поразительно разнообразна и так уникально своеобразна. Это в основном оттого, что Индия была домом для всех рас и религий мира, для которых она является истинным микрокосмосом!
...Многообразие Индии, признание и уважение которого является основой (краеугольным камнем) единства Индии...
Единое привело к множеству, а множество привело к единому — это цикл эволюции и дегенерации (инволюции) согласно философии хинду. Многообразие заложено в основе главных индийских концепций.
Индия питает отвращение к определенности. Ей удобно с сомнениями и предположениями. Хиндуистский гимн мирозданию (Ригведа) хранит одно из величайших философских сомнений древнего человека — о том, что было и чего не было до создания вселенной. Он гласит: «Все же, кто знает, откуда произошло это мироздание... может, оно возникло само собой, а может быть и нет... И агония усиливается, так как не существует реального ответа» («Ригведа» — буквально с санскрита «собрание учений» — сборник индуистских гимнов, написанный на языке, развившемся позднее в санскрит; сборник — один из древнейших религиозных текстов, он написан около 1700–1100 гг. до н. э. Прим. Portalostranah.ru).
Таким образом, может существовать многообразие форм, но только одна субстанция, различные пути, но лишь одна цель. Именно это простое признание многообразия руководило индийской цивилизацией и историей, и оно продолжает остаться лейтмотивом всех ее действий.
Еще одна страница цитируемой здесь среди прочего статьи «Воспевая многообразие Индии», журнал «Индия перспективы», №1 (28) за январь 1995 г., русское издание.
На этой странице говорится, что «индийская точка зрения имеет свои плюсы и минусы. К положительной стороне относятся свободный дух Индии, ее великая терпимость,.. Индия понесла также и тяжелый урон: отсутствие исторического сознания, безразличие к политическому единству, упор на индивидуальное, а не коллективное, пренебрежение земными стремлениями, в том числе и абсолютной властью, и, наконец, подвержение неоднократным иноземным вторжениям».
Защищенная высокими горами и защищаемая великими реками, Индия стала домом Евразии.
Первыми пришельцами были дравиды и арийцы. Затем пришли пахлвы и ситианы, саки и греки, кавказцы и татары, кушаны и гунны, моголы и тюрки, арабы и персы, узбеки и афганцы — и конечно, европейцы. Они (все) растворились, подобно сахару в больших молочных просторах Индии. Так говорят в Индии.
А парсы. Они отказались от своей истории и стали частью индийской истории (Парсы — они же зороастрийцы. Основанный персидским проповедником Заратустрой около 600 г. до н.э., зороастризм является монотеистической религией, проповедующий веру в одного бога. Это персидское вероисповедование провозглашало непримиримую борьбу между злым духом Ариманом и богом Ахурой Маздой. Община парсов появилась в Индии уже в первые годы после арабского завоевания Ирана, когда многие зороастрийцы стали бежать из своей страны, покоренной и оказавшейся окруженной со всех сторон территориями, принявшими ислам. Ныне зороастрийцев в Индии в два раза больше, чем в Иране. Насчитывают около 100 тыс. индийских зороастрийцев. В Индии их называют парсы, по имени родины происхождения, хотя многие из парсов давно потеряли знание персидского языка, и говорят на местных индийских языках, в частности, на гуджарати Прим. Portalostranah.ru).
В тишине горных просторов и лесов многие созерцательные души нашли досуг для длительных размышлений, как нигде в мире.
Индийская точка зрения имеет свои плюсы и минусы. К положительной стороне относятся свободный дух Индии, ее великая терпимость, отсутствие религиозных войн, свобода от догматизма, ее постоянный поиск правды, многообразие религий и философских систем, ее разнообразные обычаи, языки и культуры, музыка и танцы, а также пища, одежда и.т.д.
Таким образом, в то время как другие народы мира придают особое значение единому образу жизни, единой религии, единому языку, единой культуре, Индия отмечает свое многообразие. В период становления религий три большие веры: брахманизм, буддизм и джайнизм — процветали бок о бок. Даже в период тысячелетней санскритизации, которая распространила арийскую цивилизацию по всей Индии, народы Индии продолжали лелеять свои особенности.
Индия понесла также и тяжелый урон: отсутствие исторического сознания, безразличие к политическому единству, упор на индивидуальное, а не коллективное, пренебрежение земными стремлениями, в том числе и абсолютной властью, и, наконец, подвержение неоднократным иноземным вторжениям.
Результаты были моментальными, Это одновременно было и удивление, и позор. Даже величайшие историки современной Индии не могли быть незатронутыми чувствами разочарования и гнева. Те, кому было стыдно за длительное порабощение Индии, обвиняют в этом терпимость Индии. А те, кто принимает многообразие как совершившийся факт, примиряются с историческими требованиями и ждут триумфа примиренческого духа Индии.
«Индийская точка зрения имеет свои плюсы и минусы. К положительной стороне относятся свободный дух Индии, ее великая терпимость, отсутствие религиозных войн, свобода от догматизма, ее постоянный поиск правды, многообразие религий и философских систем, ее разнообразные обычаи, языки и культуры, музыка и танцы, а также пища, одежда и.т.д...
Индия понесла также и тяжелый урон: отсутствие исторического сознания, безразличие к политическому единству, упор на индивидуальное, а не коллективное, пренебрежение земными стремлениями, в том числе и абсолютной властью, и, наконец, подвержение неоднократным иноземным вторжениям».
Из цитируемой здесь, среди прочего, статьи «Воспевая многообразие Индии» из «Индия перспективы» — официального индийского журнала для заграницы, издается Министерством иностранных дел Индии, № 1 (28) за январь 1995 г., русское издание
Индия является домом для всех народов мира, для всех религий мира и для всех климатических условий мира. И здесь Индия не имеет себе равных. Это на самом деле, настоящий микрокосм мира. Индия многое дала миру и взамен взяла много. Все, кто приходил в Индию, обогащались путем глубокого синтеза с индийской цивилизацией. Ислам процветал в Индии более чем где-либо в другом месте мира в течение этого столетия. Индия внесла свою большую лепту также и в мировую религиозную мысль, в богатство персидской архитектуры, в культуру народов Азии. Пакистанский ученый говорит, что только через взаимосвязь с индуизмом ислам сумел подняться на большие высоты.
Именно многообразие Индии стадо величайшей ее силой и чудом мира. Не следует ли из этого, что судьба Индии в развитии этого многообразия и его совершенствовании. Ганди-джи (так в Индии именуют Махатму Ганди, одного из руководителей движения за независимость Индии от Великобритании, годы жизни: 1869-1948 Прим. Portalostranah.ru) однажды сказал, что вместо того, чтобы пытаться обратить других в свою веру, надо попытаться достичь совершенства в своем собственном образе жизни. Таким образом, хинду должен стараться быть хорошим хинду согласно своей вере, а мусульманин — хорошим мусульманином по его вере. Уже это может поднять индийскую цивилизацию и разрешить трудности истории.
Пусть Индия празднует свое многообразие, направляясь к такому величественному рассвету«, писал журнал «Индия перспективы», № 1 (28) за январь 1995 г.
И еще одна статья:
Оригинальное название статьи «Немного из истории дипломатии Индии». Автор М.С.Н. Менон, представлен изданием как известный писатель и журналист. Журнал «Индия перспективы», также № 1 (28) за январь 1995 г. Цитируем:
«Арийская Индия была знакома с окружающим ее миром. Но ей было безразлично (окружающий мир). Манусмрити (индийский источник — прим. Portalostranah.ru) упоминает о яванах (яваны — греки, с индийского языка пали Прим. Portalostranah.ru) дравидах (дравиды — южноиндийские народности Прим. Portalostranah.ru), памлавах, синах (китайцах) и других соседних племенах, как о «бывших кшатриях», которые были изгнаны из касты за то, что они не придерживались брахманических ритуалов. Естественно, что арийцы относились к ним с презрением. Таким образом, до открытия (появления) Будды Индия была вполне довольна своей жизнью повторяющихся ритуалов. Она не обладала ни глубоким чувством истории, ни сознанием коллективной миссии. Именно Будда дал Индии свою первую миссию.
Однако Индия была далека от завоеваний и менее всего с целью распространения доктрин Гаутамы (Будды). Он ни в коем случае не одобрил бы завоевания.
Но другие были заняты покорением — греки, римляне, персы и китайцы — они создали для себя известный мир, в то время как Индии была поглощена поисками духовного. И тем не менее эта та самая Индия, которая породила Каутилья, первого в мире политика- философа (Каутилья — один из древнеиндийских политиков, называемым индийским Маккиавели Прим. Portalostranah.ru). Вероятно, противоречия истории?
Единственная империя, которую знала (в значении создала) сама Индия — это была империя Ашоки, духовная империя, как священная Римская империя. Большая часть (других) империй в Индии была создана иностранцами. Ашока наставлял потомки не к достижению «виджая» — победы, а к достижению дхамма-виджая — моральной победы (Ашока, с санскрита его имя переводится как «Рожденный без боли», был великим царем династии Маурьев, который был известен далеко по всему миру за обращение многих в буддизм, а также за свои описания последствий войны, навязанной ему мелкими государствами, окружавшими его царство, особенно государством Калинга. После принятия буддизма Ашока говорил, что полный раскаяния, он видит негативные последствия его амбиций для солдат и семей всех враждующих сторон Прим. Portalostranah.ru по indiaonlinepages.com).
Народы сознавали необходимость установления контактов с соседями по разным причинам. Можно назвать некоторые из них: 1) поддерживать мир с соседом (если он силен) 2) предупредить нападение с третьей стороны и 3) способствовать развитию торговли и культуры.
Будучи великим воином и императором, Ашока не нуждался в установлении и политических связей с соседями. Его миссией было распространение буддизма, и в этом он премного преуспел. В процессе он преподнес миру концепцию «братства человека». Как сказал Др. Бхандаркар, всепоглощающей идеей Ашоки было развитие физического и морального подъема во всем мире (Рамакришна Гопал Бхандаркар, Sir Ramakrishna Gopal Bhandarkar — индийский ученый-востоковед, живший в период Британской Индии, годы жизни: 1837-1925 Прим. Portalostranah.ru).
Что касается тогда Китая, то китайский император Ши-Хуанг Ти (III-IV век до н.э.), который, по-видимому, даже не знал об Индии, был занят возведением Великой китайcкой стены для отвержения хищнических нападении племен из Средней Азии.
Во II веке до н.э. Чанг Киенг, один из величайших китайских генералов, приблизился к Индии. Вероятно, бактрийцы были первыми, кто дал ему информацию об Индии (Бактрийцы — ныне не существующая народность, относящая к иранским народам, жившая на территории современных Таджикистана, Узбекистана и Афганистана Прим. Portalostranah.ru).
Я не намереваюсь останавливаться подробно на посланцах, посланных Индией или принятых ею. Моя цель — привести несколько примеров и объяснять их цель.
Первым посланием из Китая было — от императора Ви Ти (I век до н.э.) который, очарованный «божественными конями» Ферганы послал посланника к царю Мога с просьбой даровать ему этих коней. Мога убил посланика, и началась война, в которой Мога был убит. Китайцы увели коней. Кони считались наилучшим подарком в Китае (Царь Мога, Maues, правитель индо-скифского царства, созданного в период после распада империи Александра Македонского на территории Центральной Азии и части Индии восточной ветвью кочевого племени скифов — саками Прим. Portalostranah.ru).
К I веку н.э. кушаны, известные племена из Юх Чи, захватили Пенджаб. Они поддерживали связи с китайскими императорами на равноправных отношениях. Именно в этот период император Минг Ти официально ввел буддизм в Китае и пригласил (мудреца) Кашьяпна преподавать буддизм (Кушаны — население Кушанское царства на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии; период расцвета царства приходится на 105–250 годы н. э. Кушаны были иранским народом, исповедовашими буддизм, но находившимся под сильным греческим влиянием вследствии походов Александра Македонского Прим. Portalostranah.ru).
В 221.г. н..э. пришел конец Ханьской династии, и Китай распался на три королевства. Одним из них был Фу-Нан (Камбоджа). Имеется свидетельство тому, что король Фу -Нана поддерживал контакт с королем Матхуры, Сака.
Первыми посланниками (начало VI в. н. э.) в Китай с юга Индии были (посланики) от короля Чери (Керала) Сенгуттувана, прославленного в великой тамильской классике Силаппадикорам (Чера — дравидийская тамильская династия, правившая на территории современной Кералы, на юге Индии Прим. Portalostranah.ru). Это был великий правитель со своей столицей в Каруре (вблизи Тричи), который завоевал большую часть полуострова Индии. Он не нуждался в политическом союзе с Китаем, так как он обладал самым мощным военно-морским флотом в этой части мира. Плиний пишет о его морском порте Музирис (Кранганор) в котором находятся корабли «в большом количестве». Должно быть Сенгуттуван был заинтересован в развитии торговли с Китаем. Его посланники ко двору Ву Ти северной династии Вей привезли с собой, помимо помимо других вещей, также и специи. Королевство Чера уже вело торговлю с Сирией, Египтом,Грецией и Римом. Сенгуттуван был буддистом, а люди из Керала, пишет китайский историк, были «особенно преданными буддистами».
В 539 г. н.э. император Ву Ти послал посланника в Магадху с целью найти оригинальные тексты Махаяна и получить услуги буддистских ученых (Магадха — одно из древнеиндийских государственных образований, на территории современного штата Бихар Прим. Portalostranah.ru).
Еще одним периодом, представляющим для нас интерес, является, период арабского и тибетского возрождения. Король Канауи Харшавардхана и император Тай-Тсанг (627-650 гг.) были современниками. Говорят, что они обменялись посольствами. Харша был великим королем, но он имел соперника в лице Пулакесин II из юго-западной Индии. За время правления Како-Тсанга. сына Тая, Китай расширилил свои границы до Оксаса. Но тибетцы дважды победили армию Као и продолжали набеги на китайские провинции. А на западе китайцы были лицом к лицу с арабскими завоевателями. Что касается тибетской угрозы Индии, то Магадха была ещё достаточна сильна, чтобы отразить вторжение. А западная Чалукия, мощная морская держава, поддерживала связь с Китаем.
Когда Тибет был занят консолидацией своих позиций в период между 710 и 730 гг. н.э.. Китай видел в Индии союзника, особенно в лице Магадха, которая тогда была еще довольно сильной. Именно в этот период возникли два союза: 1) между Китаем и Кашмиром (713 г. н.э.) и 2) между Канауджи и Китаем (731 г. н.э.).
Чандрапита из Кашмира искал помощи Китая против арабов. Синд сдался арабам в 712 г. н.э.. Лалитадитья Муктапида (695-732гг. н.э.), величайший король Кашмира, как предполагают, послал посланника в Китай. Хотя он и был великим завоевателем, но он хотел укрепить свои силы против арабов. Для китайцев связь с Кашмиром была полезна против Тибета. В сущности, Китай предлагал своим соседям союз против Тибета», напоминала древнюю историю «Индия перспективы».
Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по двум статьям из «Индия перспективы» — официального индийского журнала для заграницы (№ 1 (28) за январь 1995 г. , русское издание). Напомним, что «Индия перспективы» издается Министерством иностранных дел Индии, и прежде выходил на десяти языках, включая русский (ныне, по состоянию на 2017 г., выходит уже на 16 языках).
Также смотрите: «Как понять Индию. Эту, «одну из самых менее всего понятых, недооцененных стран в мире», как пишет индийская официальная публикация для заграницы»