Цыгане Румынии, Испании и Франции в контексте истории, а также где больше всего в Европе живет цыган
Вашему вниманию предлагаются несколько заметок международных вещателей о цыганах и их истории из Румынии, Испании, Болгарии и Франции. Румыния и Испания – две страны с очень известными в мире цыганскими общинами. Цыгане Румынии - это и самая большая, по неофициальным данным, цыганская община в Европе. В свою очередь, цыгане Испании – это, по неофициальным данным, третья по численности цыганская община континента, пропускающая вперед, кроме Румынии, только цыганскую общину Болгарии. Также в «Информации о теме» мы приводим статистическую справку «Где больше всего в Европе живет цыган».
В аудиофайле №1 вы можете послушать приведенную и в тексте этого обзора русскую программу Radio Exterior de España об испанских цыганах, а в аудиофайле №2 фрагмент русской передачи «Международного Французского Радио РФИ» на ту же тему.
Цыгане в румынской истории
Ромеи, румыны и рома
«Интер-радио Румынии» в одной из своих русских программ от 11 февраля 2008 года о происхождении румын (доступной на нашем сайте здесь) указывало, касаясь и вопроса самоназвания цыган – мы приводим несколько выдержек из разных мест передачи:
«Судя по всему, у византийских греков возникли проблемы с румынами из-за использования этнонима «румын», так как византийцы сами считали себя потомками римлян и называли себя «ромеями». Между этими двумя названиями существовала настоящая конкуренция. Греки не могли допустить, что население, основным занятием которого было пастушество, имело такое же происхождение, составляя им конкуренцию.
Даже часть цыган называет себя «рома», потому что на своём пути при переселении в Центральную Европу и на север Дуная они жили некоторое время на территории Византийской империи и считались гражданами Византии, то есть Нового Рима. Иными словами, пути происхождения всех этих названий ведут в Рим, сколь бы запутанными бы эти пути ни были.
В Средние века слово «румын» (rumân) означало «крепостной». (Румынами на нынешних румынских территориях, находившихся в зависимом положении от Османской империи и частью от империи Габсбургов, в то время называли зависимых крестьян, которые составляли подавляющее большинство населения. Прим. Portalostranah.ru). В летописях и документах бояр обозначали отдельно, словом «бойер» (boier; мн.ч. boieri). Т.е. этот первоначальный этноним, то есть название народа, получил социальный смысл. Нет никаких сомнений в том, что слово «румын» происходит от слова «Рома», то есть Рим, законы лингвистики это доказывают совершенно точно, так как в румынском языке латинский звук «о» переходит в «u» («у»). Но каким образом этноним превратился в социальный термин сказать трудно».
Если статус самих румынских крестьян был низок, то статус цыган в старой Румынии был поистине скандальным. Хотя все – и румыны, и рома, носили гордое «римское имя».
Вот как описывало положение цыган в контексте румынской истории бухарестское иновещание 14/11/2005:
«В современном сознании слова “раб” и “рабство” ассоциируются с рабовладельческими отношениями в древнем мире или с использованием африканских невольников на плантациях Нового Света в 16 -19 вв.
Но рабство было распространено на всех континентах и существовало в той или иной форме во все времена, вплоть до середины 19 века. Румынские княжества Молдавия и Валахия не были исключением. Цыгане, жившие на территории княжеств - а именно о цыганах пойдет речь в нашей программе - были рабами государства, церкви и частных лиц на протяжении 600 лет. Отмена рабства цыган в середине 19 века, за что боролись либеральные интеллектуалы, стало одним важных моментов в становлении современного румынского общества. Последние цыгане-рабы, которыми владели бояре, были освобождены в 1855-1856 гг., а после объединения княжеств в 1859 году отмена рабства цыган была закреплена в Конституции 1864 года. На протяжении 150 лет, прошедших со времени эмансипации цыган, положение этого меньшинства постоянно улучшалось, в соответствие с историческими эпохами. В рамках сегодняшнего выпуска, вместе с научным сотрудником бухарестского Института истории им. Николае Иорги, историком Виорелом Акимом, мы постараемся воссоздать политический, экономический и социальный контекст освобождения населения рома (цыган) в середине 19 века:
«Рабство цыган длилось в румынских княжествах примерно шесть веков, с момента прихода этого народа индийского происхождения на территорию Румынии в 13 столетии, вплоть до середины 19 века. Рабство цыган было четко оформленным институтом румынского общества в Средние Века и Новое время, который регулировался точными законами, определявшими права цыган, точнее их отсутствие, и нормы обращения с цыганами. Цыгане были рабами бояр, монастырей или государства. Когда около 1830 года в Валахии и Молдавии начался процесс модернизации, румынская интеллигенция стала рассматривать рабство цыган как пережиток прошлого, недопустимый в том новом обществе, которое она стремилась построить. Но идея полной отмены рабства непросто пробивала себе дорогу в обществе. Первые требования относятся к 1837-1838 годам, а до этого никто не ставил вопрос об эмансипации столь многочисленного населения. К 1845 году, в канун революции 1848 года, идея раскрепощения цыган начала приобретать все больше сторонников».
Гуманистические аргументы в пользу полной отмены рабства цыган нашли слабый отклик среди их владельцев. Тогда, румынские аболиционисты выдвинули аргумент экономической неэффективности рабства. Ведущие румынские интеллектуалы, такие как Михаил Когэлничеану или Ион Кымпиняну - последний в 1837 году стал первым из бояр, кто добровольно освободил своих рабов, - вели яростную аболиционистскую кампанию в прессе и в публичных выступлениях. Историк Виорел Аким рассказывает о тактике, которую использовали аболиционисты:
«Отношение к идее отмены рабства было довольно сдержанным, так как крупные бояре, которые одновременно были и крупнейшими владельцами цыган-рабов, не хотели расставаться со статусом рабовладельцев, вопреки тому, что рабство было нерентабельным. Поэтому одним из аргументов интеллектуалов-аболиционистов была как раз экономическая нерентабельность рабства. Содержание целых армий рабов при крупных боярских хозяйствах стоило намного дороже, чем реальные доходы от бесплатного, на первый взгляд, труда этих людей. И когда после 1850 года бояре осознали необходимость освобождения цыган, произошло это не столько по гуманистическим, сколько по экономическим причинам».
Освобождение цыган было длительным процессом, так как речь шла о весьма многочисленном населении - оно насчитывало примерно 200 - 250 тысяч человек. Виорел Аким:
«Освобождение цыган-рабов было сложным процессом, потому что было несколько категорий рабов. Если освобождение государственных рабов произошло быстро и довольно рано, в 1843-1844 годах, то в случае рабов, принадлежавших монастырям и частным владельцам, процесс шел сложнее. И это, потому что речь шла о собственности. Реформы, которые румынское общество начало осуществлять, были нацелены на укрепление собственности и преобразование ее в буржуазную собственность. В 1844-1847 годах государству удалось путем специальных законов обязать монастыри и остальные церковные учреждения освободить своих цыган. Оппозиция со стороны церкви была незначительной. Зато большой проблемой стало освобождение частных рабов, и государству снова пришлось вмешаться и даже проявить изобретательность. Можно сказать, что был создан механизм, который поощрял рабовладельцев освобождать цыган, продавая их государству. Государство выкупало цыган-рабов по цене рынка рабов, а потом освобождало, предоставляя им статус свободных людей».
По законам об эмансипации, действовавшим в румынских княжествах, освобожденные цыгане становились либо крестьянами-барщинниками, либо горожанами-ремесленниками. Первые жили в селах и обрабатывали участки боярской земли в качестве обязательной повинности, находясь в том же положении, что и многие обычные крестьяне до земельной реформы 1864 года. Городские цыгане входили в категорию горожан и платили за лицензию на право практиковать свое ремесло. А были они включены в категорию крестьян или горожан, в зависимости от того, где их застало освобождение. На практике, однако, дела обстояли не так просто. Говорит историк Виорел Аким:
«Освобождение цыган имело не только положительную сторону для этого столь многочисленного населения бывших рабов. Превратившись в обычных граждан, они стали налогоплательщиками, и были вынуждены платить налоги, подобно крестьянам или горожанам. Так что, с фискальной точки зрения, освобождение цыган, как это ни парадоксально, ухудшило их положение, и освободившееся население не восприняло раскрепощение как особое благодеяние. А для властей стало большой проблемой заставить этих людей платить налоги государству. В ответ на меры принятые государством, значительная часть освобожденных цыган попросту бежала с тех мест, где они проживали в течение нескольких поколений. Были и проблемы полицейского характера, которые властям удалось решить намного позднее, в 1860-х годах».
Несмотря на все сложности, освобождение цыган стало важной мерой в процессе модернизации и демократизации румынского общества. Это был пусть и запоздалый, но смелый шаг румынских властей, если учесть что именно вопрос освобождения рабов стал в те же годы причиной гражданской войны в США» («Интер-радио Румыния» 14/11/2005).
Румынские цыгане сегодня
И в настоящее время цыгане не до конца интегрировались в румынское общество:
«На днях в Румынии часто появляется рекламное сообщение, которое поощряет программу, посредством которой молодые выпускники лицея, принадлежащие цыганскому меньшинству, могут записаться в государственный институт. Министерство образования создало 400 мест при государственных факультетах страны, курсы которых могут посещать молодые цыгане, если представят все необходимые документы.
Это еще только скромное начало. Статистические данные показывают, что только 5% цыган закончили курсы лицея. Более того, только 33% членов этого этнического меньшинства закончили 8 классов, а 23% цыган никогда не ходили в школу. Даже среди молодых цыган, опрошенных в последнее время, только 5% являются выпускниками лицея, а 21% даже не закончили курсы начальной школы. Более того, 19% детей от 7 до 11 лет не ходят в школу, по сравнению с только 2% румынских детей из этой же возрастной категории. В этих условиях задается вопрос - кому и как станут полезными эти программы.
Раду Моцок, директор программ в рамках «Фонда для открытого Общества»:
«Румынская система образования находится еще далеко от решения этой проблемы, то есть отсутствие образования в рядах цыган, поколение за поколением. Проблема не является новой, или неизвестной до сих пор, просто нам не удалось ее решить. Поколение за поколением цыгане отказываются от школы, и это отсутствие воспитания скапливается. Отсюда и этот безвыходный круг - не имея образования нет возможности найти рабочее место, по крайней мере легально. Так смыкается круг бедности. Мы представляем программы, которые имеют неоспоримые формальные измерения, но в момент их применения на практике появляется вопрос отсутствия денежных средств, инфраструктуры, компетентных человеческих ресурсов. Очень много цыган не имели даже документов. Министерство администрации и внутренних дел начало программы по регистрации, по предоставлению паспортов, даже для цыган, которые не появлялись ни в каких статистиках, ни в учетах полиции, ни в учетах населения».
Являясь частью программы под названием «десятилетие интеграции цыган 2005-2015» (речь идет о начатой 3 года назад программе, целью которой является устранение на протяжении 10 лет разницы между стилем жизни цыган и стилем жизни большинства населения, путем внедрения адекватных политик при соответствующих бюджетах) Румыния регистрирует улучшение положения в области расовой сегрегации. В опубликованном в феврале Фондом для открытого общества исследовании указывается, что было зарегистрировано улучшение восприятия меньшинств населением, составляющем большинство.
Социолог Мэлина Войку:
«Уровень нетерпимости по отношению к цыганам значительно понизился с 1993 по 2006 год. Фактически он сократился на половину. В 1993 году 72% румын отказывались иметь соседей, принадлежащих цыганскому меньшинству, в то время как в 2006 году только 35% румын придерживались этого мнения. Уровень терпимости составляющего большинство населения повысился не только по отношению к цыганам, это общий тренд. В том, что касается желания социального взаимодействия, проявленного румынами и цыганами по отношению друг к другу, последние данные указывают на то, что желание цыган иметь связи с румынами превышает уровень открытости большинства населения, которое предпочитает это взаимодействие на уровне общественного пространства. Допустимо, чтобы дети цыган и дети румын играли вместе, допустимо, чтобы соседи были цыгане, однако недопустимо, чтобы член твоей семьи вступил в брак с членом цыганского меньшинства. Другими словами, когда положение касается частного пространства, оно резко становится недопустимым».
В этом же исследовании представлен и анализ жизненных условий цыган и их душевного состояния, по сравнению с румынами, и указывается, что цыгане также смотрят на жизнь как самые бедные румынские граждане, независимо от этнической группы, которой они принадлежат. Представленные на национальном плане данные указывают на то, что место жительства и регион сильно влияют на доступ к услугам. С этой точки зрения, следует заметить, что 60% цыган живут в сельской среде.
Цыганское этническое меньшинство представлено в политической жизни политическими партиями и альянсов, созданных по этническим критериям, которые однако не пользуются популярностью в рядах этнических меньшинств, и это доказали результаты всех прошедших в последние годы выборов. Есть также неправительственные организации, специализирующиеся в проблемах цыганского меньшинства, но и правительственная структура - Национальное Агентство для цыган». («Интер-радио Румынии» 16/05/2007).
В поисках лучшей жизни румынские цыгане отправляются в страны Евросоюза. Но не всегда они там достойно представляют свою страну. Вот одно из потока сообщений последних лет:
«Румыны – представляют собой самую многочисленную общину иностранцев живущих в Италии – их около 300 тысяч с официальными документами, но, согласно неофициальным статистическим данным, их число достигает миллион. Хотя в последнее время, для большой части итальянской прессы, слово «румын» стало синонимом «преступника», реальность совсем иная. Большинство румын проживающих в Италии это граждане с законным статусом, не имеющие никаких проблем с властями.
К сожалению, как считает журналист Ариго Леви, в статье посвященной этому вопросу в газете «Ла стампа», именно они и становятся первыми жертвами своих сограждан – преступников, которые известны в Италии своими правонарушениями, грабежами и преступлениями, большинство из них совершаются с особым насилием. Очень известным в Италии является случай молодой Ванессы Руссо, которая умерла после того как цыганка из Румынии заколола ее зонтом в глаз. (Тогдашний) Мэр Рима, Вальтер Велтрони, процитировал из доклада итальянского министерства внутренних дел, что из 3557 арестованных в столице Италии за первые 8 месяцев года человек, 75% это румынские граждане. Другая проблема связана с тем, что итальянская пресса назвала «инвазией цыган», в своем большинстве происходящих из Румынии. Десятки тысяч румынских цыган попрошайничают на улицах итальянских городов, на окраинах которых они и разместили свои палатки. Власти в Риме и Бухаресте считают необходимым тесное сотрудничество между правительствами двух стран ввиду изыскания решения для проблемы правонарушений совершенных румынами в Италии». («Интер-радио Румынии» 16/05/2007).
Прошлое и настоящее испанских цыган
(Вы также можете послушать в нашем аудиофайле №1 в левом верхнем углу этой страницы приведенную ниже в тексте русскую программу Radio Exterior de España об испанских цыганах, где звучит и их музыка).
«(Испанская) газета «El Mundo » за 2 октября 2009 года опубликовала заметку под заглавием «Испанские цыгане самые здоровые среди сородичей Европы». Курьезный факт.
Сегодня в мире по приблизительным данным насчитывается 12 миллионов цыган из 80 самых крупных этний (наций мира). Цыгане, gypsies - на английском, вohémiens - на французском, zingari - на итальянском, – самое многочисленное меньшинство Европы.
«Цыгане шумною толпой по Бесарабии кочуют…» Бессмертная поэма Пушкина. Древнейшее племя родом из Индии и Пакистана кочевало и кочует до сих пор по всему миру.
Что же касается Испании. Странные вещи происходят с народами, которые издревле в причудливой игре истории попадали в Испанию. То ли бескрайнее небо, то ли бесконечное солнце, то ли омытые морем берега. Но все пришлые народы обретали в Испании свой второй дом. Что евреи-сефарды, что арабы. Цыгане, по-моему, не исключение. Потому что, добравшись в начале 15 века до Иберии, цыгане «ромали» избрали Испанию своей отчизной. Они уже, кстати, не кочуют. Они давно осели и стали частью испанского социума. Что касается культуры Испании, то всемирно знаменитый бренд «Made in Spain» - культура фламенко, без цыган просто немыслима.
«Лучше смеяться, чем плакать» - поет знаменитый испанский певец Peret (сам цыганского происхождения. Прим. Portalostranah.ru). Хитано (gitano) - так звучит «цыган» по-испански. Термин происходит от «ехиптано» – египтянин, потому что темноволосые и темнокожие пришельцы представлялись перед местными жителями как египтяне благородных кровей.
Это исторический факт. В 1425 ромали, испрашивая охранную грамоту у испанского короля Хуана II Арагонского, именовали себя в прошении «кондес де египто минор» – «гранды из малого Египта». Я пыталась выяснить, где находится малый Египет. Не нашла. Наверное, и свита короля Хуана Арагонского тоже. Но звучит то завидно и важно - «кондес де египто минор». Впечатляет. ( Возможно, речь идет о территории собственно Египта - без Нубии и некоторых других территорий, также входивших временами в состав египетского государства. Прим. Portalostranah.ru).
С конца 15 века в Европе, а Испания не исключение, назрел экономический и социальный кризис. Правителями были приняты жестокие законы против представителей бродячих профессий и просто бродяг, число которых сильно увеличилось. Хитанос тоже стали жертвой закручивания гаек. В 1499 году католические короли Изабель и Фернандо королевским указом дали цыганам срок в два месяца, чтобы они или осели окончательно - оставили свои привычки и обычаи, занялись каким-либо ремеслом, или в изгнание, или на галеры рабами.
Началось повсеместное преследование цыган. Кортесы Кастилии в 1594 году пошли еще дальше – предложив запретить женщинам и мужчинам цыганской этнии жить вместе. Нечего тут потомство разводить. В 1633 году в Испании цыган перестали признавать как народность и вообще запретили употребление слова хитано.
Вплоть до начала 20 века испанские цыгане были не в милости у властей, а в отношениях с простыми жителями у цыган дело обстояло попроще – то ссоры, то братания. Помнит история страны и постыдный день 30 августа 1749, когда на всех цыган по всей территории страны была проведена так называемая большая облава по указу короля Фернандо VI. Да что далеко ходить. Статья 4 и 5 регламента Гражданской гвардии от 1943 года предписывала особое наблюдение за потенциальными бандитами - хитанос.
Расизм в Испании в отношении хитанос-цыган дело живучее, однако в начале 1970-х годов даже католическая церковь (кто бы мог подумать) выступила в защиту этнии, став инициатором создания первой публичной ассоциации цыган. Где? В Каталонии, в Барселоне.
«Цыганское начало самое первичное, самое глубокое и самое аристократичное, что есть в моей стране. То самое основополагающее, что хранит непотухающий жар, кровь и алфавит универсальной правды Андалусии» - говорил Федерико Гарсия Лорка.
Андалусия – колыбель испанского фламенко и любимая земля испанских хитанос, взлелеявших это фламенко. В Испании между 500000 и 600000 жителей цыгане, подавляющая их часть 280 тысяч проживает в Андалусии. У них есть свой собственный узаконенный андалусийским региональным парламентом день цыган Андалусии – 22 ноября.
Так сколько же испанцев у нас в Испании, в чьих жилах течет цыганская кровь. Полмиллиона или, все-таки, 600 тысяч? Трудно дать точную цифру, потому что статья 14 испанской конституции 1978 года гласит, что «все испанцы равны перед законом и не допускается какая-либо дискриминация по рождению, расе, полу, вероисповеданию и взглядам». Соответственно, когда производится перепись населения, представители цыганской этнии не фигурируют в списках как цыгане, а как испанцы. Это, кстати, еще одна юридическая особенность Испании: термин гражданство совпадает с термином национальность. И у всех граждан Испании национальность тоже одна испанец или испанка. Неважно, кровь какой этнии течет в твоих жилах.
В 1971 году в Лондоне состоялся первый всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и признание национальных символов флага и гимна, основанных на народной песне «Джелем, джелем». Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов - колесо кибитки, подкову, колоду карт, которыми украшаются цыганские книги, журналы, сайты.
В честь первого всемирного цыганского конгресса 8 апреля эта дата считается днем цыган, а второй всемирный конгресс цыган (прошел) здесь у нас - в Андалусии, в прекрасной Гранаде.
А что же статья в «El Mundo»? Она гласит, что каждый десятый испанский хитано подвержен какой-либо хронической болезни. Эти данные опубликованы в докладе «Здоровье цыганского общества в Европе». Он был подготовлен комиссией охраны здоровья Европейского Союза. Специалисты из комиссии проанализировали цыганские этнии Испании, Португалии, Словакии, Чехии, Греции, Румынии и Болгарии. И выяснилось, что несмотря на хронические болезни, все равно испанские хитанос имеют более крепкое здоровье и лучшее самочувствие, чем их сородичи. Самые распространенные недомогания – головная боль, гипертония и аллергические реакции. «Типикос» - типичные для всей Испании. К тому же в нашей стране цыгане имеют лучшее медицинское обслуживание. Еще бы! Испанцы-цыгане чуть что, чаще остальных испанцев, бегут в скорую помощь. Данные того же доклада».
Этот обзор «Цыгане в контексте румынской и испанской истории» составлен по материалам трех передач русского вещания «Интер-радио Румыния» и передачи испанского иновещания Radio Exterior de España на русском языке.
Запись аудио и расшифровка аудио в текст части этих программ проведена редакцией Portalostanah.ru.
Составление и примечания Portalostranah.ru
Опубликовано 30/03/2010
Информация по теме: Где больше всего в Европе живет цыган
Румыния и Болгария являются странами с самым большим количеством цыганского населения, - сообщал телеканал «Евроньюс» в одной из сентябрьских русскоязычных передач 2010 года. Причем Румыния занимает, согласно телеканалу, первое место в этом списке. Телеканал оценил приблизительное количество цыган Румынии от нескольких сот тысяч до двух миллионов. Цыганская община Болгарии была названа второй по численности.
(Телеканал не упомянул об общине испанских цыган. Неофициальное количество испанских цыган (а официально в переписях все граждане Испании записываются как испанцы), согласно передаче «Международного Испанского Радио» на русском языке от ноября 2009 года, 500 - 600 тыс. человек).
В свою очередь русское вещание «Радио Болгария» в своей программе от 24 августа 2010 года приводило следующие цифры по цыганским общинам Румынии и Болгарии, касаясь французской политики высылки цыган:
«По неофициальным данным, в Румынии проживает приблизительно 2 млн. 400 тысяч цыган, а в Болгарии они насчитывают около 800 тысяч.
По информации болгарских дипломатов, на данный момент во Франции находятся порядка 2-3 тысяч болгарских цыган, что весьма незначительная цифра для более 60-миллионного населения страны. (Наряду с небольшими, в несколько тысяч человек, общинами цыган из Румынии и Болгарии, община собственно французских цыган составляет около 500000 человек. Прим. Portalostranah.ru).
В конце июля президент Франции Николя Саркози, образно говоря, «объявил войну» незаконным цыганским лагерям в стране, которые в общей сложности насчитывают около 300. Данная реакция была вызвана нападением, которое сорок человек цыганского происхождения совершили на французских полицейских после смерти молодого цыгана, попытавшегося убежать от проверки дорожной полиции. По мнению министра внутренних дел Франции Бриса Ортфе, некоторые из этих лагерей являлись источниками «незаконного трафика, эксплуатации детей с целью попрошайничества, проституции или мелких преступлений». Париж планирует в трехмесячный срок ликвидировать лагеря, а нелегально пребывающим в них преимущественно румынским, а также болгарским цыганам было рекомендовано покинуть Францию при обеспеченном билете на самолет в Родину и дополнительном финансовом бонусе в размере 300 евро на взрослого и 100 евро на ребенка.
В силу гарантированного права на свободное передвижение в рамках ЕС, однако, они могли бы вернуться обратно во Францию, когда угодно. Французские власти, однако, заявили, что этим лицам будет отказано в повторном или очередном предоставлении социальной помощи. С этой целью французская полиция сняла отпечатки пальцев у всех, кто добровольно принял предложение вернуться на Родину. Таким образом, они будут идентифицированы в случае, если вновь потребуют помощи от социальных служб государства. Потому что не секрет, что именно щедрые социальные пособия привлекают цыган в более богатые европейские государства, также как возможность зарабатывать дополнительно нелегальным путем». Конец цитаты.
По разным данным, цыгане в Болгарии (сами себя они называют рома, болгары употребляют также название «цигани») являются вторым крупнейшим меньшинством страны и третьей по величине этнической группой (после собственно болгар и турок). По данным переписи 2001 года, в Болгарии насчитывалось 370 908 цыган, что составляет 4,7 % от общей численности населения страны, т.е. согласно переписи, Болгария - это европейская страна с самым высоким процентом цыган к общей численности населения. (По неофициальным данным, это количество составляет 7-8% от общей численности населения Болгарии, с численностью общины болгарских цыган в 700-800 тысяч, учитывая что некоторое количество цыган относят себя к болгарской или турецкой общинам).
В Румынии, согласно переписи 2002 года, цыгане являются лишь третьим по численности национальным меньшинством к общему количеству населения, уступая венгерской общине и собственно румынам. Однако, согласно этим же данным румынской переписи 2002 года, число цыганской общины в стране составляет всего 535140 человек, или 2,5 % от общей численности населения. Заниженное, по сравнению с неофициальными данными, количество цыган в Румынии, по мнению экспертов, связано с тем, что многие румынские цыгане записывают себя румынами, или вообще не участвовали в переписи и не имеют документов. Напомним, по неофициальным данным, Румыния является лидером в Европе по численности своей цыганской общины – около 2, 5 миллионов человек.
Информация по теме: Цыгане во Франции
В аудиофайле №2 в левом верхнем углу этой страницы вы можете послушать аудио приведенных ниже фрагментов передачи о цыганах Франции «Международного Французского Радио», русское вещание.
«На фоне последних событий, связанных с высылкой цыган из Франции, не лишним будет вспомнить, как обстояло дело в другие времена, как складывались взаимоотношения между цыганами и властью во Франции и не только во Франции.
Вашему племени все бы корысть только. Поддеть, да обмануть доброго человека. … В смуглых чертах цыгана было что-то злобное, язвительное, низкое и вместе с тем высокомерное: человек, взглянувший на него, уже готов был сознаться, что в этой чудной душе кипят достоинства великие, на которые одна только награда на земле – виселица». Такую характеристику цыган мы находим у Н.В.Гоголя. (Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близь Диканьки).
Стоит сказать, что кроме цыгана, в событиях повести участвует и другой персонаж – жид. Ни у того ни у другого нет имён, столь важных в творчестве великого русского писателя. Просто цыган – и всё, просто жид – и всё. С точки зрения Н.В.Гоголя, как и с точки зрения обитателей Малороссии начала 19 века, одного лишь упоминания о принадлежности к цыганам или к жидам было достаточно для характеристики персонажа. Такая точка зрения весьма характерна и весьма распространена не только в Малороссии XIX века, но и во Франции и в других странах мира и в другие времена...
В течение всей своей истории цыгане рассматривались «пришлые», как народ «пришедший извне», интересный, как раз тем, что он не похож на других, (см.: персонаж романа Г.Гарсиа Маркеса) – это с одной стороны, а с другой стороны, по той же самой причине, – как народ враждебный. Поэтому цыгане всегда подвергались гонениям. Их обвиняли в бедах, которые случаются, с их существованием связывали нечто необъяснимое, загадочное и даже потустороннее. Они оказывались нежелательным элементом.
В отношении евреев жители Франции, а в частности Парижа были всегда настроены очень негативно. Почти каждая смена власти или городская смута в столице Франции сопровождалась еврейскими погромами. Франция может в кавычках «похвастаться» тем, что именно она впервые официально и на государственном уровне спланировала и провела акцию против евреев ещё задолго до того как подобная акция, правда более масштабная, была проведена в Испании. Автором этой первой акции против евреев был Филипп Август.
И в отношении цыган власти Франции на протяжении многовековой истории страны довольно часто применяли жестокие репрессивные меры.
Первое письменное упоминание о цыганах во Франции мы находим в книге «Дневник парижского горожанина». В ней говорится, что в 17 августа 1427 в район Plaine-Saint-Denis прибыли люди на лошадях. Среди них были двое, один из которых называл себя графом, а другой – герцогом. Их сопровождали около десятка всадников. Они сказали про себя, что были родом из Нижнего Египта. (Отсюда и одно из названий цыган по-французски и по-английски). Это первое письменное упоминание о цыганах во французских источниках. По другим данным, менее точным, чем «Дневник парижского горожанина», цыган было несколько сотен, и меньше, чем через месяц, городские власти отослали их в городок Понтуаз. Так уже первое столкновение парижан с цыганами закончилось изгнанием последних.
В 1504 Людовик XII издаёт закон, согласно которому следует бороться «пришлыми» и с «богемцами» (bohémiens). Король Богемии Сигизмунд назначил воеводу Ладисласа главой цыган. Отсюда и пошло другое обозначение цыган во французском языке – богемцы.
В те времена применяли две меры наказания – изгнание и смертная казнь. Обе меры были равнозначными.
В 1539 году Франциск I издал указ, в котором обвинял цыган (богемцев) в обмане и в мошенничестве.
В 1561 году Карл IX также издаёт аналогичный указ и также запрещает цыганам жить во Франции. За нарушение указа теперь уже не просто высылают из страны, а посылают на галеры. Кроме этого цыган (мужчин, женщин и детей) заставляют брить наголо свои головы. Таким способом их метят, как впоследствии стали метить евреев жёлтой звездой. За ношение цыганской одежды также существовали наказания, поскольку в Средние века одежда была более красноречивым знаком положения человека в обществе, чем сейчас, даже учитывая скандал вокруг ношения паранджи в общественных местах. Даже такой «добрый король» как Генрих IV в 1606-ом году запрещает цыганам собираться в группы более чем три-четыре человека.
Начиная с 1660 года – фактически с приходом к реальной власти - Людовик XIV продолжает королевские традиции преследования цыган как «бродяг», используя те же самые методы и меры наказания: изгнание, ссылка на галеры, телесные наказания и даже смертная казнь, а с появлением колоний, цыган начинают ссылать на новые поселения.
Великая Французская революция не изменила отношения к цыганам во Франции. В 1803-ом году Наполеон Бонапарт запрещает проживание цыган во Франции. Этим воспользовалась супруга Наполеона - Жозефина Богарне (Joséphine de Beauharnais), которой была нужна рабочая сила для работы на сахарных плантациях на Карибских островах. Цыгане оказались подходящим материалом, так как лучше других приспосабливались к местному тропическому климату.
В 1912-ом году во Франции всех цыган переписали и выдали им свидетельства (carnet) – такие же, какие выдавали преступникам. Во время второй мировой войны цыгане подверглись таким же репрессиям, как и евреи. Из 700 тысяч цыган кочевавших по территории Европы, в нацистских лагерях смерти было истреблено более двух третей от общего количества. Этот период впоследствии получил название «самударипен» - в буквальном переводе слова - «убийство всех» (другие термины – «параимос» или «Кали Траш»).
В течение почти 30 лет с 1949 по 1968 годы во Франции работала комиссия, которая должна была определить отношение Республики к цыганам. Итоги работы комиссии были опубликованы в 1979 году. В докладе говорилось о чертах присущих цыганам: о беззаботности, естественной лени, нечистоплотности. К этому времени в 1968 году цыганское антропометрическое свидетельство было заменено на другой документ – свидетельство о передвижении (carnet de circulation).
Стоит вспомнить одну историю из времён Генриха IV. Завершению Строительства Нового моста в Париже мешали «ирландцы». Так называли людей, в основном выходцев из Ирландии, которые буквально терроризировали население Парижа. Они выходили на свой промысел ночью. У них тогда появилось и другое прозвище bélître – ничтожный человек, ничтожество (homme de rien, homme sans valeur). Это слово впоследствии прочно вошло в обращение для обозначения бродяги. Операцию по выселению «ирландцем» осуществил Прево Парижа Франсуа Мирон (François Miron). Тогда была применена схема изгнания, впоследствии повторявшаяся неоднократно: возле ещё недостроенного Нового моста были поставлены баржи. Ночью городская стража окружила территорию моста и всех, кто находился в этот момент в том месте, погрузили на баржи и отправили – вон из Парижа. По сведениям историков их отправили на родину в Ирландию. Поэтому это дело так и осталось в истории Парижа под названием «высылка ирландцев», хотя далеко не все среди них были ирландцами.
Впоследствии эта схемы высылки «нежелательных элементов» из Парижа или с территории страны воспроизводилась неоднократно, применяется она и сейчас, правда вместо барж используют самолёты». («Международное Французское Радио» РФИ, русское вещание от 19/09/2010).
(Информация по теме «Цыгане во Франции» Мониторинга Portalostranah.ru опубликована 21/09/2010).
Обзор подготовлен Portalostranah.ru по материалам русского вещания «Интер-радио Румыния», «Radio Exterior de España», «Радио Болгария» и «Международного Французского Радио - РФИ». Статистика численности по цыганским общинам в Европе подготовлена с использованием ряда европейских новостийных ресурсов.
Portalostranah.ru