Лидер Ирана - факих, его статус. Или почему иранцам нельзя избирать высшего руководителя страны
Иран, наряду с Ватиканом, является уникальным в современной мировой практике теократическим государством - т.е.такой страной, у власти в которой стоит духовенство.
Но, в отличие от Ватикана, Иран претендует также на то, что в его стране существует демократия и выборы для всех его жителей.
При этом высший иранский лидер из духовенства не избираем населением. А между тем этот лидер страны управляет и избираемым населением иранским президентом и всеми другими должностными лицами Ирана.
Официальные иранские лица виртуозно объясняют, почему иранский народ не может избирать себе лидера страны.
Их объяснения на эту тему, а также данные о полномочиях и порядке его избрания в нашем материале из первоисточников.
Иранская конституция о высшем лидере Ирана — факихе
Вот несколько ключевых статьей из иранской конституции (принята в 1979 году, обновлена в 1989 году), закрепляющие принцип правления факиха.
«Из преамбулы:
Принцип правления святого праведного лица. (В русском языке принято не переводить этот титул, а использовать его без перевода в персидском варианте — факих).
В соответствии с принципами управления и бессрочной необходимости лидерства, Конституция устанавливает правление святого праведного человека, обладающего необходимой квалификацией и признанием среди людей качестве лидера (в соответствии с формулой «Направление дела находится в руках того, кто познал о Божественном и вызывает доверие в вопросах трактовки о разрешенном и запретном»). Такое руководство позволит предотвратить какие-либо отклонения со стороны различных государственных органов от сути ислама.
Статья 5.:
Во время отсутствия Вали-е-Аср (да приблизит Аллах его явление!) — (букв. святого покровителя — т.е. ожидаемого иранскими мусульманами-шиитами мессии, который пока «скрыт» — прим. Portalostranah.ru) в Исламской Республике Иран управление делами правоверных и имамат в исламской умме возлагается на справедливого и набожного, обладающего широким кругозором, смелого и имеющего организаторские способности человека, который принимает эти обязанности согласно статье 107.
Статья 57.:
Управление Исламской Республики Иран осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями, которые функционируют под контролем абсолютного правления религиозного Лидера и согласно нижеследующим статьям Конституции. Указанные власти не зависимы друг от друга».
(Неофициальный период с английского Portalostranah.ru Английский текст конституции Ирана для перевода взят с сайта «International Constitutional Law» servat.unibe.ch/icl).
Бюллетень Иранского посольства и газета «Кейхан» о полномочиях высшего лидера Ирана
Portalostranah.ru предлагает также материал из архива. Нижеследующая статья была опубликована в журнале иранского посольства в Москве «Третий взгляд», выходившем в 1990-е и 2000-е годы. (Название журнала указывает на претензию представить другую — «третью» точку зрения на события, в отличие от позиции Запада и Востока — бывшего просоветского восточного блока, а ныне России). «Третий взгляд» в свою очередь перевел материал из ведущей тегеранской газеты «Кейхан» (Kayhan, «Вселенная»). Отметим, что газета «Кейхан» с 1979 года, когда она перешла под контроль помощников аятоллы Хомейни, считается самой консервативной газетой нынешнего Ирана. При этом до того газета, основанная в 1943 году, занимала умеренные позиции. Все переводы статей иранской конституции в нижеследующей публикации выполнены переводчиками издания «Третий взгляд». Стилистика текста сохраняется:
«Из газеты «Кейхан». Автор: Мохсен Ажини.
Следующие статьи Конституции Исламской Республики Иран определяют права, обязанности и место вали-е факих — Лидера страны в ее политической системе: 5, 57, 91, 107, 108, 109, 110, 112, ИЗ, 122, 130,131,142,157, 175,176, 177.
Все права и обязанности Лидера страны, которые прямо или косвенно обозначены в Конституции, можно представить в виде следующих пунктов:
1) Полное управление (статья 57).
2) Велаят-е амр (т.е. правление — прим. Portalostranah.ru) и имамат (от арабского «имама» — руководство — прим. Portalostranah.ru) в отношении исламской нации (ст. 55 и 57).
3) Велаят-е амр и все виды ответственности, вытекающие из этого (ст. 107).
4) Лидерство исламской нации (ст. 109).
5) Право издавать фетвы (т.е. решение — прим. Portalostranah.ru) по различным вопросам мусульманского права (фикх) (ст. 109).
6) Высшее официальное лицо страны (ст. 113).
7) Определение общей политики государства Исламской Республики Иран после консультаций с Ассамблеей по определению государственной целесообразности (ст. 110, 176).
8) Контроль за правильным выполнением общей политической линии государства (110).
9) Утверждение и подписание документов, принятых Советом по пересмотру Конституции, внесение предложений об изменениях и дополнениях в Конституцию в указанный Совет, назначение 10 человек со своей стороны для участия в деятельности Совета (ст. 177).
10) Принятие решения о создании Ассамблеи по определению государственной целесообразности, назначении ее членов и утверждении ее регламента (ст. 112).
11) Утверждение решений Высшего совета национальной безопасности и назначение двух из его членов (ст. 176).
12) Издание распоряжения о проведении референдума (ст. 110).
13) Обязанности Главнокомандующего Вооруженными Силами (ст. 110).
14) Объявление мира, войны и мобилизации (ст. 110).
15) Назначение, смещение и принятие отставки факихов (т.е. экспертов — богословов прим. Portalostranah.ru) Совета по охране конституции, высшего лица Судебной власти, главы Телерадиокомпании Исламской Республики Иран, Начальника Объединенного штаба, Главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, командующих вооруженных сил и внутренних войск (ст. 91, 110, 157, 175).
16) Контроль за деятельностью трех ветвей власти, разрешение споров между ними и координация их взаимоотношений (ст. 57 и 110).
17) Решение через Ассамблею по определению государственной целесообразности тех проблем общества, которые не могут быть разрешены в обычном порядке, а также консультации с Ассамблеей (ст. 110, 112).
18) Окончательное утверждение закона о количестве членов Экспертного совета и о требованиях, предъявляемых к ним, о порядке их избрания, а также утверждение Устава этого совета, принимаемого на его первой сессии (ст. 108).
19) Подписание указа о вступлении в должность избранного народом Президента и подтверждение его компетенции (ст. 110).
20) Смещение Президента или принятие его отставки (ст. 110, 130).
21) Помилование или смягчение наказания заключенных (ст. 110).
22) Передача некоторых функций лидера страны другому лицу (ст. 110).
23) Президент отвечает перед Лидером страны в сфере своих полномочий (ст. 122).
24) Согласие на замещение президента первым вице-президентом в случае смерти, отстранения от должности, отставки, отсутствия или болезни Президента; назначение исполняющего обязанности Президента в случае отсутствия первого вице-президента при изложенных выше обстоятельствах (ст. 331).
25) Лидер страны равен перед законом со всеми другими гражданами (ст. 107).
26) Собственность Лидера страны до начала его деятельности и по ее окончании проверяется главой Судебной власти на предмет выявления незаконного ее приращения.
Выдающейся особенностью Конституции ИРИ и строя Исламской Республики Иран является то, что, согласно статье 107, Лидер страны равен перед законом с остальными гражданами, а согласно статье 142, глава Судебной власти должен проверять собственность высших должностных лиц страны, в частности Лидера страны, до и после срока их службы на предмет отсутствия незаконного приращения принадлежащего им имущества. Это свидетельствует о принципе справедливого правления, в рамках которого предводитель мусульман имам Али (да будет Аллах им доволен!) в суде пользовался теми же правами, что и простой еврей», довольно пренебрежительно по отношению к евреям пишет газета «Кейхан» (вероятно потому, что быть евреем в нынешнем Иране хуже, чем зороастрийцем, и много хуже, чем простым мусульманином — о религиозных меньшинствах в Исламской Республике Иран см. здесь).
Газета далее продолжает:
«Участие народа в определении Лидера страны
В Исламской Республике народ не только может непосредственно выбирать высшие органы власти и должностных лиц (посредством президентских и парламентских выборов), но и играет определяющую роль при определении Лидера страны и главы мусульманской уммы, то есть лица, занимающего высший официальный пост в Исламской Республике Иран. Согласно статье 107 Конституции, народ выбирает на всеобщих выборов Совет экспертов, в который входят лица, обладающие достаточной компетентностью, чтобы избрать Лидера страны. Члены этого совета на основе священных законов шариата и положений Конституции назначают лидера страны и представляют его народу. Таким образом, выбирая членов Совета экспертов, народ фактически непосредственно влияет и на избрание Лидера страны.
Возможно, возникнет такой вопрос: почему же люди не могут непосредственно избрать своего Лидера так же, как избирают Президента?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует, прежде всего, отметить, что Лидер мусульман должен иметь Божественную легитимность, то есть он должен получить от Всевышнего право управлять делами мусульман.
Согласно живительному учению ислама, никто не имеет права управлять другими людьми, и только Всевышний, создавший все сущее, может управлять всеми людьми и другими существами.
Поэтому только те из людей имеют право править другими, кто получил это право от Господа.
С точки зрения ислама и Корана, право управлять людьми дано Господом только пророкам, а в полной мере — только Пророку ислама и его заместителям — безгрешным имамам.
Согласно неоспоримому шиитскому хадису, в отсутствии безгрешного имама право управлять мусульманской общиной дается факихам, отвечающим всем установленным требованиям. Поэтому любой, кто претендует на управление народом, должен быть таким факихом. Он должен быть хорошо знаком с божественными установлениями иджтихад (высказывание мнения по спорным вопросам и право выносить фетвы. прим. Portalostranah), быть набожным, справедливым и благочестивым, должен обладать соответствующим политическим и социальным мировоззрением. Только специалистам в исламе под силу различить наличие в человеке таких качеств.
Только тот, кто сам факих и моджтахид, может определить познания другого в мусульманской юриспруденции и иджтихаде. Поэтому в Конституции Исламской Республики Иран предусмотрено, что народ среди богословов и других религиозных деятелей выбирает своих доверенных представителей, которым поручается назначить правителя — лидера — исламской общины. Если эти компетентные эксперты установят, что такой-то человек обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы стать Лидером страны, он получает возможность легитимного правления.
Таким образом, Божественная легитимность, необходимая для правителя, определяется этими экспертами.
Но для того, чтобы принцип велаят-е факих воплотился в жизнь, народ также должен принять своего вождя. Ведь если и будет установлено, что человек имеет легитимную основу для выполнения функций высшего правителя, а народ его не примет, он не сможет выполнять свои обязанности. Поэтому необходимо, чтобы народ принял Лидера страны и искренне согласился следовать за ним и подчиняться ему. Этот момент и находит свое отражение в статье Конституции о выборах членов Совета экспертов.
Таким образом, если сам народ непосредственно станет избирать своего Лидера, то возможно избранный человек не будет отвечать всем необходимым требованиям, ибо для того, чтобы установить, насколько он этим требованиям отвечает, необходимы специальные знания и подготовка. Если же люди не будут участвовать в определении вождя, то есть опасность того, что он не будет пользоваться народной поддержкой и народ не пойдет за ним. Поэтому порядок выборов Совета экспертов и назначения Лидера страны представляется оптимальным. Он обеспечивает народную поддержку и Божественную легитимность», пишет газета.
Заканчивает газета «Кейхан» свою статью следующим образом:
«Тогда можно спросить: почему же Президент и другие лица выбираются непосредственно народом? Причина в том, что все эти лица получают право управлять делами народа и страны от самого Лидера. Имея его одобрение, они должны заручиться еще и народной поддержкой. Именно поэтому эти лица выбираются непосредственно гражданами страны.
Согласно статьям 91, 93, 94, 96, 99, 110, 315, 120 и 130 и другим положениям Конституции, легитимность Президента и депутатов Меджлиса возникает в результате одобрения их кандидатур Советом по охране Конституции, факихи которого прямо назначаются Лидером страны, а также посредством их контроля за выборами и вступлением в силу указа Лидера страны о вступлении в должность Президента после его избрания. Кроме того сам вали-е факих непосредственно возглавляет Судебную власть в Исламской Республике Иран», писала газета «Кейхан» (перевод по изданию на русском языке иранского посольства в Москве «Третий взгляд» № 28 от 15 июля 1994 года).
Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru на основе перевода статьи иранской газеты «Кейхан» (Kayhan, «Вселенная») о статусе лидера нынешнего теократического Ирана — факиха, и о том, почему иранцам нельзя избирать высшего руководителя страны из журнала на русском языке (выходил два раза в месяц в 1990-е и 2000-е годы) иранского посольства «Третий взгляд»; текущей версии иранской Конституции (использовалась англоязычная версия); другим материалам.
Также см. о том, почему еще одной теократии — Ватикану не нужна демократия:
Население Ватикана и гражданство Ватикана: уникальные особенности