Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Взгляд из Ватикана при Папе Бенедикте XVI на Запад и ислам


Современный Запад и положение исламского мира. Взгляд из Ватикана в обзоре по первоисточникам.



На иллюстрации с сайта Ватиканского радио: Символ христианства - церковь и символ ислама - мечеть (здесь Мечеть Омара с сияющим куполом) в Иерусалиме.
На иллюстрации с сайта Ватиканского радио: Символ христианства - церковь и символ ислама - мечеть (здесь Мечеть Омара с сияющим куполом) в Иерусалиме.

Последние несколько лет ватиканское иновещание для заграницы, отражая политику Святейшего престола на более жесткое противостояние вызовам современности во времена правления Папы Бенедикта XVI, передает и более суровые по тону передачи. Вы можете также послушать фрагменты приведенных нижеследующих программ в нашем аудиофайле в левом верхнем углу страницы. Эти программы приурочены Ватиканским радио к дням проведения синода Римско-католической церкви по Ближнему Востоку (в октябре 2010), в них особенно остро звучала тема положения современного Запада и положения исламского мира. 

Папа Бенедикт XIV: «Как и во времена рождающейся Церкви, мир нуждается в крови мучеников для того, чтобы преобразиться»

 

Ватиканское радио о выступлении Папы на синоде по Ближнему Востоку в Ватикане:

 

«Христос, подчеркнул Папа, всегда рождается для мира — когда низвергаются идолы мощных исторических сил современности:

 

«Подумаем об анонимных капиталах, порабощающих человека. Они не принадлежат больше человеку, но являются безымянной силой, которой люди прислуживают, от которой они мучаются и за которую с ними жестоко расправляются. Это — разрушительная сила, угроза всему миру.

 

Затем, есть сила идеологии терроризма. Якобы во имя Бога совершается насилие. Но это — не от Бога, а от фальшивых кумиров, с которых нужно сорвать маску».

 

Папа Бенедикт XIV в выступлении на синоде по Ближнему Востоку в Ватикане (октябрь 2010 г.):

 

«Как и во времена рождающейся Церкви, мир нуждается в крови мучеников для того, чтобы преобразиться».

 

«Христос, подчеркнул Папа, всегда рождается для мира — когда низвергаются идолы мощных исторических сил современности».

 

Папа подчеркнул, что сегодня, как и во времена рождающейся Церкви, мир нуждается в крови мучеников для того, чтобы преобразиться. Бенедикт XVI сослался затем на 12-ю главу Апокалипсиса, где дракон пустил из пасти реку против Матери. Казалось бы, сказал Папа, Матерь утонула в этой реке. Но земля поглотила реку, и она не может больше навредить.

Затем Папа назвал наркотики, «ненасытного зверя», разрушающего все регионы планеты:

 

«Речь идет об идоле, о кумире, который нужно низвергнуть. Это и стиль жизни, пропагандируемый общественным мнением. Кроме того, отрицается ценность брака, целомудрие перестало быть добродетелью и так далее. Подобные идеологии господствуют, навязываются силой, становятся идолами».

 

Папа подчеркнул, что сегодня, как и во времена рождающейся Церкви, мир нуждается в крови мучеников для того, чтобы преобразиться. Бенедикт XVI сослался затем на 12-ю главу Апокалипсиса, где дракон пустил из пасти реку против Матери. Казалось бы, сказал Папа, Матерь утонула в этой реке. Но земля поглотила реку, и она не может больше навредить.

 

«Я думаю, что реку нетрудно истолковать: речь идет о течениях, которые властвуют над всеми и хотят уничтожить веру Церкви. Казалось бы, она вынуждена отступать перед этими течениями, навязывающими себя как единственно разумные, как единственно возможный стиль жизни. А земля, поглощающая эти течения, — вера простых людей, которая не позволяет себя поглотить рекам и спасает как Мать, так и Сына».

 

«Подлинная премудрость простой веры», которую не поглотят воды, и составляет силу Церкви, добавил Папа. Несмотря на то, что, как нам кажется, основания земли колеблются:

 

«Мы сегодня видим тому доказательства в климатических проблемах, угрожающих основаниям земли. Но эта угроза исходит от нашего поведения. Внешние основания колеблются потому, что шатки внутренние основания, нравственные и религиозные, вера, которая побуждает к порядочности. Основания земли не смогут пошатнуться, если твердой останется вера, составляющая подлинную мудрость». (Из выступления Папы Бенедикта XVI на первой общей конгрегации синода по Ближнему Востоку, (Дата проведения синода 10 — 24 октября 2010 г.). Цитата по передаче русского вещания Радио Ватикан от 12 октября 2010 года. Также доступно в нашем аудиофайле).

 Ватиканский взгляд. В чем проблема современного ислама

 

Логотип синода для Ближнего Востока (10-24 октября 2010 г.) и специальных страниц Ватиканского радио к этому событию.
Логотип синода для Ближнего Востока (10-24 октября 2010 г.) и специальных страниц Ватиканского радио к этому событию.

В те же дни, что и вышеприведенное выступление Папы Бенедикта, Ватиканское Радио передало обширную программу с размышлениями о современном положении в исламском мире. Приводим наиболее показательные выдержки из этой довольно длинной программы.

 

Ватиканское радио представляет эти размышления так: «Размышления известного католического исламоведа отца-иезуита Самира Халиля Самира, которыми он поделился в преддверии синода Епископов по Ближнему Востоку, озаглавив их «Ислам в параличе и войне, а Запад — без памяти». Название говорит за себя: кризис ислама на Востоке затягивает весь регион в смертельный паралич, но кризис не обходит стороной и Запад, забывший о своих христианских корнях».

 

«Разница между Восточной Европой (во времена железного занавеса) и мусульманским миром — в том, что между ним и Западом воздвигнута не Берлинская стена, а стена невежества.

 

Большая часть исламских лидеров получила образование в древнейшем исламском университете Аль-Ахзар, куда ежегодно поступают около 150 тысяч имамов. Но какое образование они получают? Их учат следовать древности, а не решать проблемы современности.

 

Единственная вещь, которую они могут предложить, это вернуться назад, в VII столетие. Не наберется и одного процента имамов, способных вступать в полемику с современностью, анализируя позитивные и негативные ее стороны».

 

(Католический исламовед, отец-иезуит Самир Халил Самир в програме Ватиканского радио от 11 октября 2010 г.).

  

И далее: «В целом, замечает отец Самир, обстановка на Ближнем Востоке представляется застойной и бесплодной. В 2009 году в Ватикане проходил католико-мусульманский симпозиум, собравший десятки мусульманских и христианских деятелей, специализирующихся на богословском диалоге.

 

Его итогом стало совместное заявление, в котором содержатся многообещающие воззвания о защите религиозной свободы, осуждение терроризма, выбор в пользу мирного сожительства. Но за красивой встречей ничего не последовало. В том же году Саудовская Аравия выступила с важными заявлениями о шагах навстречу диалогу с другими религиями, но внутренняя ситуация с религиозной свободой и свободой культа в стране так и не изменилась...

 

Исламский мир как будто парализован, и паралич этот вызван разделениями. Исламский мир разъединен по вопросу Израиля и Палестины. В Ираке обстановка не улучшается, по-прежнему идет борьба, принимающая часто форму войны между суннитами и шиитами. В более широкой перспективе она отражается на борьбе между Ираном и Саудовской Аравией — странах, представляющих эти два течения ислама. Вспомним, как Иран заявил, что иранцы должны воспользоваться паломничеством в Мекку для призыва к джихаду и освобождения Палестины. На следующий день Саудовская Аравия объявила, что во время паломничества не допустит собраний и жестов, которые бы не были исключительно духовными. Это было воспринято как скрытая угроза Ирану. И война на границе между Аравией и Йеменом была войной суннитов с шиитами. Смертный приговор Саудовской Аравии в отношении Али Хуссейна Сбата, ливанца из Бекаа, обвиненного в колдовстве, был истолкован как месть суннитов против шиитов.

 

Палестина парализована между Газой и западным берегом Иордана; Ливан оставался несколько месяцев без правительства, чего ранее никогда не случалось...

 

В газетах и в Интернете мусульмане задаются вопросами: что мы произвели на протяжении всех этих столетий? Какой вклад внесли в цивилизацию? Единственное, чем мы обладаем, произвели не мы. Это — нефть. Другие же отвечают: у нас есть вера в Бога. Но это благо не так-то легко оценить... Таким образом рождается чувство озлобленности против самих себя и против всех.

 

Если взглянуть на исламский мир, создается впечатление, что события в нем сводятся к фактам насилия. Оно вспыхивает на Филиппинах, в политической борьбе между двумя мусульманскими лидерами; вспыхивает в Ираке, где бомбы направлены уже не американцев, а друг на друга; в Судане, в Сомали, в Пакистане и Афганистане; в Иране, где иранцы воюют против иранцев. Весь исламский мир страдает от отсутствия свободы: от Ирана до Туниса.

 

Помните, как завершился футбольный матч между Алжиром и Египтом? Взрывом насилия. В конце концов кажется, что единственная вещь, которую сумел произвести ислам, — это резня и насилие. Они отражают состояние крайнего неблагополучия, в котором пребывает Ислам на Ближнем Востоке и в некоторых регионах Африки.

 

И теперь уже нельзя винить в этом колониализм прошлого. Страны, о которых мы говорим, уже довольно долго обладают солидными структурами, более или менее демократическими. Невозможно скрывать дальше культурный, социальный и политический кризис исламского мира, заявляет отец Самир.

 

Единственная вещь, которая прогрессирует (в исламских странах), — это религиозный ригоризм (строгость в осуществлении норм поведения), и не только в благочестии, но и в видимых проявлениях: покрытие головы, борода, ежедневные жесты... Все мусульмане, возвратившиеся в Египет после многих лет отсутствия, рассказывают, что их страна стала неузнаваемой: суровость стала повседневной реальностью. Да, в мечети ходит больше народу, в том числе молодежи, но предлагаемая там доктрина не является интеллектуальным и духовным приобщением к исламу. Растет ненависть к другим, как к «неверным», так и к умеренным мусульманам...

 

Разница между Восточной Европой (во времена железного занавеса) и мусульманским миром — в том, что между ним и Западом воздвигнута не Берлинская стена, а стена невежества.

 

Большая часть исламских лидеров получила образование в древнейшем исламском университете Аль-Ахзар, куда ежегодно поступают около 150 тысяч имамов. Но какое образование они получают? Их учат следовать древности, а не решать проблемы современности. Единственная вещь, которую они могут предложить, это вернуться назад, в VII столетие. Не наберется и одного процента имамов, способных вступать в полемику с современностью, анализируя позитивные и негативные ее стороны.

 

Все шире распространяется стиль фетвы — метода, позволяющего не думать. Если у меня есть проблема, достаточно позвонить имаму, и назавтра получу готовый ответ. Однажды мусульманский бизнесмен из Германии задал вопрос, может ли он быть на деловом обеде с друзьями-христианами. Ответы имамов были совершенно разными: один сказал, что, согласно Корану, трапеза с христианами вполне халяльна, приемлема. Другой же запретил ему это делать, ссылаясь на то, что «немцы — не настоящие христиане». Тот, кто утверждает это, не обладает достаточными знаниями о Западе, чтобы выносить суждения, а опирается только на текст и подкрепляется предрассудком.

 

Сама по себе фетва — полезное средство эволюции ислама. Но она несет в себе двойной риск, слишком часто возвращаясь к древним моделям и создавая своеобразный инфантилизм у верующих, которые больше не задумываются самостоятельно, но ищут готовых ответов у муфтиев...

 

Единственный луч надежды, который отец Самир видит в ближневосточном мире, — это голос тех, кто желает положить конец манипуляциям. Это очевидно в Иране, где прошли «зеленые» демонстрации, в Египте, где одна из партий даже назвала себя «Кефайя», что значит «Хватит!». В Интернете появляется множество форумов и блогов мусульман, пытающихся взглянуть на все в другой перспективе, но они не имеют поддержки, устают и снова замыкаются в молчании. В Берлине год назад прошел симпозиум «прогрессивных мусульман», включающих в себя мусульманок-фемминисток... Симпозиум был глотком свежей воды, но когда участники разъехались по своим странам, все заглохло, потому что они были лишь каплей в океане. На миллиард двести миллионов мусульман в мире мыслящих либералов не более двух десятков тысяч: меньше одной тысячной.

Ватиканский взгляд. В чем слабость Запада

 

Вторая часть упомянутого выступления католического исследователя отца-иезуита Самира Халиля Самира, переданная по Ватиканскому радио, касалась современного положения Запада:

 

«Как же идентифицирует себя Запад в условиях кризиса ислама? По мнению исламоведа, очень слабо. О чем свидетельствует сентенция Европейского суда по правам человека, осудившего выставление в Италии распятия, которое якобы нарушает нейтралитет и светский характер Европы. Причем — редчайший случай! — решение было принято единогласно.

 

«Запад старается выйти из своей неподвижности идеей терпимости и мультукультурализма: моя идентичность, говорит он, — это все культуры. Но это лишь концептуальное поведение: я могу ценить все культуры только начиная с моей собственной.

 

Если я говорю, что обладаю «всеми» культурами, это означает, что у меня нет культуры».

 

(Католический исламовед, отец-иезуит Самир Халил Самир в програме Ватиканского радио от 11 октября 2010 г.).

 

Даже если не говорить о религии, символ распятого Христа — часть итальянской культуры, которая, разумеется, обладает и религиозным измерением. Как же можно утверждать, что выставление распятия нарушает свободу? Недавняя статистика говорит о том, что 77 процентов итальянцев согласны с выставлением распятия (Критики считают, что выставление распятия в школах, например, противоречит конституции Италии, которая в статье 3 провозглашает равенство всех людей, независимо от религии. В действующем варианте конституции Италии упоминается Католическая церковь как отдельный от государства институт (статья 7), хотя в той же 7 статье конституции продолжают признаваться Латеранские соглашения,  провозгласившие создание Ватикана и особые отношения партнерства между Папой и Италией. Прим. Portalostranah.ru).

 

Даже агностик Массимо Каччари, венецианский философ и политик, считает распятие одним из важнейших символов, напоминающих о любви, которая отдает себя для спасения другого.

 

Отказавшись от него, Европейский суд отказался от самого себя. Это — покушение на самого себя. Если отрицание Холокоста (уничтожения евреев в годы Второй мировой войны) считается историческим негационизмом (видом исторического ревизионизма), то в данном случае мы имеем дело с негационизмом культурным. И плохим знаком стало то, что на европейском уровне почти никто, кроме Италии, не отреагировал.

 

На Западе есть и другое явление, утверждающее, в общем, то же самое путем отрицания самобытности другого: неонацизм. Негационизм и неонацизм идут бок о бок, подпитывая друг друга...

 

«Запад старается выйти из своей неподвижности идеей терпимости и мультукультурализма: моя идентичность, говорит он, — это все культуры. Но это лишь концептуальное поведение: я могу ценить все культуры только начиная с моей собственной. Если я говорю, что обладаю «всеми» культурами, это означает, что у меня нет культуры.

 

Итак, мы стоим перед лицом двойного кризиса: с одной стороны, кризиса исламской культуры и с другой — кризиса западного мира. Оба они в параличе. А единственный возможный контакт между двумя застойными и замкнутыми структурами — это сила или исключение...

 

Поэтому кризис обеих сторон — замечательный повод задуматься. Но задуматься должны обе стороны.

 

Мусульманский мир рискует остаться за пределами современности и быть поглощенным насилием. Запад же рискует остаться без рабочей силы из-за демографического спада.

 

Диалог — заключает свои размышления отец Самир Халиль Самир — основоположен для Европы, где постоянно растут мусульманские общины. Но и мусульманам стоит задуматься о том, что означает жить на Западе, в ситуации гостеприимства, но в то же время меньшинства. А будучи меньшинством, невозможно вести себя так, как в исламских странах, где они составляют большинство». (Из передачи русского вещания Радио Ватикан от 11 октября 2010 года. Более полные фрагменты передачи доступны в нашем аудиофайле).

 

Этот обзор составлен Portalostranah.ru по двум передачам русского вещания Ватиканского радио; Запись передач в аудиофайле Portalostranah.ru

 

Portalostranah.ru

 

Опубликовано
16
10
2010
 
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...