Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Арабская колонизация Восточной Африки, арабы Омана и Занзибара и их соперники; Из истории Занзибара


Как смотрится с разных исторических позиций колонизация арабами Восточной Африки, а также материалы по теме «Арабы Омана и Занзибара и их соперники».

Оман и освоение им восточного побережья Африки.

На карте мы видим поселения на островах Занзибар, Пемба, а также поселения в материковой части Африки - Момбасу, Малинди, Кильву.

Оман и арабы в Восточной Африке


 

Этот обзор посвящен колонизации арабами Восточной Африки, в которой главную роль играли арабы Омана, основавшие, среди прочего, арабское государство на великолепном острове Занзибар. Материал является дополнением к нашей публикации «Южный Судан — Черная Африка, решившая отделиться от арабского мира».

 

Арабские укрепленные фактории появились на Восточном побережье Африки уже в первые десятилетия после победы ислама. Постепенно они распространились от Сомали до Мозамбика. При этом на восточном побережье Африке особенно большое значение имел флот Омана — государства в Аравии, славившегося своими мореходами (Оманский город Сохар считается родиной легендарного Синдбада-морехода).

 

Об османской колонизации Индийского океана см. здесь;

Оман и в годы единого арабского халифата, и при османах, покоривших позднее арабский мир, сохранял независимость в лице управлявших им племенных вождей, позднее имамов, а еще позже султанов. Отметим, что оманцы в отдельные годы умудрялись контролировать и территории не только на африканском, но и на индийском побережье (Последний оманский анклав в Индии — Гвадар перестал существовать в 1958 году, с присоединением его к Пакистану).

 

Арабская историография обычно отмечает, что форпосты арабов были очагами культуры и ремесел, а также торговли, способствовали интеграции культур (отметим, язык суахили — ныне крупнейший африканский язык, возник в результате смешения местных африканских диалектов и арабского).

 

Арабскими историками еще обычно отмечается, что арабы никогда не стремились подчинить себе внутренние районы, оставляя их под управлением местных вождей.

 

Также арабские историки любят приводить в пример факт совместной борьбы оманского флота и местных ополченцев в 1646 году на острове Пемба (ныне Танзания) против португальцев. (После разгрома португальцев на Пембе ряд земель восточного побережья, тем не менее, не спешили возвращаться по крыло оманского правления, став бороться уже с Оманом за независимость).

 

Говоря об истории противостояния арабов и Португалии, необходимо отметить, что Португальская империя в 1507 году смогла захватить оманские города не только на побережье Африки, но и оккупировать несколько портов. находящихся на побережье собственно Аравийского полуострова — в самом Омане. Например, Маскат (ныне столицу Омана), его оккупация португальцами продлилась до 1650 года, при этом внутренние районы Омана сохранили независимость.

 

Португальцы, как представители страны, которая наряду и Испанией, сама побывала под игом арабского правления, и освободившейся в результате реконкисты, отличались большим фанатизмом и энтузиазмом в своей борьбе с «неверными». Несмотря на то что арабы Омана и восточного побережья Африки, находясь в противоположном углу мира, почти не имели никакого отношения к тем, кто завоевывал Иберийский полуостров и Португалию, после оккупации оманских городов Португалия применяла к ним жесткие меры, при малейшем неповиновении отрезая бунтовщикам носы и уши.

 

Однако обладая населением всего в 1, 5 млн. человек, португальцы не могли обеспечить колонизацию восточноафриканского побережья, их гарнизоны контролировали лишь узкую полосу земли в крепостях на побережье на пути в Индию.

 

Обычно выделяют два этапа колонизации арабами побережья Восточной Африки — ранний — от первых лет распространения ислама (ок. 632 г.) и до прихода Португалии в этот регион в 1498 году (после чего португальское господство на восточном побережье Африки и на прибрежных территориях собственно Омана продлилось 150 лет).

 

И второй — наступивший после того, как Португалия потеряла здесь большую часть своего влияния (сохранив, впрочем, до 1975 года свою колонию Мозамбик). После ухода португальцев на восточное побережье (нынешние Танзанию, Кению) вернулись арабы в лице занзибарского правительства, которое представляло арабскую султанскую династию Омана. Также в регионе тогда периодически появлялись и представители Османской империи, которые патронировали арабов, попавших под их правление. Второй этап закончился с вытеснением арабов из Восточной Африки Великобританией, которая взяла под свой протекторат оманские владения на побережье и прилегающих островах.

 

Если говорить в целом об Африке, то, согласно различным оценкам, арабскими работорговцами (за весь период их деятельности — пр. от 650 по 1900 гг.) было вывезено от 11 до 18 миллионов чернокожих рабов.

 

При этом считается, что страны Запада вывезли в рабство в период т.н. трансамериканской торговли с XV по XIX века от 9,5 до 14 миллионов чернокожих рабов.

 

Любопытные истории освоения Восточной Африки

и Индийского океана: арабы, португальцы, зимба и другие


 

Обычно выделяют два этапа колонизации арабами побережья Восточной Африки

 

— ранний — от первых лет распространения ислама (ок. 632 г.) и до прихода Португалии в этот регион в 1498 году (после чего португальское господство на восточном побережье Африки и на прибрежных территориях собственно Омана продлилось 150 лет).

 

И второй — наступивший после того, как Португалия потеряла здесь большую часть своего влияния (сохранив, впрочем, до 1975 года свою колонию Мозамбик). После ухода португальцев на восточное побережье (нынешние Танзанию, Кению) вернулись арабы в лице занзибарского правительства, которое представляло арабскую султанскую династию Омана. Второй этап закончился с вытеснением арабов из Восточной Африки Великобританией.

Несколько цитат из книги «Оман», — лучшей из известных нам книг об Омане на русском языке, хотя и написанной с прооманской точки зрения. Книга выпущена в 2002 году в Москве издательством ИОИ.

 

Издание также снабжено и приветствием Департамента Туризма Султаната Оман, одобрившем книгу. Подзаголовки к фрагментам и примечания в скобках даны Portalostranah.ru.

 

Как оманцы впервые появились в Африке. «После смерти Мухаммеда было создано гигантское государство (арабских) халифов династии Омейядов. Спасаясь от преследований (наместника халифа в Ираке) Хадджаджа, пославшего в 697 г. в Оман карательный корпус (для борьбы ибадитским течением в исламе, до сих принятым в Омане), оманские принцы Саид и Сулейман были вынуждены со своими семьями и сторонниками бежать на кораблях в Занджибар, (т.е. в переводе «страну черных») — в Восточную Африку, на остров Занзибар.

 

К этому времени, благодаря активной торговле, контакты с африканским побережьем уже были налажены. Высадка принцев положила начало образованию заморских оманских территорий. По следам принцев началась миграция оманцев в Восточную Африку, и за несколько столетий на африканском побережье были построены многочисленные и города, ставшие торговыми посредниками между глубинными районами черного континента Африки и побережьем. Со временем оманцы стали владельцами ряда территорий, в том числе им принадлежали крупные острова Занзибар и Пемба».

 

Раскаяние Ахмада ибн Маджида. «Долгое время загадочная фигура проводника флотилии Васко да Гамы интриговала многих исследователей. В португальских источниках он упоминался как Малемо Кан или Малемо Канака.

 

Француз Габриэль Ферран первым нашел доказательства того, что это имя — не что иное, как искаженные местные слова «муаллим» (наставник) и «ганика» (звездочет), и что на самом деле за ними скрывается автор самого знаменитого арабского трактата о мореплавании Ахмад ибн Малжид.

 

Этот человек, открывший Индию для европейцев, родился, по-видимому, в 1440 году. Его семья, происходящая из Центральной Аравии, в конце концов обосновалась в Омане. Уже дед и отец Ахмада были знаменитыми лоцманами, и оба составили дошедшие до нас трактаты о правилах навигации в Красном море. Ахмад мальчиком плавал юнгой на корабле своего отца, и в 22 лет написал первый труд, посвященный судовождению в Индийском Океане.

 

В 1490 г. появился труд, который до сих пор издается на разных языках мира: «Книга польз в рассуждении основ и правил морской науки». Многие описания, содержащиеся в ней, превосходили руководства для парусного плавания, появившиеся позднее.

 

Например, турецкая морская энциклопедия Челеби 1554 г. составлена с активным использованием произведений Ахмада ибн Маджида и других арабских лоцманов.

 

Португальские путеводители по Индийскому океану тоже обильно черпали информацию из книг Ибн Маджида. Португальский историк (живший в XVI веке) Жоао да Барруш упоминает, что, когда Васко да Гама показал Ибн Ахмаду европейские мореходные приборы, «мавр нисколько не удивился», и в свою очередь показал иностранцам свои приборы, которые не уступали европейским. "После этого и других разговоров с этим лоцманом да Гама понял, что он приобрел большую ценность. Чтобы его не потерять, он приказал немедленно плыть в Индию», — пишет да Барруш.

 

Ахмад ибн Малжид впоследствии корил себя за то, что помог чужеземцам освоить «исконно арабские воды», и переживал роль, которую невольно сыграл в истории арабской морской торговли. «О, если б я знал, что от них (португальцев) будет!», — писал он. Тем не менее, на закате дней он нашел в себе силы, чтобы составить еще несколько замечательных лоций...

 

Как же оманец Ахмад ибн Маджид оказался на далеком восточноафриканском порту Малинди, где его нашла экспедиция Васко да Гамы? Арабские, в том числе оманские, поселения к этому времени распространились по всему восточноафриканскому побережью до Момбасы (нынешняя Кения) и даже дальше. Арабский географ Якут, например, описывает жителей Могадишо как чистокровных арабов. Основанные оманцами территории на побережье были включены в состав Омана. Здесь на основе местных поселений вырос ряд крупных городов, описание которых нам оставили Ибн Баттута и другие путешественники. B качестве африканского «товара» выступали и чернокожие африканцы, которых купцы продавали на рудники в Ираке (в 869-883 гг. эти рабы стали ядром грандиозного восстания в халифате), в Индию и даже в Индонезию.

 

В XVI веке многие арабские торговые колонии в Африке пали жертвой португальского вторжения.

 

В 1504-1509 гг. красноморский флот египетского султана (Египет тогда был под властью местной династии Бурджидов — черкесов-мамлюков, до того служивших арабским халифам. До завоевания Египта Османской империей, продлившегося три века, оставалось восемь лет. Прим. Portalostranah.ru) был после нескольких сражений, завершившихся с переменным успехом, в конце концов разбит португальским адмиралом Франсиско д’Альмейда. После этого арабским (оманским) купцам было неоткуда ожидать зашиты...»

 

Оманцы и португальцы, или носы и уши как средство управления. «В 1507 году, девять лет спустя после плавания Васко да Гамы, перед Маскатом появились шесть судов португальского адмирала Альфонсо д’Альбукерке. назначенного вице-королем Индии. Адмирал оценил город «как место более укрепленное, чем другие» и подверг его жестокой бомбардировке. Когда город был взят, адмирал потребовал большой выкуп за городские дома, мечеть и 34 корабля, находящиеся в гавани. Когда в назначенный срок выкуп не поступил, все было предано огню, а пленникам, которых португальцы не могли использовать, отрезали уши и носы.

 

Португальцы прошли вдоль всего оманского побережья, предавая поселения огню и мечу. В наиболее важных пунктах д’Альбукерке оставил небольшие гарнизоны, укрепив местные крепости и снабдив их артиллерией, внутренние районы не интересовали пришельцев, поскольку их главной целью было обеспечение контроля над морским путем в Индию...»

 

Как Стамбул проиграл португальцам. «В 1551 году османский султан, владениями которого к этому времени уже почти 40 лет был Египет, снарядил в Суэце флот, чтобы выгнать неверных из Аравии. Тридцатью галерами и галеонами с 16 тыс. десанта на борту командовал прославленный турецкий адмирал Пири-реис (он же Пири-бек), христианин-ренегат. После месячной осады и интенсивного обстрела (португальский) комендант Жоао де Лишбоа сдал Маскат и стал гребцом на турецких галерах. Это произошло в1552 г. На следующий год потерявший за год сражений весь флот, кроме двух галер, Пири-реис пал жертвой интриг и был в 1554 г. обезглавлен по приказу из Стамбула.

 

Однако главное сражение за Маскат произошло (в 1557) году. Это произошло возле скалистого островка в нескольких милях от Маската. Бой длился 12 часов. Османскими кораблями командовал Али бин Хусейн, служивший по началом одного из знаменитых братьев Барбаросса (которые сначала были средиземноморскими пиратами, а затем стали турецкими адмиралами). После яростного абордажа Али потерял 6 галер, а Стамбул потерял Маскат...»

 

Нашествие зимба. «Еще одно несчастье постигло (на этот раз) африканские колонии оманцев в 1587 году: нашествие людоедов из племени зимба. Вооруженные отравленными стрелами воины зимба двигались со стороны Анголы на север, уничтожая все поседения, которые встречались у них на пути. Когда они приблизились к уже разграбленной португальцами оманской колонии Кильва, находившейся на острове, к вождю племени явился один из жителей и пообещал провести их в город, если ему отдадут часть захваченных богатств.

 

Город был взят, три тысячи мужчин и женщин съедены. Когда пришло время делить добычу, вождь сказал предателю: «Я не хочу, чтобы такой испорченный человек, как ты оставался в живых» и велел: «Свяжите ему руки и ноги и бросьте в море, поскольку я боюсь, что он непригоден в пищу, ибо наверняка весь пропитан ядом». После Кильвы зимба разорили Момбасу и попытались захватить Малинди. но были разбиты и исчезли с исторической сцены».

 

Ослабевшие португальцы держались за Маскат дольше всего. «В конце XVI в. Испания поглотила Португалию, что привело ослаблению португальского присутствия.

 

Английская Ост-Индская компания, образовавшаяся в 1599 г. и с тех пор пребывавшая в постоянной жесткой конкуренции с голландской Ост-Индской компанией, в 1615 г. получила разрешение персидского шаха Аббаса I на плавание в Персидском заливе. В благодарность англичане помогли персам в 1621 году выкинуть ослабевших португальцев из Ормуза (города-острова, бывшего ранее арабским княжеством, а затем занятом португальцами. Прим. Portalostranah.ru). Построенный на (персидском) берегу (напротив города-острова) новый порт был назван в честь шаха: Бендер-Аббас. Португальцы же, потерявшие стратегически важный Ормуз, сделали своей главной базой Маскат и держались здесь дольше всего...»

 

Как Маскат пал из-за куска свинины. «В 1650 году (имам, правивший внутренними районами Омана) Султан бин Сейф направил коменданту Маската послание с требованием разрешить в рамках существующего соглашения закупить на рынках города провиант для своего войска. Комендант, считая себя в безопасности за крепкими стенами, послал ему в ответ в насмешку кусок свинины. Это так разъярило арабов, что они решились на незапланированный и, казалось бы, безнадежный, штурм. Хотя со значительными потерями, большинство укреплений вокруг Маската были взяты.

 

Остался только один из главных фортов — Мирани, который сдался после месячной осады, благодаря неким необычным обстоятельствам (а именно помощи одного индийца —служащего в форте казначеем и завхозом, который был против женитьбы португальского коменданта форта на своей дочери, в отместку индус затеял ремонт и под этим предлогом временно вывез провиант и боеприпасы из форта, сообщим об этом оманцам). Понимая что без провианта и боеприпасов долго не продержаться, португальский комендант форта выбросился на скалы. (Так закончилось 143-летнее присутствие португальцев в Омане)», — пишет издание «Оман». Кстати упомянутые форты до сих пор являются достопримечательностью Маската.

 

Через некоторое время Маскат оказался под оккупацией персов. Но 1744 году оманцы смогли их изгнать и с энтузиазмом приступить к возрождению своей морской торговли и присутствию в Восточной Африке и Индии. При этом необходимо отметить, что некоторые оманские поселения, например, на Занзибаре, пережили португальскую колонизацию и возродились. Другие как, например, Кильва на материковом побережье Восточной Африки, основанная еще в 957 году, пришли в окончательный упадок.

 

Дополнительно:

 

История одного города: Момбаса


 

Среди городов восточного побережья типична история ныне крупнейшего кенийского порта Момбаса, хорошо показывающая изменения в регионе на протяжении истории.

 

Точных данных об основании города нет, но поселение получило известность как арабский порт в 1151 году из арабских хроник.

 

C X до XV века город был частью колонии Кильва-Кисивани, основанной персидским купцом, потомки которого стали местными султанами.

 

В 1502 году Момбаса стала независимой от Кильва-Кисивани. Позднее город был крупнейшей арабской факторией.

 

В 1587 году на Момбасу напали чернокожие племена зимба, о которых упоминалось выше.

 

С 1638 г. поселение было объявлено португальской колонией (фактически с 1593 года). При этом оно управлялялось из португальской территории в Индии — Гоа.

 

С 1698 по 1888 год Момбаса находилась в составе арабских султанатов: Омана и позднее Занзибара.

 

В 1728-1729 — под кратковременным управлением Португалии.

 

С пр. 1826 года по пр. 1896 гг. — под протекторатом Великобритании, при этом большую часть этого периода также признавался суверенитет занзибарского султана над городом.

 

После 1896 года — колония Великобритании с сохранением на отдельных землях вокруг суверенитета занзибарского султана. С 1920 года в британском протекторате Кения.

 

С 1963 года Момбаса — часть независимого государства Кения.

 


 

Остров Занзибар

  — второе пришествие оманских арабов


 

Вид на Занзибар - главный город одноименного острова.

Со старинного рисунка.

Вид на Занзибар - главный город одноименного острова.

Со старинного рисунка.

После того, как в XVI веке португальцы разорили многие города-колонии арабских и оманских купцов, создав вдоль побережья свои форпосты, влияние арабов в Восточной Африке ослабло. Как уже отмечалось, португальцам на 150 лет даже удалось покорить и некоторые прибрежные крепости в самом Омане.

 

Однако с изгнанием португальцев в XVII веке оманцы постепенно вернули утраченные позиции. И даже создали совершенно новую (и не имевшую аналогов по масштабам в прошлой их деятельности) базу своего влияния в Восточной Африке — остров Занзибар. Португальцы покинули Занзибар и прилегающее континентальное побережье, оманцы пришли сюда вновь.

 

Далее несколько цитат из книги «Реформатор на троне», касающихся времен освоения Оманом Занзибара (Отметим, что издание относится сочувственно к действиям Омана в Африке, хотя вообще то повествует о нынешнем оманском султане Кабусе. Книга была написана российским автором С. Плехановым при содействии Посольства Омана в Москве. Опубликована издательством «Международные отношения» в 2003 году):

 

«Много восстаний поднимали жители оккупированного побережья, но всякий раз их жестоко подавляли португальские гарнизоны, расквартированные в мощных крепостях, таких, как уцелевший до наших дней мрачный форт Иисуса в Момбасе. Так прошло полтора века, и когда до арабских поселений Восточной Африки дошли вести о крушении португальского владычества в Омане, в людях вновь проснулась надежда на освобождение.

 

Объединенное государство Оман и Занзибар в 1741-1856 гг.  Также желтым обозначена территория этого султаната на восточноафриканском побережье и в Индии.

Объединенное государство Оман и Занзибар в 1741-1856 гг.

Также желтым обозначена территория этого султаната на восточноафриканском побережье и в Индии.

В 1646 году восстал остров Пемба, соседний с Занзибаром, к нему присоединились города на материке. В Оман отправили просьбу о помощи, и она пришла с зимним муссоном. Высадившиеся с парусников воины имама вместе с местными ополченцами начали сражаться против португальцев.

 

Несколько десятилетий длилась борьба с сильным и жестоким врагом. Только в 1699 году были освобождены последние арабские города Восточной Африки и по всему побережью до Мозамбика была признана власть имама (духовного и светского правителя Омана. Прим. Portalostranah.ru)

 

После крушения (оманского) государства (династии) Йаруба многие местные африканские правители воспользовались ситуацией и (опять) провозгласили себя независимыми территориями. Даже могущественному Ахмеду бин Саиду, основателю новой (оманской) династии, не удалось восстановить суверенитет Омана над восточноафриканскими территориями. Для решения этой исторической задачи страна должна была накопить силы, отразить внешние угрозы и возродить могучий флот. Только в первой половине XIX века это стало реальностью, когда сложилось принципиально новое государство, характер которого в сильнейшей степени определила личность правителя.

 

Под властью оманских имамов и султанов Занзибар стал экономическим центром Восточной Африки, послужил базой хозяйственного освоения этой части континента. Арабские торговцы проникли в район великих африканских озер задолго до европейцев.

 

Путешественники середины XIX века — такие как Ливингстон и Стэнли, с удивлением обнаружили в глубине «девственных земель» старые поселения арабов. Не довольствуясь вывозом слоновой кости, золота и рабов, с древности бывших объектами торговых сделок с полудикими племенами, арабы стали организовывать в годы правления (оманского правителя) сейида Саида плантации ценных сельскохозяйственных культур для последующего сбыта на рынках Занзибара.

 

Примечательно при этом, что султан Саид вовсе не преследовал цели захвата территорий и создания колониальной империи, наподобие европейских. Арабские поселения, протянувшиеся сплошной цепью от Омана до Мозамбика, представляли собой очаги арабской культуры и торговые центры, к которым тяготели земли, населенные черными африканцами.

 

Дворцы султанов Занзибара.

Наследие султанов Занзибара сохраняется не только в «Каменном городе» столицы острова, но также и в султанских дворцах.

Некоторые из них, как построенный основателем династии Саидом бин Султаном дворец Beit el-Ras (или в переводе «Дом на мысе»), разрушены (развалины дворца показаны здесь справа - на черно-белом изображении со старой открытки), а другие, как Beit el-Ajaib (или «Дом чудес», построенный в 1883 г. султаном Баргашем бин Саидом) по-прежнему являются архитектурными доминантами (здесь этот дворец на двух цветных фотографиях – большой внизу (первой половины XX в.) и вверху слева (снимок 1980-х годов).

Попутно отметим, что один из самых первых дворцов султанской династии Занзибара - дворец «Beit el Mtoni» («Дом ручьев»), построенный в первой трети XIX века Саидом бин Султаном также дошел до наших дней, хотя и в худшем состоянии.

Прием туристов в «Beit el Mtoni» показан на небольшой врезке в центре вверху.

Дворцы султанов Занзибара.

Наследие султанов Занзибара сохраняется не только в «Каменном городе» столицы острова, но также и в султанских дворцах.

Некоторые из них, как построенный основателем династии Саидом бин Султаном дворец Beit el-Ras (или в переводе «Дом на мысе»), разрушены (развалины дворца показаны здесь справа - на черно-белом изображении со старой открытки), а другие, как Beit el-Ajaib (или «Дом чудес», построенный в 1883 г. султаном Баргашем бин Саидом) по-прежнему являются архитектурными доминантами (здесь этот дворец на двух цветных фотографиях – большой внизу (первой половины XX в.) и вверху слева (снимок 1980-х годов).

Попутно отметим, что один из самых первых дворцов султанской династии Занзибара - дворец «Beit el Mtoni» («Дом ручьев»), построенный в первой трети XIX века Саидом бин Султаном также дошел до наших дней, хотя и в худшем состоянии.

Прием туристов в «Beit el Mtoni» показан на небольшой врезке в центре вверху.

И отношения между ними строились на взаимной выгоде, а не господстве и подчинении. Правитель Омана ничего не менял в структуре этих отношений, он добился главного, чтобы местные царьки сошли со сцены и объединенная страна (Омана и оманских африканских владений Прим. Portalostranah.ru) в полной мере насладилась миром и процветанием.

 

В 1828 и 1829 годах Саид бин Султан лично возглавил операции оманского флота в Восточной Африке. Тогда же он впервые посетил Занзибар и, оценив его торгово-стратегическое значение, принял решение о строительстве на острове второй столицы империи. За несколько лет на месте сравнительно небольшого арабского селения вырос крупный город Занзибар, получивший у местного населения имя Каменного Города, так как арабы принесли неизвестную здесь ранее культуру строительства, прежде здесь не строили с таким размахом и изяществом.

 

Дерево, главный строительный материал минувших веков (теперь) использовалось в Занзибаре для украшения зданий великолепными наличниками, дверями и балконами, напоминающими ажурные балдахины. В этом проекте... культура суахили получила свое наивысшее выражение.

 

Праздничная атмосфера этого города белых стен и искусной резьбы по дереву удивительно соответствует открытости и гостеприимству оманцев — мореходов и коммерсантов, людей большой учености и любознательности.

 

Узкие тенистые улицы были проложены таким образом, чтобы потоки воздуха свободно циркулировали благодаря естественной тяге. Это хитроумное градостроительное решение превратило город в своего рода естественный кондиционер: температура воздуха в нем всегда была ниже, чем в окружающей местности.

 

Не зря султан так полюбил этот город, ставший воплощением его мечты. Каждый год совершая далекие морские переходы до Маската и обратно, он наконец решил обосноваться в Занзибаре постоянно и с 1840 года находился в основном в своих африканских владениях, деятельно участвуя в благоустройстве поселений, плантаций пряностей, заботясь о нарождающейся промышленности.

 

Одним из самых важнейших товаров арабской торговли на восточном побережье Африки, и в целом на континенте, наряду со специями и слоновой костью, являлись рабы...

 

По приказу Саида бин Султана в предместье Занзибар Мтони был выстроен великолепный трехэтажный дворец, к которому примыкало множество построек для челяди.

 

В центре сооружения находились роскошные персидские бани щедро украшенные картинами и мозаиками. Здесь проводили время члены многочисленной семьи султана — читали Коран, творения арабских поэтов, слушали местную музыку таараб.

 

Неподалеку от первой резиденции, возведенной к 1834 году, султан распорядился построить другую, еще более роскошную. Местом для нее он выбрал мыс, вдающийся в океан с которого открывается великолепный вид на зеленые островки, окруженные рифами. В час заката солнце садится как раз между ними, и Саид бин Султан, любивший поэтические минуты наедине с океаном, представлял себе, как будет провожать вечернее светило на террасе нового дворца, названного им Бейт аль Рас.

 

Почти десять лет велось строительство, но монарх не дожил до его завершения. А потомкам стало не до этого, и с годами дворец обратился в руины. По сей день шумят над ними пальмы...

 

В отличие от имамов (более ранней оманской, правившей в XVII веке после ухода португальцев) династии Йаруба, также управлявших Занзибаром и соседними территориями, но воспринимавшими эти земли как далекую окраину, султан Саид бин Султан понял их стратегическое значение и огромный экономический потенциал, превосходивший возможности аравийских территорий империи (т.е. территории собственно Омана). В эти годы султан начал политику вторичного освоения ... С момента первой (его) экспедиции с 1822 года до 1840 года был установлен полный контроль (над побережьем Восточной Африки), от Могадишо на севере до реке Рувима на юге. По последнему рубежу проходила граница с португальским Мозамбиком...»

 

Касаясь экономики Занзибара периода расцвета султаната в конце XIX века, Сергей Плеханов цитирует западного автора Вилкинсона:

 

"Дешевая рабочая сила использовалась (на Занзибаре) в трех основных случаях: для сбора натурального продукта, для выращивания его и в качестве носильщиков.

 

Первый случай главным образом касался копалa, (смолистого образования, добывается в виде гальки, как янтарь.Прим. Portalostranah.ru), который использовался для лаков и олифы. Спрос на копал настолько возрос, что к середине века он стал основным товаром экспорта Занзибара. Спик (1860) посчитал, что ежегодно экспортировалось около 19 миллионов фунтов, то есть груз двенадцати или тринадцати больших кораблей.

 

Копал производился на (континентальном) побережье, на полосе до 30 миль в глубь материка, и так же, как плантации кокоса и угодья копры (они развивались в Ламу, Малинди и Момбасе в 1860-х гг.), был товаром во владении Занзибара. Ведущим продуктом островного государства Занзибар и подвластной ему Пембы была, конечно, гвоздика, культуру которой сейид Саид поощрял, но к началу торговли ею никак причастен не был... Занзибар экспортировал около 5 миллионов фунтов в конце его правления, и в пять раз больше того после Второй мировой войны, когда производил чуть ли не четыре пятых количества, находившегося в торговом обороте во всем мире.

 

В отличие от сбора копала, гвоздика выращивалась исключительно рабами, и арабский капитал был основан прежде всего на этом. Эта специализация на гвоздике наряду с другими плантационными культурами, такими, как сахар, в свою очередь, дала импульс производству традиционной местной сельхозпродукции — риса и кокосовых орехов (таким образом одновременно сокращая землевладение африканцев и ширази (ширази — выходцы из Ирана. Прим. Portalostranah.ru) в пользу арабов), и это совпадало с ростом потребления продуктов питания населением Занзибара. Эти обстоятельства стимулировали производство основных экспортных товаров других местах. Вследствие этого вдоль всего побережья развилась торговля зерном, доставляемым (лодками) доу, аналогично увеличилась разработка древесины. Некоторое ее количество вывозилось также и в Аравию. Вырос и импорт, особенно текстиля, зерна, фиников и соли. Некоторые этих продуктов, надо заметить, производились в Аравии, так что в середине XIX века производство продукции в самом Омане шло с учетом африканского рынка. Однако основным спросом пользовался индийский рис, который считался рисом более высокого качества, чем африканский».

 

Если отвлечься от цитировавшейся публикации «Реформатор на троне», симпатизирующей оманцам, то обязательно необходимо отметить, что, согласно различным оценкам, через управляемый арабами порт Занзибар даже и в XIX веке, когда объемы работорговли уже падали, проходило до 50000 чернокожих рабов в год.

 

Наверное, не случайно, что один из последних всплесков движения против арабского управления в Черной Африке случился именно на острове Занзибар, оттуда уже в новейшее время в 1964 году была изгнана арабская султанская династия, происходящая из правящей семьи Омана.

 

Занзибар долгое время бывший частью Омана, стал независим от последнего в 1862 году — путем разделения единого Омана на Оман и Занзибар между сыновьями-наследниками скончавшегося правителя единого государства Саида бин Султана.

 

Договор о разделении был заключен при посредничестве британского вице-короля Индии; Занзибар попал под протекторат Великобритании с 1890 года, но уже с 1798 года оманские султаны по договору с правительством в Лондоне брали под свою защиту корабли британской Ост-Индийской компании.

 

Рабство на Занзибаре было запрещено по совету англичан с 1897 года. За это, как пишут источники, правящий султан был возведен королевой Викторией в звание рыцаря британской империи. Тем не менее, в публикациях, лояльных оманцам, говорится о том, что султаны якобы запрещали рабство уже в 1822 году , т.е. намного раньше 1897 года. Историки отмечают, что в 1870 году был также закрыт в рамках султанских мер борьбы с работорговлей один из главных рынков рабов Занзибара.

 

Занзибар: От свержения султаната до сегодняшнего дня


 

На иллюстрации: Султаны Занзибара династии Бу-Саиди (Аль Саид).  Слева направо, начиная с верхнего ряда:  Сейид Саид бин Султан (Годы правления 1828 - 1856). Приведенный на иллюстрации портрет является единственным сохранившимся прижизненным изображением этого правителя. Автор портрета, как считается, лейтенант Генри Линч - переводчик с персидского и арабского. Вероятно, портрет был написан в 1830-1832 гг.  Оригинал портрета находится в Массачусетсе, в музее Пибоди (г. Салем). Массачусетские купцы вели активную торговлю с Оманом и Занзибаром того периода.  Что касается титула Саида «сейид», то необходимо отметить, что оманские правители долгое время делили власть с религиозными лидерами - имамами, и формально не именовались султанами, хотя их так называли на Западе. Тем не менее, Саид считается основателем династии султанов Занзибара, хотя он являлся правителем не только Занзибара, но и всего Омана. Саид родился в 1791 году, перенес столицу на Занзибар из Маската в 1832 году. Скончался на борту корабля «Королева Виктория» во время морской поездки между Маскатом и Занзибаром;  Саиду наследовал его второй сын Маджид (годы правления 1856 - 1870), но Маджид правил уже только Занзибаром, в то время как старший сын Саида - Тувайни бин Саид стал султаном Омана;  Следующий правитель Баргаш бин Саид пытался в 1861 году свергнуть своего брата Маджита бин Саида, но безуспешно, заговорщика сослали на два года в Британскую Индию.  Баргаш стал правителем Занзибара после смерти Маджита в 1870 году. Годы правления Баргаша 1870-1888;  Далее последовательно управляли:  в 1888 -1890 гг. Халифа бин Саид и в 1890-1893 гг. Али бин Саид.  Али являлся последним из сыновей основателя династии Саида, управлявшим Занзибаром.  При правлении Али в 1890-м году был подписан договор, по которому Занзибар стал протекторатом Великобритании;  Далее Занзибаром правили:  в 1893 - 1896 гг. Хамед бен Тувайни;  в 1896 - 1902 гг. Хамуд бен Мухаммад;  в 1902 - 1911 гг. Али бен Хамуд, который отрекся от престола из-за плохого здоровья и умер в декабре 1918 г. в Париже;  в 1911 - 1960 гг. правил Халифа бен Харуб;  в 1960 - 1963 гг. - Абдулла бен Халифа ;  и в 1960 - 1964 гг. - последний султан арабской династии Занзибара -Джамшид бин Абдулла, который был свергнут в результате восстания своих чернокожих подданных, и вместе с семьей и правительством бежал на яхте с острова.  Джамшид до сих пор проживает в Великобритании;  На иллюстрации мы также видим штандарт занзибарских султанов.

На иллюстрации: Султаны Занзибара династии Бу-Саиди (Аль Саид).

Слева направо, начиная с верхнего ряда:

Сейид Саид бин Султан (Годы правления 1828 - 1856). Приведенный на иллюстрации портрет является единственным сохранившимся прижизненным изображением этого правителя. Автор портрета, как считается, лейтенант Генри Линч - переводчик с персидского и арабского. Вероятно, портрет был написан в 1830-1832 гг.

Оригинал портрета находится в Массачусетсе, в музее Пибоди (г. Салем). Массачусетские купцы вели активную торговлю с Оманом и Занзибаром того периода.

Что касается титула Саида «сейид», то необходимо отметить, что оманские правители долгое время делили власть с религиозными лидерами - имамами, и формально не именовались султанами, хотя их так называли на Западе. Тем не менее, Саид считается основателем династии султанов Занзибара, хотя он являлся правителем не только Занзибара, но и всего Омана. Саид родился в 1791 году, перенес столицу на Занзибар из Маската в 1832 году. Скончался на борту корабля «Королева Виктория» во время морской поездки между Маскатом и Занзибаром;

Саиду наследовал его второй сын Маджид (годы правления 1856 - 1870), но Маджид правил уже только Занзибаром, в то время как старший сын Саида - Тувайни бин Саид стал султаном Омана;

Следующий правитель Баргаш бин Саид пытался в 1861 году свергнуть своего брата Маджита бин Саида, но безуспешно, заговорщика сослали на два года в Британскую Индию.

Баргаш стал правителем Занзибара после смерти Маджита в 1870 году. Годы правления Баргаша 1870-1888;

Далее последовательно управляли:

в 1888 -1890 гг. Халифа бин Саид и в 1890-1893 гг. Али бин Саид.

Али являлся последним из сыновей основателя династии Саида, управлявшим Занзибаром.

При правлении Али в 1890-м году был подписан договор, по которому Занзибар стал протекторатом Великобритании;

Далее Занзибаром правили:

в 1893 - 1896 гг. Хамед бен Тувайни;

в 1896 - 1902 гг. Хамуд бен Мухаммад;

в 1902 - 1911 гг. Али бен Хамуд, который отрекся от престола из-за плохого здоровья и умер в декабре 1918 г. в Париже;

в 1911 - 1960 гг. правил Халифа бен Харуб;

в 1960 - 1963 гг. - Абдулла бен Халифа ;

и в 1960 - 1964 гг. - последний султан арабской династии Занзибара -Джамшид бин Абдулла, который был свергнут в результате восстания своих чернокожих подданных, и вместе с семьей и правительством бежал на яхте с острова.

Джамшид до сих пор проживает в Великобритании;

На иллюстрации мы также видим штандарт занзибарских султанов.

Великобритания предоставила Занзибару полную независимость в декабре 1963 года. Однако султанское правительство Занзибара в условиях полной независимости (после почти столетнего протектората Великобритании) смогло управлять страной всего две недели, а затем было свергнуто.

 

Незадолго до восстания, покончившего с его режимом, занзибарский султан обращался с призывом к Лондону разместить на острове британские силы для поддержания стабильности, но это предложение не было услышано.

 

На момент падения арабского правления на Занзибаре на 200000 африканцев приходилось только 50000 арабов. Хотя при этом свыше 80% жителей острова исповедуют ислам. Тем не менее, поражение арабского правления на Занзибаре, как и в целом на восточноафриканском побережье, было прогнозируемым. Удивительно другое как арабское правление сохранялось так долго в некоторых других африканских областях. Например, в Южном Судане, где большинство населения составляют представители африканских племен, при этом исповедующих либо христианство, либо местные культы. Об обретении Южным Суданом независимости в 2011 году, истории и культуре страны см. здесь.

 

Надо отметить, что в последние период существования султаната Занзибар, конечно, не выглядел как арабская деспотия в мире черных, как это было в более ранний период. Его общественная структура поменялась, хотя арабы доминировали в экономике и управлении.

 

Тем не менее, усилиями Великобритании в последний период ее протектората на султанатом на Занзибаре была организована система парламентской демократии и прошли выборы, что однако не смогло предотвратить революции. Правительство султана подвергалось давлению не только партии, представляющей африканцев и ширази (выходцев из Ирана) — АШП, но и ультралевой партии арабской общины — Партии Умма. Партию Умма не устраивало доминирование организованное путем коалиционных махинаций в парламенте Занзибарской Националистической партии (совместно с Народной партией острова Пемба), представляющей консервативные широкие слои арабов и поддерживающее султанское правительство.

 

Семья свергнутого султана Занзибара по прибытии в Танзанию в 1964 году, после бегства с острова.
Семья свергнутого султана Занзибара по прибытии в Танзанию в 1964 году, после бегства с острова.

До конца неясно, какие именно силы на Занзибаре и материке участвовали в подготовке переворота, но столетнее правление занзибарских султанов было свергнуто кучкой революционеров первоначально в количестве лишь сорока человек во главе с выходцем из Уганды Джоном Окелло.

 

Революционный переворот длился всего 9 часов, и считается одним из самых непродолжительных в современной истории. Важную роль в этой революции сыграли уволенные незадолго до того из полиции Занзибара чернокожие африканцы. Распоряжение об увольнении всех африканцев из полиции было принято султанским правительством с целью стабилизации обстановки, однако это сильно ослабило полицейские силы страны. Сам Окелло также был полицейским, но служил на соседнем острове Пемба. Там он вступил в партию АШП.

 

12 января 1964 года повстанцы атаковали оружейный склад и заняли его. Полиция и войска султана, пытавшиеся отбить арсенал, не смогли этого сделать, т.к. по регламенту мирного времени были почти невооружены. Позднее революционеры и примкнувшие к ним новые сторонники заняли все важнейшие стратегические объекты.

 

Султан, его семья и премьер-министр были вынуждены отправится в изгнание на султанской яхте «Сейид Халифа», а в стране начались нападения со стороны чернокожего большинства на представителей арабской и индийской общин, при этом европейцев не трогали, поэтому внешний мир слабо реагировал на события. Вслед за султаном большое количество арабов также уехало с Занзибара, многие из них на свою историческую Родину — в Оман.

 

После победы революции временное правительство по приглашению Окелло сформировали АШП и Партия Умма. Лидер первой из них — Амани Абейд Каруме возглавил Занзибар, и постарался вскоре отстранить от власти самого Окелло, который считался главным организатором погромов против арабов и индийцев и слыл радикалом. Под руководством Каруме Занзибар присоединился в том же 1964 году к Танганьике, образовав Объединенную Республику Танзания, а Каруме стал вице-президентом новой страны и президентом Занзибара. После ввода полицейских сил Танганьики на Занзибар Карума разоружил отряды Окелло, а самого политика, находящегося в зарубежной поездке объявил «врагом государства» и не впустил обратно в страну. Окелло к тому времени уже был отстранен от реальной политики, хотя продолжал именовать себя экзотическим титулом фельдмаршала Занзибара и Пембы, претендуя на роль руководителя военного совета Занзибара. Окелло скончался в изгнании, в Уганде около 1971 года.

 

В 1972 году Каруме был убит в результате заговора, руководимого, как считается, Абдурахманом Мухаммедом Бабу — лидером бывшей леворадикальной партии Умма, долгие годы входившем в состав революционного правительства Занзибара. Бабу был арестован, приговорен к смертной казни, но был помилован президентом Танзании Ньерере, а затем эмигрировал в Великобританию. После периода революционных реформ как в материковой части страны, так и на острове, Занзибар в 1990-х годах как и вся Танзания, объявили о либерализации своей политической и экономической системы. Сын Каруме был президентом Занзибара некоторое время именно в тот период.

 

В настоящее время президенты Занзибара продолжают быть по должности вице-президентами Танзании, являясь также главами правительства Занзибара, которое носит название Революционный совет. Несмотря на то, что по соглашению о создании Танзании за Занзибаром закреплено право на управление внутренними делами (с оставлением за правительством Танзании иностранных дел, а на острове функционирует собственный парламент), правительство Занзибара в последние годы довольно часто вынуждено публично подчеркивать свой автономный статус, предостерегая от вмешательства в свои дела центральное правительство.

 

 

Подготовлено: Portalostranah.ru

 

Опубликовано 10/06/2011

 


Просмотреть увеличенную карту

Опубликовано
13
03
2011
 
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...