Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Кааба: происхождение, история и устройство. А также египетский и саудовский взгляд на кисуах – покрывало Каабы


В этом обзоре довольно исчерпывающая информация о Каабе, ее устройстве и происхождении.

Материалы саудовского Министерства информации, русских программ иновещания «Голос Исламской Республики Иран», Каирского радио и др. источников мы снабдили нашим комментарием.

Материалы иновещания также доступны в аудиофайлах.

Стоп-кадр одного из саудовских спутниковых телеканалов, сделанный Portalostranah.ru 18 ноября 2010 г.  Показан один из заключительных дней хаджа в Мекку: паломники двигаются вокруг Каабы.  Этот ракурс интересен тем, что в этот день в Мекке – одном из самых засушливых и жарких городов мира, шел редкий для этой местности дождь.  Ноябрь по европейскому летосчислению  является, согласно саудовской правительственной метеорологической статистике, самым дождливым месяцем в Мекке. По саудовским, конечно, меркам. В 2010 году 12-й месяц исламского календаря Зу-ль-хиджа (в переводе «обладатель хаджа») выпал именно на ноябрь по западному гр. календарю.  Но  в Мекке тепло и в ноябре (в среднем, температура  около 28 градусов по Цельсию), поэтому шествующим под зонтиками вокруг Каабы паломникам достаточно их ритуальных одеяний  из двух кусков белой материи, хотя здесь они используют по случаю дождя также  различные накидки.   Простое одеяние символизирует, что во время хаджа все равны.

Стоп-кадр одного из саудовских спутниковых телеканалов, сделанный Portalostranah.ru 18 ноября 2010 г.

Показан один из заключительных дней хаджа в Мекку: паломники двигаются вокруг Каабы.

Этот ракурс интересен тем, что в этот день в Мекке – одном из самых засушливых и жарких городов мира, шел редкий для этой местности дождь.

Ноябрь по европейскому летосчислению является, согласно саудовской правительственной метеорологической статистике, самым дождливым месяцем в Мекке. По саудовским, конечно, меркам. В 2010 году 12-й месяц исламского календаря Зу-ль-хиджа (в переводе «обладатель хаджа») выпал именно на ноябрь по западному гр. календарю.

Но в Мекке тепло и в ноябре (в среднем, температура около 28 градусов по Цельсию), поэтому шествующим под зонтиками вокруг Каабы паломникам достаточно их ритуальных одеяний из двух кусков белой материи, хотя здесь они используют по случаю дождя также различные накидки.

Простое одеяние символизирует, что во время хаджа все равны.

Что представляет собой Кааба

 

Кааба (в переводе с арабского «куб, четырехугольник») — это кубическая постройка (высота — 13,1 м., длина и ширина, соответственно, — 11,03 и 12,86 м) во внутреннем дворе Масджид аль-Харам (в переводе «Заповедная мечеть») в Мекке. (О Заповедной мечети подробнее смотрите в материале на нашем сайте «Мечети мира», а о красочной истории происхождения Каабы и обрядов поклонения ей во второй части этого обзора).

 

Кааба — главная святыня ислама и кибла (место, в сторону которого мусульмане обращаются лицом во время молитвы, в мечети направление на Каабу обозначает специальная ниша в стене — михраб). Обход паломников вокруг Каабы также важнейшая часть паломничества в Мекку — хаджа.

 

До появления ислама Кааба представляла собой одно из мест поклонения в языческом святилище главного мекканского племени — курейш. По соседству с Каабой в доисламский период находились также статуи сотен языческих божков.

 

С древнейших времен Каабы имела различный вид, но уже многие столетия представляет собой крытую кубическую постройку со стенами из мекканского гранита, стоящую на основании из мрамора.

 

По преданиям, Каабу по образцу, существовавшему еще во времена Адама, но разрушенному во время Великого потопа, соорудил Ибрагим (в западной традиции Пророк Авраам). Ему помогал его сын Исмаил, считающийся родоначальником современных арабов. (Другой сын Авраама Исаак считается легендарным родоначальником евреев. И арабы, и евреи являются родственными семитскими народами. Об Исмаиле см. во второй части этого обзора).

 

Согласно преданиям, Архангел Джабраил (в западной традиции Гавриил) для помощи Ибрагиму придал одному из камней способность подниматься во время строительства Каабы на любую высоту. Ныне якобы этот камень, известный как Макаму Ибрагим (Место Ибрагима), с отпечатком ступни, приписываемой Ибрагиму, находится рядом с Каабой в виде небольшого памятника.

 

В восточный угол Каабы вмонтирован т.н. называемый Черный камень.

 

В арабской традиции считается, что этот камень, ставший из черного белым, почерневший от людских грехов, был дан Адаму Богом. По другой версии, это просто кусок метеорита. Как бы то ни было, камень является символом поклонения с древнейших времен.

 

Помещение Каабы имеет позолоченные деревянные двери в три метра высотой из тикового дерева. (Нынешние двери заменили собой в 1979 году свой аналог 1946 года).

 

Слева - внутренний вид Каабы. На схеме строения - в его углу обозначен Черный камень в оправе.

На фотографии он же. (На вставке также крупным планом).

Черный камень вмонтирован во внешнюю стену Каабы, слева и ниже от ее дверей.

Камень почти всегда скрыт покрывалом Каабы, но предусмотрен специальный разрез в ткани, чтобы посмотреть на него.

Немногие из паломников (из-за огромных толп) могут прикоснуться к стенам Каабы и Черному камню, довольствуясь лишь обходом вокруг святыни.

Слева - внутренний вид Каабы. На схеме строения - в его углу обозначен Черный камень в оправе.

На фотографии он же. (На вставке также крупным планом).

Черный камень вмонтирован во внешнюю стену Каабы, слева и ниже от ее дверей.

Камень почти всегда скрыт покрывалом Каабы, но предусмотрен специальный разрез в ткани, чтобы посмотреть на него.

Немногие из паломников (из-за огромных толп) могут прикоснуться к стенам Каабы и Черному камню, довольствуясь лишь обходом вокруг святыни.

Двери Каабы расположены очень высоко от фундамента — на высоте человеческого роста (существует деревянная лестница на колесах, которая обычно хранится неподалеку от сооружения).

 

Четыре угла Каабы носят соответственно следующие названия: «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (уже упоминавшийся восточный угол).

 

Двери Каабы, как правило, закрыты, да и само помещение Каабы недоступно для паломников.

 

Внутреннее помещение Каабы открывается два раза в год и только для почетных гостей, препровождаемых губернатором Мекки, Это происходит во время т.н. церемонии «Очистки Каабы», которую проводят за тридцать дней до начала месяца Рамадан и в тот же период времени до начала ежегодного хаджа.

 

Ритуальная церемония чистки проводится с помощью особых веников водой из колодца Замзам (о нем смотрите ниже), смешанной с персидской розовой водой. Ключи от дверей Каабы хранятся у мекканского семейства Бени Шейбе, первого представителя которых для миссии хранения ключей избрал, согласно преданиям, еще Пророк Мухаммед.

Из истории реконструкции Каабы и Заповедной мечети в период ислама


Страница с фотографиями Каабы из цитируемой здесь, среди прочего, публикации на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Две Священные мечети», пр. 1990 год.
Страница с фотографиями Каабы из цитируемой здесь, среди прочего, публикации на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Две Священные мечети», пр. 1990 год.

Публикация на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Две Священные мечети», выпущенная некоторое время назад, так с благоговением пишет о Каабе, Заповедной мечети и Мекке:

 

«Какой другой город в истории человечества был так почитаем и священен, как Мекка, где находится высокочтимая Кааба — первый дом, поставленный людьми, для вознесения молитвы единому Аллаху! Она была основана Пророком Авраамом и его сыном Исмаилом» — мир им обоим, — как святое место, к которому верующие совершают хадж.

 

С распространением ислама укрепилась святость высокочтимой Мекки и усилилось почитание ее. В Мекке родился Мухаммед, — да благословит его Аллах и да приветствует, — и снизошло на него откровение. Он был послан пророком и посланником Аллаха для всех людей, призывая их к молитве за единую веру и указывая им Киблу, в сторону которой мусульмане обращают лица во время ежедневных молитв. Ислам учредил хадж к Священному Дому (Каабе) и сделал его краеугольным камнем ислама. Проходили века, но святые места сохранили свою святость, и те, кто служил святым местам, окружали их заботой и почитанием», отмечает издание саудовского Министерства информации «Две священные мечети», Эр-Рияд, русский язык, пр. 1990 г. .

 

Современный (по состоянию на начало 2000-х годов) вид Масджид аль-Харам («Заповедной мечети») в Мекке. Видно «море» паломников и куб Каабы.
Современный (по состоянию на начало 2000-х годов) вид Масджид аль-Харам («Заповедной мечети») в Мекке. Видно «море» паломников и куб Каабы.

Публикация на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Две Священные мечети» продолжает далее:

 

«Первое обновление (реконструкция) Каабы, упомянутое в истории, произошло еще до пришествия Мухаммеда. Во время строительства вспыхнули разногласия между племенами, кому устанавливать черный камень. Каждое племя считало себя более достойным чести установить камень, чем другие.

 

Мухаммед, — да благословит его Аллах и да приветствует, — положил конец этим раздорам (существовавшим на протяжении истории), когда уложил камень на кусок материи и сказал главе каждого племени взяться за край ее, Таким образом, каждый из них принял участие в церемонии поднятия камня. Потом Пророк взял камень своими святыми руками и положил его на его место. (Это произошло, согласно преданиям, во время реконструкции Каабы после победы ислама, когда святилище было очищено от языческих божков и реконструировано. Прим. Portalostranah.ru). (До этого) Кааба оставалась неизменной, пока не распространился ислам, и не были убраны идолы из (построенной) Священной Мечети и вокруг нее.

 

А на этих фотографиях можно увидеть, что представляла собой Масджид аль-Харам («Заповедная мечеть») с Каабой до начала масштабной реконструкции, начатой саудовскими королями в 1955 году и продолжающейся во много этапов до сих пор.

Если сравнить архивные и современные фотографии, то можно понять, что саудиты построили вокруг Каабы практически новое сооружение.

А на этих фотографиях можно увидеть, что представляла собой Масджид аль-Харам («Заповедная мечеть») с Каабой до начала масштабной реконструкции, начатой саудовскими королями в 1955 году и продолжающейся во много этапов до сих пор.

Если сравнить архивные и современные фотографии, то можно понять, что саудиты построили вокруг Каабы практически новое сооружение.

Первое расширение мечети в исламскую эпоху произошло во время правления Омара ибн Аль Хаттаба (также известен как Умар, годы правления 634-644 гг. Прим. Portalostranah.ru), второго из первых четырех халифов. (Четыре халифа — также известные как четыре праведных халифа, последовательно управлявшие исламской общиной после смерти пророка Мухаммеда, его прижизненные сподвижники. Прим.Portalostranah.ru).

 

В эпоху Омейядов халиф Валид йбн Абд аль-Малек расширил территорию мечети и реставрировал ее, установив украшенные мозаикой арки, которые поддерживали колонны из мрамора, привезенного из Египта и Сирии.

 

В эпоху Аббасидов халиф Абу Джафар Аль Мансур присоединил значительную территорию к Священной Мечети и построил по ее периметру галерею, Когда халиф Аль Махди совершил хадж в 776 году, он купил дома, стоявшие между Священной Мечетью и Священной Дорогой, снес их, а землю присоединил к мечети. (Омейады и Абассиды — две династии, последовательно управлявшие до раскола исламского государства сначала из Дамаска, а затем из Багдада. Прим.Portalostranah.ru).

 

После расширений территории, произведенных в эпоху правления Аль Махди, площадь мечети достигла 120,000 квадратных локтей. В эпоху второй династии Аббасидов халиф Аль Моатадид Белла, а затем халиф Аль Моктадер Белла присоединили еще территории к Священной Мечети, которая достигла наибольшей площади в 918 году (306 год от Хиджры) и оставалась неизменной до эпохи Саудитов.

 

Во время правления династий Фатимидов, Айюбидов, Мамелюков (династии исламских государств в Египте, также контролировавших Мекку. Прим. Portalostranah.ru) и господства Османской империи в Священной Мечети проводились только реставрационные работы», пишет издание саудовского Министерства информации «Две священные мечети», Эр-Рияд, русский язык, пр. 1990 г. Отметим, что Османская империя управляла Меккой и Мединой до начала прошлого века, когда ей на смену пришли Хашимиты в Мекке и Медине и Саудиты в центре Аравийского полуострова. Позднее Саудиты подчинили Мекку и Медину, провозгласив современную Саудовскую Аравию. Подробнее об этом см. в материале «История и география Саудовской Аравии, специфика страны» .

 

Страница  из цитируемой здесь, среди прочего, публикации на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Две Священные мечети» (пр.1990 г.). На странице рассказывается как саудовский король Фахд (годы правления: 1982-2005) реконструировал Масджид аль-Харам («Заповедную мечеть») в Мекке, построенную вокруг Каабы. Отметим, что это была одна из первых саудовских публикаций для России после установления дипотношений в 1990-х гг., поэтому саудовские типографии еще не имели русского шрифта и печатали с фотоснимка машинописного текста.

Страница из цитируемой здесь, среди прочего, публикации на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Две Священные мечети» (пр.1990 г.). На странице рассказывается как саудовский король Фахд (годы правления: 1982-2005) реконструировал Масджид аль-Харам («Заповедную мечеть») в Мекке, построенную вокруг Каабы.

Отметим, что это была одна из первых саудовских публикаций для России после установления дипотношений в 1990-х гг., поэтому саудовские типографии еще не имели русского шрифта и печатали с фотоснимка машинописного текста.

Далее саудовская публикация касается истории глобальной перестройки Заповедной мечети в Мекке, осуществленной в Саудовской Аравии в период с 1955 года и продолжающейся до сих пор. О масштабе перемен в мечети, во внутреннем дворе которой находится Кааба, лучше судить по историческим фотографиям Заповедной мечети, которые мы приводим в этом разделе, сравнивая их с современным видом. Но отметим, что реконструкция Заповедной мечети, проведенная в современной Саудовской Аравии — это, видимо, самая масштабная из реконструкций за все время существования этого культового места.

 

Больше исторических фотографий о том, как менялась площадь вокруг Каабы и Заповедной мечети, см. здесь

 

О сооружении Мекканских часов и Мекканской королевской часовой башни (Makkah Royal Clock Tower), ставшими символами Мекки (наряду с Каабой), и о том как существенно изменилась площадь вокруг Каабы после реконструкции 2010-2012 гг., см. здесь

Происхождение Каабы и паломничество к ней

 

Кааба. Видны двери, частично скрытые покрывалом Каабы, которое называется кисуах.

Напротив дверей Каабы виден заключенный в защитную капсулу с позолоченной крышкой камень, известный как «Макаму Ибрагим».

Об этом камне также рассказывается в нашем обзоре.

Кааба. Видны двери, частично скрытые покрывалом Каабы, которое называется кисуах.

Напротив дверей Каабы виден заключенный в защитную капсулу с позолоченной крышкой камень, известный как «Макаму Ибрагим».

Об этом камне также рассказывается в нашем обзоре.

А теперь поговорим о происхождении Каабы в исламской традиции. Отметим, что некоторые из этих сюжетов персонажей уже затрагивались в первой части обзора.

 

История Каабы в исламской традиции

 

Радио «Голос Исламской Республики Иран», русское вещание, к хаджу 2010 года приурочило очень интересный материал о происхождении обычая поклонения Каабе.

 

Предлагаем ниже выдержки из передачи от 07/11/2010 в транскрипции оригинала. Также материал доступен в аудиофайле № 1 в записи Portalostranah.ru:

 



«По арабскому лунному календарю... благословенный месяц Зу-ль-хиджжа — время совершения хаджа, паломничества к святыне Ислама — Каабе, расположенной в священном городе Мекке (Также пишется как Зу-ль-хиджа, Зуль-Хиджа Зу-ль-хиджжа, Дхульджа) — 12 месяц исламского календаря. По отношению к календарю, принятому ныне на Западе, этот месяц «плавает». В 2010 году приходился на ноябрь. Прим. Portalostranah.ru).

 

Хадж является одним из пяти столпов Ислама. Каждый мусульманин обязан совершить его хотя бы раз в жизни, если ему позволяют здоровье и материальные средства. Совершивший хадж получает почетный титул «хаджи» и право носить зеленую чалму. Хадж имеет глубокое историческое и религиозное значение, так как паломники посещают места, связанные возникновением и становлением Ислама, с переходом миллионов людей от язычества к поклонению единому для всех Создателю.

 

Правильно экипированные для хаджа мусульмане. Необходимо отметить, что такое одеяние выдерживается для прохода вокруг Каабы не всегда, особенно если паломничество проходит не в сезон - не в месяц Зу-ль-хиджжа.

Также стоит отметить, что невероятные толпы паломников вокруг Каабы присутствуют, в основном, в вышеупомянутый сезон. В другое время к Каабе можно подойти почти свободно.

Правильно экипированные для хаджа мусульмане. Необходимо отметить, что такое одеяние выдерживается для прохода вокруг Каабы не всегда, особенно если паломничество проходит не в сезон - не в месяц Зу-ль-хиджжа.

Также стоит отметить, что невероятные толпы паломников вокруг Каабы присутствуют, в основном, в вышеупомянутый сезон. В другое время к Каабе можно подойти почти свободно.

Традиционно хадж совершается в первые десять дней упомянутого месяца Зу-ль-хиджжа, название которого и переводится на русский язык как «обладатель хаджа». А 10-го Зу-ль-хиджжа (в 2010 году — 17 ноября) мусульмане отмечают свой главный праздник — Курбан-байрам, праздник жертвоприношения, тесно связанный с обрядами хаджа. (О Курбан-байраме больше смотрите здесь на нашем сайте. Прим.Portalostranah.ru).

 

Основные обряды паломничества были установлены пророком Мухаммедом (да благословит Аллах Его и Род Его!) во время так называемого прощального хаджа в 632 году н.э. или в 10-м году лунной хиджры.

 

Главное святилище Ислама — Кааба, источник Замзам и долина Арафат были объектами религиозного поклонения еще в очень далекой древности. Цель совершенного Пророком хаджа состояла в том, чтобы очистить древние обряды, установленные Богом, от искажений, внесенных язычниками, и вернуть им первоначальную святость и чистоту.

 

Согласно мусульманским преданиям, первое святилище на земле — Каабу, воздвиг праотец Адам (мир Ему!) Изгнанный из рая, Адам буквально не находил себе места. Он испросил у Бога разрешение соорудить земное подобие небесного храма, который в Коране назван «Домом посещаемым» (52:4). Аллах внял молитве Адама и послал к нему ангелов, которые и указали место, где должно быть воздвигнуто святилище. Оно оказалось в Мекке точно под небесным храмом. Для строительства Каабы Адам взял камни от пяти гор: Синайской, Ливанской, Елеонской, Джуди (на которую, согласно Корану, опустился Ноев ковчег) и Хиры (где впоследствии Мохаммед получил первое откровение).

 

Знаменитый Черный камень, вмурованный в угол внешней стены Каабы, был дарован Адаму Аллахом. Тогда это был белый райский яхонт. В нем можно было увидеть рай. Черным он стал из-за порочности и грехов людей. Считается, что в Судный день Камень воплотится в облике ангела и засвидетельствует паломничество тех, кто прикасался к нему. Ангелы научили Адама и его сына Шиса (Сифа) обрядам паломничества, сходным с теми, которые ныне совершают мусульмане.

 

Здесь показан дискриминационный дорожный указатель «только для мусульман» на дороге на пути в Мекку в Саудовской Аравии (с современной фотографии).
Здесь показан дискриминационный дорожный указатель «только для мусульман» на дороге на пути в Мекку в Саудовской Аравии (с современной фотографии).

Во время всемирного потопа Кааба была поднята на воздух. Затем она разрушилась.

 

И дальнейшая история Каабы связана с пророком Ибрахимом — библейским Авраамом (мир Ему!) Мусульмане вспоминают пророка Ибрахима в каждой из своих пяти ежедневных молитв, почитая его как первого проповедника единобожия.

 

Жена Ибрахима, Сара, была бесплодна. Она сама предложила мужу жениться на ее служанке Хаджар (библейской Агарь). Ибрахим воззвал к Богу: «Господи! Дай мне достойного!» И Бог обрадовал его кротким сыном. Ибрахим дал ему имя Исмаил («послушник Божий»). Но Сара приревновала мужа к Хаджар и потребовала изгнать ее вместе с сыном из дома. Следуя Божьему откровению, Ибрахим увез Хаджар и Исмаила в Аравию — в Хиджаз. Всевышний открыл пророку, что там, в запустевшей Мекке, Ибрахим должен восстановить храм Божий — Каабу.

 

Ибрахим оставил Хаджар и сына в пустынной Мекканской долине, где не было ни воды, ни растительности, и обратился к Богу: «Господи, я поселил из моего потомства в долине, не имеющей злаков, у Твоего дома священного. Господи наш! Пусть они выстаивают молитву, и сделай сердца людей склоняющимися к ним и одели их плодами, — может быть, они будут благодарны!» (14:40)

 

Запасы воды у матери с сыном иссякли. Изнемогая под палящим солнцем, Хаджар металась между холмами Сафа и Марва, пробежав между ними семь раз, но так и не нашла источника. В память об этом во время хаджа паломники совершают обряд пробега между теми же холмами.

 

Вернувшись в отчаянии к сыну, Хаджар увидела, как ребенок, плача, ударил ножкой по иссохшей земле. И вдруг произошло чудо — из-под его пятки забила ключом вода! С тех пор на этом месте не иссякает священный источник Замзам. Омовение его водой и питье из него также входят в обряды хаджа. Паломники обычно увозят с собой священную воду в специальных сосудах, которые называются «замзамия». Она считается очищающей и целительной.

 

На архивных иллюстрациях малоизвестные моменты из жизни Каабы:

Слева - Кааба без своего привычного покрывала. Как раз идет момент его замены;

Справа: На старой фотографии показано наводнение в Мекке, где иногда редкие муссонные дожди вызывают наводнения.

Как видим, здесь Кааба также подтоплена водой, которая почти дошла до порога ее дверей.

На архивных иллюстрациях малоизвестные моменты из жизни Каабы:

Слева - Кааба без своего привычного покрывала. Как раз идет момент его замены;

Справа: На старой фотографии показано наводнение в Мекке, где иногда редкие муссонные дожди вызывают наводнения.

Как видим, здесь Кааба также подтоплена водой, которая почти дошла до порога ее дверей.

Около источника Замзам вскоре поселились бедуины из аравийского племени Джурхум. Они и построили город Мекку. Среди этих людей вырос Исмаил, которого часто навещал и отец Ибрахим.

 

Однажды Бог подверг Ибрахима великому испытанию. Приехав навестить Хаджар и Исмаила, он вдруг увидел во сне, что должен исполнить данный им обет — принести в жертву Богу своего первенца! Ибрахим в ужасе проснулся, но сон повторялся несколько ночей подряд. И Ибрахим решил исполнить повеление Всевышнего.

 

10 числа месяца Зу-ль-хиджжа он приказал Исмаилу отправиться с ним в путь и захватить при этом нож и веревку, чтобы совершить жертвоприношение. Отец и сын направились к горе Мина. По дороге они встретили Иблиса (дьявола), который принял облик старца.

 

— Куда держишь путь, Исмаил? — спросил Иблис.

— Мы с отцом хотим принести жертву Богу, — ответил тот.

— Ведомо ли тебе, что за жертву намерен принести Богу твой отец?

— Нет.

— Да ведь это ни кто иной, как ты сам! Я здесь, чтобы предупредить тебя. И тебе мой совет: не иди туда, куда ты держишь путь.

— Скажи мне, старец, по воле отца эта жертва или по благоусмотрению Божьему?

— По благоусмотрению Господа его.

— Если это правда, я не смею идти против Божьей воли.

 

Исмаил продолжил свой путь с отцом к горе Мина. Но Иблис трижды подступал к нему, пытаясь заронить в нем сомнения. Однако Исмаил каждый раз отгонял дьявола камнями. И эту историю воспроизводит обряд бросания камешков паломниками во время хаджа.

 

Когда отец и сын поднялись на гору Мина, Ибрахим поведал Исмаилу о Божьем повелении, явленном во сне. Исмаил ответил: «Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым». (37:102)

 

Больше об обрядах хаджа см. на нашем сайте здесь.

В Коране об испытании Ибрахима говорится так: «И когда они оба предались Аллаху и тот поверг его на лоб, и воззвали Мы к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал видение». Так Мы вознаграждаем добродеющих! Ведь он был из рабов наших верующих. И обрадовали Мы его Исхаком, пророком из достойных, и благословили и его, и Исхака», (37:103-113)

 

Внезапно рядом с Ибрахимом и Исмаилом оказался посланный архангелом Джабриилом молодой барашек. Его и принесли в жертву. В преданиях говорится, что рога того жертвенного барана еще при жизни Мухаммеда были выставлены в Каабе для всеобщего обозрения.

 

10 числа месяца Зу-ль-хиджжа в память об испытании Ибрахима празднуется главный мусульманский канонический праздник — Ид аль-Адха или Курбан-байрам, праздник жертвоприношения.

 

По велению Всевышнего, Ибрахим и Исмаил начали восстанавливать Каабу — ниспосланное Аллахом облако указало место и размеры храма. По другим преданиям, об этом сказал Ибрахиму Джабриил, когда ветер обнажил из-под песка основание древнего святилища.

 

И вот возводимая стена стала столь высокой, что до верха было трудно дотянуться, Ибрахим поставил себе под ноги камень, который мог подниматься и опускаться и служил Ибрахиму лесами. На камне остался отпечаток ступни пророка Ибрахима. У этого камня, названного «Макам Ибрахим» («Стояние Ибрахима») паломники совершают молитву во время хаджа.

 

Хадж является нелегким испытанием духовных и физических сил человека. Но совершение его — это и награда для верующих.

 

В наше время в Мекке в первую декаду месяца Зу-ль-хиджжа собирается более двух миллионов паломников со всего мира. Но желающих гораздо больше, поэтому Министерством по делам хаджа Королевства Саудовская Аравия для всех стран установлена строгая квота. Для Российской Федерации последние несколько лет эта квота 20500 мест... Саудовская Аравия отказалась увеличить квоту для российских паломников, сославшись на то, что общемировое количество желающих совершить хадж и без того выросло на 10 процентов по сравнению с прошлым годом», передавало русское вещание «Голос Исламской Республики Иран» от 07/11/2010.

 

Отметим, «Голос Исламской Республики Иран» в упомянутом материале по обыкновению не удержался от критики властей Саудовской Аравии, с которой у шиитского Ирана натянутые отношения. Отметим, что ряд исламских стан периодически обвиняют власти Саудовской Аравии в монополизации святых мест ислама и ограничении числа паломников.

 

Также саудовский королевский дом критикуют за то, что он не разрешает проводить никаких политических демонстраций во время хаджа. Например, паломникам из Ирана. Отметим, что мусульмане-шииты в Иране являются большинством, но в Саудовской Аравии, напротив, это гонимое, по мнению Тегерана, религиозное меньшинство.

 

«По велению Всевышнего, Ибрахим и Исмаил начали восстанавливать Каабу — ниспосланное Аллахом облако указало место и размеры храма.

 

По другим преданиям, об этом сказал Ибрахиму Джабриил, когда ветер обнажил из-под песка основание древнего святилища.

 

И вот возводимая стена стала столь высокой, что до верха было трудно дотянуться, Ибрахим поставил себе под ноги камень, который мог подниматься и опускаться и служил Ибрахиму лесами. На камне остался отпечаток ступни пророка Ибрахима. У этого камня, названного «Макам Ибрахим» («Стояние Ибрахима») паломники совершают молитву во время хаджа».

 

(Русское вещание «Голос Исламской Республики Иран» от 7 ноября 2010 об истории происхождения Каабы).

Кааба: западный пересказ исламских преданий

 

Возвращаясь к истории происхождения Каабы, мы хотели бы дополнить вышеприведенную заметку «Голоса Исламской Республики Иран» небольшой выдержкой из известного труда американского писателя-классика Вашингтона Ирвинга «Жизнь Магомета», опубликованного в 1849–1850, русский перевод впервые вышел в 1857 году.

 

В этой книге Ирвинг суммирует, в частности, информацию о происхождении Каабы из арабских и европейских публикаций:

 

«Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, то, по арабским преданиям, они очутились на различных частях земного шара: Адам — на горе острова Серендиба, или Цейлона, а Ева — в Аравии, на берегу Красного моря, там, где в настоящее время находится порт Джидда. Двести лет блуждали они отдельно и одиноко по земле, пока, наконец, ввиду их раскаяния и горя им позволено было сойтись снова на горе Арафат близ Мекки.

 

Преисполненный горя и раскаяния Адам, по словам предания, вознес руки и глаза к небу и умолял Бога о милосердии, прося у Него даровать ему алтарь, подобный тому, которому он поклонялся в раю и вокруг которого витали ангелы, воспевая хвалу Богу.

 

Мольба Адама была услышана. Храм, или алтарь, из лучезарных облаков был спущен ангелами на землю, как раз под тем самым местом, где находятся его первообраз в небесном раю. К этому нисшедшему с неба ковчегу Адам обращался с тех пор во время молитвы и ежедневно обходил его семь раз, как бы подражая тому, что делали ангелы, прославляя Бога.

 

По смерти Адама, согласно тем же преданиям, облачный ковчег исчез или взят был обратно на небо; но другой, сходный по форме, на том же месте был воздвигнут из камня и глины Сифом, сыном Адама. Но и этот алтарь смыт был потопом.

 

Спустя много лет после того, во времена патриархов, когда Агарь и ее сын Измаил умирали в пустыне от жажды, ангел указал им источник или колодец, полный воды, вблизи того места, где прежде находился алтарь. Это был источник Земзем, почитаемый потомством Измаила как священный по настоящее время.

 

Вскоре после того два человека из племени великанов-амалекитян (почти полумифические предки современных арабов. Прим.Portalostranah.ru), отыскивая верблюда, убежавшего из их лагеря, нашли этот источник и, утолив свою жажду, привели к этому месту своих товарищей. Здесь они основали город Мекку, приняв Измаила и его мать под свое покровительство.

 

Они вскоре изгнаны были обитателями этой страны, у которых остался Измаил. Когда он возмужал, то женился на дочери владетельного князя и имел от нее многочисленное потомство, считающееся предками арабского народа.

 

«Необыкновенный камень служил Аврааму подмостками, поднимавшимися и опускавшимися вместе с ним по мере того, как он выводил стены священного здания. Камень и теперь остается там как бесценная святыня, и отпечаток ноги патриарха ясно видят на нем все правоверные.

 

 

В то время как Авраам и Измаил были заняты постройкой здания, архангел Гавриил принес им (другой) камень, относительно которого древние сказания несколько расходятся: по одним, это был один из драгоценных камней рая, упавших на землю вместе с Адамом; в иле потопа он был впоследствии отыскан архангелом Гавриилом; по более общепринятому сказанию, этот камень был вначале ангелом-хранителем, приставленным к Адаму в раю, но который превращен был в камень и при падении Адама низвергнут вместе с ним в наказание за то, что не был достаточно бдителен.

 

Этот камень Авраам и Измаил приняли с подобающим благоговением и вделали его в угол внешней стены Каабы, где он остается и в настоящее время, причем все правоверные целуют его каждый раз, как обходят вокруг храма.

 

Когда в первый раз камень этот был вделан в стену, он был блестящ и бел, как гиацинт, но постепенно почернел от поцелуев грешных уст смертных людей. При воскрешении он снова примет вид ангела и станет свидетелем пред Богом в защиту тех, которые вполне выполнили все обряды посещения святых мест».

 

(Вашингтон Ирвинг о происхождении Каабы в исследовании по арабским преданиям «Жизнь Магомета», 1850 г.).

В течение этого времени Измаил, по Божьему повелению, предпринял попытку восстановить Каабу на том самом месте, где находился заоблачный алтарь. В этом набожном деле ему помогал отец его Авраам.

 

Необыкновенный камень служил Аврааму подмостками, поднимавшимися и опускавшимися вместе с ним по мере того, как он выводил стены священного здания. Камень и теперь остается там как бесценная святыня, и отпечаток ноги патриарха ясно видят на нем все правоверные.

 

В то время как Авраам и Измаил были заняты постройкой здания, архангел Гавриил принес им (другой) камень, относительно которого древние сказания несколько расходятся: по одним, это был один из драгоценных камней рая, упавших на землю вместе с Адамом; в иле потопа он был впоследствии отыскан архангелом Гавриилом; по более общепринятому сказанию, этот камень был вначале ангелом-хранителем, приставленным к Адаму в раю, но который превращен был в камень и при падении Адама низвергнут вместе с ним в наказание за то, что не был достаточно бдителен.

 

Этот камень Авраам и Измаил приняли с подобающим благоговением и вделали его в угол внешней стены Каабы, где он остается и в настоящее время, причем все правоверные целуют его каждый раз, как обходят вокруг храма. Когда в первый раз камень этот был вделан в стену, он был блестящ и бел, как гиацинт, но постепенно почернел от поцелуев грешных уст смертных людей. При воскрешении он снова примет вид ангела и станет свидетелем пред Богом в защиту тех, которые вполне выполнили все обряды посещения святых мест.

 

Таковы арабские предания, в силу которых Кааба и источник Земзем являются предметами особенного почитания с самых древнейших времен у всех восточных народов, а в особенности у потомков Измаила. Мекка, вмещающая эти священные предметы в своих стенах, была священным городом за много лет до возникновения магометанства и центром, куда стекались богомольцы со всех частей Аравии. Так глубоко и так всеобще было уважение к исполнению этих обрядностей, что ежегодно четыре месяца посвящены были путешествию на поклонение Каабе, и никакое насилие, а тем более никакая война за это время не дозволялись...

 

Церемонии и обряды, совершавшиеся в священном здании, могли с раннего детства наложить свой отпечаток на Магомета, воспитанного в доме охранителя Каабы, и направить его на размышления о религиозных вопросах, которые и поглотили его всецело. Хотя мусульманские биографы его и утверждают, что великая будущность его была ясно предсказана еще в детстве знамениями и чудесами, но, по-видимому, воспитание его велось так же нерадиво, как и воспитание остальных арабских детей, и мы знаем, что он не научился ни читать, ни писать. Впрочем, это был ребенок очень даровитый, наблюдательный и размышлявший обо всем, что видел, одаренный пылким воображением, отважный и общительный. Ежегодный наплыв пилигримов из отдаленных стран превращал Мекку в центр всех летучих сведений, которые мальчик, по-видимому, жадно воспринимал и сохранял в своей богатой памяти; по мере же того как он подрастал, перед ним все сильнее раскрывалась более широкая сфера для наблюдений», отмечал Вашингтон Ирвинг в своей книге «Жизнь Магомета», 1850 г.

 

Покрывало Каабы

 

Обход паломниками Каабы.
Обход паломниками Каабы.

Считается, что обычай накрывать Каабу покрывалом (известно как кисуах — kiswa, kiswah) возник еще до появления ислама.

 

Возможно, это делали еще Авраам и Исмаил, о которых говорилось выше.

 

Некоторые источники предписывают изобретение обряда покрывания Каабы Аднану, приходившемуся прапрадедом Пророку Мухаммеду. Интересно, что дед Мухаммеда Абд аль-Мутталиб и его дядя Абу Талиб, в доме которых после смерти матери (отец Мухаммеда умер раньше), будущий Пророк ислама воспитывался с 6 лет, являлись еще до провозглашения ислама официальными Охранителями языческого святилища Каабы.

 

В доисламские времена языческие аравийские племена покрывали Каабу шкурами жертвенных животных. (Подробнее о доисламской Аравии здесь).

 

В исламские времена храмовая постройка имела по нескольку нарядов одновременно, т.к. старые с нее не снимали. Позднее ее облачали в циновки из пальмовых волокон, белое египетское полотно, красную и зеленую парчу.

 

С укреплением Королевства Саудовской Аравии саудовские короли обратили свое внимание не только на реконструкцию священных мечетей в Мекке и Медине, но также посчитали, что покрывало Каабы должно изготавливаться внутри страны. До этого покрывало Каабы по традиции делали в других странах, т.к. после провозглашения ислама центры ремесел и власти мусульманского мира вскоре переместились из Аравии на территории с более благодатным климатом. Так было до недавнего времени.

 

В наши дни о факте изготовления покрывала для Каабы самими саудовцами гордо заявляется почти в любой саудовской публикации о своей стране. Вот как, например, об этом говорилось в издании на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Королевство Саудовская Аравия: история, цивилизация и развитие»:

 

«Фабрика по изготовлению чехла для Каабы.

 

До и после рассвета ислама очень большая забота и интерес проявлялись к чехлу для Священного Камня Кааба.

 

Чехол для Каабы изготавливался за пределами Саудовской Аравии, пока Его Величество король Абд Аль-Азиз своим королевским указом (1927 г.) не основал Фабрику по изготовлению чехла для Каабы в Мекке. С того самого дня чехол для Каабы стал изготовляться искусными руками саудовцев.

 

В правление Его Величества короля Фейсала (правил с 1964 по 1975 гг. Прим. Portalostranah.ru) Фабрика была модернизирована, оснащена современными ткацкими станками. Покровитель Двух Священных Мечетей (ныне главный титул саудовских королей Прим. Portalostranah.ru) и его благоразумное правительство по-прежнему проявляет к этой Фабрике должный интерес и заботу.

 

Фабрика производит два чехла в год. Один из них одевается на Каабу 10 Дхульджа каждый год, а другой остается в резерве. (Также пишется как Зу-ль-хиджа, Зуль-Хиджа Зу-ль-хиджжа, Дхульджа) — 12 месяц исламского календаря. По отношению к календарю, принятому ныне на Западе, этот месяц «плавает». В 2010 году 10 день Зу-ль-хиджа приходился на 17 ноября. В другие годы может смещаться на декабрь, или январь. Прим. Portalostranah.ru).

 

Чехол должен быть сделан из чистого натурального шелка черного цвета. На чехле начертаны строки из Корана. Длина чехла 14 м. На верхней трети чехла просматривается пояс шириной 95 см, на котором начертаны строки из Корана, обрамленные исламским декоративным узором. Все это вышито золотой нитью. Общая длина пояса 47 метров.

 

Чехол включает в себя занавес на дверь Каабы. Длина его 7,5 м, ширина 4 м. На занавесе начертаны строки из Корана и исламский декоративный узор. Все это вышито серебряной нитью, покрытой золотом. Подкладка чехла делается из грубого материала. Только на один чехол идет 70 кг чистого натурального шелка, а общая стоимость чехла для Священной Каабы достигает 17 млн. реалов. Штат Фабрики — 240 человек рабочих, технических служащих и администрации», писало издание на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Королевство Саудовская Аравия: история, цивилизация и развитие», Эр-Рияд, пр. 1990 г.

 

Страница цитируемого здесь, среди прочего, издания на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Королевство Саудовская Аравия: история, цивилизация и развитие», пр. 1990 г. с рассказом о фабрике по изготовлению чехла для Каабы. Отметим, что это была первая саудовская публикация для России после установления дипотношений в 1990-х гг., поэтому саудовские типографии еще не имели русского шрифта и печатали с фотоснимка машинописного текста.

Страница цитируемого здесь, среди прочего, издания на русском языке Министерства информации Саудовской Аравии «Королевство Саудовская Аравия: история, цивилизация и развитие», пр. 1990 г. с рассказом о фабрике по изготовлению чехла для Каабы.

Отметим, что это была первая саудовская публикация для России после установления дипотношений в 1990-х гг., поэтому саудовские типографии еще не имели русского шрифта и печатали с фотоснимка машинописного текста.

Так описывает историю начала выпуска покрывала для Каабы в Саудовской Аравии официальная саудовская публикация. Однако если познакомиться с египетским взглядом на этот вопрос, то акценты несколько меняются.

 

Вот что передавало Каирское радио, русское вещание, в передаче от 16/11/2010 на эту тему, далее текст в расшифровке Portalostranah.ru. Вы также можете послушать этот фрагмент русской программы египетского иновещания вместе с позывным Каирского радио в нашем аудиофайле № 2 ниже в записи Portalostranah.ru:

 



«Мусульмане всего мира торжественно отмечают стояние на горе Арафат 9-го числа месяца Зу-ль-хиджа. Каждый год в это время Кааба покрывается новым полотном. Напомним, что данное полотно на протяжении многих веков ткалось в Каире, до тех пор пока правительство Саудовской Аравии не предприняло строительство подобного цеха в Королевстве Саудовская Аравия. В начале своей работы в данном цехе трудились египетские мастера, которые в свою очередь обучили саудовских мастеров данному ремеслу.

 

Интересно, что данное полотно соткано из натурального шелка, который в дальнейшем окрашивается в черный цвет. Длина полотна составляет 41 метр. В верхней части полотна, в ширину 95 см. и в длину 47 метров, в виде квадратов нанесены исламские узоры. Под узорами находятся аяты и Корана. Каждый аят обрамлен рамкой. Между рамками в виде светильника нанесена надпись: «О живой! О милостивый! О милосердный! Хвала Аллаху, Господу миров». Узоры в виде вязи сотканы позолоченной нитью и охватывают все стороны Каабы.

 

Также на полотне Каабы присутствует специальное покрывало для двери в Каабу, сотканное также из шелка. На данное покрывало нанесены аяты из Корана и различные исламские узоры серебряными и золотыми нитями», передавало Каирское радио, русское вещание, 16/11/2010.

 

Как видим, акценты несколько различаются, Хотя фабрика по производству полотна была перенесена в Саудовскую Аравию, но еще некоторое время полотно продолжали делать египтяне. А новая фабрика долгое время была лишь имиджевым проектом для Саудовской Аравии.

 

Каирское радио отмечает, что покрывало для Каабы многие столетия присылалось из Египта. Однако необходимо отметить, что делалось это не только от имени местных правителей, в частности хедивов, но также и от имени османского султана, т.к. Египет до 1914 года формально являлся частью Османской империи, а османский султан также являлся халифом — духовным повелителем всех мусульман. Также турецкий султан был светским владетелем Мекки и Медины до образования там независимых арабских государств.

 

Замененное покрывало Каабы разрезают на кусочки и раздают в качестве памятного сувенира паломникам. И в заключение отметим, что доступ немусульман в Мекку до сих пор запрещен властями Саудовской Аравии. Подробнее об этом см. здесь на нашем сайте, в уже упоминавшемся материале об истории и географии Саудовской Аравии.


Этот обзор был составлен Portalostranah.ru по следующим основным источникам: выдержкам из двух официальных саудовских публикаций на русском языке, выпущенных в Эр-Рияде саудовским Министерством информации совместно с Арабским книжным издательством в пр.1990-м году — «Две священные мечети» и «Королевство Саудовская Аравия: история, цивилизация и развитие»; фрагментам программ русской редакции иновещания «Голос Исламской Республики Иран» от 07/11/2010 и русской редакции иновещания Каирского Радио от 16/11/2010 — аудиофайлы записаны Portalostranah.ru, расшифровка аудио спутникового радиовещания из Каира в текст проведена нашим сайтом; документальному очерку американского писателя Вашингтона Ирвинга «Жизнь Магомета», 1850 г.; др. материалам.

 


Просмотреть увеличенную карту



Опубликовано
27
11
2010
 
Portalostranah
Иллюстрации размещены 25.11.2010



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...