Основание Токио
В нашем разделе «коротких фактов о странах» обзор об основании Токио – нынешней столицы Японии.
Для начала напомним, что Токио при своем основании, тогда еще как небольшое сельское поселение, именовался Эдо, что значит «Ворота в залив».
Название Эдо распространилось на деревню от наименования небольшого территориального феодального клана Эдо, входившего в свою очередь в большой феодальный клан Тайра. Один из глав клана Эдо Тара Сигенада (Shigenaga), расширил свои владения на юг, возведя в этой деревне в месте впадения реки Сумида в Токийский залив (тогда именовавшийся «внутреннее море», и позднее залив Эдо) в конце XII века самый первый укрепленный форт.
Название же Токио (т.е. «Восточная столица») город получил в 1868 г. после переезда императора Японии в Эдо из Киото (в то время императорской династии в результате успешного переворота была возвращена реальная власть, после многовекового правления военных правителей сегунов).
Время от основания Эдо характеризовалось рядом любопытных особенностей в развитии города, в частности касающихся состава его населения.
Итак, поговорим обо всем этом.
Старый Эдо.
Илл. со старинной гравюры из издававшегося в 1990-х-2000-х гг. при поддержке японского Министерства иностранных дел журнала «Ниппония».
Международный христианский журнал «Awake» (выпуск: январь
«В августовский день 1590 года Иэясу Токугава, ставший впоследствии основателем династии сегунов, т.е. наследственных главнокомандующих японской армией, которые обладали абсолютной властью в стране и правили от имени императора, впервые прибыл в Эдо — рыбацкую деревню на востоке Японии.
Согласно книгам по истории Токио, в то время Эдо представлял собой несколько сотен жалких лачуг, в которых жили крестьяне и рыбаки. Неподалеку были развалины крепости, возведенной более чем за сто лет до того.
Этой никому не известной деревушке со временем предстояло стать столицей Японии Токио — процветающим мегаполисом более чем с 12 миллионами жителей.
Картинка старого Эдо. Носильщики паланкина каго. Илл. со старинной гравюры из издававшегося в 1990-х-2000-х гг. при поддержке японского Министерства иностранных дел журнала «Ниппония».
Как происходило это удивительное преобразование?
Из-за феодальных междоусобиц XV–XVI веков Япония распалась на множество раздробленных княжеств. В конце концов феодалу крестьянского происхождения Хидэеси Тоетоми удалось частично объединить страну. В 1585 году он стал регентом императора. Иэясу, упомянутый вначале, сперва воевал против могущественного Хидэеси, однако позже стал на его сторону. Вместе они осадили и захватили замок Одавара — оплот влиятельного клана Ходзе. Это позволило им овладеть Канто — регионом на востоке Японии (где также и располагалась деревушка Эдо, а теперь современный Токио).
Хидэеси пожаловал Иэясу обширные земли восьми провинций Канто, которыми раньше владел в основном клан Ходзе. Так владения Иэясу были смещены к востоку. Похоже, это было сделано умышленно, чтобы держать Иэясу подальше от Киото, где жил император — формальный глава Японии. Тем не менее Иэясу был не против и прибыл в Эдо, как об этом говорилось в начале статьи. Он принялся за преобразование этой скромной деревни в свою резиденцию.
Когда Хидэеси умер, Иэясу возглавил объединенные войска восточной Японии, вступил в борьбу против западной военной группировки и в 1600 году за один день одержал над ней победу. В 1603 году Иэясу был назначен сегуном и стал фактическим правителем страны. Так Эдо превратился в новый административный центр Японии.
Иэясу обязал феодалов предоставлять рабочих и материалы для строительства громадного замка. Одно время в перевозке огромных гранитных глыб, добываемых в скалах на полуострове Идзу (в
Замок Эдо, по размаху невиданный для Японии, был закончен через 50 лет, при третьем сегуне из рода Токугава, основанного Иэясу. Он стал впечатляющим символом этой неодолимой династии.
Самураи, или воины, служившие сегуну, обосновались вокруг замка. Сегун требовал, чтобы феодалы помимо родовых замков содержали имения в Эдо.
Как, в свою очередь отмечал, касаясь вопроса основания Токио, издававшийся при поддержке японского Министерства иностранных дел журнал «Ниппония» (№ 25, от 15 июня
Журнал «Ниппония» в этом же номере приводил несколько любопытных статистических фактов, касающихся Эдо после его основания в качестве столицы. Журнал указывал, что Эдо, после того как стал политическим центром Японии, разросся, при том что 70% территории города было занято жилищами военных (динамика: в 1644 году жилища военных здесь занимали 77,5%, жилища простолюдинов — 9,8, храмы и святилища — 10,2 от общей территории; в 1865 году жилища военных занимали 63,5%, жилища простолюдинов — 17,8, храмы и святилища — 12,7). В тоже время по численности простой люд практически не уступал военному сословию, но жил в скученности.
Интересно, что согласной той же публикации, в Эдо было гораздо больше мужчин, чем женщин. Количество мужчин и женщин сравнялось в Эдо (Токио) только в XIX веке. Несомненно, этот феномен был связано с засильем военного сословия в Эдо. (В 1733 году в Эдо на 100 мужчин приходилось только 57 женщин; в
Журнал «Ниппония» писал в этой связи: «Многие жители Эдо были уроженцами других мест Японии. Они были провинциальными самураями, которых владыки местных уделов дайме оправили жить в близи их резиденций в Эдо, без семьи. К еще одной большой категории одиноких мужчин в Эдо принадлежали юноши, которые приезжали в этот город с целью обучения наукам или боевым искусствам, а также торговле».
Наличие большого числа одиноких людей в Эдо приводило к появлению и специфических привычек: например, в городе функционировало множество ларьков, предлагавших готовые блюда быстрого приготовления (лапшу соба, суши и тэмпуру). (Отметим, что тэмпура — блюдо из овощей, рыбы и морепродуктов португальского происхождения было завезено в Японию ок.
Как пишет журнал «Ниппония», уже между 1733 и 1853 гг. в Эдо проживало 1 млн. 300 человек, в то время как население Лондона и Парижа составляло тогда 700 тыс. и 500 тыс. жителей соответственно. Как сейчас Токио, так и тогда Эдо, являлся одним из крупнейших городов мира, а временами и самым крупным.
Уже около 1644 года площадь Эдо составляла 43,9 км². В то время он был больше Рима, самого большого города Европы (14,6 км²), и намного превосходил по площади Лондон (9,2 км²), указывало данное японское издание.
«Awake» развивая эту тему следующим образом: «После основания Токио, чтобы обеспечить потребности самураев, составлявших основную часть населения, в город стали стекаться купцы и ремесленники. В 1695 году — приблизительно через сто лет после появления в этих местах Иэясу — население Эдо достигло миллиона! На тот момент это был самый большой город в мире.
Картинка старого Эдо. Прогулка на воде и фейерверк на реке Сумида. Илл. со старинной гравюры из издававшегося в 1990-х-2000-х гг. при поддержке японского Министерства иностранных дел журнала «Ниппония».
Журнал «Ниппония» говоря о том, почему город Эдо занимал такую большую площадь указывал, что «это происходило потому, что город застраивался по градостроительному плану, который предусматривал наличие рвов с водой, спиралью расходящихся от замка по часовой стрелке, с использованием таких преимуществ местности как реки, долины и холмы. При достаточно высоком уровне развития строительной техники в то время, мало что могло препятствовать расширению города».
Также журнал «Ниппония» в номере от 15 июня 2003 года парадоксальным образом отмечал, что «история градостроительства Эдо и Токио — это история наступления города на море, неслучайно до 1868 года Токио был известен под именем Эдо, что значит «Ворота в залив».
В начале XVII века прилив подступал к самому основанию замка Эдо, где жил сегун. Год за годом город Эдо рос, отвоевывая все новые земли у залива. И сегодня Токийский залив оттесняют, осваивая новые земли для развития города. В эпицентре этих событий находится Одайба, море, ставшее в результате застройки прибрежным городским центром. Район Одайба получил свое имя (которое в переводе означает «форты с орудиями») от шести искусственных островов, построенных в середине XIX века и укрепленных пушками для защиты внутренней части залива и города от иностранных канонерских лодок. Современный Одайба образовался, когда залив вокруг этих шести островов был засыпан».
Век Эдо подошел к концу когда, по словам автора публикации в журнале «Awake» об основании Токио, произошло неожиданное событие, которое кардинально изменило жизнь города и всей страны. Журнал писал:
«Как-то раз на горизонтах Эдо появилось нечто странное, испускающее черные клубы дыма. Ошеломленные рыбаки подумали, что к ним приближаются плывущие вулканы! По Эдо поползли страшные слухи. Начался массовый исход.
Это были четыре американских корабля. 8 июля 1853 года командовавший ими американский коммодор Мэтью Перри приказал бросить якорь в бухте Эдо. Перри потребовал, чтобы правительство Японии открыло торговлю с его страной. Благодаря этому визиту японцы смогли увидеть, насколько их страна отстала от всего мира в военном и техническом отношении.
Это повлекло за собой ряд событий, которые привели к свержению сегуната Токугава и восстановлению императорского правления. В 1868 году Эдо был переименован в Токио, что значит «восточная столица». Данное название отражает месторасположение города по отношению к Киото. Император перенес свою резиденцию из киотского дворца в замок Эдо, который позже превратил в новый императорский дворец.
Под влиянием Запада новое японское правительство принялось за обновление страны. Многое предстояло наверстать. Некоторые называют этот период временем удивительных преобразований. В 1869 году между Токио и Иокогамой была установлена телеграфная связь. Скоро эти два города также соединила железная дорога. Среди деревянных построек неожиданно выросли кирпичные здания. Появились банки, отели, универмаги, рестораны. Открылись первые университеты. На смену грунтовым дорогам пришли мощеные. Вниз и вверх по реке Сумида стали ходить пароходы.
Даже люди стали выглядеть по-другому. Хотя самой популярной одеждой оставалось традиционное кимоно, все больше и больше японцев стали примерять западную одежду.
У мужчин вошли в моду усы, цилиндры и трости; женщины стали наряжаться в элегантные платья и учиться вальсировать.
Пиво составило конкуренцию традиционному сакэ, а бейсбол приобрел не меньшую популярность, чем борьба сумо — национальный вид спорта. Токио, как гигантская губка, впитывал и осваивал новейшие культурные и политические идеи...
По сравнению со многими городами мира 400-летний Токио довольно молод. Хотя некоторые районы и сохранили в себе дух прошлого, по большому счету мало что в городе напоминает о тех днях. Но если присмотреться, можно увидеть, что его планировка унаследована от древнего Эдо.
В самом центре сохранился огромный зеленый оазис. Там, где первоначально стоял замок Эдо, сегодня находится императорский дворец с прилегающими территориями. От него, словно нити паутины, во все стороны расходятся основные магистрали, ведущие к окраинам города,— примерно как и во времена Эдо. О былом напоминает хаотичный лабиринт улиц, многие из которых даже не имеют названия! Пронумерованные кварталы различных размеров и форм совсем не похожи на ровные линии улиц многих городов мира.
Но что больше всего сохранилось в Токио, так это его дух — восприимчивость к новому, особенно иностранному, а также стойкость и целеустремленность, которую не могут сломить ни землетрясения, ни затяжной экономический спад, ни трудности, обусловленные перенаселением. Приезжайте в Токио, чтобы ощутить его дух, погрузиться в живую атмосферу этого всемирно известного мегаполиса, выросшего из маленькой, никому не известной деревушки», приглашал токийский корреспондент международного христианского журнала «Awake».
Этот обзор об основании Токио подготовлен Portalostranah.ru по двум публикациям: заметке международного христианского журнала «Awake» (рус. изд., январь
Portalostranah.ru
Опубликовано 21/07/2014