Наследие Византии в Стамбуле. Византийские тени Стамбула
Хотя с падения столицы Византии Константинополя прошло уже много столетий, а сам город уже давно является турецким мусульманским Стамбулом, если приглядеться, то можно разглядеть едва заметные и местами даже трагические лики погибшей Византии в современной столице Турции. Поговорим о Византии сегодня - в нынешнем Стамбуле, что осталось от ее наследия, почти легендарного, в этом мусульманском мегаполисе.
Из учреждений единственной сохранившимся до наших дней византийской институцией является вселенская патриархия, которая пережила гибель империи и теперь является лишь тенью самой себе. От Вселенского византийского патриархата, куда раньше входили все народы Восточной Римской империи и прилегающих территорий, откололись за века почти все, включая и Россию.
Сам патриархат провел все последние столетии в постоянном маневрировании во взаимоотношениях с османскими властями. Особенно это было нелегко, когда Стамбул был не просто столицей Османской империи, но и столицей всего исламского халифата (султан был повелителем всех правоверных, халифом; с падением султаната в Стамбуле, через некоторое время бывший турецкий султан перестал быть и халифом (в 1924 г.), ныне в исламском мире халифата пока нет).
Теперь, когда Турция является самым веротерпимым и светским из всех исламских стран, Константинопольскому патриархату живется намного легче (но не все гладко, в нашем обзоре приводятся и сообщения «Голоса Греции», Афины, вещание на русском языке от 21/12/2009 и 23/12/2009, о жалобах вселенского патриарха Константинопольского на турецкие власти, которые якобы его притесняют (слушайте и читайте эти сообщения в конце этого обзора). Попутно отметим, что греки даже в официальных греческих СМИ до сих пор стараются не употреблять название Стамбул, предпочитая называть город Константинополем.
В предлагаемом вашему вниманию материале о наследии Византии и христиан в современном Стамбуле также приведены выдержки из статьи из архива Portalostranah.ru, первоначально опубликованной в турецком журнале «AVRASYA ISBIRLIGI PERSPEKTIF» - «Перспектива». В этом турецком журнале, издававшемся несколько лет назад, очень недолго, в Москве и печатавшемся в Турции, в основном, преобладала экономическая и сиюминутная тематика, но иногда публиковались и очень интересные страноведческие материалы, которые стоило бы вернуть в информационный оборот.
Мы дополнили публикацию турецкого издания обширными примечаниями и рассказом о Константинопольском патриархате.
Наследие Византии в Стамбуле, или Византия сегодня
Мозаика из Собора Святой Софии.
Император Константин преподносит Богородице и Иисусу в дар город Константинополь, держа его макет.
И здесь же император Юстиниан (на мозаике слева) также с даром, равноценным, по его мнению, целому городу - Собором Святой Софии, который символизируется на мозаике макетом.
Мозаики Собора Святой Софии при османах были либо закрашены, либо прикрыты.
После превращения Святой Софии в музей в начале XX века при Ататюрке (при османских султанах Святая София была мечетью и к ней были пристроены минареты) многочисленные мозаики в храме восстанавливаются.
Напомним, Собор Св. Софии ( главная церковь Византии) был построен по повелению византийского императора Юстиниана в 532-537 гг., вместо старого собора постройки 324-337 гг. - времен императора Константина, тогда же и основавшего Константинополь (ныне Стамбул) в качестве столицы Римской империи на месте городка Византий.
(Иллюстрация мозаики приведена с турецкого официального сайта музея Св. Софии в Стамбуле ayasofyamuzesi.gov.tr).
Турецкий журнал «AVRASYA ISBIRLIGI PERSPEKTIF» — «Перспектива» (рус.яз, окт. 1998 г.) в своей статье о наследии Византии в современном Стамбуле, чтобы иметь возможность привести некоторые ностальгические факты для христиан, но не слишком сыпать соль на их рану, также хвалит османскую политику веротерпимости. Итак, журнал пишет:
«Древняя Анатолия, так называется азиатская часть современной Турции, входившая на рубеже нашей эры в состав Римской империи, стала одним из первых районов распространения христианства. Здесь проповедовали апостолы Петр, Павел, Андрей, Лука.
Много веков спустя современная территория страны вошла в состав империи Османов. Веротерпимость была присуща османскому государству, в котором иноверцам была заказана лишь государственная карьера — принятие ислама было обязательным условием продвижения по бюрократической лестнице... Христиане и иудеи могли пробовать свои силы на любом другом поприще...
И сегодня в Стамбуле (90% населения которого мусульмане) действуют десятки церквей различных конфессий, многие из которых принимают прихожан уже не одну сотню лет.
Наиболее значимым для христиан, безусловно, является собор Святой Софии (Название храма — «Святая мудрость, знание» от греческого слова «Σοφία», что в переводе и означает «знание, мудрость» — Прим. Portalostranah.ru), принявший свой сегодняшний облик в VI в. н.э., когда по повелению императора Юстиниана зодчие Артемиус и Исидор возвели на месте разрушенной во время беспорядков старой церкви величественный храм. «Соломон, я превзошел тебя!» — воскликнул император, увидевший законченное строение.
Значение, которое придавалось собору уже в византийский период, иллюстрирует мозаика, выполненная над западным входом (сейчас это выход из музея): императоры Константин и Юстиниан преподносят в дар Богородице, держащей на руках младенца Иисуса, один — храм Святой Софии, другой — весь город в целом, как бы утверждая равнозначность обоих подношений (см. илл. в начале статьи. Прим. Portalostranah.ru).
В храме Святой Софии проходили обряд помазания на царство византийские императоры; по сей день сохранился в центре зала мозаичный круг, в который вступали претенденты на престол с тем, чтобы принять елей на обнаженную голову. (Говорят, что султан Мехмед, поднявшись после завоевания Константинополя на купол Собора Святой Софии и осматривая разрушенные пристройки храма, изрек «Ничто в этом мире не вечно!». В одних источниках говорится, что султан, приехав в Святую Софию после штурма, сразу выгнал из собора мародерствующих османских солдат, даже убив нескольких из них, а по другой версии дал им возможность и после своего визита продолжить некоторое время грабеж в церкви, чтобы никогда уже не восстановилось византийское величие. Эта версия говорит и о том, что Мехмед въехал в в храм на коне в знак демонстрации своей власти. Прим.- Portalostranah.ru).
В период выработки христианской догматики в Святой Софии в 553 и 680 годах н.э. состоялись Пятый и Шестой Вселенские (т.е., те, чьи решения признаются и православной, и католической церквами) соборы, посвященные обсуждению природы Бога-человека Иисуса Христа.
С собором связано множество легенд, посредством которых в сегодняшний день прорывается наследие Византии.
Согласно одной из них, священник, совершавший последнюю службу в момент, когда в здание ворвались янычары, скрылся за небольшой дверью, спасая древнюю Библию в драгоценном окладе.
Дверь, закрывшись за ним, исчезла, слившись со стеной. Если в этом месте приложить ухо к стене, то можно, якобы, различить песнопения последней службы, которую священник денно и нощно совершает с того самого дня и закончит только тогда, когда на Святой Софии и снова будет установлен крест.
На находящихся друг против друга мраморных плитах настенного покрытия в рисунке мрамора, якобы, запечатлена история человечества, вначале пребывавшего во грехе (изображения дьявола), а затем вступившего в эру христианства (райский сад, голубь в нимбе — символ Св.Духа). Конец в обоих случаях печальный — без особого напряжения воли на обеих стенах можно различить рисунок «ядерного гриба».
(Больше о судьбе Святой Софии при турках смотрите на нашем сайте здесь Прим. Portalostranah.ru)
Неподалеку, за стеной султанского дворца Топкапы (Топкапи), расположена церковь Святой Ирины «мира Божьего», кстати, единственное здание города, которое, однажды перестав быть церковью, не было превращено в мечеть. До освящения Св.Софии здесь находилась кафедра Константинопольского Патриарха. Османы устроили в ней арсенал, в наши дни это — концертный зал. На прошедшем здесь в 381 году н.э. Втором Вселенском соборе был принят догмат о триединстве Бога и в основных чертах сформировано учение о Св. Троице.
Одну из христианских святынь можно увидеть и сегодня в экспозиции самого дворца. Это мумифицированная правая рука Иоанна Крестителя — рука, крестившая Спасителя. Экспонируется она почему-то в сокровищнице османских султанов. Вероятно, в ценностной шкале тех, кто распорядился судьбой реликвии, драгоценный футляр возобладал над «скромным» содержанием.
Центром стамбульского христианства считается Константинопольская Вселенская патриархия (таково ее официальное самоназвание), с 1601 года занимающая несколько зданий на берегу Золотого Рога прямо напротив единственной в мире металлической церкви, принадлежащей болгарской общине города.
На ее территорию ведут тяжелые ворота, центральные створки которых не открываются с 1821 года в память о повешенном здесь греческом патриархе Григории, которого линчевала толпа религиозных фанатиков после получения в городе известия о начале в Греции национально-освободительного восстания против османского господства. (Более примирительная версия событий акцентирует внимание на том, что были убитые были казнены толпой, возмущенной убийствами турок в Греции во время начавшегося восстания — Прим. Portalostranah.ru). В расположенном на территории Константинопольской Вселенской патриархии соборе Св.Георгия (современный вид здания датируется началом XVIII в.), куда особенно во время Пасхи и Рождества на службу, которую проводит сам Вселенский Патриарх, стремятся попасть далеко не только греческие прихожане, хранится одна из величайших реликвий христианского мира — гвоздь, пробивший почти две тысячи лет назад плоть Сына Божия (считается, что два других находятся в Иерусалиме и Риме). К впаянному в медную колонну кусочку желтоватого металла, освященному кровью Иисуса, спешат приложить нательный крест паломники из многих стран мира, посещающие храм», — пишет журнал «AVRASYA ISBIRLIGI PERSPEKTIF» — «Перспектива».
Продолжение см. далее, после нижеследующей врезки по теме:
Единственное действующее учреждение времен Византии: Константинопольский патриархат в Стамбуле
Константинопольский патриархат в Стамбуле (официальное название Вселенский Константинопольский патриархат (греч. Οικουμενικό πατριαρχείο Κωνσταντινουπόλεως, англ. Ecumenical Patriarchate of Constantinople, где греческое слово oikumene — «обитаемая вселенная»).
Возникновение патриархата в Константинополе было обусловлено переносом сюда из Рима императором Константином столицы Римском империи. В 300 году до того заштатный город Византий (Byzantium) был переименован в Новый Рим (затем Константинополь), а его епископство стало архиепископством. При этом в городе Византий еще с 38 года н.э. существовала епископская кафедра. До того в эти места явился Андрей Первозванный, который, по версии Константинопольского Патриархата, проповедовал здесь.
Спустя несколько десятилетий после переноса столицы, как пишет сайт Константинопольского патриархата, «в своем 3 каноне Первый Константинопольский церковный собор (так известен как Второй Вселенский собор) провозгласил в 381 году н.э., что епископ Константинополя «имеет примат чести второго после епископа Рима (т.е. Папы), потому что Константинополь есть Новый Рим».
А менее века спустя, в 451 году н.э., 28 канон IV Вселенского Собора, состоявшегося в Халкидоне (ныне пригород Стамбула. Прим. Portalostranah.ru) провозгласил Константинопольский патриархат равным Риму и делегировал ему особые полномочия в расширении на новые территории». С 451 года архиепископство стало Патриархатом.
После 395 года общего правителя у обеих частей Римской империи уже никогда больше не было, хотя после того, как Западная Римская империи пала под нашествием варваров в 476 году, Восточной Римской империи (т.е. Византии) удавалось в 550 гг.(при Юстиниане) восстанавливать на несколько десятилетий контроль над всей Италией, а в 717 гг. владеть Римской областью. Тем не менее, пути двух частей империй расходились, и в Западной ее части возникли новые государства на месте варварских феодов завоевателей. При этом христианские церковь в этой части земель продолжала управляться из Рима, а другая часть — на территории Византийской империи — из Константинополя.
Упомянутый сайт указывает, говоря о дальнейших событиях: «Великий раскол 1054 г. стал, по сути, кульминацией постепенного отчуждения на протяжении многих веков, и привел к формальному разделению между христианскими Церквами Востока и Запада, предоставив Константинопольскому патриархату исключительные полномочия и юрисдикцию над христианским Церквями Востока. (В 1054 году Папские посланники в Константинополе отлучили от церкви Патриарха Константинопольского Михаила Керулария (Michael I Kiroularios), а Патриарх отлучил их. Прим. Portalostranah.ru).
Сайт Константинопольского патриархата пишет далее: «После взятия Константинополя латинянами (государство Крестоносцев, существовавшее короткое время Прим. Portalostranah.ru) во время Четвертого крестового похода (1204), Вселенский Патриархат был переведен в Никею (в 1206 году; Никея расположена на месте современного турецкого города Изник, там — на период изгнания крестоносцами из Константинополя — византийские императоры основали т.н. Никейскую империю), но император Михаил VIII Палеолог восстановил Патриархат в Константинополе, когда он отбил город в 1261 году.
Когда Константинополь стал столицей Османской империи в 1453 году, Вселенский Патриарх (в то время, Геннадий II) был признан (специальным указом) этнархом православных народов, с расширением власти над Восточными Патриархатами и балканским церквями» (этнарх — от греч. слов «народ» и «правитель»). Конец цитаты.
Таким образом после завоевания Константинополя константинопольский патриархат остался единственным уцелевшим учреждением в Османской империи из наследства Византии. Правда его функции главным образом сводились к представлению перед султаном прав немусульманского населения Османской империи, в то же время само учреждение принадлежало почти исключительно греческой нации, которая и доминировала в управлении поздней Византийской империи. Интересно, что османы признавали Вселенского Патриарха также начальником, например, над католиками, прибывавшими в Османскую империю.
Необходимо отметить, что в Османский период патриархи вели довольно подчиненную османским властям жизнь, а туркам не было дела до их вселенскости, — саму Патриархию они именовали Rum Patrikhanesi, или, позднее, Fener Rum Patrikhanesi. В этом названии слово Rum — означает «ромейская, римская». Так именовала себя Византийская империя. Таким образом турки называли Патриархию — «Ромейская Патриархия», т.е. Византийская, признавая здесь наследие Византии.
В свою очередь, Фанар (Fener) — это один из отдаленных от центра города районов Стамбула.
За период 500-летнего существования Османской империи константинопольские патриархи сменили несколько резиденций, мотаясь по разным уцелевшим христианским церквям города.
Церковь Святого Георгия (или, иначе. Собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца) в Фанаре является с момента падения Константинополя пятой по счету Патриаршей церковью и пятым офисом и резиденцией Вселенского Патриархата.
Патриарх переехал сюда в 1601 году (Интересно, что самой первой резиденцией епископа г. Византий 38-144 гг. была просто пещера (пещерная церковь), об этом говорится на сайте Патриархата).
До турецкого завоевания Константинополя патриархи привыкли, что их резиденция находилась в самом центре города, по соседству с дворцом византийских императоров.
До 398 года такой резиденцией была Церковь Святой Ирины, времен постройки императора Константина. Эта церковь была сожжена в результате бунтов в 532 году, и восстановлена в 548 году императором Юстинианом. (Сегодня эта бывшая церковь, а при османах — арсенал, находится на территории бывшего султанского дворца Топкапи. Используется как выставочно-концертный зал).
Но еще до сожжения и восстановления церкви Св. Ирины резиденция Константинопольского патриархата переехала в Собор Святой Софии доюстиниановой постройки, где находилась с 398 по 537 гг., а затем в отстроенный Юстинианом на том же месте новый великолепный храм Святой Софии (размещалась здесь в 537-1453 гг., с коротким переездом (в 1204-1261 гг.) в Никею, в местный Собор Святой Софии, когда Константинополь был захвачен крестоносцами, см. выше).
В1453 году, с завоеванием города, османы выселили Константинопольский патриархат из Собора Св. Софии, превратив последнюю в мечеть. Сначала Константинопольский патриархат переехал в Церковь Двенадцати Апостолов, но в 1463-1470 гг. на этом месте была построена мечеть Фатих (Fatih Camii), где кстати был позднее похоронен Мехмед II Фатих (Завоеватель), завоевавший Константинополь.
И вот, после еще нескольких мест, скромная резиденция Константинопольского патриархата в районе Фанар — Собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца
Эта резиденция Вселенской патриархии в районе Фанар примечательна тем, что ее главные ворота никогда не открываются, в память о том, что на них в полном облачении османами был повешен в 1821 году тогдашний Константинопольский патриарх Григорий V.
Тогда в Греции началась революция за отделение от Османской империи, и патриарх, чтобы соблюсти спокойствие, отлучил от церкви нескольких зачинщиков этого движения. В то же время турки были возмущены погромами против турецкого населения, которые устраивались греками в ходе революции, и отомстили последним, казнив их Вселенского патриарха. Его турки считали тайным почитателем дела освобождения греков, ведь патриарх и сам был по национальности греком (имя при рождении: Георгиос Ангелопулос).
Всего же за период османского господства, согласно греческим источникам, поплатились жизнью следующие константинопольские патриархи:
Кирилл Лукарис (27 июня 1638 г. он был задушен янычарами на борту корабля; обвинение: за сговор с врагами Османской империи; его тело бросили в Босфор. По другой версии, Кирил Лукарис был казнен османским властями по наущению самих греков, опасавшихся проводимых патриархом реформ, в частности действий по переводу богослужебной литературы с архаичного на разговорный греческий язык);
Парфений I Герон (отравлен в 1644 году);
Парфений II (убит в 1651 г.); Парфений III (повешен в 1657 г.);
Гавриил II (Повешен в 1657 г., был патриархом только 12 дней; Источники пишут, что этот патриарх был повешен по повелению султана Мехмеда IV за то, что крестил в христианскую веру мусульманина, что было запрещено. После выяснилось, что Гавриил II крестил представителя еврейской общины, которая чтобы помешать подобным крещениям выдала новокрещенного перед султаном за мусульманина);
Мелетий II (Скончался после пыток от полученных травм в 1769 году);
Григорий V (Повешен на Пасху 1821 года, на Патриарших воротах своей резиденции в Фанаре, Эти ворота в память о патриархе остаются всегда закрытыми с того времени; Мотив мести за его смерть стал одним из двигателей греческой революции); Греческий сайт johnsanidopoulos.com пишет о Григории V, который был константинопольским патриархом целых три раза:
«Ввиду непредсказуемости турецкой политики и из-за восстания янычар, второе патриаршество Григория V закончилось в 1810 г., когда он был выслан сначала на Принцевы острова (под Стамбулом. Прим. Portalostranah.ru), а затем снова на Афон, где он оставался в течение девяти лет. В третий раз был призван на патриарший престол 15 декабря 1818 года, в решающий момент борьбы за греческую независимость.
В 1818 году Григорий стал членом тайного общества Элефтерия (Filiki Eteria), которое готовилось к восстанию против турецкого владычества. Тем не менее, когда греческий революционер Александр Ипсиланти (Alexander Ypsilantis) с соратниками пересек реку Прут, таким образом начав греческое восстание в Румынии, Григорий V счел необходимым отлучить его от церкви, чтобы защитить греков Константинополя от репрессий со стороны турок-османов.
Тем не менее, расправа над Григорием V случилась во время Страстной недели в апреле 1821 г., вскоре после того, как греки восстали в Пелопоннесе.
В ночь на Пасху, 10 апреля, во время празднования Божественной Литургии, наряду с восьмью иерархами, Григорий был арестован и, по приказу султана Махмуда II, повешен у ворот Константинопольского патриархата в полном патриаршем облачении. В память о нем эти ворота теперь всегда закрыты». Конец цитаты.
Современный богослов из Русской православной церкви дьякон Андрей Кураев со ссылкой на различные исторические источники в заметке на своем сайте diak-kuraev.livejournal.com (02.03.2019) так описывает последние дни патриарха Григория V:
«В период подготовки греческого восстания 1821 года этот патриарх Григорий V тайно поддерживал заговорщиков и был членом общества Элефтерия.
Султан Махмуд II, разъяренный первыми известиями о восстании, провозгласил священную войну против «неверных». Он заставлял шейх-уль-ислама (формального главу общины мусульман-суннитов Прим. Poralosranah.ru ) Хатжи Халиля издать «фетфу» (перписание) о поголовном истреблении греков. Патриарх Григорий V заверил Хатжи Халиля, что греческий народ не участвует в восстании. Шейх отказался издать эту «фетфу» и был убит.
Султан потребовал у патриарха Григория, чтобы он отлучил Александра Ипсиланти, Михаила Суцоса и их сподвижников, призвал греков к отказу от восстания и утвердил на местах ответственных за это архиереев. Требования султана были изложены в собственном его приказе (фирмане), прочитанном переводчиком Высокой Порты Константином Мурузисом 3 марта 1821 г. перед лицом патриарха Григория V и согнанных клириков и мирян.
Патриарх не мог не выполнить требования тирана и издал 23 марта 1821 г. отлучительную грамоту 27 марта, после Литургии в патриаршем храме в воскресенье пятой неделе Поста он произнес и подписал отлучительные грамоты против повстанцев:
«Мы повелеваем всем вам — епархиальным архиереям, игуменам священных монастырей, священникам церквей, духовным отцам приходов...и влиятельным жителям сел и деревень, и всем вообще местным властям, чтобы вы изобличили их, заклеймили позором, как общих губителей и людей легкомысленных, и, насколько возможно, обратили внимание на их ложь и хитрость, имея в виду, что единственным доказательством невинности их будет то, если они объявят о всех грамотах касательно этого дела, которые случайно получили в свои руки...
Посему церковь, благодатию Всесвятаго Духа, имеет ее разрешенной, принимает и прощает всех, кающихся от сердца и обращающихся исповедующих прежнее оболыщение и искренно принимающих вновь свое верноподданство. Если эта смертоносная зараза не будет очищена (чего не дай Бог!) и некоторые будут уличены в дерзких замыслах против обязанностей верноподданства, тогда все таковые будут наказаны без милости и сожаления (да не будет Христе, Царю!), а вслед затем справедливый гнев правительства и ярость мщения всех шейхов ислама вспыхнут и против нас и будет несправедливо и преступно пролита кровь многих неповинных, как бесповоротно обо всем этом объявило могущественное и непобедимое правительство в изданном и в присутствии всех нас, прочитанном высоком царском достопокланяемом указе.
А тех нечестивых главных виновников, безумных беглецов и гибельных отступников церковь отсекает от чистого и в здоровье пребывающего христианского организма. Как нарушители божественных законов и канонических постановлений, как презрители священного помазания, признательности к благодетелям и благодарности, как противники нравственных и гражданских устоев, как безсовестные строители гибели невинных и безответных соотечественников, да будут они отлучены, прокляты и непрощены, неразрешенны по смерти, повинны вечной анафеме».
Кроме того, патриарх с Синодом издал особую отлучительную грамоту против вождей восстания: «Камни, деревья, железо пусть распадутся, — они же (т. е. повстанцы) нисколько! Разверзшаяся земля пусть поглотит их, но не как Дафана и Авирона, — а каким-нибудь особенным способом, как знамение и пример! Порази их, Господи, холодом, зноем, гибельным ветром, опустошением и болезнью. Да будет небо над главою их медным и земля под ногами железною! Да погибнут они преждевременно в настоящей жизни и да накажутся в будущей! Молнии небесного гнева да падут на головы их! Имения их да будут в совершенное уничтожение и погибель! Да будут дети их сиры и жены их вдовы! В одном роде да изгладится имя их с шумом и да не останется у них камня на камне! Ангел Господень да изгонит их мечем огненным! Да будет клятва всех сущих от века святых на них самих и на тех, кои нераскаянно последовали по стопам их или последуют в будущем».
(Руководитель восставших) Ипсиланти в письме к (к другому предводителю восставших Теодоросу Колокотронису (29 января 1821 г.) писал: «Патриарх, принуждаемый Портой, предал Вас анафемой, но Вы сочтите, что это его действие не имеет силы; оно было сделано силой и без его согласия». Через несколько дней Григорий V был повешен». Конец цитаты.
В свою очередь официальный сайт Константинопольского патриархата ec-patr.org в очерке о Григории V не упоминает о том, что Григорий V был членом революционного общества, также не упоминается ни о том, что этот константинопольский патриарх отлучал от церкви революционеров, ни о том, что приказ о казни Григория V отдал султан Махмуд II (Вообще-то, у этого султана была репутация либерала. В частности он лишил своих губернаторов провинций древнего права обрекать людей на мгновенную казнь).
Как бы то ни было в очерке на официальном сайте Константинопольского патриархата упоминается только «сердитая толпа», которая расправилась с Григорием V. Причиной этой расправы толпою в др. источниках обычно называют то, что турки Стамбула были возмущены расправами со стороны греков над турками в охваченных восстанием районах Греции. О таких расправах пишет, в частности, британский исследователь лорд Кинросс (годы жизни: 1904-1976) в своей знаменитой книге «Расцвет и упадок Османской империи» (книга вышла после смерти автора в 1977 г.). Подробнее о данных событиях в трактовке лорда Кинросса см. на нашем сайте здесь. Отметим, что лорд Кинросс упоминает и о факте отлучения Александра Ипсиланти патриархом Григорием V, как говорится, по приказанию султана;
При всем при этом, после завоевания турками Константинополя на престоле Константинопольского патриархата, находилось около сотни человек, причем многие из них по два-три раза.
Однако срок нахождения в должности константинопольских патриархов в период Османской империи был небольшой — два-три года, османское правительство было часто недовольно их деятельностью, и их быстро замещали другими.
Только с провозглашением Турецкой Республики (1923 г.), когда Вселенские патриархи стали менее уязвимы для произвола турецких властей вследствии укрепления законности в стране, они задерживаются в должности подольше: пять-десять лет и более. Нынешний Вселенский патриарх (полный титул: Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх) Варфоломей правит с 1991 года.
Отметим, что согласно турецкому законодательству, только гражданин Турецкой Республики может быть избран на пост Константинопольского патриарха.
Ныне резиденция Вселенского Константинопольского патриархата находится в отдаленном от исторического центра Стамбула районе Фанар (Fener).
Это резко контрастирует с тем, что до турецкого завоевания Константинополя ( в 1453 г.) патриархи привыкли к тому, чтобы их резиденция и главный храм находились в самом центре города, по соседству с дворцом византийских императоров.
С 398 по 1453 гг. резиденция и главный храм Константинопольского патриархата располагались в Соборе Св. Софии (доюстиниановой, а затем юстиниановой постройки).
На карте: исторический центр города с бывшим султанским дворцом Топкапи (Topkapi Saray Muzesi, неподалеку от него располагался ныне несохранившийся дворец византийских императоров) и Св. Софией (турец. Ayasofya, ныне музей) находятся в правом нижнем углу; Резиденция Константинопольского патриархата (здесь подписана как Константинопольская церковь) в противоположном - левом верхнем углу карты.
Здание Вселенского Константинопольского патриархата распложено на европейском берегу Стамбула и выходит на залив Золотой рог (Халич).
Резиденция Вселенского Константинопольского патриархата в стамбульском районе Фанар.
Патриархи перебрались сюда в 1601 году.
Видна крыша Собора во имя святого великомученика Георгия Победоносца (с крестом на фасаде), она же резиденция патриарха.
В этом древнем церковном здании до переезда сюда Вселенской патриархии располагался женский монастырь (монахинь перевели в другое место).
В 1614 году здание отремонтировали; следующая реконструкция была сделана в 1720-м году, после крупного пожара, тогда же был восстановлен купол над зданием.
В 1836 году купол был разрушен после очередной перестройки здания.
Сайт Константинопольского патриархата пишет на эту тему:
«Хотя первоначально у данной монастырской церкви был купол, теперь Церковь Св. Георгия его не имеет, т.к. в XVIII и XIX вв. была проведена кардинальная перестройка здания, когда купол был разрушен.
После падения Константинополя, христианские здания в городе не могли быть покрыты видимыми издалека куполами, и христианская церковная архитектура стала напоминать здесь древний стиль базилики».
На иллюстрации мы видим здание Вселенского Константинопольского патриархата в стамбульском районе Фанар.
Справа от будки охраны расположены главные ворота в патриархат (на фото не видны), но виден проход к этим воротам.
Эти ворота являются красноречивым символом нелегкой судьбы этого учреждения – наследия Византии в Османской империи. Они не открываются с апреля 1821 года, в память о повешении на них тогдашнего патриарха Григория V.
Само здание Собора во имя святого великомученика Георгия Победоносца (или, иначе, Церковь. Св. Георгия) окружено административными постройками служб патриархата за высокой стеной.
Район Фанар стал традиционным пристанищем греков Стамбула в Османский период. Само название квартала происходит от греческого слова означающего «фонарь», т.к. в византийский период здесь располагался маяк. Кстати от греческого «фанар» происходит и русское слово «фонарь».
Главные ворота (на илл. по центру) в Константинопольский патриархат не открываются с апреля 1821 года, в память о том, что на них в полном облачении был повешен османами в тот месяц и год тогдашний Константинопольский патриарх Григорий V.
Тогда в Греции началась революция за отделение от Османской империи, и патриарх, чтобы соблюсти спокойствие, отлучил от церкви нескольких зачинщиков этого движения.
В то же время турки были возмущены погромами против турецкого населения, которые устраивались греками в ходе революции, и отомстили последним, казнив их Вселенского патриарха.
Его турки считали тайным почитателем дела освобождения греков, ведь патриарх и сам был по национальности греком.
Современные греческие публикации пишут, что, похоже, еще в 1818 году Григорий стал членом тайного общества Filiki Eteria, которое готовилось к восстанию против турецкого владычества.
Ныне вход во Вселенский Константинопольский патриархат осуществляется через боковой вход (на илл. слева), гл. ворота всегда закрыты.
Официальный сайт Константинопольского патриархата ec-patr.org в очерке о Григории V не упоминает о том, что тот был членом революционного общества, также не упоминается и о том, что этот патриарх отлучал от церкви революционеров, ни о том, что приказ о казни Григория V отдал султан Махмуд II.
Отметим, что у Махмуда II была репутация либерала. Например, он лишил своих губернаторов провинций древнего права обрекать людей на мгновенную казнь.
Как бы то ни было, в очерке на официальном сайте патриархата упоминается только «сердитая толпа», которая расправилась с Григорием V.
Историки пишут, что после гибели Григория V османское правительство, пытаясь оправдаться, представило британскому консулу письма греческих революционеров, полученные Григорием V.
Момент казни Константинопольского патриарха Григория V 10 апреля 1821 году и последующие события.
Считается, что после казни тело Григория V был выкуплено у палачей тремя представителями еврейской общины, которые пронесли тело по улицам и бросили в море.
16 апреля 1821 года команда корабля с греческого острова Кефалония (тогда принадлежащего Великобритании) выловила тело Григория V и под русским флагом доставила в Одессу.
Там оно было погребено в греческой Троицкой церкви 19 июня 1821 года.
В 1871 году по просьбе правительства Греции и к пятидесятилетию независимости Греции, тело было перенесено в Афинский Кафедральный Собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Григорий V провозглашен священномучеником Элладской церковью в 1921 году.
В Греции патриарх Григорий V часто именуется Этномартирас (Ethnomartyr, т.е. «мученик нации»).
Илл. из греческого мартиролога, т.е. списка признанных мучеников Церкви.
Еще одно изображение сцены повешения Григории V на воротах Вселенского Константинопольского патриархата в 1821 году.
Это изображение из западного (видимо, греческого) мартиролога (списка признанных мучеников Церкви), которое обычно сопровождается подписью: янычары вешают Григория V.
Однако автор изображения явно фантазировал, изображая совершенно мифические, а не реальные ворота Вселенского Константинопольского патриархата в Стамбуле.
Также отметим, что правящий в то время султан Махмуд II был противником янычар, и в 1826 году ликвидировал их корпус, как неуправляемый.
Нынешний Вселенский Константинопольский патриарх Варфоломей I (Bartholomeos) у всегда закрытых главных ворот Константинопольской патриархии на церемонии в память о Григории V.
Варфоломей (имя при рождении Димитриос Арходонис) является этническим греком, происходящим с турецкого острова Гекчеада (Имврос), в Эгейском море. У Варфоломея турецкое гражданство и он два года отбывал воинскую повинность в турецкой армии в качестве офицера запаса. 22 октября 1991 г. он был избран Патриаршим Синодом 270-м архиепископом Константинопольским, Нового Рима и Вселенским Патриархом (Таков официальный титул Константинопольского патриарха).
Собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца, или проще говоря, Собор Св. Георгия (греч. Kathedrikós Naós tou Agíou Geōrgíou, тур. Aya Yorgi) – резиденция и главная церковь Вселенского Константинопольского патриарха.
На здании изображен крест (под крышей), и византийский двуглавый орел (над входом).
На илл. виден залив Золотой рог, примыкающий к Босфору.
Собор открыт: с 8 ч. 30 до16 часов.
За церковью находится административное здание и библиотека Вселенского Патриархата.
Собор был построен в византийские времена, но от первоначального вида ничего не осталось, после трех перестроек: в XVII, XVIII и XIX веках.
Перестройки были проведены уже после того, как сюда въехал (в 1601 году) Константинопольский патриархат, выселив размещавшийся здесь и уцелевший при турках женский монастырь.
Среди реликвий собора столб, у которого якобы бичевали Христа. Интересна мозаика, изображающая юного Христа в шестнадцать лет над входом, уже внутри церкви. В центре зала - трон Иоанна Златоуста - константинопольского архиепископа IV века.
Также в церкви находятся его мощи и мощи Григория Богослова, а также мощи Феофании, Ефимии Всехвальной и Соломонии. Под потолком старинная кафедра для проповедей.
Над входом в резиденцию Вселенского Константинопольского патриархата в Стамбуле - Собор Св. Георгия - размещено изображение двуглавого орла.
Двуглавый орел был гербом последней византийской императорской династии Палеологов и, фактически, гербом Византийской империи, символизируя своими двумя главами Рим (Запад) и Константинополь (Восток), а также единство между Византийской православной церкви и византийским государством, которое управлялось в соответствии с принципом Symphonia, или Synallelia, т.е. симфонии между гражданскими и церковными функциями христианского общества.
Когти орла держат крест и т.н. державу, символизирующую земной шар.
Византийский двуглавый орел является довольно редко используемым символом Вселенского Константинопольского патриархата, другой эмблемой является крест.
Такой двуглавый византийский орел содержится на официальный флаге Вселенского Патриархата Константинополя и Афона, а также греческих Православных Церквей в диаспоре под управлением Константинопольского Патриархата.
Византийский герб ясно указывает на наследие Византии в истории Вселенского Константинопольского Патриархата, несмотря на многовековое подчинение этого учреждения Турции после завоевания Константинополя.
О статусе Вселенского патриархата:
Согласно официальному описанию Патриархата (с его сайта):
«Вселенский Патриархат является самым первым по старшинству и самым святым центром Православной Церкви во всем мире. Это учреждение, история которого насчитывает семнадцать веков, в течение которого он сохранял свою епархию в Константинополе (ныне Стамбул). Вселенский Патриархат представляет собой центр всех Поместных Православных Церквей, не управляя ими административно, но направляя их в силу своего первенства по старшинству в служении. При этом православные христиане на всех континентах, которые не попадают под юрисдикцию автокефальных (самостоятельных) или автономных (полунезависимых) от Патриархата Церквей, подпадают под прямую юрисдикцию Вселенского Патриархата».
Епархии Вселенского патриархата:
На территории Турецкой Республики в настоящее время имеется 5 епархий Патриархата;
Имеется ряд епархий в Греции (все монастыри Афона, Родос, Патмос, Кос, Критская полуавтономная православная церковь), не вошедшие в состав Элладской православной церкви);
А также Финляндская автономная православная церковь; Эстонская апостольская православная церковь; Германская митрополия; Французская митрополия; Австрийская митрополия; Западноевропейский экзархат русских приходов; Американская Карпатская православная епархия; Украинская православная церковь в Канаде; Украинская православная церковь в США и рассеяния; Албанская православная епархия Америки; Американская архиепископия; Буэнос-Айресская митрополия, Австралийская архиепископия; Гонконгская митрополия и ряд других.
Мониторинг Portalostranah.ru
Продолжение статьи из «AVRASYA ISBIRLIGI PERSPEKTIF» — «Перспектива» о наследии Византии в современном Стамбуле:
«Расположенная под зданием Патриархии небольшая церковь Марии монгольской интересна в первую очередь тем, что она — единственный христианский храм в городе, действующий с византийских времен и поныне. На стене ее можно увидеть фирман завоевавшего Константинополь султана Мехмеда Фатиха, гарантирующий неприкосновенность храма.
Церковь освящена в честь дочери византийского императора Михаила Палеолога (XIII в.), выданной замуж за монгольского хана Хулагу, испытывавшего большой интерес к христианскому вероучению. После смерти мужа Мария вернулась в Константинополь, где приняла постриг, став со временем настоятельницей этого храма. До недавнего времени в церковном дворе стояла перевезенная затем в Патриархию древняя статуя Марии с явно монгольскими чертами лица. Скульптор почему-то чисто физиономическим способом поведал о злоключениях принцессы, в жилах которой монгольской крови не было вообще.
В нескольких кварталах от Патриархии, посреди достаточно просторного по стамбульским понятиям сада, расположена Влахернская церковь. Над этим местом было явлено чудо, в честь которого по всей России воздвигнуты многочисленные соборы. Речь идет о «покрове Пресвятой Богородицы». Легенда рассказывает, что из-за бури, поднявшейся на море, на помощь к осажденному врагами Константинополю не мог пробиться византийский флот. И когда силы защитников были уже на исходе, на небе появилась Дева Мария, набросившая на бушующие волны свой плат — «покров». Море успокоилось, помощь подоспела, и город был спасен. Этому событию посвящены многие иконы, находящиеся во Влахернской церкви, некоторые из которых были присланы в дар из России. Особого внимания заслуживает икона, висящая справа от алтаря. Авторство ее приписывают евангелисту Луке.
За источником со святой водой начинается подземный ход, ведший до самой Святой Софии. Считается, что где-то в подземных коридорах, ныне засыпанных, спрятана казна последнего византийского императора, погибшего при штурме Константинополя турками.
Сразу за городскими стенами, между греческим и армянским кладбищами, расположен храм Животворящего источника. Уже более тысячи лет попасть сюда стремятся в надежде на исцеление святой водой страждущие из многих стран, кстати, вне зависимости от вероисповедания.
Легенда повествует о том, что, когда османская армия ворвалась в город, и Византийская империя доживала последние часы, один из монахов на берегу ручья, снабжавшего монастырь водой, жарил на сковородке рыбу. Инок не поверил известию о падении Константинополя, заявив, что скорее оживут его рыбы, чем неприятель возьмет «вечный город». Сразу после этих слов недожаренные рыбы выскочили из сковороды, и попали в ручей, где пришли в себя окончательно.
Путеводители по Стамбулу, издаваемые в Греции, рассказывают вторую часть легенды: настанет день, когда к источнику придет другой монах, выловит и дожарит рыб, все еще живущих в ручье, и тогда город снова станет христианским. Здешние служители вслух не вспоминают об этой второй части, но «золотых» рыбок (на самом деле красных, вроде слегка недожаренных) подкармливают регулярно...
Оригинал статьи был опубликован в турецком издании, издававшегося при поддержке турецкого бизнеса «AVRASYA ISBIRLIGI PERSPEKTIF» — «Перспектива» на русском языке в октябре1998 года. Номер выпуска на издании не указан. Статья приводится в сокращениях. Название статьи в оригинале «Христианские святыни Стамбула».
Составление и примечания Portalоstranah.ru
Опубликовано 29/05/2009
Дополнительно:
Вселенский Константинопольский патриарх Варфоломей чувствует себя в современной Турции «распятым»
Из программы «Голоса Греции», Афины, вещание на русском языке в рамках программы греческого иновещания на иностранных языках «Филия» («Дружба») от 21/12 /2009:
«Негативную реакцию Анкары вызвали заявления Вселенского патриарха Константинопольского Варфоломея, высказанные им в интервью американскому телеканалу CBS, где он сказал, что чувствует себя в Турции «распятым», а греки, живущие в этой стране, ощущают себя гражданами второй категории.
Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу призвал патриарха, если у него есть какие-либо трудности, обращаться к властям. Представитель министерства иностранных дел Греции Григорис Делавекурос подчеркнул в ответ, что если такое высокопоставленное лицо так ясно говорит о своих проблемах, то те, кто несет за это ответственность должны с вниманием отнестись к подобным заявлениям. Господин Делавекурос напомнил одновременно об обязательствах, принятых Турцией перед ЕС, относительно Вселенского патриархата», передавало официальное греческое иновещание «Голос Греции», программа «Филия».
Одной причин, вызвавших столь резкое заявление патриарха, как считается, является продолжающийся отказ турецких властей дать разрешение на открытие православной семинарии под Стамбулом, закрытой более 40 лет. В данном интервью патриарх также пригрозил обратиться в Международный суд в Гааге по поводу запрета на открытие этой семинарии. Подробности приводятся еще в одном сообщении программы «Голоса Греции», Афины, вещание на русском языке от 23/12/2009, которое вы можете послушать в нашем аудиофайле далее:
Смотрите также:
Византийское наследие Стамбула. Турки и Византия. Интервью директора музея Топкапи Ильбера Ортайлы
Турецкий взгляд на завоевание Константинополя
О судьбе Святой Софии при турках