Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

История Монголии - взгляд из Улан-Батора, а также монументы Чингисхана в современной Монголии и поиски его могилы, и как Золотая Орда защищала православие


В России мало знают о том, как сами монголы смотрят на свою историю. Иногда, правда, некоторые российские масс-медиа сообщают об охватившей монголов «чингисханомании», что жители этого государства ставят во главу угла своей истории и своего наследия Чингисхана, считая его самым великим представителем своей страны. Однако и в Монголии существуют разные точки зрения на собственную историю - более умеренные и более националистические.

Так или иначе, в России стало больше возможностей узнать о трактовке монгольской истории из первоисточников, с увеличением в последние годы медийной мощности монгольского иновещания - Радио «Голос Монголии» на русском языке (кое-что доступно и на этой странице в аудиофайлах), а также в ходе празднования несколько лет назад т.н. 800-летия основания монгольского государства, когда монгольское государство инспирировало ряд публикаций о своей истории на русском языке (в частности было опубликовано иллюстрированное издание «История Монголии» современного монгольского политика и публициста Б. Баабара - в Монголии вышли выпуски этой публикации на нескольких языках, и также на русском яз. — пр. 2006, издание распространялось в монгольских посольствах за границей).

В данном обзоре мы представим выдержки из некоторых современных монгольских источников о том, как монголы смотрят на свою историю, Чингисхана, а также совершим тур по чингисхановским местам современной Монголии, некоторым из которых сотни лет, они иногда окутаны загадками, а некоторые возникли только в XXI веке.

Кроме того в обзоре несколько заметок «Международного Радио Китая» (также и в аудиофайлах) о мемориале Чингисхана на территории Китая, и некоторые др. материалы.



Вынос государственных бунчужных знамен (о них смотрите ниже по ссылке) на одном из ежегодных спортивных праздников Монголии - Наадам.  Здесь 2015 г.

Вынос государственных бунчужных знамен (о них смотрите ниже по ссылке) на одном из ежегодных спортивных праздников Монголии - Наадам.

Здесь 2015 г.

Отметим для начала, что общий обзор специфики Монголии, а также рассказ о государственной символике этой страны (от герба до бунчужных знамен) вы найдете в другом материале нашего сайта здесь.

 

Также обращаем внимание, что вы можете послушать в нашем аудиофайле № 1 две программы русской службы монгольского иновещания Радио «Голос Монголии». Это передачи из цикла «Интересная Монголия» от 12/11/2009 и 19/11/2009 — о поисках захоронения Чингисхана и о великом хане:

 



В аудиофайле № 2 вы можете послушать передачу официального иновещания КНР «Международного Радио Китая», русская программа, от 16/05/2016 о мавзолее Чингисхана во Внутренней Монголии КНР, который однако не является настоящей усыпальницей Чингисхана:

 



Кроме того в аудифайле № 3 можно послушать передачу русской службы монгольского иновещания Радио «Голос Монголии» от16/07/2009 о временах Чингисхана (эта передача по истории Монголии подготовлена станцией по разным современным монгольским и российским ресурсам и публикациям, без упоминания их в программе):

 



И, наконец, в аудиофайле № 4 — передача русской службы монгольского иновещания Радио «Голос Монголии» от 30/07/2009 о временах обретения Монголией независимости от Китая в 1911 г. (эта передача по истории Монголии подготовлена станцией по «Истории Монголии» современного монгольского политика и публициста Баабара, без прямого упоминания этой монгольской публикации в программе):

 



Все аудиозаписи из архива Portalostranah.ru, упомянутые выше передачи также доступны в тексте далее — в соответствующем разделе этого обзора. На эти передачи мы частично опирались при составлении нашего обзора;

 

А теперь к заявленной теме истории Монголии.

Спасла ли Золотая Орда православие

 

На иллюстрации из очерка жизни Александра Невского, изданного в 2009 году под эгидой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге:

Александр Невский перед Батыем в Орде.

На иллюстрации из очерка жизни Александра Невского, изданного в 2009 году под эгидой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге:

Александр Невский перед Батыем в Орде.

В порыве проявления дружеских отношений к России и в тоже время в попытке не отказаться от наследия предков — Орды и монгольских ханов, проводивших по отношению к той же Руси не всегда дружелюбную политику, современная трактовка истории в Монголии часто принимает причудливые формы. Так, например, в одной из недавних программ русского вещания «Голоса Монголии» (передача от 29/06/2009) прозвучала такая фраза ведущего (Написание имен собственных в первоисточнике сохраняется, цитата по сайту монгольского иновещания, при этом ведущий в программе, насколько можно судить, цитирует не называя, оценки калмыцкого историка Эренджена Хара-Давана (годы жизни: 1883-1941, умершего в эмиграции в Белграде), предпочитавшего иго монгол над Русью католицизму):


«Первая встреча монголов с Русской Православной Церковью произошла по историческим сведениям еще в XIII веке в эпоху Чингис-хана, известного своей веротерпимостью. Наследники же Великого Чингис-хана, золотоордынские ханы продолжали его политику покровительства чужим религиям и на Руси.

 

Из немногих исторических фактов, можно судить об отношении Золотой Орды к Русской Православной Церкви. Св. Александр Невский, поняв, что России еще не под силу бороться с монголами, стал служить хану не за страх, а за совесть. Только в союзе с монголами он мог защититься от натиска воинствующего католицизма на православный Восток. Иначе, быть может, в историю пришлось бы записать факт перехода русских в католицизм, подобно участи, постигшей западных славян: поляков, чехо-словаков, хорватов и словенцев» (передача русской службы монгольского иновещания Радио «Голос Монголии» от 29/06/2009).


Первая часть этого пассажа о некоторой веротерпимости ханов может быть частично похожа на правду, т. к. монгольские ханы, будучи изначально шаманистами, часто равнодушно относились к другим религиям, хотя как, говорят православные жития, принуждали того же Александра Невского в Орде к поклонению перед языческими божками. Правда, как говорит житие Александра Невского, шаманист — хан Батый разрешил Александру не кланяться божкам, после категорического отказа последнего сделать это. Однако, необходимо учитывать, что после Батыя золотоордынские ханы уже были мусульманами. Исключением был сын хана Батыя — хан Сартак, правивший после смерти отца лишь один год — в 1256 году. Он как, считается, был христианином-несторианцем и даже дружил с Александром. Но сменивший Сартака, его дядя и брат Батыя — хан Берке еще в молодости принял ислам.

 

Вторая часть монгольской трактовки истории из вышеприведенной цитаты «Голоса Монголии» — утверждение, что о власть ханов спасла православие, режет слух гораздо больше.

 

Даже негативно настроенные по отношению к католической церкви российские авторы вряд ли смогли бы так трактовать события вокруг Александра Невского, как это делает процитированный выше ведущий улан-баторской передачи. К примеру, очерк жития Александра Невского, изданный в 2009 году под эгидой Александро-Невской лавры в Петербурге православным издательством «Вера», также подчеркивает непримиримость Александра Невского к католической церкви. Но об отношении князя к монголам пишет совсем в других интонациях, не отрицая, правда, верного служения Александра Невского монголам:

 

«(К князю Александру)... явились... два кардинала с письмом от папы Иннокентия IV. Римские папы, постоянно стремившиеся подчинить себе Русскую Церковь, поняли, как трудно оружием покорить русских. Победы св. Александра над шведами и немцами ясно доказывали это. И вот вместо грозных булл, призывавших к крестовым походам против русских, наравне с язычниками, они решили избрать другой путь. Они решили теперь уловить Александра в свои сети коварством. Видя, что русские князья народ страдают под тяжким игом, папы надеялись, что они будут сговорчивее и согласятся, ценою отступничества, купить надежду на помощь папы и подвластных ему королей.

 

В письме к Александру папа Иннокентий сообщал князю, будто отец его, великий князь Ярослав, находясь в Татарии в одно время с посланником его, монахом Плано-Карпини, дал сему последнему обещание принять латинскую веру: и скончался уже причисленный к «истинной Церкви». К этому известию, — без сомнения ложному, — ибо сам Плано-Карпини, описавший подробно путешествие своё, ничего не говорит об этом обстоятельстве. — папа присоединял увещания Александру последовать благому примеру отца, и вместе с народом своим вступить в «единую истинную церковь», под сенью которой найдет безопасность и славу.

 

Дух св. Александра возмутился при такой клевете на его покойного отца. Собрав мудрых людей и рассудив с ними, он написал папе исповедание Православной веры, а кардиналам сказал «Мы знаем истинную историю веры и Церкви от Адама до Иисуса Христа и от Иисуса Христа до седьмого Вселенского Собора; содержим то самое учение, которые возвестили во всем мире святые Апостолы; храним предания святых отцов седми Вселенских Соборов, а вашего учения не принимаем»...

 

Вскоре после отъезда кардиналов из Новгорода, на Руси поднялся спор между князьями за великое княжение. Батый присудил стол Владимирский Андрею. Андрей вскоре возбудил против себя неудовольствие татар. Громадные полчища их вторглись в пределы Владимирской земли. Андрей потерпел поражение и бежал в Новгород.

 

Св. Александр, как только получил сведения о готовившихся событиях, тотчас поспешил в Орду. Он надеялся своим приездом предотвратить ужасы нашествия, но, к сожалению, было уже поздно... Сын Батыя Сартак пожаловал Александра Владимирским великокняжеским престолом. Это назначение послужило к великому благу Русской земли...

 

Все чаяли добра от его княжения, думали отдохнуть его рукой от горьких бед и безвременья. И точно, св. Александр сел на великом княжении не на тихое, безмятежно житие. а на тяжкую службу, на повседневный труд. В Новгороде он переведывался с врагами родной земли в открытом бою; удаль, храбрость давали ему на врагов победу и одоление, а с победой и славе громкую. Во Владимире было не то.

 

Татары стоили немцев, шведов и Литвы; всех вместе; из открытого боя с татарами вышло бы новое разорение земли, неволя теснее прежнего. Александр Невский все это разумел хорошо. Может у него не раз щемило сердце и подымалась кровь от насилия татарского, но холодный разум сдерживал горячее сердце, и великий князь, не жалея себя и своей славы воинской, угодливостью да дарами умилостивлял татар. И не умалилась от этого его слава, а выросла...», пишет житие.

 

Как видим, интонации при схожести фактов другие. Хотя и эта, фактически, официальная публикация православной церкви рассказывает далее о неоднократных поездках Александра Невского в Орду, об участии князя совместно с татарами (так церковь по старинке называет монголов) в подавлении антимонгольских восстаний на Руси.

 По чингисхановским местам Монголии

 

1. Новый символ главной площади

 

На иллюстрациях из архива: Современный вид центральной площади Сухэ-Батора в монгольской столице с чингизидской галереей и памятником Сухэ-Батору;

Малый фрагмент - памятник Чингисхану (крупнее) в упомянутой выше галерее.

Площадь Сухэ-Батора названа еще в коммунистический период в честь монгольского революционного деятеля Дамдина Сухэ-Батора (годы жизни: 1893-1923), основавшего на штыках пришедшей из Советской России Красной Армии в 1921 г. советский режим, впоследствии легетимизировавшийся в качестве Монгольской Народной Республики (существовала в 1924-1991 гг.).

Но теперь, кроме названия площади, на ней от памяти этого революционера остался только его конный памятник (виднеется слева на верхнем снимке). В 2005 г. находящийся ранее на площади мавзолей Сухэ-Батора был снесен, а останки Сухэ-Батора были перезахоронены.

Вместо мавзолея тогда же была построена галерея с монументом Чингисхану (на верхнем и нижнем снимках), к которой теперь сзади примыкает т.н. «Государственная резиденция» (нижний снимок), где принимают иностранных гостей и работают парламент – Великий государственный хурал и президент, а также премьер-министр Монголии (В советский период в здании Гос. Резиденции, тогда известной как «Дом правительства», построенном в 1951 г., тоже размещалось правительство и парламент - тогда Великий народный хурал).

На иллюстрациях из архива: Современный вид центральной площади Сухэ-Батора в монгольской столице с чингизидской галереей и памятником Сухэ-Батору;

Малый фрагмент - памятник Чингисхану (крупнее) в упомянутой выше галерее.

Площадь Сухэ-Батора названа еще в коммунистический период в честь монгольского революционного деятеля Дамдина Сухэ-Батора (годы жизни: 1893-1923), основавшего на штыках пришедшей из Советской России Красной Армии в 1921 г. советский режим, впоследствии легетимизировавшийся в качестве Монгольской Народной Республики (существовала в 1924-1991 гг.).

Но теперь, кроме названия площади, на ней от памяти этого революционера остался только его конный памятник (виднеется слева на верхнем снимке). В 2005 г. находящийся ранее на площади мавзолей Сухэ-Батора был снесен, а останки Сухэ-Батора были перезахоронены.

Вместо мавзолея тогда же была построена галерея с монументом Чингисхану (на верхнем и нижнем снимках), к которой теперь сзади примыкает т.н. «Государственная резиденция» (нижний снимок), где принимают иностранных гостей и работают парламент – Великий государственный хурал и президент, а также премьер-министр Монголии (В советский период в здании Гос. Резиденции, тогда известной как «Дом правительства», построенном в 1951 г., тоже размещалось правительство и парламент - тогда Великий народный хурал).

Памятник, изображающий сидящего Чингисхана является центром галереи национальной истории, служащую фасадом для Дворца государственного церемониала и почета, входящего в парламентский комплекс на центральной площади Сухэ-Батора в монгольской столице Улан-Баторе.

 

Монумент Чингису был построен на месте снесенного в 2004 году мавзолея основателя коммунистической Монголии Сухэ-Батора (тело Сухэ-Батора было перезахоронено на улан-баторском кладбище Алтан-Өлгий).

 

Архивный снимок центральной площади Улан-Батора - площади Сухэ-Батора коммунистических времен.   Снесенный ныне мавзолей Сухе-Батора (по центру снимка) заменила теперь галерея национальной истории с монументом Чингисхану, а здание правительства (на снимке на заднем плане) реконструировано до неузнаваемости (см. фотографию выше).

Архивный снимок центральной площади Улан-Батора - площади Сухэ-Батора коммунистических времен.

Снесенный ныне мавзолей Сухе-Батора (по центру снимка) заменила теперь галерея национальной истории с монументом Чингисхану, а здание правительства (на снимке на заднем плане) реконструировано до неузнаваемости (см. фотографию выше).

Несмотря на исчезновение мавзолея, память о Сухэ-Баторе также присутствует на площади не только в ее названии, но и в виде конного памятника в ее центре.

 

В свое время, согласно легенде, коммунистические власти Монголии начали застраивать эту площадь как центральную, т. к. во время одного из первых революционных парадов лошадь Сухэ-Батора помочилась прямо посередине этой площадки, что было воспринято как доброе предзнаменование для новой власти.

 

В 2006 году, к уже упомянутой в начале этой статьи дате, к 800-летию создания монгольского государства (в память о событии 1206 года, когда на Великом Курултае при председательстве Чингисхана состоялось объединение разрозненных монгольских племен в единое государство) в Монголии было сооружено несколько монументов памяти Чингисхана.

 

Все они стали теперь главными туристическими приманками современной Монголии.


Один из монументов был построен на главной площади монгольской столицы — площади Сухэ-Батора в период с 28 ноября 2005 года по июль 2006 года 370 строителями, работавшими круглосуточно и в три смены.

 

Этот монумент сидящего Чингисхана входит в т. н. официальную галерею национальной истории, служащую фасадом Дворца государственного церемониала и почета — части парламентского комплекса. К 2009 году этот памятник Чингиса уже стал своеобразным талисманом для всех монголов, стремящихся во время экскурсии по площади прикоснуться к статуе. Также в галерею входят статуи и некоторых полководцев Чингисхана.

 

Страница с заметкой из газеты «Новости Монголии» (сдвоенный № 21-22 (558-559) от 26/05/2006). Заметка рассказывает о строительстве галереи национальной истории – нового фасада Дворца государственного церемониала и почета.

Данная галерея, прославляющая Чингисхана, была построена в Улан-Баторе на главной площади к 800-летнему юбилею (отмечался в 2006 г.) со дня основания Монгольской империи, которую Чингисхан основал.

Страница с заметкой из газеты «Новости Монголии» (сдвоенный № 21-22 (558-559) от 26/05/2006). Заметка рассказывает о строительстве галереи национальной истории – нового фасада Дворца государственного церемониала и почета.

Данная галерея, прославляющая Чингисхана, была построена в Улан-Баторе на главной площади к 800-летнему юбилею (отмечался в 2006 г.) со дня основания Монгольской империи, которую Чингисхан основал.

С постройкой монумента Чингисхану в галерее национальной истории, служащую фасадом Дворца государственного церемониала и почета на площади Сухэ-Батора возникали трудности в 2006 году. Как писала в № 21-22 (558-559) от 26/05/2006 года монгольская правительственная газета на русском языке «Новости Монголии» (издание монгольского информационного агентства МОНЦАМЭ), строители превысили бюджет на 670 млн. тугриков. За месяц до кульминации торжеств 800-летия, назначенных на 1 июля 2006 г. с приглашением иностранных лидеров, работы были выполнены лишь на 70%. Однако все закончилось благополучно, и монголы обрели один из главных символов столицы и страны.

 

2. Монумент «Золотой кнут»

 

Заметка из газеты «Новости Монголии» (№ 27-28 (565) от 07/06/2006): В заметке также приведена графика, анонсирующая монумент Чингисхана «Золотой кнут» в окрестностях Улан-Батора.

Тогда монумент еще только начал строиться. И тогда за ним еще не закрепилось его нынешнее общеупотребительное название «Золотой кнут».

Также ниже приводим и цветную иллюстрацию с сайта русского вещания «Голоса Монголии», изображающую монумент «Золотой кнут», когда этот памятник и парк по соседству будут полностью закончены. Ниже и современная фотография этого памятника.

Заметка из газеты «Новости Монголии» (№ 27-28 (565) от 07/06/2006): В заметке также приведена графика, анонсирующая монумент Чингисхана «Золотой кнут» в окрестностях Улан-Батора.

Тогда монумент еще только начал строиться. И тогда за ним еще не закрепилось его нынешнее общеупотребительное название «Золотой кнут».

Также ниже приводим и цветную иллюстрацию с сайта русского вещания «Голоса Монголии», изображающую монумент «Золотой кнут», когда этот памятник и парк по соседству будут полностью закончены. Ниже и современная фотография этого памятника.

Другой «чингизидский символ в нынешней Монголии — это гигантская конная статуя Чингисхана в окрестностях Улан-Батора, являющаяся центром комплекса увековечивания памяти этого хану.

 

Этот комплекс под названием «Золотой кнут» также начал сооружаться к 800-летию юбилею единого государства. Но этот проект так масштабен, что до сих пор незавершен.

 

Вот что передавало русское вещание «Голоса Монголии» 05/08/2009 об этом:

 

«Комплекс «Золотой кнут» со статуей Чингис-хана будет завершен к 2011 году. Об этом сообщили организаторы этого грандиозного строительства. У памятника уже побывали тысячи людей. В эти дни Монголию посещают особенно большое число туристов.

 

На иллюстрации с сайта монгольского иновещания «Голос Монголии»:

Так будет выглядеть «Золотой кнут» после того, как монумент и парк по соседству будут полностью закончены.

На иллюстрации с сайта монгольского иновещания «Голос Монголии»:

Так будет выглядеть «Золотой кнут» после того, как монумент и парк по соседству будут полностью закончены.

Сорокаметровую статую из нержавеющей стали строили в Монголии пять лет, и теперь полководец во всей красе возвышается над степями вокруг Улан-Батора.

 

Обустройство территории около монумента еще идет, а тысячи туристов уже фотографируются возле статуи. Гигантский памятник хоть и не превышает по размерам статую Свободы или Родину-Мать, но, по крайней мере, по значимости в собственной стране Чингис-хану равных нет. Эта скульптура стала самой большой в мире статуей всадника. Экскурсоводы говорят об этом в первую очередь. Памятник Чингис-хану уже успели включить во все туристические маршруты...

 

На создание скульптуры ушло двести пятьдесят тонн нержавеющей стали. Внутри десятиметрового фундамента — ресторан, магазины сувениров, гигантская карта завоеваний Чингис-хана. И символический золотой кнут в два метра длиной. Такой же кнут и стал причиной появления памятника в этом месте.

 

В 1177-м году, когда молодому Темужину было 15 лет, он возвращался от друга своего отца Ван Хан Торила, у которого просил силы и помощи. И именно в этом месте Темужин нашел кнут, — примету успеха.

 

Считается, что после этого молодой Темужин смог объединить монголов, стать Чингис-ханом и завоевать полмира. Сегодня оседлать лошадь Чингис-хана может любой. Лифт поднимает туристов на голову коня», передавало монгольское иновещание «Голос Монголии».


Современная фотография монумента «Золотой кнут».
Современная фотография монумента «Золотой кнут».

«Голос Монголии» не упомянул о нескольких интересных подробностях строительства «Золотого кнута»: фрагменты этого памятника в 45 километрах от Улан-Батора, как писала в № 27-28 (565) от 07/06/2006 года уже упоминавшаяся газета «Новости Монголии», были отлиты в Китае и должны были быть доставлены в Монголию под самый занавес торжеств 2006 года на 60 большегрузных машинах. Что и было осуществлено. Этот монумент, несмотря на его на его исторический характер, изначально строился как большой туристический аттракцион компанией с характерным названием «Дженко тур бюро».

 

3. Портрет Чингисхана на горе Богдо уул


Современное состояние портретного изображения Чингисхана на склоне горы Богдо уул.
Современное состояние портретного изображения Чингисхана на склоне горы Богдо уул.

Еще одним знаковым символом героизации Чингисхана стало его размещение его изображения на горе, возвышающейся над Улан-Батором. Эта идея возникла спонтанно, когда инициатору одного из проектов по увековечиванию хана отказали по причине недостатка средств в изображении черт любимого правителя посредством клумбы на на уже упоминавшейся центральной площади города Улан-Батора.

 

На илл.: Страница из рассматриваемой нами заметки из газеты «Монголия сегодня» (№ 25 от 22/06/2006, спецвыпуска по случаю празднования 800-летия Великой Монголии):

На странице показано изображение тогда еще только сооружаемого портрета Чингисхана на горе Богдо уул.

На илл.: Страница из рассматриваемой нами заметки из газеты «Монголия сегодня» (№ 25 от 22/06/2006, спецвыпуска по случаю празднования 800-летия Великой Монголии):

На странице показано изображение тогда еще только сооружаемого портрета Чингисхана на горе Богдо уул.

Монгольская частная газета «Монголия сегодня», выходящая в Улан-Баторе на русском языке, тогда же (№ 25 от 22/06/2006) опубликовала интервью о проекте «Образ великого Хаана воскреснет на горе Богдо уул» (Написание имени Чингисхана, принятое в Монголии при воспроизведении этой публикации на Portalostranah.ru сохранено):

 

«В Монголии на горе Ум толгой горной цепи Богдо уула к западу от Зайсана, на его северном склоне будет создано портретное изображение Чингис хаана, взгляд которого устремлен на столицу. С этой инициативой выступил заслуженный работник промышленности С.Жамъянсурэн. Он осуществляет ее совместно с художником — дизайнером Б.Мунхтувшином, Заслуженным деятелем культуры Г.Явгааном. О том, как идет работа, мы попросили рассказать С.Жамъянсурэна и Б.Мунхтувшина.

 

Когда у вас зародилась такая идея?

 

В связи с 800-летием образования Великого Монгольского государства правительство, организации, а также частные лица организуют и проводят множество различных юбилейных мероприятий. Но пока, еще не видны какие-либо конкретные результаты работ. Кажется, историки и писатели больше пишут, создают спектакли, кино и книги, но они пока не доходят до людей. Ясно, что на центральной площади столицы будут встречать важных гостей, делегатов, приехавших на юбилейные мероприятия. И скорее всего встречать будем на площади с незаконченной стройкой. Поэтому я обратился к главному менеджеру города Г.Мунхбаяру и к начальнику Управления по благоустройству города Болду с предложением создать на центральной площади цветочную клумбу с изображением Чингис хаана. Но это предложение не нашло поддержки по причине того, что нет возможности выделить средства из бюджета этого года. Тогда я начал искать иные пути, позволяющие осуществить задуманное более дешевым способом. Так и появилась идея создания образа Чингис хаана из камней на горе Ум толгой, откуда видна вся столица. Своими мыслями я поделился с Заслуженным деятелем культуры Явгааном. Он сразу поддержал мою идею и предложил мне в напарники молодого художника — дизайнера Б.Мунхтувшина. Так мы начали свою работу. Наше произведение будет вечным. До сегодняшнего дня величествует образ Будды на Халхин-Голе, созданный То ваном (1600 год). Во время путешествия по Китаю я видел много работ, выполненных из камней. Так, у меня появилась эта идея.

 

А что будет со старой надписью на горе?

 

В связи с существующей многопартийной системой лозунг «Да здравствует МНРП» не считается актуальным. Я обратился к Президенту страны с просьбой оказать поддержку моей инициативе в создании образа Чингис хаана вместо надписи «Да здравствует МНРП». Президент одобрил эту идею и поручил оказать мне поддержку министру обороны М.Сономпил, министру охраны природы И.Эрдэнэбаатар и начальнику Управления делами правительства Су.Батболд.

 

Изображение Чингис хаана вы создаете по какому портрету?

 

Б.М: Мы консультируемся с учеными по самому последнему, то есть, утвержденному в Тайване портрету, который считается настоящим ((Данный китайский портрет, считающийся единственным достоверным, был нарисован как часть портретной серии монгольских ханов спустя многие годы после кончины Чингисхана, при монгольской династии Юань, основанной внуком Чингисхана Хубилая и правившей в Китае, ныне хранится в Национальном музее в изгнании — в музее-дворце в Тайбэе, Китайская Республика на Тайване Прим. Portalostranah.ru).


На горе Ум толгой мы выполнили общий эскиз портрета.


С.Ж: Часть головного убора портретного изображения мы решили сделать из белого мрамора. Мрамор поставляется горно-обогатительным комбинатом «Эрдэнэт». Президент лично выразил желание положить камни над теменем образа. Белый мрамор, который будут укладывать первые лица страны, уже доставлены из Эрдэнэта. Часть образа, изображающую головную часть, будут укладывать военные. Таким образом выражаем глубокую дань уважения Чингис хаану, который был великим воином, полководцем в. истории всего человечества. В общем, мы создаем этот образ по традиционным канонам творения божества. По этому случаю мы советовались с ламами. С древних времен образы, портретные изображения святынь творили только мужчины и этот принцип мы соблюдаем. Министерство обороны для осуществления этой работы нам прислали 25 лучших военнослужащих. Они начали работу. Наши граждане выразили желание внести свой вклад, и в связи с этим был открыт благотворительный счет «Великий хаан».

 

С.Ж: Я уже сказал, что эта работа выполняется только мужчинами. Кроме того, при создании изображений бурханов используются только, так называемые, мужские камни. Камни северных склонов гор считаются мужскими, они бывают более твердыми и прочными. А камни южных склон гор считаются женскими, и они бывают более раздробленными, в силу многолетнего влияния солнца. Также нельзя использовать точильные камни, так как, они бывают мягкими и более того, считаются точильными средствами для режущего холодного оружия.

 

— Почему эту гору называли Ум толгой? Вы знаете, сколько лет существует прежняя надпись.

 

С.Ж: В народе говорят, что гора получила это название при создании столицы. При создании столицы вершины горы Богдо уул, окружающую столицу, были названы шестью молитвенными буквами. Вершина этой горы совпала с первым словом молитвы «Ум» и, соответственно, получила это название.

 

Насчет прежней надписи я точно не знаю, но эмблему Независимости Монголии на соседней с ней горе сложили из камней во время 25-ой годовщины Народной революции (т.е. в 1950-х годах. Прим. Portalostranah.ru), и думаю, что примерно в это время и была сделана эта надпись.

 

Портрет из мрамора? Когда вы завершите работу?

 

С.Ж: Высота портретного изображения 240 метров, ширина груди 320 м, вся занимаемая площадь портрета составляет 4,6 гектаров. Портретное изображение выглядит примерно равным с Зайсан Толгой. Мы выполнили 30 процентов работы.

 

7-ого июля планируем осуществить официальное открытие. Для создания портрета-образа следует работать только при естественном освещении, и поэтому мы работаем ежедневно только до захода солнца», писала газета «Монголия сегодня» в № 25 от 22/06/2006.

 

4. Дадал — место рождения Чингисхана


На фотографии с сайта русского вещания «Голос Монголии» памятный знак в честь Чингисхана. Этот знак установлен в предполагаемой местности рождения Чингисхана, в урочище  Deluun Boldog (Делюн-Болдок) в сомоне (т.е. уезде) Дадал  Хэнтэйском аймака (т.е. области).  Этот памятный знак, насколько нам известно, поставили в 1962 году к предполагаемому 800-летию со дня рождения хана.

На фотографии с сайта русского вещания «Голос Монголии» памятный знак в честь Чингисхана. Этот знак установлен в предполагаемой местности рождения Чингисхана, в урочище Deluun Boldog (Делюн-Болдок) в сомоне (т.е. уезде) Дадал Хэнтэйском аймака (т.е. области).

Этот памятный знак, насколько нам известно, поставили в 1962 году к предполагаемому 800-летию со дня рождения хана.

Знак в честь Чингисхана (см. иллюстрацию выше) имеется в предполагаемой местности рождения Чингисхана, в урочище Deluun Boldog (Делюн-Болдок) в сомоне (т.е. уезде) Дадал Хэнтэйском аймака (т.е. области). Этот памятный знак, насколько нам известно, поставили в 1962 году к предполагаемому 800-летию со дня рождения хана. (В 2006 году наряду с 800-летием образования единого монгольского государства также отмечалось и 840-летие Чингисхана, которое, возможно, должно было отмечаться на несколько лет раньше).

 

Хэнтэйский аймак и территория, близкая к той, что занимает сегодня сомон Дадал, считаются родиной Чингисхана. 

  

Русское вещание радио «Голос Монголии» от 12/11/2009 отмечало, касаясь личности хана: «Восемь веков назад, в 1206 году, Темучин, сын Есугэя-багатура, потомок рода Борджигат, был единогласно избран каганом монголов и получил титул Чингисхан, что означало «Великий хан». Несмотря на множество исторических хроник и летописей, описывающих жизнь и деяния Чингисхана, достоверных сведений о Великом хане сохранилось немного.

 

«Своим» Чингисхана считают сразу несколько народов — монголы, буряты, китайцы, японцы и казахи. Даже описание внешности хана вызывает удивление. В некоторых летописях утверждается, что имел он нехарактерные для монголов черты — голубые глаза и светло-рыжие волосы. По образному замечанию историка Льва Гумилева: «В истории возвышения Чингисхана сомнительно все, начиная с даты его рождения». И заканчивая местом его захоронения», указывал «Голос Монголии» от 12/11/2009, цитируя в том числе и различные печатные источники из России (Напомним, эта передача русского вещания радио «Голос Монголии» от 12/11/2009 доступна в нашем аудиофайле №1 в левом верхнем углу этой страницы).  

 

5. Ненайденная могила Чингисхана

 

На иллюстрации с официального сайта сомона Биндер:  Карта Монголии с обозначением исторического сомона Биндер и Хэнтэйского аймака.

На иллюстрации с официального сайта сомона Биндер:

Карта Монголии с обозначением исторического сомона Биндер и Хэнтэйского аймака.

Также многие монголы считают, что уже упомянутый Хэнтэйский аймак Монголии, а именно соседний с Дадалом сомон Биндер этого же аймака, является местом, где тайно был захоронен Чингисхан. Тайно, т.к. у него было столько врагов, желавших свести с ним счеты, или хотя бы только разорить его могилу, сколько трудно представить.

 

Таким образом, несмотря на то, что Чингисхан является одной самых упоминаемых фигур в монгольской и мировой истории, а обстоятельства жизни этого хана подвергаются тщательному изучению, до сих пор точно неизвестно, где были захоронены его останки, где находится могила Чингисхана.

 

В Китае даже считают, что на территории КНР. Уже много десятилетий власти Китая утверждают, что Чингисхан похоронен на территории нынешней КНР. Хотя для китайцев в свое время нашествие монголов было стихийным бедствием, которое смело династию этнических китайцев — династию Сун и подчинило Китай власти монгольских императоров, теперь власти коммунистической КНР причисляют чингизидов к сонму исторических правителей Китая. В КНР даже снова открыли мемориал памяти Чингисхана в населенной этническими монголами китайской области Внутренняя Монголия на фоне утверждений, что Чингисхан похоронен где-то неподалеку.

 

На иллюстрации из официального буклета туристического ведомства китайской провинции Внутренняя Монголия, изданного на русском языке, изображена, как говорится в буклете, «туристическая зона мавзолея Чингисхана в городе Ордос, Внутренняя Монголия».

Этот «мавзолейный комплекс Чингисхана», расположенный на территории КНР, не признают в независимой части Монголии в качестве усыпальницы.

На иллюстрации из официального буклета туристического ведомства китайской провинции Внутренняя Монголия, изданного на русском языке, изображена, как говорится в буклете, «туристическая зона мавзолея Чингисхана в городе Ордос, Внутренняя Монголия».

Этот «мавзолейный комплекс Чингисхана», расположенный на территории КНР, не признают в независимой части Монголии в качестве усыпальницы.

Вот что сообщало официальное иновещание КНР «Международное радио Китая», русская программа, об этом «мавзолее Чингисхана» в городе Ордос, Внутренняя Монголия и об отношении к Чингис-хану в Китае:

 

«Могила Великого Чингисхана охраняется таргоутами — одной из групп монголов, из поколения в поколение. Ежегодно, весной, летом, осенью и зимой четыре раза в год проходит церемония культа почтения памяти великого героя. Церемония проходит свято и торжественно». (Из программы от 31/08/2008). И из другой программы (от 10/04/2008, цитата по сайту станции, транскрипция имени хана в первоисточнике здесь как Чингиз-хан):


«Мемориал Чингис-хана... был восстановлен в 200-х километрах от Баотоу (Внутренняя Монголия) в 1954 году. Чингиз-хан является национальным героем, как во Внутренней Монголии, так и во всем Китае. Китайцы чтят его за то, что он расширил пределы страны.

 

Центральная часть мавзолея увенчана огромным вызолоченным внутри куполом. Там находится 4-х метровая статуя Чингиз-хана, сидящего на престоле, за ним гигантское панно-карта — империя его царствования. Здесь проводятся праздничные церемонии в его память, устраиваются факельные шествия, произносятся торжественные речи», отмечало иновещание «Международное радио Китая» в сообщении от 10/04/2008. 

 

В передаче от 16/05/2016 «Международное радио Китая», русское вещание уточнило, что Мавзолей Чингисхана во Внутренней Монголии, на самом деле, не является настоящей могилой Чингисхана, что это просто мемориал в его память, и что раньше его не называли мавзолеем, просто говорили «Восемь белых юрт Чингисхана». Станция передавала (это передачу вы также можете послушать в нашем аудифайле №2 в левом верхнем углу этой страницы):

 

«Комплекс состоит из восьми белых юрт. Раньше его не называли мавзолеем, просто говорили «Восемь белых юрт Чингисхана». В этой белой юрте хранится седло Чингисхана». Ежегодно 21-го числа третьего месяца по лунному календарю в мавзолее Чингисхана проводится самый торжественный в году обряд жертвоприношения. Чингисхан почти всю жизнь провел в седле. В трех из восьми белых юрт Чингисхана расставлены «гробы» самого Чингисхана и его жен. Его седло, лук и стрелы, важные литературные памятники и т.п. сохраняются в остальных белых юртах.

 

В исторических материалах, рассказывающих о Чингисхане, записано создание «восьми белых юрт» Чингисхана. Их построил третий сын Чингисхана Угедей. В годы правления основателя династии Юань Хубилая были установлены подробные правила жертвоприношения и молитвенного текста перед «восемью белыми юртами». Упоминания о них есть и в посвященных Китаю записях Марко Поло... В середине первого зала мемориаала возвышается статуя Чингисхана из белого мрамора. Затем идет зал обрядов. В нем царит торжественная и тихая атмосфера. Здесь совершают обряд жертвоприношения Чингисхану. Начинается обряд жертвоприношения с песни и молитв, посвященных мудрому государю. После молитвы в жертву приносится ягненок. Подобные ритуалы здесь проводятся почти ежедневно. Молитвы не прекращаются. Священные свечи не гаснут. Панегирики Чингисхану беспрерывно читают уже более 700 лет.

 

Главным сокровищем «восьми белых юрт» является серебряный «гроб» Чингисхана. После того, как Чингисхан скончался от болезни, по обычаям монгольской народности, его тайно захоронили. Вся информация, связанная с погребением, была засекречена. В китайской истории многие императоры оставили громадные грандиозные могилы, а он, создавший гигантскую империю, мистически исчез более 700 лет тому назад, что осталась лишь небывалая загадка. Мавзолей, перед которым мы находимся, не является настоящей могилой Чингисхана. В серебряном гробе хранится, на самом деле, дух Чингисхана, или как сказать, носитель духа. Именно перед ним совершают жертвоприношения. Мы добрались до кургана «аобао» Гандр — сооружения из камней и хвороста. По преданиям, Чингисхан проезжал через это место. По прошествии 200 с лишним лет «восемь белых юрт» переехали сюда. Эта местность стала «Энджен-Хоро», что обозначает сад мудрого государя.

 

Каждый год в 21-й день третьего месяца по лунному календарю здесь проводится торжественная церемония жертвоприношения Небу. Обряд жертвоприношения Чингисхану известен с давних времен. 99 младшим духам, подчиненным высшему божеству, подносят свежее молоко. Это ритуал монгольского шаманского жертвоприношения небесным божествам. Монголы величают Небо «Тенгри». Чингисхан очень поклонялся «Тенгри». Говорят, тогда на берегу реки Керулен Чингисхан собирал молоко 99 кобыл и совершал ритуал жертвоприношения «99 Тенгри». Он поклонялся белому божественному коню. Чингисхан назвал себя сыном «Тенгри» и пользовался силой от «Тенгри».

 

Дети тоже участвуют в отрядах жертвоприношения. Они несут дары Хара сульде. Хара сульде — знамя древней монгольской армии. В 1270 г. при Хубилае 500 семей были переведены для охраны «восьми белых юрт», они стали священниками — «таргоутами» (На самом деле, таргуты — это одна из монгольских народностей, проживающих во Внешней Монголии Прим. Portalostranah.ru). Эти таргоуты не платят налогов, не отбывали воинской обязанности. Единственная их обязанность — охрана и жертвоприношение «восьми белым юртам» и Хара сульде. Они назывались священными людьми», отмечала станция в передаче от 16/05/2016.

 

Напомним, что этот «мавзолей Чингисхана», расположенный во Внутренней Монголии, не считают усыпальницей в Монголии независимой.

 

Скриншот с сайта иновещания КНР - «Международного радио Китая», русская программа: Здесь заметка станции о путешествии во Внутреннюю Монголию - район, под контролем Китая, где также со времен Мао (а точнее, с1954 г.) имеется «мавзолей Чингисхана», о чем и говорит данная заметка по передаче станции от 10/04/2008. Напомним, что упомянутый «мавзолей Чингисхана», расположенный во Внутренней Монголии, не считают усыпальницей в Монголии независимой.

Скриншот с сайта иновещания КНР - «Международного радио Китая», русская программа: Здесь заметка станции о путешествии во Внутреннюю Монголию - район, под контролем Китая, где также со времен Мао (а точнее, с1954 г.) имеется «мавзолей Чингисхана», о чем и говорит данная заметка по передаче станции от 10/04/2008.

Напомним, что упомянутый «мавзолей Чингисхана», расположенный во Внутренней Монголии, не считают усыпальницей в Монголии независимой.

Итак, т.н. «мавзолей Чингисхана», во Внутренней Монголии, — это просто кенотаф (т.е. мемориал без тела). Считается, что поминальное место для молитв, сооруженное лишь в виде нескольких юрт, было сооружено в этих краях по приказу сына Чингисхана Угедея. В 1939 г. гоминдановское правительство закрыло это место поклонения, но при Мао в 1954 г. оно вновь было открыто, как символ новой политики коммунистической КНР по отношению национальным меньшинствам. В 1966-1976 г. во времена культурной революции — это место поклонения было вновь закрыто. С 1979 г. восстановлено. Сейчас в Китае оно все больше используется как приманка для туристов.

 

Почему, как говорилось в вышеприведенном сообщении «Международное радио Китая» от 10/04/2008, «китайцы чтят Чингисхана за то, что он расширил пределы страны»? Дело в том, что внук Чингисхана Хубилай, как известно, был китайским императором, основав династию Юань, что в переводе на русский красноречиво переводится как «великое начало». Он принял китайские манеры поведения, но и забросил историческую монгольскую столицу Каракорум, находящуюся ныне на территории современной Монголии. Подробнее о Карокоруме на нашем Portalostranah.ru здесь). И если с расположением исторической столицей Чингизидов Карокорумом все более или менее ясно, то за могилу Чингисхана идет борьба, хотя монгольские власти явно испытывают сомнения по поводу ее возможного обнаружения.

 

Страница с рассматриваемой здесь статьей из монгольской независимой газеты, выходящей на русском языке - «Монголия Сегодня» (№ 25 25 от 22/06/2006) о месте расположения усыпальницы Чингисхана.

Статья имеет довольно безапелляционный заголовок, отражающий мнение по этому поводу, распространенное в нынешней независимой Монголии.

Страница с рассматриваемой здесь статьей из монгольской независимой газеты, выходящей на русском языке - «Монголия Сегодня» (№ 25 25 от 22/06/2006) о месте расположения усыпальницы Чингисхана.

Статья имеет довольно безапелляционный заголовок, отражающий мнение по этому поводу, распространенное в нынешней независимой Монголии.

Монгольская независимая газета, выходящая на русском языке «Монголия Сегодня» в № 25 от 22/06/2006, т.е. в дни празднования 800-летия со дня основания Монгольской империи, опубликовала интервью по поводу возможного места упокоения Чингисхана под названием «Чингис хаан захоронен в Монголии». Газета писала, цитируем (наименование название и имен собственных сохраняется как в оригинале):

 

«В ученом мире до сих пор не утихают споры о том, где именно захоронен Великий Чингис хаан, особенно они оживились в преддверии празднования 800-летнего юбилея Великого Монгольского государства среди ученых наших близлежащих государств, и каждая сторона оспаривает версию, что Чингис хаан, якобы, захоронен именно в их стране. В связи с этим мы встретились с директором Университета «Чингис хаан», доктором исторических наук Х.Лхагвасурэн и попросили разъяснить нашим читателям этот спорный вопрос.

 

— Говорят, что в исторических документах весьма достоверно написано о захоронении Чингис хаана?

 

— В исторических документах, восходящих еще к XIII и XIV веку, написано о месте захоронения Чингис хаана. Но сегодня бытуют разные версии. Например, Чингис хаана похоронили в его родных местах, в горных хребтах Хан Хэнтия или на горе Бурхан Халдун. А также, существует версия, что его захоронение находится в отрогах гор Хар Азарга в нынешнем аймаке Говь-Алтай.

 

— Много разговоров ведутся о том, что захоронение Чингис хаана находится в других странах...

 

— В документах есть упоминание о том, что захоронение Великого хана находится в Ордосе Внутренней Монголии Китая, в горах Мон уул. Также указывают на гору Чингэс, что в Казахстане. Ходят слухи, что там находится и захоронение Хулан хатун /супруга Чингис хаана/.

 

— А что говорят российские ученые?

 

— Некоторые российские ученые утверждают, что захоронение не только Чингис хаана, но и его царевичей — наследников трона находятся в монастыре Чи-нян-гу, но неизвестно где находится этот монастырь, да и документов, подтверждающих это, нигде не найдены. Но дархады /монгольская народность/ рассказывают, что захоронение Великого Чингис хаана находится в долине реки Хуанхэ на территории хошуна /административная единица/ Урад, в горах Муна. Русский ученый-монголовед Палладий Кафаров, игнорируя древние предания монголов, отмечал, что захоронение Чингис хаана и других хаанов нужно искать во Внутренней Монголии в горах Тас уул, между городом Долнуур и рекой Хэрлэн. По его словам, каждый год в день, когда вознесся на небо Великий Чингис хаан, там проводят богослужения и моления в его честь.

 

— А какого мнения придерживаются ученые Внутренней Монголии Китая?

 

— Исследователь жизни и деятельности Чингис хаана, профессор Университета Хух хото Внутренней Монголии Китая Ренчин в своей научной статье «Чи нян гу или Хурлэх» писал, что «...захоронение Великого Чингис хаана находится не так уж и далеко от горы Бурхан Халдун /Внешняя Монголия/. Название «Чи нян гу» ни что иное, как место под названием Хурлэх, написанное на китайском диалекте, и которое упоминается в «Сокровенном сказании монголов».

 

— Значит, профессор Ренчин считает, что захоронение Чингис хаана находится не во Внутренней Монголии, а на территории современной Монголии?

 

— Как указал профессор Ренчин, предположение, что захоронение Чингис хаана и Великих монгольских хаанов находится в Ордосе или около Хух хото, в горах Далантуруу, ошибочно. Он также писал в своей статье о достоверности версии, что захоронение Чингис хаана находится именно в Монголии. «Чингис хаан вознесся на небо во дворце, что на озере Харилт в местности Саарь Хээр», говорится в истории Великого государства Юань.

 

— И где находится это Саарь хээр?

 

— В долине, находящейся на пересечении гор Хэрлэн и Баян-Улаан, находится озеро. И эта долина имеет название Саарь хээр. Также в воспоминаниях одного китайца, который через шесть лет после похорон Чингис хаана проезжал по тем местам, упоминалось, что «около захоронения Чингис хаана протекает река Хэрлэн». В «Сокровенном сказании монголов» в оде батора Гилугутэй, говорится о том, что «повозка с телом усопшего временно задержалась в пути в местности Худоо арал, где находилась ставка великих ханш Буртэ хатан и Хулан хатан /супруги Чингис хаана/ и верных соратников Чигис хаана Боорчи, Мухулай, чтобы показать великим ханшам тело усопшего».

 

Также в свое время Чингис хаан во время отдыха на Худоо арал говорил: «Вот место, где я хотел бы вечного покоя. Запомните это место». Поэтому есть большая вероятность того, что именно здесь похоронили Великого хаана. Вполне понятно, что Чингис хаан не указывал, чтобы его похоронили вне Монголии.

 

— А что вы можете сказать о Белом соколе — государственном символе...

 

— На самом деле символом /тотемом/ предков Чингис хаана, их рода, являлся Белый сокол. Как говорится в «Сокровенном сказании», Есухэй батор /отец Тэмуджина, будущего Чингис хаана/, взяв с собой сына Тэмуджина, поехал в аймак Хунгират, чтобы встретиться с его вождем Дай сэцэном /будущий тесть Тэмуджина/. При встрече Дай сэцэн молвил: «Сват Есухэй, видел я ночью сон. Белый сокол, захватив в свои когти солнце и луну, прилетел ко мне и опустился в мои руки. Ты привел своего сына и, видимо, это и является правильным толкованием моего сна. Символ вашего аймака хиад явился ко мне и подал сигнал». Отсюда видно, что Белый сокол являлся символом аймака хиад. И в этом нет никакого сомнения. Другими словами, символом рода Боржигон — рода Чингис хаана являлся Белый сокол«, пишет газета «Монголия Сегодня» в № 25 от 22/06/2006. Конец цитаты.

 

Далее приведем отрывки из трех передач последних лет русского вещания радио «Голос Монголии» о поисках захоронения Чингисхана. (В начале и конце каждого отрывка приводится дата выхода программ в эфир, написание географических названий первоисточника сохраняется):

 

Из передачи от 28/08/2009 «...Об исторических достопримечательностях сомона Биндэр, аймака Хэнтийй. Хэнтэй с вершинами Хиндийн сарьдаг 2665 м и Хэнтий хан уул 2362 м представляет собой лесистые горы с плоскими вершинами, где берут начало реки Онон, Керулен (Хэрлэн), Туул. Согласно «Сокровенному сказанию монголов», эта местность являлась коренным юртом юного Тэмуужина — будущего Чингисхана. Гора Биндэр находится неподалеку от той местности, где как считается произошли важные события жизни молодого Тэмуужина. Среди множества гипотез возможного места захоронения Чингисхана одной из наиболее вероятной считается версия о его захоронении в горах Хэнтэя. Самая большая поисковая работа была проведена в 1990-1993 гг. в рамках совместной монголо-японской экспедицией «Гурван гол», во время которой детально исследовалась глубина земли в местах возможного захоронения в районе Хэтийских гор с помощью современной электронной техники, но могила так и не была найдена», — из передачи радио «Голос Монголии» от 28/08/2009, в которой цитировались в том числе и российские медиа).


И далее из передачи станции от 12/11/2009 (напоминаем, вы можете послушать эту передачу русского вещания радио «Голос Монголии»в нашем аудиофайле №1 в левом верхнем углу этой страницы): «По распространенной версии, Чингисхан умер в 1227 году во время похода на Тангутское государство (Центральная Азия). В разных источниках приводятся различные версии его смерти: от раны, полученной в бою, от продолжительной болезни после падения с лошади, от удара молнии, от руки плененной тангутской ханши. Согласно легенде, воитель повелел похоронить его у некой горы Бурхан-Халдун, местонахождение которой остается загадкой до сегодняшнего дня.

 

Интерес к поискам места захоронения Чингисхана подогревают и многочисленные легенды о несметных богатствах, якобы спрятанных в гробнице. Родилась даже шутка: если могила Чингисхана будет найдена, цена на золото в мире сразу упадет.

 

Итак, согласно преданию, Чингисхан был похоронен на родовом некрополе Их-Хориг у горы Бурхан-Халдун. В глубокой гробнице Великий хан сидит на золотом троне... Для того чтобы могилу не нашли и не осквернили, были приняты особые меры предосторожности. После того как саркофаг с телом Чингисхана опустили в гробницу, ее видимые следы сровняли с землей и по этому месту прогнали несколько раз гигантский табун лошадей.

 

По другой версии, могила была устроена в речном русле, для чего реку на время перекрыли. Затем дамбу разрушили, и вода вернулась в естественное русло. А всех, кто участвовал в погребении и мог запомнить место, впоследствии умертвили. В сборнике летописей персидского историка Рашида ад-Дина говорится: «В Монголии есть большая гора, которую называют Бурхан-Халдун. С одного склона этой горы стекает множество рек. По тем рекам — бесчисленное количество деревьев и много леса. В тех местах живут племена тайджиутов. Летние и зимние кочевья Чингисхана находились в тех же пределах, а родился он в местности Дэлун-болдок, в низовьях реки Онона, оттуда до горы Бурхан-Халдун будет шесть дней пути».

 

В «Сокровенном сказании» монголов говорится, что их предки кочевали у истоков Онон-реки, на Бурхан-Халдуне. Современные исследователи текста склоняются к версии, что речь может идти о горах Хэнтэйского нагорья в Монголии, в частности о массивной центральной вершине Хан-Хэнтэй. Но так ли это, многие сомневаются, даже сами монголы. Подъехать к этой вершине по непроходимому болотистому торфянику очень сложно, не говоря уж о том, чтобы прогнать там табун лошадей. По версии немецкого историка Герхарда Фридриха Миллера, название Бурхан-Халдун в переводе может означать «Божья гора», «гора, где поставлены божества». Рашид ад-Дин указывал на то, что на Бурхан-Халдуне потомок Чингисхана Тимур якобы сделал изображения покойных предков и построил капище. Но военных походов восточнее Иртыша Тимур никогда не совершал, соответственно, он вряд ли стал бы устраивать капище на Хан-Хэнтэе в Монголии, которую сегодня пытаются отождествить с Бурхан-Халдуном. Географические названия времен Монгольской империи за многие века полностью изменились, и с точностью сказать, где находится гора Бурхан-Халдун, никто сегодня не может. И тем не менее интенсивные поиски продолжаются», передавало 12/11/2009 русское вещание радио «Голос Монголии», цитируя в том числе и российские медиа.

 

И снова из передачи от 28/08/2009: «В сентябре 2001 г. информационные агентства мира сообщили о сенсационном открытии могилы Чингисхана монголо-американской археологической экспедицией. В сообщениях говорилось, что в Монголии найдено захоронение, которое может быть могилой Чингисхана. В 360 км от Улаанбаатара, в суме Батширээт Хэнтэй, близ горы Биндэр под руководством американского профессора Чикагского университета Джона Вудса было обнаружено четыре десятка могил с 3 сторон, окруженных каменной стеной высотой 3-4 метра и общей протяженностью около 3 км. Длина лицевой стороны крепости Углугчи равна 500 м, а длина восточной стороны, проходящей по горной вершине, равна 600 м. С внутренней стороны стены подкреплены большим количеством земли, по предположению ученых, которая могла быть выкопана для сооружения большой усыпальницы.

 

В центре ограждения расположена живописная природная скала. Место известно среди местных жителей под названием «Замок Чингисхана» (крепость Углугчийн хэрэм), а также Красная скала. В захоронении, в южной части ограждения, на глубине 11 метров были зафиксированы специальными приборами останки более 60 человек, судя по обнаруженным там доспехам и оружию, относящиеся к монгольской знати. Начальником экспедиции Дж. Вудсом было высказано предположение, что это место является захоронением великих монгольских ханов «Ихсийн газар». Возраст всех находок, предположительно, — первая половина XIII века. Было сделано официальное заявление, что в захоронении могут находиться великие монгольские ханы, и, возможно, среди них Чингисхан.

 

В 56 км от этого места, на восточной стороне г. Биндэр, найдена еще одна могила, называемая местным населением могилой 100 солдат, в которой похоронено около сотни монгольских воинов — это, по мнению Вудса, те самые воины, которых согласно легенде убили, чтобы скрыть место гибели Чингисхана. Есть легенда, что Чингисхана хоронили 50 воинов, они были убиты другими 50 воинами, в свою очередь они тоже были умерщвлены, чтобы скрыть от потомков место захоронения. Убитых воинов захоронили в одном месте. Однако уже 20 октября 2001 г. на информационных лентах появилось сообщение, что тела Чингисхана в могиле не оказалось. Более подробное исследование обнаруженного захоронения планировалось продолжить следующим летом. Полевой сезон 2002 года также не дал видимых результатов. В августе 2002 г. экспедиция объявила о прекращении работ по политическим мотивам. Небывалая засуха, нашествие шелкопряда, ранее не встречающегося в Монголии, личинки которого буквально живым панцирем покрыли место предполагаемого захоронения Чингисхана и многочисленные протесты местных жителей, усмотревших в этих явлениях «кару за нарушение покоя запретного места (гурук) с останками Великих монгольских вождей» остановили работу экспедицию», напоминало 28/08/2009 радио «Голос Монголии», цитируя в том числе др. монгольские и российские медиа.

 

И еще фрагмент передачи радио «Голос Монголии», на этот раз от 19/11/2009 (вы можете послушать и эту передачу русского вещания радио «Голос Монголии» в нашем аудиофайле №1 в левом верхнем углу этой страницы) :

 

«Много веков люди пытаются отыскать гробницу Чингисхана. Утверждают, что великий воитель покоится либо в степях Монголии, либо в Китае. Некоторые же ученые предлагают поискать легендарную могилу на территории России.

 

Мы уже рассказывали о том, что в сентябре 2001 г. мировые информационные агентства сообщили о сенсационном открытии. Американец Мори Кравиц и его соотечественник — профессор Чикагского университета Джон Вудс в 360 км от Улаанбаатара, в близи горы Биндэр обнаружили 4 десятка могил, которые были объявлены гробницей Чингисхана. Однако это захоронение уже исследовалось в конце 1950-х годов монгольскими учеными, которые датировали его более ранним, дочингизовым периодом — от 947 до 1125 года. Тем не менее, американские исследователи поспешили сделать официальное заявление о том, что найдено место упокоения великих монгольских ханов, и, возможно, Чингисхана.

 

Затем в полусотне километров от этого места было найдено еще одно захоронение с останками около сотни воинов. Это, по мнению Вудса, те самые воины, которых согласно легенде убили, чтобы скрыть место погребения Чингисхана. Более подробное исследование данных захоронений планировалось провести летом 2005 года. Однако сделать это не удалось, случилась небывалая засуха, и вся местность подверглась нашествию шелкопряда. Личинки живым панцирем покрыли место предполагаемого захоронения великих нойонов. Местные жители-монголы усмотрели в этом «кару за нарушение покоя запретного места с останками великих монгольских вождей» и стали протестовать против плана проведения раскопов. Бывший премьер-министр Монголии Дашийн Бямбасурэн направил президенту страны Нацагийну Багабанди письмо, в котором обвинил американскую экспедицию в том, что она попирает священный прах — поскольку у монголов существует поверье, что если будет найдена могила Чингисхана, то нация погибнет. Экспедицию пришлось свернуть.

 

Вскоре после этого пришло сообщение из Китая, в котором сотрудник музея Синьцзяна Чжан Хуэй заявил: «Мы нашли подлинную могилу Чингисхана». Согласно появившейся информации, она находится на севере страны, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе (правильнее, районе Прим. Portalostranah.ru) вблизи монголо-китайской границы у подножия Алтайских гор, рядом с горой Чингила (Чинхэ). Правда, что послужило основанием считать это захоронение подлинной могилой Чингисхана, по информации из Китая не сообщалось.

 

В 2001 году японско-монгольская экспедиция начала раскопки на территории Восточного аймака Монголии — в местности Аврыг, где по летописным данным находился дворец Чингисхана. Археологическая программа «Новый век» реализовывалась совместно учеными Академии наук Монголии и японских университетов Ниагата и Кокугакуин. Раскопки позволили определить площадь древнего поселения. С запада на восток — 1500 метров. С севера на юг — 500 метров. В 2004 году археологам удалось обнаружить фундамент здания, построенного в XII-XV веках. Предположительно это мог быть Великий Ордо — дворец Чингисхана. Были найдены каменный фундамент в форме квадрата 25×25 метров и остатки стен с отверстиями для несущих опор. Судя по всему, толщина стен достигала полуметра. Сооружение для того времени очень внушительное. Шейпен Ката, глава экспедиции и профессор японского университете Кокугакуин, в 2004 году заявил: «Наши поиски дали долгожданный результат — мы нашли фундамент дворца, где, по всей видимости, жил Чингисхан, а в последствии его сын Угэдэй-хаан».

 

При раскопках ученые нашли каменный жертвенник и китайские курильницы для благовоний с изображением дракона, который был символом верховной власти. На жертвеннике, считают они, сжигали лошадей во время поминальных церемоний, устраиваемых после смерти высокочтимых людей. Участники экспедиции утверждают, что в найденных близ дворца четырех глубоких ямах диаметром 1,5 метра сохранилась зола, остатки костей домашних животных пепел шелковых тканей. Эта находка натолкнула ученых на мысль, что данное здание могло быть не дворцом, а поминальным мавзолеем Чингисхана. При этом специалисты полагают, что место захоронения великого хана находится где-то неподалеку. Однако после этого ничего нового археологи так и не обнаружили. Заметим, что найденные кости лошадей едва ли могут быть сильным аргументов в пользу гипотезы о захоронении рядом Чингисхана. Могилы с лошадьми характерны для многих тюркских народов (живших рядом с монголами — Прим. Portalostranah.ru), встречаются археологам от Китая до Якутии.

 

Тем временем появились утверждения, что могилу полководца вообще нужно искать не в Монголии. Кроме Китая и Монголии на место подлинного захоронения Чингисхана претендует Россия.

 

Наиболее вероятными местами захоронения знаменитого завоевателя называют местность, прилегающую к реке Ононе в Читинской области, а также Баргузинскую долину в Бурятии. У бурят сохранилась легенда о том, что в Баргузинской долине находится могила знатных монгольских нойонов. В золотом своде летописи всех монгольских ханов и «Сокровенном сказании» говорится, что предки Чингисхана явились, переплыв «Тенгис» — внутреннее море, под которым большинство исследователей понимают озеро Байкал. Кроме того, в те времена у монголов существовала традиция брать жен из местности Баргуджин-Токум. Изначально вся земля Баргуджинская понималась историками как вся земля, примыкающая к Байкалу. В описании Рашид ад-Дина Баргуджин-Токум размещалась у самого края страны енисейских кыргызов, за Минусинской котловиной до Байкала и дальше на восток. Хотя в «Сокровенном сказании» и нет на сей счёт указаний, но ряд историков считают, что Баргуджин-Токум — это определенно Баргузинская долина на восточном побережье Байкала, напротив острова Ольхон. В пользу этой версии свидетельствует также тот факт, что здесь расположена священная вершина Барагхан-Уула, у подножия которой по преданию располагалось стойбище одного из предков Чингисхана.

 

На этой горе в дрение времена местные жители якобы находили монгольские сабли, щиты и наконечники копий, что послужило основанием для легенды о захороненном на вершине знатном баргутском правителе. Из «Сокровенного сказания» также известно, что мать Чингисхана Оэлун-учжин была уроженкой местности Баргуджин-Токум и неоднократно ездила на кладбище в землю предков. Утверждают, что и сам монгольский правитель также ездил поклоняться могилам предков и совершал жертвоприношения духам гор Забайкалья. А перед смертью он якобы дал наставления своим сыновьям, чтобы его тайно похоронили в земле предков, куда многие века ездили на моленья его родичи. Если согласиться с версией, что Баргуджин-Токум, где по описаниям находится земля предков рода Чингисхана — Баргузинская долина, то, возможно, и могила великого правителя тоже находится здесь.

 

Удивительно, но факт, великая монгольская империя, которая считается одной из крупнейших за всю историю человечества, загадочным образом не оставила потомкам практически никаких материальных следов своего существования — о монголах и их предводителях информацию извлекают, преимущественно, из мифов и летописей. До сих пор, несмотря на многолетние усилия археологов и использование самого современного оборудования, не найдено ни одного захоронения великих монгольских ханов, не обнаружено никаких значительных памятников архитектуры эпохи монгольского владычества, а также фантастических богатств», констатировало 19/11/2009 русское вещание «Голос Монголии», цитируя в том числе др. монгольские и российские медиа (напоминаем, вы можете послушать и эту передачу русского вещания радио «Голос Монголии» в нашем аудиофайле №1 в левом верхнем углу этой страницы).

 

Но все-таки, вопреки утверждению из вышеприведенного фрагмента передачи «Голоса Монголии», кое-что от империи монголов осталось — и материальное наследие, и бренд. Об этом далее.

 

6. Развалины Каракорума — памятник Чингисхану

 

Развалины Каракорума также является своеобразным памятником Чингисхану на территории нынешней Монголии. Подробнее о Каракоруме в отдельном материале.

 

7. Чингисхан — главный бренд современной Монголии

 

На иллюстрации страница из спецвыпуска по случаю празднования 800-летия Великой Монголии газеты«Новости Монголии» от 26/05/2006 года:

Здесь заметка об одном из масштабных спектаклей современного монгольского драматического театра о Чингисхане «Зажатый ком крови»

На иллюстрации страница из спецвыпуска по случаю празднования 800-летия Великой Монголии газеты«Новости Монголии» от 26/05/2006 года:

Здесь заметка об одном из масштабных спектаклей современного монгольского драматического театра о Чингисхане «Зажатый ком крови»

Имя Чингисхана в названии торговых и марок и компаний, литературе и кино современной Монголии. И в центре празднования 800-летия т.н. Великой Монголии, когда Чингисхан был провозглашен ханом единого монгольского государства, естественно была историческая фигура Чингиза.

 

Все тот же, цитировавшийся выше, «Голос Монголии» в своей русской передаче от 31/12/2009 отмечал «Но самым популярным именем (в Монголии), используемым в названиях всего, чего угодно, является, безусловно, имя самого великого и самого влиятельного монгола в истории — Чингисхана. Монголы поистине боготворят этого великого человека, в честь Чингисхана названо огромное количество улиц, площадей, гостиниц, турбаз, кемпингов, клубов, казино, словом — всего, что только можно себе представить. Принадлежащий монгольской авиакомпании «МИАТ» лайнер А-310, на борту которого красуется имя Chinggis Khaan, доставит вас в Chinggis Khaan Airport, оттуда по улице Чингисхана, мимо площади Чингисхана вас привезут в гостиницу «Chinggis Khaan», где вы сможете отведать пива Chinggis Beer и расслабиться после перелета в расположенном по соседству ирландском пабе Grand Khaan («Великий хан»). Это отнюдь не чингисханомания, это лишь дань уважения великому предку. Носить имя самого выдающегося из всех монголов — великая честь для всех этих предметов и заведений, и они ни в коем случае не променяют ее на более оригинальное, запоминающееся, но менее почетное название» Конец цитаты.

 

Вообще же, 800-летие со дня основания первого единого монгольского государства в 2006 году стало поводом для монголов заявить миру о новой Монголии. Традиционный ежегодный летний праздник Наадам (в переводе «игры мужей») был организован тогда с невиданным в новейшей истории размахом. Например, как писала в № 27-28 (565) от 07/06/2006 газета «Новости Монголии», в ходе того Наадама в шести возрастных категориях лошадей в скачках приняло участие 4000 аргамаков (породистых лошадей для скачек), а в трехдневных соревнованиях борцов 1024 участника. Юбилейный Наадам был расширен также исторической реконструкцией с участием 500 всадников условного сражения времен Чингисхана под названием «Чингисхан возвратился из 800-летней древности».

 

В скобках отметим, видимо, чтобы ничто не омрачало праздник, на период торжеств, как писала упомянутом выше номере официальная газета «Новости Монголии» (напомним, издание монгольского информагентства МОНЦАМЭ), 300 улан-баторских бродяг и как указывалось в сообщении, «пьяниц» были отправлены «в принудительном порядке в спецлечебницу», а «бездомные дети охвачены обучением в летних лагерях» (Бездомные дети в Улан-Баторе были все последние 15 лет настоящим бедствием в монгольской столице — Прим. Portalostranah.ru).

 

В Монголию на празднование 800-летия единого государства были приглашены западные звезды, разрабатывавшие в своем творчестве тему Чингисхана, вроде группы с одноименным названием. Монгольские деятели искусства также не были забыты. Например, главный монгольский драматический театр поставил о Чингисхане спектакль под заглавием «Зажатый ком крови». Спектакль также был переведен на английский язык и показан на всемирном конгрессе монголоведов, также организованном тогда в Улан-Баторе.

 

Вот выдержки из рецензии на этот знаковый спектакль, опубликованной для России Монгольским информационным агентством МОНЦАМЭ в специальном сдвоенном выпуске «Новости Монголии» к 800-летнему юбилею первого монгольского государства №21-22 от 26/05/2006. (Стилистика текста сохраняется. Подчеркнем, что в монгольских публикациях на русском языке имя Чингис-хан часто пишется как Чингис-хаан и в похожих вариациях):

 

«На сцене Государственного Академического театра драмы состоялась премьера спектакля «Зажатый ком крови». Постановка этого спектакля была осуществлена в рамках 800-летия образования Великой Монголии. Пьесу известного монгольского писателя, лауреата Госпремии Бавуугийн Лхагваеурэна «Зажатый ком крови» оживил на сцене известный режиссер Б.Баатар, Можно сказать дебют спектакля прошел с аншлагом. Образно выражаясь, его сюжетная канва сплотила монголов как «комок крови». В день премьеры драмы перед входом в театр был разостлан белый войлок, символизирующий традицию гостеприимства монголов. Здесь были выставлены молочные продукты, в том числе айраг (молочный напиток — Прим. Portalostranah.ru) На стенах театра вывешены произведения видных монгольских художников живописи и монгол дзураг (вид традиционной монгольской живописи на холсте — Прим.Portalostranah.ru), в фойе выставлены национальные игры-головоломки. В первую очередь зрители были приятно удивлены самим изготовлением билета на спектакль, который был изготовлен из разных видов животноводческого сырья, в частности из козьего пуха, кожи, с учетом того, чтобы он остался своеобразным сувениром на память... Всего в спектакле заняты около 140 актеров. Декорации на сцене демонстрирует монгольский быт и традицию. Пол был устлан ковром в виде гигантской географической карты с изображением территорий, завоеванных в свое время Чингис хааном. Одежда, аксессуары, реквизиты и боевые снаряжения изготовлены на основе консультаций с историками, археологами, этнографами. Творческой группе пришлось тщательно изучить быт, традиции и уклад монголов того времени, в частности, какой они пользовались посудой, какую носили одежду, как причесывались.

 

Режиссер-постановщик спектакля «Зажатый ком крови» Б.Баатар сказал: «Великий юбилей создания Чингисхааном Великой Монголии отмечают в Китае, в Японии, в Киргизии и в других странах, мы — потомки Чингис хаана — не имеем права сидеть сложа руки. Именно поэтому мы осуществили постановку этого спектакля, в которую впитан неустанный труд большой группы творческих работников. Постановка этой пьесы объединила нас. Главная идея пьесы Б.Лхагва-сурэна заключается в том, что он показал Чингис хаана человеком с великими организаторскими способностями, сумевшим объединить вечно враждовавшие, раздробленные аймаки в единое государство. Этой пьесой авторы постарались показать, что всех монголов объединяет не только общее родство, но и величайшая история предков.

 

В исторических анналах говорится, что Чингис хаан родился на свет со сгустком крови, зажатым в кулаке. Но это только утверждение. Значение спектакля заключается в том, что его постановка осуществлена в время, когда монголы, несмотря на то, что живут в суверенном государстве, не объединены единой идеей и стремлением. Понятие сгусток или ком крови нельзя непосредственно подразумевать как человеческая кровь. Кровь — это жизнь. Сгусток крови олицетворяет солидарность. Почему в XIII веке монголы были мощными и сильными? Потому что в то время наши предки владели скоростью. Чингис хаан гениально распоряжался скоростью. В то время самым быстрым средством передвижения была лошадь. Вдобавок к этому монголы владели скоростью тактики, разума, мышления. И в своем своем спектакле мы постарались отразить все это», — сказал режиссер-постановщик Б.Баатар». Конец цитаты.

 

Подробно об истории Монголии, включая времена Чингисхана, а также о том, как Монголия потеряла и вернула независимость см. далее — на следующей странице — итак, монгольская история. На взгляд монгольских историков из Улан-Батора




Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...