Ковбой – американский символ
Предлагаем вашему вниманию обзор по первоисточникам об образе американского ковбоя, которого современный американский исследователь-историк ковбойской темы Лонн Тейлор назвал «самым легкоузнаваемым символом Америки».
Сначала материал из архива Portalostranah.ru – выдержки из специальной статьи об американском ковбое – символе страны из уже прекратившего выходить журнала «Америка», издававшегося правительством США на русском языке.
Журнал прежде всего отмечал, что «как исторический феномен ковбой – работник, перегонявший огромные стада мясного скота с обширных пастбищ Запада к железнодорожным станциям Канзаса для дальнейшей их транспортировки в восточные города страны, - просуществовал всего 30 лет (!), примерно с 1865 по 1895 год. Зато в легендах ковбой живет уже более столетия». Далее журнал пишет о правде и вымысле вокруг фигуры американского ковбоя, цитируя уже упоминавшегося историка Лонна Тейлора.
«Тейлор выделяет несколько элементов этого мифа, действительно присущих исторической фигуре ковбоя. Среди них:
неотъемлемыми чертами хорошего ковбоя были профессиональное мастерство, мужество и стойкость;
ковбои носили сапоги, широкополые шляпы, платки на шее и чапы — кожаные полуштанины, надеваемые поверх штанов;
лошадь зачастую была самым главным помощником ковбоя в его труде;
большинство ковбоев действительно имели шестизарядные кольты.
Но даже эти простые истины нуждаются в специальных оговорках. Мастерство ковбоев проявлялось в верховой езде и отличном знании скота, а отнюдь не в умении молниеносно выхватывать кольт. Настоящий ковбой редко носил револьвер, им пользовались главным образом на пастбищах, где гул выстрела помогал ковбою управлять стадом. Костюм ковбоя был строго утилитарным: сапоги и кожаные полуштанины защищали его ноги, когда приходилось ехать сквозь заросли кактуса и полыни; платки, изготовлявшиеся в Новой Англии для работников южных ферм, служили масками от пыли. И еще: редкий ковбой имел собственную лошадь, обычно они работали на хозяйских лошадях.
Среди фактов, нашедших мало места в легендах о ковбоях, можно перечислить следующие:
среди ковбоев Запада было много негров и испано-язычных;
труд ковбоя был скучным и тяжким; лишь немногие занимались этой работой больше десяти лет или были в силах ее вынести после тридцатилетнего возраста;
Квинтэссенцией ковбойства была забота о скотине. В середине XX века один ковбой как-то сказал репортеру, что быть ковбоем «это не только арканить телят, объезжать мустангов и быть героем. Это также беспокойство за глупую тварь, не лениться пойти в дождь или снег и постараться ту корову спасти. И не ради хозяина этой коровы, а ради самой коровы и ее теленка».
К середине 1880-х годов, когда из-за резкого спада на мясном рынке, выбивания пастбищ, двух засушливых лет и суровых зим кочевой ковбойский образ жизни на бескрайних пастбищах постепенно подходил к концу, начал зарождаться миф о ковбое.
Ностальгический образ жизни ковбоя как фигуры сугубо сельскохозяйственной привлекал Америку, стремительно превращавшуюся в промышленную страну; кроме того, как считает Тейлор, ковбой приобрел символический и реальный статус уже хотя бы потому, что был человеком на коне - традиционное воплощение силы и власти.
Легендарный ковбой сначала стал появляться на сцене в мелодрамах, действие которых происходило на пограничных территориях, потом он еще прочнее утвердился через широко репродуцировавшиеся картины Фредерика Ремингтона и Чарлза Рассела. Баффало Билл Коди своими постановками из жизни Дикого Запада способствовал распространению по всей Америке и Европе образа ковбоя, который метко стрелял и дрался с индейцами. После появления в 1902 году знаменитого романа Оуэна Уистера «Вирджинец» в воображении всего мира прочно засел образ благородного ковбоя, скупого на слова и щедрого на героические поступки. Романтический ковбой завоевал также респектабельность в лице реальной исторической личности - Президента. Теодора Рузвельта. Рузвельт, хоть и родился в Нью-Йорке, работал ковбоем с 1883 по 1886 год.
Юная киноиндустрия ухватилась за ковбоя как за пищу для своих фантазий. В 1903 году короткометражка Эдвина Портера «Большое ограбление поезда» завоевала ковбоям постоянное место на экране — место, которое с честью занимали такие актеры. Уильям Харт, Гари Купер, Джон Уэйн, и которое приспособили под свое амплуа певцы Рой Роджерс и Джин Отри.
Однако лишь в выдающихся вестернах, таких, например, как фильм Хауарда Хокса «Красная река», труд ковбоя изображался таким, каким он был на самом деле - собирание стада в путь и перегон его по степи. Остальные картины представляли полностью выдуманные истории о встречах с индейцами, бандитами, очаровательными девицам…
Культ подражания ковбоям породил множество рекламных кампаний, построенных вокруг ковбоя в качестве центральной фигуры, привело к огромному разнообразию мужских мод, основанных на ковбойском костюме. Джинсы, например, впервые появились как прочные ковбойские штаны.
И хотя воображаемый ковбой процветал, ковбой настоящий уже почти перестал существовать, и жизнь его в современном мире сильно изменилась. Пикапы быстрее собирают стада, а сеть автомобильных магистралей и железных дорог сделала ненужными скотопрогонные трассы. И тем менее скот индустриального века нужно пасти и кормить, скотину нужно вызволять из болот, нужно лечить и помогать ей во время нового отела. И до сих пор ковбой по-прежнему с помощью своего верного коня ухаживает за стадами, которые в большой мере удовлетворяют потребность американцев в говядине». (Журнал «Америка» № 337/1984).
А три года назад (в мае 2007 года) в США отмечалось столетие со дня рождения актера Джона Уэйна. Уэйн был одним самых успешных киноактеров вестернов - ковбойского жанра, а потому празднование столетия со дня его рождения позволило американскому иновещанию - «Голосу Америки» (его русской службе) еще раз вернуться к теме ковбой и американский менталитет. Станция отмечала 30 мая 2007 года:
«Джон Уэйн – звезда классических вестернов, «ковбой номер один»... хвалебные определения можно перечислять долго. Для нескольких поколений американцев герои Уэйна были воплощением кристальной честности, игры по правилам и бескомпромиссного индивидуализма (в западном понимании этого слова). Артист скончался в 1979 году, но по сей день остается символом эпохи расцвета Голливуда…
Хэл Акерман, преподаватель сценарной кафедры на кинофакультете Калифорнийского университете в Лос-Анджелеса, отмечает, что Уэйн не случайно стал кумиром американцев: «Он был законченным индивидуалистом и воплощал идеал Америки с лозунгом того времени: «Побеждает сильнейший». Он символизировал национальный образ, был своего рода знаковой фигурой. Не забудем, что культурный герой Америки - это Ковбой».
Составление Portalostranah.ru
Опубликовано 30/04/2010