Общение с читателями и новое на сайте:


 
- A +

Аль-Андалус. Взгляд из Дамаска: Арабы и мусульмане в средневековой Испании и Португалии


В предлагаемом обзоре в тексте и аудио программа русского вещания Радио Дамаск об истории Аль-Андалус – Испании и Португалии после арабского завоевания. Материал Радио Дамаск мы снабдили обширными примечаниями.

Передачу Русского вещания Радио Дамаск от 12/08/2011 об истории Аль-Андалус и жизни в Испании и Португалии после арабского завоевания слушайте в аудиофайле (в записи Portalostranah.ru):

 



 

На карте: Почти максимальное расширение границ владений арабов-мусульман в Испании и Португалии – т. н. страны Аль-Андалус (здесь состояние на пр. 790 г., Аль-Андалус обозначена зеленым цветом).
На карте: Почти максимальное расширение границ владений арабов-мусульман в Испании и Португалии – т. н. страны Аль-Андалус (здесь состояние на пр. 790 г., Аль-Андалус обозначена зеленым цветом).

А далее текст этой программы и наши примечания. Итак, русское вещание Радио Дамаск от 12/08/2011 об истории Аль-Андалус:

 

«Страны Средиземного моря некогда входили в гигантское государство Арабский халифат. Арабский язык был распространен от Гиндукуша до Пиренеев. Первое время он сосуществовал с арамейским, сирияком, греческим и персидским на Ближнем Востоке, греческим и коптским в Египте, берберским, пуническим и латынью на Севере Африки, ладино, впоследствии романсе, на Иберийском полуострове.

 

В этом районе процессы арабизации и исламизации в Средние века шли в тесной связи с формированием арабо-мусульманской культуры на Севере Африки, контакты с которой поддерживались постоянно.

 

Но особенно на островах Средиземноморья от Балеар и Корсики до Кипра и Крита, который был захвачен в IX веке мусульманами Кордовы.

 

Мы хотим особо отметить значение арабо-мусульманской культуры на острове Сицилия и Мальта в IX-XI веках, где она развивалась в контакте с арабо-иберийской культурой вплоть до середины XVIII века.

 

Сицилия тогда считалась в культурном плане чем-то вроде провинции исламской Испании. Отметим, что и Португалия тогда называлась Гарб-аль-Андалус, т.е. Запад Андалуса. Отсюда пошло название области Аль-Гарбия — ныне сохранившей свое название южной области Алгарве. В то время когда сама столица Лиссабон называлась Аль-Аджбуна.

 

Пришедшие в Испанию арабы превратили ее в страну Андалус не только по названию. Они сумели там решить проблемы, оказавшиеся не по плечу предкам современных европейцев — вестготам. Были восстановлены торговля и ремесла, которыми готы пренебрегали.

 

Были прекращены преследования евреев, греков, ариан и прочих этнических и конфессиональных меньшинств, по этой причине с первых же дней поддержавших арабов. Был ослаблен экономический гнет — свободу получали рабы и закрепощенные крестьяне, принимавшие ислам.

 

Частично или во многом были удовлетворены почти все слои населения. Даже многие представители вестготской знати, принявшие ислам, получили в дальнейшем возможность стать полноправными представителями мусульманской аристократии. Об этом говорят примеры семейства арагонских графов Саракушты — (нынешнего города) Сарагосы, образовавших династию мусульманских правителей Бану Каси, Кади Тулаюлы.., знаменитого историка ибн аль-Кутыя, — сына готянки.

 

Наряду с этим арабы вступали в браки с местными женщинами, положив начало новым поколениям — мусульман арабо-романского и арабо-вестготского происхождения.

Даты истории Аль-Андалус (Прим. Portalostranah.ru):

 

Территория Аль-Андалус не была в политическом плане всегда единым целым, она состояла в разное время из различных феодальных образований, иногда возглавляемых не только собственно арабскими династиями, но также и династиями христианских ренегатов, перешедших в ислам.

 

Аль-Андалус в разное время управлялась из Кордобы, Севильи, Гранады и даже с территории нынешнего Марокко.

 

В 711 году мусульманские армии, состоящие из арабов и берберов, пересекли Гибралтарский пролив во главе с Тариком (в честь которого до сих пор называется Гибралтар) и вице-губернатором Северной Африки Мусой ибн Носсейром. Вестготы не сумели удержать Иберийский полуостров и сдали его, но франки в битве при Пуатье (на территории нынешней Франции) в 732 году остановили продвижение арабов.

 

С 716 года Иберийский полуостров подчинялся власти вали в городе Кордова, присылаемом правителем Арабского халифата из Дамаска.

 

В 756 году, после переворота в Арабском халифате и прихода к власти династии Аббасидов, в Кордову спасается бегством один из представитель свергнутой династии Омейадов Абд ар-Рахман, который делает земли нынешней Испании и Португалии независимыми от Арабского халифата, провозгласив себя эмиром (Позднее его приемники стали титуловаться халифами, т. е. стали еще и духовными правителями местной мусульманской общины).

 

Халифат на территории нынешних Испании и Португалии распался в 1031 г. на ряд мелких враждующих мусульманских княжеств.

 

Около 1110 года марокканская династия арабизированных берберов Альморавидов полностью присоединила мусульманские владения на Иберийском полуострове к своему государству. Альморавиды пришли в Испанию после неоднократных просьб делегаций мусульманских общин Аль-Андалус, теснимых христианскими королевствами на Севере Испании. Альморавидов сменила другая марокканская династия Альмохадов (1121 — 1269).

 

После падения Альморавидов в Аль-Андалус следует период раздробленности, и единственным мусульманским государством остается Гранадский эмират (годы существования 1013 — 2 января 1492), с падением которого арабы полностью теряют Иберийский полуостров. В этом же, 1492 году, католические короли — объединители Испании Изабелла и Фердинанд отправляют Колумба на открытие новых земель, и в том же году он открывает Америку. В этом же, 1492 году, из Испании высылают евреев и мавров, из тех из них, кто оказался принять христианство. Несколько позднее такие же действия проводит тогдашняя Португалия — отколовшееся от Испании и ставшее независимым феодальное образование.(Прим. Portalostranah.ru).

 

Больше об истории Испании в период арабского завоевания см. на нашем сайте здесь

 

Арабы Аль-Андалуса были в основном выходцами из Сирии. Они испытывали ностальгию по Востоку, сравнивая Гранаду с Дамаском, называя Кордову вторым Багдадом или западным Константинополем, а Средиземное море Сирийским морем.

 

Но Кордова не была подражателем Багдада и Самирра, а успехи Аль-Андалуса были связаны с относящимся к тому же времени прогрессом культуры в Египте и Византии.

 

Страна Аль-Андалус просуществовала почти семь веков — с 711 по 1492 годы, это не было время всепоглощающего арабо-исламизма. Переход в ислам на первых порах связывался с материальными соображениями, чтобы не платить подушную подать, которой облагались крестьяне.

 

Но в дальнейшем он был связан с желанием причислить себя к более высокой и притягательной цивилизации.

 

В Андалусе воцарилась атмосфера терпимости, этноконфессиональной открытости, каждая группа населения смогла найти свое место в обществе», передавало Радио Дамаск, русское вещание от 15/08/2011, цикл «Арабская цивилизация».

Примечания:

 

Арамейский язык — семитский язык, его влияние прослеживается в конкурировавшем с ним в древности иврите — гос. языке современного Израиля, также принадлежащего к семитской группе языков, и в современных курдских языках. Считается, что арамейский был языком Иисуса.

 

Язык сирияк, или иначе сирийский — диалект арамейского. Арамейский и сирияк — вымершие языки, они были вытеснены арабским — также семитским языком.

 

Коптский язык — смесь языка древних египтян и греческого (в коптском используется греческий алфавит), возник после завоевания Древнего Египта Александром Македонским, ныне используется коптами — потомками древних египтян, которые еще до арабского завоевания Египта приняли христианство.

 

Берберский язык (от греческого βάρβαροι, лат. barbari, или араб. al-barbaru, букв. варвары; в то время как самоназвание народа Tamazight) — язык исконного населения Ливии, Марокко, был вытеснен арабским языком и культурой на обочину культурного пространства после завоевания региона арабами (ныне в Марокко проживает около 17 млн. берберов из общего населения в 33 млн., в Алжире 13 миллионов из 35-миллионого населения, в Ливии 200 тыс. из общего населения в 6 миллионов).

 

Пунический язык — диалект семитского по происхождению финикийского языка, принятый в небезызвестном Карфагене (ныне руины этого города находятся на территории современного Туниса), Финикийцы — народ, живший на территории современного Ливана, прославились не только как торговцы, основавшие колонии по всему Средиземноморью, но также тем, что первыми стали использовать галерных рабов в огромным масштабах.

 

Ладино, или сефардский язык — язык испанских евреев. В первоначальном варианте (до насильственной высылки евреев из Испании, после отвоевания ее у арабов христианами) представлял смесь кастильского и иврита (еврейская община появилась на территории нынешней Испании еще при Римской империи). Позднее на новой родине евреев в Османской империи в ладино добавились элементы турецкого языка.

 

В приводимой нами передаче Радио Дамаск подразумевается большая терпимость мусульман к представителям еврейской общины во времена господства арабов на Иберийском полуострове (нынешняя Испания и Португалия). Также стоит упомянуть, что именно мусульманский флот, а именно флот Османской империи, доминировавшей тогда в исламской мире, вывез евреев из Испании после того, как они были поставлены там эдиктом католических правителей Изабеллы и Фердинанда перед выбором — изгнание или переход в христианство (как и остававшиеся в Испании мавры, т.е. мусульмане).

 

Радио «Голос Турции» в своей передаче иновещания об истории еврейских общин в Турции отмечало в 2010 году: «Год 1492, когда изгнанные из Испании евреи расположились на османских землях. В тот период, когда евреи оказались под давлением испанцев, османское государство направило в регион специальную флотилию, которая доставила евреев с Пиренейского полуострова на османские земли».

 

Арабы среди других завоевателей на Сицилии: Римская Сицилия пала под натиском племен вандалов в 440 году. Византийцы изгнали германское племя готов, сменивших до того в регионе вандалов, из Сицилии в 535 году. В свою очередь, арабы отняли Сицилию у Византии в 965 г. Арабское правление Сицилией было прекращено вторжением норманнов в 1072 г.

 

Арабы среди других завоевателей на Мальте: 900 — 750 до н.э. — Финикийцы колонизировали острова; 480 г. до н.э. — Карфагеняне управляют Мальтой; 218 до н.э. -Мальта завоевана римлянами в начале Второй Пунической войны (с Карфагеном); 60 г. н.э. — Святой Павел потерпел кораблекрушение на Мальте по пути в Рим, и попутно ввел христианство среди местного населения; 395 г. н.э. Мальта перешла к Византии после разделения Римской империи между Восточную и Западную. 870 н.э. — Мальта завоевана арабами; 1090 г. н.э. граф Роджер Сицилийский устанавливает норманнское господство над Мальтой.

 

Позднее и Сицилия, и Мальта управлялись различными династиями уже только западных владетелей.

 

Аль-Андалус — так арабы называли все завоеванные ими земли нынешней Испании и Португалии, за исключением крайних северных областей нынешней Испаниий, остававшихся под управлением христиан. Как считается, название Аль-Андалус происходит либо от названия племени вандалов, задолго до прихода арабов появлявшихся на Иберийском полуострове, либо от слова «Атлантида».

 

Алгарве — самая южная провинция Португалии.

 

Лиссабон, с финикийского «Алис Уббо» — «любимая бухта». Городом правили соответственно финикийцы, местное иберийское племя лузитан, римляне, затем вестготы. Арабы, которые вытеснили из Лиссабона германские готские племена, изменили это название на Лисбуна (al-ʾIšbūnah), и правили городом с 714 по 1147 годы.

 

На иллюстрации из испанского современного атласа по истории реконкисты оттенками зеленого показаны владения династии Бану Каси в разное время.

Темно-зеленым отмечены первоначальные владения, а светло-зеленым их расширение.

С юга к владениям Бану Каси примыкало собственно арабское государство, а на севере располагались владения христиан.

Эстремадура находилась в зоне, попеременно переходящей из рук в руки.

Династия Бану Каси (Banu Qasi), существовала в 714-929 гг. Это был род вестготских графов, перешедших в ислам и ставших владетелями автономии под суверенитетом арабских правителей в Кордове.

После того, как началось отвоевание Иберийского полуострова со стороны уцелевших христианских королевств севера Испании, арабские правители перевели земли Бану Каси под свое прямое управление, а Бану Каси стали лишь одними из придворных при дворе мусульманских правителей.

На иллюстрации из испанского современного атласа по истории реконкисты оттенками зеленого показаны владения династии Бану Каси в разное время.

Темно-зеленым отмечены первоначальные владения, а светло-зеленым их расширение.

С юга к владениям Бану Каси примыкало собственно арабское государство, а на севере располагались владения христиан.

Эстремадура находилась в зоне, попеременно переходящей из рук в руки.

Династия Бану Каси (Banu Qasi), существовала в 714-929 гг. Это был род вестготских графов, перешедших в ислам и ставших владетелями автономии под суверенитетом арабских правителей в Кордове.

После того, как началось отвоевание Иберийского полуострова со стороны уцелевших христианских королевств севера Испании, арабские правители перевели земли Бану Каси под свое прямое управление, а Бану Каси стали лишь одними из придворных при дворе мусульманских правителей.

Семья Бану Каси (наименование династии от арабского «бану» — «сыновья» и собственного имени основателя династии, т.е. «сыновья Кассия» — Banu Qasi, также Banu Kasi, Beni Casi), как считается, династия происходит от испано-римского или вестготского дворянина по имени Кассиус (Кассий). В соответствии писаниями мувалидского историка ибн аль-Кутыя (Ibn al-Qutiyya), граф Кассиус принял ислам в 714 году, как mawali арабской династии Омейядов (в арабск. mawali — немусульманин-клиент по отношению к феодалу), вскоре после завоевания Омейядами территории нынешней Испании. После своего обращения в ислам Кассий, как принято считать, ездил в Дамаск, чтобы лично присягнуть омейядскому халифу аль-Валиду.

 

Муваллады (исп. muladí , мн. ч. «muladíes») — испанские христиане, перешедшие в ислам. В Средние века, в период существования Аль-Андалус, они составляли около 5-10 % ее населения, термин стал одним из возможных этимологических истоков слова «мулат» (Прим. Portalostranah.ru).

 

Этот обзор подготовлен на основе передачи Русского вещания Радио Дамаск, Радиовещательной станции Сирийской Арабской Республики от 15/08/2011 (Расшифровка текста и запись аудио, комментарии Portalostranah.ru).

Опубликовано
31
08
2011
 
Portalostranah



Также по теме

Избранное с сайта на неделю: тексты, аудио, видео:
Империя зла. Текст знаменитой речи президента США Рональда Рейгана 1983 года. И справка по данному выступлению
 
В нашей рубрике «Документы» текст знаменитой речи 1983 года тогдашнего президента США Рональда Рейгана (Ronald Wilson Reagan, годы жизни 1911-2004, годы президентства 1981-1989), в которой Рейган дал ставшую знаменитой характеристику СССР как «империи зла».
Подробнее...
Услышать Северный Кипр на русском
 
В очередном выпуске рубрики «Вещая поверх границ» записи экзотического вещания на русском и других языках из Турецкой Республики Северного Кипра и рассказ об этом иновещании.
Подробнее...



 

География посетителей