Происхождение японской архитектуры
В официальном путеводителе по Японии, изданном на многих языках Японской Национальной Туристической Организацией в 2009 году, дается такое краткое представление архитектуры страны:
«В какой стране находится старейшее в мире деревянное строение? А где находится самое большое? Они находятся в Японии. Первое - это храм Хорюдзи (построен в 607 году), второе - буддийский храм Тодайдзи (в современном виде реконструирован в 1709г., высота - 57 метров).
Буддийские строения имеют японские архитектурные особенности, хотя и длительное время подвергались влиянию Китая. В Японии можно найти немало роскошных архитектурных шедевров, включая и те, что находятся в древних столицах Нара, Киото и Камакура.
С конца XVI и на протяжении XVII века феодальные правители Японии соперничали друг с другом в искусстве возведения величественных замков, чтобы продемонстрировать свою силу и мощь. Наиболее знаменитым среди них является изящный замок Химэдзи.
Конечно, не только строительство традиционных зданий демонстрирует архитектурное мастерство японцев. С конца XIX века западная архитектура стала оказывать сильное влияние на Японию. Необходимо отметить, что японцы считают строения красивыми только тогда, когда они гармонируют с окружающей природной средой.
В настоящее время дизайн и строительные материалы отличаются от использовавшихся в прошлом, но традиционный акцент на гармонию с природой продолжает отражаться во многих творениях современных японских архитекторов, современная японская архитектура очень оригинальна, а присущие ей новаторские приемы вызывают особенно большой интерес…»
Это было вступление, а теперь поговорим подробнее обо всем этом. Вашему вниманию предлагаются фрагменты очерка японского исследователя в области архитектуры Набору Кавадзоэ «Японская архитектура». Материал был опубликован в середине 1990-х годов в специальной одноименной публикации под эгидой Министерства иностранных дел Японии.
Зарождение японской архитектуры
«Большую часть японского архипелага занимают горные системы, причем горообразование, связанное с геологической активностью, продолжается до сих пор. Стремительные реки размывают горную породу, вынося ее в океан и делая речные долины еще уже и глубже.
Пять тысячелетий до нашей эры климат был приблизительно на 4 градуса теплее, а уровень моря, вдававшегося в сушу, выше на несколько метров. Внезапное похолодание вызвало понижение уровня океана. Так образовались речные долины, пригодные для земледелия. Примерно 3 тысячи лет до нашей эры начали культивировать рис, тогда и появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двускатной крышей. Позже подобные сооружения стали характерны для дворцовой архитектуры правителей племени Ямато. Простые люди практически по всей стране продолжали жить в землянках — квадратных жилищах с четырьмя столбами и закругленными углами стен.
Одновременно с началом земледелия по всей стране разгорелись войны. Вокруг поселений стали выкапывать рвы и возводить защитные сооружения. Для большей безопасности переселялись на холмы. Подобные укрепленные поселения в Древней Греции и по всей Европе превратились в города, но в Японии, спустя некоторое время, они были покинуты и использовались для сооружения громадных усыпальниц местных правителей. Полагают, что по всей стране по времени между 4 и 6 веками было возведено до 20.000 подобных усыпальниц, называемых «кофун». Ничего похожего не было обнаружено в соседних азиатских странах, да и в других странах мира.
«Кофун» имел различные формы: прямоугольную, круглую, прямоугольную с одной стороны и круглую с другой. Самые внушительные из них по форме напоминают громадную замочную скважину, как наиболее древние могильники знати Ямато. Полагают это связано с им, что правители Ямато возглавляли коалицию, в которую входили Правители разных регионов. В наше время могильники покрыты густой растительностью и выглядят естественными холмами. Однако при сооружении их поверхность покрывалась камнями, и они одновременно являлись усыпальницами и молельнями. О первоначальном виде этих могильников можно судить по раскрытому уже в наше время кургану Госики Дзука в городе Кобэ. Самые крупные «кофуны» относятся к 5 веку: могильники императоров Нинтоку и Одзина к югу от современного г.Осака. Протяженность усыпальницы Нинтоку составляет 486 метров, по площади она больше любой из египетских пирамид. Более того, курган окружен тремя рвами и, рассматривая все сооружение целиком, можно сказать, что это самая большая в мире по своей площади усыпальница. Курган Одзина несколько меньше по площади, хотя имеет большую внутреннюю вместимость.
В то время частые наводнения привели к расширению речных долин. Рисоводство требовало постоянной борьбы со стихиями, что было не по силам малочисленным поселениям. К тому же, в отличие от Ближнего и Среднего Востока, где земледелие развивалось на больших площадях бассейнов крупных рек, в Японии пригодные для использования долины были разделены реками и морем на многочисленные маленькие участки. Жители этих районов теснились друг к другу, а море и реки становились для них естественными линиями обороны. Местные правители организовывали работы по контролю за наводнениями.
Разбросанные по всей территории Японии курганы «кофун» свидетельствуют о существовании подобных земледельческих поселений той эпохи. С другой стороны, крупномасштабные ирригационные системы Ближнего и Среднего Востока привели к образованию мощных автократических государств. Свидетельства тому - внушительные египетские пирамиды и зиккураты (ступенчатые культовые сооружения) Месопотамии. Усыпальницы Нинтоку и Одзина также похожи на системы контролируемого орошения, однако в Японии не сложилось единого централизованного государства. История страны началась с возникновения альянса между отдельными «маленькими царствами».
Эти «царства» были разделены высокими, густо покрытыми лесами горными хребтами. Море и реки являлись единственными путями между ними. Для контроля и подчинения этих царств правителям Ямато требовался военный флот. Тогда и появились первые корабельные мастера, известные как семейство Инабэ. Ко времени формирования в 8 веке первого древнего государства, Инабэ уже занимались строительством на суше. Они сооружали дворцы правителей Ямато и другие постройки, не забудем упомянуть самое крупное в мире деревянное сооружение — храм Тодайдзи в городе Нара (современный облик Тодайдзи относится к 17 веку, первоначально он был намного крупнее). Если культуру рассматривать как некую структуру, а транспорт — как средство, позволяющее городам подчинять и контролировать провинцию, тогда плотники Инабэ были теми мастерами, которые воплотили эту структуру в жизнь. Можно даже сказать, что японская архитектура зародилась как «кораблестроение на суше».
Гигантские усыпальницы символизировали власть правителей Ямато. Хотя и внушительных размеров, но они стоят в одном ряду с тремя тысячами подобных курганов, построенных по всей стране. Они оказались непригодными для обозначения той трансцендентной силы, которая позже получила имя «император» (тэнно). Символ императорской системы — синтоистское святилище Исэ — явилось прототипом японской архитектуры. Оно было сооружено в 7 веке, когда в Японии установилась государственность, скопированная с «Римской Империи Востока» - Танского Китая.
Святилище Исэ состоит из двух комплексов: в то время, как один из них играет свою роль в синтоистском ритуале, другой возводится рядом с первым, причем в точности его копируя. Каждые 20 лет проводится церемония перемещения божества из старого комплекса в новый. Таким образом до наших дней дошел примитивный «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого — врытые в землю столбы и крытая соломой крыша. Конечно, это явно контрастирует с могильниками «кофунами»: целиком связанные с землей, они акцентируют значимость смерти и вечности. Приподнятый пол святилища Исэ отделен от земли. Акцент здесь на жизни, на том, что заново рождается и заново возводится. Значительная разница и в применяемой технологии.
В Древней Греции, и позднее в Европе, города возникали вокруг мощных замков, и в задачу архитектуры включалось не только строительство, но также инженерное дело и военная технология. Пирамиды Египта дают ранний пример этого. Однако в Японии сооружение замков и гигантских курганов-усыпальниц не обязательно относилось к архитектуре. Японское слово для такого вида строительной деятельности состоит из двух иероглифов — «земля» и «дерево» — и отличается по смыслу от архитектуры. Обычно оно переводится как «гражданское строительство», но если переводить более точно, получится «сельскохозяйственное строительство». Основная отличительная черта японской архитектуры — это ее внутренняя связь с кораблестроением и с технологиями обработки дерева.
Культура дерева
Тщательно уложенные огромные каменные блоки внутри курганов-усыпальниц говорят о том, что древняя Япония обладала высокой техникой каменного строительства. Однако, истоком японской архитектуры явилось корабельное дело, и с момента зарождения на протяжении своей истории развития и до заимствования европейской культуры строительства в период Мэйдзи, японская архитектура использовала в качестве строительного материала исключительно древесину. Наверно ничего подобного не происходило в других странах, поэтому я называю японскую цивилизацию цивилизацией дерева.
Даже в наше время около 70% территории Японии занимают горы и леса. Это одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Состоят они в основном из широколиственных Пород, но в качестве строительного материала предпочтение отдавали хвойным породам — кипарису и кедру. Уже в древности для поддержания лесных ресурсов практиковалось искусственное насаждение и восстановление лесов. Это тоже содействовало развитию культуры деревообработки.
Глинобитное и каменное строительство не требует металлических инструментов. Совсем другое дело — деревянное зодчество. Так, продольные пилы применялись в Японии уже со времени развития сельского хозяйства. Более важным, однако, является способ получения досок и деревянных блоков путем расщепления бревен вдоль волокон древесины при помощи клиньев, а затем обтесывания готовых досок. Это было возможно, так как хвойный кипарис, являясь основным строительным материалом, обладает тонкими и прямыми волокнами древесины. Для сравнения, в Европе применялись широколиственные породы, такие как дуб. В способе деревообработки кроется причина практически полного отсутствия изогнутых линий в японских постройках. Исключение составляет кривая линия крыши, которая получалась путем прикладывания усилий на два конца длинной, тонкой, постепенно увеличивающейся по толщине, балки. Для японского зодчего кривая была не противоположна прямой, а скорее являлась продолжением прямых линий.
Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов, за исключением павильона Юмэдоно в храме Хорюдзи (г.Нара) и трехъярусной пагоды храма Анракудзи (префектура Нагано), где в конструкции использованы восьмиугольные элементы. Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных пагод, т.н. «тахото». Таким образом все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. Прямоугольные конструкции могут быть деформированы под действием силы, треугольные, конечно же, не могут. Несмотря на этот факт, все здания, за исключением треугольных секций крыш, состоят практически целиком из горизонтальных и вертикальных элементов. Это компенсировалось за счет использования в конструкциях разных сортов дерева: гибкость кипариса отлична от твердости дуба. Кипарис был предпочтительней, т.к. любая жесткость в структуре делала ее чувствительной к разрушительному воздействию боковых напряжений, вызванных землетрясениями и сильными порывами ветра. Податливая конструкция поглощала такие напряжения. По той же причине почти все сооружения имеют стены с выступающими столбами. Хотя это также связано с тем, что во влажном климате спрятанные опоры более подвержены гниению, одновременно конструкция стен становится жестче. В качестве параллели можно вспомнить японский вид спорта дзюдо, в котором сочетаются сила и гибкость.
В 3 веке появляется особый способ соединения элементов конструкции здания «нуки»: анкерные балки вставлялись внутрь опор, которые ими соединялись. Использование «нуки» означало, что даже довольно тонкие опоры стали способны выдерживать боковые нагрузки, генерируемые землетрясениями и штормами. Замена толстых опор, использовавшихся древними зодчими, на более тонкие привела к характерному со времени средневековья утонченному и стройному облику японских построек. Хорошим примером являются ворота синтоистских храмов, т.н. «тории». Камень, используемый для строительства, получился в результате колоссального геологического давления. Это превосходный «неподатливый материал». Тогда дерево можно назвать отличным «растяжимым» природным материалом, аккумулирующим пульсирующую жизненную силу, способную как бы одолеть земное притяжение и устремиться к небу.
Под влиянием китайской архитектуры в Японии вплоть до 9 века постройки красились в голубой, красный и другие яркие цвета. С улучшением железных инструментов деревообработки, акцент стал делаться на красивую структуру самого дерева. К тому же, хвойные породы, особенно кипарис, богаты смолой и хорошо сохраняются даже без покраски. Это также отвечало стремлению японцев к естественной красоте.
Принцип горизонтальности
Начиная с храмов Исэ в японской архитектуре преобладала тенденция к горизонтальному развитию пространства. Это еще больше усиливалось характерными крышами построек. Крытая черепицей крыша с широкими свесами — отличительная черта китайского зодчества. Для поддержки длинных карнизов вверху колонн использовались различного типа консоли, т.н. «токе». Также они служили для поглощения боковых напряжений от тяжести самой крыши. Китайская архитектура в Японии находила применение в основном при сооружении буддистских храмов. Примером является построенный в начале 8 века храм Хорюдзи — самый древний сохранившийся памятник деревянного зодчества в мире. Но даже в нем присутствует японский колорит. В отличие от сильно загнутых вверх карнизов, характерных для китайской архитектуры, нисходящие линии крыш Хорюдзи так изящно загнуты, что кажутся почти горизонтальными. В дальнейшем ширина карниза была еще более увеличена. В результате, при широком заимствовании китайской архитектуры, акцент на горизонтальности породил самобытный неповторимый облик японского зодчества.
Крыши буддистских храмов покрывались черепицей и различались по форме: шатровой либо шатрово-щипцовой. В отличие от них, двускатные крыши дворцов правителей Ямато и синтоистских святилищ, крытые травой, либо кипарисовой корой, имели угловую форму. Однако со временем получили распространение шатрово-щипцовые крыши с козырьком по фронтону; им придали легкий изгиб, и все это подчеркнуло горизонтальный характер постройки. Крыши храмов стали делать с более удлиненными свесами и крыть корой кипариса. Более широкие карнизы и приподнятый над землей пол во многом содействовали ощущению горизонтальности. Потолки были низкие, т.к. входящие в помещения люди садились не на стулья, а прямо на пол. В целом, вся форма зданий была плоской и разворачивалась в пространстве по горизонтали.
Строения выглядели плоскими не только внешне, они на самом деле были невысокими. Постройки в несколько этажей начали появляться гораздо позже и с течением времени они становились все менее симметричными. Кроме того, их располагали на местности таким образом, чтобы по мере приближения общий вид сооружения все время как бы обновлялся. Это отвечало стремлению слияния с природой и подчеркивало гармонию постройки с окружающими деревьями. Наверное и по этой причине не возводились сооружения в несколько этажей, хорошо заметные отовсюду.
Главный павильон Кондо храма Хорюдзи выглядит как двухэтажное сооружение, а пятиярусная пагода похожа на пятиэтажное здание. На самом же деле, внутри павильона находится статуя Будды, кажущийся «второй этаж» не имеет даже пола. Что касается пагод, то число ярусов могло быть любым, и у каждого яруса был свой карниз. Но основной элемент пагод — центральная колонна, проходящая через все ярусы от земли до шпиля. Под нее помещали «драгоценности», символизирующие пепел Будды, а все строение служило просто поддержкой для этой колонны. Пагоды, хотя и напоминают башни, были объектами поклонения, а не служили для осмотра окрестностей. Заметим, что колыбель японской культуры — города Киото и Нара — расположены в узких долинах между гор, с которых открываются прекрасные панорамы окрестностей. В Европе и странах ислама поднимались на башни, которые выражали устремленную в небо вертикаль. В Японии же пагоды символизировали собой недостижимые высоты, а карнизы, разделяющие каждый ярус по горизонтали, напоминали расправленные крылья.
Слияние архитектуры и интерьера зданий
Средневековые города Европы представляли единый огромный архитектурный комплекс. В Японии же городское строительство и архитектура рассматривались как отдельные явления, т.е. город и его составные части не были чем-то целым. Согласованию уделялось внимание между самим зданием и его составными элементами интерьера. Всегда учитывалась возможность демонтировать, переместить и заново собрать все здание на новом месте. Это касалось как обычных домов, так и крупного размера храмов. Здание рассматривалось как единая утилитарная вещь, что-то подобное кораблю, что в результате сказалось на слиянии архитектуры и интерьера здания.
На древнеегипетских памятниках только фараоны и их жены изображены сидящими, аналогично, на многих средневековых фресках Христос восседает на троне. Таким образом, стул обозначает символ статуса.
В Японии не использовались стулья, сидели на поднятом над землей полу. Сам дворец символизировал правителя, а позже императора. Аналогично, приподнятый пол синтоистского святилища символизировал местопребывание божества, «ками». Все религиозные церемонии проводились на открытом пространстве вокруг храма. Каждое божество должно было иметь свое святилище. Например, три морских божества почитаются в синтоистском храме Сумиёси в г.Осака и, соответственно, там возведено три одинаковых святилища для каждого божества. Они располагаются друг за другом и напоминают три корабля в открытом море. Также и в храме Касуга в г.Нара для 4 своих «ками» сооружено 4 одинаковых, стоящих рядом, святилища.
Таким образом, само здание символизировало почитаемое божество, интерьер не имел практического значения. Однако, были и исключения, и одно из них - Главное Святилище Идзумо, построенное одновременно с храмами Исэ. Первоначально это было поистине грандиозное сооружение высотой 48 метров, причем организации внутреннего пространства было уделено особое внимание. Святилище было построено в т.н. стиле Тайся, самый ранний из сохранившихся до наших дней представителей этого стиля — относящийся к 16 веку синтоистский храм Камосу в г.Мацуэ. Святилище Камосу имеет очень высокий пол, расписанные красным и голубым потолки, изображающие облака, окрашенные в красный цвет внутренние столбы, перекладины и балки. В древности Идзумо боролось за власть с императорами Яма-то, отсюда проистекают те культурные отличия, выраженные в архитектуре Главного Святилища Идзумо.
Идея того, что само здание является символом почитаемого божества, была перенесена на буддистские храмы, заимствованные из Китая: в Кондо находится объект почитания, изображение Будды, а пагода является гробницей, вмещающей драгоценности, символизирующие «пепел» Будды.
В храме Хорюдзи павильон Кондо расположен справа, пятиярусная пагода — слева. Наполовину замкнутый проход вокруг них отгораживает священное пространство, в которое запрещается входить. Молящиеся располагались у Центральных Ворот перед храмом. Позднее, второй замкнутый проход «мокоси» был пристроен под карнизами Кондо и нижнего яруса пагоды для того, чтобы молящиеся могли быть ближе к Будде. Внутрь Кондо и пагоды вход запрещен, и можно приблизиться не далее этого «человеческого пространства».
Аналогично, вокруг каждого яруса трехъярусной Восточной Пагоды храма Якусидзи в г.Нара пристроен крытый «мокоси», отчего все сооружение с первого взгляда кажется шестиэтажным. На самом деле выше первого яруса внутри пагоды ничего нет, т.е. эти дополнительные «этажи» сделаны исключительно для внешнего вида с целью придать религиозному сооружению менее строгий облик, придать ему привлекательный, «гуманный» вид и большее очарование. Это полностью относится и к святилищу Исэ, где под широкими свесами крыши сооружен коридор с балюстрадой, окружающий все здание.
Однако, в дальнейшем во внутреннем пространстве храмов были выделены место для Будды (внутренний алтарь) и место для почитания (внешнее святилище).
В этом отношении особенно интересен павильон Лотоса (Хоккэдо) храма Тодайдзи. Здание с шатровой крышей было сооружено в 8 веке. В конце же 13 века, одновременно с реконструкцией павильона Большого Будды (Дайбуцудэн), к Хоккэдо было пристроено внешнее святилище для молящихся с шатрово-двускатной крышей, что придало всему сооружению необычный вид.
И все же, даже после включения «человеческого пространства» в структуру храмов подобного типа, ощутимо напоминали о себе времена, когда службы проводились во дворе. Так, в храме Киёмидзудэра на склонах горы Хигасияма в Киото специальный настил обозначает пространство внешней молельни. Поддерживают настил высокие колонны, скрепленные горизонтальными и вертикальными анкерными балками! Крытой кипарисовой корой большой крыше сочетанием выпуклых и вогнутых элементов придана волнообразная форма.
В отличие от буддистского, синтоистский храм имеет сооружение «хондэн», где обитает божество, и соединенное с ним помещение для молящихся, «хайдэн». Синтоистский храм Ицукусима построен на острове внутреннего Японского моря вблизи г.Хиросима. Во время отлива он как бы плывет по поверхности воды. Хорошо различимы «хондэн» и «синдэн», за ними — лодочный причал и далее очень красивые «тории». Вокруг располагаются сцена для представлений театра Но и другие сооружения, все вместе они соединены в одно целое проходом. «Хондэн» синтоистского храма Кибицу в г.Окаяма имеет внешнее святилище, внутреннее святилище и алтарь, которые сооружены на земляных насыпях на разном уровне в виде террас. Идея такого пространственного деления идет от синтоистских храмов, родственно связанных со святилищем Идзумо.
Еще лучше особенности японской архитектуры проявились в жилых постройках. Императору по статусу полагалось находиться во дворце с приподнятым над землей полом (как бы на троне, укрытом сверху крышей). С течением времени вокруг императора возник класс аристократии, что вызвало появление соответствующего стиля архитектуры. Он известен как «синдэн-дзукури»: к основному пространству (ядру) помещения примыкают спереди и сзади, либо по всему периметру крытые дополнительные пространства. Здесь во время официальных церемоний и в других случаях, сидя на полу, размещались придворные. Единственный дошедший до нашего времени образец этого типа построек — Киото Госё (императорский дворец), реконструированный в 17 веке.
Граница между основным помещением и крытой дополнительной пристройкой видна по уступу на крыше из кипарисовой коры, подтверждающей резкое разделение на «пространство императора» и «пространство придворных». В «синдэн» (буквально: «спальный зал») придворные могли также жить, в этом случае наивысший чин находился в основном помещении, а все остальные ниже чином располагались в крытых пристройках. Этих людей звали «тэндзё-бито» (люди, живущие на приподнятом полу) в отличие от простолюдинов, которых называли «дзигэбито» (люди, живущие на земле).
Во времена, когда церемонии проводились на открытом воздухе перед дворцом, интерьер не имел большого значения. С появлением стиля «синдэн» внутреннее пространство получило развитие, но фактически оставалось открытым наружу: на границе внутреннего помещения и внешнего помещения на петлях вешались решетчатые ставни, которые поднимались днем и опускались на ночь. Внутреннее помещение не разбивалось на более мелкие зоны, только предусматривалось несколько спальных комнат и комнат для хранения вещей. Каждый раз при проведении церемоний выставлялись необходимые вещи, окруженные ширмами, которые защищали от ветра и постороннего взгляда. В качестве сидений раскладывались легкие «татами» (соломенные циновки) зеленого цвета и с орнаментом для императора и министров.
Вполне ясно, что жизнь придворных в то время всецело определялась нормами этикета и сложившимися правилами. Однако со временем правители и военные начальники в провинциях получили большую власть. Их стиль жизни приобрел утонченность и более отвечал личным потребностям, что сказалось в изменениях планировок интерьеров. Во-первых, места, закрепленные за главенствующей знатью, постоянно были устланы «татами». Позднее пространство внешнего помещения также стало застилаться «татами», в результате оказался покрытым весь пол. Временные ширмы и занавески были заменены на раздвижные деревянные двери и «фусума» (деревянные рамы, затянутые полупрозрачной бумагой) для разграничения отдельных комнат.
И по сей день во многих японских домах «фусума» используют для разделения внутреннего пространства: когда требуется увеличить размер помещения — убирают «фусума», точно так же, как в прежние времена применяли переносные ширмы. Раздвижные двери определяли внешнюю границу помещения. Такие двери, ставшие привычным элементом современных зданий, в действительности являются японским изобретением. Для соединения опор с дверьми круглые столбы были заменены на квадратные. Возможность деления помещения на несколько комнат сказалась и в конструкциях потолков. В главной комнате делали ниши с рядами полок, которые могли быть украшены курильницами и цветочными аранжировками. Такой стиль интерьера известен как «сёин».
Детали интерьера по своему размеру делаются с учетом «человеческого тела». Поэтому размеры «татами», укладываемых на полу, а также раздвижных ширм в помещении должны соответствовать этому «масштабу». Отсюда возникает особая система измерений, называемая «кивари». Она основывалась на расстоянии между центрами опор здания и на толщине самих опор. Размеры всей постройки, за исключением искривленной части крыши, рассчитывались пропорционально толщине опор.
В результате применения такого метода расчета размеры «татами» могли несколько меняться в зависимости от размера комнаты; в стиле «сёин» размер «татами» согласован с площадью помещения. Но с развитием массового производства и централизованного распределения возникла потребность в использовании готовых стандартных «татами». В итоге был разработан метод «татами-вари». Он включает систему измерений, базирующуюся на расстоянии между внешними краями двух соседних опор.
Метод «татами-вари» широко использовался в домах горожан и купцов, но старейшая сохранившаяся постройка, в которой использовалась эта система — принадлежавший членам императорской семьи дворец Кацура. В архитектуру дворца были привнесены элементы дизайна, характерные для увеселительного квартала Киото. Использование точно определенных стандартов, таких как расстояние между опорами, придает зданию в стиле «сёин» общую строгость. Однако во дворце Кацура, где была применена система «татами-вари», подобная строгость преодолена и достигнута чудесная гармония. Архитектура дворца знаменует переходный этап от стиля «сёин» к стилю «сукия», в котором, отказавшись от системы «кивари», применили свободную компоновку, но в то же время, поддерживали структурную форму здания с помощью «татами-вари».
Дворец постоянно достраивался в течение 50 лет усилиями двух поколений семейства Хатидзё-номия. Представитель первого поколения, Тосихито, воздвиг Старый Сёин, здание с двускатной крышей, выходящее фасадом в сад. Оно имеет открытый и непритязательный облик. Средний Сёин, построенный по случаю женитьбы сына, Тоситада, передает ощущение уюта, тогда как Новый дворец имеет сложную, но одновременно и естественную структуру.Многочисленные элементы конструкции Дворца отличаются по размеру и форме, но все здание сохраняет определенную легкость. Элементы хорошо сочетаются между собой и дают общую правильную зрительную перспективу за счет постепенно понижающихся свесов крыш. Все это вместе с мягким распределением светотени от покрытых просвечивающейся бумагой дверей «сёдзи» и от белых стен, неокрашенных дверей и деревянных опор, придает всему зданию тонкую гармонию.
Использование системы «кивари» в стиле «сёин» приводило к ячеистой планировке, сооружение представляло собой сочетание однородных пространственных структур. Здания в стиле «татами-вари» соединяли независимые по размеру пространственные ячейки. Однако, в любом случае, комнаты вполне вписывались в общую целостность постройки. Мельчайшей единицей пространства, ставшей объектом особых творческих усилий архитектора, была «тясицу» — комната для чайной церемонии, стараниями Сэн но Рикю превратившаяся в совершенное выражение японской эстетики.
Замки и хранилища позднего средневековья
С 9 по 13 век размер обрабатываемой земли в Японии не увеличивался. Однако уже с 14 по 16 век площадь сельскохозяйственных угодий возросла в 3 раза в результате подъема экономики отдельных княжеств, контролируемых военными правителями. Это был период междоусобных феодальных войн, когда в стране фактически не было единой власти. Многие из этих прославленных военачальников с большим мастерством занимались инженерным делом. Свои умения они применили при сооружении замков, окруженных высокими стенами и глубокими рвами с водой, что стало первыми в истории Японии элементами городской архитектуры. Две башни замка Химэдзи как бы парят над высокой каменной стеной, а вместе они составляют полную гармонию. Однако, инженерные сооружения — ров и стены, и архитектурные сооружения — башня и другие строения замка, имеют совсем различные истоки. Возведение дома на каменной кладке прежде всего ассоциировалось с богатым крестьянским хозяйством и имеет мало общего с городским жилищем. А каменные стены вообще явно сельского происхождения.
Главные башни замков, в отличие от древних пагод, действительно были первыми смотровыми башнями. Как отмечено выше, пагоды строились для того, чтобы смотреть не с них, а на них. Другие высокие сооружения были очень немногочисленны - павильоны Кинка-кудзи и Гинкакудзи и некоторые парковые постройки в два, либо три этажа, служившие для любования садом сверху. Можно также упомянуть высокие ворота Санмон храма Тофукудзи. Таким образом, главные башни замков, построенные для осмотра прилегающей территории, стали первыми в истории Японии высотными сооружениями. Они в прямом и переносном смысле открыли совершенно новые перспективы: в самом деле, тогда же появились первые изображения городов с высоты птичьего полета.
В замках в противопожарных целях применяли технику белой глиняной штукатурки. Прежде эта техника использовалась при строительстве огнеупорных складов и хранилищ, т.н. «кура», которые пристраивались к жилым помещениям. Многим иностранцам непонятно, почему все здание не сделать огнеупорным. Это непонимание вполне объяснимо, т.к. за границей нет аналогов японским «кура». Во всяком случае, реально невозможно сделать помещение огнеупорным и одновременно жилым, даже применяя каменную или кирпичную кладку. Японские «кура» были полностью огнеупорны, и важным их конструктивным элементом были железные двери, которые перекрывали приток воздуха. Причина, почему делали такие хранилища, крылась в традиции, возникшей еще в зданиях стиля «синдэн», хранить неиспользуемые детали меблировки, вещи и посуду в особом помещении. Только самое необходимое для повседневной жизни оставалось в комнатах, все остальное находилось в хранилище — лучшие вещи и посуда для гостей и для специального использования, зимние вещи в летний сезон и наоборот, а также, в случае торгового дома, запасы товаров. Такое разделение на жилой дом и хранилище, конечно, определяло и особый стиль жизни.
В 17 веке численность населения Эдо (нынешнего Токио) превысила миллион жителей, он стал одним из крупнейших городов мира. За его 250-летнюю историю более 40 больших пожаров уничтожали центр города. Несмотря на это, буквально через несколько дней после очередного пожара торговля и другая деятельность полностью возобновлялась на прежнем месте. Это было возможно только благодаря огнеупорным «кура». Причем интересно, что каждый пожар вызывал увеличение спроса на товары. В самом деле, Эдо с каждым подобным происшествием становился еще более преуспевающим городом. В современном Токио не бывает больших пожаров и больше нет «кура», хотя здания регулярно сносятся и заново отстраиваются, вероятно, в силу исторической привычки, зародившейся еще в 17 веке в Эдо.
Городское строительство
Ставший столицей в 8 веке город Хэйдзё застраивался по прямоугольной схеме, полностью имитируя Чанъан — столицу Танского Китая. В это время Япония усваивала китайскую культуру. Тогда же был сооружен храм Тодайдзи, вмещавший Большого Будду - самую крупную в мире бронзовую статую, а также по аналогичному прямоугольному плану построены провинциальные города и сооружены централизованно управляемые буддистские монастыри в 40 разных областях всей страны. До появления в позднее средневековье замков эти монастыри были самыми крупными сооружениями Японии. Намного позже, в 16 веке, замки, призамковые и портовые города появились в 140 местах по всей стране. Неодинаковые по размеру и топографии, эти города были распланированы по схожей зонной схеме. Осуществление подобных грандиозных строительных проектов было выдающимся достижением. В самом деле, наверно только японцы из всех народов мира не один раз, а даже дважды предприняли строительство от 30 до 100 и более новых городов одновременно по всей стране.
Острова японского архипелага протянулись на большое расстояние с северо-востока на юго-запад, что объясняет наличие различных климатических и природных зон. Однако, архитектура Японии не отличается местными вариациями. Хотя региональные особенности заметны в крестьянских усадьбах, к примеру, в типах крыш. Усадьбы определенного социального уровня имели одинаковые характерные компоненты, общие для всей страны. В них были хозяйственные помещения с земляным полом, помещения с дощатым полом и комната, покрытая «татами». Помещение без деревянного пола имеет своим истоком жилища-землянки доисторических японцев, комнаты с полом из досок соответствуют классическому стилю «синдэн», а комната с «татами» — позднесредневековому стилю «сёин». В периоды двух больших бумов в строительстве городов эти архитектурные элементы просачивались в сельские районы. Многие провинциальные городские центры и поддерживаемые государством монастыри с течением времени полностью исчезли, но призамковые и портовые города поглощали избыточное население, растущее по мере развития сельского хозяйства, и превращались в региональные центры.
Практика нивелирования холмистых земель для сельскохозяйственного использования привела к частым наводнениям и другим разрушительным последствиям. Однако в 17 веке произошли изменения в природопользовании: стали уделять внимание сохранению природной среды и возобновлению лесных угодий. Темпы традиционного земледелия снизились, расширилось коммерческое производство хлопка и шелка. В течение периода «закрытия страны» была принята общенациональная система распределения.
Строительная деятельность на базе стандартизированных методов «кивари» и «татами-вари» также включилась в новые экономические рамки. Плотники, имея только общий план постройки в виде точек и линий, заранее изготовляли различные конструкционные детали, а затем сразу собирали здание на готовом месте и, если было необходимо, могли спустя какое-то время разобрать и снова собрать здание на новом месте. Этот метод сейчас называется сборным строительством. То же самое касалось и деталей интерьера: по крайней мере до Второй мировой войны система «тата-ми-вари» позволяла людям, переезжающим на новое место, брать с собой «татами» и другие детали обстановки, «фусума» и «сёдзи». Все это они забирали вместе со своими личными вещами в новый дом, уверенные, что «татами» и прочие детали точно подойдут к любому помещению в доме. Такая система стандартных размеров также применялась к комодам и другой мебели, что стимулировало товарное производство. Например, производством одной «фусума» занималось более 10 различных мастеров. Такое разделение труда, по всей видимости, не применялось ни в одной доиндустриальной стране. Именно это было основой японской архитектуры, скорее напоминающей точнейшее инженерное дело, а также проложило дорогу к современной индустриализации страны.
Интеграция с Западом
Реформистское правительство, покончившее с феодализмом в 1868 году, в целях приобщения к западным нормам и организации современной государственности, решило, в частности, перенять западный стиль, например, в одежде и городском строительстве. С этой целью многие архитекторы из США и Европы были приглашены в Японию для оказания помощи в проектировании общественных зданий и фабрик. В 1871 году для подготовки своих специалистов была открыта высшая школа Кобу Дайгаку, предтеча архитектурного отделения Токийского Университета. Роль иностранных экспертов была отнюдь не маловажной и проповедуемые ими западные архитектурные принципы были успешно усвоены строителями по всей стране. Позднее группа японских мастеров разработала более точный вариант измерительных систем «кивари» и «татами-вари» и развила специальную геометрию, известную как «кикудзюцу» (буквально, искусство линейки и циркуля) для целей архитектурного проектирования. В ней использовались основы геометрии и тригонометрии, которые до этого считались изощренной математикой. Последняя включала систему вычислений, подобную системе Лейбница, но разработана в Японии была раньше него. Точность этой системы в начале 19 века была сопоставлена с точностью современной картографии. Строители по всей Японии изучали труды западных архитекторов, приглашенных правительством в страну. Проекты и технологические разработки, почерпнутые из их трудов, а также полученные при знакомстве с построенными в гг. Иокогаме, Кобэ и Нагасаки зданиями в западном стиле, были переведены на японские стандарты и в систему «кикудзюцу». Другими словами, строители охотно применяли эти проекты и разработки, используя свои собственные методики. Позднее они построили правительственные здания и школы по всей стране, архитектурный стиль которых часто называют псевдозападным стилем…»
Эти фрагменты приведены по очерку Набору Кавадзоэ «Японская архитектура», опубликованному в середине 1990-х годов (точная дата на издании не указана) в специальной одноименной публикации под эгидой Министерства иностранных дел Японии.
В наши дни Японии успешно сочетает традиционную архитектуру и западные веяния. В основу строительства новой Токийской телебашни, начатой в прошлом – 2009 году, как сообщается, будет положен принцип удержания устойчивости за счет гибкости, используемый в старинных японских пагодах. Японские исследователи, в том числе и Набору Кавадзоэ в других главах приводимого здесь очерка, указывают,что «за всю историю страны не разу не было зарегистрировано случая падения пагоды, либо надводной башни, от колебаний почвы при многочисленных сильных японских землетрясениях».
Подготовка и примечания Portalostranah.ru
Опубликовано 02/02/2010; Дополнено 28/03/2010