Общение с читателями и новое на сайте:

 
- A +

Непал


Вы можете посмотреть расположение этой страны (территории) на нашей карте: Азия



 

На илл. с непало-британского сайта любителей гуркской истории: Основатель современного Непала и объединитель страны - король Притхви Нараян Шах (Prithvi Narayan Shah (годы правления в качестве правителя всего Непала 1769-1775 гг.).

Здесь король Притхви Нараян Шах изображен на фоне карты Непала, с обозначенными на ней непальской столицей Катманду и городом Гуркха (Gorkha), а также Гималаями.

На карте красными стрелками показаны исторические походы 1768-1769 гг. на Катманду, осуществленные Притхви Нараян Шахом, первоначально являвшимся правителем княжества Гуркха.

После упомянутых походов Катманду было объявлено столицей нового государства династии Шах. Это государство стало прообразом современного Непала. От названия Гуркха получили наименование знаменитые солдаты-гурки. (Обо всем этом см. в очерке по истории Непала, в этом обзоре).

На илл. с непало-британского сайта любителей гуркской истории: Основатель современного Непала и объединитель страны - король Притхви Нараян Шах (Prithvi Narayan Shah (годы правления в качестве правителя всего Непала 1769-1775 гг.).

Здесь король Притхви Нараян Шах изображен на фоне карты Непала, с обозначенными на ней непальской столицей Катманду и городом Гуркха (Gorkha), а также Гималаями.

На карте красными стрелками показаны исторические походы 1768-1769 гг. на Катманду, осуществленные Притхви Нараян Шахом, первоначально являвшимся правителем княжества Гуркха.

После упомянутых походов Катманду было объявлено столицей нового государства династии Шах. Это государство стало прообразом современного Непала. От названия Гуркха получили наименование знаменитые солдаты-гурки. (Обо всем этом см. в очерке по истории Непала, в этом обзоре).

На заметку визитерам:


 

Непал – это сравнительно небольшая страна (в длину вытянута всего на, примерно, 1000 км, при максимальной ширине в ок. 250 км), но погода здесь может быть одновременно тропической и арктической.

 

Это происходит из-за того что территория Непала располагается на разных высотах у подножья, а потом и поднимается в горы Гималаи - от влажных и местами заболоченных плоских и предгорных низин и долин, известных как тераи (их можно назвать тропическим поясом), через среднегорье к высокогорным районам.

 

Старый герб Непала

и новый герб Непала. Святые пятки с герба исчезли 

 

Слева - старый герб Королевства Непал, действовавший в период с 1962 по 2006 гг.;

Справа - новый (действующий) герб Непала, принятый в 2006 году,в последний период существования монархии, уже сильно урезанной в правах. Этот же герб стал гербом Федеративной Демократической Республикой Непал.

Слева - старый герб Королевства Непал, действовавший в период с 1962 по 2006 гг.;

Справа - новый (действующий) герб Непала, принятый в 2006 году,в последний период существования монархии, уже сильно урезанной в правах. Этот же герб стал гербом Федеративной Демократической Республикой Непал.

Герб Королевства Непал не описывался в последней конституции монархического Непала, принятой в 1990 году и провозгласившей под давлением народных выступлений конституционную монархию в Непале. В данной конституции только указывалось, что разработка и принятие герба передается на усмотрения Его Величества и правительства.

В отличие от флага Непала, который был принят в 1962 году, и пережил монархию, став флагом Федеративной Демократической Республикой Непал, герб Непала, также принятый в 1962 году (когда была введена его стилистически обновленная версия 1935 года), был полностью заменен после начала перехода Непала к новому устройству,начавшегося в 2006 году.

 

Новый герб Непала был введен с 30 декабря 2006 года, спустя короткое время после почти полного ограничения власти короля в результате победы демократического движения, поддержанного традиционными непальским партиями, вроде партии Непальский конгресс, а затем подписания мирного соглашения с маоистскими повстанцами.

 

При этом подчеркнем, что когда новый герб был введен, то было неизвестно, сохранится ли непальская монархия, или монарх останется, пусть и безвластным правителем-символом страны. Судьбу монархии решило 28 мая  2008 года вновь избранное Учредительное собрание, которое объявило Непал Федеративной Демократической Республикой, отменив существовавшую 240 лет монархию династии Шахов, и таким образом прервав  почти, если отсчитывать с легендарных династий, трехтысячелетнюю историю традицию монархического правления в Непале.

 

Старый герб Непала, по мнению непальских политиков периода нового Непала, нуждался в замене, т.к. содержал религиозные символы (а новый Непал был провозглашен чуть позднее светским государством), Также герб содержал неприемлемые в новой ситуации символы королевской династии Шахов и изображение тесно связанных с династией Шахов солдат-гурков. Солдаты-гурки, кроме своей монархической верности Шахам, также ассоциировались с насильственным завоеванием долины Катманду и подчинением всего Непала при короле-объединителе Притхви Нараян Шахе, что неприемлемо для федеративного государства. Солдаты-гурки также вызывают, например, у маоистов, ставших важной политической силой в новом Непале, причудливые ассоциации с колониализмом и подчиненностью Непала иностранцам, т.к. династия Шахов позднее сдала сдавать солдат-гурков в аренду Великобритании и другим державам.

 

Старый герб Непала, действовавший в период с 1962 по 2006 гг.

 

Далее описание  старого (монархического) герба Непала, действовавшего с 1962 по 2006 гг.

 

Герб включал изображение непальского ландшафта у подножия Гималаев с белой коровой в качестве священного национального животного, и гималайским фазаном-моналом в качестве национальной птицы в обрамлении гирлянды из цветков рододендрона.

 

Отметим, что согласно монархической Конституции 1990-го года, воспроизводившей более старые непальские законодательные положения: «Рододендрон (Rhododendron Arboreum) является национальным цветком; темно-красный цвет провозглашается национальным цветом; корова является национальным животным, гималайский фазан-монал (Lophophorus) провозглашается национальной птицей Непала».

 

Пейзаж на старом гербе дополнялся изображением расположенного в Катманду храма Пашупатинатх (Название храма Pashupatinath, построенного в V веке н.э., а затем восстановленного  при династии Малла, букв. переводится как «Владыка Жизни или Господь всех живых существ»). Храм Пашупатинатх считается у индуистов самым важным храмом в честь бога Шивы. Этот храм также относится к объектам Всемирного Наследия ЮНЕСКО с 1979 года, как часть наследия долины Катманду (Наследие долины Катманду в перечне ЮНЕСКО включает три королевских площади (т.е. площади Дурбар) - в Катманду (с дворцовым комплексом  Хануман Дхока) и в городах Патан и Бхактапур, а также буддийские ступы Сваямбхунатх и Бодхнатх и  индуистские храмы Пашупатинатх  и Чангу-Нараян).

 

На старом гербе Непала также присутствовали два солдата-гурка (один с винтовкой, другой - с луком, а также с традиционными ножами гурков - «кукри»).  Эти ножи «кукри»  помещались и в верхней части герба монархического Непала, в обрамлении двух непальских флагов иголовного убора непальских монархов, украшенного перьями райской птицы, а также пяток покровителя династии Шахов и воинов гурков - легендарного индийского гуру Горакхнатха (Gorkhanath, чье имя в русской традиции также пишут как Горакшанатх). Интересно, что пятки, символизирующие Горакхнатха, иностранцы, впервые видевшие герб королевского Непала, часто принимали за пятки в честь «снежного человека» (йети). Тем более что в Непале, который считается одним из легендарных  горных ареалов обитания йети, был принят беспрецедентный закон, запрещающий охоту на йети, если таковой будет обнаружен, указывает издание «Непал», выпущенное при участии посольства Непала в Москве в 1998 году.

 

Два небесных светила, а именно солнце и луна, также присутствовали на государственном гербе Королевства Непал (подобное изображение помещено и на непальском флаге).

 

Девизная лента, располагавшаяся внизу старого герба Непала, была украшена поучительной фразой на непали (шрифтом деванагари): «Родина стоит больше, чем небесное царство».

 

Новый герб Непала

 

Новый герб Непала, по-своему красив, но не так экзотичен, как старый герб этой страны.

 

На гербе мы снова видим горы Гималаи, но это уже не горная композиция из нескольких вершин, а только гора Сагарматха (она же Эверест-Джомолунгма).

 

В центре герба расположилась стилизованная карта Непала, показывающая очертания страны.

 

Как символ гендерного равенства и мира присутствуют на гербе изображение руки женщины и руки мужчины в рукопожатии, в обрамлении гирлянды из цветков рододендрона, а внизу еще и золотистых оливковых ветвей (символ мира) на желтой дуге (символизирующей плодородную землю непальских долин тераи).

 

Вверху герба помещен флаг Непала с символами солнца и луны, а внизу - девизная лента с несколько измененной (по сравнению со старым гербом) поучительной фразой на непали (шрифтом деванагари): «Мать и Родина стоят больше, чем небеса».

 

Подготовлено Мониторингом Portalostranah.ru (май 2013)


Климатическая ситуация в Непале: 

 

Карта географических и климатических районов Непала. Из издания «Непал» (1998 г), выпущенном при содействии Посольства Непала в Москве.

Непал географически и климатически делится на три зоны: тераи (равнины), а дальше горные районы: среднегорье и высокогорье. Тераи примыкают к Индии, высокогорье к Тибету, ныне занятому Китаем.

Карта географических и климатических районов Непала. Из издания «Непал» (1998 г), выпущенном при содействии Посольства Непала в Москве.

Непал географически и климатически делится на три зоны: тераи (равнины), а дальше горные районы: среднегорье и высокогорье. Тераи примыкают к Индии, высокогорье к Тибету, ныне занятому Китаем.

 

Теплый тропический климат отличает низкие тераи. Затем он меняется на умеренный субтропический климат в лежащем выше среднегорье, также известном как центральные горные долины (например, долина столицы Катманду, и долина города Покхара). Более высокогорные районы отличает холодный ветреный альпийский климат. И, наконец, климат арктической тундры господствует в высоких Гималаях севера Непала, с их гигантскими горными пиками.

 

Как и в Европе в Непале выделяется четыре времени года: зима (декабрь-февраль), весна (март-май), лето (июнь-август) осень (сентябрь-ноябрь). Сезон дождей в Непале длится с июня по сентябрь.

 

Температуры. Как правило, довольно холодно в высокогорных районах, умеренно тепло в среднегорье и очень тепло в тераях.

 

Максимальные и минимальные температуры в Непале по климатическим зонам:

 

Долины тераи: от +40 градусов по Цельсию в теплое время года до –7 по Цельсию  в холодное;

Среднегорье: от +28 градусов по Цельсию в теплое время года до 0 градусов по Цельсию в холодное;

Высокогорные районы: от +16 градусов по Цельсию в теплое время года до –15 градусов по Цельсию в холодное;

 

Высокогорные районы страны занимают 16% территории Непала; среднегорье - 65%; и долины тераи - 17% (По данным Интернет-публикации Посольства Непала в Москве, 2012).

 

Самая высокая точка страны - гора Сагарматха (Sagarmatha, она же Эверест, она же Джомолунгма); самая низкая точка страны (70 м над уровнем моря) расположена в округе Джхапа (Jhapa District), в Восточном регионе (Purwanchal), в тераях.

 

Безопасность при посещении Непала:

 

В последние десятилетия Непал превратился в популярный маршрут для желающих совершить восхождения в Гималаях. Причем не только на самую высокую гору в мире - Эверест, хотя и на склонах самого Эвереста, когда-то недоступной вершине, в отдельные дни бывает по семьдесят человек. При этом бедные в прошлом шерпы-носильщики превратились в высокооплачиваемых горных гидов у зарубежных туристов и уже сами не носят поклажу, перепоручая это родственным тибето-бирманским народностям. Например, тамангам.

 

Дороговизна поблизости от туристических троп восхождения на Гималаи весьма ощутима, и местные жители стараются нажиться на туристах изо всех сил.

 

В то же время в Непале только недавно прекратился конфликт с маоистскими повстанцами, которые ныне интегрировались в новую республиканскую систему страны (с 2008 г), но некоторые удаленные районы до сих пор небезопасны с точки зрения бандитизма.

 

Главное о стране:


 

Непал (Официальное название: Федеративная Демократическая Республика Непал). Столица: Катманду (1,5 млн. чел, расположена в долине на высоте 1400 м. над уровнем моря); Население страны: 25 млн. 800 тыс. чел (2009); Площадь: 147181км²; Время: UTC+5 часов 45 минут, соответственно больше на час и сорок пять минут постоянно действующего ныне летнего московского времени UTC+4;

 

Языки: Непали является национальным языком Непала. Он также был до недавнего времени единственным официально признаваемым языком страны.

 

Язык непали имеет санскритское происхождение, используя письмо деванагари, распространенное в Индии и относится к индоевропейским языкам.

 

«Непальский язык с письменностью деванагари является языком народа Непала» - гласила ст. 6 Конституции Королевства Непал 1990 года.

 

По новой республиканской Конституции Непала 207 года, официально признаются все языки национальных меньшинств Непала.

 

Как указывается в ст. 5 Конституции Федеративной Демократической Республики Непал 2007 года:

 

«Все языки, которые используются населением  Непала в качеств родного, являются языками Непала. При этом на языке непали и письменности деванагари должно вестись официальное делопроизводство. Однако на местном уровне использование в учреждениях локальных языков не может быть запрещено. Государство в случае необходимости должно предоставлять перевод на местные языки».

 

Непали - это язык кастово-конфессиональной группы чхетри. Носителей языка непали также называют кхас. 

Чхетри – это индоарийские завоеватели раджпуты из индийской касты кшатриев, говорившие на близком к хинди языку кхас, или, иначе, кхас-горкхали (khas, gorkhali), ныне известному как непали. Они вторглись в раздробленный на множество государств Непал в XVI веке, покорив принадлежащих к монголоидной расе и тибетско-бирманской языковой семье непальские народности магаров и гурунгов.

 

В настоящее время язык непали является родным для 44,6 % населения (Данные переписи 2011 года).

 

Все остальные распространенные в Непале региональные языки можно разделить на две группы языков индоевропейские, ведущие свое начало из Индии, и тибето-бирманские, ведущие свое начало из Тибета.

 

Крупнейшими региональными языками Непала являются близкие к хинди индоевропейские языки майтхили, бходжпури, тхару, а также тибето-бирманские языки: таманг (тамангский) и невари (неварский).

Религия: Исторически доминирующими религиями в Непале были индуизм и буддизм. Кроме индуизма и христианства, в Непале также присутствует ислам (в небольшой степени), тибетская религия бон и анимистские верования в духов природы. Согласно статистике из публикации Посольства Непала в Лондоне (2013 г), 86,5%  населения Непала исповедуют индуизм, буддизм - 7,8%,  ислам - 3,5%,  другие религии - 2,2%.

 

После объединения Непала в XVIII веке под властью индуистской династии Шахов, правивших первоначально в непальском княжестве Гуркха, индуизм был государственной религией Непала, несмотря на наличие буддийского населения. Во второй половине  XX века Непал называли последним индуистским королевством мира.

 

С 18 мая 2006 года (т.е. незадолго до упразднения монархии в Непале и отречения упомянутой династии) был  Непал объявлен светским государством, что закреплено в Конституции страны 2007 года.

 

Отметим, что интересной особенностью непальской религии является то, что в Непале распространенна практика исповедования и индуизма, и буддизма одновременно. Верующие просто воспринимают просветленных буддизма и богов индуизма в качестве разных ликов одних и тех же божеств, отмечает информационный  материал Посольства Непала в Японии.

 

В свою очередь издание «Непал» (1998 г), выпущенное при инициативе Посольства Непала в Москве, уточняет, что «Будда не чужое для индуистов божество, индуисты считают его девятым воплощением индуистского бога Вишну».

 

Религии перемешаны и среди одних и тех же этносов Непала.

Например, кираты (kirats, так обобщенно называют древнейшие тибетские народности Непала лимбу и раи) (наряду с буддизмом) исповедуют культ предков, а древнейшие в Непале выходцы из Индии – тхару, наряду с индуизмом и исламом, исповедуют анимизм (веру в духов природы), Среди неваров – населения столичной долины Катманду, по разным оценкам, 84,13% практиковали одновременно индуизм и буддизм и 15,31% - буддизм.

 

Тем не менее, главным ареалом распространения буддизма в Непале традиционно считается север страны (при том, что буддизм распространен, в основном среди тибетско-бирманской группы населения), в то время как главный ареал распространения  индуизма в Непале – юг страны, - районы, примыкающие к Индии.

 

Валюта: непальская рупия.

 

Экономика: Непал – аграрная страна. По разным оценкам от 80 до 90% населения занято в сельском хозяйстве (2012), на которое приходится треть бюджетных поступлений.

70% посевных земель приходится на район долин – тераи, 27% - на среднегорье, и только 3% посевных земель расположены в высокогорье. Важнейшая продовольственная культура – рис, затем - кукуруза, и на третьем месте – пшеница. Среди технических культур доминирует джут (род кустарника, волокна используются для изготовления мешков и канатов). Также выращивают сахарный тростник.

 

Сравнительно недавно в Непале стали выращивать чай, и неплохого качества. При этом еще недавно индийские компании, закупавшие непальский чай, экспортировали его под маркой «Индийский чай», обиженно замечает издание Непал (1998, рус. яз.), подготовленное при содействии Посольства Непала в Москве. Также в Непале выращивают картофель, табак. Это издание отмечало, что агарная реформа в Непале провалилась, т.к. земля осталась у крупных землевладельцев, которые обошли запреты на максимальные размеры владения участками, переписав землю на своих родственников. Крупные землевладельцы продолжали сдавать землю безземельным крестьянам на кабальных условиях, отмечало издание.

 

Животноводство имеет большое хозяйственное значение только в высокогорных районах Северного Непала. Там скотоводы разводят яков цзо (гибрид яка и коровы). Летом скот выпасают на пастбищах  в высокогорье, зимой его отправляют в долины. В Среднем и Южном Непале разводят  зебувидную корову и черных водяных буйволов. В высокогорных райнах население вовлекается в туристический бизнес, нанимаясь носильщикими и гидами. Торговля и ремесла распространены среди неваров и населения долины Катманду.

 

Промышленность Непала развита слабо.

 

В основном, представлены обрабатывающие предприятия (пищевой и легкой промышленности, цементные, джутовые и ковровые фабрики). В 1998 г, согласно статистике, каждое шестое промышленное предприятие Непала относилось к ковроткаческой отрасли. По состоянию на 2012 г, 70% товарного экспорта Непала давали ковроткаческие и швейные предприятия. В отдельные годы последних десятилетий Непал занимал четвертую строчку в мире среди стран-производителей ковров. При этом ковровая промышленность работает на привозной шерсти (из Индии, Тибета, Новой Зеландии), местной шерсти мало и она невысокого качества. Ковры в Непале ткали издревле, но как крупная отрасль, ковровые фабрики получили развитие с приходом беженцев, эмигрировавших в Непал из Тибета, после занятия последнего коммунистическим Китаем в1950-х гг.

 

Исторически непальская промышленность начала развиваться в районах, прилегающих к границе с Индией, в то время как долина Катманду была сельскохозяйственным ареалом.

 

Очень многие товары в стране до сих пор не производятся, и Непал зависит от импорта, в основном из Индии, но и др. стран.

 

Непал остается одной из беднейших стран мира, с низким уровнем жизни населения.

 

По данным издания Непал (1998, рус. яз.), подготовленном при содействии Посольства Непала в Москве, в среднюю школу тогда ходило 34% непальских детей, а начальную посещало - 94 % мальчиков и  54% девочек. Тогда же умеющих писать и читать среди населения Непала старше 15 лет было 27,5% (при этом среди мужчин этот уровень составлял 41%, а среди женщин – всего 14%).

 

Правительство пытается поднять жизненный уровень населения, в частности делая ставку на развитие новых источников экономики: туризма, развитие электроэнергетики на горных реках и экспорт электроэнергии.

 

Политическая система: Неустойчивая демократия  (2013). Монархия была отменена в 2008 г.

 

Название Непал

 

Как отмечает издание «Непал», выпущенного при участии посольства Непала в Москве в 1998 году, есть множество версий происхождения названия Непал.

 

По тибетской версии Непал означает «дом шерсти» (не - дом, пал - шерсть). При том, что шерсть в современный Непал экспортируют.

 

С санскрита название Непал может быть переведено как «земля у подножия гор», а с неварского и киратского «срединная земля» (не – середина, пал – земля ).

 

Также существую версии, что Непал назван в честь легендарного скотоводческого племени неп (нип), или в честь отшельника Не, который когда-то якобы жил в этих горах.

 

Название Катманду

 

Считается, что Катманду был назван в честь храма Кастамандап (Kasthamandap), который сохранился в этом городе до нашего времени, он расположен на Дворцовой площади (т.е. площади Дурбар). На санскрите Kastha означает «дерево» и Mandap «крытое укрытие». Кастамандап, известный также как Мару Сатал, был построен в 1596 году королем из династии Малла. Здание, выглядящее как буддийская погода, посвящена индуистскому святому Горакшанатху (Горакхнатха (Gorkhanath), также покровителю последней непальской королевской династии Шахов.

 

«Шри панч махараджадхирадж» и Его Величество

 

На илл.: Бывший непальский король Гьянендра (Gyanendra) и его народ.

Справа вверху – король Гьянендра на непальской рупии образца 2002 года;

Слева вверху - Гьянендра в экипаже и в сопровождении свиты после своей коронации 4 июня 2001 года;

Внизу – непальские поклонницы монархии рыдают, узнав весть о том, что Гьянендра и его семья, опасаясь унизительного принудительного выселения, выехали из королевского дворца Нараянхити (Narayanhiti Durbar, Катманду), после того как Учредительное собрание приступило к рассмотрению вопроса об упразднении монархии (2008 г.).

На илл.: Бывший непальский король Гьянендра (Gyanendra) и его народ.

Справа вверху – король Гьянендра на непальской рупии образца 2002 года;

Слева вверху - Гьянендра в экипаже и в сопровождении свиты после своей коронации 4 июня 2001 года;

Внизу – непальские поклонницы монархии рыдают, узнав весть о том, что Гьянендра и его семья, опасаясь унизительного принудительного выселения, выехали из королевского дворца Нараянхити (Narayanhiti Durbar, Катманду), после того как Учредительное собрание приступило к рассмотрению вопроса об упразднении монархии (2008 г.).

Кроме того, что до 2006 года короли Непала официально носили звание «воплощение бога Вишну», их титулом было «Шри панч махараджадхирадж», т.е. «Господин пятикратно великий царь царей».

 

В англоязычном официальном переводе Конституции Королевства Непал (1990 года), вводившей конституционную монархию, король титуловался как His Majesty (Его Величество).

 

В статье 27 этого документа давалось определение того, что значит быть королем Непала:

 

 «Когда мы говорим Его Величество, то имеем в виду царствующего в настоящее время короля, который является потомком великого царя Притхви Нараян Шаха и сторонником арийской культуры и индуистской религии.

 

Его Величество является символом непальской нации и единства народа Непала.

 

Его Величество охраняет и защищает эту Конституцию, подразумевая защиту интересов и благосостояния народа». (Перевод Portalostranah.ru по англоязычному тексту Конституции Непала 1990 года)

 

Но с 2008 года в Непале больше нет короля. За несколько дней до провозглашения республики король Гьянендра и его семья выехали из королевского дворца Нараянхити (Narayanhiti Durbar) в Катманду. Теперь король и его семья являются частными лицами, а их главная резиденция - дворец Нараянхити музеем.

 

Подготовлено Мониторингом Portalostranah.ru (май 2013)

 

История Непала (Непальский взгляд)


 

Непал не всегда был под правлением выходцев из Индии. В древности, а именно с пр. VII века до нашей эры и на протяжении 1225 лет, непальскими долинами, как считается, правили киратские цари.

Кираты - это народ тибетского происхождения и монголоидной расы. Его потомки до сих пор живут в горных районах Непала и известны ныне как лимбу и раи. На илл. с сайта с непало-британского сайта любителей гуркской истории – легендарный киратский царь Яламбар (Yalumber).

Непал не всегда был под правлением выходцев из Индии. В древности, а именно с пр. VII века до нашей эры и на протяжении 1225 лет, непальскими долинами, как считается, правили киратские цари.

Кираты - это народ тибетского происхождения и монголоидной расы. Его потомки до сих пор живут в горных районах Непала и известны ныне как лимбу и раи. На илл. с сайта с непало-британского сайта любителей гуркской истории – легендарный киратский царь Яламбар (Yalumber).

Далее следует очерк истории Непала, приведенный государственным офисом по туризму Непала (Nepal Tourism Board, 2009). (Перевод с английского и обширные примечания (в скобках) Portalostranah.ru. При подготовке примечаний также использовались материалы ресурса посольства Непала в Японии).

 

Древние источники говорят, что ранними правителями Непала были представители династий Гопалов (Gopalas) и Махишапалов (Mahishapalas), правившие из своей столицы Мататирхи (Matatirtha), в юго-западной части современной долины Катманду.

 

(Гопалы (Gopālavaṃśi, букв. «семья пастухов»)  и Mahaiṣapālavaṃśa (букв. «династия семьи скотоводов» Как считается, гопалы и махишапалы были индуистскими династиями выходцев из Индии, правившие Непалом более полутысячи лет. Прим. Portalostranah.ru)  

 

 С VIII-VII в. до нашей эры непальскими долинами, как считается, стали править кираты (kirantis). Их знаменитый царь Яламбар (Yalumber) даже упоминается в эпосе «Махабхарата».

 

Эмблема непальской национальной авиакомпании «Непальские авиалинии» (Nepal Airlines, ранее известна как Royal Nepal Airlines) изображает индуистское божество и покровителя авиаторов Акашу Бхайрава (Akash Bhairav).

Это божество популярно и у киратов. Некоторые отождествляют с ним легенду о царе Яламбаре.

Интересно, что «Непальские авиалинии» столкнувшись несколько лет назад с поломкой сразу нескольких своих самолетов, практически всего летного парка, и сорвав в результате этого расписание полетов, попытались исправить ситуацию, принеся в жертву Акаше Бхайраву несколько коз. Считается, что после этого компании удалось преодолеть трудности.

Эмблема непальской национальной авиакомпании «Непальские авиалинии» (Nepal Airlines, ранее известна как Royal Nepal Airlines) изображает индуистское божество и покровителя авиаторов Акашу Бхайрава (Akash Bhairav).

Это божество популярно и у киратов. Некоторые отождествляют с ним легенду о царе Яламбаре.

Интересно, что «Непальские авиалинии» столкнувшись несколько лет назад с поломкой сразу нескольких своих самолетов, практически всего летного парка, и сорвав в результате этого расписание полетов, попытались исправить ситуацию, принеся в жертву Акаше Бхайраву несколько коз. Считается, что после этого компании удалось преодолеть трудности.

(Свергнувший власть гопалов Яламбар считается первым полумифическим правителем из династии киратов Непала, которая затем непрерывно управляла страной около 1225 лет. Согласно индийским преданиям, Яламбар не захотел выступать на стороне Кришны в одном из сражений богов и героев, на которое прибыл, чтобы прославиться. Разозлившись, Кришна оторвал Яламбару голову. Иногда Яламбара отождествляют с Акаша Бхайрава. 

 

Кираты – это народность тибетского происхождения. Кираты до сих пор живут в Непале и исповедуют буддизм, и ныне известны как народности лимбу и раи. О происхождении наименования раи см. здесь.

 

«Махабхарата» (Mahabharata), с санскрита букв. «Великое сказание о потомках (царя) Бхараты» древний индуистский эпос о жизни богов и знаменитых людей, написанный мудрецами ок. IV-III веками до н.э. 

 

«Махабхарата» среди своих персонажей, в частности, упоминает царей-ариев, млеччха (mleccha) и киратов. Под понятием млеччха в древнем санскрите чаще всего скрывается понятие «иностранец», или «варвар», если следовать греческо-римскому похожему термину. В широком смысле, под термином млеччха в Древней Индии понимали грешных неправедных людей, варваров, или опять же иностранцев. Кираты относились к млеччха мясоедов. Древние индийские книги описывают их как горных варварских (млеччха) людей, живших охотой, которые имеют золотистый, желтоватый цвет кожи. С точки зрения кастовой системы статус млеччха был невысок, т.к. млеччха находились за пределами всех индийских каст, т.е. за пределами индийского общества, и смотрели на них в древней и средневековой Индии презрительно, хотя и считались, если это был знатный иностранец. После наступления Нового времени в Индии отношение к иностранцам изменилось. Например, англичан в период Британской Индии стали соотносить с высшими кастами, хотя они не были индуистами. Хотя мусульман продолжали считать млеччха.

 

Возвращаясь киратам, необходимо отметить, что в рассматриваемый период их властвования над Непалом, они приняли буддизм, который возник в пр. VI веке до н. э. Позднее, ок. 245 г. до н.э., при седьмом из двадцати восьми правящих Непалом киратских правителей, эту страну посетил великий царь-объединитель Индии Ашока из династии Маурьев (родился в 304 г. до н.э., правил с 273 г. до н.э., до своей кончины в 232 год до н. э, который впервые принял в Индии буддизм в качестве государственной религии).

 

Как напоминает в свою очередь, очерк истории Непала, подготовленный ресурсом посольства Непала в Японии:

 

«Согласно преданию, во времена правления киратов индийский император Ашока посетил Непал и установил в местечке Лумбини (Lumbini), месте рождения Будды знаменитою колонну Лумбини, которая до сих пор являемся местом поклонения буддистов».

 

Необходимо отметить, что во времена правления Ашоки колонна в Лумбини не была чем-то уникальным (уникальным было место ее построения). Вообще же этот император построил множество похожих колонн по всей Индии. Особенно, в местах важных для буддизма, но не только. Своими колоннами, мемориальными столбами, а также,  как считается, более чем восьмьюдесятью четырьмя тысячами построенными им по всему Индостану и в прилегающих землях памятными монументами-ступами, император Ашока пропагандировал как буддизм, так и свое правление. Одна из колонн Ашоки, а именно колонна в Сарнатхе,  изображена на гербе Индии. Об Ашоке, послании его правления, а также колонне в Сарнатхе, см. здесь. Прим. Portalostranah.ru).

 

Около 300 г. н.э. в Непал  из северной Индии прибыла династия Личчави (Lichhavis) и свергла власть киратов над Непалом. Частью наследия Личчави является храм Чангу Нараян возле Бхактапура (Bhaktapur), сооружение которого восходит к V веку нашей эры. Этот храм был признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия по разделу культура.

 

(Государственным языком династии Личчави был индийский язык санскрит. По вероисповедованию династия была индуистской, наряду с расцветом культуры эта династия принесла в Непал кастовую систему.

 

Бхактапура (в переводе «город преданных (богу)», третий по величине город Непала с примерно семидесятью тысячами жителей, расположен в долине Катманду. Храм расположен в небольшом поселении в 6 км от Бхактапура, и в 20 км от столицы Непала Катманду. Храм является одним из старейших индуистских храмов долины (древнее сооружение было заново отстроено после пожара в XVIII веке). Нараян - это одно из имен и воплощений бога Вишну, и храм посвящен ему. Возле храма находится стела одного из королей династии Личхави Манадева. Эта стела – древнейшая стела с текстом в Непале. Также в храмовом комплексе можно увидеть изображение бога Вишну, сидящего на его средстве передвижения (вахана) – мифической птице гаруде. Прим. Portalostranah.ru)

 

В начале VII века Амсуварман (Амшуварман, Amshuvarma), первый король из династии Тхакури (Thakuri) получил власть над Непалом от своего тестя, принадлежавшего к предыдущей династии Личхави.

 

(В период правления одного из правителей династии Тхакури была основана нынешняя столица Непала Катманду. В VII векеТхакури  все больше склонялись к буддизму, взяв титул защитников буддийской Дхармы. Прим. Portalostranah.ru)

 

Амсуварман выдал свою дочь Бхрикути (Bhrikuti) за знаменитого тибетского царя Цонга Цэнь Гампо (Tsong Tsen Gampo, также его имя в тибетской версии пишется как Сонгцэн Гампо) таким образом, установив хорошие отношения с Тибетом.

 

(Бхрикути, также известная как Bhrikuti Devi ныне считается в индуизме и буддизме одним из воплощений богини-матери (Тара). Тибетцы ее всегда называли Пэлсой, что означает «непальская супруга», отмечает современное издание «Политическая история Тибета» тибетского цепона (гл. соминистра) Шакапбы, изданное в 2003 году и на русском языке под эгидой правительства Далай-ламы в изгнании.

 

Это же издание пишет, что Бхрикути, которая стала только одной из жен тибесткого правителя Сонгцэн Гампо, наряду с его китайской женой, привезла в Тибет статую Будды Акшобхьи. Тибетцы стали почитать эту статую, т.к. считали, что статуя освящена самим Буддой.

 

В свою очередь Сонгцэн Гампо (отметим, что этот царь родился, согласно упомянутой «Политической история Тибета» в 617 г.)  прославился тем, что по его указанию был разработан тибетский алфавит и началось активное насаждение буддизма в Тибете.

Издание «Политическая история Тибета» указывает, что и до царя Сонгцэн Гампо тибетцы слышали о буддизме, и даже имели в не дошедшем до нас царском дворце, как минимум, один попавший к ним из Индии буддийский священный манускрипт, но не могли его прочитать, т.к. никто в Тибете тогда не знал санскрита, на котором манускрипт был написан. А поэтому книгу называли «Ньенпо Сангва», что значило на тибетском «Тайна». Именно с целью изучить санскрит Сонгцэн Гампо послал в Непал историческую делегацию из семнадцати человек, пишет издание. Прим. Portalostranah.ru).

 

Если еще династия Личчави принесла искусства и принципы высокой архитектуры в долины Непала, но настоящий «Золотой век» начался в долине в 1200 году н.э. при правителях династии Малла (Malla).

 

алла (с санскрита название династии переводится букв. как «борцы») являлась династией выходцев из Северной Индии. При них население долины Катманду стало известно как невары (неварцы). Малла являлись индуисткой династией, следовавшей системе каст, однако династия также покровительствовала буддизму. Прим. Poralostranah.ru).

 

Во время своего последующего 550-летнего правления правителями династии Малла были построены многочисленные храмы и великолепные дворцы с живописными площадями. При их правлении общества и города стали хорошо организованными; проводились религиозные празднества, процветала литература, музыка и искусства.

 

Две главные

достопримечательности Непала

 

Непал является страной, где расположена самая высокая гора в мире, а также местом, где как считается, родился Будда.

 

Сагарматха-Эверест-Джомолунгма – высочайшая гора мира

 

Гора Сагарматха (Sagarmatha, она же Эверест, она же Джомолунгма) является самой высокой горой в мире. Сагарматха поднимается на 8848 метров (29 028 футов) над уровнем моря.

 

В Непале Эверест называют Сагарматха, что на непали означает «Властелин мира». Название этой же горы по-тибетски Джомолунгма, что в переводе - «Богиня-мать мира». Английское название «Эверест» (Mount Everest) было присвоено горе в 1856 году, в  честь сэра Джорджа Эвереста (англ. George Everest, 1790—1866), руководителя геодезической службы Британской Индии в 1830-1843 гг. Гора Сагарматха (Эверест) является самой высокой горой в мире. Сагарматха поднимается на 8848 метров (29 028 футов) над уровнем моря.

 

Гора Сагарматха была покорена людьми 29 мая 1953 года, когда на вершину поднялись шерп Тенцинг Норгей (Tenzing Norgey) и новозеландец Эдмунд Хилари (Edmund Hillary). Отметим, что ныне шерпы почитают скончавшегося в 1986 году Норгея, как человека, который открыл для шерпов эру экономического процветания. Этот местный горный народ, проживающий в непальских городках и поселках поблизости от Эвереста, а также Индии, и отлично приспособленный для жизни в условиях высокогорья (как считается, недостаток кислорода в крови шерпы компенсируют вдвое более интенсивным по сравнению с обычными людьми кровотоком, а потому не страдают от горной болезни), теперь смог хорошо зарабатывать в качестве гидов на туристах, жаждущих совершить поход в Гималаи.

 

Лумбини – место рождения Будды Шакьямуни

 

Предполагаемое место рождения Будды – когда-то роща, а ныне поселение Лумбини (Lumbini, с санскрита «любимый), расположенное в равнинах тераи, на самой границе с Индией, является одним из самых больших мест паломничества для буддистов мира. Офис по туризму Непала уточняет, что более четырехсот тысяч буддистов и небуддистов посещают Лумбини ежегодно (2012). Лумбини объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Небольшой деревенский округ Лумбини (Lumbini - Village Development Committees) является частью довольно большого округа Рупандехи (Rupandehi District), одного из семидесяти пяти в Непале.

 

Сиддхаттха Готама, получивший впоследствии прозвище Будда Шакьямуни (с санскрита «Пробужденный мудрец из рода Шакьев») был сыном правителя из индуистского знатного рода Шакьев, правившим крохотным государством-городом Капилавасту (Kapilavastu (также Kapilavatthu). Территория этого древнего государства-города ныне оказалась разделенной между Непалом и Индией. В современный период развалинами города Капилавасту считаются руины у нескольких расположенных недалеко друг от друга деревень, как в Непале, так и в Индии. Тем не менее, Лумбини находится на территории  Непала, в 20 км от непало-индийской границы, и в 160 км от столицы Непала г. Катманду. Именно в роще, или иначе садах, Лумбини был рожден Сиддхаттха Готама во время поездки его матери.

 

Как заявлял тогдашний посол Королевства Непал в Москве Лал Бахадур Кхадаят на страницах издания «Непал» (рус. яз.), выпущенного при участии посольства Непала в Москве в 1998 году: «сейчас уже доказано, что Будда, проповедовавший мир во всем мире, родился именно на непальской земле, в местечке Лумбини». Посол имел ввиду, что место рождения Будды было установлено только в XIX веке, после археологических раскопок на основе изучения древних текстов, а до того в течении, примерно, шестиста лет место рождения Будды в Непале, в Лумбини было забыто. Это было связано с общим упадком буддизма. Напомним, что на своей родине - в Непале буддизм уже очень давно не является главной религией.

 

Современный Лубини представляет собой территорию, которая включает зону монастырей различных буддистских школ и буддийских храмов, представляющих несколько государств (Мьянму (Бирму), Японию, Китай, Корею), а также территорию отелей. Кроме монастырей имеется несколько важных достопримечательностей, а именно:

 

Откопанная в 1896 году 7,79-метровая колонна Ашоки со следующим текстом:

 

 «Император Пьядаси (Ашока). Любимый богами, на двадцатый год коронации совершил свой визит. Будда Шакьямуни был рожден здесь, каменная ограда и колонна установлены. Так как Благословенный родился здесь, то поселение Луммини (Лумбини) освобождено от налогов».

 

Эта колонна была установлена императором Ашокой, который впервые ввел буддизм в качестве государственной религии по всей Индии. Он посетил Лумбини с паломническим визитом в 249 г. до н.э. (датировка офиса по туризму Непала). Отметим, что другая колонна Ашоки является гербом современной Индии. Об Ашоке и его колоннах см. здесь.

 

Также в Лумбини имеется пруд, в котором якобы купалась мать Будды перед его рождением, а еще развесистое вечнозеленое Дерево Бодхи. (Дерево Бодхи (Ficus religiosa) было принято высаживать там, где находило буддийское просветление);

 

Наконец, в Лумбини имеется памятная дощечка, которая отмечает якобы точное место рождения Будды.

 

Подготовлено Мониторингом Portalostranah.ru (май 2013)

После смерти (царя) Якша Малла (Yaksha Malla правил ок. 1428-82 гг.) непальская долина была разделена на три царства: Катманду (Kathmandu (Kirtipur), Бхактапур (Bhaktapur (Bhadgaon) и Патан (Patan (Lalitpur). Наряду с эти тремя королевствами на территории, которую занимает современный Непал, в то время существовало еще примерно сорок шесть крошечных самостоятельных княжеств.

 

(Этот непальский период феодальной раздробленности продолжался столетиями, когда кираты правили на востоке, невары (имеется виду, под властью Малла) в долине Катманду, а гурунги и магары управляли на средней западе страны, отмечает сайт Посольства Непала в Японии.Прим. Portalostranah.ru)

 

Большая часть рассматриваемого далее периода истории долины Катманду была подробно отражена в записях монахов, которые жили на всем непальском пути в Тибет. Тогда амбициозный правитель княжества Гуркха по имени Притхви Нараян Шах (Prithvi Narayan Shah, сокр. написание Prithvi Narayan) начал свою завоевательную кампанию по покорению княжеств в непальских долинах, в том числе и города-государства Катманду (Kirtipur) которое до 1769 года, своего завоевания, являлось независимым государством.

 

Вместо того, чтобы править приобретенными территориями из своей столицы Гуркха, Притхви Нараян решил перенести столицу в Катманду. Этим шагом он утвердил правление династии Шах, управлявшей единым Непалом с 1769 по 2008 гг.

 

При этом ранняя история княжества Гуркха восходит к 1559 году, когда Дравья Шах (Dravya Shah) основал княжество в районе, населенном, главным образом, магарами (см. выше).  В течении XVII-начале XVIII вв. Гуркха продолжает медленную экспансию и расширение своей территории, частично мечом, а частично путем заключения союзов с сопредельными племенами. И наконец, венцом всех завоеваний Притхви Нараян (Prithvi Narayan, полностью Prithvi Narayan Shah), пришедшего к власти в юном возрасте, было упомянутое выше завоевание долины Катманду (в 1769 году).

 

(Остановимся на некоторых вопросах этого исторического периода подробнее.

 

Сначала о том, почему индийские раджпуты, к которым принадлежит и род Притхви Нараяна, обратили свой интерес на Непал?

 

Еще правителям Малла пришлось столкнуться с угрозой, исходившей от исламских завоевателей, проникших тогда в соседнюю Индию. Мусульмане в тот период несколько раз опустошали долину Катманду.

Как считается, усиление индуистского влияния в период Нового времени на территории, которую занимает современный Непал связано именно с тем, что местные индуистские правящие династии в то время стали выдавливаться из Северной Индии мусульманскими завоевателями. Индуисты бежали в долины и среднегорье Непала, где  и стали создавать раджпутские княжества. Эти завоеватели в Непале известны как чхетри.

 

Один из таких локальных кланов выходцев из Индии, близкий по происхождению к  Малла, утвердился в в Непале, в городе Гуркха (Gorkha), на землях буддийского монголоидного тибетского этноса магаров (magars). В отличие от Малла, индуистский клан раджпутов-чхетри, покоривший и ставший управлять Гуркха, не считал буддизм своей религией. Спустя триста лет правители Гуркха смогли покорить весь Непал, включая остававшиеся  раздробленные другие государства Малла в долине Катманду.

 

Будущий объединитель Непала Притхви Нараян Шах родился в 1723 году. Он стал преемником своего отца короля Напа Бхупал Шаха (Nara Bhupal Shah) на престоле княжества Гуркха в 1743 году, при этом Притхви Нараян стал девятым правителем правящего дома Гуркха, считая от его основателя Дравья Шаха (1559-1570). Свои завоевания Притхви Нараян  начал в 1744 году с покорения района Нувакот (Nuwakot), лежащего между долиной Катманду и районом Гуркха. Он стал правителем Непала с 1769-го года, после завоевания с третьей попытки долины Катманду, до этого отрезанной им от торговых путей. Скончался Притхви Нараян Шах в 1775 году. Ему наследовал его сын (см. ниже).

 

Притхви Нараян заявлял подданным, что он и все последующие правители из основанной им династии Шахов являются воплощениями индуистских божеств, и народу следует поклоняться им в качестве таковых. Он правил как индуистский правитель, поддерживая кастовую систему. Лишь сравнительно недавно, в  2006 году последний король Непала Гьянендра, также принадлежащий к династии Шах, был лишен звания «воплощение бога Вишну». Несмотря на приверженность индуизму, после своих военных завоеваний Притхви Нараян Шах позволил продолжить проживать в долине Катманду мусульманским иммигрантам из Кашмира, как и части неваров, исповедующих буддизм. Не говоря уже об исповедующих буддизм монголоидных группах населения Непала, живущих в более высокогорных районах.

 

Вообще, в своей экспансионистской политике Притхви Нараян Шах, как и другие первые правители его рода,использовал не только военные методы. С некоторыми непальскими этносами заключались мирные соглашения. Например, с частью древнейшей народности Непала тибетского происхождения - киратами он заключил соглашение: в обмен на переход под его суверенитет правителя киратов, Притхви Нараян Шах даровал киратским старейшинам и народу в вечное пользование их землю. Часть народа киратов – а именно кхамбу (khambu, переводе «живущие в землянках»)  в честь соглашения стала с 1832 года называться раи (rai, что означает «королевские люди»на языке кхас-горкхали). 

 

Больше о населении Непала см. здесь.

 

Попутно, касаясь названий, привнесенных династией Шах, важно напомнить, что именно от названия государства Гуркха получили наименование непальские солдаты-гурки (сначала только в значении солдат, состоящих на службе в армии этого государства). Значение этого термина расширилось с началом всемирной славы солдат-гурков. Теперь оно также означает бестрашных солдат из Непала, служащих в армиях в иностранных армиях.

Гурки стали широко известны за пределами Непала во время непало-британской войны 1814-1816 гг. Хотя эту войну Непал проиграл, но британцам тогда так понравились солдаты-гурки, пусть и качестве противников, что они стали вербовать этих солдат после заключения мира с Непалом в свою армию. Причем эта вербока на первом этапе включала как целые воинские части гурков, передаваемые непальскими монархами Великобритании. Британцы развернули и индивидуальную вербовку солдат среди непальского населения.

Подробнее о Гуркха и гурках смотрите здесь. Прим. Portalostranah.ru).

 

Опасаясь распространения британской владычества из соседней Индии, к тому времени ставшей частью английской короны, Притхви Нараян Шах запретил европейским миссионерам находиться в стране. После этого Непал больше столетия проводит изоляционистскую политику.

 

(Как считается, в результате изоляционистской политики до 1951 года лишь несколько сот европейцев смогли посетить непальскую столицу Катманду. В то же время необходимо отметить, что Притхви Нараян Шах и последующие правители этой династии того времени совсем не были жертвами экспансии. При короле-основателе Притхви Нараян Шахе, а после кончины короля, при его брате - Бахадуре Шахе (Bahadur Shah), который был командующим армией при довольно инертном короле Пратапе Сингхе Шахе (Pratap Singh Shah), сыне короля-основателя; а также в правлении внука Притхви Нараян Шаха - Рана Бахадуре Шахе (Rana Bahadur Shah), проводилась экспансия Непала в отношении соседних стран. И это происходило на «территории, выходящей далеко за границы современного Непала», как меланхолично отмечают современные российские сборники военной истории, обычно привыкшие обвинять Великобританию в качестве главного колонизатора в Индостане XVIII-XIX вв.. Вторжение непальской армии в Тибет было остановлено тибетскими и китайскими войсками в 1792, а продвижение на юг - вооруженными силами британской Ост-Индской компании в 1816 году.

 

Однако несморя ни на что, включая изоляционизм, как пишет очерк посольства Непала в Японии, правление Притхви Нараян Шаха считается началом эры современного Непала.

 

О преемниках Притхви Нараян Шаха. После кончины короля-основателя, на престол взошел, его сын, уже упоминавшийся выше, Пратап Сингх Шах (был королем Непала с 1775 по 1777 гг,  правил недолго и вскоре умер). Пратапу Сингху Шаху наследовал прославившийся завоеваниями Рана Бахадур Шах, являвшийся, как уже упоминалось, внуком короля-основателя Притхви Нараян Шаха. Рана Бахадур Шах посадил в тюрьму своего дядю и брата короля-основателя Бахадура Шаха, но на определенном этапе пожелал  отречься от престола в пользу своего сына - Гирвана Бикрама Шаха Дева Юддха (Girvan Yuddha Bikram Shah Deva), уйдя в отшельники-аскеты.

Однако из аскетов  Рана Бахадур Шах вернулся в Непал, продолжая управлять при юном сыне. Рана Бахадур Шах погиб в 1806 году, в результате покушения от рук еще одного внука короля-основателя Шер Бахадуром Шахом (Sher Bahadur Shah), на месте убитого охраной.

 

Девятнадцатилетний Гирван Бикрам Шах Дева Юддха и его влиятельный премьер-министр и регент Бхимсен Тапа (Bhimsen Thapa, был премьером Непала в 1806-1837 гг., а до того соратником Рана Бахадура Шаха) проиграли войну Непала с Великобританией 1816 года, остановившую экспансию Непала. При этом, согласно мирному соглашению, Непал лишился большой части своей территории, возврашенной ему уже при Юнг Бахадуре Рана, (см. ниже) который стал поддерживать с Великобританией миролюбивые отношения.

 

После смерти от отспы Гирвана Бикрама Шах Дева Юддхи, последовашей в том же 1816 году, ему наследовал его трехлетний сын - Раджендра Бикрам Шах (Rajendra Bikram Shah), который оставался королем Непала до 1847 года. Затем он был еще в течении тридцати четырех лет под арестом, после своего отречения (под давлением феодала Юнг Бахадура Рана) в пользу своего сына Сурендры Бикрама Шаха. При этом Сурендра уже не имел реальной власти, а всем управляли прдставители клана Рана. Прим. Portalostranah.ru.).

 

В середине XIX века Юнг Бахадур Рана (Jung Bahadur Rana) стал первым премьер-министром Непала, обладающим абсолютной властью. При этом монархи из династии Шах стали просто декоративными фигурами, лишенными власти. С момента правления Юнг Бахадура Рана наследственное правление премьер-министров Рана продолжалось сто четыре года.

 

(Рана относились к знатному феодальному индуистскому клану раджпутов, мигрировавших в Непал. Король Раджендра Бикрам Шах после свого совершеннолетия решив освободится от влияния Бхимсена Тапа (о нем говорилось выше), заменил его на дядю Юнг Бахадура Рана, Матхбара Сингха Тапа (Mathbar Singh Thapa), ставшего премьер-министром Непала. Сам Юнг Бахадур Рана по по протекции Матхбара Сингха Тапа поступил в королевские телохранители (в 1841 году). Надо отметить, что клан Рана был отнюдь не посторонним при дворе династии Шах и раньше.Дед Юнг Бахадура Раны был одним из военных командиров короля-основателя Притхви Нараян Шаха. Отец был телохранителем правителя Непала Рана Бахадура Шаха. Отец Юнг Бахадура Раны  прославился тем, что именно он убил на месте Шер Бахадура Шаха, напавшего на Рана Бахадура Шаха (см. выше).

 

Юнг Бахадур Рана умело делал карьеру при дворе короля Непала Раджендра Бикрама Шаха. Когда самой влиятельной персоне в тот период при дворе - Лакшмидеви (Lakshmidevi), одной из королевских жен, разонравился своим правлением премьер-министр Матхбар Сингх Тапа, то Юнг Бахадур Рана застрелил его (в 1845 г.), несмотря на близкое родство. Королева оправдала Юнг Бахадур Рана перед королем. Юнг Бахадур Рана также выполнял другие деликатные поручения королевы Лакшмидеви. Все это позволило Юнг Бахадуру Рана достичь абсолютной власти, организовав государственный переворот (в 1847 году). Король Раджендр Бикрам Шах и королева Лакшмидеви были высланы в Индию, но затем самонадеянно вернулись. После этого король был отправлен в заключение, а на престол был возведен его сын, не имевший реальной власти. Так началось более чем столетнее безраздельное правление клана Рана. При этом короли из династии Шах были на положении почетных заключенных и их контакты контролировались.

 

Премьер-министры Рана проводили более миролюбивую политику, чем первые короли из династии Шах. Рана отменили рабство в Непале и экзотические наказания, а также модернизировали государственный аппарат и судебную систему. Но оставили страну закрытой и враждебной политическим свободам. При этом Юнг Бахадур Рана был англофилом, но одновременно дним из немногих правителей Индостана того периода, которые так и не попали в зависимость от Великобритании, а Непал никогда не стал колонией. В 1858 году король Сурендра даровал Юнг Бахадуру Кунвару (а таково было настоящее имя Юнг Бахадур Рана) титул Рана, один из древних и высших титулов, который использовала раджпутская знать в Северной Индии и Непале. С приставкой Рана Юнг Бахадур и вошел в историю - Юнг Бахадур Рана. Он умер в 1877 году Прим. Portalostranah.ru).

 

Правление Рана было свергнуто демократическим движением начала 1950-х годов при поддержке со стороны монарха Непала, короля Трибхувана (Tribhuvan). После свержения Рана король Трибхуван был восстановлен в должности главы государства.

 

(Сайт посольства Непала в Токио следующим образом описывает эти события: «Период внутренней смуты, усугубившейся поражением Непала в войне с англичанами 1814-1816 гг., начался в Непале с 1800 года, когда наследники Притхви Нараян Шаха оказались не в состоянии поддерживать статус-кво. Этот период закончился в  середине XIX, а именно в 1846-м году, когда Юнг Бахадур Рана стал первым премьер-министром Непала, обладающим абсолютистской властью при продолжившемся формальном правлении династии Шах. Семья Рана смогла восстановить спокойствие в стране, однако ценой установления жесткого политического режима и продолжения изоляции страны. С самовластием наследственных премьер-министров из династии Рана было покончено в 1950-х году в ходе Движения за демократию в Непале. Тогда прямой потомок Притви Нарян Шаха, король Тримбухван. (дед последнего короля Непала Гьянендры) бежал из своего дворца-тюрьмы в ставшую независимой Индию. После этого в Непале началось вооруженное восстание, победа которого сделала возможным назначение на пост премьер-министра представителей не из династии Рана». Прим. Portalostranah.ru)

 

В начале 1959 года сын Трибхувана король Махендра (Mahendra) издал новую конституцию, что позволило провести первые демократические выборы в Национальное собрание (парламент). Партия Непальский конгресс одержала победу на этих выборах, а ее лидер, Вишвешвар Прасад Койрала (Bishweshwar Prasad Koirala) сформировал правительство и стал премьер-министром. Однако уже к 1960 году король Махендра передумал и распустил парламент, отстранив от власти первое в стране демократическое правительство.

 

(Вишвешвар Прасад Койрала являвшимся непальским националистом и находившийся в годы Второй мировой войны в британском лагере для интернированных, придя к власти, похоже, слишком рьяно взялся за реформы. Как считается, непальской аристократии особенно не понравилась его земельная реформа, за что он и поплатился своей отставкой. После отставки Вишвешвар Прасад Койрала отправился в эмиграцию. Он скончался в 1982 году уже на родине, в Катманду. Койрала происходил из влиятельной политической семьи функционеров партии Непальский конгресс. Пять представителей этой семьи были во второй половине XX века и начале XXI века премьер-министрами Непала. Брат Вишвешвара Прасада Койрала - Гириджа Прасад Койрала, также ставший впоследствии одним из лидеров партии Непальский конгресс, и многократно являвшийся премьер-министром в монархический период, в уже преклонном возрасте восьмидесяти двух лет, стал первым главой республиканского Непала (2007). Прим. Portalostranah.ru).   

 

В 1990 году, после многих лет борьбы во времена, когда политические партии были запрещены, наконец, партии настолько осмелели, что смогли начать массовое народное движение (известное как Народное Движение 1990 года). Путь к демократии начал закладываться в то время, когда тогдашний король Бирендра (Birendra) одобрил пакет конституционных реформ, установив систему соуправления с многопартийным парламентом, королем в качестве главы государства и премьер-министром в качестве главы исполнительной власти. В мае 1991 года Непал смог провести свои первые парламентские выборы.

 

В феврале 1996 года маоистские партии объявили «Народную войну» монархии и избранному правительству.

 

(Объединенная коммунистическая партия Непала (маоистская) с переменным успехом вела партизанскую войну против правительства до провозглашения республики в Непале. Ныне подписано перемирие, и маоисты заседают в парламенте. Их лидер Прачанда Пушпа Камал Дахал в 2008-2009 году даже в течении восьми месяцев избирался премьер-министром Непала, однако реальная власть при этом оставалась за представителями традиционных партий, в частности партией Непальский конгресс, контролировавших пост президента и главы армии. Прим. Portalostranah.ru).

 

1 июня 2001 года ужасная трагедия уничтожила всю королевскую семьи, включая короля Бирендру, королеву Айшварию (Aishwarya) и многих других их ближайших родственников. Из всех них только брат короля Бирендры, Гьянендра (Gyanendra) и его семья уцелели. Гьянендра был впоследствии коронован.

 

(Согласно непальским газетам, гибель королевской семьи Непала произошла после того, как 29-летний наследный принц Дипендра (Dipendra) во время ужина, находясь в состоянии алкогольного опьянения, был удален королем за некорректное поведение из обеденной залы королевского дворца Нараянхити (Narayanhiti Durbar в Катманду; после низложения в 2007 году монархии это дворец-музей). Позднее принц вернулся, и начал стрелять по присутствующим из автоматического оружия.

 

Стреляя, Дипендра был ранен (по официальной версии, выстрелив в себя сам, по другой – застрелен охранниками короля.

 

Два дня после этого принц еще жил, находясь в коме (Скончался 4 июня 2001 г.). Будучи в коме, Дипендра был провозглашен в это время королем Непала, т.к. являлся первым наследником своего погибшего отца – Бирендры. При этом в эти дни Дипендру не обвиняли в убийстве, и официальной версией в тот период было «внезапное разряжение автоматического оружия» неназванным лицом. Регентом при находящемся без сознания принце был объявлен принц Гьянендра. Он стал королем Непала, согласно объявлению Государственного совета 4 июня 2001 года, после кончины Дипендры. Интересно, что в жизни Гьянендры уже было одно королевское правление, в трехлетнем возрасте, когда во время бегства его деда Трибхувана, феодалы династии Рана провозгласили юного Гьянендру королем (см. выше). И именно подпись Гьянендры стоит на акте восстановления полновластия королевской власти, после конца правления Рана (см. выше).

 

Возвращаясь к делу Дипендры. 15 июня 2001 года официальное расследование, учрежденное по приказу короля Гьянендры, заявило, что виновником гибели короля Бирендры и еще восьми членов королевской семьи (включая второго королевского сына и второго наследника, 23-летнего Нираджана (Nirajan) являлся кронпринц Дипендра. Согласно этому расследованию, Дипендра был расстроен из-за требований родителей о женитьбе. Принц Дипендра желал, как считается, жениться на своей избраннице Девьяни Рана (Devyani Rana), которая происходит из небезызвестного феодального рода Рана (бывших наследственных  премьер-министров Непала и бывших политических противников непальской королевской семьи Шах. См. выше). Против этого брака выступила мать принца - королева Айшвария, которая при этом сама происходила из рода Рана (вышла замуж за Бирендру в 1970-м году). Отметим, что к роду Рана относится также супруга Гьянендры. Такими браками еще во второй половине XX века, после отстранения  рода Рана от власти, король Махендра укрепил единство непальской аристократии. (Отметим, что бывшая возлюбленная Дипендры Девьяни Рана ныне вышла замуж и родила сына, и проживает за границей).

 

В причастности к гибели королевской семьи неофициально часто обвиняют Гьянендру, ставшего последним непальским королем. Гьянендры и его сына-наследника Параса (Paras) не было на ужине, на котором  погибла королевская семья. Однако, необходимо отметить, что на ужине присутствовала супруга Гьянендры Комал (Komal), которая была ранена в ходе нападения Дипендры и провела некоторое время в больнице. Также была ранена сестра Гьянендры, находившаяся на том же ужине.

 

Позднее Гьянендра категорически отвергал все обвинения в свой адрес, называя их «бесчеловечными», однако некоторые СМИ писали, что он негативно влиял на Дипендру, в частности поощряя его наркотическую зависимость. Прим. Portalostranah.ru).

 

В течение некоторого времени после своего прихода к власти король Гьянендра следовал установкам демократического правления, но затем распустил избранный парламент, получив таким образом абсолютную власть.

 

В 2006 году народное движение при поддержке демократических партий организовали протесты, которые были особенно массовыми в Катманду. Эти протесты привели к объявлению комендантского часа на девятнадцать последующих дней. Однако, в конце концов, король Гьянендра отказался от власти и восстановил полномочия парламента. 21 ноября 2006 года премьер-министр Гириджа Прасад Койрала и глава маоистов Прачанда подписали Всеобъемлющее мирное соглашение 2006 г.(Comprehensive Peace Agreement (CPA), что было сделано ради развития демократии, достижения мира, и ради прогресса страны и народа.

 

10 апреля 2008 года состоялись выборы в Учредительное собрание, а 28 мая  того же года вновь избранное Учредительное собрание объявило Непал Федеративной Демократической Республикой, отменив 240-летнюю монархию.

 

(При этом необходимо отметить, что уже с начала 1990-х годов Непале существовала многопартийная демократия, пишет очерк посольства Непала в Японии. Прим. Portalostranah.ru)

 

Сегодняшний Непал управляется президентом в качестве главы государства, и премьер-министром, который возглавляет правительство», - отмечает непальский исторический очерк (Nepal Tourism Board, 2009). (Перевод с английского и обширные примечания (в скобках) Portalostranah.ru. При подготовке примечаний исторического очерка  также использовались материалы ресурса посольства Непала в Японии).

 

При подготовке этих материалов о Непале использовались публикации Министерства иностранных дел Непала, а также Nepal Tourism Board и др. источники. 

 

 

 

Подготовлено Portalostranah.ru (Данные на май 2013 г., если не указано иное)

 

 

Больше о стране в наших статьях:

 


Просмотреть увеличенную карту




 
 
Portalostranah

Подробнее о стране в наших статьях:



Население Непала. Почему непальцев не существует

Население Непала. Почему непальцев не существует

Обзор о населении Непала, которое представляет собой множество этнокультурных групп. Население Непала нельзя назвать единым народом, хотя и есть объединяющей его язык - непали.

Гурки в британской и индийской армиях. Заметки на полях фотографий

Гурки в британской и индийской армиях. Заметки на полях фотографий

О гурках в британской и индийской армии в нашем обозрении с фотографиями из международной печати.

Гурки (гуркхи), или о самом постоянном британском друге и союзнике; BFBS Gurkha Radio - радиостанция солдат-гурков

Гурки (гуркхи), или о самом постоянном британском друге и союзнике; BFBS Gurkha Radio - радиостанция солдат-гурков

Обзор о гурках, которых называют самым постоянным британским другом и союзником, государстве Гуркха, а также военной радиостанции гурков.