«Титаник» и Канада; А также Титаник в Галифаксе: «Морской музей Атлантики» («Maritime Museum of the Atlantic») и экспозиция «Титаник: Непотопляемый корабль»
В письме, которое наша редакция этой весной получила от ведущего программ русской редакции «Международного Канадского Радио – RCI» Евгения Соколова, наряду c QSL- карточками (карточками подтверждения приема программ станции), а также видами канадских достопримечательностей, оказалась и открытка, анонсирующая экспозицию морского музея в Галифаксе, в канадской провинции Новая Шотландия.
На этой почтовой открытке был изображен небезызвестный «Титаник».
Тема «Титаник» и Канада» нам показалась интересной. Вообще, оказывается, что в Канаде осталось гораздо больше следов «Титаника», чем в самой Великобритании, хотя «Титаник» был британским кораблем.
На иллюстрации:
Открытка, присланная из RCI, анонсирующая экспозицию «Титаник: Непотопляемый корабль» «Морского музея Атлантики» в Галифаксе.
Канадский «Морской музей Атлантики» («Maritime Museum of the Atlantic») в Галифаксе содержит среди прочего лучшую в мире коллекцию деревянных артефактов с «Титаника». Его постоянная экспозиция «Титаник: Непотопляемый корабль» удостаивалась высоких оценок.
Как известно, «Титаник», крупнейший на тот момент пассажирский корабль в мире, 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и затонул в ходе своего первого после постройки рейса из Британии в Нью-Йорк.
Именно канадский Галифакс был ближайшим крупным портом от места кораблекрушения 1912 года, поэтому все выловленные тела с «Титаника» были доставлены в свое время именно в Галифакс, наряду со многими части обломков корабля. Но памятные места Канады, связанные с этим пароходом, не ограничиваются Галифаксом.
Вот что писал вышеупомянутый Евгений Соколов в канадской газете «Место встречи Монреаль» 17 февраля 2009 (приведем несколько фрагментов):
«Как это ни странно, в Канаде осталось гораздо больше следов «Титаника», чем в самой Великобритании.
Начать можно с мыса Рейс на Ньюфаундленде, в двух с половиной часах езды от Сент-Джонса на автомобиле, в том числе и по проселочной дороге. Именно там был принят первый сигнал SOS с «Титаника». Радиорубка до сих пор находится на месте, хоть включай аппаратуру. Теперь это музей. Посетители окунаются в историю почти столетней давности. Сигнал с «Титаника» принял не радист Джек Гудвин, как это написано во всех книгах, а его родственник-подросток. По правилам, подросток даже не имел права подходить к аппарату, потому Гудвин записал этот сигнал на себя.
В самом Сент-Джонсе, по дороге на Сигнальный холм, где в 1901 году Маркони получил первое трансатлантическое беспроволочное сообщение, расположен небольшой музей «Титаника». Очень слабый, там почти ничего нет.
Зато в Морском музее Галифакса в Новой Шотландии «Титанику» посвящена серьезная экспозиция. В частности, там демонстрируются обломки дубовой обшивки из знаменитого холла с лестницей.
Главной достопримечательностью Галифакса по теме «Титаника» остаются могилы жертв катастрофы. Обнаруженные в океане тела погибших были доставлены спасателями именно в Галифакс, ближайший от места катастрофы крупный порт на материке. На трех кладбищах города похоронены либо неопознанные погибшие, либо жертвы бедных пассажиров «Титаника». Компания «Уайт Стар», которой принадлежал «Титаник», была готова доставить тела погибших назад в Великобританию, но платить за них надо было, как за живых пассажиров.
После выхода на экраны фильма «Титаник» Джеймса Камеруна на кладбище «Fairview», где покоится большинство жертв «Титаника», началось паломничество. На могиле под номером 227 начертано имя: «J. Dawson». Публика думает, что здесь похоронен герой фильма Джек Доусон, которого сыграл Леонардо ДиКаприо. На самом деле, герой выдуманный. В могиле покоится 23-летний Джозеф Доусон, кочегар с «Титаника», выполнявший самую тяжелую работу на судне.
Среди могил на кладбище есть могила неизвестного младенца. Надгробную плиту установили члены команды судна «Маккей-Беннет», которые обнаружили тело в океане. Это судно подняло на борт 306 тел. Когда кончилось вещество для бальзамирования, 106 погибших просто похоронили в море. История неопознанного младенца тронула тогда всех. Чиновник, занимавшийся уничтожением личных вещей погибших — а такое распоряжение было дано, чтобы не допустить мародерства и спекуляции — не смог сжечь ботинки малыша. Нарушив закон, он спрятал их, и лишь внук этого чиновника уже в наши дни передал ботинки в Морской музей Галифакса («Maritime Museum of the Atlantic». Прим. Portalostranah.ru). Там они находятся до сих пор.
Недавно с помощью ДНК было установлено имя младенца: это был 19-месячный Сидней Лесли Гудвин, младший сын электрика Фредерика Джозефа Гудвина, который с женой и шестью детьми направлялся в город Ниагара Фоллс, где нужен был электрик на электростанцию. Остатки этой электростанции до сих пор сохранились у подковы знаменитого водопада. Семья должна была плыть на другом пароходе, но из-за забастовки угольщиков перерегистрировались на «Титаник». Все они погибли.
На горизонте были видны огни парохода «Калифорниан», который в виду большого количества льда остановился на ночь в 10 милях от «Титаника». Радист «Калифорниан» уходя спать, отключил приемник всего за 15 минут до того, как «Титаник» налетел на айсберг. Напрасно с «Титаника» пускали белые ракеты, стараясь привлечь внимание команды видневшегося на горизонте судна. Сигнал опасности — красные ракеты, но их на «Титаник» просто забыли загрузить. Как, кстати, забыли положить бинокль в «воронье гнездо» на фок-мачте, где впередсмотрящие не сумели вовремя разглядеть в ночи темную массу айсберга. На «Калифорниан» думали, что на «Титанике» праздник...
Многие пассажиры «Титаника» первоначально должны были плыть на других судах, но по разным причинам поменяли свои билеты на «Титаник».
То же сделал житель Монреаля Гарри Маркланд Молсон, может быть, самый богатый человек на судне. Состояние Молсона в нынешнем эквиваленте оценивалось в 1.3 млрд. долларов. Некоторые ошибочно думают, что именно ему принадлежал дом рядом с Российским консульством, который сегодня занимает российское представительство в ИКАО. Хозяином этого дома был другой Молсон, Герберт, а Гарри Молсон жил в Вестмаунте по адресу Edgehill, 2.Несмотря на свое состояние, Гарри взял на судне довольно скромную внутреннюю каюту, правда, недалеко от знаменитой лестницы, только этажом ниже от главной палубы ресторанов и салонов первого класса. Он в последний момент поменял уже купленный билет на другое судно, когда узнал, что на «Титанике» отправляется в Монреаль его друг по Королевскому монреальскому яхт-клубу майор Артур Пэчен. Его друг спасся, а Гарри Молсон, переживший до этого два кораблекрушения, погиб. В последний раз его видели на палубе, снимавшим ботинки, чтобы вплавь добраться до корабля, огни которого были видны на горизонте. Увы, в воде около 0 градусов по Цельсию даже самый крепкий человек может находиться в сознании максимум 20 минут. Но вернемся к Молсону. Тело его так и не нашли, однако мемориальная доска с его именем имеется на монреальском кладбище Mont Royal.
Неподалеку есть могила президента железнодорожной компании CN Чарльза Мелвилла Хейса. В его время компания называлась Grand Trunk Pacific. Главный офис компании находился по адресу 360, ул. McGill в доме Gerald Godin Building, который построил Хейс. На «Титанике» он направлялся из Европы на открытие отеля «Шато Лорье» в Оттаве в сопровождении своей семьи, а также секретаря и скульптора Поля Ромена Шеврэ. Сам Хейс, муж его дочери и секретарь погибли, остальные спаслись, включая скульптора. В холле отеля «Шато Лорье», на открытие которого спешил Хейс, до сих пор взирает на посетителей бюст премьер-министра сэра Вильфрида Лорье работы Шеврэ, а в городе Квебеке около отеля «Шато Фронтенак» возвышается величественная статуя Самуэля де Шамплена, в создании которой Шеврэ тоже принимал участие. В Монреале на улице Viger перед зданием Union Francaise под номером 429 cлева от главного входа стоит статуя Марианны работы этого же скульптора.
На кладбище Notre-Dame-des-Neiges, которое соседствует с протестантским кладбищем Mont Royal, есть могила 24-летнего Квигга Бакстера, известного монреальского хоккеиста и владельца блока «Бакстер» на улице St. Laurent напротив магазина «Словения» — этот блок считают одним из самых первых торговых центров в Северной Америке, так как он объединял под одной крышей 28 магазинов. В могиле тела Бакстера нет. Он посадил в шлюпку свою мать и подружку, которую тайно вез в Монреаль из Брюсселя, но сам остался на обреченном судне и бесследно исчез. Это торговое здание, а также дом Бакстеров на улице Sherbrooke под номером 1201 в восточной части — памятники монреальским жертвам «Титаника».
Таких памятников, на самом деле, довольно много.
В здании под номером 333 на улице de la Commune в Старом городе Монреаля располагалась мореходная компания «Аллан», и там приняли первое телеграфное сообщение с судна этой компании «Вирджиниан» c просьбой позволить пароходу изменить курс для помощи терпящему бедствие «Титанику». Компания тотчас же сообщила о столкновении «Титаника» с айсбергом в монреальскую «Газетт» (The Gazette). Таким образом, монреальская газета первой в мире узнала о случившемся.
В Старом городе на улице St. Jacques W., 288 до сих пор стоит здание с надписью Molson Bank. Этот банк наряду с пивоварней принадлежал Гарри Молсону. А неподалеку, в здании нынешнего банка CIBC под номером 265 на той же улице, в первой половине прошлого века находилась контора компании «Уайт Стар», где продавались билеты на «Титаник». Фризы на старом здании Музея изящных искусств на улице Sherbrooke выполнены иммигрантом из Венгрии, резчиком по камню Леопольдом Вейцем. Он погиб, и тело его покоится в безымянной могиле на кладбище Baron de Hirsh на улице de la Savanne. Вейц не был единственным евреем-пассажиром «Титаника», направлявшимся в Монреаль. В списке пассажиров третьего класса числился Давид Авраам Лившин. Вполне возможно, он был выходцем из Российской Империи. Еврейская иммиграция в Северную Америку тогда уже шла полным ходом. Во всяком случае, на «Титанике» предлагали кошерную кухню.
Необходимо вспомнить еще одну достопримечательность Монреаля, связанную с «Титаником»: гостиницу «Ритц Карлтон» на улице Sherbrooke. Мало того, что гостиница была построена в том же 1912 году, что и «Титаник».
Именно британская компания «Ритц» оформляла и обслуживала на судне ресторан a la carte и салон первого класса. До сих пор угадывается сходство интерьеров ресторана Кафе де Пари в «Ритц-Карлтоне» и ресторана «Ритц» на «Титанике». На судне, кстати, было кафе с почти таким же названием: «Кафе Паризьен».
Все рецепты своей кухни шеф-повар лондонского отеля «Ритц» Огюст Эскофье тщательно записал. В 1985 году они были изданы в книге издательства Мэдисон Пресс «Последний ужин на «Титанике».
А в 85-ю годовщину гибели «Титаника» в ресторане гостиницы «Ритц Карлтон» предлагали ужин, составленный из блюд, которые подавались на «Титанике» в пасхальное воскресенье 14 апреля 1912 года. Меню, признаться, было скудным, хотя полный ужин на «Титанике» в наши дни не осилит уже никто: в салоне первого класса он состоял из 11 блюд. «Ритц» ограничился гороховым супом «Сен Жермен», турнедо из говядины со сморчками и десертом «апельсин-сюрприз». На «Титанике» в меню первого класса и в ресторане a la carte были три блюда, навеянные русской кухней: заливное из перепелиных яиц с черной икрой, устрицы по-русски и суп-консоме «Ольга» из визиги (суп из осетровых рыб Прим.Portalostranah.ru)».
Использованы материалы канадских русскоязычных газет «Место встречи Монреаль» russianmontreal.ca и «Наша газета» nashmontreal.com, а также сайта «Maritime Museum of the Atlantic» museum.gov.ns.ca;
Составление и примечания Portalostranah.ru
Опубликовано 11/05/2010