Новая Зеландия
26.03.2023 23:49:51
Татуировки на лице министра иностранных дел Новой Зеландии и в целом о татуировках маори
Министр иностранных дел Новой Зеландии (2022 г.) Наная Кибелл Махута (Nanaia Cybelle Mahuta) с традиционной женской татуировкой маори, - татуировкой, именуемой моко кауаи (moko kauae), на подбородке и губах.
Фото с сайта Национальной государственной медиа-организации коренных народов Новой Зеландии Whakaata Māori (ранее известной как Māori Television).
Наная Кибелл Махута (Nanaia Cybelle Mahuta, родилась в 1970 году) является, насколько известно, единственным в мире министром иностранных дел, а также членом парламента (а именно членом Палаты представителей Новой Зеландии — New Zealand House of Representatives от лейбористской партии — Labour Party of New Zealand), имеющей на лице татуировку.
В данном случае, традиционную татуировку народа маори, известную как моко, а если точнее, моко кауаи (moko kauae, букв. на языке маори «татуировка на подбородке»). Моко кауаи — это разновидность татуировки, которую женщинам маори наносят на губы и подбородок. Такая татуировка обозначает принадлежность женщины к тому или иному клану, который у маори именуется фанау (whānau), являющемуся частью племени, называемых у маори иви (iwi). Моко кауаи отражает родословную — вакапапу (whakapapa) обладательницы и её статус.
Как отмечала англоязычная служба новостей национального Радио Новой Зеландии (Radio New Zealand), «Махута — племянница покойной королевы маори Те Атаирангикааху и близкая родственница нынешнего монарха маори Кинги Тухеитиа».
Её отец, сэр Роберт Махута (Robert Mahuta), ставший историком и активистом движения маори, был приемным сыном короля Короки Махута и старшим братом королевы маори Те Атаирангикааху. Прабабушка Наная Махуты была дочерью короля маори Тафиао.
Узоры татуировки на левой и правой сторонах подбородка Махуты относятся к происхождению её отца и матери соответственно, указывая на родственную связь Махуты с покойной королевой Те Атаирангикааху и с нынешним монархом маори Кинги Тухеитиа.
И здесь необходимо дать соответствующие пояснения об упомянутых персонажах. Те Атаирангикааху (с полным титулом и именем как Te Arikinui Dame Te Atairangikaahu, что можно перевести как «верховный вождь, дама «Ястреб утреннего неба») была первой и пока единственной в истории королевой маори. Её годы жизни: 1931-2006, годы правления: 1966-2006, она была шестым монархом народа маори с того времени, как первым королем маори в июне 1858 года был коронован Потатау Те Фероферо (Pōtatau Te Wherowhero), который был избран вождями ряда иви (племен) маори, решившими, что им нужен король, чтобы лучше представлять интересы маори перед правительством британской тогдашней самоуправляющейся колонии Новая Зеландия.
Здесь стоит подчеркнуть, что хотя королевский титул маори по традиции передается в рамках одной семьи, это не является безусловным правом данной семьи, и на наследование необходимо одобрение вождей основных племен маори. При том, что в отличие от прошлого, когда монарх маори имел отдельную от пришлых европейцев, которых маори именовали пакеха (pākehā), территорию и собственное правительство, а также армию, и даже решался на вооруженные столкновения с властями британской колонии Новая Зеландия, уже начиная с середины XX столетия король маори не имеет каких-либо властных полномочий. В то же время, т.к. монархи маори, по традиции, ещё являются и верховными вождями федерации племен маори административной области Вайкато — Waikato, расположенной на новозеландском Северном острове, последняя должность дает им некоторые властные рычаги во взаимоотношениях с правительством Новой Зеландии.
Как мы говорили, только первый и второй короли маори имели традиционные татуировки на лице, — татуировки, которые в прошлом наносили, в том или ином виде, на лицо всем маори (последующие короли, включая нынешнего, седьмого по счету, настолько европеизировались, что уже их не делали).
И здесь портрет, как раз, второго короля маори Тафиао (Tāwhiao, годы жизни: 1822-1894; годы правления 1860-1894). Всё лицо короля, как мы видим, покрывает татуировка.
Этот портрет был сделан в 1882 г., через 22 года после того, как Тафиао унаследовал королевский титул от своего отца. Тафиао держит церемониальный пату - patu (дубину) из китового уса и носит плащ, вероятно, сделанный из перьев птиц киви.
Иллюстрация из электронной энциклопедии Te Ara («Путь» с языка маори) — The Encyclopedia of New Zealand teara.govt.nz, которая управляется Министерством культуры и наследия Новой Зеландии.
Что касается Кинги Тухеитиа (Kingi Tuheitia), то это родившийся в 1951 году нынешний, и седьмой по счету, король народа маори, старший сын Те Атаирангикааху, ставший королем после кончины своей матери. А король Короки Махута (Korokī Mahuta, годы жизни: 1906-1966; годы правления: 1933-1966) — это пятый король маори, в то время как король Тафиао (Tāwhiao, годы жизни: 1822-1894; годы правления 1860-1894) — это второй король маори.
Заметим, что только первый и второй короли маори имели традиционные татуировки на лице, — татуировки, которые в прошлом наносили, в том или ином виде, на лицо всем маори.
И далее еще некоторая информация о татуировании у маори.
Татуировки практиковались у полинезийских народов (к которым относятся и маори) на протяжении многих веков, при том, что маори разработали свои собственные особые методы нанесения татуировок и используемые для этого инструменты. Органические пигменты, полученные путем сжигания смолы деревьев каури (вид хвойных деревьев) и смешивания сажи с маслом или другими жидкостями, вдавливались под верхние слои кожи с помощью инструментов, изготовленных из костей птиц, обычно костей альбатросов. Некоторые называют изначальную технологию нанесения татуировок маори даже не татуированием, а шрамированием, т.к., отличие от других тихоокеанских народов, которые использовали инструменты, похожие на гребни, посредством которых вводили красящий пигмент в кожу, маори использовали острые как скальпель зубила, которые резали и оставляли шрамы, выдавливая выпуклый рисунок.
Традиционно у мужчин маори татуировки делались на лице (при этом, в отличие от татуировок у женщин, они наносились по всему лицу), ягодицах и бедрах, а у женщин — на губах и подбородке, и кроме того — груди, спине, плечах и ногах. Рисунок татуировок на лице всегда был уникален. У мужчин татуировки означали, помимо принадлежности к определенному клану и роду, еще и то, что перед вами взрослый воин, отличающийся мужеством, — о последнем наглядно свидетельствовала каждая из многочисленных нанесенных линий татуировки, учитывая, что нанесение моко у маори процесс очень болезненный и изнурительный.
Однако к XX веку использование игл для нанесения маори татуировок стало более распространенным (сегодня также используются и современные татуировочные машины), в то время как распространение татуировок у маори стало сходить на нет. Это произошло из-за отвращения к татуировочным художествам маори христианских миссионеров, поношения и насмешек со стороны европейских поселенцев в Новой Зеландии, а также по причине того, что мумифицированные головы татуированных воинов маори были сувениром среди европейских колонизаторов (так, двадцать таких голов-сувениров 1700-х и 1800-х гг. были возвращены из европейских коллекций в новозеландский музей Национальный музей Новой Зеландии — Te Papa, с языка маори «ящик с сокровищами», Museum, в Веллингтоне, в 2012 году; важно подчеркнуть, что зачастую татуированные головы своих поверженных врагов, превращенных ими при жизни в рабов, меняли на мушкеты у европейцев сами маори — а огнестрельное оружие тогда нужно было маори для лучшего ведения межплеменных войн).
В наши дни считанное количество мужчин-маори решаются покрывать лицо традиционной татуировкой, ведь она, покрыв всё лицо, необратимым и экстремальным образом меняет весь облик человека, к чему многие современные мужчины-маори не готовы. Говоря же о современной распространенности женской татуировки маори — моко кауаи (moko kauae), то выходящее в Новой Зеландии издание New Zealand Herald, в заметке от 25 октября 2012 года, упоминало, что на тот момент только у всего пятидесяти женщин маори новозеландской административной области Вайкато имелись традиционные татуировки на подбородке и губах. При этом, комментируя данную статистику, стоит обратить внимание на два момента: во-первых, новозеландская область Вайкато — это не просто одна из областей, где традиционно проживают племена маори в Новой Зеландии, а «королевская», если можно так сказать, область, т.к. именно здесь располагается резиденция короля маори и традиции маори особенно сильны; во-вторых, даже у упомянутых женщин татуировки сделаны очень недавно (и их матери не имели татуировок маори), зачастую в преклонном возрасте — ряд из этих женщин были придворными дамами скончавшейся в 2006 году популярнейшей королевы маори Те Атаирангикааху (о которой мы уже говорили), и свои татуировки они сделали в память о королеве уже после 2006 года (как мы упоминали выше, сама королева не имела моко кауаи на подбородке и губах, однако, как говорят, она хотела при жизни нанести себе такую татуировку, но якобы ей отказали мастера нанесения татуировок тохунга (tohunga), так как не знали, какой узор нанести, чтобы он соответствовал высокому статусу и богатой родословной — вакапапы королевы).
Но вернемся к Наная Махуте. Махута сделала свою традиционную татуировку на подбородке и губах 6-7 августа 2016 года, во время традиционной церемонии делания татуировки моко, посвященной памяти бывшей королевы маори Те Атаирангикааху и за здравие нынешнего короля Кинги Тухеитиа. Церемония состоялась в одном из мараэ короля (marae, здание для проведения церемоний) Ваахи Па (Waahi Pā). Этим мараэ, Ваахи Па, пользуются члены следующих хапу (hapū), т.е. родов маори: Нгати Куиааранги (Ngāti Kuiaarangi), Нгати Махута (Ngāti Mahuta), Нгати Тай (Ngāti Tai) и Нгати Вхааакия (Ngāti Whaawhaakia). Ваахи Па расположен на берегу реки Вайкато, в административной («королевской») области Новой Зеландии Вайкато. К Ваахи Па примыкает общинный дом — фаренуи (wharenui) Tane-i-te-pupuke.
Татуировка Махуты на подбородке повторяет узоры, украшающий данный общинный дом Tane-i-te-pupuke.
Во время вышеупомянутой церемонии Махута была одной из четырнадцати женщин-родственниц, среди них была и её сестра Типа, которым были сделаны татуировки на подбородках и губах четырьмя уважаемыми мастерами в делании татуировок тохунга.
Другие женщины-депутаты маори новозеландского парламента тогда же, в 2016 году, отдали дань уважения Махуте, сказав, что они рады тому, что традиция татуирования моко теперь будет отмечена и у парламентариев. Так, депутат от партии зеленых Марама Дэвидсон (Marama Davidson) сказала в августовском 2016 года интервью англоязычной службе новостей национального Радио Новой Зеландии (Radio New Zealand): «Я думаю, что это фантастика, и это событие поистине международного масштаба, т.к. г-жа Махута вполне может быть единственным членом парламента в мире, который носит на лице местную традиционную татуировку».
В то же время, заметим, что хотя татуировку у маори принято наносить уже во взрослом возрасте, депутаты от маори не следовали в деле нанесения татуировок на лица примеру Махуты, которая, с 6 ноября 2020 года получила серьезное повышение, став министром иностранных дел Новой Зеландии. Заметим попутно, что Махута уже долгое время сочетает свой депутатский мандат (а она заседает в парламенте с 1999 года) с министерскими портфелями: в 2017-2020 гг. она была министром по делам маори; в 2005-2008 и 2017-2020 гг. — министром местного самоуправления; в 2005-2008 гг. — министром таможни.
И в заключение отметим, что ещё до нанесения татуировки на подбородок и губы в 2016 году, Махута уже имела несколько татуировок, хотя не на таких заметных частях тела.
Так, татуировки на спине у Махуты отражают её родословную — вакапапу, представляя собой традиционный для её клана узор, в который ещё вплетены мотивы узоров маори с островов Кука, — оттуда были далекие предки новозеландского клана Махуты.
А в память о своей тёте, покойной королеве маори Те Атаирангикааху, Махута сделала татуировки на плечах, — татуировки, изображающие крылья ястреба (kaahu), т. к. имя этой королевы, напомним, означает «Ястреб утреннего неба». Свои татуировки на плечах Махута сделала около 2006 года, вскоре после кончины королевы. Махута разрешила сфотографировать татуировку на плечах и спине корреспонденту New Zealand Herald (см. иллюстрацию ниже).
Наная Кибелл Махута (Nanaia Cybelle Mahuta) показывает в 2014 году свои традиционные татуировки маори на плечах и спине. При этом тогда у неё еще не было татуировки на подбородке и губах, которую она сделала позднее - в 2016 году. Но тогда у Махуты уже имелись татуировки на груди, - но те татуировки она не захотела демонстрировать.
Рассмотрим татуировки Махуты, которые видны на фото.
Татуировки на плечах в виде крыльев ястреба (kaahu) Махута посвятила памяти своей тёте, покойной королеве маори Те Атаирангикааху, чьё имя, напомним, означает «Ястреб утреннего неба». Татуировки на спине Махуты отражают её родословную — вакапапу, представляя собой традиционный для её клана узор, в который ещё вплетены мотивы узоров маори с островов Кука, — оттуда были далекие предки новозеландского клана Махуты.
Фото из новозеландского издания New Zealand Herald.
Кроме этого, еще в начале 2000-х гг. Махута, после смерти ее отца и в память о нём, сделала татуировки на груди. Эти татуировки Махута не позволила фотографировать, но напомнила, что «в старину, в знак скорби, женщины наносили себе на грудь шрамы».
На ногах же Махута сделала традиционные татуировки маори, в честь имен своих детей — сына и дочери: посредством татуировок на ногах расшифровывается значении этих имен.
И вот что про традиционные татуировки маори писала Махута в Twitter в 2019 году: «традиционные татуировки для маори — это позитивный способ культурного самовыражения и выражения гордости за то, что они маори».
Эта заметка подготовлена по следующим основным источникам: сообщению англоязычной службы новостей национального Радио Новой Зеландии (Radio New Zealand) от 09/08/2016; сообщению англоязычной службы новостей Британской вещательной корпорации (British Broadcasting Corporation — BBC) от 21/09/2012; сообщению американской телесети Cable News Network — CNN от 05/11/2020, англ.яз.; заметкам из новозеландского издания New Zealand Herald («Новозеландский вестник») от 31/12/2014 и 25/10/2012, англ.яз.; статьям электронной энциклопедия по истории Новой Зеландии NZHistory nzhistory.govt.nz и энциклопедии Te Ara («Путь» с языка маори) — The Encyclopedia of New Zealand teara.govt.nz, — обе энциклопедии (англ.яз.) управляются Министерством культуры и наследия Новой Зеландии; др. материалам.
Ссылка для цитирования нашей публикации:
https://portalostranah.ru/monitor.php?cid=200/#1679863791