Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Правила приличий в одежде для женщин в Индии. Обзор


В этом обзоре поговорим о правилах приличий в одежде для женщин в современной Индии.

Популярная индийская киноактриса и практикующая индуистка  Приянка Чопра - Priyanka Chopra (справа) в сари, в сцене фильма «Огненный путь» (Agneepath, 2012 года выпуска).
Популярная индийская киноактриса и практикующая индуистка Приянка Чопра - Priyanka Chopra (справа) в сари, в сцене фильма «Огненный путь» (Agneepath, 2012 года выпуска).

Надо сказать, что правила приличий в одежде для индианок достаточно своеобразны — подчеркнем здесь мы говорим именно об индуистском большинстве Индии (в свою очередь, индийские мусульманки следуют в одежде, главным образом, правилам, принятым в исламском мире). С одной стороны, в Индии не считается предосудительным выставлять на показ те части тела, оголение которых даже и на Западе сегодня выглядит достаточно провокационно: живот, сильно оголенная спина, большой вырез на груди. При этом неприличным считается для женщин сильно (или вообще нежелательно) показывать ноги, или подмышки, а также сильно оголенные плечи. Именно с неодобрением на оголение ног связано то, что индианки мало носят короткие платья или шорты.

 

На представление о правилах приличий в женской одежде в Индии большое влияние оказало мусульманское завоевание и последующее многовековое правление исламских династий (Напомним, проникновение ислама в Индию началось из Аравии в 711 году. Сначала под власть багдадского халифата попали Синд и некоторые районы Пенджаба. Т.е. тогда Арабский халифат распространил свои завоевания только на окраинные районы Индостана. Эти районы для мусульман были приобретены усилиями семнадцатилетнего Мухаммада ибн аль-Касима ас-Сакафи — Muhammad bin Qasim, полководца Омейядского арабского халифата, первого мусульманского государства в мире, основанного самыми первыми продолжателями дела пророка Мухаммеда. Аль-Касим ас-Сакафи, в частности завоевал для этого халифата индийскую область Синд, ныне в Пакистане. Впоследствии, однако, проникновение ислама в Индию осуществлялось усилиями не арабов, а персов и тюрок, а самой знаменитой мусульманской династией стала тюркская династия Великих Моголов).

 

Именно благодаря мусульманским завоевателям индийские женщины стали носить штаны чуридар — churidar и покрывать голову. Однако требования мусульманских завоевателей наложились на индийские привычки и представления в одежде, на фоне очень жаркой и влажной погоды в Индостане. Так что обнаженный живот у женщин остался.

 

При том, что в ранний период индийской истории женщины ограничивались в одежде только юбками, ходя топлес. Что часто продолжается в индийских деревнях и сегодня, — в случаях, когда женщин не видят чужие, а только ближайшие родственники-односельчане. При этом те же самые крестьянки, при всем своем консерватизме ходящие при случае топлес, могут быть против ношения индийскими женщинами шорт.

 

Разберем некоторые вышеприведенные тезисы подробнее. В этом нам помогут высказывания индийских пользователей, размещенные на Quora — сервисе обмена знаниями, своеобразном веб-сайте вопросов и ответов, а также выдержка из интервью американскому иновещанию «Радио Свобода» (Radio Free Europe/Radio Liberty, RFE/RL), русское вещание, одной исследовательницы Индии русского происхождения.

 

Каковыми были правила приличия в одежде в традиционной неисламской Индии

 

Несколько ответов индийских пользователей с Quora — сервиса обмена знаниями, веб-сайта вопросов и ответов (приводим здесь и далее ответы с сокращении, в нашем изложении с английского)

 

Пользователь Ankit, мужчина, живет в Индии, пишет 4 октября 2019 г., отвечая на вопрос, почему в Индии многие выступают против шорт для женщин:

 

«Против шорт (в нынешней Индии) выступают потому, что шорты представляют собой западную одежду, однако при этом традиционно воспитанные индийские женщины совсем не против заголяться. Если вы бывали в гхатах (в данном случае — места омоновения и купания на реках Индии Прим. Прим. Portalostranah.ru), и деревенских прудах сельской Индии, то легко увидеть, что у женщин нет с этим проблем... А дома, когда нет посторонних, то при жаркой погоде многие женщины чувствуют себя комфортно только в одних индийских нижних юбках, — будучи одеты так и в присутствии мужчин-родственников. При этом таким (традиционалистски настроенным) женщинам не нравится, что нынешние девушки одевают джинсы или шорты, потому что, как думают такие женщины, это является отходом от индийских традиций и копированием чужих обычаев.

 

То же самое и в мужском сообществе. Наши отцы, которые носили только юбки-дхоти, очень выступали против того, чтобы мы носили западные брюки... Они хотели, чтобы мы носили (юбки) дхоти или лунги».

 

Пользователь Kush Kahn, индийского происхождения, живет в Калифорнии (США) пишет, отвечая на вопрос, противоречит ли ранней индуистской традиции в одежде стремление нынешних индийских женщин носить короткие платья:

 

«Я бы сказал, что наоборот: в индуистских текстах и ​​религиозной практике заявляется о том, что предпочтительно носить очень простую одежду. Вот почему традиционной одеждой индусов были дхоти и сари — несшитые куски ткани, обвитые вокруг бедер. Эти куски ткани могли быть от середины бедра до щиколотки — в зависимости от климата, культурных традиций в той или иной части Индостана, или же социально-экономического статуса владельца. Взглянув на древние резные фигурки в храмах, вы увидите, что верхняя часть тела при этом была покрыта одеждой в самой минимальной степени — как у мужчин, так и у женщин.

 

Однако эти свободные привычки в одежде начали подвергаться нападкам в ходе волн исламских вторжений на северо-запад Индии. Носители индуисткой культуры стали изменять свои привычки, столкнувшись с захватчиками, и представлявшими их правителями, которые были одержимы представлениями о том, что тело должно быть покрыто и при этом жестоким преследованием женщин, проявлявшимся в изнасилованиях и обращении женщин в сексуальное рабство. Последствием всего этого является то, что даже сегодня на карте вы можете проследить как бы дугу, двигаясь на север и запад через Индийский субконтинент, если будете сравнивать принятые нормы женской одежды, и увидите, как эти нормы будут, по мере движения по карте, становится всё более консервативными.

 

Настолько консервативными, что вы заметите, например, в штатах Раджастхан (Rājasthān) и Харьяна (Haryana), которые до недавнего времени были полем битвы между двумя религиями (исламом и индуизмом), принятую индуистскими женщинами традицию гунгхат (ghunghat) — т.е. традицию закрывать лицо прозрачной вуалью.

 

Напротив, на юге Индии, где (со стороны мусульманских завоевателей) не было такого уровня жестокости, индуистские женщины никогда не покрывали головы — даже на церемонию собственной свадьбы или же для посещения храмов. При этом в (индуистских) традиционалистских южноиндийских храмах прихожане не только не прикрываются, но в этих храмах требуют, чтобы при их посещении мужчины были с обнаженной грудью, в то время как исторические записи показывают, что раньше женщины при посещении этих храмов были гораздо менее покрыты одеждой, чем сегодня.

 

В то же время, пару веков назад, когда христиане (насколько можно понять, речь идет о колонизации Южной Индии Великобританией Прим. Portalostranah.ru) приобрели власть и влияние на юге Индии, они начали распространять на этом конце Индийского субконтинента свои представления о том, как должны одеваться индийские женщины. Эти представления были основаны на том, что женщины должны олицетворять своим видом вину. Таким образом, на юге Индии женщины начали прикрывать верхнюю часть тела, и принятые и теперь в обиходе сари размером в 5-8 метров стали обычным явлением».

 

Нынешние правила приличий в одежде для женщин в Индии

 

Правила приличий в одежде для женщин в Индии своеобразны: индуистским женщинам можно показать голый живот и бедра, а также глубокий вырез на груди  и спине, но нежелательно показывать голые ноги и подмышки. Здесь на иллюстрации индийская актриса Дипика Падуконе - Deepika Padukone (отметим, что практикующая индуистка), в сари, на одном из прошлых Каннских кинофестивалей.
Правила приличий в одежде для женщин в Индии своеобразны: индуистским женщинам можно показать голый живот и бедра, а также глубокий вырез на груди и спине, но нежелательно показывать голые ноги и подмышки. Здесь на иллюстрации индийская актриса Дипика Падуконе - Deepika Padukone (отметим, что практикующая индуистка), в сари, на одном из прошлых Каннских кинофестивалей.

А вот фрагмент из интервью американскому иновещанию «Радио Свобода» (Radio Free Europe/Radio Liberty, RFE/RL), русское вещание от 05/07/2021, много лет прожившей в Индии и являющейся гидом по этой стране Ирины Васильевой (также выпустившей в 2021 г. книгу по Индии «Моя любовь и другие животные Индии»), в котором эта бывшая жительница Индии русского происхождения суммирует, как может одеваться в современной Индии женщина. Цитируем:

 

«Мини-шорты (для женщины) невозможны нигде на территории Индии, кроме отдельных пляжей, открытых для иностранцев. Также не должно быть одежды без рукавов: женская подмышка, с точки зрения местных жителей, неприлична, и неплохо иметь хотя бы маленький рукав, неважно, в какой одежде женщина будет путешествовать: в джинсах, блузке, майке или в индийской одежде пенджаби (одежда в стиле пенджаби — длинная блуза с длинными же рукавами и шаровары, привнесена исламскими завоевателями Прим. Portalostranah.ru), но должны быть закрыты ноги и подмышки. Может быть огромное декольте на груди, возможно декольте на спине и даже открытый животик, но высоко открытые ноги — никогда». Конец цитаты.

 

А вот как комментируют нынешние правила приличий в одежде для женщин в Индии индийские пользователи, — в своих высказываниях, размещенных на Quora — уже упоминавшемся сервисе обмена знаниями, веб-сайте вопросов и ответов:

 

Аноним 17 августа 2019 г.:

 

«Индийцы относятся к обнаженным мужчинам как к богоизбранным, достаточно упомянуть о том, что нага-баба и дигамбар-муни бродят по улице полностью обнаженными (нага-баба — naga babas, т.е. «обнаженный отец» — относятся к садху — sādhu, т.е. аскетам, принявшим, в индуизме и джайнизме, обет отречения от мирской жизни. Шива, которому подражают нага-баба, также ходил голым, лишь изредка используя как набедренную повязку шкуру тигра; аналогично и дигамбар-муни — digambara—muni, монашествующие в джайнизме, которых также называют ниргрантха, что означает «тот, кто не имеет никаких уз» Прим. Portalostranah.ru), но полностью обнаженные женщины здесь — табу. При этом девушки, чтобы получить благословения у нага-баба и дигамбар-муни дотрагиваются у тех до их промежностей...

 

В западных странах мужчины не повернут и головы, если мимо них пройдет не слишком одетая девушка, но в Индии имеется так много мужчин, которые могут элементарно возбудиться, если увидят обнаженную руку красивой женщины в безрукавке.

 

Индия не была такой консервативной страной, в смысле женских одеяний, до мусульманского вторжения. Но после него наши девушки стали консервативней одеваться и вести себя, — это делалось для того, чтобы обезопасить себя от внимания арабских правителей. С течением времени наш менталитет постепенно приблизился к менталитету тех мусульманских стран, где с женщинами обращаются как с вещью для развлечения мужчин».

 

Индийский пользователь Priyanshi Singh 29 июня 2021 г.:

 

«(Нынешняя) Индия — страна с крайне ортодоксальной ментальностью. При этом в Индии мужчинам без проблем можно обнажать свои волосатые ноги, но когда дело доходит до женщин, то все внезапно против».

 

Индийский пользователь Vyjaynti Ragu, живет в городе Коимбатур (Coimbatore), штат Тамилнад (Tamil Nadu), 9 июня 2015 г.:

 

«Родители девушек в Индии не хотят, чтобы их дочери носили открытую одежду, потому что это подчеркивает привлекательность таких девушек, что в конечном итоге может стать угрозой для них, — ведь индийские мужчины думают, что девушки, которые носят откровенную одежду, легкодоступны»

 

Пользовательница Gurnoor Pannu, постоянно проживает в Канаде, но индийского происхождения, написала 6 июля 2020 г.:

 

«Вернувшись из заграницы в Индию в Индию, я всё время носила (довольно короткие) платья и юбки. Единственный фактор, который стоит учитывать при этом, — это ваша безопасность от домогательств. К сожалению, женщинам в Индии всё время приходится беспокоиться об этом. Много пенни я бы получила, если бы их давали за каждый раз, когда я думала о том, нужно ли идти через тот или иной темный переулок. Ох уж эти парни.

 

В общем, надевайте короткие платья и юбки, если идете с друзьями в торговый центр (западного типа), а не на переполненный крестьянский рынок. Если вы, например, находитесь в Дели или Мумбае (Бомбее), то вы может носить такую одежу практически где угодно. Но если вы живете в провинциальном или небольшом городе, скажем, в Бхилваре (Bhilwara), штат Раджастан (Rajasthan), то если вы так оденетесь, на вас будут смотреть... При этом люди будут думать, что вы слишком смелая».

 

Индийская пользовательница Sakshi Saroj, 1 февраля 2018 года:

 

«Не совсем правда то, что индийские девушки не носят шорты. Однако они их одевают не столь часто, если, конечно, не живут в столичном городе. И на то есть множнство причин.

 

Во первых, наши культурные традиции, которые мы очень хорошо выучили... Во многих частях страны девушкам не разрешается носить западную одежду, потому что она «не в нашей культуре». Иначе говоря, семьи запрещают им носить шорты или другую подобную одежду из-за соображений сохранения традиционной культуры...

 

Во-вторых, обычно люди в Индии судят о девушках по её одежде, и если вы носите соответствующую одежду, то значит, думают люди, вы девушка легкого поведения, и уж поверьте мне, ни одна девушка не хочет, чтобы о ней так судили.

 

В третьи, из-за большой вероятности, что девушку станут дразнить. И не только в маленьких городах. Это повсюду обычное дело. Часто вы не можете пройти, не услышав вслед свиста или же низкопробных комментариев».

 

Пользовательница Palak Chawla пишет 18 октября 2018 г.:

 

«Отношение к одежде в Индии отражает уровень воспитания... Повсеместно в Индии, за исключением городских агломераций (в которых живет около 30% населения страны), мужчины думают, что женщины стоят ниже их по положению, хотя предки учили нас совсем не этому.

 

Таким образом, 60% жителей Индии, страдая такими предубеждениями, считают, что когда у женщины, одетой в сари и лехенгу (женщины одевают под сари длинную нижнюю юбку, называемую нижней юбкой лехенга, иначе ленга — under lehenga Прим. Portalostranah.ru), видно часть живота — то это является традицией. Но если у женщины вдруг станут видны ноги, то тогда, действительно, такая женщина или девушка серьезно провинилась».

 

Индийский пользователь Dharini Singhal, 30 октября 2017 г., отметил, что однако правила приличий в одежде для женщин в Индии, с течением последних столетий не только ужесточались. Но постепенно теперь, всё же, либерализуются. Цитируем: «В 1960-е годы выпущенные тогда более обтягивающие модели (женских) чуридар произвели (в Индии) фурор. Теперь тот фурор выглядит смешно. Так что социальные нормы меняются». Конец цитаты. Напомним, что штаны чуридары — churidar принесли в Индию мусульманские завоеватели в XIII веке; чуридары носят как мужчины, так и женщины; в Индии в индуистских храмах могут потребовать поверх шальвар чуридар одевать юбку-дхоти, которая является сакральной одеждой индуизма. Подробнее здесь.

 

И на этом закончим наш обзор.

 

Также смотрите: Это сари, дхоти и лунги. Традиционная одежда Индии. Индийский взгляд

 

Этот обзор был подготовлен Portalostranah.ru на основе следующих источников: высказываниям индийских пользователей по поводу правил приличий в одежде для женщин в Индии, размещенные на quora.com — сервисе обмена знаниями, веб-сайте вопросов и ответов приводим ответы с quora.com в сокращении, в нашем изложении с английского); интервью американскому иновещанию «Радио Свобода» (Radio Free Europe/Radio Liberty, RFE/RL, признано в РФ сми-иноагентом), русское вещание от 05/07/2021, много лет прожившей в Индии и являющейся гидом по этой стране Ирины Васильевой; др. материалам.

 

Максим Истомин



Опубликовано
10
07
2021
 
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...